Научная статья на тему 'Общественные блага: проблема многогранности понятия'

Общественные блага: проблема многогранности понятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4024
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / НЕКОНКУРЕНТНОСТЬ / НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ / ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов Н.М.

Автор исследует проблему многогранности понятия «общественные блага» исходя из причин экономического характера, политических и социальных факторов и большого значения во всех областях жизни общества относительно рыночных механизмов производства. Актуальность производства общественных благ и их потребления в обществе напрямую связана с уровнем общественного благосостояния и является одной из важнейших задач в любой стране, в том числе в Российской Федерации. До сих пор понятие «общественные блага» связывается с теоретическим представлением о необходимости государственного участия в экономике или демонстрирующим эффект двойного искажения результатов рыночных отношений и необходимости государственного регулирования, что не удовлетворяет условиям и особенностям предоставления общественных благ. В связи с этим рассматриваются различные подходы к пониманию общественных благ как с экономических, так и социальных позиций; роль и проблемы государства как главного общественного блага; приводятся примерные признаки, идентифицирующие общественные блага; предлагается вариант общественного блага как продукта, работы или услуги с высокой социальной значимостью, предоставляемых за счет государственного финансирования на безвозмездной или условно безвозмездной (доступной ценовой) основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social goods: the problem of the concept's complexity

The article researches the problem of the concept «social goods» complexity, based on reasons of economic character, political and social factors and significance of all the fields in the life of society as far as market mechanisms of production. The urgency of social goods production and theirs consumption in society is closely connected with the level of public wealth and it is one of the most important tasks in every country and especially in Russian Federation. Even today the concept «social goods» is connected with theoretical representation about necessity of state participation in economy or demonstrating effect of double distortion of market relations' results and necessity of state regulation, what doesn't fit to the conditions and peculiarities of social goods supply. According to this the article considers different approaches to understanding of social goods, economic and social positions, the role and problems of the state as a main social good; the work also provides close properties identifying social goods; it suggests the variant of social good as a product of work or service with a high moral significance supported by state finance on free or even free (available for everybody) base.

Текст научной работы на тему «Общественные блага: проблема многогранности понятия»

Н.М. Куликов, канд. пед. наук, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, nkulikov17@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ПРОБЛЕМА МНОГОГРАННОСТИ ПОНЯТИЯ

Автор исследует проблему многогранности понятия «общественные блага» исходя из причин экономического характера, политических и социальных факторов и большого значения во всех областях жизни общества относительно рыночных механизмов производства. Актуальность производства общественных благ и их потребления в обществе напрямую связана с уровнем общественного благосостояния и является одной из важнейших задач в любой стране, в том числе в Российской Федерации. До сих пор понятие «общественные блага» связывается с теоретическим представлением о необходимости государственного участия в экономике или демонстрирующим эффект двойного искажения результатов рыночных отношений и необходимости государственного регулирования, что не удовлетворяет условиям и особенностям предоставления общественных благ. В связи с этим рассматриваются различные подходы к пониманию общественных благ как с экономических, так и социальных позиций; роль и проблемы государства как главного общественного блага; приводятся примерные признаки, идентифицирующие общественные блага; предлагается вариант общественного блага как продукта, работы или услуги с высокой социальной значимостью, предоставляемых за счет государственного финансирования на безвозмездной или условно безвозмездной (доступной ценовой) основе.

Ключевые слова: общественные блага, социальная значимость, неконкурентность, неисключа-емость, признаки общественных благ.

Повышение уровня общественного благосостояния является одной из важнейших задач в любой стране, в том числе в Российской Федерации, и напрямую зависит от величины производства общественных благ и их потребления в обществе.

В современных условиях развития России и мира в целом рост производства и потребления общественных благ определяется не только и не столько причинами экономического характера, но также политическими и социальными факторами и приобретает большое значение во всех областях жизни общества.

Стабильное снижение социально-экономических показателей государства в результате затянувшихся реформ, в том числе в сфере предоставления общественных благ, имеющих высокую социальную значимость: образования, науки, здравоохранения, куль-

туры, болезненно отражается на российском обществе вплоть до возникновения открытого противостояния общества и власти, деятельность которой должна быть направлена на защиту общественных интересов.

Еще в 1892 году немецким экономистом А. Вагнером был сформулирован закон о более быстром росте государственных расходов по сравнению с увеличением ВВП, то есть фактически о повышении значимости государственного и общественного сектора экономики относительно рыночных механизмов производства, что подтвердилось в ХХ веке увеличением доли расходов расширенного правительства в ВВП, получаемой за счет общественного сектора1.

Можно отметить, что за период с 1960 по 1999 год доля расходов расширенного правительства в ВВП некоторых стран Организации экономического сотрудничества

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Доля расходов расширенного правительства в ВВП некоторых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), %2

Страна/Год 1960-1973 1974—1979 1980—1989 1990—1999

Швейцария 20,3 29,2 30,3 —

США 29,4 32,5 35,8 32,7

Япония 19,5 28,4 32,8 33,2

Австралия 24,4 33,6 36,6 34,7

Великобритания 36,7 44,4 44,9 40,6

Испания — 26,8 39,1 42,9

Канада 31,6 39,2 45,0 44,7

Германия 37,5 47,5 47,8 45,7

Нидерланды 40,8 52,8 60,4 47,1

Бельгия 36,0 53,2 61,2 50,2

Австрия 38,7 46,7 51,0 50,9

Италия 33,7 42,9 49,0 51,3

Финляндия 30,3 38,7 43,5 52,6

Швеция 38,9 54,4 62,9 60,2

Средняя по странам ОЭСР 31,7 40,9 46,2 44,6

и развития в среднем увеличилась на 12,9% (с 31,7 до 44,6%), что свидетельствует о повышении роли государственного регулирования в экономике развитых стран, в том числе за счет увеличения общественных благ.

При всем внимании развитых и других стран к вопросу производства и потребления общественных благ существует проблема самого определения «общественные блага».

Так, С.В. Белоусова справедливо указывает: «Отсутствие единства в объяснении феномена общественного блага, многоплановость исходных позиций при раскрытии его генезиса не позволяет говорить о каком-либо достаточно четком теоретическом представлении этого явления»3.

До сих пор общественное благо выступает неопределенным теоретическим представлением о необходимости государственного участия в экономике или демонстрирующим эффект двойного искажения результатов рыночных отношений и необходимости государственного регулирования. Однако ни то ни другое не является исчерпывающим условием или особенностью

предоставления общественных благ и тем более объяснением тому, сколько и каких общественных благ создавать.

Даже принимая во внимание, что общественные блага призваны компенсировать недостатки рынка, не совсем получается объяснить необходимость расходования достаточно больших объемов бюджетных средств на ряд услуг, не обоснованных по целесообразности их предоставления, недостаточно рассчитанных по количеству и качеству, то есть создается впечатление отсутствия или значительной искаженности «обратной связи» между потребностями общества и реакцией государства. При создании государством общественных благ информация о результатах может вернуться через значительный промежуток времени из недостаточно определенных объектов воздействия, что часто служит причиной неоптимальной реакции государства на внутренние процессы.

С общенаучной точки зрения общественные блага в широком смысле можно рассматривать как процесс и отчасти как результат благоденствия в обществе. Более конкретно — это производство коллективных благ.

Даже принимая во внимание, что общественные блага призваны компенсировать недостатки рынка, не совсем получается объяснить необходимость расходования достаточно больших объемов бюджетных средств на ряд услуг, не обоснованных по целесообразности их предоставления, недостаточно рассчитанных по количеству и качеству.

дискуссия

журнал научных публикаций

С социальной точки зрения понятие «общественное благо», исходя из того, что всё в обществе — «общественно» и «общество состоит из людей», достаточно противоречиво, поскольку механически соединяет то, что всегда лишь становится, представляет тенденцию. По мнению Л.В. Смор-гунова: «Субъективность, изолированная в пределах самой себя, попадает в тупик при определении общественного блага только из своей субъективности. В этом случае благо принимает лишь первое, явно формальное, определение: поступать справедливо; добиваться собственного благосостояния и тем самым благосостояния других»4.

Можно представить само государство (или рынок) в качестве своеобразного общественного блага. Но, как выяснилось, для такого вида благ характерны перепроизводство и дефицит, что включает механизм исключения и рационирования, возникает полуконкурентное потребление и общественное благо становится уже не совсем общественным.

В середине двадцатого века теорию общественных благ предложил П. Самуэльсон, по которой производство части товаров, потребляемых безвозмездно большей частью общества, то есть фактически всеми, ложится на государство

Общественные блага в широком

смысле можно рассматривать как процесс и отчасти как резуль

тат благоденствия в обществе. Более конкретно - это производство коллективных благ.

в силу невыгодности их производства рынком, так как нет расходов, связанных с производством дополнительного количества блага, а значит дополнительное количество благ должно предоставляться бесплатно, что отталкивает от производства общественных благ частный сектор, ориентированный на максимальную прибыль.

Как и частные блага, общественные блага выступают носителями полезности. При этом производство, распределение и потребление их осуществляется не на рыночных условиях. Исходя из вышесказанного ряд авторов указывают, что общественное благо — благо, предоставляемое не на рыночных условиях. Так, А.Б. Борисов в «Большом экономическом словаре» под общественными благами понимает товары и услуги, поставляемые государством на нерыночной основе5. Похожее определение общественным благам дает О.С. Белокрылов — это товары и услуги, созданные вне рыночного сектора экономики6.

В этом определении есть два положения, которые, по мнению автора, неправильно отражают специфику производства общественных благ в общественном секторе. Во-первых, это не товары и предназначены они для свободного пользования, но не для свободного

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

обмена и продажи, а во-вторых, они создаются на нерыночной основе, то есть в социальной сфере экономики.

Социальная значимость общественного блага может быть условно представлена через обязательное предоставление блага всем при предоставлении одному, и недопущение кого-нибудь к пользованию которым нецелесообразно либо невозможно, или, говоря словами П. Самюэльсона (1954), «пользование одного индивида данным благом не должно наносить ущерб пользованию этим благом любого другого индивида»7.

Конкретизируя вышесказанное, следует отметить два основополагающих признака общественных благ, а именно неконкурентность и неисключаемость.

Неконкурентность предоставляемого общественного блага происходит из неделимости блага, невозможности только индивидуального предоставления, неизбирательности и предполагает совместное потребление. Предоставление общественного блага отдельному человеку не снижает возможности пользования им для других. Общественное благо является доступным для использования всеми в неизменном качестве и количестве.

Неисключаемость общественного блага основывается на технической невозможности или запредельно высоких издержках недопущения к благу других потребителей, то есть благо, принципиально доступное одному, доступно и остальным.

«Общественные блага представляют собой выгоды и преимущества, действия и структуры, которые могут использоваться не только определенными гражданами, но и всем обществом, причем потребление одних групп населения не может осуществляться за счет ущемления прав других его слоев»8.

В экономике страны общественные блага представляются как наиболее сложный процесс по факторным условиям формирования и по своей внутренней структуре; выступают основным результатом дея-

тельности специфического сектора экономики — общественного сектора; являются важнейшим представителем особого продукта в экономике — услуги; служат источником глубокой спецификации предприятий, организаций, учреждений, производящих конкретное общественное благо.

Исходя из экономических представлений общественное благо можно определить как специфический вид услуги, производимой в общественном секторе экономики для общего (в том числе совместного) потребления физическими и юридическими лицами.

Подводя итоги вышесказанному, можно предложить следующие критерии, отвечающие понятию «общественное благо»:

— предоставляются бесплатно либо за «символическую» плату;

— производятся в интересах большинства населения с неограниченным доступом;

— могут носить навязываемый характер без возможности отказа от потребления;

— новые получатели не конкурируют с существующими при потреблении блага;

— личное потребление блага не может быть измерено;

— затруднена возможность запрета на потребление блага;

— блага производятся за счет государственного финансирования различными секторами экономики на основе мониторинга изменения социального эффекта.

Таким образом, можно определить общественное благо как продукт, работу или услугу, имеющие высокую социальную значимость, предоставляемую за счет государственного финансирования на безвозмездной или условно безвозмездной (доступной ценовой) основе. ^

Литература

1. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М: Дело, 2005. С. 484.

2. Там же.

3. Белоусова С.В. Общественные блага и актуальные аспекты их создания: монография. Новосибирск: ЦРИС — изд-во «СИБ-ПРИНТ», 2009. С. 9.

Общественные блага представляют собой выгоды и преимущества, действия и структуры, которые могут использоваться не только определенными гражданами, но и всем обществом, причем потребление одних групп населения не может осуществляться за счет ущемления прав других его слоев.

дискуссия

журнал научных публикаций

4. Государственное управление и политика: Учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 68.

5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд 2- е перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2004. С. 546.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. О.С. Белокрыловой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 236.

7. Политология. Словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www. onlineslovari.com/politologiya_ slovar/page/obschestvennoe_blago.2189 (дата обращения: 13.03.2014).

8. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: учебник для вузов. М.: Элит, 2006. С. 305.

SOCIAL GOODS: THE PROBLEM OF THE CONCEPT'S COMPLEXITY

N.M. Kulikov, Candidate of pedagogy, the deparment of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, nkulikov17@mail.ru

The article researches the problem of the concept «social goods» complexity, based on reasons of economic character, political and social factors and significance of all the fields in the life of society as far as market mechanisms of production. The urgency of social goods production and theirs consumption in society is closely connected with the level of public wealth and it is one of the most important tasks in every country and especially in Russian Federation. Even today the concept «social goods» is connected with theoretical representation about necessity of state participation in economy or demonstrating effect of double distortion of market relations' results and necessity of state regulation, what doesn't fit to the conditions and peculiarities of social goods supply. According to this the article considers different approaches to understanding of social goods, economic and social positions, the role and problems of the state as a main social good; the work also provides close properties identifying social goods; it suggests the variant of social good as a product of work or service with a high moral significance supported by state finance on free or even free (available for everybody) base.

References

1. Gaidar E.T. Dolgoe vremia. Rossiia v mire: ocherki eko-nomicheskoi istorii [For a long time. Russia in the world: essays in economic history]. Moscow, Delo Publ., 2005. 656 p.

2. Gaidar E.T. Dolgoe vremia. Rossiia v mire: ocherki eko-nomicheskoi istorii [For a long time. Russia in the world: essays in economic history]. Moscow, Delo Publ., 2005. 656 p.

3. Belousova S.V. Obshchestvennye blaga i aktual'nye as-pekty ikh sozdaniia: monografiia [Public good and relevant aspects of their creation: monograph]. Novosibirsk, TsRIS - izd-vo «SIB-PRINT» Publ., 2009. 179 p.

4. Gosudarstvennoe upravlenie i politika: Uchebnoe poso-bie / pod red. L.V. Smorgunova [Government and politics: textbook / Ed. by L.V. Smorgunova]. St. Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta Publ., 2002. 564 p.

5. Borisov A.B. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [A large dictionary of Economics]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2004.860 p.

6. Ekonomicheskaia teoriia: Uchebnik dlia vuzov / Pod red. O.S. Belokrylovoi [Economic theory: a Textbook for high schools / Under the editorship of the O.S Belokry-lova]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2006. 448 p.

7. Politologiia. Slovar' [In political science. Dictionary.] Available at: http://www. onlineslovari.com/politologi-ya_slovar/page/obschestvennoe_blago.2189 (accessed 13.03.2014).

8. Sidorov V.A. Obshchaia ekonomicheskaia teoriia: uchebnik dlia vuzov [General economic theory: the textbook for high schools]. Moscow, Elit Publ., 2006. 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.