Научная статья на тему 'Общественное взаимодействие институтов власти и общества в осуществлении культурно-просветительских мероприятий на Северном Кавказе в1921-1925 гг'

Общественное взаимодействие институтов власти и общества в осуществлении культурно-просветительских мероприятий на Северном Кавказе в1921-1925 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеджемов Сергей Русланович, Магометов Алихан Алимбекович

В статье на материалах периодической печати анализируется проблема взаимодействия институтов власти и общества в осуществлении культурно-просветительских мероприятий на Северном Кавказе в1921-1925 гг. Их проведение во многом обусловило решение задач индустриализации и аграрных преобразований. Восстановление, строительство и перестройка социально-экономической структуры государства, провозглашенные партией большевиков, требовали высокой культуры трудящихся масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное взаимодействие институтов власти и общества в осуществлении культурно-просветительских мероприятий на Северном Кавказе в1921-1925 гг»

УДК 94

Чеджемов Сергей Русланович

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета) srchedgemov@mail.ru

Магометов Алихан Апимбекович

аспирант кафедры теории и методологии социальной работы Северо-Осетинского государственного университета им. КЛ. Хетагурова srchedgemov@mail.ru

Общественное

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В1921-1925 гг.

Sergei R. Chedzhemov

doctor of pedagogical Sciences, professor. Department of theory and history of state and law, North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) srchedgemov@mail.ru

Alikhan A. Magometov

graduate student. Department of theory and methodology of social work,

North Ossetian State University of K.L. Khetagurov srchedgemov@mail.ru

Public interaction of

INSTITUTES OF POWER AND SOCIETY IN IMPLEMENTATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIONS IN THE NORTH CAUCASUS IN 1921-1925

Аннотация. В статье на материалах периодической печати анализируется проблема взаимодействия институтов власти и общества в осуществлении культурно-просветительских мероприятий на Северном Кавказе в 1921-1925 гг. Их проведение во многом обусловило решение задач индустриализации и аграрных преобразований. Восстановление, строительство и перестройка социально-экономической структуры государства, провозглашенные партией большевиков, требовали высокой культуры трудящихся масс.

Annotation. The article on the materials of periodical press examines the problem of interaction of governmental institutions and society in the implementation of cultural and educational activities in the Northern Caucasus in 1921-1925 years. Their conduct largely determined the solution of tasks of industrialization and agricultural transformation. Restoration, construction and restructuring of socio-economic structure of the state, declared by the Bolshevik Party, demanded the high culture of the working masses.

Ключевые слова: Северный Кавказ, институты власти и общества, просвещение, неграмотность, периодическая печать, социалистическая модернизация,

Keywords: North Caucasus, institutions of power and society, education, illiteracy, periodical press, socialist modernization

После Февральской и Октябрьской революций 1917 года на Северном Кавказе происходила неоднократная смена власти, но к 1921 г. завершились эпизоды Гражданской войны. В целом, в стране установились мир и относительный правопорядок, сформировалась модель новой экономической политики, стал намечаться определенный успех в хозяйственном и культурном строительстве. Происходящие перемены во многом были обусловлены деятельностью новых органов советской власти, как центральных, так и местных.

Решающую роль в организации их деятельности сыграли большевистские организации сумевшие обеспечить взаимосвязь и взаимодействие цен-

тральных и местных органов власти, и в свою очередь взаимодействие институтов власти и общества. На Северном Кавказе, как справедливо отмечает профессор С.Р. Чеджемов, «в 1920 году, после установления Советской власти на Северном Кавказе была создана Горская автономная советская социалистическая республика, в которую входили 6 национально-административных округов -Балкарский, Ингушский, Кабардинский. Карачаевский, Осетинский, Чеченский, причем города Владикавказ и Грозный не входили в состав Горской АССР» [1].

На территории этих образований необходимо было наладить мирную жизнь. Рассматривая

140

вопросы оптимальных форм общественного взаимодействия и организации институтов власти в период установления советской власти и социалистической модернизации на Северном Кавказе, мы считаем более правильным отойти от сложившейся советской модели освещения этих вопросов, когда среди задач построения социализма, согласно марксистско - ленинскому классовому подходу, первоначальной задачей признавалась индустриализация, кооперация и уже затем - культурная революция. Мы считаем, что культурно-просветительские мероприятия являлись главенствующими в тот период времени. Их решение во многом обусловило решение задач индустриализации и аграрных преобразований. Восстановление, строительство и перестройка социально-экономической структуры государства, провозглашенные партией большевиков, требовали высокой культуры трудящихся масс.

Перед центральными и местными органами властями края стояла задача осуществить важнейшие мероприятия, направленные на повышение культурного уровня горских народов. Необходимо было создать условия «для приобщения самых широких масс трудящихся к политике, знаниям, эстетическим ценностям, распространение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа, преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов». Задача «состояла не только в том, чтобы научить людей читать и писать. Надо было утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества. Надо было подготовить свои, советские высококвалифицированные кадры.

Партийно-советское руководство Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии приступило к решению этих актуальных задач. В конце ноября 1920 года был издан приказ Терского облисполкома «О мерах по ликвидации неграмотности среди населения области» [2]. Совет Народных Комиссаров Горской АССР своим постановлением от 18 июля 1921 года обязал всех граждан ГАССР в возрасте от 14 до 30 лет включительно «обучаться грамоте на родном и русском языках в порядке государственного принуждения в течение 1921-1922 годов» [3].

С наступлением восстановительного периода во всех округах Терека начался новый этап развития народного образования. За короткий срок в Грозненском, Шалинском, Веденском, Шатоев-ском, Надтеречном и других районах открылись школы на 2 125 детей. В ноябре 1921 года только в Чечне было открыто семь школ.

Большая работа проводилась среди взрослого населения национальных областей Северного Кавказа. Уже к концу 1921 года в Кабарде и Бал-карии насчитывалось 36 ликбезов [4]. В 19211922 учебном году в Северной Осетии работала 121 школа, 46 из которых находились в г. Владикавказе. В этих школах обучалось 12 366 детей [5]. На ликвидацию неграмотности в Чечне летом 1925 года Северо-Кавказским краем было выделено 3 910 рублей. Одним из важнейших аспектов культурной революции были культурно-

просветительные учреждения. В 1924 году в клубах Грозного действовало более 160 кружков, в которых участвовало 3.150 человек. В том же году в клубах города было проведено 500 мероприятий, охвативших 112 тысяч человек [6]. В 1925 году Чечня имела следующую сеть культурно-просветительных учреждений: 36 изб-

читален, 42 ликвидационных пункта, 1 клуб горянок, один дом чеченца в Г розном.

На 1 октября 1923 года во Владикавказе насчитывалось 12 общеобразовательных библиотек, 1 детская и 3 отделения при районных библиотеках, передвижек детских, школьных и общеобразовательных - 55. Количество читателей в библиотеках без передвижек на ту же дату составило 6.403. В это время, в округах Горской АССР насчитывалось: 1 библиотека и 9 изб-читален с количеством читателей 879. Во всех библиотеках Горской АССР для общего пользования было 6.342 книги.

Только за один год библиотеки республики провели свыше двадцати агиткампаний. Партийные организации па местах принимали конкретные меры к улучшению культурно-просветительной работы. Так, постановлением бюро СевероОсетинского обкома РКП(б) от 12 ноября 1924 г. на территории области было дополнительно открыто 50 изб-читален, организовано 50 политкружков и 8 школ-передвижек, которые снабжались необходимой литературой.

Во всей многосложной работе по ликвидации культурной отсталости горских народов, в строительстве новой советской школы, налаживании и активизации деятельности культпросветучреждений, подготовке национальных кадров для народного хозяйства партийные и советские организации исключительно большую роль отводили периодической печати, в частности, газетам, выходившим в национальных областях Северного Кавказа -«Коммунист», «Кермен», «Горская правда»,

«Нефтерабочий», «Красная Кабарда», «Советская автономная Чечня», «Растдзинад», «Сердапо», «Карахапк», «К свету», «Власть труда», «Грозненский рабочий». Одна из главных задач была в том, чтобы способствовать бурному развитию культурной революции.

Периодическая печать региона выразила твердую уверенность в том, что задачи культурной революции будут успешно выполнены, так как «социалистическая революция пробудила в народных массах Дагестана, Ингушетии, Чечни, Осетии, Адыгеи, Кабарды и Балкарии огромную тягу к знаниям. Работники печати видели одну из своих главных задач в том, чтобы «способствовать бурному развитию культурной революции чеченцев, дагестанцев и других народов, населяющих Северный Кавказ», называли себя «мощным и действенным инструментом культурного преобразования края, населенного большим количеством разных народностей» [7].

Анализ материалов газет национальных областей Северного Кавказа за 1921-1922 годы дает возможность определить основные направления, по которым велась работа по осуществле-

141

нию задач культурной революции. Многочисленные выступления в газетах, посвященные культурной революции, можно классифицировать следующим образом: борьба за ликвидацию неграмотности; борьба против насилия духовенства, религиозного фанатизма, законов шариата и адатов; борьба за строительство культпросветучреждений и налаживание их работы; борьба за широкое проникновение книг и газет в аулы и селения; борьба за фактическое раскрепощение и равноправие женщины-горянки и т.д.

Газеты, выходившие в Грозном, Чечне и Ингушетии, в развитии культурной революции играли огромную роль. Их значение особенно велико в просвещении трудящихся масс. На страницах «Нефтерабочего», «К свету», «Советской автономной Чечни», «Сердало», «Грозненского рабочего» и «Серло» постоянными были следующие рубрики: «Безграмотность тормозит ход культурной революции», «Все - на ликбезрабо-ту», «Помни: неграмотность - резерв для мусульманского духовенства», «Комсомолец! Обучи неграмотного, вооружи его букварем». Перечень рубрик свидетельствует о том, что печать правильно понимала свои важные задачи и верно ориентировала трудящихся. С активным участием газеты «Нефтерабочий» в 1922 году культармейцы г. Грозного в аулах Чечни организовали 52 пункта ликвидации неграмотности [8].

Борьба за ликвидацию неграмотности была для газеты новым делом, не имевшим прецедента в истории дореволюционной печати. Газета «Сердало» выступила в качестве первооткрывателя в одной из сложных сфер общественной жизни. Рубрика «Долой неграмотность» была постоянной на страницах. «Сердало». «Изучайте грамоту, выходите из темноты», - призывала газета в статье «Изучайте грамоту» [9]. Широкий фронт деятельности наметила для печати в области борьбы за грамотность газета «Грозненский рабочий», которая публиковала свои материалы под рубрикой «Долой неграмотность» [10].

Периодическая печать всемерно поддерживала усилия партийных и советских организаций, направленные на развитие народного образования. Например, когда в 1924 году обнаружился резкий подъем в области школьного движения Чечни, газета «Нефтерабочий» не без гордости и восторга писала: «3 Чечне есть 24 школы первой ступени. Обучение во всех школах бесплатное, наплыв учащихся громадный. Поэтому открывается 11 школ в самых глухих уголках Чечни» [11].

Большую роль в деле поднятия культурного уровня населения сыграли такие общественные организации, как Чрезвычайная комиссия по

Литература:

1. Чеджемов С.Р. Развитие государственноправовых отношений и правовой культур на юге России (XVIII - начало XXI веков). Владикавказ, 2012. С. 266.

ликвидации неграмотности (ЧКЛН) и Обществ «Долой неграмотность» (ОДН). Хорошо понимая роль этих органов по ликвидации неграмотности, партийно-советская печать выдвинула задачу оказывать им постоянное содействие.

После завершения 1921-1922 учебного года Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности вошла с докладной запиской в Народный Комиссариат Горской республики. В ней содержались данные о численности неграмотного населения в республике (130 тысяч человек), о количестве красноармейцев, обученных грамоте за год (4 000 человек), о новых пяти школах для детей национальных меньшинств.

Печатные органы, обслуживавшие горские народы Терека, отличались аналитическим подходом к вопросам ликвидации неграмотности и развития народного образования. Они помогали читателям осмыслить в исторической перспективе практику партийного руководства народным образованием, предвидеть закономерности ее развития, определить значение культурного развития трудящихся горцев в сложной сфере общественной жизни

26 декабря 1924 года исполнилось 5 лет со дня издания декрета о ликвидации неграмотности. В связи с приближением этого дня газета «Растдзинад» опубликовала письмо агитотдела Северо-Осетинского обкома партии всем окружным комитетам РКП(б) о проведении однодневной кампании по ликвидации неграмотности [12]. Газета сообщала, что однодневки проводился под лозунгами: «Ликвидация неграмотности среди трудящихся осетин к 10-й годовщине Октябрьской революции!», «Выполнить завет Ильича - дружным фронтом на борьбу с неграмотностью!», «Ликвидируя неграмотность, поднимем производительность труда!», «Грамотный, обучи неграмотного!», «Все в члены общества «Долой неграмотность!» [13]. Результаты однодневки широко комментировались печатью. Газета «Растдзинад», например, посвятила им две колонки первой страницы номера от 30 декабря 1924 года и три колонки второй страницы номера от 4 января 1925 года. В последующих номерах неоднократно упоминала об однодневке по ликвидации неграмотности и призывала чаще практиковать такие кампании.

Проанализировав различные материалы партийно-советской печати Северного Кавказа в те годы, мы пришли к выводу, что взаимодействие общества и государства осуществлялось в данном вопросе по двум основным направлениям -развитие культурно-просветительных учреждений и ликвидации неграмотности и обучение национальных кадров.

Literature:

1. Chedzhemov S.R. Development of state legal relations and legal cultures in the south of Russia (the XVIII - beginning of the XXI centuries). Vladikavkaz, 2012. P. 266.

142

2. ЦГА РСО - Алания. Ф. 303, Оп. 1, Д.. 70, Л. 50;

3. ЦГА РСО - Алания. Ф. 123, Оп. 1, Д. 12. Л. 15.

4. ЦГА КБР Ф. 264, Оп. 1, Д. 19, Л. 13.

5. ЦГА РСО - Алания. Ф. 81, Оп. 1, Д. 117, Л. 73.

6. Саидова X. Профсоюзы Чечено-Ин^шетии в начальный период социалистической реконструкции народного хозяйства. Грозный, 1968. С. 16.

7. Советский Юг. 1922. № 16.

8. Нефтерабочий. 1922. № 162.

9. Сердало. 1924. № 7.

10. Г розненский рабочий. 1925. № 170.

11. Нефтерабочий. 1924. № 179.

12. Растдзинад. 1924. № 63.

13. Растдзинад. 1924. № 67.

2. CSA RNO - Alania. F. 303, Inv. 1, File 70, L. 50.

3. CSA RNO - Alania. F. 123, Inv. 1, File 12. L. 15.

4. CSA KBR F. 264, Inv. 1, File 19, L. 13.

5. CSA RNO - Alania. F. 81, Inv. 1, File 117, L. 73.

6. Saidova Kh. Labor unions of Chechen-Ingushetia in an initial stage of socialist reconstruction of national economy. Grozny, 1968. P. 16.

7. Soviet South. 1922. № 16.

8. Oil worker. 1922. № 162.

9. Serdalo. 1924. № 7.

10. Grozny worker. 1925. № 170.

11. Oil worker. 1924. № 179.

12. Rastdzinad. 1924. № 63.

13. Rastdzinad. 1924. № 67.

143

ЮРИДИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.