УДК 371
Куприянова Светлана Анатольевна
кандидат педагогических наук Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, Московская область [email protected]
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
В статье рассматриваются актуальные вопросы участия родителей в государственно-общественном управлении образовательными организациями. Проанализированы основные права родителей как участников образовательных отношений. Рассмотрены трудности родительского участия.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, права родителей несовершеннолетних обучающихся.
В современном мире обострилась конкурентная межгосударственная борьба. Одним из главных ресурсов, который способен обеспечить конкурентоспособность страны становится человеческий ресурс. Поэтому развитию данного ресурса уделяется пристальное внимание. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определила вызовы, стоящие перед нашим государством. В данной концепции главная роль отводится именно модернизации образования, которая должна способствовать повышению его качества. Современное образование призвано соответствовать требованиям инновационного развития экономики и общества в целом, развитию и совершенствованию человеческого ресурса.
Модернизация образования нацелена совершенствовать содержание образования, оптимизировать способы и технологии организации образовательного процесса и, самое главное, переосмыслить цель и конечный результат образования. Управление образованием все больше отходит от принципов жесткой регламентированности, централизации и закрытости от общества. В стране активно развиваются общественные институты, формируется гражданское общество, которое может и должно участвовать в управлении образованием. Так как именно от образования зависит будущее этого общества. Современная школа становится все более открытой, самостоятельной и свободной. Г.Н. Скударева считает, что «в настоящее время в стране целенаправленно укрепляются государство и его властные структуры, что оправдывает ожидания наших сограждан, связывающих современную политику с улучшением собственного правового, экономического и социального положения. Сфера образования при этом состоит в тесном конструктивном диалоге с государством, ожидания которого в отношении приоритетов образования в условиях укрепления государственности сконцентрировали в себе основные стратегические ориентиры государственной политики: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Государственная программа «Развития образования на
2013-2020 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.» [5, с. 11].
Введение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») внесло изменение в содержание правового статуса образовательных организаций. Образовательным организациям дана самостоятельность при решении многих вопросов.
Согласно ст. 89 п. 1 Федерального закона № 273-Ф3 управление образованием носит государственно-общественный характер (ГОУ) [6]. Проблему государственно-общественного управления образованием исследовали такие ученые как С.Г. Косарецкий, А.М. Моисеев, А.А. Седельников, Е.Н. Шимутина. А.М. Моисеевым дано следующее определение понятия ГОУ образованием: «Это - особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. ГОУ образованием может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм ГОУ образованием» [2, с. 34].
С.В. Нечаева и Е.К. Шибанова считают, что государственно-общественное управление это «постоянное ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компенсацию государства в области образования (органы государственной власти, ор-
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Куприянова С.А., 2015
ганы управления образованием, руководители образовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающие интересы в области образования гражданского общества, населения» [8, с. 227].
Представляют научный интерес исследования, посвященные исторической ретроспективе взаимодействия государства и общества в сфере образования. В своей диссертации «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России» Н.М. Федорова рассмотрела этапы развития государственно-общественного управления в нашей стране и пришла к выводу, что «активное участие общества в управлении школьным образованием возможно при открытом согласовании позиций сторон, определении приоритетов и запросов общества в отношении школьного образования», а достичь этого можно только создав коммуникативное поле взаимодействия государства и общества [7, с. 38]. Автором также рассмотрены риски государственно-общественного управления, в частности «несоответствие между декларируемыми демократическими общественными ценностями и реальной практикой управления государством и всеми его структурами» и др. [7, с. 34].
Как видно, государственно-общественное управление предполагает активное взаимодействие государства и общества с целью решения важнейших проблем, которые стоят перед современной школой. Образование реализует заказ личности, общества и государства, поэтому вполне справедливым является и то, что общество принимает все более активное участие в образовательной сфере. Особенностью государственно-общественного управления является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием.
Государство и общество могут совместно влиять на формирование образовательной политики, решать вопросы материального обеспечения образовательных организаций, создавать социальную среду для обучающихся.
Государственно-общественное управление имеет две составляющие. Государственная составляющая включает в себя контроль государства над образованием и реализуется через процедуры лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных организаций, государственного контроля и надзора. Государственная составляющая общественно-государственного управления образования важна, так как именно и благодаря ей обеспечивается доступность получения полноценного качественного образования всеми гражданами государства. Но этого недостаточно для действительно полноценного функционирования образовательной системы. В нашей стране все активнее происходят процессы формирования института гражданского общества, в свя-
зи с этим все большую значимость приобретает именно общественный характер управления. Образовательные организации становятся все более открытыми для общественности, постоянно прислушиваются к ее запросам и вносят коррективы в свою деятельность.
Современные образовательные организации оказывают образовательные услуги, поэтому на первый план выходит задача всеобщей доступности предоставления образовательной услуги, соответствующей запросам потребителей.
Согласно ст. 26 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности [6]. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Согласно Закону РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной общеобразовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К потребителям образовательных услуг, в соответствии с современной нормативной базой, можно отнести: обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, государственные структуры.
В данной статье мы более подробно остановимся именно на родителях (законных представителях) несовершеннолетних обучающихся, т.к., на наш взгляд, именно они являются наиболее заинтересованными заказчиками образовательной услуги. Г.Н. Скударева в своем исследовании напоминает, что «родители определены в старом Законе об образовании как полноправные «участники образовательного процесса», а в новом Законе -«участники образовательных отношений», т.е., были и остаются статусным полноправным лицом с законными правами и обязанностями» [5, с. 12] Далее, актуализируя их статусное положение в си-
стеме российского образования, Г.Н. Скударева подчеркивает, что «традиционное и понятное каждому гражданину современного общества понятие «родители» трансформировалось сегодня в новые понятия «родительство», «родительское сообщество», «родительская общественность», которые уже социально подготовлены к новому осмыслению» [5, с. 12].
Рассмотрим права родителей (законных представителей) в сфере образования, которые регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Так в соответствии со ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства признают право каждого человека на образование. Государства соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Согласно ч. 3 ст. 26 Всемирной декларации прав человека родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. Следовательно, необходимо уважать свободу родителей и законных представителей выбирать для своих детей образовательные организации, как учрежденные государством, так и частные.
Согласно п. 2. ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В соответствии с Семейным кодексом РФ (далее СК РФ) родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. СК РФ в ст. 64 возлагает на родителей защиту прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий [3].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» так же устанавливает преимущественное право родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители вправе выбирать с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка формы получения образования, формы обучения, язык образования, факультативные и элективные курсы, из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Родители не могут потребовать реализацию услуг, не предусмотренных уставом образовательной организации, в которой обучается их ребенок. Однако родители имеют право на выбор образовательной организации в соответствии со своими потребностями. Современные образовательные организации полностью информационно открыты для потенциальных заказчиков своих образовательных услуг. Со всей интересующей их информацией родители могут ознакомиться на сайте образовательной организации и на основании этой информации принять решение о выборе образовательной организации для обучения своего ребенка. После того как родители определятся с выбором образовательной организации для обучения своего ребенка, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 44 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана ознакомить их с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Ознакомление необходимо осуществить при приеме детей в образовательную организацию [1, с. 21].
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. При этом необходимо учитывать, что педагогические работники обладают академическими правами, которые родители не вправе ограничивать. Так согласно ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогам предоставляется свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Присутствие родителей на уроках регулируется локальными актами образовательных организаций [1, с 22].
Родители (законные представители) имеют право в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» принимать
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
участие в управлении образовательной организацией, в частности через коллегиальные органы управления, а также принимая определенные решения на родительских собраниях. Родители (законные представители) по своей инициативе имеют право создавать родительские советы. В этом случае руководитель образовательной организации обязан согласовывать с родительским советом локальные акты затрагивающие интересы обучающихся. Процедура согласования проходит аналогично ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации, если иная процедура не прописана в Положении, регламентирующем деятельность родительского совета. Согласно данной статье администрация образовательной организации перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, который касается прав и интересов обучающихся, и обоснование по нему в родительский комитет. Родительский комитет не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта, указанного локального нормативного акта направляет администрации образовательной организации мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение родительского комитета не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, администрация образовательной организации может согласиться с ним, либо обязана в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с родительским комитетом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Кроме этого образовательные организации должны внимательно изучать потребности родителей и на основе этого строить свою образовательную деятельность. Образовательные организации обязаны как можно полнее учитывать запросы своей образовательной услуги.
В образовательных организациях создаются комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в «целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания» [6].
Данные комиссии создаются в образовательной организации, действуют на основании положения о них и включают в свой состав равное число представителей работников организации, совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В комиссию могут обратиться все участники образовательных отношений, в том числе и родители несовершеннолетних обучающихся, решения комиссии обязательны для исполнения [6].
Г.Н. Скударева и Г.Г. Шишова считают, что «актуализация проблемы определения новой социальной роли родителей обозначает потребность дифференцирования их социально-педагогических функций как субъектов образования в тех условиях, когда можно вполне уверенно говорить о расширении спектра направлений участия родительской общественности в функционировании, развитии и управлении образованием и об усложнении его содержания» [4, с. 25]. Кроме этого ученые подчеркивают, что «в настоящее время, кроме традиционных функций контроля и ресурсного обеспечения, уверенно развиваются общественная экспертиза, проектное управление, участие в стратегическом планировании, становление института общественного наблюдения, организация совместной коллективно-распределенной деятельности различных социальных групп на основе социального партнёрства. По сути, обозначены сферы образовательной политики, в которых просматриваются сегодня наибольшие перспективы для использования общественного потенциала и которые следует признать концептуально приоритетными» [4, с. 26].
Предполагается, что родители, как наиболее заинтересованная сторона общества, примут активное участие в принятии управленческих решений, касающихся всех сторон жизни образовательной организации: материально-технического обеспечения, образовательного процесса, организации воспитательных мероприятий обучающихся. Однако на деле происходит несколько иначе. Современные родители подчас бывают не готовы к такому тесному взаимодействию, боятся брать на себя ответственность за принятие наиболее важных решений. Часто у родителей не хватает времени на участие в коллегиальных органах управления. Многие родители не владеют определенными знаниями, не разбираются в законодательстве, не знают своих прав. Не лишним будет отметить, что и образовательные организации, в свою очередь, не всегда стремятся к тому, чтобы родители принимали активное участие в управлении школой. Часто родители участвуют лишь в принятии решений по второстепенным вопросам, касающихся управления образовательной организацией. Такая практика в корне неправильна. Для того, чтобы модернизация образования осуществлялась успешно, необходимо, чтобы родители осознали необходимость своего участия в процессе управления образовательной организацией. Для этого им необходимо разъяснять их права на участие в управлении, показать их важную роль в данном процессе и те результаты, которые принесет тесное взаимодействие родителей и образовательной организации.
Библиографический список
1. Куприянова С.А. Права и обязанности родителей обучающихся в контексте нового зако-
на «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник МГОГИ. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - Вып. 2. - С. 21-24.
2. Проектирование систем внутришкольного управления / под ред. А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 384 с.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №° 223-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 10.11.2015).
4. Скударева Г.Н., Шишова Г.Г. Новые возможности активизации взаимодействия родителей и школы // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 2529.
5. Скударева Г.Н. Личность общество и государство как субъект социального заказа образованию // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-
нология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. -С. 11-18.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.11.2015).
7. Федорова Н.М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 10.11.2015); URL:htt// dibase.ru/article/12042010 ftdorovanm (дата обращения 15.10.2015)
8. Nechaeva S.V, Shibanova E.K. State-public management of éducation results and prospects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:htt// vestnik.uapa.ru/2014/02/31 (дата обращения 15.10.2015).
УДК 371
Машарова Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, профессор Институт развития образования Кировской области
РОЛЬ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ситуациях выбора каждый ученик должен быть готов брать на себя часть функций учителя, уметь определять для себя цели, задачи, перспективу, находить средства достижения цели, идти на самоограничения ради достижения цели. Создание ситуаций выбора не самоцель - мы должны научить учащихся делать осознанный выбор из нескольких вариантов развития событий, то есть принимать единственно правильное решение.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, ситуации выбора, ситуативная доминанта, системно-дея-тельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт.
Отметим, что в соответствии с системно-деятельностным подходом к реализации федерального государственного образовательного стандарта, школа должна не только передать ученику определенную сумму знаний, но и обеспечить формирование универсальных учебных действий (УДД). На наш взгляд, удачной формой формирования и становления УУД могут быть специально сконструированные ситуации выбора.
Ситуации выбора представляют собой способ организации учебной деятельности, который предполагает так называемый лабиринт размышлений и действий, приводящий к заявленному результату. Задача ученика заключается в выборе наиболее оптимального пути следования по этому лабиринту, то есть самоопределения. Применение указанного способа реализации содержания основных образовательных программ:
- повышает требования к учащимся, что предполагает развитие способности к самоограничению, самоопределению, самоуправлению;
- повышает «субъектность» учащихся в учебно-воспитательном процессе, так как по мере рас-
ширения свободы выбора постепенно часть функций передается от учителя к учащимся;
- деятельность все более индивидуализируется, поскольку свобода дает возможность удовлетворения интересов и развития способностей каждого;
- применение ситуаций выбора при соблюдении общих методологических требований положительно сказывается на успешности учебной деятельности (формирования УДД) и на личностном развитии учащихся.
Применение ситуаций выбора в учебной деятельности способствует реализации таких функций современного образования как:
Стимулирующая. Даже тогда, когда нет устойчивого положительного мотива к учебной деятельности, ситуации выбора вызывают нейтральный мотив, направленный на поиск наиболее удовлетворительного пути выхода из ситуации и, безусловно, вызывают активность личности.
Ориентировочная. Ситуации выбора постепенно ставят ученика в позицию субъекта педагогической деятельности. Это влечет за собой необходимость определять предмет деятельности,
20
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Машарова Т.В., 2015