Научная статья на тему 'Общественное мнение о криминальной обстановке и деятельности органов внутренних дел Челябинской области'

Общественное мнение о криминальной обстановке и деятельности органов внутренних дел Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение о криминальной обстановке и деятельности органов внутренних дел Челябинской области»

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О КРИМИНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.М. Яблонская, кандидат исторических наук, старший преподаватель

кафедры философии Челябинского юридического института МВД России

Мнение населения является довольно значимым показателем качества работы правоохранительных органов. В условиях правового государства и демократического общества важно учитывать оценку населением деятельности служб, призванных обеспечивать безопасность и правопорядок в социуме, и в соответствие с этим строить их работу. Тем более что органы правопорядка призваны служить гражданам правового государства.

В этих целях кафедрой философии Челябинского юридического института МВД России был проведён социологический опрос, направленный на выяснение отношения населения к состоянию преступности в Челябинской области и оценки деятельности органов внутренних дел. Опрос проводился в апреле 2005 г. Выборка носила репрезентативный характер. Опросу подлежало городское и сельское население трудоспособного возраста (300 человека) и сотрудники органов внутренних дел (200 человек).

Результаты исследования показали, что среди проблем, в наибольшей степени волнующих население области, рост преступности и опасение стать жертвой преступления занимает 3-є место. Данную проблему выделили 13,9 % респондентов. Однако более всего людей беспокоит будущее детей и благополучие семьи (25,1 %), а также возможность заболеть тяжелой болезнью (18,9%). Эти проблемы соответственно занимают первую и вторую позиции. Примечательно, что по результатам социологических опросов, проводившихся в 2001 и 2004 гг., проблемы преступности также занимали третью позицию, уступая обеспокоенности за будущее детей и беспокойству за благополучие семьи. Как видно, значительных позитивных изменений пока не произошло.

Это говорит об отсутствии ощущения социальной стабильности, безопасности и уверенности в будущем. Подобные ответы являются естественным следствием кризисных явлений в социальной жизни России.

Между тем, боязнь пострадать от катастрофы, экологического бедствия (13,0 %) переместилось с седьмой позиции (в 2004 г.) на четвёртую, что свидетельствует о возросшей напряжённости среди населения, вызванной экологическими бедствиями, произошедшими за последний год. Опасение пострадать от произвола правоохранительных органов занимает шестую позицию и составляет 7,9% высказавшихся респондентов, уступая лишь боязни стать безработным (11,4 %). Боязнь пострадать от произвола руководства, чиновников (7,4 %) занимает седьмое место. Это указывает на важность деонтологического фактора, связанного с добросовестным выполнением государственными служащими своих должностных обязанностей. Опасение стать алкоголиком или наркоманом (2,4 %), как и в 2004 г. осталось на восьмой позиции.

На вопрос, подвергались ли вы лично за последний год преступным посягательствам, 76 % респондентов ответили отрицательно, 24,0 % - положительно. Среди видов преступных посягательств участники опроса на первое место поставили кражи (37,5 %), на второе - хулиганство (20%). Третье место делят грабеж или разбой, а также причинение телесных повреждений (по 15 %). Мошенничество занимает четвёртую позицию (7,5 %). Вымогательство - пятую (3,8 %), изнасилование (1,2 %) - шестую. По сравнению с 2004 г. причинение телесных повреждений переместилось со второй позиции на третью, поделив его с грабежом или разбоем. Мошенничество также переместилось с третьей позиции на четвёртую.

Оценка криминальной ситуации тесно связана с отношением населения к работе правоохранительных органов, что чаще всего выражается в оценке деятельности милиции. Это понятно, так как именно с милицией жителям чаще всего приходится вступать во взаимоотношения. Выявляя их отношение к деятельности органов правопорядка, мы сосредоточили внимание на вопросах: В какой

мере Вы доверяете отдельным государственным и общественным институтам? Какое место занимает деятельность милиции и других правоохранительных органов в обеспечении безопасности граждан? Пользуются ли правоохранительные органы авторитетом у населения и способны ли они обеспечить общественный порядок и безопасность граждан? Существуют ли в Челябинской области условия для установления социального партнёрства населения и органов правопорядка в профилактике и борьбе с преступностью? Какие факторы влияют на укрепление правопорядка?

По результатам опроса наибольшая степень доверия была выражена суду: 61,0% респондентов ему «в основном доверяют». Второе место поделили органы внутренних дел и федеральная служба безопасности (48,7%). На третьем месте - прокуратура (46,0 %). Церковь - на четвёртой позиции (37,0%), на пятой - средства массовой информации (28,7%), на шестой - профсоюзы (19,7 %). Меньше всего доверия было выражено общественно - политическим движениям (8,7 %), что определяется, по-видимому, недостаточно развитыми гражданскими отношениями и негативным российским социально-историческим опытом.

В 2004 г. места распределились так: первое место по степени доверия занимал суд, второе - органы внутренних дел, третье -прокуратура, четвёртое - федеральная служба безопасности, пятое - церковь, шестое - средства массовой информации, седьмое - профсоюзы, восьмое - общественно - политические движения.

На вопрос, как бы Вы оценили деятельность органов внутренних дел более половины (53,3 %) респондентов ответили, что в основном удовлетворительно. 21,0% испытывали затруднения при ответе. Это значительный потенциал для развития социального партнёрства. Между тем, 25,7 % участников опроса ответили, что «в основном неудовлетворительно». Последнее обстоятельство говорит о необходимости повышения качества работы органов внутренних дел. В 2004 г. приоритеты населения были такими же. Результаты опроса сотрудников органов внутренних дел Челябинской области показали, что 41,5 % участников опроса, оценивая их деятельность, заметили позитивные изменения в подразделениях. Тем не менее, 42,0% респондентов не заметило положительной динамики, ухудшение подчеркнули 12,0 % опрашиваемых, 4,5 % - за-

труднились ответить. В целом можно сказать о некоторой стабилизации ситуации, что нашло отражение в ответе на вопрос. Вместе с тем население области дало самую высокую оценку работе сотрудников пожарной охраны:

56,3 % респондентов считают, что их деятельность «в основном удовлетворительна». На втором месте находится уголовный розыск (55,3 % респондентов), на третьем - паспорт-но-визовая служба (52,7 %), на четвёртом -дежурная часть (42,7 %), на пятом - автомобильная инспекция (42,0 %), на шестом - патрульно-постовая служба (41,3 %). Седьмое место заняли участковые инспектора (39,3 %), восьмое - следствие (38,0 %), девятое - инспектора по делам несовершеннолетних (23,7 %).

Для определения потребности граждан в деятельности органов внутренних дел им был задан вопрос: Куда в случае опасности их здоровью или благополучию, они обратятся за помощь? Более половины респондентов (52,2 %) ответили, что обратятся за помощью в ОВД и лишь 18,5 % - сами обеспечат свою безопасность. 10,3 % - обратятся в иные государственные органы, 7,2 % участников опроса воспользуются услугами частных охранных агентств. 3,6 % постараются поменять место жительства. Столько же процентов респондентов ответили, что будут использовать иные меры. Причём, 4,4 % участников опроса затрудняюсь ответить, а 0,2 % - ничего предпринимать не будут.

Из пострадавших от преступных посягательств за последний год 51,4 % респондентов ответили, что обращались за помощью в органы внутренних дел. Однако 48,6 % - за помощью не обращались. Последняя цифра говорит о недостаточном доверии к органам правопорядка и отсутствии достаточно развитых отношений социального партнёрства.

Среди причин, по которым респонденты предпочли отказаться от обращения в органы внутренних дел (милицию) в связи с посягательством на них, были названы следующие: незначительность понесенного ущерба (31,7 %), отсутствие веры в то, что им помогут (26,8 %), боязнь потерять много времени (22,0 %). Примечательно, что если в 2004 г. ни один из участников опроса не отметил такой фактор, как боязнь мести со стороны преступника, то в 2005 г. этот фактор отметило 12,2 %. А вот нежелание огласки в отличие от 2004 г. ни один из респондентов в 2005 г. не выделил.

Большинство обратившихся за помощью в органы внутренних дел (милицию) отвечая

на вопрос: что было предпринято по их обращениям, отметили, что заявление (сообщение) было принято и зарегистрировано (40,4 %). Только 13,4% респондентов сообщили, что было возбуждено уголовное дело и передано в суд. О результатах, принятых по их заявлению мер, официально было сообщено 9,6% респондентам. Столько же отметили, что заявление (сообщение) было принято, но не зарегистрировано. По заявлениям 7,7 % респондентов уголовное дело было возбуждено, но впоследствии прекращено. Столько же заявили, что о результатах принятых по заявлению мер, им официально не сообщали. 5,8 % респондентов отметили, что заявление (сообщение) вообще не было принято и столько же, что было отказано в возбуждении уголовного дела.

Среди обратившихся в органы внутренних дел полностью удовлетворены мерами, принятыми по поводу их обращения были только 16,2% респондентов, частично удовлетворены - 35,2 %, испытывали затруднения с ответом 8,1 %. Не удовлетворены мерами, принятыми по поводу их обращения, оказались 40,5 % обратившихся. Эта цифра говорит о необходимости повышения качества работы с населением, обратившимся в органы внутренних дел за помощью.

При выяснении степени распространения нарушений прав граждан действиями сотрудников органов внутренних дел оказалось, что 61 % респондентов за последний год не наблюдали подобных явлений, но 39 % - были их очевидцами. Для блюстителей закона, призванных соблюдать общественный порядок в условиях правового государства, это, по-нашему мнению, значительная цифра.

Нарушения прав граждан выражались, в первую очередь, в грубости и бестактности (26,9%). 19,4% участников опроса подчеркнули использование служебного положения в личных целях. 18,1 % респондентов отметили вымогательство, поборы и взяточничество. 15,7 % — выделили жестокость, столько же -попытки исказить факты и фальсифицировать материалы. Подчеркнём, что это опять таки деонтологический аспект (нарушение норм должного поведения) государственными служащими, осуществляющими правоохранительную службу.

На основе такого личного опыта и строятся представления о деятельности органов правопорядка. Это подтверждается результатами опроса. Так, более трети респондентов (35,4 %) отметили, что строят свои представления на

основе личного опыта, являясь очевидцем, свидетелем или потерпевшим, 28,3 % - из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи.

27,3 % - на основе теле- и радиопередач и только 9 % - на основе публикаций прессы. Можно сказать, что основная масса представлений респондентов (63,7 %) базируется на собственном личном опыте и опыте своего ближайшего окружения. Характер общественного мнения в таком случае зависит в основном от достойного исполнения сотрудниками правоохранительной службы должностных обязанностей.

Тем более, что 34,5 % опрашиваемых сотрудников ОВД отметили недостаточную эффективность взаимодействия пресс-центров МВД, ГУВД, УВД со средствами массовой информации в целях объективного освещения деятельности органов внутренних дел. 28,5 % не смогли оценить эту работу и 3,5 % - ничего не знают о такой службе, а 9,5 % - испытали затруднения при ответе на этот вопрос. Только 19,5 % участников опроса отметили, что эти службы работают достаточно эффективно. А 5 % - что вообще не взаимодействуют со средствами массовой информации в целях объективного освещения деятельности органов внутренних дел.

Среди факторов, которые оказывают воздействие на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью, как и в 2004 г., на первое место респонденты поставили повышение качества отбора и профессиональной подготовки сотрудников (24 %), на второе место - усиление ответственности за правонарушения (18,4%), на третье - увеличение зарплаты сотрудникам ОВД (18 %), на четвёртое - улучшение технической оснащенности ОВД (16,6 %), на пятое -широкое привлечение общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка (12,7 %), на шестое - предоставление больших прав сотрудникам ОВД (5,6 %), на седьмое - увеличение штатов ОВД (4 %).

Участвующие в опросе сотрудники среди факторов, повышающих результативность их работы, в первую очередь подчеркнули существенное увеличения денежного содержания (24,2 %). На втором и третьем местах, соответственно, находятся также материальные факторы - улучшение материально-технического обеспечения (21,2%) и социально-бытовых условий (15,8%). В сумме это составляет 61,2 %. Совершенствование нормативно - правового регулирования находится на четвёртой

позиции (14,8 %), улучшение организации работы (11%) - на пятой, повышение профессионализма (10,8%) - на шестой, 1,4% респондентов считают, что в современных условиях любые изменения будут бесполезны.

Снижению авторитета органов внутренних дел, по мнению респондентов, в наибольшей степени способствуют бюрократизм, формализм, волокита (21,5 %), низкий профессионализм, некомпетентность сотрудников (18,4%), необъективное освещение средствами массовой информации деятельности ОВД (17%), равнодушие, низкая культура общения с гражданами (15,3 %), поборы, взяточничество, коррумпированность (10,5 %), использование служебного положения в личных целях (7,9 %), необоснованное применение насильственных действий (4,5 %), необоснованные задержания граждан (3,4%). Испытали затруднения при ответе на этот вопрос 0,6 % респондентов. В целом, можно сказать, что ситуация была адекватно оценена респондентами.

Среди факторов, в наибольшей степени затрудняющих работу ОВД, на первое место респонденты-сотрудники поставили слабую материально-техническую обеспеченность (29,4 %). На втором месте находится выполнение несвойственных функций (18,1 %), на третьем месте - не укомплектованность кадрами (15,7%), на четвёртом - несоответствие интенсивности милицейского труда штатной численности подразделений (14,9 %), на пятом - слабый подбор кадрового состава (11,9%), на шестом - опасение сотрудников пострадать от преступников (4,0 %), на седьмом - слабый контроль руководства за служебной деятельностью (1,9 %), на восьмом -работа сотрудников в коммерческих структурах (0,9 %). Респондентами, к сожалению, не были отмечены такие факторы, как недостаточный уровень профессионализма, культуры (корпоративной и личной), как общей, так и этико-правовой.

Среди причин нарушения законности и служебной дисциплины в деятельности сотрудников милиции на первом месте находится несовершенство законов, регулирующих деятельность ОВД (55 %). Второе место занимает стремлением обеспечить высокие показатели (40 %), третье - низкий уровень профессиональной подготовки (21 %), четвёртое -слабый контроль со стороны руководства (10,5 %). Следует отметить, что это факторы, реально существующие и требующие своего

разрешения. Особо обращает на себя внимание осознание несовершенства законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Второй фактор - стремление обеспечить высокие показатели - негативно сказывается на качестве самой работы и побуждает обратить внимание на необходимость выработки системы реальных стимулов и мотивации к должному осуществлению функций в соответствии с международными стандартами и деон-тологическими требованиями, предъявляемыми к сотрудникам правоохранительной службы, необходимыми в правовом государстве.

Настораживающим является и то, что лишь 5 % сотрудников, участвующих в опросе, считают себя полностью защищёнными в правовом и социальном отношениях. Чувствуют себя защищённым лишь от части 51,5 % опрошенных. Испытывают постоянное чувство тревоги в связи исполнением служебных обязанностей за себя и своих близких 30 % респондентов. Испытали затруднения при ответе на этот вопрос 13,5 % участников опроса. Данные показатели указывают на необходимость принятия мер по повышению степени защищённости сотрудников органов внутренних дел.

Оценивая степень распространённости социального партнёрства и взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с общественными объединениями граждан, следует подчеркнуть её недостаточность. С общественными объединениями граждан довольно часто взаимодействуют только 8,5 % сотрудников - участников опроса. Изредка взаимодействуют - 33 % респондентов. Не взаимодействуют - более половины опрошенных (58,5 %). Это негативный фактор, на который нужно обратить внимание и который говорит о недостаточной ориентации органов внутренних дел на общественность.

Несмотря на такое состояние дел, готовы в случае необходимости к помощи сотрудникам органов внутренних дел 32,7 % граждан-участников опроса, готовы оказать помощь в определенных случаях 53,3 % респондентов. В сумме это 86 % всех опрашиваемых, что является хорошей базой для социального партнёрства и говорит об осознании населением важности совместной борьбы с преступностью. Совершенно не готовы к сотрудничеству лишь 4,3 % респондентов. Испытывали затруднения при ответе 9,7 % участников.

Подводя итог социологического опроса, можно сказать, что население Челябинской

области адекватно оценивает криминальную обстановку и деятельность правоохранительных органов, направленную на её снижение. Большинство граждан понимает сложность и важность правоохранительной деятельности, осознаёт необходимость разрешения этой проблемы и готово в этом направлении к сотрудничеству. Это является значимым при установлении социального партнёрства в борьбе с преступностью.

Опрашиваемые сотрудники органов внутренних дел также в целом адекватно оценивают ситуацию, сложившуюся в подразделениях, видят позитивные изменения, а также проблемы и сложности.

Однако важно подчеркнуть необходимость усовершенствования нормативо-право-вых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, насущность разработки

системы мер, направленной на формирование реальных стимулов и мотивации сотрудников к должному осуществлению ими своих обязанностей в соответствии с современными требованиями и стандартами.

Обращает на себя внимание тот факт, что и населением, и сотрудниками недооценивается значение духовно-нравственного фактора как наиболее глобального, значимого и перспективного, работающего на установление социальной стабильности, на разрешение противоречий, на уменьшение уровня конфликтности и криминальности социальной среды. Особого внимания требует установление социального партнёрства в борьбе с преступностью, а также применение деонтологи-ческого подхода при отборе и подготовке государственных служащих к их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.