РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2017; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2802 2017; 21(2): 106-108
Оригинальная статья
Удовлетворенность сервисом пациентов среднего возраста частных учреждений была достоверно выше, чем государственных (р < 0,05). Такая же закономерность по этому показателю наблюдается и у пациентов пожилого и старческого возраста (р < 0,05).
Заключение
Проведенный нами сравнительный анализ деятельности государственных и частных амбулаторно-поликлинических учреждений позволяет сделать следующие заключения.
Клиническая эффективность медицинских технологий, применяемых при оказании помощи пожилым и старым пациентам, не имела достоверных различий в государственных и частных учреждениях. В то же время клиническая эффективность медицинских технологий, применяемых при оказании помощи пожилым и старым пациентам, которые были ориентированы на решение задач профилактической направленности, была достоверно выше в частных учреждениях. Это коррелировало с более высокими дозами препаратов, назначаемых для постоянной фармакотерапии и более высокой приверженностью пациентов к лечению.
Как в государственных, так и в частных учреждениях происходили достоверные позитивные сдвиги в показателях, характеризующих качество жизни. Вместе с тем по большинству параметров достоверно лучшие показатели были достигнуты при реализации медицинских технологий в частных учреждениях.
Сервисная составляющая геронтологической помощи выгодно отличалась в частных учреждениях. Так, пациентам пожилого и старческого возраста было уделено на приеме времени больше, чем пациентам среднего возраста государственных и частных поликлиник. Но при этом продолжительность приема в частных поликлиниках была достоверно выше. В то же время пациенты пожилого и старческого возраста ожидают время приема достоверно меньше, чем пациенты среднего возраста как в государственных, так и частных поликлиниках.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арабчиков К.Н. Проблемы конкурентоспособности в системе российского здравоохранения. Вестник АКСОР. 2009; 1: 15-7.
2. Арабчиков К.Н. Анализ факторов и показателей конкурентоспособности предприятий здравоохранения. Государственный аудит. Право. Экономика. 2010; 1: 24-7.
3. Аскалонов А.А. Управление качеством медицинской помощи. Сов. медицина. 1988; 10: 73-5.
4. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит.; 2002.
5. Иванова М.А. О подходах к оценке качества медицинской помощи. Медицина-2004: Мат. конф. Киев; 2004: 45-6.
6. Кучеренко В.З. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. М.: ММИА; 2008.
7. Лаврова Д.И. Современная концепция инвалидности. Мед.-соц. эксп. и реабилитац. 1998; 2: 5-8.
REFERENCES
1. Arabchikov K.N. Problems of competitiveness in the Russian health care system. VestnikAKSOR. 2009; 1: 15-7. (in Russian)
2. Arabchikov K.N. Analysis of factors and indicators of competitiveness of enterprises of health. Gosudarstvennyy audit. Pravo. Ekonomika. 2010; 1: 24-7. (in Russian)
3. Askalonov A.A. Quality Management ofmedical care. Sov. meditsina. 1988; 10: 73-5. (in Russian)
4. Ivanets G.I., Kalinskiy I.V., Chervonyuk V.I. Constitutional law of Russia: encyclopedic dictionary / Ed. V.I. Chervonyuk. Moscow: Yurid. lit.; 2002. (in Russian)
5. Ivanova M.A. On the approaches to assessing quality of care. Meditsina-2004: Mat. Conf. Kiev: 2004; 45-6. (in Russian)
6. Kucherenko V.Z. Organization and Evaluation of the Quality of Preventive and Curative Care to the Population. Moscow: MIA; 2008. (in Russian)
7. Lavrova D.I. the Modern concept of disability. Med.-sots. eksp. i re-abilitats. 1998; 2: 5-8. (in Russian)
Поступила 20.01.17 Принята в печать 28.02.17
© ЗУДИН А.Б., 2017 УДК 614.2:316.65
Зудин А.Б.
общественное мнение как инструмент оценки эффективности реформ в сфере здравоохранения
ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения г. Москвы, 115184, Москва
Реформирование национальной системы здравоохранения, осуществляемое в настоящее время в России, нуждается в оценке эффективности с точки зрения соответствия целевым показателям и адекватности потребностям и ожиданиям населения. В статье представлены данные, отражающие результаты авторского и иных социологических исследований этой проблемы.
Ключевые слова: реформа; здравоохранение; отношение населения; общественное мнение.
Для цитирования: Зудин А.Б. Общественное мнение как инструмент оценки эффективности реформ в сфере здравоохранения. Российский стоматологический журнал. 2017; 21 (2): 106-108. DOI 10.18821/1728-2802 2017; 21 (2): 106-108 Zudin A.B.
PUBLIC OPINION AS A TOOL TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF REFORMS IN THE HEALTH SECTOR "Institute of health organization and healthcare management" Department of health of Moscow, 115184, Moscow
Для корреспонденции: Зудин Александр Борисович, канд. мед. наук, зам. директора, E-mail: [email protected]
Russian journal of dentistry. 2017; 21(2)
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2802 2017; 21(2): 106-108
Original article
The reform of the national health system, currently implemented in Russia, needs to assess the effectiveness of reform processes from the point ofview oftheir compliance targets, but also from the point ofview oftheir adequacy to the needs and expectations of the population. The article presents data reflecting the results of the author's and other sociological studies regarding the evaluation of the effectiveness of the reforms in the health sector.
Key words: reform; health care; public attitudes; public opinion.
For citation: Zudin A.B. Public opinion as a tool to assess the effectiveness of reforms in the health sector. Rossiyskiy stomatolog-icheskiy zhurnal. 2017; 21 (2): 106-108. DOI 10.18821/1728-2802 2017; 21 (2): 106-108.
For correspondence: Zudin AleksandrBorisovich, Cand. med. Sci., Deputy Director, E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Received 02.02.17 Accepted 28.02.17
Реформы национальной системы здравоохранения, проводимые в Российской Федерации, затрагивают практически каждого гражданина страны и направлены на модернизацию сферы, которая является, пожалуй, одной из основных жизнеобеспечивающих. Однако, как указывает в своей публикации Л. Шилова: «Работы исследователей в области здравоохранения свидетельствуют о том, что за годы его модернизации не произошло ничего существенного, что заметно отразилось бы на повышении уровня здоровья населения и медицинского обслуживания. Причины этого известны: с одной стороны, хроническое недофинансирование учреждений медицины, с другой - низкий уровень культуры самосохранительного поведения населения» [1].
Один из ключевых показателей эффективности системы здравоохранения - уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания. В то же время подобные оценки носят динамический характер, поэтому для использования такого рода информации в общей формуле расчета оценки российской системы здравоохранения необходимо наличие актуальных, статистически-достоверных данных. Особую значимость в этом случае будет иметь изучение уровня удовлетворенности населения доступностью и качеством предоставляемых услуг в медицинских организациях, комплексное мнение россиян о работе медучреждений и медицинского персонала, уровень информированности о реализуемых программах, их востребованность гражданами и т. д.
Представим данные социологических исследований, отражающих отношение россиян к проводимым реформам в сфере здравоохранения [2-6].
Динамику отношения населения к медицинской помощи и результатам реформ в данной сфере на протяжении достаточно длительного времени изучают различные исследовательские центры (Фонд «Общественное мнение» - ФОМ, Левада-центр, Всероссийский центр исследования общественного мнения - ВЦИОМ и др.). Исследование на тему «Социально-демографическое исследование отношения населения к российскому здравоохранению в регионах России и по России в целом» (2014 г., п = 5000, статистическая погрешность 4,1%) проводилось при участии автора. Данные авторского исследования мы дополняем теми, которые предоставили указанные исследовательские центры.
Более трети респондентов склонны считать, что ситуация в ситуации в сфере здравоохранения не изменилась. Так, в частности, отвечая на вопрос: «На Ваш взгляд, как изменилась ситуация в сфере здравоохранения в нашей стране за последние 3 года?», респонденты продемонстрировали следующие варианты ответов: «ситуация не изменилась» - 37%; «скорее улучшилась» - 28; «скорее ухудшилась» - 14; «определенно ухудшилась» - 10; «определенно улучшилась» - 4; затруднились с ответом - 7%.
При оценке динамики соотношение позитивных и негативных ответов в пользу первых оказалось, что в сумме 32% уверены в изменениях к лучшему, в то время как ухудшения
замечают 24% участников опроса. Треть респондентов (37%) не видят существенных перемен.
Наиболее заметным изменением к лучшему в здравоохранении для респондентов стало улучшение оснащения медучреждений современным оборудованием (59% заметивших перемены к лучшему). Среди признаков ухудшения большинство называли снижение доступности бесплатной медицинской помощи, сокращение врачей-специалистов (по 61%) и снижение квалификации врачей (57%). О снижении доступности бесплатной медицины чаще говорят жители Южного (65%) и Приволжского федеральных округов (66%), а также городов с численностью населения 500 тыс.-1 млн жителей (74%).
Здравоохранение можно отнести к сфере, неоднозначно воспринимаемой в обществе: мнения относительно текущей ситуации разделились почти поровну (44% положительных и 46% отрицательных). Однако при оценке динамики наблюдается небольшое преобладание позитивных оценок (32 и 24%), причем к факторам, повышающим уверенность в позитивном тренде, относятся осведомленность о модернизации системы здравоохранения, молодой возраст и хорошее материальное положение. К значимым позитивным переменам чаще всего респонденты относят появление современного оборудования, а к негативу - очереди, проблемы с доступностью бесплатной медицинской помощью и ее качеством.
В 2013 г. сразу несколько исследовательских центров обнародовали данные социологических опросов россиян о положении дел в системе здравоохранения.
Согласно проведенному в августе 2013 г. общероссийскому опросу, включавшему 3000 респондентов, 35% россиян заметили в течение 2 лет только ухудшение медобслужива-ния, 33% не заметили ни улучшения, ни ухудшения, 20% затруднились с ответом и лишь 12% отметили, что здравоохранение стало доступнее и качественнее.
К схожим результатам пришли специалисты Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Проведенный в августе 2013 г опрос (2000 респондентов из 44 субъектов Российской Федерации) показал, что только 14% россиян качество медобслу-живания считают хорошим, 39 - плохим, 38 — удовлетворительным, 9% затруднились ответить. При этом 50% россиян отметили, что качество услуг со временем не меняется, 26% сказали, что оно ухудшилось, 11% - что улучшилось, 12% затруднились с ответом.
Говоря об отношении населения к реформам, проводимым в российской национальной системе здравоохранения, следует отметить, что население прежде всего должно знать о том, что в данной сфере проводятся какие-то изменения, модернизация и т. д. Возвращаясь к исследованию, проведенному автором, отметим, что информационная составляющая процесса реформ крайне ничтожна, граждане не знают о том, что в системе здравоохранения что-то происходит.
Только треть опрошенных указали, что осведомлены о проводимой модернизации российской системы здравоохранения (3% отметили, что хорошо информированы, 32% -что-то слышали), в то время как большинство (58%) сказали,
РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2017; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2802 2017; 21 (2): 108-111
Оригинальная статья
что не знают об этом. Среди осведомленных о модернизации выше доля замечающих позитивную динамику (40%).
Респондентам, указавшим, что они слышали о модернизации здравоохранения, дополнительно задавали вопрос о включенных в нее конкретных мероприятиях; почти половина (45%) не смогли сформулировать ответ. Сравнительно часто упоминалось оборудование, высокотехнологичная помощь (12%), электронная запись на прием и изменение принципов финансирования (по 10%).
В чем заключаются основные причины неудовлетворенности населения положением дел в российском здравоохранении и каким образом могут быть решены существующие проблемы с точки зрения граждан? Ответы на эти вопросы попытались получить специалисты ФОМ, предложив респондентам открытый вопрос: «Что необходимо сделать для улучшения положения дел в российском здравоохранении»?.
Были получены следующие рекомендации: увеличить финансирование здравоохранения, поднять зарплаты медиков - 19%; повысить квалификацию медицинских работников, качество лечения - 15%; обеспечить бесплатную медицину, доступность лечения, особенно малоимущим - 12%; бороться со взяточничеством, коррупцией в сфере здравоохранения, больше следить за расходованием средств в медицине - 10%; улучшить отношение медицинских работников к пациентам - 7%; улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений - 6%; сменить руководство в сфере здравоохранения - 5%; снизить цены на лекарства, контролировать наличие и качество лекарств - 4%; повысить ответственность медицинских работников - 4%; все надо менять, надо наводить порядок, усилить контроль за медициной в целом - 4%; ликвидировать очереди в поликлиниках, улучшить организацию работы медицинских учреждений в целом - 3%; строить, реконструировать больше поликлиник, больниц - 3%; увеличить количество медицинских работников - 3%; повысить престиж медицинской профессии, улучшить условия работы медиков - 1%; уделять больше внимания профилактике заболеваний, медицинскому патронажу, развивать систему семейных врачей - 1%; усовершенствовать систему медицинского страхования - 1%; другое - 2%. Затруднились с ответом 23% респондентов.
Подводя итог, подчеркнем, что опросы, отражающие динамику отношения населения к здравоохранению, показы-
вают в основном тенденцию к увеличению отрицательных оценок и снижению положительных.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шилова Л.С. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения. http://demoscope.ru/weekly/2008/0331/analit05. php
2. ВЦИОМ: Оценка динамики изменений в сфере здравоохранения. http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=583&q_id=41920&date= 21.12.2008. Дата обращения: 1.04.2016.
3. Левада-центр. Оценка динамики изменений в сфере здравоохранения (2012 г.). http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2012. Дата обращения: 1.04.2016.
4. Левада-центр: уровень удовлетворения системой здравоохранения (2013 г.). http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013. Дата обращения: 1.04.2016.
5. ФОМ: отношение населения к сфере здравоохранения (2011 г.). http://bd.fom.ru/pdf/d18rz11.pdf. Дата обращения: 1.04.2016.
6. Шилова Л. С.О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения. http://demoscope.ru/weekly/2008/0331/analit05. php
REFERENCES
1. Shilova L.S. Strategy of behavior of people in terms of health care reform. http://demoscope.ru/weekly/2008/0331/analit05.php
2. VTSIOM: the evaluation of the dynamic changes in healthcare. http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=583&q_id=41920&date= 21.12.2008. Date of access: 1.04.2016.
3. The Levada center. The evaluation of the dynamic changes in healthcare (2012). http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2012. Date of access: 1.04.2016.
4. Levada-center: level of satisfaction with the health system (2013). http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013. Date of access: 1.04.2016.
5. FOM: public attitudes to the health sector (2011). http://bd.fom.ru/ pdf/d18rz11.pdf. Date of access: 1.04.2016.
6. Shilova L.S. Strategy of behavior in conditions of reform of health care. http://demoscope.ru/weekly/2008/0331/analit05.php.
Поступила 02.02.17 Принята в печать 28.02.17
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 615.46:616.314-089.29]:33
Олесов Е.Е., Ремизова А.А., Лернер А.Я., Новоземцева Т.Н., Олесов А.Е., Тихонов А.И.
трудоемкость и себестоимость керамических моСтовидных протезов на фрезерованных каркасах из диоксида циркония
ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России», 125371, г. Москва, Россия
В статье проанализированы трудоемкость и себестоимость металлокерамических протезов (на литом каркасе из хромкобальта) и CAD/CAM фрезерованных протезов на каркасе из диоксида циркония. Получены количественные показатели трудоемкости и себестоимости, выявлена их структура. Установлена близость общих показателей трудоемкости и себестоимости указанных протезов и разница в их структуре. Ключевые слова: трудоемкость; себестоимость; мостовидный протез; керамика.
Для цитирования: Олесов Е.Е., Ремизова А.А., Лернер А.Я., Новоземцева Т.Н., Олесов А.Е., Тихонов А.И. Трудоемкость и себестоимость керамических мостовидных протезов на фрезерованных каркасах из диоксида циркония. Российский стоматологический журнал. 2017; 21 (2): 108-111. DOI 10.18821/1728-2802 2017; 21 (2): 108-111
Для корреспонденции: Олесов Егор Евгеньевич, д-р мед. наук, зав. кафедрой, доцент, и.о. главного врача КЦС ФМБА, России, E-mail: [email protected]