Научная статья на тему 'Общественное мнение иностранных студентов об учебе в российских вузах'

Общественное мнение иностранных студентов об учебе в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / образовательная миграция / общественное мнение / качество образования / foreign students / educational migration / public opinion / quality of education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Е. С., Заводян И. С.

Цель работы – выявление общественного мнения иностранных студентов об учебе в НИУ «БелГу». Методы и объекты исследования. Основным методом сбора данных был выбран анкетный опрос, проводимый в форме индивидуального анкетирования среди иностранных студентов НИУ «БелГУ» с квотным методом выборки из генеральной совокупности. Объект социологического исследования – иностранные студенты НИУ «БелГу». Результаты. В современных условиях глобализации и интеграции иностранные студенты являются важным ресурсом развития государств в экономической, социальной, политической и демографической сферах. Поэтому необходимо отслеживать общественное мнение уже задействованных в образовательной среде иностранных студентов, выяснять сильные и слабые стороны университетских образовательных программ для увеличения привлекательности университета и продвижения его на международной арене образовательных услуг. Данная статья посвящена изучению общественного мнения иностранных студентов об учебе в российских вузах (на примере НИУ «БелГУ»). Выводы. На основе авторского социологического исследования результаты анализа анкетного опроса иностранных студентов позволили выявить факторы влияющие на выбор иностранными студентами обучения в НИУ «БелГУ», оценку качества получаемого образования и практического применения получаемых знаний, проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты во время обучения. В статье даны рекомендации для привлечения большего потока иностранных студентов в НИУ «БелГУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public opinion of foreign students about studying in Russian universities

The purpose of the work is to identify the public opinion of foreign students about studying at NRU"BelSU". Methods and objects of research: the Main method of data collection was a questionnaire survey conducted in the form of an individual questionnaire among foreign students OF NRU "BelSU" with a quota method of sampling from the General population. The object of sociological research is foreign students OF NRU "BelSU". Results. In modern conditions of globalization and integration, foreign students are an important resource for the development of States in the economic, social, political and demographic spheres. Therefore, it is necessary to monitor the public opinion of foreign students already involved in the educational environment, find out the strengths and weaknesses of University educational programs to increase the attractiveness of the University and promote it in the international arena of educational services. This article is devoted to the study of public opinion of foreign students about studying in Russian universities (on the example OF NRU "BelSU"). Conclusions. Based on the author's sociological research analysis of a questionnaire survey of foreign students allowed to identify the factors influencing the choice of foreign students study at BSU, evaluation of the quality of education and practical application of acquired knowledge, the problems faced by foreign students while learning. The article provides recommendations for attracting a larger flow of foreign students to the national research UNIVERSITY "BelSU".

Текст научной работы на тему «Общественное мнение иностранных студентов об учебе в российских вузах»

Общественное мнение иностранных студентов об учебе

в российских вузах

Орлова Е.С.,

orlovejob@gmail.com

Заводян И.С.,

zavodyan@bsu. edu. т

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

(г. Белгород, Россия)

УДК 32.019.51

Аннотация. Цель работы - выявление общественного мнения иностранных студентов об учебе в НИУ «БелГу». Методы и объекты исследования. Основным методом сбора данных был выбран анкетный опрос, проводимый в форме индивидуального анкетирования среди иностранных студентов НИУ «БелГУ» с квотным методом выборки из генеральной совокупности. Объект социологического исследования - иностранные студенты НИУ «БелГу». Результаты. В современных условиях глобализации и интеграции иностранные студенты являются важным ресурсом развития государств в экономической, социальной, политической и демографической сферах. Поэтому необходимо отслеживать общественное мнение уже задействованных в образовательной среде иностранных студентов, выяснять сильные и слабые стороны университетских образовательных программ для увеличения привлекательности университета и продвижения его на международной арене образовательных услуг. Данная статья посвящена изучению общественного мнения иностранных студентов об учебе в российских вузах (на примере НИУ «БелГУ»). Выводы. На основе авторского социологического исследования результаты анализа анкетного опроса иностранных студентов позволили выявить факторы влияющие на выбор иностранными студентами обучения в НИУ «БелГУ», оценку качества получаемого образования и практического применения получаемых знаний, проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты во время обучения. В статье даны рекомендации для привлечения большего потока иностранных студентов в НИУ «БелГУ».

Ключевые слова: иностранные студенты, образовательная миграция, общественное мнение, качество образования.

Public opinion of foreign students about studying in Russian

universities

Orlova E.S.,

orlovejob@gmail.com

Zavodyan I.S.,

zavodyan@bsu.edu.ru

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

UDC 32.019.51

Annotation. The purpose of the work is to identify the public opinion of foreign students about studying at NRU"BelSU". Methods and objects of research: the Main method of data collection was a questionnaire survey conducted in the form of an individual questionnaire among foreign students OF NRU "BelSU" with a quota method of sampling from the General population. The object of sociological research is foreign students OF NRU "BelSU". Results. In modern conditions of globalization and integration, foreign students are an important resource for the development of States in the economic, social, political and demographic spheres. Therefore, it is necessary to monitor the public opinion of foreign students already involved in the educational environment, find out the strengths and weaknesses of University educational programs to increase the attractiveness of the University and promote it in the international arena of educational services. This article is devoted to the study of public opinion of foreign students about studying in Russian universities (on the example OF NRU "BelSU"). Conclusions. Based on the author's sociological research analysis of a questionnaire survey of foreign students allowed to identify the factors influencing the choice of foreign students study at BSU, evaluation of the quality of education and practical application of acquired knowledge, the problems faced by foreign students while learning. The article provides recommendations for attracting a larger flow of foreign students to the national research UNIVERSITY "BelSU".

Keywords: foreign students, opinion, quality of education.

educational migration, public

Введение

В условия глобализации общества, стоит вопрос не столько привлечения иностранных студентов для дополнительного финансирования, сколько для усиления научно-технической базы за счет тех, кто делает открытия и проводят исследования, результатами которых пользуется принимающая страна. Поэтому важно не только сократить поток российских студентов, уезжающих за границу, но и привлечь иностранных, посредством улучшения образовательных условий и создания привлекательного для студенческой элиты академического пространства. Поскольку иностранные студенты являются очень привлекательной категорией мигрантов сразу по многим показателям, университеты пытаются привлечь умную и амбициозную молодежь. Поэтому важно знать общественное мнение иностранных студентов об учебе в российских вузах для определения мер по привлечению большего числа иностранных студентов в Россию.

Изучением непосредственно образовательной и учебной миграции занимались: А.А. Андрюшина, А.А Вартанян, О.Д. Выхованец, Е.А. Громова, Д.С. Дрожжина, Л.Д. Егорова, Е.Е.

ФЭРУ M ISSN 2687-086X

молодёжной науки 114 www.forummn.ru

vouth scion« Forum lournai https://d0i.0rg/l 0.35599/forummn/01.02.16

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Письменная, С.В. Рязанцев, Т.В. Макеева, Т.И. Трофимова, Е.Г. Шаронова и ряд других авторов [1-10].

Целью данной статьи является выявление общественного мнения иностранных студентов об учебе в НИУ «БелГУ». Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению международной учебной миграции.

2. Выявить общественное мнение иностранных студентов об обучение в российских вузах.

3. Составить ряд рекомендаций для привлечения большего потока иностранных студентов в НИУ «БелГУ».

Основным методом сбора данных был выбран анкетный опрос, проводимый в форме индивидуального анкетирования среди иностранных студентов НИУ «БелГУ» с квотным методом выборки из генеральной совокупности.

Основная часть

Первый блок вопросов был направлен на выявление факторов, влияющих на выбор иностранными студентами обучения в России и в НИУ «БелГУ» и информационных каналов, по которым они узнали о возможности обучаться в НИУ «БелГУ».

Более половины опрошенных (60%) выбрали Россию в качестве страны для получения образования по совету родственников, друзей, знакомых. Не менее важным фактором стало наличие в российском высшем учебном заведении знакомых, его отметили 40% опрошенных. Более трети респондентов отметили важность доступности стоимости обучения (36%). Наименее популярными ответами были: наличие общежития (14%); место российских вузов в международных рейтингах (12%). В графе «иное», студенты отметили: «невозможность поступить в моей стране без взятки», «наличие бюджетного места» и «желание продолжить карьеру в выбранном российском университете» (рисунок 1).

Советы родственников, друзей, знакомых;

Наличие в вузе знакомых студентов;

Доступная стоимость обучения;

Наличие информации в Интернете;

Возможность трудоустроиться в своей стране после окончания обучения;

Дешевизна проживания в городе, где находится вуз;

Доступность сайта вуза;

Наличие условий для проживания (общежитие)

Место, которое занимает вуз в международных рейтингах;

Иное

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что повлияло на Ваш выбор

России, как страны для обучения?»

При выборе НИУ «БелГУ» студенты руководствовались наличием информации в интернете (44%), доступной стоимостью обучения (40%) и советам родственников друзей и знакомых (38%), реже респонденты отмечали, что важным фактором для принятия решения об обучение было место, которое занимал НИУ «БелГУ» в международных рейтингах и возможность трудоустроиться в своей стране после окончания обучения (рисунок 2).

Наличие информации в Интернете;

Доступная стоимость обучения;

Советы родствен н и ков, друзей, знакомых;

Дешевизна проживания в городе, где находится вуз;

Наличие в вузе знакомых студентов;

Доступность сайта вуза;

Наличие условий для проживания (общежитие)

Место, которое занимает вуз в международных рейтингах;

Возможность трудоустроиться в своей стране после окончания обучения;

Иное

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что повлияло на Ваш выбор

обучения в НИУ «БелГУ»?»

Что касается наиболее эффективных информационных каналов, то равное количество опрошенных узнали о возможности обучаться в НИУ «БелГУ» (36%) из сайта высшего учебного заведения и от тех, кто обучался в нем ранее, а 34% - в Национальном министерстве образования государства отправителя. Также удалось узнать, что наименее эффективными информационными каналами оказались СМИ и рекламные проспекты, только 12% респондентов отметили их (рисунок 3).

И Узнал(а) из сайта этого вуза в Интернете

И От тех, кто раньше здесь учился

И В Национальном министерстве образования нашего государства

И На предприятии, организации, фирме, направившей меня на учебу

И От родителей, других родственников

И Узнал(а) об этом вузе от представителей Министерства образования России

И От российских преподавателей этого вуза, работающих (работавших) в нашей стране

И Узнал(а) об этом вузе от сотрудников российского посольства в нашей стране

И Узнал(а) из средств массовой информации (телевидение, радио, пресса)

И Узнал(а) об этом вузе из рекламных проспектов

14

12

12

12

36 36

34

26

22

20

Другое:

0

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы узнали о возможности

обучаться в НИУ «БелГУ»?»

Таким образом, мы можем сказать, что основные факторы выбора страны и конкретного вуза обучения НИУ «БелГУ» совпадают, это советы друзей, родственников, наличие знакомых в университете, а также доступность стоимости образования. Основным информационным каналом для иностранных студентов является информация в интернете, в том числе размещенная на сайте вуза.

Второй блок вопросов был посвящен оценке иностранными студентами качества получаемого образования. Блок состоял из 4 вопросов, в которых респонденты давали оценку материально-техническому оснащению, профессионализму преподавательского состава, организации учебного процесса и социально-психологическому климату в университете.

Материально-техническое оснащение вуза, большинство иностранных студентов оценивают как «хорошее», в частности респондентами были выделены такие показатели как: обеспечение аудиторным фондом, наличие компьютеров с выходом в интернет и компьютерное оснащение. Комфортабельность аудиторией и оборудование лабораторий оценили немного хуже. Иностранные студенты считают недостаточным обеспечение учебно-методической литературой и обновление библиотечных фондов.

При оценке профессионализма профессорского состава иностранные студенты высоко оценили такие показатели как четкость и доступность изложение учебного материала, личные качества преподавателя, умение расположить к себе аудиторию. Низкую оценку получили такие показатели как объективная оценка знаний и умение найти индивидуальный подход.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 117 www.forummn.ru

Youthscicnc. ми,.....mal https://d0i.0rg/l 0.35599/forummn/01.02.16

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Организацию учебного процесса в целом иностранные студенты оценили как удовлетворительную. Иностранные студенты положительно оценили удобное расписание занятий, обеспечение равномерного контроля занятий в течение семестра, своевременное информирование о запланированных мероприятиях. Низкие оценки получили такие показатели как организация прохождения практик на конкретном предприятии, соотношение практических и теоретических занятий в процессе обучения.

Социально-психологический климат в целом в вузе оценивается иностранными студентами в 8 баллов по 10-тибальной шкале, отношение в общежитие в 10 баллов, в группе в 8 баллов. Взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом иностранные студенты оценили всего в 6 баллов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в целом иностранные студенты оценивают качество получаемое образование в НИУ «БелГУ» как «хорошее». Несмотря на то, что большинство показателей было оценено средне или высоко, все же стоит обратить внимание на проблемные места: отношение преподавателей к иностранным студентам, обеспечение учебно-методической литературой и обновление библиотечных фондов, организацию прохождения практик на конкретном предприятие, соотношение практических и теоретических занятий.

Третий блок вопросов был посвящён оценке иностранными студентами результатов обучения, практической применимости получаемых знаний, мнению респондентов о возможности дальнейшего трудоустройства.

В целом, респонденты высоко оценивают уровень получаемых знаний. Более половины респондентов (55%) отметили, что оценивают свое образование на «4», на «5» отметило 21% опрошенных и на «3» пятая часть студентов (20%) (рисунок 4).

1

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень

получаемых знаний?»

Иностранные студенты по-разному оценивают свои шансы трудоустроиться с дипломом НИУ «БелГУ». Только треть респондентов отметило, что у них высокие шансы на получение работы

у себя на родине и только 22% процента, что в России. Большинство иностранных студентов, несмотря на высокое оценивание получаемых знаний, определяют свои шансы на трудоустройство как «средние» (56% «на родине» и 45% «в России» соответственно). Стоит отметить, что почти четверть респондентов (24%) отмечают свои шансы трудоустроиться как «низкие» в России и только 8% у себя на родине (рисунок 5).

Средние

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете свой шанс

трудоустроиться с российским образованием?»

При проведении корреляции ответов респондентов по полу выяснилось, что мужчины оценивают свои шансы на трудоустройство в России более высоко, чем женщины. Также прослеживается взаимосвязь при сопоставлении ответов респондентов на вопрос о качестве получаемого образования и вопрос об оценке шансов на трудоустройство: студенты, высоко оценивающие качество получаемого образования в целом, высоко оценивают и свои шансы на трудоустройство.

Исходя из ответов респондентов о дополнительном образовании, можно сделать вывод, что 39% респондентов испытывают необходимость в дополнительном образовании, 30% считают, что оно нужно, но не обязательно. Меньше респондентов выбрали ответ «нет, но у меня есть желание его получить» (17%). 14% не считают необходимым получать дополнительное образование (рисунок 6).

■ Да, я испытываю в нем необходимость

Да, но не обязательно

Нет, ноу меня есть желание его получить

Нет, не необходимо

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым получить дополнительное образование для успешного трудоустройства?»

Корреляция ответов респондентов на вопрос о качестве получаемого образования и необходимости получения дополнительного образования выявила взаимосвязь - респонденты высоко оценивающие качество получаемого образования в меньшей степени испытывают потребности в дополнительном образовании.

Подводя итог по третьему блоку отметим, что, несмотря на хорошую оценку уровня получаемых знаний иностранными студентами, их оценка практической применимости полученных знаний остается низкой. Большинство иностранных студентов видят необходимость в получении дополнительного образования, и только треть (30%) студентов считает свои шансы на успешное трудоустройство высоким у себя на родине, и четверть (25%) в России.

Четвертый блок вопросов был направлен на то, чтобы выявить, какие именно проблемы наиболее актуальны для иностранных студентов в НИУ «БелГУ». Исходя из полученных данных, можно увидеть, что 34% респондентов часто сталкиваются с проблемами в социально-бытовой сфере. 30% не испытывают трудностей в социально-бытовой сфере. Для уточнения полученных результатов была проведена корреляция ответов респондентов в зависимости от страны прибытия. Выяснилось, что иностранные студенты из стран СНГ и ближнего зарубежья не испытывают социально-бытовые сложности. Возможно, это объясняется схожестью культур и традиций. Иностранные студенты из других стран чаще сталкиваются с проблемами в социально-трудовой сфере (рисунок 7).

■ Да, часто ■ Да, иногда ■ Да, редко Нет

16%

30%

34%

20%

Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сталкиваетесь ли Вы с

проблемами в социально-бытовой сфере?»

Результаты ответов на следующий вопрос показали, что большинство опрошенных не сталкиваются с языковыми барьерами, как в учебе, так и в общение. Если посмотреть на рисунок 9, то можно сделать вывод, что у данных студентов русский язык или является родным, или они уже владели им на момент прибытия, но как иностранным. Если сравнить распределение ответов, то можно отметить, что наиболее проблематичным для студентов является языковой барьер в учебе, нежели в общении (рисунок 8).

часто иногда редко нет

Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Есть ли у Вас языковые барьеры

в общение; в учебе?»

Исходя из полученных ответов по четвертому блоку вопросов, можно сделать вывод что, респонденты из стран ближнего зарубежья в меньшей степени испытывают проблемы в социально-бытовой сфере и коммуникации. основные трудности с которыми сталкиваются иностранные студенты прибывающие из других стран, связанны с построением коммуникаций, как в учебе, так и при общении. Стоит отметить, что иностранные студенты так же отметили предвзятое отношение на национальной основе, хотя и отмечают, что в целом социальный климат в вузе очень хороший.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Основными факторами выбора страны и конкретного вуза обучения НИУ «БелГУ» являются: советы друзей, родственников, наличие знакомых в стране и университете, а также доступность стоимости образования. Основным информационным каналом для иностранных студентов является информация в интернете, в том числе размещенная на сайте вуза.

2. В целом иностранные студенты оценивают качество получаемое образование в НИУ «БелГУ» как «хорошее». В ходе исследования выяснились проблемные места в организации учебного процесса: недостаточное обеспечение учебно-методической литературой, обновление библиотечных фондов, организация прохождения практик на конкретном предприятии, соотношение практических и теоретических занятий, а также отношение преподавателей к иностранным студентам.

3. Оценка иностранными студентами практической применимости полученных знаний остается низкой. Большинство иностранных студентов видят необходимость в получении дополнительного образования и оценивают свои шансы на успешное трудоустройство как невысокие. Оценка шанса трудоустроиться зависит от оценки уровня получаемых знаний. Респонденты, которые достаточно высоко оценили уровень получаемых знаний, рассматривают свои шансы на трудоустройство как «средние».

4. Иностранные студенты из стран ближнего зарубежья не испытывают сложности в социально-бытовой сфере и общении с местными жителями. Основные трудности, с которыми

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

сталкиваются иностранные студенты, прибывающие из других стран, связанны с построением коммуникаций, как в учебе, так и при общении.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет дать ряд рекомендаций для привлечения большего потока иностранных студентов в НИУ «БелГУ»:

1. необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные методы обучения, для повышения уровня профессиональных компетенций студентов;

2. улучшить состояние библиотечных фондов и обеспеченность студентов учебно-методической литературой;

3. больше внимание уделить вопросам организации практик, увеличить количество практических и лабораторных занятий в учебном процессе;

4. разработать специальные программы трудоустройства для иностранных студентов после обучения, многие студенты не остаются в России по причине того, что не могут устроиться на работу с достойным уровнем оплаты;

5. активизировать работу по продвижению образовательных программ НИУ «БелГУ» на международном рынке образовательных услуг.

Все вышеперечисленные пункты помогут привлечь большее количество иностранных студентов и облегчить процесс социализации и адаптации в стране-реципиенте.

Улучшение качества образования необходимо для того, чтобы российские вузы могли попасть на высокие позиции в мировых университетских рейтингах. Ведь престиж университета тоже оказывает большое влияние при выборе места обучения у иностранных студентов.

Учебная миграция важна сегодня не только для самих студентов, но и для принимающих стран, т.к. они от этого получают экономические, социальные, политические и демографические выгоды.

Библиографический список

1. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 66. С 210-220.

2. Вартанян А.А. Международная образовательная миграция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. №. 2. С. 113-121.

3. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России // Заседание Научного Совета ФМС России, 2011.

4. Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. 2011. № 7 (55). С. 105-113.

5. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.

6. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Миграционные планы вьетнамской молодежи в контексте российской политики привлечения образовательных мигрантов // Вьетнамские исследования. 2017. № 7. С. 204-2011.

7. Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика". М.: Экономика, 2010. 302 с.

8. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск, 2017. С. 219224

9. Макеева Т.В. Проблемы и перспективы образовательной миграции в России // дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой

всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 179-183.

10. Шаронова Е.Г., Егорова Л.Д. Теоретические основы социальной адаптации студентов-иностранцев в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5. С. 1201-1205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.