DOI 10.5862/JHSS.215.8 УДК 32.019.5
А.Л. Рябова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РЯБОВА Анна Львовна — кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: [email protected]
Рассмотрены некоторые ключевые вопросы, связанные с проблемой взаимоотношения внешней политики и общественного мнения. В настоящее время вовлеченность широких кругов людей в обсуждение международных вопросов растет, что свидетельствует об актуальности изучения проблемы взаимодействия внешней политики и общественного мнения. Данная проблема рассматривается в контексте работ не только международного научного сообщества, но и российских ученых. Выявлены и рассмотрены основные интерпретации взаимодействия общественного мнения с процессом осуществления внешней политики, представлена определенная точка зрения на институт лоббизма как способ воздействия на власть, прослежены формы работы СМИ по созданию общественного мнения и управлению общественным сознанием.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА; ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ; ВОВЛЕЧЕННОСТЬ; ЛОББИЗМ; СМИ; ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.
В последние годы постоянный рост уровня участия представителей мировой общественности в сфере внешней политики очевиден. Во многом именно этим обстоятельством объясняется неизменно возрастающее внимание исследователей к проблемам внешней политики в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена, как «общественное мнение».
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в одной из своих работ подчеркивал: «Закон общественного мнения — это закон всемирного тяготения в сфере политической истории. Без него история не могла бы быть наукой. Задача истории в том... чтобы показать, что сила общественного мнения не утопическое мечтание, а самая настоящая реальность, действующая постоянно в жизни общества. Если мы хотим сформулировать закон общественного мнения строго, как закон всемирного тяготения в истории, то. придем к давно известной, почтенной и бесспорной формуле: против общественного мнения править нельзя» [1, с. 127].
Высказывания известного философа можно рассмотреть и в контексте предложенной, достаточно актуальной, на наш взгляд, темы исследования.
В настоящее время общественное мнение — важный и неотъемлемый атрибут жизни практически всех стран мира. Вступая во взаимодействие с традиционными компонентами — участниками внешнеполитического процесса, общественное мнение отражает отношение различных групп общества к внешней политике в целом. Кроме того, при наличии ряда обстоятельств общественное мнение, вторгаясь в область внешней политики, может оказать воздействие на принятие решений в этой сфере, превращаясь в механизм, действие которого накладывает отпечаток на развитие существующей в данный момент системы международных отношений.
Учитывая возрастающую в последние годы активность общественности в политической сфере жизни общества, можно утверждать, что значимость феномена общественного мнения постепенно растет. Эта тенденция отмечена и у нас в стране, но в первую очередь за ее пределами — в странах Запада и Востока. Не ограничивая сферу своего влияния исключительно внутриполитической областью, общественное мнение нередко вторгается в область внешней политики. В связи с этим повышенный интерес представ-
ляет общественное мнение в отношении внешнеполитических проблемных вопросов.
Факты свидетельствуют о том, что мировая общественность как в целом, так и в отдельных странах мира активно реагирует на события, происходящие в мире, а ее мнение постепенно превращается в фактор внешней политики, потенциальные возможности которого очень велики.
существует целый набор факторов внутриполитического характера, которые, действуя в комплексе, в той или иной степени оказывают влияние на формирование и осуществление внешнеполитического курса отдельных стран мира, и среди них общественное мнение.
термин «общественное мнение» появился в Англии в XII веке. согласно некоторым источникам, его возникновение связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя дж. солсбери. тогда этот термин представлял собой буквальный перевод сочетания слов «Public opinion».
Понятие «общественное мнение» трактуется как способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Представляется, что общественное мнение получает свое выражение в разнообразных формах, а общественность как носитель мнения (из ее представителей состоят политические партии и гражданское общество) использует для его создания различные каналы. важно учитывать многомерность общественного мнения в отношении внешнеполитических проблем, т. е. учитывать то обстоятельство, что субъектом общественного мнения выступают не только общественность в целом, измеренная статистически, но и отдельные группы населения.
сегодня, в условиях продолжающейся информационной революции, одной из важнейших составляющих которой является постоянно возрастающее влияние в обществе средств массовой коммуникации, проблема взаимодействия внешней политики и общественного мнения приобретает всё большую актуальность. возможность получения информации способствует превращению внешнеполитического процесса в гораздо более открытую для населения систему. Большое значение имеет также
рост вовлеченности людей в обсуждение различных международных вопросов.
в нашей стране интерес к общественному мнению, возникший в 1960-х годах, остается устойчивым. Первым из отечественных исследователей определение понятию «общественное мнение» дал А.к. уледов. рассматривая общественное мнение как одну из форм общественного сознания, он считал, что это есть «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы», а его субъектом является общество в целом [2].
Б.А. грушин подчеркивал, что общественное мнение как бы перекрывает все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом «оно входит в состав той или иной формы сознания с разной степенью интенсивности, и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению грушина, общественное мнение есть не что иное, как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками». он определил общественное мнение как плюралистическое образование, характеризующееся массовостью, и поэтому это есть «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или иное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности». критикуя подход а.к. Уледо-ва, Б.А. грушин считал, что носителями общественного мнения помимо общества в целом могут быть различные общности людей, объединяющиеся в группы [3].
Если брать за основу подход Б.А. Трушина, то субъектом общественного мнения может быть и большинство, и меньшинство. Такая позиция, на наш взгляд, в большей мере отражает всю сложность феномена «общественное мнение».
В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р.А. Сафаров считал, что общественное мнение должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения, в представлении Сафарова, показывает, что это действительно «общественное», а никакое другое мнение, поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в действиях.
Е. Егорова-гантман и к. Плешаков, говоря о субъектах общественного мнения, предложи-
ли использовать методику «трех страт». Речь идет о трех основных, по их мнению, носителях общественного мнения: это, во-первых, руководство страны, представленное официальными лидерами; во-вторых, элита; в-третьих, массы [4]. Отсюда — общественное мнение есть отличающееся интенсивностью и относительной стабильностью оценочное суждение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес [5].
В 1980-х годах в трактовку понятия «общественное мнение» были внесены некоторые, не очень существенные, корректировки. Свой вклад в изучение данного вопроса внесли ученые A.A. Возьмитель [6] и М.К. Горшков, исследовавший общественное мнение в историческом контексте. М.К. Горшков известен разработкой концепции динамического общественного мнения. согласно его концепции, «общественное мнение — это подвижное, текучее образование, которое развивается в континууме точек», «способ проявления сознания вообще, в котором может быть заключено духовное, духовно-практическое или практическое отношение субъекта к дискуссионному по характеру объекту действительности, затрагивающему его потребности и интересы» [7].
Интерес представляет также вышедшая в 1990-х годах работа В.М. Герасимова, в которой автор предпринял попытку рассмотреть общественное мнение в политическом контексте и пришел к выводу, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать ею невозможно [8].
Необходимо здесь назвать и работы отечественного исследователя Д.П. Гавра [9, 10], сравнившего общественное мнение с воздухом, который необходим для дыхания демократии: когда он есть, его не замечают, но его отсутствие может привести к гибели организма. на основе разработанной им системы критериев [10] ученый выделяет следующие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения»: 1) режим подавления общественного мнения со стороны властных структур, 2) режим игнорирования общественного мнения, 3) режим патернализма власти по отношению к общественному мнению, 4) режим сотрудничества, 5) режим давления общественного мнения на власть, 6) режим диктатуры общественного мнения. В числе разработанных Д.П. Гавра кри-
териев: 1) демократичность системы выборов и избирательных законов на различных уровнях; 2) характер законодательной закрепленности роли общественного мнения; 3) наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода их выражения; 4) характер протекания дискуссий общественности и власти; 5) частота, предметный и объектный ареал обращения власти к общественному мнению; 6) характер, предметный и социальный ареал включения реакций и оценок общественного мнения во властные решения; 7) наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа общественного мнения.
Работы современного исследователя Д.В. Кузнецова также достойны внимания и изучения. Он является автором более 70 публикаций, посвященных непосредственно международным отношениям. В центре внимания ученого проблематика, связанная с рассмотрением сквозь призму общественного мнения международных проблем, а также многочисленные аспекты, касающиеся взаимодействия внешней политики и общественного мнения [11]. В числе работ Д.В. Кузнецова несколько монографий: «Арабо-израильский конфликт и Франция: внешняя политика и общественное мнение» (2005), «Югославский кризис: взгляд сквозь призму общественного мнения» (2009), «Проблемы нераспространения оружия массового уничтожения и общественное мнение» (в 2 ч.; 2009).
необходимо отметить, что отечественные ученые в теоретическом плане были склонны рассматривать общественное мнение как исключительно характерное для внутренней политики явление. Теоретических работ, посвященных проблеме взаимодействия общественного мнения и внешней политики, в россии вышло немного. В. Орел, один из исследователей, занимавшихся данной проблемой, писал, что «в современных условиях можно говорить об активизации международного общественного мнения, которое откликается сегодня практически на все вопросы мирового развития и выступает как постоянно действующий фактор международной жизни» [12].
Важно подчеркнуть, что отечественные ученые исследовали в своих работах конкретные аспекты, связанные с отношением общественности той или иной страны к внешней по-
литике государства в целом. Рассматривались, к примеру, место и роль общественного мнения в общем механизме внешней политики США, где давно существует институт опросов общественного мнения, к которому в России достаточно долго относились скептически. Только к началу 1970-х годов, в связи с беспрецедентным ростом активности представителей американской общественности, уровень этого скепсиса снизился [13]. В результате в нашей стране сформировалась тенденция рассматривать внешнюю политику США не только как результат деятельности государственных институтов, но и как процесс, в рамках которого определенное влияние на формирование и осуществление внешнеполитического курса оказывают факторы внутреннего свойства (среди них называлось и общественное мнение). На наличие внутренних факторов, влияющих на формирование внешней политики США (например, во время Корейской или Вьетнамской войн), указывают в своих работах А.А. Кокошин [14] и Д.А. Чик-ваидзе [15].
Самым известным в нашей стране исследователем, деятельность которого оказалась полностью связана с изучением общественного мнения США, стала М.М. Петровская. В 1977 году она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Опросы общественного мнения в США и их роль в общественно-политической жизни страны» [16], что стало неким рубежом в истории отечественной американистики. В своих многочисленных работах Петровская подвергла анализу состояние общественного мнения США в отношении разнообразных проблем внешней политики, в них освещены теоретические и методологические вопросы работы с данными, полученными в результате проведенных в США опросов общественного мнения, дан критический анализ процедуры их проведения.
Примечательно, что в 1990-2000-е годы в центре внимания отечественных ученых вновь находятся вопросы, связанные с взаимодействием общественного мнения и внешней политики США. В ряде диссертационных исследований, большая часть которых появилась в этот период, рассматриваются особенности роста влияния общественного мнения в США в первой половине XX века [17].
Некоторые исследователи утверждают, что проведение опросов общественного мнения в последние десятилетия приобрело гигантское значение и большое влияние на политику, поскольку данные опросов учитывают политические деятели, чиновники, журналисты, избиратели. В 2000-е годы Р. Собейл, исследователь из гарвардского университета, подчеркивал в ряде своих работ, что, хотя общественное мнение и выступает в качестве одного из факторов внешней политики, тем не менее, это есть один из многих подобных факторов. По его мнению, «общественное мнение устанавливает определенные рамки для руководства, ограничивая его действия, но вовсе не формирует внешнюю политику» [18].
Итак, важнейшая проблема, которая находится в центре внимания исследователей, это взаимодействие общественного мнения с процессом формирования и проведения внешней политики. Существуют четыре вероятные интерпретации этого взаимодействия.
Первая интерпретация видна и заключается в том, что общественное мнение контролирует внешнюю политику и последняя подчиняется диктату со стороны общественности, хотя общественный контроль над внешней политикой часто может быть пагубным, так как интерес общественности к политическим проблемам носит нерегулярный, эпизодический характер.
вторая интерпретация основана на контролируемости общественного мнения. общественное мнение формирует правящая элита, которая способна манипулировать общественным мнением и создавать его, обращаясь к общественности, когда это выгодно.
третья точка зрения предполагает, что правящая элита и общественное мнение независимы: правящая элита не подчиняется общественному мнению, но она и не контролирует его, так как не нуждается в этом.
Четвертая точка зрения: общественное мнение и внешняя политика взаимодействуют друг с другом, воздействуя друг на друга в зависимости от политического, экономического и социального подтекста. Подразумевается интерес общественности к внешней политике, а также ее информированность.
наиболее полной представляется четвертая интерпретация. общественное мнение и внешняя политика взаимодействуют, и обществен-
ное мнение устанавливает некие пределы, в рамках которых лица, принимающие решения, осуществляют выбор, если не желают столкнуться с проблемами во время голосования на выборах. другими словами, власть, учитывая необходимость отчета перед избирателями на выборах, не будет предпринимать действий, которые дискредитируют ее в глазах избирателей. расплата за неудачные и непопулярные действия — утрата электоральной поддержки. Соответственно правящие круги стремятся с помощью опросов общественного мнения несколько корректировать проводимую ими внешнюю политику, добиваясь положительной реакции общественности на принятые правительством решения в области внешней политики.
Примечательно, что американские исследователи неоднократно отмечали важную роль СМИ в процессе формирования общественного мнения. с учетом вышесказанного важно подчеркнуть, что в настоящее время у англоязычных исследователей не вызывает сомнения тот факт, что роль общественного мнения как фактора внешней политики продолжает возрастать. Помимо ученых из США отмеченными выше проблемами занимаются ученые из Франции, Великобритании, Германии, Нидерландов, Италии. Следует упомянуть о вышедшей в 2001 году коллективной работе «Общественное мнение и международное использование силы» [19]. Интересно, что подавляющее большинство научных исследований, связанных со взаимоотношениями внешней политики и общественного мнения, осуществлялись в США.
Исходя из вышесказанного, считаем необходимым рассмотреть общественное мнение как важный элемент внешнеполитического механизма США. Механизм, в рамках которого в этой стране осуществляется взаимодействие общественного мнения с участниками внешнеполитического процесса, и прежде всего с руководством страны, — это система, в структуру которой входят взаимосвязанные элементы. Основным элементом является руководство страны, имеющее свою официальную позицию по международным проблемам. При этом немаловажным обстоятельством является то, что весьма важную роль играет фактор личности политического деятеля. Внешняя политика США носит персонифицированный характер, поскольку связывается с именем действующе-
го главы государства. именно глава государства вносит свой стиль в осуществление внешнеполитических решений, тем самым внося некую уникальность и даже наделяя ее характеристиками, схожими со своими чертами характера [там же]. огромное влияние на президента США оказывают сотрудники Белого дома — помощники (Assistants of the President), являющиеся советниками по определенным направлениям, в том числе и курирующие внешнюю политику. назначение на эти посты осуществляется самим президентом, и штат этих сотрудников формируется из состава знакомых ему людей. Кандидатуры советников не подлежат утверждению Конгрессом США.
К формированию общественного мнения в отношении внешней политики США подключены представители так называемого «академического сообщества». их деятельность связана с научно-исследовательскими центрами — так называемыми «мозговыми трестами» (Brain Trust), в рамках которых ведется разработка концептуальных основ внешнеполитического курса США. Среди подобных институтов «мозговыми трестами» в основном являются учреждения, отражающие консервативные, либеральные, центристские и прочие политические взгляды. Эти независимые учреждения представляют собой источник идей, но только несколько десятков из них играют существенную роль в сфере внешней политики. К наиболее известным относятся: национальный комитет по американской внешней политике (The National Committee on American Foreign Policy, NCAFP) в нью-йорке; институт Брукингса (The Brookings Institution) в вашингтоне; институт изучения внешней политики (The Foreign Policy Research Institute, FPRI), издающий журнал «Orbis»; Американская академия политических и социальных наук (The American Academy of Political and Social Science), играющая роль советника и консультанта правительства США; Американский совет безопасности (The American Security Council, ASC); Аспенский институт (The Aspen Institute), осуществляющий программу для специалистов различных организаций во многих странах; институт мировой политики (The World Policy Institute, WPI) в нью-йорке; Американский институт мира (The united States Institute of Peace, ISIP) — независимый институт по изучению проблем урегулирования кон-
фликтов, созданный в 1964 году и раз в два года представляющий отчет о своей деятельности органам исполнительной и законодательной власти США. В 2003 году в Вест-Поинте был создан Центр по борьбе с терроризмом при военной академии (The Combating Terrorism Centre), занимающийся военными исследованиями в этой области.
Механизм, с помощью которого данные структуры оказывают влияние на процесс осуществления внешней политики сША, может включать не только элементы прямого воздействия. Ученые, работающие в вышеперечисленных институтах, регулярно дают интервью по радио и телевидению, участвуют в публичных обсуждениях, публикуют свои статьи в периодической печати [20, с. 293].
Можно выделить три основных направления, по которым действуют благотворительные фонды и предпринимательские организации для воздействия на власть, например, в США: 1) разработка стратегии и тактики для достижения поставленных на данном историческом этапе целей, 2) идеологическое обоснование этих задач и их пропаганда, 3) подготовка и расстановка для практического осуществления внешней политики. Так, Американская федерация труда — Конгресс производственных профсоюзов (American Federation of Labor — Congress of Industrial Organizations) представляет общеполитические интересы профсоюзов, и в то же время эта организация в 1970-х годах сыграла определенную роль в принятии знаменитой поправки джексона-вэника.
Существует также институт лоббизма, специфический способ воздействия на власть. Цель лоббизма и лоббистов состоит в том, чтобы добиться от органов государственной власти одобрения или отклонения каких-либо решений и направить осуществление политики в выгодное для себя направление. в настоящее время в сША с деятельностью корпораций связан ряд объединений, которые оказывают влияние на политический процесс, например Национальная ассоциация производителей (National Associations of Manufacturers, NAM) — общенациональная организация промышленных предприятий. сейчас в ней насчитывается свыше 14 тыс. компаний-членов. Мнение представителей данной организации учитывается при принятии внешнеполитических ре-
шений. в 1979 году в сША была создана Американская лига лоббистов (American League of Lobbyists, ALL) — организация, объединяющая лиц, профессионально занимающихся лоббистской деятельностью. Американская лига лоббистов организует профессиональное обучение, семинары, разработала кодекс профессиональной этики.
Необходимо вспомнить и о «группах давления» (Pressure Groups) — политических субъектах, специализирующихся на оказании влияния на органы власти. Это группы профессионалов, публично отстаивающие свои интересы, но не претендующие на непосредственное осуществление государственной власти.
средства массовой информации выступают в качестве центрального канала, через который общественность могла бы выразить свое мнение в отношении внешнеполитических проблем. Их нередко называют «четвертой властью». СМИ являются как каналом выражения общественного мнения, так и каналом, с помощью которого общественное мнение формируется. телевидение, охватывающее самую большую аудиторию, играет ведущую роль, когда речь идет о воздействии на процессы формирования общественного мнения. Фактически, телевидение — это основной канал, через который идет информационное обслуживание американцев [21].
Можно выделить основные формы работы СМИ для создания общественного мнения: 1) отбор фактов и представление их таким образом, чтобы воздействие их на массовое сознание было наибольшим (возможны искажение важных фактов, фильтрация информации); 2) усиление благодаря СМИ уже существующих на уровне массового сознания стереотипов; 3) оформление с помощью СМИ необходимой модели восприятия событий за счет многократного повторения информации в определенном ракурсе.
Именно СМИ играют роль своеобразного «манипулятора», принимают участие в процессах формирования и функционирования общественного мнения в отношении внешнеполитических проблем, выступают средством «для промывания мозгов», используя пропагандистские и психологические методы с целью изменения отношения к политическому курсу, какому-либо событию [22]. Несомненный интерес представляют материалы СМИ, освещаю-
щие внешнеполитические проблемы, поскольку, воздействуя на массовое сознание жителей страны, СМИ выстраивают отношение к ним со стороны общественности. Сущность воздействия СМИ заключается в привлечении внимания людей к новостям посредством постоянного акцентирования внимания на каком-либо событии. Это ведет к актуализации последнего и влечет за собой поддержку действий, направленных, например, на гуманитарное вмешательство. СМИ могут оказать воздействие и на руководство страны, вынуждая его действовать решительнее. В результате СМИ, в первую очередь электронные, могут ускорить процесс принятия каких-либо внешнеполитических решений, связанных с кризисными ситуациями в отдельных регионах мира. Интересно, что воздействие СМИ на суждения, оценки граждан тем выше, чем дальше отстоит от непосредственного опыта людей та сфера деятельности, которая отражена в материалах СМИ. Поэтому степень влияния их на формирование общественного мнения приобретает максимальное значение при освещении внешнеполитических проблем. достаточно большое количество граждан используют Интернет, вследствие чего материал, содержащийся не только в периодической печати, освещаемый телевидением, но и находящийся в Интернете, также оказывает воздействие на процессы формирования общественного мнения. Именно СМИ во многом способствуют тому, что у людей складывается определенный образ других стран и политических течений.
В заключение интересно обратиться к результатам опросов общественного мнения в США. В ходе их проведения была выяснена точка зрения американцев на проблему влияния отдельных субъектов в сфере внешней политики. Граждане США считают, что, принимая решение в области внешней политики, руководство государства в первую очередь
должно действовать сообразно с позицией, которую занимает мировое общественное мнение. Однако американцы полагают, что роль такого фактора, как общественное мнение, в сфере внешней политики должна возрасти, что, возможно, отражает стремление граждан активнее участвовать в процессе принятия внешнеполитических решений [23].
Важно подчеркнуть, что практически во всех странах мира, включая россию, внутренние проблемы, как правило, находятся в числе самых важных приоритетов (это вопросы, связанные с экономикой и социальными отношениями, внутренним политическим развитием). данные проблемы оказывают непосредственное воздействие на повседневную жизнь людей.
А насколько важны и «привлекательны» для граждан страны с точки зрения интереса внешнеполитические проблемы? Общественное мнение по-разному (речь идет об интенсивности) реагирует на события международной жизни. Внешнеполитические проблемы, непосредственно затрагивающие состояние национальной безопасности страны, волнуют граждан гораздо больше, чем какая-либо абстрактная «международная ситуация». Интерес граждан возрастает в случае непосредственной вовлеченности их страны в события, происходящие на международной арене.
Информационная революция дает основание полагать, что в дальнейшем процессы, связанные с влиянием общественного мнения на внешнюю политику, будут усиливаться, хотя в то же время абсолютизировать фактор общественного мнения нельзя. Следствием возрастающего влияния в обществе средств массовой коммуникации является рост вовлеченности широкого круга людей в обсуждение различных международных вопросов. Вопрос взаимодействия внешней политики, международных отношений и общественного мнения приобретает всё большую актуальность.
список литературы
1. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4.
2. уледов А.к. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. 391 с.
3. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М.: Праксис, 2011. 542 с.
4. Егорова-Гантман Е., Плешаков к. Концепции образа и стереотипы в международных отношениях // Мировая экономика и междунар. отношения. 1988. № 2.
5. Сафаров P.A. Общественное мнение в системе советской демократии. М.: Знание, 1982. 63 с.; Сафаров P.A. Политический статус общественного мнения // Социол. исслед. 1979. № 4. С. 11—22.
6. Возьмитель A.A. Формирование и изучение общественного мнения. М.: знание, 1987. 61 с.
7. Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М.: Политиздат, 1988. 382 с.
8. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М.: Луч, 1994. 134 с.
9. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб.: Изд-во ИСЭП, 1995. 235 с.
10. Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журн. социологии и антропологии. 1998. Т. I. Вып. 4. URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/4/gavra.html (дата обращения: 05.08.2014).
11. Кузнецов Д.В. События 11 сентября 2001 года и проблема международного терроризма в зеркале общественного мнения. М., 2009. 396 с.
12. Орел В. Общественное мнение в мировой политике // Междунар. жизнь. 1978. № 8.
13. Петровская М.М. Опросы общественного мнения в США // Вопросы истории. 1976. № 2. С. 113-123.
14. Кокошин A.A. США: за фасадом глобальной политики (внутренние факторы формирования внешней политики американского империализма на пороге 80-х гг.) М.: Политиздат, 1981. 367 с.
15. Чикваидзе ДА. США: истоки агрессивного курса. Влияние внутренних факторов на внешнеполитическую стратегию США во второй половине 70-х — начале 80-х гг. Тбилиси: Мецниерва, 1984. 157 с.
16. Петровская М.М. Опросы общественного мнения в США и их роль в общественно-политической жизни страны: дис. ... канд. ист. наук. М., 1977.
17. Шхий К.Т. Американское общественное мнение о Советском государстве, 1921—1933 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. Владивосток, 2000; Фельдт А.Е. Общественное мнение США о Советском Союзе, 1937 — июнь 1941 г.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1993.
18. Public Opinion in U.S. Foreign Policy: The Controversy over Control Aid / Ed. by R. Sobel. Lanham: Rowman & Littlefield Publ., 1993; Sobel R. Contra Aid Fundamentals: Exploring the Intricacies and the Issues // Political Science Quarterly. 1995. Vol. 110. No. 2.
19. Public Opinion and the International Use of Force / Ed. by Philip P. Everts, P. Isernia. N. Y.: Taylor & Francis Publ., 2001. 320 p.; Everts P., Isernia P. Power, War and Public Opinion — Looking behind the transatlantic divide // Policy review. 2004. No. 123. P. 73.
20. Рябова А.Л. «Эффект CNN» и его воздействие на общественное мнение США в отношении внешнеполитических проблем // Соврем. междунар. отношения: политика и культура. СПб.: ИПК КОСТА, 2010. С. 293-312.
21. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М., 1994. 228 с.
22. Alfheide D. Iran vs. U.S. TV News: the Hostage Story Out of Context // Television Coverage of the Middle East / Ed. by William C. Adams. Norwood: Ablex, 1981. P. 128-157.
23. Pipa-Knowledge Networks-CCFR Poll: Americans on Democratization and US Foreign Policy Dates of Survey: September 15-21, 2005 // EBSCO Host Connection. URL: http://connection.ebscohost.com/c/articles/44650634/ pipa-knowledge-networks-ccfr-poll-americans-promoting-democracy-questionnaire (accessed 28.07.2014).
A.L. Ryabova
PUBLIC OPINION AND INTERNATIONAL RELATIONS
RYABOVA Anna L. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia
e-mail: [email protected]
The objective of the article is to describe some key problems, connected with the relations between international politics and public opinion. At present the growth of common people's involvement in the international affairs discussion is increasing, it leads to the vital study of the link between international politics and public opinion creation. This article discusses this problem not only in the context of the leading international academic works, but investigates the contribution of Russian scientists as well. This defines the
novelty of the article. The author reveals the basic interpretations of public opinion notion and its interaction with the foreign policy implementation; represents some ideas on the institute of lobbying; traces the forms of media work targeted at public consciousness management.
INTERNATIONAL POLITICS; PUBLIC OPINION; INVOLVEMENT; LOBBYING; MEDIA; PUBLIC CONSCIOUSNESS.
references
1. Ortega-i-Gasset Kh. Vosstaniye mass. Voprosy filosofii, 1989, no. 4. (In Russ.)
2. Uledov A.K. Obshchestvennoye mneniye sovet-skogo obshchestva. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1963. 391 p. (In Russ.)
3. Grushin B.A. Mneniye o mire i mir mneniy. Moscow, Praksis Publ., 2011. 542 p. (In Russ.)
4. Yegorova-Gantman Ye., Pleshakov K. Kontseptsii obraza i stereotipy v mezhdunarodnykh otnosheniyakh. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 1988, no. 2. (In Russ.)
5. Safarov R.A. Obshchestvennoye mneniye v sisteme sovetskoy demokratii. Moscow, Znaniye Publ., 1982. 63 p. (In Russ.); Safarov R.A. Politicheskiy status obshchestvennogo mneniya. Sotsiologicheskiye issledo-vaniya, 1979, no. 4, pp. 11—22. (In Russ.)
6. Vozmitel A.A. Formirovaniye i izucheniye ob-shchestvennogo mneniya. Moscow, Znaniye Publ., 1987. 61 p. (In Russ.)
7. Gorshkov M.K. Obshchestvennoye mneniye. Is-toriya i sovremennost'. Moscow, Politizdat Publ., 1988. 382 p. (In Russ.)
8. Gerasimov V.M. Obshchestvennoye mneniye v zerkale politicheskoy psikhologii. Moscow, Luch Publ., 1994. 134 p. (In Russ.)
9. Gavra D.P. Obshchestvennoye mneniye kak so-tsiologicheskaya kategoriya i kak sotsialnyy institut. St. Petersburg, ISEP Publ., 1995. 235 p. (In Russ.)
10. Gavra D.P. Obshchestvennoye mneniye i vlast': rezhimy i mekhanizmy vzaimodeystviya. Zhurnal sotsiologii i antropologii, 1998, vol. I, pt. 4. Available at: http://www. old.jourssa.ru/1998/4/gavra.html (accessed 05.08.2014).
11. Kuznetsov D.V. Sobytiya 11 sentyabrya 2001 goda i problema mezhdunarodnogo terrorizma v zerkale obshchestvennogo mneniya. Moscow, 2009. 396 p. (In Russ.)
12. Orel V. Obshchestvennoye mneniye v mirovoy politike. Mezhdunarodnaya zhizn', 1978, no. 8. (In Russ.)
13. Petrovskaya M.M. Oprosy obshchestvennogo mneniya v USA. Voprosy istorii, 1976, no. 2, pp. 113—123. (In Russ.)
14. Kokoshin A.A. USA: za fasadom global'noy poli-tiki (vnutrenniye faktory formirovaniya vneshney politiki
amerikanskogo imperializma na poroge 80-kh gg.) Moscow, Politizdat Publ., 1981. 367 p. (In Russ.)
15. Chikvaidze D.A. USA: istoki agressivnogo kursa. Vliyaniye vnutrennikh faktorov na vneshnepoliticheskuyu strategiyu USA vo vtoroy polovine 70-kh — nachale 80-kh gg. Tbilisi, Metsniyerva publ., 1984. 157 p. (In Russ.)
16. Petrovskaya M.M. Oprosy obshchestvennogo mneniya v USA i ikh rol' v obshchestvenno-politicheskoy zhizni strany [Cand. diss.]. Moscow, 1977. (In Russ.)
17. Tikhiy K.T. Amerikanskoye obshchestvennoye mneniye o Sovetskom gosudarstve, 1921—1933 gg. [Doct. diss.]. Vladivostok, 2000. (In Russ.); Feldt A.Ye. Obshchestvennoye mneniye USA o Sovetskom Soyuze, 1937 — iyun' 1941 g. [Cand diss.]. St. Petersburg, 1993. (In Russ.)
18. Public Opinion in U.S. Foreign Policy: The Controversy over Control Aid. Ed. by R. Sobel. Lanham, Rowman & Littlefield Publ., 1993; Sobel R. Contra Aid Fundamentals: Exploring the Intricacies and the Issues. Political Science Quarterly, 1995, vol. 110, no. 2.
19. Public Opinion and the International Use of Force. Ed. by Philip P Everts, P Isernia. New York, Taylor & Francis Publ., 2001. 320 p.; Everts P., Isernia P. Power, War and Public Opinion — Looking behind the transatlantic divide. Policy review, 2004, no. 123. P. 73.
20. Ryabova A.L. "Effekt CNN" i yego vozdeystviye na obshchestvennoye mneniye USA v otnoshenii vnesh-nepoliticheskikh problem. Sovremennyye mezhdunarodnyye otnosheniya: politika i kultura. St. Petersburg, IPK KOSTA Publ., 2010. Pp. 293-312. (In Russ.)
21. Golyadkin N.A. TV-informatsiya v USA. Moscow, 1994. 228 p. (In Russ.)
22. Alfheide D. Iran vs. U.S. TV News: the Hostage Story Out of Context. Television Coverage of the Middle East. Ed. by William C. Adams. Norwood, Ablex, 1981. Pp. 128-157.
23. Pipa-Knowledge Networks-CCFR Poll: Americans on Democratization and US Foreign Policy. Dates of Survey: September 15-21, 2005. EBSCO Host Connection. Available at: http://connection.ebscohost.com/c/ articles/44650634/pipa-knowledge-networks-ccfr-poll-americans-promoting-democracy-questionnaire (accessed 28.07.2014).
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015