Научная статья на тему 'Общественно-политическая жизнь и идеологические кампании на историко-филологическом факультете Томского государственного университета во второй половине 1940-х 1950-е гг'

Общественно-политическая жизнь и идеологические кампании на историко-филологическом факультете Томского государственного университета во второй половине 1940-х 1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТГУ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ / TSU / POLITICAL LIFE / IDEOLOGICAL CAMPAIGNS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаминов Дмитрий Викторович

Одним из наиболее интересных, насыщенных событиями и в то же время противоречивых периодов в истории нашей страны является вторая половина 1940-х 1950-е гг. переходное время от завершающегося этапа сталинизма к начальному этапу «Оттепели». Эти этапы, являясь по своей сути дихотомическими, оставили значительный след в истории страны, в том числе и в отечественной высшей школе. В работе была сделана попытка на материале ИФФ ТГУ дать характеристику этому периоду в отношении гуманитарного сегмента советской высшей школы и выявить его характерные черты в провинциальном сибирском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The humanitarian education and humanities have always been the major component of the political and ideological processes occurring in the Soviet society. History, philology and philosophy made the sphere of the state ideology, which formed the person of the Soviet specialist (intellectual). Subsequently, according to the opinion of the authorities, he / she should become a support for the state in carrying out of an ideological policy during the professional work, including the pedagogical one. First of all, historical science and education as a specific segment of the higher school in the USSR solved these problems. For this reason state-party bodies made special demands in the field of ideology to the Department of History and Philology (DHF) of TSU in the first post-war decade. Serious ideological work, directed at strengthening of ideological and political views of the teachers and the students, considerably weakened after the war, especially concerning questions of foreign policy and mutual relations with Western countries, was done in the first post-war years at the DHF, in view of its specificity and special position in the system of ideological and political education of the population. In the second half of 1940s-1950s the faculty life and life of all the university was characterised by carrying out some ideological campaigns, which made certain impact on the general climate in professorial and students environment of the DHF. During this period the life in all the USSR was marked by struggle against opposition and eradication of heterodoxy. First of all, it was shown in carrying out of such campaigns, as struggle against servility before the West and struggle against cosmopolitism which, however, had specific features in the conditions of Siberia. Serious changes in political life of the DHF, especially in the students environment, occurred after the well-known 20th Congress of the CPSU. However, in the second half of 1940s-1950s the DHF of TSU, owing to the remoteness from the country centre did not suffer considerably from the majority of ideological campaigns though some echoes did come to Tomsk. But these campaigns in TSU were not noted by large-scale reprisals and actions. They were limited only to the analysis of personal affairs at general meetings and some updating in the educational and scientific processes. To see the reason why the reprisals at the department during ideological campaigns did not reach the scope, it is necessary to understand that Tomsk was at a distance from capital cities, the behavior of administration and professorial and teaching staff of the DHF was wise, because they did not allow conflict situations to become aggravated, including the time after the 20th Congress.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая жизнь и идеологические кампании на историко-филологическом факультете Томского государственного университета во второй половине 1940-х 1950-е гг»

Д. В. Хаминов

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ НА ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х - 1950-е гг.

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы».

Одним из наиболее интересных, насыщенных событиями и в то же время противоречивых периодов в истории нашей страны является вторая половина 1940-х - 1950-е гг. - переходное время от завершающегося этапа сталинизма к начальному этапу «Оттепели». Эти этапы, являясь по своей сути дихотомическими, оставили значительный след в истории страны, в том числе и в отечественной высшей школе. В работе была сделана попытка на материале ИФФ ТГУ дать характеристику этому периоду в отношении гуманитарного сегмента советской высшей школы и выявить его характерные черты в провинциальном сибирском вузе. Ключевые слова: ТГУ; общественно-политическая жизнь; идеологические кампании.

Исторический факультет в ТГУ был открыт накануне войны в 1940 г. и в 1941 г. был реорганизован в историко-филологический факультет (ИФФ) [1]. При организации в ТГУ истфака, во исполнение известного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1934 г. [2], Наркомпрос РСФСР ставил задачу подготовки новых кадров историков, чтобы поднять на новую ступень дело исторического образования в средних и высших школах Сибири. Согласно инструкции Наркомпроса РСФСР истфак ТГУ должен был готовить всесторонне развитые научные и преподавательские кадры историков, «вооруженные знаниями конкретного исторического материала, владеющих марксистско-ленинским методом диалектики и способных с позиции научного марксизма-ленинизма рассматривать сложные события истории и современной общественной жизни» [3. Л. 10об]. В отчетном докладе партгруппы истфака за первый год его работы говорилось, что значение его открытия в ТГУ было огромным, поскольку «историк -одна из наиболее дефицитных специальностей в нашей стране» [4. Л. 19]. Директор ТГУ доцент Я.Д. Горлачев на собрании партгруппы факультета в апреле 1941 г. отметил, что факультет готовит не только преподавателей для средних школ, но и партийных работников [3. Л. 7об]. Таким образом, истфак сразу стал рассматриваться руководством как центр подготовки еще и работников по идеологическому воспитанию населения. Именно поэтому в военные годы ИФФ сыграл значительную роль в деле подготовки специалистов и в патриотическом воспитании населения Томска и городов Западной Сибири.

В послевоенные годы ИФФ включал три отделения -историческое, русского языка и литературы и классической филологии. В 1947 г. последнее было преобразовано в отделение русского языка, психологии и логики. ИФФ стал вести подготовку специалистов по истории СССР, всеобщей истории, русскому языку, русской литературе, классической филологии, логике и психологии [5. 7 авг.]. В 1955 г. отделение русского языка, психологии и логики было закрыто, и остались только два отделения - историческое и филологическое.

В первые послевоенные годы на ИФФ, ввиду его специфики и особого положения в системе идейнополитического воспитания, стала проводиться серьезная работа среди преподавателей и студентов, направ-

ленная на укрепление их идейно-политических взглядов, которые были значительно ослаблены после войны, особенно в отношении вопросов внешней политики СССР и взаимоотношений со странами Запада. Кроме того, в эти годы возрос партийно-государственный контроль за работой вузов. На ИФФ был проведен ряд открытых собраний партбюро, где в качестве докладов были сделаны сообщения о международном положении, о работе Генассамблеи ООН, а после знаменитой речи У. Черчилля в Фултоне были проведены расширенные занятия со студентами и преподавателями по обсуждению сложившейся ситуации, которая заложила основу «опускания железного занавеса» между двумя военно-политическими блоками [6. Л. 10].

В течение 1947-1948 гг. сначала на всесоюзном, а затем и на региональном уровнях стали проводиться крупные идеологические кампании, которые в основном, были направлены против советской интеллигенции. Однако в условиях Западной Сибири они имели свои особенности и характерные черты [7, 8]. Эти кампании, с одной стороны, были направлены на борьбу с инакомыслием в СССР, которое стало проявляться в послевоенные годы, а с другой - имели своей целью усиление чувства патриотизма советских граждан, поднятие значения и престижа отечественной науки, культуры и в целом Советского государства. Череда этих кампаний не прошла и мимо ТГУ. Первые кампании, которые состоялись в стенах университета, были ориентированы на борьбу с «низкопоклонством» перед Западом и борьбу с космополитизмом. Эти кампании стали оказывать определенное влияние на общественно-политический климат в профессорско-преподавательской и студенческой среде ИФФ.

Проводимые в ТГУ кампании были направлены на две составляющие университетской жизни - на образовательный процесс и научную деятельность. В ходе этих кампаний в ТГУ было пересмотрено и изменено 90 учебных программ на разных факультетах. В основном это затронуло гуманитарные и общественнонаучные кафедры, в первую очередь кафедры ИФФ. В 1948 г. ученый совет ИФФ с участием профессорско-преподавательского состава пересмотрел большую часть лекционных курсов «по линии настойчивого проведения большевистского принципа партийности в их чтении и отказа от преклонения перед западной буржу-

азной наукой и широкой популяризации достижений русских ученых в прошлом и, в особенности, успехов советских исследователей» [6. Л. 46об.]. Особенно тщательно были пересмотрены программы учебных курсов на кафедре русской литературы [9. Л. 144-144об.]. Значительные изменения в учебные планы и программы вносились также и на исторических кафедрах [9. Л. 144об.-145]. Так, в отношении филологических кафедр изменения сводились к наиболее яркому выделению роли отечественных ученых в литературоведческих и лингвистических исследованиях в сравнении с зарубежными исследованиями [9. Л. 144-144об.]. В отношении исторических кафедр изменения были направлены на следующие аспекты. В учебных курсах кафедры истории СССР наиболее рельефно стала отражаться роль России на мировой арене, особенно в части освободительного движения балканских народов и роли прославленных русских полководцев. На кафедре новой истории особое внимание было обращено на выявление принципиального отличия Октябрьской революции от буржуазных революций, происходивших в других странах, показывались реакционная роль в истории нового времени английского и американского империализма, «лживость и порочность англо-

саксонской демократии» [9. Л. 145]. В изложении лекционного материала сотрудниками кафедры истории Древнего мира и Средних веков систематически проводилась критика основных направлений западноевропейской историографии по кардинальным проблемам истории Средних веков. Ими стала вестись популяризация исследований советских медиевистов, особое внимание обращалось на разоблачение фашистской фальсификации истории о «превосходстве немецкой расы» над славянами [9. Л. 145].

В марте 1949 г. прошло собрание научных работников и студентов ИФФ, посвященное «вопросу об антипатриотической группе критиков и проявлениях космополитизма, эстетства и формализма в советской литературе». На собрании подвергся критике ряд советских писателей и литераторов, в том числе и томских, «за формализм, эстетство и безыдейность». Подвергались критике и советские фольклористы за «их компаративистские установки». Собрание «единодушно выразило свое огромное удовлетворение выступлениями центральной печати, разоблачившей вредную деятельность антипатриотической группы критиков-космопо-литов» [10. 21 марта]. Однако к чести ИФФ ТГУ, на этом вся борьба и прекратилась.

В силу отдаленности ТГУ от центра страны профессорско-преподавательский состав ИФФ мало пострадал от этих кампаний. Однако некоторые отголоски репрессивной политики в отношении гуманитарной интеллигенции докатились и до него. В ходе этих кампаний по разным основаниям под давлением властей были вынуждены уйти с факультета и перейти на работу в другие вузы профессора К.Э. Гриневич и А.П. Дульзон, доцент

В.Ю. Гессен. Доцент Р.Е. Кугель был осужден по 58-й статье УК РСФСР и приговорен к заключению. В основном всех их обвиняли в том, что они недооценивали в своих курсах роль русских исследователей и преподносили свой материал с точки зрения буржуазного объективизма [11. Л. 3].

Таким образом, широкомасштабными репрессиями и мероприятиями по изменению учебной и научной деятельности эти кампании в ТГУ для гуманитариев отмечены не были. Все ограничивалось лишь разбором персональных дел на общих собраниях коллектива факультета и некоторыми корректировками учебного и научного процесса, исходившими из требований общей идеологической конъюнктуры, которой вынуждены были придерживаться руководители факультета и кафедр. В значительной степени, как отмечает Б.Г. Мо-гильницкий, эта борьба на факультете и в университете носила «ритуальный характер и была борьбой вообще» [12. С. 127].

Еще одной громкой идеологической кампанией рубежа 1940-х - 1950-х гг. стало разоблачение позиции академика Н.Я. Марра (так называемая «марровская школа») в отношении вопросов языкознания. В 1950/51 учебном году работа факультета и всех кафедр (не только филологических) проходила «в обстановке освоения всем коллективом гениального сталинского труда «Марксизм и вопросы языкознания», в обстановке развернутой деятельности по практической реализации в педагогическом процессе выводов из этого труда» [13. Л. 18]. Была начата работа по коренному пересмотру преподавания «в плане практической реализации выводов из работы И.В. Сталина» [13. Л. 18]. Проспекты некоторых курсов, читавшихся кафедрами ИФФ, стали предметами специальных кафедральных совещаний, проходивших в обстановке критического анализа «марровских ошибок», которые якобы допускались сотрудниками кафедр, в том числе исторических, на протяжении нескольких лет.

Период второй половины 1940-х - начала 1950-х гг. также был ознаменован в СССР серией идеологических кампаний против некоторых наук и их представителей. Шли гонения как на отдельные научные направления и школы, так и в целом на науки (например, на генетику, кибернетику и проч.). Одной из таких «жертв» стала философия, которая тесным образом в учебном и научном процессе была связана с историей и филологией. Так, в октябре 1947 г. в Москве прошла философская дискуссия, которая, по словам ее инициатора А.А. Жданова, «превратилась в своего рода всесоюзную конференцию по вопросам состояния научнофилософской работы» [5. 14 окт.]. По итогам московской дискуссии приказом замминистра ВиССО СССР на ИФФ ТГУ в 1947/48 учебном году предполагалось даже открыть кафедру философии [5. 22 окт.]. Кафедра должна была создаваться главным образом для самого ИФФ, чтобы улучшить качество преподавания на нем философских дисциплин. Кроме того, предполагалось открыть еще и философское отделение при ИФФ [5. 22 окт.]. Однако эта мера в силу разных причин так и не была реализована.

После смерти И.В. Сталина, особенно после прошедшего в 1956 г. XX Съезда КПСС, идеологические кампании продолжились. Они лишь изменили свой вектор направленности. В эти годы стала идти борьба уже с пережитками прошлого в виде борьбы с «догматизмом, начетничеством и доктринерством в преподавании и науке и во всех областях идеологической политики» [14. 13 мая], с культом личности самого

И.В. Сталина и т.п. В связи с решениями XX Съезда во всех университетах страны стали вновь пересматриваться учебные программы, характер работы, даже стиль преподавания работников вузов. Кардинальным изменениям подверглась и доктрина гуманитарного образования и науки. Подобные процессы стали происходить и в стенах ТГУ. На его факультетах проводились заседания ученых советов, в рамках всего ТГУ проходили конференции и собрания преподавателей и студентов, где обсуждались вопросы дальнейшего развития науки и образования [15. Л. 58-60об.]. Выступавшие на собраниях ведущие сотрудники ТГУ особо подчеркивали «необходимость коренной перестройки всей учебной и научной работы в свете исторических решений XX Съезда КПСС» [15. Л. 59 об.]. По итогам ряда таких собраний ученый совет ИФФ постановил всем кафедрам в основу работы положить материалы XX Съезда и обратить особое внимание на борьбу с культом личности, доктринерством, догматизмом и начать сближение науки с практикой. Кроме того, было принято решение поручить деканату и заведующим кафедрами совместно выработать план мероприятий по конкретному применению решений Съезда в деятельности кафедр, что и было реализовано в последующий период [15. Л. 60об.].

Надо сказать, что в эти годы, помимо чисто административных и репрессивных мер в вопросе идеологической работы с профессорско-преподавательским составом, на факультете активно применялись и воспитательные меры. Политико-воспитательная работа среди сотрудников факультета шла в рамках методологических семинаров, проводимых для сотрудников и аспирантов ИФФ. По сравнению с методсеминарами других факультетов, занятия на ИФФ всегда отличались наибольшей активностью его участников и масштабностью. Поскольку большую роль во внутрифакультет-ской жизни всегда играла партийная организация ИФФ, то она контролировала научную, преподавательскую, общественную жизнь сотрудников и студентов. В том числе огромное влияние она оказывала и на тематику и содержание методсеминаров. К тому же партийная организация ИФФ всегда относилась к числу наиболее крупных факультетских парторганизаций университета [16. Л. 27]. Особое место методсеминара в системе политико-воспитательной работы определялось уже тем, что он фактически решал двуединую задачу: во-первых, служил задачам идейно-политического воспитания профессорско-преподавательского состава ИФФ и, во-вторых, повышал его научнотеоретическую подготовку.

Студенты ИФФ в наименьшей степени, чем преподаватели, были стеснены формальными рамками официальной идеологической жизни, поэтому их общественная жизнь была более насыщенной и активной. Большое влияние на это оказывали общие условия послевоенного времени и то, что в те годы на факультете обучалось большое количество фронтовиков, обладавших широким спектром либеральных взглядов. Так, летом 1948 г. группой студентов ТГУ и ТПИ было создано неформальное объединение под названием «Лунное общество». Студент ИФФ первых послевоенных лет Б.Г. Могильницкий характеризовал его как «лите-

ратурно-эротическое общество», члены которого предпринимали попытки создания свободной, вольной жизни, «которая выходила за рамки того регламента, того статуса, который был положен» [17. С. 137]. Естественно, что общество просуществовало недолго. Вскоре деятельность их организации привлекла к себе внимание областных органов госбезопасности, и было начато разбирательство по этому делу, однако обвинить их ни в антигосударственной деятельности, ни в антисоветской агитации или пропаганде не удалось. Участники этой группы отделались лишь строгими выговорами и общество само прекратило свое существование.

Одним из самых заметных и неординарных событий студенческой жизни того периода явился комсомольский диспут, прошедший в конце 1956 г. в ТГУ. После XX Съезда КПСС по всей стране, особенно в вузах, активизировалась общественно-политическая жизнь, в первую очередь, в кругах студентов и молодых преподавателей. Не остались в стороне от этого и студенты ИФФ ТГУ. В ноябре 1956 г. они приняли участие в университетском комсомольском диспуте, прошедшем в зале областного лектория, по вопросам дальнейшего развития Комсомола [18]. На этом собрании студент геолого-географического факультета ТГУ Г. Швейник (зам. председателя спортклуба ТГУ) в своем выступлении заявил о формализме и заорганизованности в комсомольской организации. Среди выступавших на этом диспуте был и выпускник ИФФ Н.С. Черкасов (зам. секретаря комитета ВЛКСМ ТГУ, кандидат в члены КПСС, ассистент кафедры всеобщей истории) [19. Л. 7]. Он поддержал высказывание Г. Швейника о необходимости большего развития самостоятельности комсомола. Это собрание вызвало широкую дискуссию и отклик во всем университете.

Проблема, затронутая на университетском диспуте, нашла свое продолжение на комсомольском собрании ИФФ под лозунгом «Эй, товарищ, больше жизни!». С точки зрения сегодняшнего дня, там не было никакого инакомыслия, но царило стремление студентов высказаться и выразить свое особое мнение, отличное от официальной позиции руководства ВЛКСМ [17.

С. 145]. Однако после череды подобных несанкционированных и произвольных собраний уже 9 января 1957 г. было принято решение Томского обкома КПСС «О политико-воспитательной работе среди студентов ТГУ». Согласно этому решению в отношении некоторых участников диспута были приняты не только дисциплинарные, но и административные меры. В частности, Н.С. Черкасов был исключен из кандидатов в члены КПСС и уволен с работы. На кафедре, где он работал, и в его доме были произведены обыски и выемка документов [19. Л. 7]. Многие студенты ИФФ, сочувствуя любимому преподавателю, даже собрали деньги ему на подарок, когда его уволили с работы [20. Л. 4].

17 января 1957 г. состоялось закрытое собрание партийной организации ИФФ. На повестке дня стояло обсуждение двух решений: решения парткома ТГУ от 7 января 1957 г. «Об итогах проведения комсомольских собраний и диспутов» и решения Томского Обкома КПСС от 9 января 1957 г. «О политико-воспитательной работе среди студентов ТГУ». Доклад о решении Томского обкома сделала секретарь парткома ТГУ

Л.С. Фирюлина [20. Л. 1]. Все выступившие на собрании поддержали принятое обкомом решение. В постановлении собрания было записано, что «партийное бюро факультета допустило серьезную ошибку, разрешив проведение диспута, не осуществив должного контроля за его подготовкой и проведением». Было подчеркнуто, что секретарь партбюро М.Е. Плотникова «допустила политическую близорукость, санкционировав демагогические выступления студента Ткаченко на комсомольском собрании» [20. Л. 5].

Несмотря на то что данные события не повлекли за собой никаких кардинальных изменений в общественно-политической жизни факультета и университета, они показали политическую активность студентов и молодых преподавателей, их готовность к участию в общественной жизни.

Осознавая огромную важность контроля за общественно-политической жизнью студентов ИФФ, руководство факультета и университета придавало в этой связи большое значение политико-воспитательной работе с ними, которая являлась значительной составляющей всего образовательного процесса в послевоенный период. Главную роль в организации этого процесса играли партийная организация и комсомольское бюро факультета. Политико-воспитательная работа среди студентов проводилась в форме политчасов по актуальным вопросам современной внешней и внутренней политики, в форме привлечения студентов к агитационной работе среди рабочей молодежи и школьников Томска (из состава студентов формировались лекторские группы докладчиков, выступавших на предпри-

ятиях и в школах Томска и области). Важным в политико-воспитательной работе студентов факультета было постоянное их участие в сельскохозяйственных работах, в работах по благоустройству города и университета и т.п.

Таким образом, во второй половине 1940-х -1950-е гг. ИФФ ТГУ, в силу своей отдаленности от центра страны, незначительно пострадал от большинства идеологических кампаний. Однако некоторые отголоски докатились и до Томска, хотя широкомасштабными репрессиями и мероприятиями эти кампании в ТГУ отмечены не были. Все ограничилось лишь разбором персональных дел на общих собраниях и некоторыми корректировками учебного и научного процессов. Причину того, что репрессии на факультете в ходе идеологических кампаний не достигли размаха, нужно искать не только в том, что Томск находился вдалеке от столичных городов, но и в мудром поведении руководства и профессорско-преподавательского состава ИФФ, поскольку они не давали обостряться конфликтным ситуациям, в том числе и после XX Съезда. По этому поводу Б.Г. Могильницкий говорил следующее: «...вообще надо отдать должное нашим факультетским отцам-основателям - очень достойно они себя вели в этой непростой ситуации» [17. С. 138]. В частности, «факультет не проявил собственной инициативы в борьбе с космополитизмом, - говорит Б.Г. Могильницкий, - потому что во главе его стояли такие люди, как А.И. Данилов, А.П. Бородавкин и др. Я не знаю, можно ли их назвать либералами, но это были люди очень социально ответственные, социально разумные» [17. С. 139].

ЛИТЕРАТУРА

1. Хаминов Д.В. Восстановление исторического образования в Томском университете и первый период работы исторического (историко-

филологического) факультета (1940-1945 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 1(9). С. 143-157.

2. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» // СЗ. 1934. № 26. Ст. 206;

«Известия ЦИК СССР и ВЦИК», № 113, 16.05.1934 г.

3. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 115. Оп. 4. Д. 20.

4. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 4298.

5. За советскую науку (Томск). 1947.

6. ЦДНИ ТО. Ф. 115. Оп. 4. Д. 21.

7. Сизов С.Г. Идеологическая кампания 1947-1953 гг. и вузовская интеллигенция Западной Сибири // Вопросы истории. 2004. № 7. С. 97-105.

8. Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (1949-1953 гг.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. Кемерово, 2009. 54 с.

9. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 4310.

10. За советскую науку. 1949.

11. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2106.

12. Могильницкий Б.Г. Из истории становления исторического образования в ТГУ: А.И. Данилов - создатель Томской историографической школы // Вестник Томского государственного университета. 1999. № 268. С. 126-133.

13. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 4322.

14. За советскую науку. 1956.

15. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 25. Д. 4364.

16. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 1203.

17. Могильницкий Б.Г. Вспоминая пережитое // Историческому образованию в Сибири 90 лет: исторический факультет Томского государственного университета в воспоминаниях и документах / Сост. Д.В. Хаминов, С. А. Некрылов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. С. 134-158.

18. За советскую науку. 1989. 12 мая.

19. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 29. Д. 735.

20. ЦДНИ ТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 67.

Статья представлена научной редакцией «История» 23 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.