Научная статья на тему 'Общественно-политическая сфера в США и группировка националистов (1780-е годы)'

Общественно-политическая сфера в США и группировка националистов (1780-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
574
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история соединенных штатов америки / американская революция / федеральная конституция 1787 г. / националисты / общественно-политическая сфера
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая сфера в США и группировка националистов (1780-е годы)»

УДК 94(73)” 1775/1779

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В США И ГРУППИРОВКА НАЦИОНАЛИСТОВ (1780-Е ГОДЫ)

Курский институт социального образования

МА ФИЛИМОНОВА

Рассмотрена общественно-политическая сфера США конца XVIII в., некоторые каналы формирования общественного мнения и их использование политическими лидерами. Особое внимание уделяется группировке националистов — непосредственных предшественников партии федералистов. Показано, что с самого начала существования группировка старается отработать приемы воздействия на общественно-политическую сферу, что стало предпосылкой успешных пропагандистских кампаний и позволило националистам и федералистам вначале завоевать на свою сторону, а затем контролировать общественное мнение США.

Ключевые слова: история Соединенных Штатов Америки, Американская революция, федеральная конституция 1787 г., националисты, общественно-политическая сфера.

XVIII век стал временем становления нового феномена — «общественнополитической сферы». По определению Ю. Хабермаса, это — особое политическое пространство, существующее вне контроля властных структур. В этом пространстве проходят политические дискуссии, обсуждение действий правительства. Здесь формируется общественное мнение1. Историк А. Ядав обращает внимание на наличие внутри социума различных социально-политических сфер: напр., плебейской или литературной2. Сюда входят салоны, кофейни, политические клубы, пресса, а в Америке, несомненно, пространство политических митингов и демонстраций, а также такой институт, как конвенты, в Новой Англии — городские собрания и кокусы3. В большинстве случаев это — новые феномены эпохи Просвещения, представляющие собой альтернативу традиционным структурам: семье, церкви, профессиональным корпорациям, официальной политической элите. Потребность в свободном, неформальном обмене идеями была одной из определяющих черт столетия4.

В Америке, в отличие от просвещенческой Европы, некоторые институты общественно-политической сферы были известны еще с колониальных времен. Такова, например, традиция кокуса в Массачусетсе. В Бостоне их было три. Кокусы контролировали местные выборы. Кокус Северного конца в Бостоне, собиравший своих членов в таверне «Спасение», где тон задавали Дж. и С. Адамсы, Дж. Уоррен, Дж. Отис, организовывал протесты против политики метрополии в начале 1770-х годов5. В Южной Ка-

1 Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Darmstadt, 1962. См. также: Кларк П. Время, пространство и социальный диалог: Социальные изменения в британских городах в XVIII в. // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998. С. 265-284; Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

2 Yadav A. Before the Empire of English: Literature, Provinciality, and Nationalism in Eighteenth-Century Britain. N.Y., 2004. Р.102.

3 См.: Warner M. The Letters of the Republic: Publication and the Public Sphere in Eighteenth-Century America. - Cambridge (Mass.), 1990; Brooke J.L. Ancient Lodges and Self-Created Societies: Voluntary Associations and the Public Sphere in the Early Republic // Launching the "Extended Republic": the Federalist Era / Ed. by R. Hoffman and P.J. Albert. Charlottesville, 1996. P. 273-377; Estes T. The Jay Treaty Debate, Public Opinion, and the Evolution of Early American Political Culture. Amherst, 2006.

4 Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. В. Ферроне и Д. Роша. М., 2003.

С.259.

5 См. о нем: Warden G.B. The Caucus and Democracy in Colonial Boston // New England Quarterly. Vol. 43. No. 1 (Mar. 1970). P. 19-45; Фурсенко А.А. Свобода и права человека в американской

М.А. Филимонова. Общественно-политическая...

47

ролине «Сыны свободы» также использовали существовавшие еще с колониальных времен клубы: Чарльстонское братское общество и Чарльстонскую пожарную компанию6. В Нью-Йорке с 1752 г. существовал крайне политизированный «Вигский клуб», на собраниях которого провозглашали тосты за Кромвеля и Гемпдена7.

Накануне революции в Чарльстоне насчитывалось более 22 различных видов обществ, а в Филадельфии — 16-208. В крупных городах, таких, как Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк или Чарльстон, еще с колониальных времен сохранялась сеть «кружечных клубов», формировавшихся из посетителей той или иной таверны. Не случайно значительная часть лидеров восстания Д. Шейса в городках Западного Массачусетса — это содержатели таверн9.

Почти каждый крупный американский город имел собственные дискуссионные клубы, чаще всего в колледжах: Общество братьев и «Линония» в Йеле, Американское общество вигов в Принстоне, общества Филоматиков и Зелософиков в Пенсильванском колледже. Полемика в подобных клубах могла касаться как литературы, так и политики. Обсуждения отличались высоким накалом эмоций, иногда приводивших к ссорам и кровопролитиям10.

Со 2-й пол. 1780-х гг. в Америке развивается культура политических салонов. Салоны в XVIII в. превращаются в институт культуры Просвещения. Их функция — не просто провождение времени, но и обсуждение литературных, философских, политических проблем, формирование общественного мнения11.

Частью общественно-политической сферы были, разумеется, и масонские ложи. Особенно важен для формирования революционной ментальности был специфический масонский дискурс, где преобладали понятия «справедливости», «просвещения», «равенства», «братства»; свойственная масонам идея, что продвижение по социальной лестнице должно определяться личными заслугами. Важную роль в становлении демократической культуры играли и многие особенности лож: выборность, подчинение меньшинства большинству, выработка конституций12. Масоны в Северной Америке появились около 1730 г. Накануне революции в Америке действовало 8 Великих Лож. Некоторые из них, как, например, ложа св. Андрея в Бостоне, накануне революции стали центрами кристаллизации партии вигов. Полковые ложи существовали в Континентальной армии. Масоны были как на стороне американцев, так и англичан. В орден входили Дж. Вашингтон, Дж. Мэдисон, Дж. Монро. Масонами были 9 из тех, кто подписал Декларацию независимости, 11 из тех, кто подписал Конституцию 1787 г., 33 генерала Континентальной армии. В 1778 г. Великая Пенсильванская Ложа организовала шествие по случаю въезда Вашингтона в Филадельфию. В 1779 г. подобную же церемонию устроила полковая ложа «Американский Союз», действовавшая в коннектикутских частях13.

буржуазно-демократической революции XVIII в. // Материалы 2 симпозиума советских историков-американистов. М., 1976. С. 250-252; Hun S.K. The Other Ride of Paul Revere: Brokerage Role in the Making of the American Revolution. http://www.business.uiuc.edu/aguilera/Papers/SHK%20Text%2006.doc.

6 Brooke J.L. Ancient Lodges and Self-Created Societies. P. 289.

7 Levermore Ch. H. The Whigs of Colonial New York // American Historical Review. Vol.1 (January 1896). P. 242.

8 Кларк П. Время, пространство и социальный диалог. С. 270.

9 Conroy D.W. In Public Houses: Drink and the Revolution of Authority in Colonial Massachusetts. Chapel Hill, 1995. P. 157-240, 311.

10 Литературная история Соединенных Штатов Америки: 3 тт. М., 1977. С. 172.

11 Успенская В.И. Женские салоны в Европе XV11-XV111 веков. http://tvergenderstudies.ru/cgi-bin/pagcntrl.cgi/docs/pb000003.rtf; Branson S. These Fiery Frenchified Dames: Women and Political Culture in Early National Philadelphia. Philadelphia, 2001. P. 125-143.

12 Мир Просвещения. С. 263, 276-277.

13 Brooke J.L. Ancient Lodges and Self-Created Societies: Voluntary Associations and the Public Sphere in the Early Republic // Launching the "Extended Republic": the Federalist Era / Ed. by Ronald Hoffman and Peter J. Albert. Charlottesville, 1996. P. 288-293; Масонство. Мн., 2002. С. 386-389; Ридли Дж. Фримасоны. М., 2007. С. 113-136.

48 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ЩШ № 10(50)2008

Группировка националистов — сторонников укрепления центральной власти, сложившаяся в начале 1780-х годов, могла использовать уже существующую традицию в собственных целях. Их лидеры старались обеспечить мобилизацию общественного мнения в поддержку своей программы.

Революция породила множество новых обществ, также ставших частью общественно-политической сферы Америки. Накануне Войны за независимость это были разнообразные объединения вигов - бостонская «Верная девятка»; корреспондентские общества; комитеты бдительности и, конечно, знаменитые «Сыны свободы»14. К 1780м годам большая их часть уже распалась. Однако националисты и близкие к ним политики создают собственные общества. Таково, например, «Общество политических исследований», созданное в Филадельфии в 1787 г. В его состав входили видные пенсильванские политики: Б. Франклин, Б. Раш, Дж. Клаймер, Р. Моррис, Т. Кокс, Дж. Уилсон, Т. Пейн. За исключением Франклина, все они поддерживали программу националистов. Целью общества было провозглашено освобождение американцев от влияния европейских стереотипов, развитие политической науки и рост счастья чело-вечества15. В 1779 г. Дж. Уилсон и другие пенсильванские республиканцы организовали Республиканское общество, представлявшее местную партию республиканцев16. Некоторые из подобных организаций, как, например, Минервианское общество, созданное в 1787 г. в Брукфилде (Массачусетс), стали впоследствии частью институциональной сети федералистской партии, прямой наследницы группировки националистов.

Именно подобные организации были зачатками партийных структур у националистов. Их лидеры также проводили разного рода политические собрания. Так, А. Гамильтон в 1784—1786 гг. не только умел завоевать поддержку нью-йоркских механиков, но и способствовал проведению их митингов, где выдвигались кандидатуры на выборы, и формированию их районных организаций17. В 1788 г. тот же Гамильтон председательствовал на собрании механиков и торговцев, выдвинувших федералистских кандидатов для выборов на ратификационный конвент Нью-Йорка18. Ту же роль протопартийных институтов в определенной мере играли конвенты уполномоченных различных штатов, часто достаточно однородные по своему составу: Хартфордский конвент 1780 г., Аннаполисский конвент 1786 г., Филадельфийский конвент 1787 г. Их роль заключалась в том, чтобы вырабатывать и предлагать на одобрение Конгресса и штатов серии резолюций (а в последнем случае — и конституционного проекта), что также служило мобилизации общественного мнения. В 1780-х годах почти все подобные конвенты находились под контролем националистов.

Еще одну категорию обществ, связанных с националистами, можно определить как «экономическую». После Войны за независимость США сохраняют тесные экономические связи с бывшей метрополией. По-прежнему английские товары заполоняют потребительский рынок Америки, что препятствует развитию собственной промышленности. Националист Р.Р. Ливингстон, выступая 4 июля 1787 г. перед «Цинцинна-тами» штата Нью-Йорк, подытоживал: «Кто не признает, что в данный момент мы —

14 См. подробно: Лакеев В.М. Роль и место комитетов действия в созревании революционной ситуации // Материалы 2 симпозиума советских историков-американистов. М., 1976. Ч.1. С. 201—210; он же. К вопросу о «комитетах связи» накануне Войны за независимость // Американский ежегодник. 1977. М., 1977. С.133—164; он же. Комитеты как организационная форма движения протеста накануне Войны за независимость США. Дисс... к.и.н. М., 1982.

15 Rules and Regulations of the Society for Political Enquiries. Philadelphia, 1787. P. 1. См. также: Hawke D.F. Paine. N.Y. e.a., 1974. Р. 204; Foner E. Tom Payne and Revolutionary America. N.Y., 1976. Р. 204.

16 Konkle B.A. James Wilson and the Constitution. Philadelphia, 1907. Р. 19.

17 Gronowicz A. Political «Radicalism» in New York City's Revolutionary and Constitutional Eras // New York in the Age of the Constitution 1775-1800 / Ed. by P.A. Gilje, W. Pencake. London - Toronto, 1992. P. 105.

18 Ibid. P. 106.

М.А. Филимонова. Общественно-политическая.

49

колонии во всех смыслах, кроме внутреннего налогообложения, колонии той самой страны, от которой, как мы тщетно надеялись, нас освободили наши мечи»19.

Добровольные ассоциации от Массачусетса до Виргинии ограничивали употребление импортных предметов роскоши. Женщины Хартфорда (Коннектикут), например, условились в течение года не покупать лент, кружев, перьев, шелка, муслина и ситцев20. В 1785 г. Ассоциация ремесленников и мануфактуристов Мэриленда просила легислатуру ввести протекционистский тариф, но так ничего и не добилась. Отчаявшись достичь цели на уровне штата, Ассоциация связала себя с движением за передачу федеральному правительству права регулирования торговли21. В 1788 г. в Филадельфии было создано «Общество поощрения мануфактур и полезных искусств». Основной своей целью оно ставило «спасение этой страны от пагубной и унизительной зависимости от мануфактур других наций»22.

Особое место в истории группировки националистов принадлежит «Обществу Цин-циннатов». Эта организация появилась на свет в мае 1783 г. Инициатива принадлежала Г. Ноксу. К тому времени он уже долгие годы вынашивал план создания организации офицеров, которая могла бы защищать их интересы на национальном уровне. После Ньюбургско-го мятежа он сообщил о своем проекте некоторым другим офицерам. «Цинциннатами» могли стать офицеры, прослужившие «с честью» полных три года во время войны, или те, кто дослужил до ее конца. Президентом общества стал Дж. Вашингтон, генеральным секретарем — Г. Нокс, генеральным казначеем — А. Макдугалл. В июне—ноябре 1783 г. отделения «Общества Цинциннатов» появились во всех 13 штатах. Число членов общества варьировалось от 300 в Массачусетсе до 30 в Нью-Гэмпшире23. «Цинциннаты» открыто заявляли о своем намерении поддерживать федеральную власть24. Недаром одним из их принципов было провозглашена «неизменная решимость развивать и лелеять между отдельными штатами тот союз... который столь существенно необходим для их счастья и будущего достоинства американской империи»25. В 1787 г. Дж. Брукс предостерегал собратьев-«цинциннатов» против «неумеренной страсти к популярности» и призывал их поддерживать программу националистов: «Убеждайте всех в своем окружении в необходимости сохранять единство нашего национального характера»26.

Свой опыт в области работы с общественно-политической сферой националисты (называвшиеся теперь федералистами) в полной мере использовали, стараясь добиться ратификации конституции 1787 г. Новая конституция укрепляла американскую федерацию и стала предпосылкой для многих излюбленных националистических проектов (система протекционистских тарифов, Национальный банк и т.д.). Эданус Бёрк, антифедералист из Южной Каролины, считал, что своей победой сторонники конституции обязаны

19 Livingston R.R. An Oration Delivered before the Society of the Cincinnati. - N.Y., 1787. -

P.15.

20 Brekke L.A. The «Scourge of Fashion»: Political Economy and the Politics of Consumption in the Early Republic // Early American Studies. Vol. 3 (Spring 2005). P. 131-133. См. также: Шле-паков А.Н. У истоков социальной и национальной политики США // Материалы 2 симпозиума советских историков-американистов. М., 1976. С. 166-167.

21 Steffen Ch.G. The Mechanics of Baltimore: Workers and Politics in the Age of Revolution, 1763-1812. Urbana - Chicago, 1984. P. 81.

22 A respectable body of the citizens of Pennsylvania. have formed themselves into a society for the encouragement of manufactures, and the useful arts in America. [Phil., 1788].

23 Callahan N. Henry Knox: General Washington's General. New York - Toronto, 1958. Р. 212,

222.

24 Proceedings of the Pennsylvania Society of the Cincinnati. Philadelphia, 1785. P.3-12; Myers M. Liberty without Anarchy. A History of the Society of the Cincinnati. Charlottesville, 1983. Р. 15-18; Плешков В.Н. «Общество Цинцинната» // Вопросы истории. 1973. №11. С. 214; Royster Ch. Light-Horse Harry Lee and the Legacy of the American Revolution. N.Y., 1981. Р. 95; Hunemorder M. The «Deepest Peace of Cunning». Conspiracy Theory and the Society of Cincinnati, 1783-1790. Diss... Munchen, 2003. P.72-73.

25 Proceedings of the Pennsylvania Society of the Cincinnati. Philadelphia, 1785. P. 4.

26 Brooks J. An Oration, Delivered to the Society of the Cincinnati in the Commonwealth of Massachusetts, July 4, 1787. Boston, 1787. Р. 15-16.

50

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10 (50) 2008

прежде всего умелому использованию пропаганды: «У нас не было никаких принципов, объединяющих нас, в то время как ее (конституции — М.Ф.) друзья и сторонники не упустили ни одного способа протолкнуть ее»27. Помимо памфлетистики и прессы, федералисты использовали митинги, общества и другие элементы общественно-политической сферы. «Общество Союза» в Ричмонде обсуждало конституцию на четырех заседаниях в ноябре-декабре 1787 г. Несмотря на красноречие П. Генри, лучшего оратора Америки и страстного антифедералиста, итоговая резолюция одобряла конституцию. Члены общества проголосовали за нее 128 голосами против 1528. Задействованы были даже священники — влиятельные в то время лидеры мнения. «Ассоциация христианских священников» в Массачусетсе призывала американцев ежедневно в течение часа возносить молитвы о спасении Америки от гибели и о принятии конституции29.

Важно отметить, что ратификационная кампания была хорошо скоординирована на федеральном уровне. «Штаб-квартирой» федералистов стал Нью-Йорк, который в 1785-1789 гг. был столицей США. Там находились такие федералистские лидеры, как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Р. Кинг, Г. Моррис, Г. Ли, а также, разумеется, коренные ньюйоркцы: Дж. Джей, Дж. Дуэр, Р.Р. Ливингстон30. Этот «штаб» координировал усилия федералистов по всей стране. Неудивительно, что пропагандистская кампания оказалась успешной. Конституция была ратифицирована.

В США многие факторы способствовали возрастанию роли общественного мнения: переход к республиканской форме правления, расширение избирательного права и революционный процесс вовлекли в сферу политики огромную массу белого населения. Неудивительно, что «отцы-основатели» придавали общественному мнению огромное значение. В своей деятельности националисты пытались сформировать приемы работы с общественным мнением. Они действовали через прессу, памфлетистику, организацию политических обществ, проведение митингов и т.д. Основные приемы влияния на общество уже были опробованы в 1780-х годах. Однако настоящий успех на этом поприще ждал националистов только в одной из их пропагандистских кампаний — ратификационной кампании 1787-1788 гг., когда они сумели создать масштабную поддержку новой федеральной конституции.

THE PUBLIC SPHERE OF THE UNITED STATES AND THE NATIONALIST GROUP (1780s)

The public sphere of the United States in the late 18th century is analyzed, as well as some channels of forming public opinion and their use by politicians. Spe-MA FILIMONOVA cial attention is paid to the Nationalist Group that preceded the Federalist Party.

The author shows that from the very beginning this group tries to improve means Kursk Institute of of influencing the public sphere. It became the prerequisite of successful propa-

Social Education ganda campaigns. It allowed the Nationalists - later Federalists - to win and then

(branch) of Russian State to control the public opinion of the United States.

Humanitarian University

Key words: United States of America, history, American Revolution, federal constitution of 1787, Nationalists, public sphere.

27 ? . Burke to J. Lamb, June 23, 1788 // Irish Immigrants in the Land of Canaan: Letters and Memoirs from Colonial and Revolutionary America, 1675-1815 / Ed. by K.A. Miller e.a. Oxford e.a., 2003. P. 579.

28 The Documentary History of the Ratification of the Constitution: 21 vols. / Ed. by M. Jensen. Madison, 1976-2005. Vol. 8. P. 170.

29 Essex Journal. January 2, 1788. О позиции духовенства см. также: American Herald. January 28, 1788.

30 Ketcham R. James Madison. A Biography. N.Y.-L., 1968. Р. 232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.