Научная статья на тему 'Общественно-политическая практика студентов в техническом вузе'

Общественно-политическая практика студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая практика студентов в техническом вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том~286 ~~ ~ ~ ~~~ ~~~

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И. Ф. ЛИВШИЦ

(Представлена научным семинаром кафедры научного коммунизма)

1. Постановка проблемы и цель общественно-политической

практики

Инженерная интеллигенция как многочисленная и одна из наиболее динамичных социально-профессиональных групп социалистического общества выполняет совокупность функций, отражающих потребности социалистических общественных отношений и всестороннего развития личности. Все эти функции — производственно-техническая, социально-экономическая, социально-политическая и духовная, выражая сущность отдельных элементов социалистических общественных отношений, направлены на реализацию объективных закономерностей функционирования и развития социалистического общества, на преодоление объективных и субъективных противоречий.

Производственно-техническая функция определяется технологическими отношениями, регулирующими способ связи человека с орудиями труда. По мере развертывания научно-технической революции и возрастания роли умственного профессионального труда значение этой функции усложняется и приобретает все больший вес в деятельности инженера. Это ни в коей мере не означает ее самодовлеющего значения, так как технологические отношения действуют в рамках определенных экономических отношений, испытывая на себе их определяющее влияние — влияние отношений между работниками социалистического производства по поводу общественной собственности па средства производства, распределения, обмена и потребления. Социально-экономическая функция является ведущей и имеет принципиальное значение, поскольку детерминирует социальный в широком понимании смысл деятельности инженерной интеллигенции.

Производственно-техническая и социально-экономическая функции являются базисными в деятельности инженеров. С ними связана основная сфера их жизнедеятельности. И если с этой стороны подойти к высшей технической школе, то вполне очевидно, что студенчество всей логикой учебно-воспитательного и научного процессов, всем содержанием многогранной работы вуза готовится к выполнению этих функций.

В такой же мере существует потребность социалистического оо-щества в стабильной и полной подготовке специалистов к осуществлению других функций, в частности, социально-политической. , Такая

потребность вызывается целостным характером развития социалистического общества, в котором любой вид общественных отношений является частью целого, определяется им и влияет на него. Именно с целостных позиций подходит XXIV съезд КПСС к определению одной из стратегических задач развитого социализма — задачи органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.

Преимущества социализма связаны прежде всего с экономической системой, но эта система функционирует и развивается на основе и в тесной связи с социально-политическими отношениями, которые вызваны социалистическими производственными отношениями и в свою очередь сами на них благотворно влияют.

Но было бы односторонне трактовать необходимость осуществления социально-политической функции только исходя из потребностей общества. В такой же мере такая необходимость обусловлена потребностями личности. Личность как совокупность всех общественных отношений нуждается во всестороннем утверждении своей сущности, происходящем в единстве интернализации (усвоения) социального опыта и его реального использования в интересах общества. Такое единство .двух процессов развертывается в качественно новых социальных условиях, когда все общественные отношения способствуют ускоренной и наиболее полной социализации личности на всех этапах ее развития.

Социально-политические отношения развитого социализма определяют классовую суть социализации личности, ее направленность и границы, делают жизнь личности перспективной и масштабной. Одним словом, социально-политические отношения определяют гражданственность личности, во многом расширяют и углубляют многообразие ее связей и отношений. Как подчеркивал Маркс, «...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений»1).

Когда встает вопрос о необходимости совершенствования общественно-политической практики в высшей школе, то, как нам представляется, очень часто выдвигается ограниченная аргументация. Она сводится к тому, что инженер как руководитель нуждается в теоретическом и практическом опыте для управления людьми. Все это не вызывает никаких сомнений. Но нельзя этим ограничивать обоснование настоящей проблемы. Статистика на^ убеждает в том, что большинство инженеров занимает должности специалистов и далеко не всегда управляет трудовыми коллективами. Всего на промышленных предприятиях трудится Уз часть дипломированных инженеров2). Из них, как об этом можно судить на примере машиностроительных предприятий, до 50% общего числа инженерно-технических работников занято совершенствованием техники и технологии производства3). Такое положение ни в коей мере не снижает значения социально-политической функции: во-первых, потому, что, как выше подчеркивалось, развитие творческих сил человека в социально-политической сфере это одно из условий всестороннего развития любой личности, и, во-вторых, высшее образование служит достаточным основанием для привлечения каждого инженера к общественно-политической деятельности помимо непосредственно производственного процесса.

') К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 36.

2) «Народное образование, наука и культура в СССР». Статистический сборник. Статистика. М., 1971, стр. 238.

3) М. А. Иванова, И. А. Самарина. Технический прогресс и структура ИТР и служащих. Экономика. М., 1970, стр. 46.

Стало быть, выполнение общественно-политической функции и с объективной и с субъективной стороны органически включается в систему функций, определяющих социальную деятельность личности инженера.

Что же представляют собой социально-политические отношения, детерминирующие социально-политическую функцию?

Социальные отношения можно, как принято, рассматривать в широком смысле как отношения общественные и в узком смысле. Социальные отношения в широком смысле выступают как тип социального строя. В узком смысле социальные отношения также трактуются неоднозначно. К ним часто относят все разновидности социальных общностей. Мы рассматриваем социальные отношения применительно к трудовой деятельности. Как подчеркивается в книге «Законы и категории научного коммунизма», социальные отношения между людьми и в этом плане это отношения, «во-первых, по поводу выполняемой ими трудовой функции и той формы организации, благодаря которой эта функция выполняется; во-вторых, по поводу общественной оценки значения их трудовой деятельности, в-третьих, по поводу своего социального положения и вытекающих из этого условий деятельности и образа жизни»4).

Социальные отношения производны от производительных сил и производственных отношений. Производительные силы вызывают систему общественного разделения труда, воздействующую на общество через производственные отношения. Это означает, что социальные отношения связаны с производительными силами и, в частности, с технологическими отношениями опосредованно.

Инженерная интеллигенция, занимая важное место в сфере управления производством, значительно влияет на социальные отношения, на жизнь трудового коллектива, на преодоление старых форм, общественного разделения труда через изменение его характера и содержания, на превращение труда в первую жизненную потребность,

Поскольку социальные отношения и в широком и в узком смысле носят в классовом обществе политический характер, то они тесно взаимодействуют с политическими отношениями, взаимопроникают, составляя для инженерной интеллигенции социально-политическую функцию, направленную, в частности, на обеспечение единства хозяйственной и воспитательной работы5). При этом важно подчеркнуть ту мысль, что социально-политические отношения, нося надстроечный характер, влияют на технологические и экономические отношения, внося в них социально-политический аспект. По мере ускорения развития социалистического общества значение социально-политических отношений будет усиливаться, что отражает возрастание роли субъективного фактора в развитии социализма, нарастание управляемости во всех сферах, жизни общества.

В чем состоит суть проблемы? Несмотря на значительную и расширяющуюся общественно-политическую работу в вузах, конкретная подготовка студентов к осуществлению социально-политической функции, не отвечает требованиям этапа развитого социализма и нуждается в

4) Н. Е. Артюхин. Категория научного коммунизма «Социальные отношения».

Законы и категории научного коммунизма. Высшая школа, М., 1972, ста. 107.

6) Это положение подчеркивается во всех постановлениях ЦК КПСС, принятых, после XXIV съезда КПСС, в которых рассматривается идейно-политическая работа ИТ Р. См., например, постановление ЦК КПСС об участии руководящих и инженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива. «Партийная жизнь», 1972, № 1, стр. 11.

значительном совершенствовании. В этом убеждают конкретно-социологические исследования, проведенные в различных вузах страны, в частности в Томском политехническом институте6). Обобщенные данные говорят о том, что 1) общественно-политическая деятельность ведется в основном на эмпирическом уровне, без достаточно сформировавшихся в высшей школе знаний в этой области; 2) значительная часть выпускников не имеет опыта общественно-политической работы; 3) следствием указанного выше является то, что общественно-политическая работа не стала для многих молодых специалистов внутренним побуждением, осознанной деятельностью.

Сложившееся противоречие вызывает настоятельную необходимость в его преодолении. На это ориентирует вузовскую общественность XXIV съезд КПСС, поставив перед высшей и средней специальной школой задачу «лучше вооружать молодых специалистов современными знаниями, навыками организаторской и общественно-политической работы, умением применять полученные знания на практике»7). Это же положение является одним из основополагающих в речи Л. И. Брежнева на Всесоюзном слете студентов и в принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановлении «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране»8). Среди других мер, направленных на повышение уровня функционирования и развития высшего образования, признано необходимым «развивать общественно-политическую активность студенческой молодежи, прививать ей навыки, организаторской и воспитательной работы»9).

Указанные положения являются исходными для создания научных основ организации общественно-политической деятельности студентов, над чем интенсивно и плодотворно работают руководящие органы ЦК ВЛКСМ, /Министерств высшего и среднего специального образования СССР я РСФСР, ведущие вузы страны: обобщается накопившийся опыт, разрабатывается конкретные формы и пути повышения социальной активности студенчества, их организации на общественно-политическую деятельность, создаются положения об общественно-политической практике студентов10).

Таким образом, большой всеобщий интерес к совершенствованию общественно-политической деятельности лишний раз подтверждает теоретическую важность проблемы и ее практическую злободневность.

Какова же цель общественно-политической практики студентов? Определение цели имеет важное методологическое значение. Сознательно поставленная цель, по выражению Маркса, «как закон определяет способ и характер... действий»11).

Любая цель имеет две взаимосвязанные стороны — объективную и субъективную. Проведенный выше анализ дает основание для вывода о том, что организация общественно-политической практики в высшей

ь) Исследование, которым охвачено более 800 молодых специалистов, работающих на заводах, в проектных организациях и в научных учреждениях Западной Сибири, было проведено группой преподавателей кафедры научного коммунизма под руководством автора статьи в 1969—1971 гг.

у) Материалы XXIV съезда КПСС.

8) Л. И. Брежнев. Речь на Всесоюзном слете студентов. «Молодой коммунист»,. 1971, № 11, стр. 8; О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. «Правда», 1972, 30 июля.

9) «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». «Правда». 1972, 30 июля.

ш) См.: Обучение студентов основам воспитательной и организаторской работы в производственных коллективах. Информационный центр высшей школы. М., 1971; Общественно-политический практикум студентов. Челябинск, 1971 и др.

п) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 28, стр. 189.

школе — это требование функциональной деятельности инженера, совпадающее с его интересами как личности. Исходя из этого, можно следующим образом определить цель и сущность общественно-политической практики: общественно-политическая практика студентов в условиях развитого социализма — это разновидность предметно-чувственной деятельности, направленной на познание, освоение общественно-политических отношений и их преобразование в соответствии с совокупностью объективных закономерностей и противоречий, а также на всестороннее развитие личности. Настоящая цель носит общий характер и конкретизируется формами организации общественно-политической практики, вытекающими из общих условий и специфики высшей технической школы.

Цель общественно-политической практики определяет задачи, направленные на ее реализацию. Поскольку методологической основой функционирования и развития социалистического общества является марксизм-ленинизм, то естественно, что общественно-политическая практика должна во многом способствовать формированию научного мировоззрения через углубленное и творческое изучение общественных наук и всех научных знаний и их пропаганду, способствуя таким путем превращению марксистско-ленинских идей в прочные личные убеждения и действия. Это представляется первой и исходной предпосылкой перехода общественно-политической деятельности в самодеятельность, то есть в деятельность социально активную, развивающуюся на основе устойчивых ценностных ориентаций к ней.

Вторая задача состоит в том, чтобы способствовать приобретению каждым студентом знаний, умений и устойчивых практических навыков в организаторской, агитационно-пропагандистской и воспитательной работе, научив студента создавать и регулировать отношения с людьми во всех сферах — технологической, экономической, социальной, политической и духовной.

В процессе приобретения опыта у студентов формируются потребности и интересы к социальной деятельности. «Понимание необходимости явления,— подчеркивал Ленин,— вызывает, естественно, совершенно иное отношение к нему, умение оценить его различные стороны»12).

Решение третьей задачи должно способствовать привитию студентам навыков самоорганизации и самоуправления и повышению личной ответственности за организаторскую и общественно-политическую деятельность.

Самоорганизация и самоуправление, проходящие под социальным контролем, закладывают основу для воспитания непреходящих качеств личности — инициативности, творческого отношения к делу, самодисциплины. Общественно-политическая практика создает для этого благоприятные условия, поскольку она формируется в реальных, жизненных ситуациях, а это нередко принуждает личность снимать ограничения на ее деятельность, преодолевать трудности.

И наконец, общественно-политическая практика направлена на обеспечение в процессе организаторской и общественно-политической деятельности студентов непосредственной эффективной практической отдачи для общества.

Задачи общественно-политической практики определяют ее структуру, состоящую из теоретической и методической подготовки студентов к ней и самой общественно-политической практики.

;2) В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 2, стр. 223. 2?

II. Теоретическая и методическая подготовка студентов к общественно-политической практике

Подготовка студентов к организаторской и общественно-политической деятельности должна происходить во всех сферах учебно-воспитательного процесса и проводиться всеми звеньями, обучающими и вос-литываюгцими студентов. Объективной основой этого является сближение между естественными, техническими, технологическими и общественными науками, которые изучает студент, и наличие социально-теоретической и социально-политической сторон во всех элементах учебно-то процесса.

Изучение общественных наук дает целостную систему философских, социально-зкономических и социально-политических взглядов на общественную жизнь и теоретическую основу для организаторской и общественно-политической деятельности. В процессе изучения истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма ■студент овладевает марксистско-ленинской теорией и методологией, методикой работы с философской, социально-экономической и социально-политической литературой. Каждый студент на первом, втором, третьем и четвертом курсе имеет возможность сделать доклад или написать реферат по соответствующей общественной дисциплине. Студенты, проявившие большой интерес к общественным наукам, привлекаются кафедрами к научной работе. Кафедры общественных наук разрабатывают тематику по философским, социально-экономическим, социально-политическим и историко-партийным темам, рекомендуют ее студентам через студенческие общественные организации и профилирующие кафедры, осуществляющие руководство производственными практиками студентов, и оказывают методическую помощь в проведении а г и т а ц и о и н о-п р оп аг а ндистс кой р аботы.

Изучение общетеоретических и общеинженерных дисциплин способствует формированию научного мировоззрения, интереса к научно-исследовательской работе и создает научную базу для агитационно-пропагандистской работы в области фундаментальных и технических наук. Общетеоретические и общеинженерные кафедры организуют на-•учную работу студентов и формируют тематику для пропаганды естественнонаучных и научно-технических знаний, а также оказывают методическую помощь студентам.

Изучение специальных дисциплин способствует формированию на-■учного мировоззрения и созданию глубокого устойчивого интереса к научному творчеству и организаторской деятельности. Профилирующие кафедры вместе с НИИ и проблемными лабораториями привлекают студентов к научной работе, прививают организаторские навыки, определяют наиболее актуальные теоретические и научно-технические проблемы, связанные с их профилем, помогают найти пути и формы связей с производством и оказывают методическую помощь студещтам в оформлении своей работы в виде отчетов, статей, докладов, сообщений.

Изучение конкретно-экономических дисциплин формирует конкретно-экономическое мышление, основанное на научном мировоззрении, ■прививает организаторские навыки и вкус к экономическому анализу технических и технологических проблем. Кафедра экономики и организации производства определяет содержание и методические основы конкретных выступлений студентов по экономическим вопросам в соответствии с профилем будущей инженерной деятельности.

Изучение военно-прикладных дисциплин и теоретических основ физического воспитания и развития дает возможность студентам овладеть

отдельными специальностями по организации военно-прикладной деятельности через ДОСААФ и спортивный клуб, военную кафедру ъ кафедру физического воспитания (руководители секций и кружков, тренеры, судьи и др.). Здесь имеются также очень большие возможности для пропаганды отдельных видов военно-прикладного искусства и вопросов военно-патриотического воспитания.

Кафедры иностранных языков имеют возможность широко использовать в учебном процессе материалы по самым различным направлениям науки, техники, обществено-политической и культурной жизни, расширяя и углубляя таким путем интерес студентов к актуальным проблемам современности.

Таким образом, подготовка студентов к организаторской и общественно-политической деятельности должна осуществляться всеми звеньями учебно-воспитательного процесса. Необходимо придать этой работе систематический и целеустремленный характер. Аналогичную работу проводят партийные, комсомольские и профсоюзные организации, творческие объединения и общества, организуя учебу актива. Студенты, проявившие углубленный интерес к отдельным сферам организаторской и общественно-политической деятельности, объединяются во-многих вузах факультетами общественных профессий.

Важно подчеркнуть другое. Поскольку организаторская и общественно-политическая деятельность •— сфера специфичная и требует сгочш-альных знаний и умений, имеется большой смысл ввести в учебный процесс ряд дополнительных курсов. Их назначение — способствовать, формированию у студентов конкретных знаний и умений в работе с людьми. Основной упор, учитывая значительную теоретическую подготовку студентов, должен быть сделан на раскрытие методики организаторской и общественно-политической работы.

На первом курсе целесообразно прочесть дисциплину «Структура вуза и введение в специальность», которая должна помочь ускорени то процесса адаптации студента к вузовскому коллективу, к студенческому труду и к соответствующей специальности. В этом курсе студент-знакомится со своим статусом и структурой вуза, всей совокупностью будущих инженерных функций, получает простейшее представление оГ> организационных основах его деятельности, в частности, об индивидуальном планировании и о возможностях включения в общественную-жизнь коллектива. Эту часть курса могут обеспечить кафедра истории КПСС и кураторы (объем: лекций — 8 часов и семинарских занятий — 4 часа).

Во второй части курса, которую ведет профилирующая кафедра (объем определяется самой кафедрой), студент знакомится с местом, соответствующей отрасли и специальности в системе современного производства и науки, их историей и перспективами развития,, получает первое представление о прозводственно-технической и организаторской, инженерной деятельности. Курс дает возможность студенту осознать логику учебного процесса на весь срок обучения, объективную необходимость всех его элементов, их взаимосвязь. Изложение материала должно носить наглядный характер и сопровождаться экскурсиями па промышленные предприятия и в научные учреждения. Формой отчетности может быть составление личного комплексного плана на II семестр по первой части курса и зачет по второй части.

В системе организаторской и общественно-политической деятельности исключительно большое место занимает агитационно-пропагандистская работа. Вот почему необходимо вооружить студентов пониманием основных принципов и методов ее проведения. Это дает основание для самостоятельного курса в 4-м семестре «Основы агитационной н

пропагандистской работы». Формой отчетности может стать подготовка и проведение беседы или лекции на общественно-политическую, истори-ко-партийную, этическую, естественнонаучную, научно-техническую тему или проведение занятия кружка в сети комсомольского просвещения.

Превращение науки в непосредственную производительную силу неизмеримо повышает значение пропаганды естественнонаучных, технических и технологических знаний, обобщения и распространения опыта производственной деятельности. В связи с этим есть смысл на третьем курсе параллельно с изучением политэкономии социализма прочесть студентам небольшой курс «Организация распространения и освоения производственного и научно-технического опыта». Формой контроля может быть отчет студента о выполнении задания па производственной практике по обобщению конкретного опыта на соответствующем предприятии, в организации или учреждении.

На четвертом году обучения в восьмом семестре имеются все основания для курса «Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе» с объемом примерно в 10 часов. Основываясь па современных данных социологии, психологии и педагогики, в курсе должны быть раскрыты структура трудового коллектива и закономерности его формирования и функционирования, роль коллектива в воспитании сознательной дисциплины труда, идейно-политическом воспитании и культурном развитии его членов. Студент нуждается в представлении о социальном планировании в трудовом коллективен о роли руководителя в его функционировании и развитии. Формой контроля может быть отчет студента о выполнении задания по общественно-политической практике во время прохождения производственной практики.

Студенты пятого курса, направляемые после окончания института на руководящие административные должности, нуждаются в курсе по методике и технике социальных исследований (объем—12 часов). Формой контроля можно считать отчет о выполнении задания на преддипломной практике.

Так нам представляется система средств, способная решить задачу формирования теоретических, методических и психологических основ, для обеспечения участия на научном уровне каждого студента в организаторской и общественно-политической работе в соответствии с настоящим его положением и будущими инженерными функциями.

III. Формы привлечения студентов к организаторской и общественно-

политической деятельности

Цель общественно-политической практики и ее задачи реализуются через привлечение студентов к различным формам организаторской и общественно-политической деятельности. Какими исходными моментами следует, как нам представляется, руководствоваться при определении таких форм?

Во-первых, насколько та или иная форма отражает классовые позиции общественно-политической деятельности в условиях развитого социализма, насколько она способствует преодолению основного противоречия эпохи, то есть речь идет об идейной направленности общественно-политической практики.

Во-вторых, насколько соответствующая форма способствует развитию творческих сил студента, самостоятельности, прививает ему интерес к активному участию в общественной жизни, поскольку именно это является важнейшим условием превращения деятельности в

самодеятельность, формирования устойчивых позитивных установок и ценностных ориентаций на общественно-политическую деятельность.

В-третьих, насколько та или иная форма укрепляет студенческий коллектив, способствует его сплочению, расширяет общение личности с коллективами производственными, включая ее в новые связи и отношения.

В-четвертых, насколько форма общественно-политической деятельности раскрывает специфику курса, специальности, поскольку от курса к курсу происходит, с одной стороны, наполнение той или иной формы новым содержанием, а с другой — усиливается связь общественно-политической работы с профессиональной подготовкой.

В-пятых, насколько форма общественно-политической практики учитывает интересы и способности личности студента и представляет возможности для свободы выбора. В одних случаях это выбор различных форм, а в других — выбор в пределах той или иной формы.

В-шестых, насколько та или иная форма эффективна как с точки зрения затраченного времени, так и конечного результата.

Таковы те общие положения, которые необходимо учитывать при определении форм организаторской и общественно-политической деятельности.

Все формы .можно условно подразделить на общие или сквозные, распространяющиеся на все курсы, и специфичные, характерные для одного или нескольких курсов. К общим формам можно, например, отнести подготовку доклада или написание реферата по общественным наукам. На протяжении всех лет учебы каждый студент имеет возможность минимум 4 раза проявить самостоятельность в анализе теоретических проблем марксизма-ленинизма, практики коммунистического строительства и развития мирового революционного процесса, а «без известного самодеятельного труда,— подчеркивал Ленин,— ни в одном серьезном вопросе истины не найти»13). В качестве примеров специфических форм можно назвать задания на производственные практики, участие в научных семинарах, работа старшекурсников со студентами первого курса и др.

Какие же формы привлечения студентов к организаторской и общественно-политической деятельности являются типичными для каждого курса?

Первый курс

В осеннем семестре на первом курсе главная задача состоит в адаптации студентов к студенческому труду, к овладению основами организаторской работы и планирования своей деятельности. Студенты начинают привлекаться к общественной работе внутри группы и курса, получая повседневную помощь от кураторов учебных групп, комсомольских и профсоюзных бюро. С весеннего семестра первокурсники уже широко привлекаются к различным видам организаторской и общественно-политической деятельности в соответствии с их возможностями:

1. Подготовка каждым студентом доклада или написание реферата по истории КПСС или Ленинского комсомола;

2. Участие в реферативных кружках по общетеоретическим наукам и в научных кружках по истории КПСС.

3. Участие в конкурсах по общественным наукам, математике, физике, начертательной геометрии и т. п.;

4. Участие каждого студента в проведении групповых политбесед и тематических комсомольских собраний и конференций;

!3) В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 23, стр. 68

5. Работа в выборных и самодеятельных организациях, в том числе :в добровольной народной дружине;

6. Шефская работа в средней школе и детских домах;

7. Участие каждого студента в трудовых делах института и за его ■пределами;

8. Овладение специальностью для участия со второго курса в работе студенческих строительных отрядов;

9. Участие в художественной самодеятельности;

10. Участие в спортивных секциях.

Второйкурс )

1. Подготовка каждым студентом доклада или написание реферата до марксистско-ленинской философии;

2. Выполнение каждым студентом задания по курсу «Методические основы агитационной и пропагандистской работы» в основном внутри института, в строительных отрядах и на ознакомительной производственной практике;

3. Участие в научных кружках по философии, в реферативных кружках по общетеоретическим и общеинженерным дисциплинам и постеленное включение хорошо успевающих студентов в научную работу кафедр, НИИ, проблемных лабораторий, участие в конкурсах по общественным наукам, математике, физике и т. п.;

4. Работа в выборных и самодеятельных организациях на уровне учебной группы, курса, факультета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Работа в студсоветах общежитий и самодеятельных клубах;

6. Участие в комиссиях комсомольской, профсоюзной организаций, з общественных деканатах и т. д. по организации учебной, научной, политико-воспитательной, культурно-массовой работы;

7. Участие каждого студента в проведении групповых политбесед и тематических комсомольских собраний и конференций;

8. Шефская работа в средних школах и детских домах, профессиональных училищах и техникумах;

9. Участие каждого студента, овладевшего предварительно строительной специальностью, в трудовых делах института и за его пределами;

10. Участие в художественной самодеятельности;

11. Участие в агитационной работе по набору в институт;

12. Работа по повышению спортивного мастерства и подготовка к сдаче нормативов на звание «судья по спорту» и «инструктор-об-: щественник».

Тр етий курс

1. Подготовка каждым студентом доклада или написание реферата по политэкономии;

2. Выполнение каждым студентом задания на производственной практике по курсу «Организация распространения и освоения производственного и научно-технического опыта»;

3. Участие в конкурсах, в том числе по общественным наукам;

4. Участие в научных кружках по политэкономии и широкое включение в работу научных семинаров общеинженерных и профилирующих кафедр, НИИ, проблемных лабораторий;

5. Работа в выборных и самодеятельных организациях на уровне учебной группы, факультета, института;

6. Работа в студсоветах общежитий и самодеятельных клубах;

7. Участие каждого студента в проведении групповых политбесед* тематических комсомольских собраний и конференций;

8. Участие студентов в секциях факультета общественных профессий;

9. Чтение лекций, проведение бесед, руководство кружками сети, комсомольского просвещения на предприятиях, в учреждениях, школах, и т. д.;

10. Участие в агитационной рабо/е по набору в институт;

11. Участие каждого студента в трудовых делах института и за его пределами. ' I 1

Четвертый курс

1. Подготовка каждым студентом доклада или написание реферата по научному коммунизму;

2. Выполнение каждым студентом задания во время производственной практики по курсу «Основы организаторской и воспитательной;

работы в трудовом коллективе.

3. Участие в конкурсах, в том числе по общественным наукам;

4. Участие в научных кружках по научному коммунизму и широкое включение в работу научных семинаров общеинженерных и. профилирующих кафедр, НИИ, проблемных лабораторий;

5. Участие в работе конструкторских бюро подшефных предприятий, помощь рабочим в рационализаторской и изобретательской деятельности;

6. Работа в выборных и самодеятельных организациях на уровне' учебной группы, курса, факультета института;

7. Работа в студсоветах общежитий и самодеятельных клубах;

8. Участие каждого студента в проведении групповых политбесед,. тематических комсомольских собраний и конференций;

9. Участие в секциях факультета общественных профессий;

10. Чтение лекций, проведение бесед, руководство кружками сети; комсомольского просвещения на предприятиях, в учреждениях, школах и т. д.;

11. Участие в агитационной работе по набору в институт;

12. Участие каждого студента в трудовых делах института и за его пределами.

Пятый и шестой курс

1. Широкое участие каждого студента в жизни производственного-коллектива во время преддипломной практики:

а) выступления с лекциями и беседами на общественно-политические, экономические, научно-технические и естественно-научные темы;

б) руководство кружками сети комсомольского просвещения;

в) помощь рабочим в рационализаторской и изобретательской деятельности;

г) участие в социалистическом соревновании и в передовых починах;

д) организация культмассовой и спортивной работы и др.

2. Участие в научных кружках по общественным наукам на любой кафедре и в конкурсах по общественным наукам;

3. Работа в выборных и самодеятельных организациях на уровне учебной группы, курса, факультета и института;

4. Работа в студсоветах и самодеятельных клубах;

5. Участие каждого студента в проведении групповых политбесед, тематических комсомольских собраний и конференций;,

6. Шефская работа с первокурсниками;

7. Участие в агитационной работе по набору в институт;

8. Участие каждого студента в трудовых делах института и за его пределами.

IV. Планирование, контроль и аттестация студентов по общественно-политической практике

Организаторская и общественно-политическая работа может планироваться на двух уровнях — учебной группы и каждым студентом и является важнейшей составной частью общего плана учебной группы, его комсомольской и профсоюзной организаций, а также личного комплексного плана студента.

План учебной группы целесообразно составлять на учебный год в соответствии с содержанием программы воспитания. Он должен носить целостный характер, включая семь направлений. Первое направление связано с получением теоретических и специально-профессиональных знаний, умений и навыков через реализацию учебных планов и учебных программ. Второе состоит в приобретении навыков исследователя. Третье направление решает задачу формирования гражданских качеств через общественную деятельность. Четвертое решает ту же задачу через трудовую деятельность помимо учебного процесса. Пятое направление обеспечивает эстетическое развитие. Шестое приучает студента умению самостоятельно добывать знания через самообразование и, наконец, седьмое — ведет к физическому развитию как к необходимому компоненту всесторонней личности.

Указанные направления могут в совокупности обеспечить всестороннее развитие студенческого первичного коллектива и каждого студента в отдельности на основе научного мировоззрения и коммунистической нравственности. Все направления включают общественно-политическую практику, но ведущим для общественно-политической практики является общественная деятельность.

Единство целей студенческого коллектива и каждого студента создает возможность иметь общий по структуре план учебной группы и план каждого студента. Личный комплексный план студента должен отличаться от группового по конкретным средствам, особенностям, которые вытекают из потребностей, интересов, возможностей каждого студента. Если личный план создается на основе группового, то групповой корректируется в соответствии с личными комплексными планами. Такой подход создает возможность избежать формализма в планировании и работе студентов и их общественных организаций, гармонически сочетать общее (групповое) и особенное (личное) в жизнедеятельности коллектива.

Большую помощь студентам призваны оказать типовые личные комплексные планы. Такие планы следует вручать в начале учебного года каждому студенту и сдавать в начале следующего учебного года в деканат для хранения в личном деле студента. Типовые планы студентов дают возможность сориентироваться в направлениях деятельности, в выборе форм занятий и представляют большое удобство для распределения занятий и ресурса времени по неделям года. Типовые планы не должны сдерживать инициативу студентов, которые свободны в выборе конкретных форм и средств деятельности.

Контроль за осуществлением планов группы и каждого студента следует осуществлять периодически раз в два месяца на комсомоль-ско-профсоюзном собрании. В личном комплексном плане ставится, в каждом разделе отметка треугольником группы и куратором о выполнении плана, в том числе по общественно-политической практике.

Личный комплексный план выполняет двоякую функцию — внутреннюю и внешнюю. Он способствует всесторонности развития студента, самоорганизации и самоуправлению в его деятельности, повышает

■ зг>

систематичность и ритмичность в работе. В то же время выполнение плана дает объективную информацию о студенте, о направленности его деятельности, потребностях и интересах, раскрывает его потенциальные возможности. На основании такой информации, которая обсуждается на комсомольско-профсоюзном собрании учебной группы, происходит аттестация студентов на Ленинском зачете и выставляется куратором дифференцированный зачет по общественно-политической практике, который заносится в зачетную книжку. Деятельность студентов, которая протекает после Ленинского зачета в институте, на производственной практике, в студенческих строительных отрядах, может учитываться, при аттестации студентов и выставлении зачета по общественно-политической практике в следующем учебном году.

Основными критериями при выставлении зачета является содержание общественно-политической работы, которая реализуется в формах, рекомендованных каждому курсу, полнота охвата комплексного плана и систематичность деятельности.

Повышенная оценка по общественно-политической практике «хорошо» или «отлично» должна ставиться студентам, сочетающим активную общественно-политическую деятельность с успешной учебой и научно-технической работой по специальности. Удовлетворительная оценка ставится тем студентам, которые выполняют необходимый минимум, но не проявляют инициативы в выполнении всего комплексного плана.

Положительная оценка но общественно-политической практике служит одним из оснований назначения на стипендию14).

Неудовлетворительную оценку получают студенты, игнорирующие общественно-политическую практику. Такие студенты имеют возможность в трехмесячный срок пересдать задолженность. В такой же срок может быть проведена пересдача на более высокую оценку.

В случае систематического уклонения студента от общественно-политической практики деканат по представлению комсомольско-профсо-юзного собрания группы и профилирующей кафедры вправе рассматривать вопрос о его пребывании в институте.

Итоговую оценку по общественно-политической практике за весь период обучения следует проставлять исходя из результатов ежегодной аттестации и учитывать при распределении молодого специалиста. Студентам, получившим итоговую оценку «отлично», можно рекомендовать выдать диплом общественника.

Руководство общественно-политической практикой должны осуществлять на уровне института партийный комитет, ректорат, комитет ВЛКСМ, профком и местком, а на уровне факультета соответственно партийное бюро, деканат, факультетское бюро ВЛКСМ и профбюро. Непосредственно в учебной группе организуют и руководят общественно-политической практикой куратор, комсорг, профорг, староста.

Таковы вопросы совершенствования организации общественно-политической практики, решение которых, как нам представляется, может способствовать усилению целостности в подготовке современного инженера и развитию его личности, в повышении социальной активности студента.

и) См.: Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендии студентам высших учебных заведений, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.