Научная статья на тему 'Общественно-политическая и культурная деятельность белорусской эмиграции в 1918 - 1939 гг'

Общественно-политическая и культурная деятельность белорусской эмиграции в 1918 - 1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
816
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / США / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ "ХАВРУС" / THE "HAVRUS" ORGANIZATION / BELARUSIAN EMIGRATION / USA / LATIN AMERICA / WESTERN BELARUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрелец Михаил Васильевич, Билевич Ольга Ивановна

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности белорусской эмиграции в межвоенный период. Авторы затрагивают различные направления деятельности культурных организаций белорусской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стрелец Михаил Васильевич, Билевич Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL, POLITICAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF BELARUSIAN IMMIGRATION IN 1918 - 1939

The article deals with some aspects of Belarusian emigration in the interwar period. The authors cover various activities of cultural organizations of Belarusian emigration.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая и культурная деятельность белорусской эмиграции в 1918 - 1939 гг»

Гуманитарные и юридические исследования (Ц^^

СКФУ-iSr

4. Кириллов Г. И. Австро-венгерские военнопленные в уездном Царевококшайске // Марийский археографический вестник. 1995. № 5.

5. Комелина Л. Н. Первая мировая война и город Царевококшайск (по материалам музея истории города Йошкар-Олы)// Запад - Восток. 2014. № 7.

6. Кудрявцев А. Н., Соколов А. В. В окопах и плену: солдатский дневник времен Первой мировой войны// Запад - Восток. 2014. № 7.

7. Лукиных Н. А., Попова Е. А. Уездный Царевококшайск в годы Первой мировой войны (по материалам Государственного архива Республики Марий Эл) // Запад - Восток. 2014. № 7.

8. Люкшин Д. «Да за нашими бабами вьются». Военнопленные в крестьянской России // Родина. 2002. № 10.

9. Патрушев А. С. Марийская деревня в период империализма. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1974.

10. Иванов А. А., Иванов А. Г. Историки Марий Эл XX - начала XXI века. Йошкар-Ола: МарГУ, 2013.

11. Рокина Г. В. Австро-венгерские военнопленные Первой мировой войны в Марийском крае // Социальные последствия войн и конфликтов XX века. М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

12. Рокина Г. В. Предисловие// Запад - Восток. 2014. № 7.

13. Соболева В. Документы Государственного архива Республики Марий Эл о деятельности уездных органов самоуправления в Марийском крае по оказанию помощи беженцам в годы Первой мировой войны // Вестник Марий Эл. 2003. № 3.

14. Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914-1922). М.: Политическая энциклопедия, 2014.

УДК 94(4)

М. В. Стрелец, О. И. Билевич

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1918-1939 гг.

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности белорусской эмиграции в межвоенный период. Авторы затрагивают различные направления деятельности культурных организаций белорусской эмиграции.

Ключевые слова: белорусская эмиграция, США, Латинская Америка, Западная Беларусь, организация «Хаврус».

M. V. Strelez, O. I. Bilevich

SOCIAL, POLITICAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF BELARUSIAN IMMIGRATION

IN 1918-1939

The article deals with some aspects of Belarusian emigration in the interwar period. The authors cover various activities of cultural organizations of Belarusian emigration.

Экономические проблемы, тяжёлые условия жизни вынуждали часть жителей Западной Беларуси эмигрировать как на американский континент, так и в европейские страны. Особенностью эмиграции с Западной Беларуси было преимущество американского направления над европейским [2, с. 377]. Поселения белорусов в Европе были не очень многочисленные. В Европе

Key words: Belarusian emigration, the USA, Latin America, Western Belarus, the «Havrus» organization.

сконцентрировалась в основном политическая эмиграция, интеллигенция белорусского зарубежья, которая выражала большую активность в общественно-политической, культурной и научной сферах. По свидетельству официальной польской статистики, с 1927 до 1938 года с Виленского, Новогруд-ского, Белостокского, Полесского воеводств выехали на постоянное место жительства

ИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

в другие страны 97,6 тысяч человек [3, с. 54]. По подсчётам американского исследователя белоруса Евгения Колубовича, в межвоенный период количество организованной политической эмиграции составило 122 тысячи человек [4, с. 212].

Одним из первых белорусских лидеров приехал в США Антон Черепук. Вместе с В. Трофимовичем и П. Чопко он созвал первые организационные собрания белорусов в Чикаго в 1920 году, где был основан Белорусский национальный комитет (позднее - Белорусский национальный союз) под руководством Иосифа Воронко. Комитет поставил задачу создать массовую организацию белорусов. Это была первая белорусская организация в США, вокруг которой начали группироваться национально сознательные силы. Уже тогда комитет активно реагировал на политические события в Беларуси и в мире, выражал протесты против антибеларусского Рижского мира, положил начало празднованию 25 марта - дня провозглашения БНР, собирал средства на поддержку освободительного движения в Вильнюсе, оказывал финансовую помощь белорусским гимназиям на родине. Комитет выдавал даже свою газету под названием «Белорусская трибуна». Эта организация была первой и немногочисленной, однако просуществовала до Второй мировой войны и оказала существенную помощь белорусам новой, послевоенной волны. Белорусский национальный комитет наладил связи с белорусским политическим руководством в различных кругах Западной Европы и предложил некоторым белорусским деятелям переехать в Соединенные Штаты Америки. Белорусские политические лидеры, имея статус эмигрантов, много могли бы сделать для белорусского дела в новой стране обитания.

В 1923 г. в Чикаго была создана Белорусско-американская национальная ассоциация, которую возглавил первый глава правительства БНР Иосиф Воронко. В США, где в межвоенный период поселилось около 100 тысяч белорусов, организация белорусской жизни сдерживалась недостатком об-

разованных и национально сознательных лиц среди эмигрантов. Во многих случаях в белорусские организации проникали левые элементы, которые брали руководство в свои руки и поворачивали их в просоветском и прокоммунистическом направлении. Многие белорусские организации вошли в общеславянские и российские структуры, отрицательно реагировавшие на возрождение белорусского национального движения [5, с. 209].

В Латинской Америке, где проживало около 350 тысяч белорусов, наиболее организованной была диаспора в Аргентине. В 1939 г. белорусские культурно-просветительские организации объединились в Федерацию белорусских обществ, деятельность которой определялась просоветскими настроениями и ориентацией на русскую культуру. Многие западнобелорусские переселенцы присоединялись к профсоюзному движению и компартии Аргентины. В конце 20-х годов был создан Союз украинских и белорусских рабочих организаций Аргентины, воплотивший волю украинских и белорусских эмигрантов к организационному сплочению (в 1934 г. он насчитывал 3 тысяч членов). Однако противостояние украинских национал-коммунистов и белорусских коммунистов-космополитов и гонения властей в связи с политизацией союза в просоветском направлении привели к развалу этого объединения. Белорусско-украинский союз действовал и в Бразилии. В США в связи с президентской кампанией в 1936 г. был создан белорусско-украинский республиканский клуб. В Америке значительная часть белорусских эмигрантов попала под влияние русских и польских организаций либо присоединилась к украинским. Например, выходцы из Западной Беларуси составляли большинство созданных в 30-е годы ХХ века в Канаде русских клубов, объединенных в 1942 г. в Федерацию русских канадцев [6]. В межвоенный период наиболее активные и влиятельные белорусские эмигрантские организации сложились в Латвии, Литве, Чехословакии, Франции, США и Аргентине. Центрами белорусской

Гуманитарные и юридические исследования

политической деятельности в Европе были в первой половине 20-х годов Берлин, затем Прага, в 30-е годы - Франция, в конце 30-х годов - снова Прага и Берлин. В Чехословакии, правительство которой симпатизировало славянским эмигрантам, действовала самая многочисленная группа белорусской эмиграции: в Праге находились правительство и Рада БНР, лидеры эсеров и других политических организаций, студенческие и молодежные организации, жили и творили белорусские поэты Владимир Жилка и Лариса Гениуш. Политическую деятельность руководящие органы БНР продолжали до начала Второй мировой войны [6].

Франция была известна среди населения Западной Беларуси как одна из стран Антанты, что победила в Первой мировой войне Германию. В ходе военных действий Франция понесла большие человеческие и материальные потери. В тоже время она приобрела богатые природными ресурсами новые колонии, которые были разрушены в результате войны, и их необходимо было восстанавливать. Эмигрантов из разных стран Европы привлекали высокие темпы экономического роста страны, развитие промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства. Всё это требовало множества рабочих рук, а значит, обещало работу и заработки. К тому же Франция в основном католическая страна. С этим обстоятельством связан переезд сюда жителей европейских стран католического вероисповедания. В числе 3,5 миллионов эмигрантов Франции межвоенного периода было около 35 тысяч белорусов-католиков. По примеру других эмигрантов белорусы тянулись к организованному образу жизни. Вначале они создали в Эльзасе и Лотарингии несколько кружков и организаций, которые имели в основном дружеско-семейный характер. Два года (1927-1929 гг.) работал такой кружок в Бианкуре. Он насчитывал около 50 белорусов-эмигрантов. Кружок был организован работником «Рено» Сорокой [1].

Началом самостоятельного организованного движения белорусской трудовой эмиграции можно считать декабрь 1930 г.,

когда по инициативе двух молодых инженеров-строителей, выпускников Карлова университета, Николая Абрамчика и Леона Рыдлевского была основана культурно-просветительская организация белорусских работников под названием «Хаврус». Усилиями руководителей «Хаврус» приобрела юридический статус и право открывать свои отделения по всей стране. Идея создания общефранцузской организации нашла большую поддержку среди эмигрантов-белорусов. За первые 8 месяцев деятельности Генерального совета «Хавруса» было создано и официально утверждено 5 филиалов организации. Однако после двух лет существования «Хаврус» прекратила свою деятельность по той причине, что его руководители не получили разрешения на проживание в стране.

В 1935 г., после того как Николаю Абрамчику, последнему президенту Рады БНР, удалось переехать на постоянное место жительства во Францию, деятельность «Хавруса» была возрождена. Её руководство начало выпускать на литографе «Бюллетень организации». В нем излагалась хроника жизни на Родине, печатались произведения белорусских писателей. При «Хаврусе» была открыта библиотека-читальня на 50 мест, организованы каждодневные курсы по подготовке специалистов для белорусской деревни, которые стремились изучить отечественное культурное наследие. В 1930 г. был создан «Союз белорусской трудовой эмиграции», насчитывавший несколько тысяч членов, который осуществлял активную национальную деятельность.

С 1938 г. начала выходить газета «Эхо», орган белорусской трудовой эмиграции. Печаталась как кириллицей, так и латиницей, для того чтобы охватить как можно больше читателей из числа обучавшихся в польских школах. Корреспондентский актив газеты был очень ограничен. В большинстве своём белорусские эмигранты не владели белорусским литературным языком или вообще были неграмотными. Однако они проявляли высокую активность в организации национальной жизни на чужбине.

ИСТОРИЧЕСКИЕНАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Белорусы совместно отмечали белорусские национальные праздники, проводили литературные вечера, участвовали в художественной самодеятельности. Неплохо организованную эмигрантскую жизнь белорусов во Франции прервала Вторая мировая война. В 1939 г. впервые во французскую армию были призваны эмигранты. В соответствии с новым законом Франции более 6 тысяч белорусов воевали против Германии, а после оккупации страны немецкими войсками -в рядах движения Сопротивления [1].

В тот период Великобритания не была страной наиболее массовой эмиграции из белорусских земель. Чаще белорусы выезжали в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, а в Европе - в Германию. Однако британские порты традиционно были пунктами транзита эмигрантов на пути за океан. На стремлении выехать за рубеж на работу в белорусских губерниях хорошо зарабатывали специальные эмиграционные агенты. Они, как представители различных (прежде всего европейских) пароходных компаний, предлагали желающим возможности более простого выезда в Европу или Америку.

Во времена после Первой мировой войны в период создания новых независимых государств, в том числе и восстановления польской государственности, наблюдалась даже реэмиграция из Великобритании. Согласно британской переписи 1921 г. на территории страны проживали около 45 тысяч эмигрантов из «польских земель». Причем 90 % из них составляли евреи, остальные - поляки, украинцы и литовцы (белорусы в этой статистике не фиксировались). В это же время возобновились возможности выезда в Великобританию, правда, преимущественно для жителей Западной Беларуси, оказавшейся в составе польского государства.

Основания для эмиграции и ее социальные характеристики в те времена остались такими же, как и на стыке веков: выезжали прежде крестьяне в поисках земли или хороших заработков. К сожалению, польская статистика отдельно не фиксировала количество белорусов, ехавших на Запад, а объединяла их в одну национальную категорию с украинцами. Даже и эти цифры касаются только времени 1926-1938 гг., поэтому в отношении предыдущего периода можно утверждать исключительно, что в течение 1919-1925 гг. в Великобританию из Польши приехало 455 человек, однако, сколько среди них было белорусов, неизвестно. Тем не менее из этой цифры видно, что Британские острова не были местом массовой эмиграции из просторов Второй Речи Посполитой (общее количество покинувших ее пределы в отмеченный период, составило более 384 тысяч человек).

Неудивительно, что исследователи межвоенной польской эмиграции уже не сосредоточивают внимание на определении точной численности прибывших в Великобританию в 1926-1938 гг., а относят ее к категории «прочие и неизвестные страны», куда в течение данного периода выехали около 4 тысяч белорусов и украинцев. Вся эта очень приблизительная в отношении белорусов статистика позволяет утверждать, что в межвоенный период количество наших соотечественников, которые на постоянное место жительства осели в Великобритании, была незначительная (так же как и количество вообще выходцев из тогдашней польской территории) [1].

Таким образом, белорусские эмигранты, находясь за пределами своей Родины, не забывали о своих корнях и осуществляли активную общественно-политическую и культурную деятельность.

Литература

1. Бацян М. М. Беларуская дыяспара: нарысы ricmpbii i сучаснага стану [Электронный ресурс] URL: old.fir.bsu.by/chairs/dcs/publications_dcs/.../Diaspora_2006.shtml (Дата доступа: 12.10.2014).

2. Псторыя Беларус'г. у 6 т. /А. Ваб'!шчэв'м [i нш.]; рэдкал. М. Касцюк (гал. рэд.) i iнш. Т. 5: Беларусь у 1917-1945. Мнск: Экаперспектыва, 2007.

3. Ma\y rocznik statystyczny. 1939. Warszawa, 1939.

4. Сяргеева Г. Беларуская дыяспра// Крыжовы шлях. Дапаможнiк для вывучаючых псторыю Бела-руы. М'1нск: Згода, 1993.

Гуманитарные и юридические исследования

5. Снапкоуск У. Эмграцыя: Фарм1раванне i дзейнасць арган1зацый беларускай эм'1грацы'1. Сацы-яльна-палтычныя пль/Hi (1918-1939 гг.)// Полымя. 1995.№ 11.

6. Снапковский В. Белорусская эмиграция [Электронный ресурс]. URL: belukrresurs.org/index. php?option=com_content&view. (Дата доступа: 01.10.2014).

УДК 94(470),,1957"

А. С. Стыкалин

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ КОМПАРТИЙ (НОЯБРЬ 1957 г.). МИССИЯ Ю. В. АНДРОПОВА И Б. Н. ПОНОМАРЕВА В БЕЛГРАД

В научный оборот вводится ценный источник, раскрывающий мотивы отказа Союза коммунистов Югославии поддержать итоговую декларацию совещания компартий (ноябрь 1957 г.), призванного консолидировать мировое коммунистиче-

ское движение после ряда пережитых им кризисов.

Ключевые слова: мировое коммунистическое движение, Югославия, Союз коммунистов Югославии, Й. Броз Тито, Н. С. Хрущев, Ю. В. Андропов.

A. S. Stykalin

ON THE HISTORY OF THE PREPARATION OF THE MOSCOW COMMUNIST CONFERENCES (NOVEMBER, 1957). Y. V. ANDROPOV AND B. N. PONOMAREV'S MISSION TO BELGRAD

The source, which is published here, reveals the motives of the rejection of the Communist Union of Yugoslavia to support the Declaration of the communist conference (November, 1957) in Moscow - the important program document aimed at the consoli-

Предлагаемые вниманию читателей архивные документы относятся к октябрю 1957 г. В это время приоритетной внешнеполитической задачей для руководства КПСС было проведение международных совещаний компартий - более узкого (для компартий социалистических стран) и более широкого. Эти совещания, намеренно приуроченные к 40-летию октябрьской революции в России, были призваны консолидировать мировое коммунистическое движение, перенесшее в 1956 г. два сильных потрясения - разоблачение Сталина и его политической практики на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) и подавление Советским Союзом в ноябре 1956 г. венгерского восстания, негативно воспринятое общественным мнением на Западе и повлекшее за собой массовые выходы из компартий, отход от СССР многих прежних его симпатизантов, особенно из среды левой

dation of international communist movement after the crisis of 1956.

Key words: International Communist Movement, The Communist Union of Yugoslavia, I. Broz Tito, N. S. Khruschev, Y. V. Andropov.

интеллигенции. Большое значение в Москве придавалось участию в совещаниях представителей Союза коммунистов Югославии, не только завоевавшего международный авторитет своим смелым сопротивлением сталинскому диктату после разрыва Югославии с СССР в 1948 г., но и воспринимавшегося как потенциальный источник схизмы, носитель альтернативной модели социализма, способной ослабить гегемонию КПСС в коммунистическом движении. Без участия югославов в совещаниях и их согласия поставить подпись под итоговыми документами для всего мира становился бы очевидным мнимый характер декларируемого единства в лагере борцов за коммунизм.

Начавшийся после смерти Сталина процесс нормализации советско-югославских отношений, преодоления последствий острого конфликта 1948 г. [8] застопорился

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.