Научная статья на тему 'Общественно-политическая деятельность писателя В. В. Овечкина и его роль в становлении Курской организации Союза писателей РСФСР (50-60-е годы XX столетия)'

Общественно-политическая деятельность писателя В. В. Овечкина и его роль в становлении Курской организации Союза писателей РСФСР (50-60-е годы XX столетия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / "ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ" / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ИМ. В.В. ОВЕЧКИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилюк А. В., Белозеров Д. А.

Духовное раскрепощение творческой интеллигенции в годы «хрущевской оттепели» не могло стать полным. Но, благодаря творчеству истинных мастеров слова, одержимых борцов против тоталитарного режима и партийного диктата, таких как А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернак, В.Д. Дудинцев, В.В. Овечкин, оно подготовило почву для грядущей перестройки 1980-х. Исследование, основанное на введенных впервые в научный оборот рассекреченных документах Курского обкома КПСС, посвящено мало изученным ранее страницам общественно-политической деятельности члена правления Союза писателей РСФСР Валентина Владимировича Овечкина (1904-1968 гг.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая деятельность писателя В. В. Овечкина и его роль в становлении Курской организации Союза писателей РСФСР (50-60-е годы XX столетия)»

УДК 94/99

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ В. В. ОВЕЧКИНА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ КУРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РСФСР (50-60-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ)

© 2012 А. В. Гаврилюк1, Д. А. Белозеров2

1 аспирант каф. истории России e-mail: tarasdims@hotmail.ru

Курский государственный университет

2юрисконсультант e-mail: region46@mail.ru

ООО «Консалтинговая группа Гранд»

Духовное раскрепощение творческой интеллигенции в годы «хрущевской оттепели» не могло стать полным. Но, благодаря творчеству истинных мастеров слова, одержимых борцов против тоталитарного режима и партийного диктата, таких как

А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернак, В.Д. Дудинцев, В.В. Овечкин, оно подготовило почву для грядущей перестройки 1980-х. Исследование, основанное на введенных впервые в научный оборот рассекреченных документах Курского обкома КПСС, посвящено мало изученным ранее страницам общественно-политической деятельности члена правления Союза писателей РСФСР Валентина Владимировича Овечкина (1904-1968 гг.)

Ключевые слова: советская литература, «хрущевская оттепель», театральное искусство, советская молодежь, литературный конкурс им. В.В. Овечкина.

XX съезд КПСС ускорил все процессы духовного раскрепощения. Как отмечают академик А.Н. Сахаров и соавторы, «стремление Хрущева в борьбе за лидерство опереться на широкую поддержку общественных слоев способствовало дальнейшей либерализации общества. Жесткий контроль, установленный КПСС над всеми сторонами общественной жизни, в первую очередь духовной культурой, в новых условиях «хрущевской оттепели» был уже неприемлем [История России... 2011: 702703]. Практика «воспитательных» кампаний, некомпетентного вмешательства партийных органов в творческий процесс, была осуждена. Однако инерция административных методов руководства литературой и искусством была велика.

Отношение к духовной культуре как к чему-то вторичному, подсобному и в начале 1960-х годов сказывалось на стремлении партийного руководства жестко регламентировать творческий процесс, решать за писателей и художников, что им писать на страницах книг или изображать на полотнах.

Как полагает российский историк Л. Н. Доброхотов, начало 1960-х годов стало заметной вехой в истории советского государства, положив начало абсолютизации партийной идеологии, идейного воспитания в решении социально-экономических задач. «В дальнейшем это превратилось в порочную тенденцию, усугубляя разрыв слова и дела, превращая творческую интеллигенцию в работников идеологического цеха, в своего рода “пожарную команду”, которая бросалась всякий раз туда, где надо было активно призывать или что-то внушить» (см.: [ХХ съезд КПСС. 1991: 285]). Не случайно поэт И. Л. Сельвинский сочинил едкую, но довольно точную эпиграмму:

Хрущев добился чистейшей лазури за эти десять «великих» лет: нет юдофобства, нет цензуры, даже хлеба и того нет.

Примером выражения особой политико-философской позиции в общественнополитической жизни, в художественных произведениях явилось творчество писателя и публициста В. В. Овечкина, который жил в Курске с 1953 г. В его произведениях «Районные будни» (1952-1956), «Трудная весна» (1957), пьесах «Настя Колосова» (1950), «Навстречу ветру» (1958), «Летние дожди» (1959), «Время пожинать плоды» (1960), «Пусть это сбудется» (1961), во многих публицистических очерках он постоянно обращался к теме колхозной деревни (см.: [РГЭС 2002: 2: 613-614; Большая энциклопедия 2006: 33: 331]).

Например, выступая на VI Курской областной партийной конференции (1951 г.), В. Овечкин говорил не столько о литературе или искусстве, сколько о бедственном положении курского села. Он прямо и образно называл главную причину недостатков -в системе руководства колхозами со стороны районных партийных органов1. От такой позиции он не отступал и через годы. Так, в письме, направленном в президиум XXI съезда КПСС, он обозначал тщательно скрываемую от широкой общественности проблему деятельности колхоза им. Хрущева (с. Калиновка Хомутовского района). «Каждое лето в Калиновку шлют сотни мобилизованных городских рабочих, служащих, студентов, подбрасывают технику... - подчеркивал В.В. Овечкин. - Все строительство ведется силами городских стройтрестов. Колхозники, совершенно в нем не участвуя, получают коровники, свинарники и жилые дома. А чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу эксперимента, соседние хозяйства подтягивают на бумаге до уровня Калиновки...» (цит. по: [Никитин 1990: 27]). Однако на съезде письмо В. В. Овечкина не стали зачитывать.

Несмотря на то что писатель входил в состав редакции журнала «Новый мир», а с 1954 г. - в правление Союза писателей СССР, он не мирился со скоропалительными реформами Н. С. Хрущева в сельском хозяйстве, с непоследовательностью в развитии промышленности, в преодолении последствий культа личности Сталина, нарастающей бюрократизацией всех партийных органов. Свои мысли о совершенствовании сельскохозяйственного производства он излагал в докладных записках, направлявшихся даже в ЦК КПСС. Его послание «О планомерности, рывках, работе на сводку и гражданском мужестве» вызвало восхищение писателя А. Т. Твардовского. Он так писал В. В. Овечкину: «Это великолепно, нет, не то слово - так благородно, умно, смело, честно. Я прямо взволнован.» (цит. по: [Овечкин 1990]).

Принципиальная позиция курского писателя вызывала негативную реакцию у партийных чиновников как в Москве, так и в Курском обкоме КПСС. Они постоянно изобретали уловки, позволявшие не доходить его произведениям до читателя и зрителя. Например, пьеса «Навстречу ветру», напечатанная в журнале «Новый мир» в 1958 г., оперативно была принята к постановке Московским театром им. М.Н. Ермоловой. Но в «Литературой газете», как бы невзначай, появилась статья литературоведа А. Дорофеева. Она была рассчитана на то, чтобы опорочить творчество курского писателя-патриота. После такой публикации театр им. Ермоловой приостановил постановку пьесы. Только в 1960 г. вмешательство секретаря ЦК КПСС Е. А. Фурцевой позволило театру сохранить спектакль. Вскоре он восторженно был принят московской публикой [Чаплыгина 2011: 309].

1ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 1426. Л. 168.

Определенные сложности в постановке спектаклей по произведениям В. В. Овечкина имелись и в Курске.

Как отмечает исследователь истории курского театра кандидат исторических наук Ю. А. Бугров, главной из них было то, что сам В. В. Овечкин «был слишком придирчив к коллективу театра в момент постановки пьес к показу зрителям. Зачастую, критика автора в адрес актеров, и в особенности режиссера [Н.Г. Резникова - авт.], была явно несправедливой.» [Бугров 2009: 226].

7 мая 1959 г. спектакль после успеха в Курске, был показан на сцене Кремлевского театра Москвы .

Главный режиссер Курского областного театра им. А. С. Пушкина Н. Г. Резников кое-что изменил для новой постановки, предварительно согласовав все изменения с автором пьесы. В поставленном на московской сцене спектакле было задействовано 20 артистов - практически весь состав труппы Курского театра им.

А. С. Пушкина.

Таким образом, «поход навстречу ветру», как подчеркивали столичные и курские режиссеры, увенчался успехом. 23 апреля 1960 г. художественный совет курского театра обратился к пьесе В. В. Овечкина «Летние дожди». Спектакль по ней ставил режиссер А. Н. Кармилов. Но, к сожалению, не все идеи, заложенные в пьесе автором, курским артистам удалось донести до зрителя. Постановку критиковали даже в местной печати. Но 16 июля 1960 г. «Литературная газета» опубликовала положительную рецензию на спектакль. В ней было отмечено, что театр поставил уже три пьесы В. В. Овечкина. Газета считала это гражданским подвигом коллектива.

В начале 1960-х годов отношения В. В. Овечкина с партийным руководством Курской области, с руководством драматического театра им. А. С. Пушкина развивались особенно напряженно. Как уточняет Ю. А. Бугров, в этом не последнюю роль играл перевод первого секретаря обкома КПСС Л. Н. Ефремова на работу в Горький. Как указывают архивные документы, жена руководителя обкома КПСС -актриса, заслуженная артистка РСФСР Клавдия Ильинична Невструева очень одобрительно относилась к творчеству и личности В. В. Овечкина. Поэтому она не раз предлагала руководству театра «заняться постановкой пьес из колхозной жизни» [Бугров 1995: 154].

У В. В. Овечкина «своеобразные», натянутые отношения складывались не только с первым секретарем обкома КПСС Л. Г. Монашевым (он находился в этой должности с августа 1958 г.), но и секретарем обкома партии Т. И. Архиповой, которая курировала вопросы идеологической работы4.

Поэтому В. В. Овечкину приходилось маневрировать между курскими партийными вождями, руководством Союза писателей СССР и редакцией журнала «Новый мир». Неравная борьба истощала физические и душевные силы известного писателя. Но он стойко продолжал отстаивать правоту, защищать принципиальную позицию.

Это особенно проявилось 21 сентября 1961 г. в его речи на XIII областной партийной конференции.

2Курская правда. 1959. 9 мая; Ведущие роли в спектакле, поставленном на московской сцене, играли: Заслуженный артист РСФСР П. П. Скарлато, актеры А. В. Заславский, К. А. Некрасов, В. П. Шмитьков,

А. В. Киселев (см.: [Бугров 2009: 226-227]).

322 октября 1957 г. Курский обком КПСС ходатайствовал перед Министерством культуры РСФСР о присвоении званий «Заслуженный артист РСФСР» актерам Курского областного драматического театра М. П. Аленцеву, Б. К. Барсову и К. И. Невструевой (ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 2810. Л. 133-135). Указом Президиума Верховного совета РСФСР в январе 1958 г. они были удостоены почетных званий (См.: [БКЭ 2008 Т. 1. Кн. 2: 102]).

4См.: ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3587. Л. 86, 281-282

Это было выступление настоящего коммуниста, болеющего душой за развитие и совершенствование театрального искусства, нравственное воспитание советской молодежи. В. В. Овечкин остановился на серьезных проблемах деятельности провинциальных очагов культуры. Он отметил, что, будучи связанным в последние годы с работой театра, на себе ощутил тяжелейшие условия, «в которых проходит творчество провинциальных артистов».

«Происходит нелепая вещь - деление искусства на два сорта. Трудящиеся Москвы, Ленинграда получают искусство первого сорта, а трудящиеся других городов низшего сорта. Областной театр, чтобы свести концы с концами, должен выпускать спектакли конвейерным способом - 11 премьер в год. Жесткие финансовые лимиты, в которые поставлен областной театр, толкают на путь постановки кассовых пьес. Эти пьесы не дают никакого воспитания. Коммерческий подход к искусству приводит к порче вкуса зрителей, за что приходится расплачиваться очень дорогой ценой».

С прямотой, присущей настоящему художнику слова, В.В. Овечкин заявлял: «.Чем трудящиеся Курска, Орла или других областей хуже москвичей?.. Надо отказаться от коммерческого подхода к искусству. На искусстве зарабатывать нельзя, тут заработки иного рода. Такой заработок никаким рублем не оплатить. Это моральный заработок.»5.

Особенно серьезный упрек он адресовал отделу кинофикации областного управления культуры6. «Мы. боремся против проникновения буржуазной идеологии в сознание людей. Но в этом деле кинопрокат подкладывает большую свинью. Обмен художественными ценностями с Западом - хорошее дело, но не за счет идеологии. Оттуда поступает столько дряни, что только диву дивишься. Та же коммерция, а где же идеология? Но с кинопроката как с гуся вода.»

Писатель сетовал, что советский зритель, в том числе и жители Курской области, не могут смотреть замечательные фильмы «Королева Мэри», «Диктатор», созданные великим мастером мирового кино Чарли Чаплином. Ведь в них была представлена американская действительность. «В чем же дело? Оставляю вопрос для вас открытым», - обращаясь к делегатам конференции, говорил В. В. Овечкин.

Но многие делегаты не были намерены дослушать его речь до конца, раздавались аплодисменты и реплики «Хватит!». Тогда В. В. Овечкин заговорил о серьезных проблемах в сельском хозяйстве области8: «.Что происходит в полеводстве Курской области? - указывал он. - Если урожай высокий - это результат организационно-политической работы, когда урожай плохой - находим оправдание в различных стихийных бедствиях: или засуха, или потоп. . Нужна система земледелия, при которой плодородные почвы не истощались бы. Нужно вспомнить Маркса: “Мы не хозяева земли, а только ее владельцы и каждое поколение должно оставить землю следующему поколению улучшенной и обогащенной.” Давайте разбираться, что происходит в области. Поля вспаханы плохо, имеются огромные глыбы. Влагу в земле не удержали, почва бесструктурна. Если бы не была так распахана почва, так измельчена и бесструктурна, были бы прекрасные всходы озимых.»9

5Там же, Л. 66-67.

6С. 24.06.1953 по 20.08.І96І гг. отдел кинофикации областного управления культуры возглавлял К. В. Иванов (ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 50. Д. 833. Л. 1об. - 2об., 4, 13-14, 17).

7ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3587. Л. 67.

8В. В. Овечкин прекрасно разбирался в поднимаемых вопросах, так как сам руководил сельхозкооперативом (сельхозкоммуной), действовавшей в 1925-1931 гг. в районе гор. Таганрога АзовоЧерноморского края (см.: [БКЭ 2008 Т. 1. Кн. 2: 120).

9ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3587. Л. 67-68. (Стенограмма выступления В.В. Овечкина обрывается делопроизводственной пометкой: стенографическая запись не проверена им в связи с болезнью.)

Обсуждение речи В. В. Овечкина чиновники области превратили в партийное «воспитание», «своеобразное промывание мозгов», и даже административное давление.

Так, начальник управления КГБ по Курской области генерал-майор Н. П. Полубинский заявил: «. О выступлении писателя Овечкина. Считаю его деление искусства на две группы совершенно неправильным. Москва является центром международного революционного движения, она должна представлять лучшее искусство в мире. Рекомендуем тов. Овечкину писать хорошие пьесы, чтобы зрители систематически ходили их смотреть»10.

Его поддержала секретарь обкома КПСС Т.И. Архипова: «Неправильно в принципе деление искусства на сорта. Курский зритель смотрит те же пьесы, что и москвичи: “Иркутская история”, “Любовь Яровая”, “Кремлевские куранты”, “Человек с ружьем”. Секретарь обкома КПСС напомнила писателю, что курские артисты в Москве ставили спектакли по его пьесам: один - в Кремлевском театре, второй - на Центральном телевидении.

Как и генерал Н. П. Полубинский, она отметила, что В. Овечкину «надо писать больше хороших пьес, которые воспитывали бы советского человека на положительных образах, героике труда.»11.

На наш взгляд, это были взвешенные и даже обоснованные предложения, обращенные к известному писателю. Но их он воспринял как личное оскорбление.

Произошел очередной душевный кризис: он попытался дома застрелиться из ружья.

12

Врачам удалось спасти жизнь писателю. Но он оставался инвалидом на долгие годы .

Так закончился путь побед и борьбы крупнейшего очеркиста послевоенного времени В. В. Овечкина. Его публицистичность и правдивость приобрели всесоюзную и мировую известность. В 1950-1960-е годы он побывал в ГДР, Китае, Венгрии, Югославии, Исландии. В. В. Овечкин также избирался членом Курского обкома КПСС (1955-1959), депутатом Областного совета депутатов трудящихся, членом правления Союза писателей СССР и Курского отделения Советского комитета защиты мира (см.: [Баскевич 1976, 1979; Бугров 2003: 69; 2011: 114-116]).

Велика роль В. В. Овечкина и в создании Курского литературного объединения, а также Курской областной писательской организации (июль 1958 г.). В тот период благодаря организаторскому таланту литераторов В. В. Овечкина и М. Е. Приваленко возросло число членов, входивших в Курское литературное объединение. Это писатели и поэты С. М. Филиппов, Ф. М. Голубев, М. М. Колосов, Е. И. Носов, М. М. Обухов, Ф. П. Певнев, Е. И. Полянский, Л. А. Жуховицкий, Ф. А. Искандер и другие.

13

Один из издателей литературного журнала «Курский альманах» писатель Ф. П. Певнев вспоминал: «Мы всегда будем помнить Курское литературное

объединение за творческую обстановку, которая создалась благодаря В. В. Овечкину. Альманах. Наши первые сборники. Все это было тогда интересно.» (цит. по: [Бугров 2011: 64]).

29 июля 1958 г. состоялось организационное собрание межобластного отделения Союза писателей РСФСР, созданного постановлением бюро оргкомитета Союза

10ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3587. Л. 84.

11Там же. Л. 86.

12 Правозащитник генерал-майор П.Г. Григоренко в книге «В подполье можно встретить только крыс.» указывает, что Курская областная партийная конференция в сентябре 1961 г. сочла выступление

В. В. Овечкина «политически незрелым» и лишила его депутатского мандата [Григоренко 1997: 348]. Но ни в ответах на вопросы, ни в заключительном выступлении первого секретаря ОК КПСС Л. Г. Монашева, ни в постановлении конференции от 22 сентября 1961 г. оценок выступления

В. В. Овечкина не содержится. В документах конференции отсутствует и свидетельство о лишении его мандата делегата (см.: ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3587. Л. 277-281, 281-283; Д. 3590. Л. 19-21).

13«Курский альманах» С № 6 (1957 г.) стал называться «Простор».

писателей РСФСР от 13 мая 1958 г. Межобластное объединение включало в себя писателей Курской, Орловской, Брянской, Тульской и Тамбовской областей14. Первым ответственным секретарем Курского отделения СП РСФСР стал М. М. Колосов (см.: [БКЭ 2010: Т. 2: 168; Бугров 2011: 241]). Члены Курского отделения Союза писателей РСФСР, среди них В. В. Овечкин и его друзья, постоянно участвовали в различных мероприятиях, которые проводили отделы пропаганды и агитации обкомов КПСС и ВЛКСМ. Так, во втором туре областного смотра-конкурса самодеятельных произведений (июнь 1960 г.) перед слушателями выступали В. В. Овечкин, М. И. Козловский, М. М. Колосов, Н. Н. Корнеев, Е. И. Полянский и Ю. М. Лебедев, молодые авторы Попов и Бочерников (Обоянский р-н), Чемисова - внучка курского поэта «серебряного века» Л.Г. Чемисова (Михайловский р-н)15.

Долгие годы партийные и советские руководители Курской области пытались «не замечать» заслуг В. В. Овечкина в становлении областной писательской организации. После переезда писателя в 1963 г. на новое место жительства в Ташкент имя его было в Курске предано забвению. Но история распорядилась иначе. 22 августа 1974 г. его именем была названа одна из улиц города Курска. В 1986 г. на доме по ул. Дзержинского, 86, где с 1953 г. жил писатель В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска [Курск. 1997: 269; Улицы города Курска. 2000: 70]. С 1972 г. проводится областной конкурс имени В. В. Овечкина, победителями которого стали десятки талантливых курских журналистов: Т. В. Белая, Т. А. Грива, В. Г. Воробьев,

В. В. Кулагин и другие.

Библиографический список

XX съезд КПСС и его исторические реалии / рук. авт. колл. Н. А. Барсуков. М.,

1991.

Баскевич И. З. Валентин Овечкин // Курский край в художественной литературе / Курский ин-т усовершенствования учителей. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. С. 88-101.

Баскевич И. З. Курские вечера: лит.-краев. очерки и этюды. Воронеж, 1979.

208 с.

Большая энциклопедия: в 62 т. Т. 33. М.: Терра, 2006.

Большая курская энциклопедия (БКЭ) / гл. ред. Ю. А. Бугров. Т. 1. Персоналии. Кн. 2. Курск, 2008. 233 с.

Бугров Ю. А. Курские литературные хроники. Кн. 1. Курск, 2003.

Бугров Ю. А. Литературные хроники Курского края. Курск, 2011.

Бугров Ю. А. Свет курских рамп: очерки истории театральной культуры Курского края. Курск, 2009. 280 с.

Григоренко П. Г. В подполье можно встретить только крыс. М.: Звенья, 1997.

845 с.

История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова, В. А. Шестакова. М.: Проспект, 2011. 768 с.

Курск: краеведческий сл.-справ. / гл. ред. Ю.А. Бугров. Курск, 1997. С. 269;

Никитин П. Стая // Огонек. 1990. № 49. С. 27.

Овечкин В. В. Не знаешь - не пиши // Литературная газета. 1990. 22 ноября.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь (РГЭС): в 3 т. Т. 2. М.-СПб., 2002.

14ГАКО. Ф. Р-739. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

15ГАОПИКО. Ф. П-131. Оп. 1. Д. 615. Л. 21.

Улицы города Курска: справ. по истории площадей и улиц города. 1782-2000 гг. / сост. А. С. Травина. Курск, 2000.

Чаплыгина Н. И. Оттепель и эволюция духовной жизни в СССР // Культурология в контексте гуманитарного знания: материалы международной науч.-практ. конф. Курск, 6-7 октября 2011 г. Курск, 2011. С. 309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.