Научная статья на тему 'Общественно-педагогическое движение и его значение для развития русской школы второй половины XIX века в плане становления национального российского образования'

Общественно-педагогическое движение и его значение для развития русской школы второй половины XIX века в плане становления национального российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1153
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / PUBLIC SCHOOL / PUBLIC-EDUCATION MOVEMENT / RUSSIAN MENTALITY / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбовский О.М., Руднева Е.И.

В статье рассматриваются особенности общественно-педагогического движения в России по вопросам путей развития отечественного образования в сложный исторический период второй половины Х1Х века. Особое внимание уделяется национальному и православному характеруобразования в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PEDAGOGICAL MOVEMENT AND ITS IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SCHOOL OF THE LATE NINETEENTH CENTURY IN TERMS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL RUSSIAN EDUCATION

The article considers the peculiarities of social-pedagogical movement in Russiaonthe development of national education in the difficult historical period of the second half of the XIX century. Special attention is paid to the national and Orthodox nature of education during this period.

Текст научной работы на тему «Общественно-педагогическое движение и его значение для развития русской школы второй половины XIX века в плане становления национального российского образования»

УДК 37.014(470) ТАМБОВСКИЙ О.М.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра документационного обеспечения управления и делового администрирования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-maihtom-got@mail.ru РУДНЕВА Е.И.

кандидат географических наук, доцент, кафедра документационного обеспечения управления и делового администрирования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

UDC 37.014(470)

TAMBOVSKIY O.M.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Document management and business administration, Orel state university named after

IS. Turgenev e-maihtom-got@mail.ru RUDNEVA E.I.

Candidate of Geographical Sciences, associate professor, Department of Document management and business administration, Orel state university named after

LS. Turgenev

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ПЛАНЕ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE SOCIO-PEDAGOGICAL MOVEMENT AND ITS IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SCHOOL OF THE LATE NINETEENTH CENTURY IN TERMS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL RUSSIAN EDUCATION

В статье рассматриваются особенности общественно-педагогического движения в России по вопросам путей развития отечественного образования в сложный исторический период второй половины XIX века. Особое внимание уделяется национальному и православному характеруобразования в указанный период.

Ключевые слова: народная школа, общественно-педагогическое движение, русская ментальность, система образования.

The article considers the peculiarities of social-pedagogical movement in Russiaonthe development of national education in the difficult historical period of the second half of the XIX century. Special attention is paid to the national and Orthodox nature of education during this period

Keywords: public school, public-education movement, the Russian mentality, the educational system.

Развитие школы в конце Х1Х-начале XX вв. проходило в условиях падения крепостного строя и утверждения домонополистического капитализма. Отмена крепостного права вызвала переустройство не только аграрно-административной системы, но и всей системы просвещения в стране.

Народная школа как в количественном, так и в качественном отношении ни в какой мере не могла удовлетворить запросы развивающегося русского капитализма. Школы и сама педагогика в то время имели много недостатков. На это указывали многие передовые педагоги и мыслители того времени. В частности, основательной критике подверг педагогику и современную ему школу, русскую и зарубежную, Лев Николаевич Толстой. Толстой отмечал два основных недостатка, с его точки зрения, в организации русской школы:

1. слабое развитие сети школ, особенно сельских, что лишало возможности большинство детского населения получать какое бы то ни было, даже самое элементарное образование;

2. неправильное устройство школы, порочный дух школьного обучения.

Школа, по мнению Толстого, являлась таким учреждением, в котором забывалось самое главное - ребенок, где игнорировались особенности детской природы, составлявшей, по выражению писателя, «...первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Своим казарменным режимом, муштрой и зубрежкой школа, как справедливо говорил Толстой, лишала ребенка всякой свободы и самостоятельности, не развивала, а наоборот, притупляла творческие силы и способности детей, убивала в них все живое и разумное. С большим возмущением отзывался Толстой о прусской государственной школе, в которой бюрократизм, педантизм в отношениях к детям достигали крайнего предела, и негодовал по поводу попытки царских чиновников рекомендовать для России прусскую школьную систему как якобы наиболее современную. «Нет, - говорил Толстой, - не такая школа нужна России, а совсем другая, построенная на иных началах, вытекающих из особенностей детской природы и особенностей ру сского народа».

Уже на примере размышлений Толстого становится ясно, что существующие в то время школы и сама система образования были далеки от совершенства. Вот по-

© Тамбовский О.М.. Руднева Е.И. © Tambovskiy О.M.. Rudneva E.I.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

чему в период буржуазных реформ 60-х гг. XIX в.встал вопрос не только о расширении сети народных школ, но и о всеобщем обязательном первоначальном обучении.

Оживляющим образом на школу и педагогику в то время действовало общественно-педагогическое движение. Взгляды педагогов и общественных деятелей внесли свежую струю в разработку теории и практики образования и воспитания. Эпоха 60-х годов является наиболее яркой страницей в истории русской педагогики. По вопросам воспитания в это время выступают революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский и H.A. Добролюбов. В период 60-х годов расцветает талант гения русской педагогики К. Д. Ушинского, положившего в основу своей педагогической системы идею народности и всесторонне разработавшего вопрос о начальной школе, отвечающей интересам народа. В это же время начинает свою практическую и теоретическую педагогическую деятельность великий русский писатель J1.H. Толстой, творчески искавший новых путей воспитания, а также ряд других прогрессивных и талантливых деятелей, далеко продвинувших вперед русскую оригинальную педагогику. Интерес к педагогическим вопросам и потребность в обмене мыслями по этим вопросам со стороны многочисленных и все более и более расширяющихся рядов педагогов-теоретиков вызвали к жизни педагогическую журналистику. За короткий период с 1857 по 1864 г. в России появилось 6 педагогических журналов: «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Ясная Поляна», «Педагогический сборник», «Журнал для родителей». Трудовая демократическая интеллигенция, не дожидаясь реформ сверху, приступила к организации школ для народа. Начиная с 1859 г. возникают воскресные школы, которые, однако, в 1861 г. были закрыты правительством и вновь стали организовываться лишь после 1864 г., да и то под очень строгим контролем властей. В 1859 г. Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей в «Ясной Поляне».

Общественно-педагогическое движение 60-х годов выдвинуло идею общечеловеческого, бессословного образования и связанную с этим проблему общеобразовательного характера школы. Демократически настроенные круги русского общества уделяли большое внимание организации народной школы и созданию благоприятных условий для ее развития.

Вполне понятно, что реформы 60-х годов XIX в. не могли не коснуться и такой насущной потребности общественно-экономического развития России, как народное образование. Важнейшее значение для развития образования имела педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Ушинский хорошо видел, что царское правительство и органы просвещения насаждают чуждые для жизни русского народа системы и теории воспитания, в особенности немецкие педагогические системы и теории. Ушинский указывал, что основной порок немецкой реакционной педагогики в том, что она была построена не на жизненных потребностях народа, а на основе метафизических абстракций, ничего общего

не имеющих с реальной действительностью. Ушинский разработал свою оригинальную педагогическую науку, основанную на принципе народности. Он утверждал, что русская педагогическая наука должна как по своему направлению, так и по содержанию сообразовываться с жизненными интересами русского народа, она должна быть свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран. В своей статье «О народности в общественном воспитании» (1856 г.) Ушинский подчеркнул, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

Деятельности Ушинского противодействовали реакционные педагоги, и вообще в то время в России наблюдается противоборство мнений по вопросам образования. Вот почему Особая комиссия, подготовлявшая материалы к «крестьянской реформе», подчеркнула связь последней с реформой дела народного образования и, прежде всего, просвещения крестьянских масс. Подготовка к реформе начального образования была очень длительной (с 1856 по 1864 г.). Среди множества проектов реформы следует отметить два, которые ставили вопрос о необходимости введения бесплатного всеобщего и обязательного начального обучения.

Введение всеобщего начального обучения в этих проектах признавалось необходимым не только для потребностей экономического развития России, но и «для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий».

В 1864 и 1874 гг. были утверждены «Положения о начальных народных училищах», что являлось шагом вперед в деле развития просвещения народных масс. Этими школьными законами впервые признавалась государственная необходимость начальных народных школ, устанавливалась известная система их организации и руководства ими с привлечением к последнему, особенно в уездных училищных советах, земских и городских самоуправлений.

Немного позже стали создаваться так называемые «образцовые» (министерские) и церковноприходские школы.

В пореформенную эпоху, в контексте которой развивалась школа, социально-экономическая и политическая жизнь России прошла законченный цикл своего развития. Феодальный самодержавный режим, обладавший определенными внутренними резервами приспособления к новой, капиталистической формации, вплотную подошел к тому пределу, за которым приспособление уже становилось невозможным.

Российская школа в пореформенный период также завершила один из циклов своей эволюции. В результате развития капитализма в стране, как отмечалось ранее, сформировалась сложная и многоукладная си-

стема народного образования. Внутренняя организация и учебный строй практических компонентов этой системы, деформированные феодально-крепостнической школьной политикой самодержавия, исчерпали лимиты возможного несоответствия потребностям социально-экономического развития страны.

90-е годы XIX столетия ознаменовались новым промышленным подъемом, который способствовал окончательному формированию структуры капиталистического производства, доминирующую роль в котором играло производство средств производства. В России совершалась промышленная революция; развитие капитализма достигло значительных успехов, он развивался одновременно вглубь и вширь.

Перемены в экономическом базисе общества влекли за собой коренные изменения в классовой структуре. Набиравший силу российский капитализм разрушал остатки феодальных экономических отношений, способствовал быстрому вытеснению дворян-помещиков из сферы экономической жизни. Не менее активно вытеснялось дворянство и с политической арены, что предвещало окончательный крах монархической идео-

логии. Тем самым подрывался фундамент самодержавной власти

Социально-экономические преобразования сопровождались реформами государственного строя России, целью которых было укрепление абсолютизма (самодержавие на протяжении всего пореформенного периода отчаянно боролось за сохранение своего политического господства), приспособление его к требованиям капиталистического развития.

Все эти процессы осложнялись наличием массы феодально-крепостнических пережитков и в экономике, и в надстроечных сферах. Под давлением экономической необходимости в политике царизма усиливались буржуазные черты.

Переходный характер экономики России порождал разнообразие социальных антагонизмов, остро проявлявшихся в различных областях жизни. В их сложном переплетении все более отчетливо выступали противоречия между растущими потребностями общественного развития и низким уровнем народного образования, общей культуры трудящихся.

Библиографический список

1. БелозерцевЕ.П. О национально-государственном образовании в России//Педагогика, 1996. №2. С.39-42.

2. ГромыкоМ.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.

3. Зенъкоеский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. 222 с.

4. Толстой.П.Н. О народном образовании // Пед.соч. М., 1986.

5. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.; Свет Отечества, 1994. 94 с.

References

1. BelozertsevЕ.Р. About thestate of educationin Russia // Pedagogics, 1996. No. 2. Pp. 39-42.

2. GromvkoMM. The world of the Russian country side. M.: Molodaya gvardia, 1991.446 p.

3. Zenkovsky J~1~ Problems of education in the light of Christian anthropology. M., 1993.222 p.

4. Tolstoy L.N. About the national education // pedagogical collection. M., 1986.

5. Tmitskii V.Yti. Ways of the Russian school. M: Svet Otechestva, 1994. 94 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.