ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Митрофанова К.А.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург
Концепция общественно ориентированного обучения при подготовке студентов-медиков начала внедряться за рубежом в медицинское образование в 1970-1980-х гг. Общественно ориентированное медицинское образование направлено на удовлетворение потребностей в сфере здравоохранения определенных групп людей, местом жительства которых является ограниченная территория. Основная цель общественно ориентированного подхода - подготовка врачей, которые способны и хотят работать в сообществах и эффективно справляться с проблемами со здоровьем населения на всех уровнях оказания медицинской помощи. Общественно ориентированное обучение имеет важное преимущество, так как оно предлагает студентам адекватный опыт реальных состояний здоровья людей в обществе, возможность работать с другими специалистами в сфере здравоохранения и развивает осознанность роли социальных факторов в причинно-следственных связях развития болезней. Новые общественно ориентированные программы обучения студентов-медиков направлены на уменьшение разрыва между потребностями сообщества и образовательных учреждений, повышение внимания к этнокультурным и языковым различиям в определенной группе населения и на развитие сотрудничества между всеми участниками процесса. От внедрения общественно ориентированного подхода ожидают значительных результатов: перенос теории на практику, взаимодействие с большим количеством пациентов и персонала, расширение взглядов студентов на медицинские вмешательства, повышенное межпрофессиональное сотрудничество, привлечение большего количества выпускников к работе в сельской местности, опыт создания взаимоотношений между профессионалами и обществом, в котором они работают. Институциональные барьеры при внедрении общественно ориентированного обучения могут быть связаны со страхом потерять контроль, комфортные условия преподавания, с рассмотрением образовательных инноваций как слишком затратных по времени, финансам и ресурсам. Однако внедрение в общественную жизнь -это неизбежная часть процесса медицинского образования.
Ключевые слова:
программа обучения, медицинский вуз, общественное здоровье, ориентация на здоровье, врач общей практики, межпрофессиональная группа
COMMUNITY-BASED APPROACH IN MEDICAL EDUCATION: PROSPECTS AND PROBLEMS OF ITS INTRODUCTION
Mitrofanova K.A.
Ural State Medical University, Ekaterinburg
The concept of the community-based learning in medical education appeared in 1970-1980's and was introduced in medical schools. Community-based medical education is the medical education focusing on population groups and individuals living in the certain area and considering their healthcare needs. The aim of the community-based approach is to train physicians who are able and want to work in the communities and to be effective in dealing with health problems on any level of medical services. Community-based learning has important advantages providing students adequate experience of real health conditions in the population, opportunities of teamwork with other healthcare professionals, and understanding of the role of social factors and causal relationships in disease development. New community-based programs for medical students may reduce the gap between community and medical school needs, increase attention to ethnical, cultural and language differences in population groups, and promote collaboration among all involved parties. Significant outcomes of community-based approach in medical education are expected, such as transfer from theory to practice, communication with larger number of patients and healthcare specialists, expanding students' ideas on medical interventions, increased interprofessional cooperation, attraction of larger number of graduates to work in rural areas, and providing experience of developing effective relationships between professionals and community. Institutional barriers to introduce the community-based approach may be associated with the fear of loosing control and comfortable conditions of teaching and consideration of educational innovations to be time, money and resource consuming. However the inevitable part of medical education is its introduction in the community.
Keywords:
educational program, medical school, public healthcare, health orientation, general practitioner, interprofessional group
Широко распространено мнение, что зарубежные медицинские вузы потерпели неудачу в таких ключевых областях медицинского образования, как оказание первичной помощи, непрерывность предоставления медицинской помощи, коммуникация врача и пациента,
социальные науки и развитие понимания потребностей общества [1, 2]. Продвижение общественно ориентированного подхода в медицинском образовании призвано скорректировать данные упущения. Общественно ориентированное обучение имеет важное преимущество,
предлагая студентам адекватный опыт при исследовании реальных состояний здоровья людей в обществе, возможность работать с другими специалистами в сфере здравоохранения и обеспечивает большую осознанность роли социальных факторов в причинно-следственных связях развития болезней, а также оно непосредственно направлено на развитие навыка рефлексии [1, 3].
Известно, что большинство проблем со здоровьем определяется социальным и физическим окружением человека. Традиционный, но узконаправленный биомедицинский подход к медицинскому образованию сейчас требует более широкой перспективы касательно влияния окружения на здоровье человека. Поэтому в медицинское образование необходимо включать социологию и биологию здоровья, а также применять общественно ориентированное обучение [4].
В ответ на существенные изменения в возникновении, проявлении многих заболеваний и ведении пациентов медицинские факультеты за рубежом все больше внимания стали уделять местной окружающей среде и обществу как основе для создания образовательных программ [1, 5]. Медицинское образование, ориентируясь на местную среду, может принести потенциальную пользу медицинским факультетам, студентам и населению. Опыт показывает, что необходимо включать представителей общественности в качестве партнеров для планирования изменений в медицинском образовании, а также создавать межпрофессиональные команды [1, 6].
Общественно ориентированное медицинское образование - это медицинское образование, фокусирующееся на группах
населения и отдельных людях, проживающих на определенной территории, и принимающее во внимание нужды данного населения касательно здравоохранения [1]. Концепция общественно ориентированного медицинского образования была введена Всемирной организацией здравоохранения в 1987 г.
Таким образом, общественно ориентированное обучение в медицинском вузе -это подход, при котором образование сфокусировано на группах населения или на отдельных людях, учитывает их потребности в здравоохранении в данном конкретном сообществе. Сообщество определяется как группа людей или семей, живущих вместе на географически определенной территории, которая чаще всего представляет собой деревню, поселок или небольшой город [7]. В целом такой подход можно определить как релевантный, который принимает во внимание все аспекты оказания медицинской помощи в стране, где она оказывается. Его основная цель -выпустить общественно ориентированных врачей, которые способны и хотят работать в сообществах и эффективно справляться с проблемами со здоровьем на всех уровнях оказания медицинской помощи. Цель заключается не в том, чтобы выпускать новых специалистов для сообществ или вводить новую категорию медицинских работников, а в том, чтобы удовлетворить потребности в оказании медицинских услуг в конкретных сообществах. Также это не означает, что такие специалисты должны оставаться только на уровне семейной медицины и не обучаться другим специальностям, скорее общественно ориентированные программы могут быть направлены на то, чтобы студенты-медики захотели получить двойную специализа-
цию по окончании медицинского вуза [7, 8]. Общественно ориентированное медицинское образование предполагает интеграцию теоретических знаний и практического применения начиная с первых лет обучения.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общественно ориентированная образовательная программа состоит из достаточного количества видов учебной деятельности в сбалансированном разнообразии образовательных пространств, как на уровне местного сообщества, так и в многообразии учреждений здравоохранения всех уровней. Общественно ориентированное обучение (community-based learning) - это такое обучение, которое организовано в рамках местного сообщества и в разного уровня медицинских учреждениях [1].
В зарубежной литературе представлены 5 критериев, по которым можно определить, является ли медицинское образование общественно ориентированным: 1) насколько принципы управления медицинским вузом общественно ориентированы; 2) фокус в образовательной программе на концепции и знания того, что представляют из себя население и общество, как оценивать и удовлетворять потребности в здравоохранении определенных групп людей и каким образом брать во внимание культурный и социальный фон населения; 3) степень, до которой общественно ориентированное обучение формирует часть образовательной программы; 4) степень вовлеченности общества в программу обучения; 5) организационные связи между
образовательными программами и системой здравоохранения [1].
Польза от внедрения общественно ориентированного обучения будет заключаться в следующем: 1) обеспечение ориентации на общество, что особенно важно в предоставлении студентам опыта оказания первичной медицинской помощи и их привлечении в данный сектор здравоохранения; 2) обеспечение полезного опыта обучения, связанного с непрерывностью оказания медицинских услуг и многообразием проблем со здоровьем, с которыми редко сталкиваются в крупных больницах; 3) стимулирование активного обучения, позволяющего студентам получить возможность решать разные задачи, которые не встречаются при традиционном подходе к обучению; 4) избегание использования историй болезней одних и тех же пациентов; 5) непосредственное внедрение студента в систему здравоохранения с ее различными компонентами и функциями; 6) формирование понимания роли социальных факторов в развитии болезни у пациента, прогнозах и методах лечения. Более того, с внедрением общественно ориентированной модели обучения мы можем получить наилучшее представление о состоянии здоровья определенной группы населения, взаимодействовать с широким кругом специалистов, чтобы удовлетворять потребности в здравоохранении данного населения, обеспечивать адекватные профилактические и терапевтические мероприятия, проводить по-пуляционные исследования и учитывать результаты для формирования и совершенствования системы здравоохранения, использовать социальные и гуманитарные науки, чтобы добиться лучшего понимания отдельного пациента, роли и ответствен-
ности медицинских специалистов и работы системы здравоохранения в целом [1].
Обязательство медицинских школ перед обществом заключается в термине «социальная ответственность», который, согласно Всемирной организации здравоохранения, означает обязательство направить свои образовательные программы, исследования и другие виды деятельности на удовлетворение основных потребностей сообщества, региона, нации, которым они обязаны служить [9]. Приоритетные задачи в здравоохранении должны определяться совместно правительством, организациями здравоохранения, профессионалами в сфере здравоохранения и общественностью.
Преимущества для студентов, которые предоставляет общественно ориентированный подход в медицинском образовании, не вызывают сомнения. Во время обучения в сообществе студенты могут узнать о социальных и экономических аспектах заболевания. Они могут получать информацию о медицинском обслуживании в сообществе и развивать клинические навыки в результате контактов с пациентами. Они могут ознакомиться с подходами, применяемыми медицинским персоналом в данном сообществе для лечения пациентов или могут узнать больше о частоте и типах проблем, с которыми сталкиваются люди в данном сообществе. Сообщество предоставляет полезную образовательную среду. Некоторые знания о важных аспектах здравоохранения можно получить только в сообществе, например необходимость в постоянном уходе, влияние болезни на семью, ранние признаки развития болезни и ряд других проблем, которые сложно увидеть в крупной больнице. Студентов сложно убедить в важности оказания первой
медицинской помощи до тех пор, пока они не увидят ее на практике, и здесь их преподаватели могут стать ролевыми моделями. Также такой подход к обучению - это способ познакомить студентов с системой здравоохранения в целом, к которой относятся, например: разные аспекты оказания медицинской помощи, экономические вопросы, принятие решений, контроль качества и основные функции и компоненты медицинских ресурсов в сообществе [10].
Цели общественно ориентированной программы обучения заключаются в следующем: уменьшить разрыв между потребностями сообщества и потребностями образовательных учреждений, обратить внимание на этнокультурные и языковые различия в определенной группе населения, развить сотрудничество между всеми участниками процесса. Соответственно, вовлечение всех участников процесса в определение целей, планирование и оценку результатов программы обучения являются необходимыми условиями реализации программы. Подобные программы являются дополнительным и необходимым компонентом общих образовательных программ. Стратегия и идея социальной ответственности - это мощные инструменты для направления и реализации медицинских образовательных программ, нацеленных на удовлетворение потребностей общества. Сотрудничество, взаимный обмен опытом и знаниями являются ключом к достижению поставленных целей. В свою очередь сообщество сможет оценить, получилось ли в рамках программы обучения добиться желаемого общественного эффекта [11].
Общественно ориентированное медицинское образование играет важную роль, так как оно отходит от простого консультирования сообщества по поводу их потреб-
ностей и переходит к совместному созданию программы обучения и ее реализации, таким образом становясь социально значимым [12]. Сотрудники общественных институтов, исследователи и клиницисты - все могут служить обществу лучше, если будут знать о его потребностях и будут включены в разработку и внедрение общественно ориентированных программ обучения.
Общественно ориентированный подход позволяет перенести теорию на практику, демонстрируя клиническое и социальное многообразие, модели командной работы и обеспечивая комфортную среду для обучения. Также он способствует налаживанию постоянных контактов с сообществом и обеспечивает долгосрочные взаимоотношения со студентами [13].
Общественно ориентированное медицинское образование должно быть внедрено повсеместно, так как оно формирует более полные знания, навыки и отношения; более глубокое понимание аспектов здоровья, болезней и работы социальных служб и системы здравоохранения; осознание роли социальных факторов и окружения при формировании причинно-следственных связей и профилактики болезней; является более пациент-ориентированным; обеспечивает более эффективную работу персонала в плане его доступности; способствует мультидисциплинарной работе; обеспечивает более широкие возможности для обучения; а также повышает привлекательность работы в сельской местности для будущих врачей [14, 15]. Проведенные исследования показали, что студенты высоко оценили значимость обучения на практике, работы в команде, персонализированного подхода в обучении, отмечая также значимость развития коммуникативных навыков [14, 16].
Общественно ориентированная программа обучения обеспечивает вовлеченность в сообщество, например, благодаря посещению хосписов, реабилитационных центров и промышленных зон, давая студентам представление о службах поддержки внутри сообщества, также знакомя их с медицинскими аспектами охраны труда. Подобные курсы дают студентам возможность ознакомиться с социально-экономическими условиями пациентов и доступными им местными ресурсами. Целью подобных курсов может стать пропаганда здоровья и влияния социальных факторов, а не клиническая подготовка как таковая [17].
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ
Азиатские медицинские школы все больше стали внедрять программы общественно ориентированного медицинского образования и пациенто-ориентированного обучения в ответ на изменяющиеся социально-демографические и образовательные условия. Эпидемиологический переход от острых к хроническим заболеваниям, а также демографический переход к стареющему населению с такими заболеваниями вместе с технологическим прогрессом позволили сократить время госпитализации. Соответственно, экономический переход от ранее высокозатратной медицинской помощи в пользу оказания медицинской помощи в рамках сообщества, по их мнению, оправдан [18]. Образовательные факторы, которые также выступают в пользу дан-
ного подхода, определяются необходимостью отойти от биологического и технического восприятия пациентов к более психолого-социальной и эмпатийной роли врача в процессе лечения. Данный подход включает холистическую биопсихосоциальную модель здоровья [18]. Образование, в котором используются такая холистическая биопсихосоциальная модель и ориентированный на семью подход в работе, должно быть организовано мультипрофессиональными группами, работающими в одном медицинском центре, что позволит повысить эффективность функционирования всей организации [19].
Основная задача общественно ориентированной программы - обучить студентов оказывать первичную профилактическую и лечебную помощь, решая проблемы со здоровьем каждого отдельного человека, семьи или сообщества на постоянной и интегрированной основе. В сообществе студент выявляет и ранжирует проблемы, определяет план действий для их решения, сотрудничая с другими специалистами. Например, одна из внедренных за рубежом программ подразумевала, что каждый студент отвечает примерно за 5 семей и обеспечивает их информацией о здоровом образе жизни (например, аспекты гигиены, питания, контроля за рождаемостью, вакцинации), направляя больных пациентов в клинику [20]. Другой факультет разработал 20-не-дельную программу обучения совместно с сообществом, которая была успешно реализована [21].
Также результаты внедрения общественно ориентированного курса по диагностике в медицинском университете Глазго (Шотландия) показали, что студенты получили неоценимый опыт общения
с реальными людьми, а также изучили социальные и психологические детерминанты здоровья и болезни [4].
К основным результатам общественно ориентированных программ обучения чаще всего относят лучшее восприятие студентами сообщества, лучшее выполнение определенных навыков студентами и более высокое выполнение рекомендаций представителей сообщества касательно медицинских вмешательств. Важно, что обеспечение успешного сотрудничества образовательных институтов с сообществом требует активного участия сообщества во всех аспектах программы. Хотя только несколько медицинских школ привлекают сообщество к планированию и разработке программы обучения, студенты высоко оценивают опыт вовлечения в сообщество в процессе обучения [22].
По результатам одного исследования наблюдались существенные различия касательно предпочтения и отношения к карьере в сельской местности после проведения одного года обучения в сообществе [23]. Это было особенно заметно среди женщин и не так очевидно среди неевропейских студентов. В противовес этому после обучения в крупной больнице большинство мужчин предпочитали карьеру в крупной больнице. Результаты данного исследования показали необходимость внедрения общественно ориентированного подхода как для привлечения студентов к общей практике, так и для формирования соответствующего профессионального отношения к ней [23].
В то же время в одном исследовании было выявлено, что студенты, окончившие общественно ориентированную программу обучения, больше удовлетворены качеством медицинского образования,
чем студенты, обучающиеся только в стенах вуза. Согласно мнению выпускников, общественно ориентированная программа обучения больше отвечает потребностям практикующего врача, чем традиционная программа обучения [24]. Врачи, окончившие общественно ориентированные программы обучения, чаще фокусируются на нуждах людей в конкретном сообществе и готовы работать в отдаленной местности. Они чаще выбирают специализации семейной медицины и психиатрии [25].
Стремление внедрить общественно ориентированные программы обучения основаны на изменениях в системе предоставления медицинских услуг: на переходе от того, что врачи должны быть ориентированы только на каждого отдельного пациента, его заболевания и госпитализацию, к решающей роли потребностей сообщества и пропаганде здоровья населения. Существуют данные о небольшой, но измеряемой разнице в отношении аспектов общественно ориентированной медицины между выпускниками традиционной и общественно ориентированной программ обучения [26].
Культурные факторы в поддержании здоровья и развитии болезней являются также важными аспектами медицинского образования, которые часто упускаются в процессе обучения. Цель одной общественно ориентированной программы в Новой Зеландии заключалась в том, чтобы помочь студентам использовать различные подходы к общественному здравоохранению в оценке и определении потребностей людей касательно здравоохранения, а также повысить культурную восприимчивость студентов-медиков. Студенты в рамках программы вместе с практикующими врачами посещали пациен-
тов, а также изучали культуру народа маори и их юридический статус в настоящее время, участвуя в различных видах деятельности - от подготовки традиционных лекарственных средств до выступления на концерте [27].
Факторы, влияющие на общественное здоровье, варьируют от физических и локальных до социально-культурных и глобальных (например, отсутствие страха военных действий). Для одной общественно ориентированной программы обучения были отобраны 6 условий, которые оказывают существенное влияние на общественное здоровье и которые могут быть улучшены внутри сообщества с помощью студентов-медиков. К ним отнесли: доступность чистой питьевой воды, безопасные санитарно-гигиенические условия в доме, адекватное питание, безопасные условия труда, образование по поводу рисков для здоровья и доступ к медицинскому обслуживанию [28]. Врачи должны быть способны интегрировать превентивную, лечебную и реабилитационную помощь пациентам, пропагандировать здоровый образ жизни, учитывать индивидуальные и общественные потребности и уметь работать в команде. Данные компетенции были представлены в профиле «врач пять звезд», который должен предоставлять медицинскую помощь, принимать решения, иметь хорошие коммуникативные навыки, быть лидером в сообществе и уметь управлять процессами [28].
Значительные результаты ожидаются от внедрения общественно ориентированного подхода: взаимодействие с большим количеством пациентов и персонала, расширение взглядов студентов на медицинские вмешательства, повышенное межпрофессиональное сотрудничество,
привлечение большего количества выпускников к работе в сельской местности, опыт создания взаимоотношений между профессионалами и обществом, в котором они работают [29, 30].
ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО
ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Несмотря на очевидные преимущества общественно ориентированного подхода, могут возникнуть и проблемы, связанные с повсеместным внедрением подобных программ обучения в медицинских вузах. Распространенная критика общественно ориентированных программ включает мнение, что раннее введение клинического опыта препятствует, а не способствует пониманию студентами базовых наук. Также часть преподавателей не готовы отказаться от традиционного обучения из-за потери контроля за содержанием и оценкой результатов. Многих не устраивает роль консультанта, а не преподавателя в общественно ориентированных программах обучения [20].
Тем не менее фокус медицинского образования должен сдвинуться с пациента на сообщество людей, что будет сопровождаться образовательными программами, разработанными для оценки и улучшения здоровья сообщества и удовлетворения его потребностей в здравоохранении [4]. Для разработки успешной программы общественно ориентированного обучения обязательным условием является участие представителей местного сообщества для выявления и приоритизации проблем в системе здравоохранения. Также пред-
полагаются активная роль медицинских университетов в социально-политических процессах и их вовлеченность в процесс принятия решений о развитии ресурсов для сохранения здоровья населения. Подобная программа потребует привлечения внимания к социологическим аспектам здоровья и в целом к гуманитарным наукам. При внедрении подобной программы в традиционную образовательную систему необходимо обратить внимание на ее значимость и непрерывность, а также на ее связь с теоретическими дисциплинами. Стоит помнить, что взаимоотношения между медицинским вузом, общественностью и системой здравоохранения имеют ярко выраженную политическую окрашенность [1].
Институциональные барьеры при внедрении общественно ориентированного обучения могут быть существенными и связаны прежде всего со страхом потерять контроль, комфортные условия; с восприятием карьерного роста в образовательном учреждении только с точки зрения проведения исследований и клинической практики, а не обучения студентов; рассмотрение образовательных инноваций как слишком затратных по времени, финансам и ресурсам. Децентрализация медицинского образования и его перенос в общественные учреждения часто означают разделение ответственности за процесс обучения с более широким кругом преподавателей и специалистов, что также может создать определенные проблемы.
Социальные проблемы и проблемы окружающей обстановки имеют разную степень сложности, и не так легко предложить научное решение этих проблем. Любая общественно ориентированная образовательная программа столкнется с та-
кими проблемами, как бедность, насилие, зависимости, небезопасные половые связи, не говоря уже о разных системах ценностей в обществе, которые могут существенно влиять на взгляды людей на здоровье и определять их поведение.
Важно помнить, что общественно ориентированная система признает образовательные достижения, а не только научно-исследовательские. Внедрение в общественную жизнь является неизбежной частью процесса медицинского образования. Этот сдвиг от образования в условиях университета к образованию в общественных условиях определяет пациент-ориентированный подход, который сместит приоритет с крупных центральных больниц на более мелкие медицинские учреждения. Общественно ориентированное образование является логичной эволюцией медицинского университета, а крупные центральные больницы должны рассматриваться лишь как часть общей системы здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественное здравоохранение должно быть менее проспективным и более ориентировано на идеи оптимального выбора в конкретных условиях, отвечая потребностям сообщества, технологическим достижениям, доступным ресурсам и основополагающим принципам равенства и социальной справедливости. Сообщества должны принимать активное участие в принятии решений касательно системы оказания медицинских услуг, при этом все элементы системы должны быть проверены на их соответствие реальным
потребностям населения. Перенос обучения в условия сообщества подтверждает идею о том, что фактически общество может внести свой вклад в образовательный процесс. Он отражает уважение к накопленным знаниям и уверенность в том, что каждый человек или группа имеет способности, ресурсы и знания, которые являются основными для поддержания здоровья. Обучение в условиях сообщества свидетельствует о желании поделится силой знаний, которая не может быть просто выдана по рецепту [31]. Интересно, что подобные программы могут вызвать у студентов больший интерес к особенностям общения и взаимодействия, нежели к участию в научно-исследовательских проектах [32]. Сдвиг с ориентации на болезни в сторону ориентации на здоровье особенно важен для определения вклада, который могут внести специалисты здравоохранения. Также такое обучение включает необходимость определения конфликта интересов внутри сообщества и между различными структурами. Одна из задач такого обучения - привлечь людей, чтобы они делились своими историями, восприятием окружающего мира и отношениями к разным аспектам жизни и здоровья, которые помогут ответить на многие вопросы медицины и оказания помощи.
Таким образом, общественно ориентированный подход в медицинском образовании может стать залогом формирования у будущих специалистов в сфере здравоохранения ключевых компетенций, таких как коммуникативные навыки, умение работать в команде, и гуманного и эмпатий-ного отношения к каждому человеку, который будет нуждаться в их помощи.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Митрофанова Ксения Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры
иностранных языков ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург
E-mail: kmits0mail.ru
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Habbick B.F., Leeder S.R. Orienting medical education to community need: a review. Med Educ. 1996; 30: 163-71.
2. Linda N.S., Mtshali N.G., Engelbrecht C. Lived experiences of a community regarding its involvement in a university community-based education programme. Curationis. 2013; 36 (1): E1-13.
3. Deogade S.C., Naitam D. Reflective learning in community-based dental education. Educ Health (Abingdon). 2016; 29(2): 119-23.
4. Davison H., Capewell S., Macnaughton J., et al. Community-oriented medical education in Glasgow: developing a community diagnosis exercise. Med Educ. 1999; 33: 55-62.
5. Essa-Hadad J., Murdoch-Eaton D., Rudolf M.C. What impact does community service learning have on medical students' appreciation of population health? Public Health. 2015; 129 (11): 1444-51.
6. Rock J.A., Acuna J.M., Lozano J.M. Impact of an academic-community partnership in medical education on community health: evaluation of a novel student-based home visitation program. South Med J. 2014; 107 (4): 203-11.
7. Hamad B. Community-oriented medical education: what is it? Med Educ. 1991; 25: 16-22.
8. Tani K., Yamaguchi H., Tada S. et al. Community-based clinical education increases motivation of medical students to medicine of remote area: comparison between lecture and practice. J Med Invest. 2014; 61 (1-2): 156-61.
9. Woollard B., Boelen Ch. Seeking impact of medical schools on health: meeting the challenges of social accountability. Med Educ. 2012; 46: 21-7.
10. Harden R.M., Sowden S., Dunn W.R. Educational strategies in curriculum development: the SPICES model. Med Educ. 1984; 18: 284-97.
11. Schofield A., Bourgeois D. Socially responsible medical education: innovations and challenges in a minority setting. Med Educ. 2010; 44: 263-71.
12. Hirsh D., Worley P. Better learning, better doctors, better community: how transforming clinical education can help repair society. Med Educ. 2013; 47: 942-9.
13. Howe A., Billingham K., Walters C. Helping tomorrow's doctors to gain a population health perspective -good news for community stakeholders. Med Educ. 2002; 36: 325-33.
14. Howe A. Patient-centred medicine through student-centred teaching: a student perspective on the key impacts of community-based learning in undergraduate medical education. Med Educ. 2001; 35: 666-72.
15. Deutsch T., Honigschmid P., Frese T. et al. Early community-based family practice elective positively influences medical student' career considerations - a pre-post-comparison. BMC Fam Pract. 2013; 21: 14-24.
16. Gefter L., Merrell S.B., Rosas L.G. et al. Service-based learning for residents: a success for communities and medical education. Fam Med. 2015; 47 (10): 803-6.
17. Lefford F., McCrorie P., Perrin F. A survey of medical undergraduate community-based teaching: taking undergraduate teaching into the community. Med Educ. 1994; 28: 312-5.
18. Leung G.M., Fielding R., Chan M.F. et al. The development and evaluation of an integrated community-based, patient-centred learning activity at the University of Hong Kong. Med Educ. 2002; 36: 992-5.
19. Taanila A., Larivaara P., Korpio A. et al. Evaluation of a family-oriented continuing medical education course for general practitioners. Med Educ. 2002; 36: 248-57.
20. Cortes M.T., Kaufman A., Sanchez G.B. et al. Community-oriented medical education: comparison of tracks in Mexico and New Mexico. Med Educ. 1985; 19: 199-207.
21. Lamus F., Jaimes C., Serrano N. Understanding community health medical education through action research. Med Educ. 2011; 45: 509-10.
22. Kristina T.N., Majoor G.D., van der Vleuten C.P.M. Comparison of outcomes of a community-based education programme executed with and without active community involvement. Med Educ. 2006; 40: 798-806.
23. Howe A., Ives G. Does community-based experience alter career preference? New evidence from a prospective longitudinal cohort study of undergraduate medical students. Med Educ. 2001; 35: 391-7.
24. Hyppola H., Kumpusalo E., Virjo I. et al. Evaluation of undergraduate medical education in Finnish community-oriented and traditional medical faculties: a 10-year follow-up. Med Educ. 2000; 34: 1016-8.
25. Pearson S.A., Rolfe I., Ringland C. A comparison of practice outcomes of graduates from traditional and non-traditional medical schools in Australia. Med Educ. 2002; 36: 985-91.
26. Rolfe I.E., Pearson S.A., Cleary E.G. Attitudes towards community medicine: a comparison of students from traditional and community-oriented medical schools. Med Educ. 1999; 33: 606-11.
27. Dowell A., Crampton P., Parkin C. The first sunrise: an experience of cultural immersion and community health needs assessment by undergraduate medical students in New Zealand. Med Educ. 2001; 35: 242-9.
28. Kristina T.N., Majoor G.D., van der Vleuten C.P.M. Defining generic objectives for community-based education in undergraduate medical programmes. Med Educ. 2004; 38: 510-21.
29. Howe A. Teaching in practice: a qualitative factor analysis of community-based teaching. Med Educ. 2000; 34: 762-8.
30. Kelly L., Walters L., Rosenthal D. Community-based medical education: is success a result of meaningful personal learning experinces? Educ Health (Adingdon). 2014; 27 (1): 47-50.
31. Majoor G.D. Internationalization of undergraduate medical studies: promoting clinical tourism or academic development? Med Educ. 2001; 35: 1162-3.
32. Oakes C.E., Sheehah N.W. Students' perception of a community-based service-learning project related to aging in place. Gerontol Geriatr Educ. 2014; 35 (3): 285-96.