Учебные программы
ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Степочкина Елена Анатольевна
к.э.н., доцент, Волгоградский государственный университет
Программа подготовлена при содействии Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.
Цель курса: ознакомление студентов с основными подходами в организационной теории и социологии организаций, механизмами функционирования организаций, особенностями их структурирования.
Задачи курса: описание и объяснение социального порядка, повседневного действия и их изменений на уровне предприятия с точки зрения трех научных дисциплин - экономической теории, экономической социологии и менеджмента, представленных как их классическими основами, так и современными отечественными и зарубежными течениями.
Новизна курса:
• курс ориентирован на теоретико-методологический анализ феномена организации на основе максимально полной систематизации имеющихся в социологии концептуальных моделей, отражающих данную проблематику;
• в рамках курса проводится сравнительный анализ теоретических моделей феномена организации периода «классических» и «неклассических» социологических парадигм; обобщаются «субъективистские» версии теории организации; проводится сравнительный анализ системы методов управления организацией, предлагаемых «экономико-центричными» и «культуро-центричными» парадигмами;
• в курсе обобщаются существующие в отечественной социологии подходы к рассмотрению данной проблематики, в том числе достижения в области социологии организаций периода 1990-х гг.
Форма итогового контроля - экзамен.
Раздел 1. Истоки современных теорий хозяйственной организации
Тема 1. Экономическая теория фирмы - классический и неоклассический подходы
Описание экономической системы в целом как задача экономической теории конца ХШ -первой половины Х1Х вв. (Ж.Б. Сей, Р. Бастиа, Н.У. Сениор). Экономическая наука как теоретическое обоснование условий, необходимых для развернувшейся концентрации капитала: способность свободного от регулирования рынка, координирующегося только механизмом цен, обеспечить гармонию интересов в обществе. Доступ к экономической деятельности на основе индивидуального владения имуществом, предполагавшего совмещение в одном лице предпринимателя и собственника фирмы. Отождествление фирмы с действующим рационально индивидуальным экономическим субъектом. Отсутствие интереса к внутренней природе фирмы. Фирма как предприятие, преобразующее производственные факторы в потребительские ценности (Ж.Б. Сей, 1803). Исследование
149
проблемы оптимального сочетания факторов производства. Фирма как агент рынка, точка приложения факторов производства, которое должно быть эффективным.
Рост концентрации и централизации капитала, превращение большинства рынков товаров в олигопольные и монопольные - как факты, требующие признания существования сознательной власти управляющих и значительной части рыночных отношений, реализуемых независимо от воздействия стихийного механизма цен. Появление интереса к внутренней структуре фирмы (неоклассический и институциональный подходы).
Введение фактора организации в обиход экономической теории (А. Маршалл, 1890); три уровня понятия организации. Организация как характеристика социально-экономической общности. Индустриальная организация как характеристика развитого общества, в котором деятельность нацелена на эффективное использование ресурсов посредством сочетания процедур: технического разделения труда и расширения рынка. Деловая организация -основная элементарная единица принятия решений; сравнительная эффективность различных организационных форм; максимизация текущей прибыли как критерий эффективности фирмы.
Исследование функционирования монопольных фирм в рамках неоклассического подхода (1950-1970-ее гг.). Обоснование положения о неэффективности координирующей роли рынка при его монополизации и необходимости общественных форм его регулирования. Неоклассический подход - представление о фирме как «черном ящике», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции и рыночной структурой, определяющей способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (маржиналистский подход). Рациональность как максимизация полезности индивидов в пределах ресурсов, имеющихся в их распоряжении, знаний, которыми они располагают, и ожиданий в отношении действий других партнеров. Предположение о способности рациональных индивидов не только соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности. Абстрагирование от неопределенности и, как следствие, - от общественных норм и традиций, в которых экономические агенты находят способ ее снижения.
Маржиналистский подход - господствующее в неоклассической (учебной) литературе представление о поведении фирмы (Ф. Махлуп, 1967). Основные постулаты неоклассической теории фирмы: 1) критерий принятия всех решений на уровне фирмы - максимизация прибыли на долгосрочном этапе; 2) возможности получения и переработки поступающей из внешней среды информации неограниченны. Пределы применимости неоклассического подхода: полная рациональность экономических агентов; совершенный рынок и неспецифические активы; нормы поведения - идеальный тип рыночного соглашения.
Основная литература
1. Менар К. Экономика организаций: Пер. с франц. / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 19-20.
2. Нуреев Р. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 129.
3. Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 5 (аксиомы неоклассической экономической теории).
Дополнительная литература
1. Блауг М. Несложный урок экономической методологии // Thesis. 1994. Т. 2. Вып. 4.
2. Махлуп Ф. Теория фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие / Пер. Н.К. Хованского // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С.73-93.
3. Сей Ж.Б. Трактат о политической экономии. 1803.
4. Hausman D. On the conceptual structure of neoclassical economics / Essays on Philosophy and Methodology of Economics. Cambridge UP. HH, 1992. 25-32.
5. Marshall A. Principles of Economics, 8 ed., L.: Macmillan, [1890] 1969.
6. Robinson E. The Structure of Competitive Industry. Rev. en. University of Chicago Press, 1958.
Тема 2. Критика маржиналистского подхода. Принцип ограниченной рациональности. Теория трансакционных издержек
Критика Г. Саймоном (1957, 1959) гипотезы о максимизации прибыли как цели фирмы и противопоставление ей теории принятия решений в науке о поведении. Неудовлетворенные стремления как побуждение к действию. Основа бихевиористского подхода к объяснению цели фирмы: достижение определенного уровня устремлений (притязаний), т.е. «достаточной», «удовлетворительной», а не максимальной прибыли. Гипотеза о человеке как удовлетворяющемся существе. Гипотеза об определяющей роли ближайшей цели при совершении выбора.
Недостаточная эффективность координации производства посредством последовательных трансакций на рынке (Р. Коуз, 1937). Наличие трансакционных затрат, связанных с использованием ценового механизма. Объяснение причины существования фирмы как экономического феномена возможностью снижения трансакционных затрат в результате замены рыночного обмена внутренней организацией. Фирма как система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Интернализация трансакций (О. Уильямсон, 1971) как важнейший фактор вертикальной интеграции производства. Преимущества фирмы в сфере дифференциации стимулов и в управлении, в том числе в повышении действенности и экономии на сборе информации.
Основная литература
1. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Перевод Б.С. Пинскера // Теория фирмы / Под. ред В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1995. С. 11-32.
2. Природа фирмы / Пер. с англ. М.: Дело. 2002.
3. Уильямсон. О. И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 411-442.
Дополнительная литература
1. Менар К. Экономика организаций / Пер. с франц. под ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М. 1996. С. 19-20.
2. Саймон Г. Рациональность как процесс и как продукт мышления // THESIS, Т. 1. № 3. 1993.
3. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. Перевод с англ. И.В Попович. // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995 («Вехи экономической мысли; Вып. 2). С. 54-72.
4. Coase R. The Firm, the Market and the Law. Chicago, The University of Chicago Press, 1988.
5. Grossman S. and Hart O. The costs and benefits of ownership: a theory of vertical integration // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94. No. 4. P. 691-719.
6. Perrow C. Economic Theories of Organization // Theory and Society. 1986. Vol. 15. P. 11-45.
7. Williamson Oliver E. Comparative Economic Organizations // Administrativt Sience Quarterly. 1991. 36.
Тема 3. Экономическая теория - традиционный институциональный подход: формирование исследовательской программы
Переход рыночного хозяйства в новую фазу развития (конец Х1Х - начало ХХ вв.). Институционализм как продукт развития хозяйственной системы, осознавшей необходимость внутренней саморегуляции. Основы общего учения об институтах, социальный и социально-психологический анализ мотивации экономических субъектов (Т. Веблен, 1898, 1899, 1919). Теория трансакций, акцент на сознательную социальную селекцию институтов (Дж. Коммонс). Направляющее воздействие государства на эволюцию и отбор институтов. Новаторство институционализма, который, оставаясь в пределах общей рыночной парадигмы, тем не менее отвергает такие принципиальные посылки, как отсутствие проблемы получения и использования информации; наличие совершенной конкуренции; автоматическое стремление рыночной экономики к классическому равновесию спроса и предложения; существование изолированного, независимого и рационального «homo economicus» с устойчивыми предпочтениями, который руководствуется исключительно интересами максимизации полезности.
Разделение институциональной доктрины на «старый» и «новый» институционализм. «Старый» институционализм - продолжение традиций Веблена, акцент на стереотипы сознания и поведения, неполноту информации, использование методов других общественных наук. «Новый» институционализм - модификация постулатов ортодоксальной теории, изучение политологических и правовых проблем методами неоклассической экономической теории, переход от общих принципов к объяснению конкретных явлений общественной жизни.
Развитие традиций «старого» институционализма в настоящее время. Дж. Гэлбрейт о модификации рыночной системы под воздействием крупных корпораций. Взаимосвязь корпоративной культуры и хозяйственной деятельности (Д. Крепс). Институционалисты Кембриджской школы (Дж. Ходжсон).
Основная литература
1. Кузьминов Я. И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
2. Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 125-131. Дерево развития институциональной теории. С. 126.
3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. // Вопросы экономики. 1999. № 2, 7.
Дополнительная литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 1994. С.1-8; 647-661.
2. Веблен Т. Теория праздного класса. М. Прогресс, 1984. С. 108-133.
3. Дорошенко М.Е. Обращаясь к истокам современной экономической теории // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2000. № 5. С. 3-19.
4. Лисин В.С. Институциональные аспекты экономических реформ в России. Монография. М.: Высшая школа. 1999.
5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1997. Гл. 2.
6. Commons J. The Economics of Collective Action. Madison, University Press, 1970 (1950).
7. Hodgson G. Economics and Evolution. Cambridge, Polity Press, 1994.
8. Hodgson G. Economics and Instutions. Cambridge, Polity Press, 1988.
9. Hodgson G. The Viability of Institutional Economics. Judge Institute of Management Studies, Cambridge, July 1996.
10. Kreps D. Corporate Culture and Economic Theory // Graduate School of Business. Stanford Univ., 1984.
11. Veblen T. The Place of Science in Modern Civilization and Other Essays. N. Y.: Huebsch, 1919.
Тема 4. Организационная проблематика в экономической социологии
Институционализация экономической социологии в качестве особого исследовательского направления. Послевоенная волна исследований в области социологии организации: выявление отдельных характеристик организации. Организация как совокупность социальных отношений, в которой регулирование осуществляется особой группой людей, обладающих представительной властью; «автономная» и «гетерономная» организации (М. Вебер). Целеустремленность организации (А. Стинчкомб). Организация как состоящая из ролей, а не из людей, специфическое согласование ролей с целью рационального выполнения поставленной задачи в качестве основного признака организации как таковой. Отличие реальных человеческих действий от концептуальных схем, в частности их гетерогенность. Организация как система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которой члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.
Социологические модели организации. Две модели с точки зрения структурного подхода: функциональная (организация как адекватная социальная система) и конфликтная (организация как структура власти и господства). Модели организации с точки зрения теории действия: как система согласуемого порядка; как символическая конструкция, средство социализации индивидов; как совокупность управленческих практик (М. Рид).
Нормативное ядро организации (комбинация легитимной власти и права собственности на ресурсы) и энергия, приводящая его в действие (распределение благ) (Стинчкомб).
Основные черты хозяйственной организации: тенденция к монополизму; тяготение к закрытости; построения позиционной иерархии; подчинение индивидов коллективным интересам; превращение вознаграждений в привилегии; стратификация индивидов и групп.
Бюрократизация как одна из тенденций развития организаций и способов их построения. Типы хозяйственных организаций. Классификации М. Вебера, Э. Дюркгейма, Я.И. Кузьминова. Характеристики общины, корпорации, ассоциации. Типология моделей, описывающих отношения между руководителями и подчиненными (В.В. Радаев): бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство.
Специфика организационного моделирования в экономической социологии: движение от внутренней структуры к внешним рынкам в отличие от экономической теории фирмы; описание многообразия организационных форм без акцента на степень их эффективности в отличие от теории менеджмента.
Основная литература
1. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.
2. Радаев В. В. Хозяйственная организация как объект социологии // Российский экономический журнал. 1995. № 2. С. 69-74.
3. Радаев В.В. Основные направления развития современной экономической социологии // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 3-9.
4. Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. № 3. С. 28-37.
5. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. С.125-155.
Дополнительная литература
1. Бауман З. Мыслить социологически: Уч. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 84-91.
2. Etzioni A. Organization Control Structure / .March J. (ed.) Handbook of Organizations, 1965. P. 650-677.
3. Stinchcomble A. Economic Sociology. Chapter 4: Economic Organization. N.Y., Academic Press, 1983. P. 130-177.
4. Useem M. Shareholder Power and the Struggle for Corporate Control / Swedberg R. (ed.) Explorations in Economic Sociology. N. Y., Russel Sage Foundation, 1993. P. 308-334.
5. Weber M. Economy and Society. Berkeley. University of California Press, 1978. Vol. 1.P. 4856, 74-75, 215-226.
Литература по социологии организаций
1. Blow P. Bureaucracy in Modern Society. N.Y., Random House, 1956.
2. Etzioni A. The Comparative Analysis of Complex Organizations. N.Y. Free Press, 1961.
3. Merton R.K. Bureaucratic Structure and Personality // Social Forces. 1940. Vol. 18. P. 560-568.
4. Selznick P. Leadership in Administration. N.Y.: Harper and Row, 1957.
5. Stinchcomble A. Information and Organizations. Berkeley, University of California Press, 1990. Литература по моделям
1. Maki U. [2001]. Models // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Volume 15. P. 9931-9937. Elsevier.
2. Reed M. The Sociology of Organizations: Themes, Perspectives and Prospects. N. Y., L.: Harvester Wheatsheaf, 1992. Parts 3-5, 2.
История развития концепций бюрократии
1. Левинсон А.Г. Термин бюрократии в российских контекстах // Вопросы философии. 1994. № 7-8. С 241-248.
2. Albrow M. Bureaucracy. London. Macmillan, 1970. P. 84-105.
3. Weber M. Essays in Sociology. N.Y.: Oxford University Press, 1946. P. 199-204.
4. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. P. 220-221.
Тема 5. Организация в классических и неклассических концепциях менеджмента.
Управленческий и социологический аспекты эффективности деятельности.
Ф.У. Тейлор о рациональной организации деятельности. Стремление промышленников к эффективности как движущая сила, обусловившая появление систематической теории менеджмента. Специализация и стандартизация деятельности как основной фактор
достижения эффективности производства. Пределы увеличения масштабов производства и размеров организационной структуры: Харрингтон Эмерсон об эффекте уменьшения отдачи от масштаба. Принципы научного менеджмента Эмерсона. Стремление к замещению интуитивного мнения научным знанием как смысл научного менеджмента. Анализ и синтез операций трудового процесса в научном подходе Тейлора и Ганта. Разделение и специализация управленческой деятельности. Функциональная структура управления. Представление о работнике в концепции Тейлора. Проблема мотивации. Проблема контроля. Элементы патернализма. Современные интерпретации теории Тейлора.
Концепция формальной организации в трудах А. Файоля. Универсальность управленческой деятельности для любой организации. Определение менеджмента как последовательного ряда операций или функций. Принципы административного управления А. Файоля. Роль, ответственность и авторитет руководителя. Власть как функция ответственности. Число контактов, которые потенциально могут возникнуть у руководителя. Принцип делегирования полномочий на основе специализации и разделения труда. Взаимоотношения «руководитель - подчиненный»: асимметрия информации. Иерархическая структура власти как совокупность уровней передачи полномочий от руководителя к подчиненному. Плоские и вертикальные организационные структуры. Проблема диапазона руководства. Норма управляемости. Горизонтальные управленческие связи между руководителями одного иерархического уровня, непосредственно подчиненными разным начальникам (мостки Файоля). Виды полномочий: линейные, штабные, функциональные. Воплощение системы делегированных полномочий в определенную структуру. Линейно-штабная структура управления. Развитие принципов Файоля в трудах Урвика, Гьюлика, Муни и др.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Идеальные типы легитимного господства и соответственно подчинения: рациональный (бюрократический), традиционный (патриархальный) и харизматический, их мотивы и особенности. Критерии оптимального функционирования бюрократии как аппарата легитимной власти. Бюрократия как легальная система, при которой власть осуществляется посредством фиксированных правил и процедур. Бюрократия как технически наиболее эффективная форма организации. Признаки бюрократии. Бюрократическая должность как профессия чиновника. Ориентация на карьерный рост. Фиксированная заработная плата, гарантированные преимущества социального статуса чиновника. Социокультурный контекст концепции М. Вебера. Механическая модель человеческого поведения, лежащая в основе процедур контроля за деятельностью членов организации. Механические и органические системы как два противоположных типа управленческих систем, основанных на рациональной форме организации. Соответствие механических систем стабильным условиям. Превосходство органических систем в изменяющихся условиях деятельности. Веберовский ренессанс в современной социологии. Учет непредвиденных реакций членов организации в более поздних исследованиях бюрократии.
Школа «человеческих отношений» о гуманистических формах организации деятельности. Эмпирические исследования в США и зарождение промышленной социологии. Прагматизм и практическая направленность как важнейшие черты эмпирических исследований в США, выражающиеся в ориентации исследований на конкретные социальные проблемы и выработке мер, способствующих их решению. Работа Эльтона Мэйо как одно из первых собственно социологических исследований проблем труда в США. Хоторнские эксперименты. Вступление в эпоху школы человеческих отношений в теории менеджмента. Открытие неформальных групп, функционирующих на основе социально-психологической общности людей и оказывающих существенное влияние на поведение и мотивацию рабочих. Признание важности внеэкономических субъективных побуждений и мотиваций рабочих как начало изучения социально-психологических факторов повышения производительности труда. Критика школы «человеческих» отношений: неоправданный уход от использования формальных рационально-экономических стимулов; сглаживание, уход от конфликтных
ситуаций, от управления ими; возросшее по сравнению с 193-ми гг. влияние типа и сложности производственных технологий на создание неформальных групп и характер отношений внутри них. Преходящий характер теорий, применяемых для анализа организаций, по мере изменения условий труда.
Проблема мотивации в работах А. Маслоу и Харцберга (школа «организационного гуманизма»). Представление Абрахама Маслоу о самореализующемся работнике, классификации потребностей (дефицитные и самореализации). Теоретические представления о характере поведения работника и задачах менеджмента в традиционной концепции администрирования («теория Х»). Классификация потребностей Макгрегора: физиологические, социальные, эгоистические, в самовыражении. Ориентация «теории Х» на физиологические потребности, создание менеджментом условий для их удовлетворения. Несовместимость жесткого контроля и регламентации деятельности и предоставления работнику адекватных способов удовлетворения потребностей высокого уровня. Принципы «теории У», направленные на создание методов управления, обеспечивающих достижение целей организации через достижение личных целей людей. Сложности практического применения «теории У». Децентрализация (делегирование) и расширение фронта работ как примеры использования в управленческой практике и принципов «теории У».
Основная литература
1. Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки Основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
2. Кезин А.В. Методологическая культура. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001.
3. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. 1995.
Дополнительная литература
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2. Маслоу А. Г. Мотивация личности. Пер с англ. СПб.: Евразия. 2001.
3. Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 77-87.
4. Тейлор Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И. Зак; Научн. ред. и предисл. Е.А. Кочерина. М.: Контроллинг, 1999.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992.
Тема 6. Влияние социологических и бихевиористских представлений о природе и механизме внутрифирменной координации на становление и развитие экономической теории организации
Исходные ключевые идеи, послужившие фундаментом для создания экономической теории организации. Развитие представления М. Вебера («Теория общественно-экономических организаций») и его последователей о сосуществовании механизмов рыночной и внерыночной координации. Рассмотрение рыночной экономики как структурной взаимосвязи двух форм - рынка и организации, выделение уровней и структур принятия решений. Экономическая организация как специфическая процедура координации деятельности индивидуумов.
Использование разработанных социологами тонких приемов анализа взаимоотношений действующих лиц, в частности «бюрократических» отношений.
Влияние на теоретиков экономики организаций социологических представлений о природе взаимодействий внутри организации. Учение Ч. Барнарда (1938) об эффективной организации. Организация как социальная система. Подсистемы и функции организации. Проблема баланса. Формальная и неформальная организации: их функции. Легитимация власти как социальная проблема организации. Теория восприятия Барнарда, согласно которой руководителя наделяют властью работники, считающие, что команды законны и необходимы. Принятый и непринятый авторитет. Условия, от которых зависит степень восприятия власти подчиненными. Проблема коммуникаций. Проблема мотивации. Организационная мораль. Различие моральных кодексов. Различие между властью и авторитетом, проводимое в концепции Пфеффера. Поддержание авторитета не только ресурсами или санкциями (признаки власти), но и социальными нормами, санкционирующими распределение власти и определяющими ее как нормальную и приемлемую (признаки авторитета).
Функционирование административных «корпораций» М. Крозье (1967) как пример системы осуществления власти путем полного контроля над одним из основных ресурсов организации - информацией. Интерпретация Крозье проблемы власти в организации. Представление о неопределенности в организации. Поведенческая неопределенность как сознательное представление ложной информации. Проблема контроля в условиях неопределенности. Проблема конфликта и сотрудничества. Нормы организации как рамки свободы. Природа игры. Власть как право установления правил и ограничений в условиях неопределенности. Игра как форма борьбы за обладание властью.
Критика Т. Парсонсом волюнтаризма и рационализма экономических концепций организации. Границы рациональности. Элементы социальных систем и их уровни. Проблема институционализации. Организация как социокультурная система. Социальный реквизит. Проблема поддержания социальных образцов. Социализация и социальный контроль. Проблема функциональных последствий в концепции Р. Мертона.
Бихевиористская теория принятия решений (теория ограниченной рациональности) Г. Саймона (1947) и его последователей. Организация как механизм группового принятия решений. Понятие выработки управленческого решения как интеллектуального процесса решения проблем и организационного обучения. Бюрократические модели принятия решений. Процессуальные модели принятия решений. Политические модели организаций. Ролевой конфликт. Механические и социально-психологические помехи в процессе передачи и переработки информации. Манипулирование подачей информации в процессе принятия решений. Проблема ограниченной рациональности. Поведенческая теория социальных целей Р. Сайерта и Дж. Марча (1963). Организация как коалиция. Механизмы детерминации целей в организации. Развитие теории в работах Этциони, Селзника, Гоулднера. Экономическая эффективность как причина соответствия характера целей организации (порядок, экономика, культура) и характера структуры организации (принудительная, утилитарная, нормативная). Функциональные и дисфункциональные последствия институционализации делегирования власти для достижения целей организации. Влияние бюрократических правил на поддержание организационной структуры.
Основная литература
1. Беляев А. А., Коротков Э. М. Системология организации: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Кезин А.В. Методологическая культура. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001.
3. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.
4. Кюэн Ш.-А. Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера. С. 3-14.
Дополнительная литература
1. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7.
2. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 1998.
3. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. 1995.
5. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
6. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990.
7. Barnard C.I. The Functions of the Executive. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1938.
8. Crozier M. Le Phénomène bureaucratique, Paris : Le Seuil, 1963.
9. Cyert R.M., March J.C. A Behavioral Theory of the Firm. Englewood Cliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1963.
10. Etzioni A. A Comparative Analysis of Complex Organizations. N.Y.: Free Press, 1961.
11. Pfeffer J. Power in Organizations. Marshfield, Mass.: Pitman Publishing, 1981.
12. Pfeffer J. The external control of organizations: A resource dependence perspective. N.Y.: Harper & Row, 1978.
13. Simon. H. Rationality as process and as Product of Thought // American Economic Review, 1978. Vol. 68. No 2. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // Thesis, 1993. T. 1. № 3.
Раздел II. Современные экономические теории о функционировании и преобразовании деловых организаций
Тема 7. «Новый» институционализм (неоинституционализм): три институциональных подхода к природе фирмы
Усиление позиций неокейнсианства в 1960-е гг. Акцент на формировании условий и предпосылок долговременного экономического роста. «Новый» институционализм: рассмотрение институтов не столько в качестве культурных или социально-психологических феноменов («старый» институционализм), сколько в качестве набора формальных и неформальных установок, направляющих экономическое поведение индивидов и организаций в условиях рыночного хозяйствования.
Модификация классических микроэкономических принципов. Неполнота информации; ограниченная рациональность; оппортунистическое поведение агентов. Отрасли новой институциональной экономики: теория трансакционных издержек, теория прав собственности, теория принципала и агента; новая экономическая история; теория общественного выбора.
Разделение понятий «институт» и «организация». Организация как субъективизация институтов, их источник, поддерживающая их сила. Фактор издержек как особый механизм, при помощи которого происходит воздействие институтов на экономическое развитие общества. Разделение институциональных норм и правил «рыночного» и
«организационного» типа. Концепция принципиальной неоднородности институциональных подсистем общества, объясняющая истоки происхождения институциональных кризисов.
Институциональные концепции фирмы. Фирма как синергия составляющих ее единиц, обеспечивающая повышение общей эффективности. Фирма как коалиция собственников ресурсов, функционирующая на основе долгосрочного соглашения (сокращение рисков оппортунистического поведения партнеров при осуществлении специфических инвестиций). Невозможность заключения полного контракта, фирма как организация, построенная на основе властных отношений. Эффективная интеграция как механизм урегулирования спорных ситуаций, не предусмотренных контрактом. Предоставление властных полномочий авторитету как способ сокращения трансакционных затрат. Разработка теорий оптимального контракта.
Условия, в которых происходит рыночная адаптация российских предприятий: отсутствие современных техноструктур управления; жесткая конкуренция извне; рост размеров трансакционных издержек; информационный голод; неадекватность деятельности новых посреднических институтов. Виды современных добровольных формальных и неформальных объединений хозяйствующих субъектов: вертикальные, горизонтальные, конгломераты, неформальные альянсы. Институциональные проблемы функционирования предприятий.
Основная литература
1. Богачкова Н.Ю. Реализация экономических преимуществ корпорации в переходной экономике: Монография. Волгоград: Издательство ВФМУПК, 2000.
2. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
3. Шаститко А. Механизм обеспечения соблюдения правил (экономический анализ) // Вопросы экономики. 2002. №1 .С. 39-49.
Дополнительная литература
1. Городецкий А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопросы экономики. 2000. № 10. С. 118-133.
2. Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Вопросы экономики. 2001. №5.
3. Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. № 4.
4. Иншаков О.В., Лебедева Н.Н. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития: Препринт # WR/2001/12. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
5. Крючков П. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 129-143.
6. Лисин В.С. Институциональные аспекты экономических реформ в России, Монография. М.: Высшая школа, 1999.
7. Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3
8. Олейник А. Бизнес по понятиям: об институциональной модели российского капитализма. // Вопросы экономики. 2001. №5.
9. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. Лекция 3. С. 43-52.
10. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2001. №5.
11. Шаститко А. Неполные контракты: проблемы определения и моделирования // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 80-99.
12. Шаститко А. Фридрих Хайек и неоинституционализм // Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 43-53.
13. Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
14. . Alchian A.A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization // American Economic Review. 1972. Vol. 62. No 5.
15. Arrow K. The Economics of Agency // Principals and Agents: The structure of Business / Ed. By J. Pratt, R. Zecrhauser. Cambridge, Mass: Harvard Business School Press, 1985.
16. Grossman S., Hart O. Takeover Bids, the Free Rider Problem and the Theory of the Corporation // Bell Journal of Economics. 1980. Vol. 11 P. 42-64.
17. Grossman S., Hart O. Vertical Integration and the Distribution of Property Rights. Univ. of Chicago, 1984. (Mimeo).
18. Grossman S., Hart O. The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Lateral and Vertical Integration // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94. P. 691-719.
19. Eggertson T. Economic Behavior and Institutions, Cambridge. 1990. P. 3-13.
20. Joskor P. Vertical Integration and Long Term Contracts: The Case of Coal-Burning Electric Generating Plants // Journal of Law, Economics and Organization. 1985. Vol. 1. P. 33-79.
21. Kasper W., Streit M. Institutional Economics. Social Order and Public Policy. L.: Edward Elgar. 1999.
22. Furubotn E., Richter R. Institutions and Economic Theory. The Contribution of the New Institutional Economics. The University of Michigan Press, 2000.
23. Laffont J.J., Tirol J. Using Cost Observation to Regulate Firms // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94. P. 614-641.
24. Pettigrew A. Information Control as a Power Resourse // Sociology. 1972. Vol. 6. P. 187-204.
25. Prescott E., Visscher M. Organization Capital // Journal of Political Economy. 1980. Vol. 88. P.446-461.
26. Tirol J. Hierarchies and Bureaucracies // Journal of Law, Economics and Organization. 1986. Vol. 2. P. 181-214.
27. Tirol J. The Theory of Industrial Organization. Cambridge MA, 1982.
28. Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. A Study in the Economics of Enternal Organization. N. Y.: Free Press, 1975.
Тема 8. Новая институциональная экономика: институционально-эволюционная модель фирмы (Р. Нельсон, С. Уинтер)
Синтез институциональных, эволюционных и системных (холизм, органицизм) традиций экономических исследований. Признание важной роли социальных норм и необходимости исследования механизма их изменений. Влияние идей о применимости биологических аналогий для экономического анализа (А. Маршалл, Т. Мальтус, Д. Юм), эволюционной теории Ч. Дарвина, философской системы Г. Спенсера. Обусловленность рождения эволюционной экономической теории возникновением институционализма (институты как
«единица селекции», обладающая устойчивостью во времени, передаваемая от одних экономически субъектов другим и способная к изменению). Проблематика институционально-эволюционной теории: механизмы наследования и изменчивости, механизмы и критерии отбора. Ключевые принципы эволюционной теории. Принцип случайности (выживание как оптимальных, так и неоптимальных с точки зрения социальной целесообразности институтов). Принцип неоднородности (наличие у устойчивых систем как доминирующего принципа организации экономических процессов, так и второстепенных).
Модели, объясняющие развитие фирмы как результат ее инновационной деятельности, основанные на идеях Й. Шумпетера об эндогенном характере технического прогресса и фирме как субъекте инноваций. Эволюционная модель Р. Нельсона и С. Уинтера. Фирма как носитель устойчивых технологических, управленческих и других стандартных приемов -рутин. Рутины поиска, обеспечивающие улучшения - инновации. Кумулятивный эффект, вызываемый распространением инноваций. Конкуренция между инновациями.
Основная литература
1. Нельсон Р. Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000. С. 28-38, 119-159.
2. Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 42-57.
Дополнительная литература
1. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 73-107.
2. Клейнер Б.Г. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России / Препринт # WP / 2001 / 126. М: ЦЭМИ РАН, 2001.
3. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.
4. Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. № 11.
5. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. 1993.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
7. Печерских Н. Проблема субъекта эволюционной экономики // Вопросы экономики. 2002. № 2. С. 118-129.
8. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
10. Юданов А. История и теория крупного предприятия (взгляд из России) // МэиМО. 2001. № 7. С. 23-33.
11. Hodgson G. The Viability of Institutional Economics // Judge Institute of Management Studies, Cambridge. July 1996.
12. Nelson R. Recent Evolutionary Theorizing About Economic Change // Journal of Economic Literature. 1995. Vol. 33.
13. Silverberg G., Verspagen B. Evolutionary Theorizing on Economic Growth. MERIIT, Maastricht, August 1995.
14. The Elgar Companion to Institutional and Evolutionary Economics / Ed. by Hodgson G.S., Samuels W.J., Tool M.R., 1994.
15. Vromen J. Economic Evolution. An Enquire into the Foundations of New Institutional Economics. L., N.Y.: Routledge, 1995.
16. Waldman Don E., Jensen Elizabeth J. Industrial Organization: Theory and Practice. N.Y.: Addison Wesley Longman, 2001.
Тема 9. Экономика организаций. Системно-интеграционная теория предприятия (Г.Б. Клейнер)
Теория организации (и экономика организаций, которая ее аккумулирует) как нестабильное теоретическое пространство, находящееся в процессе постоянного обновления. Изменение представления об организациях как административных иерархиях к сетевым образованиям с операционными горизонтальными взаимосвязями. Ослабление отношений подчинения, увеличение роли доверия, взаимозависимости, добровольности между участниками сети.
Классические теоретические посылки: формальные организации как один из типов соглашений, противопоставляемый рыночному механизму координации, -административная иерархия. Обусловленная этим подходом сложность механизма принятия решений и информационных потоков в организации. Существование структурированной команды при наличии отношений власти и иерархии как условий, в которых осуществляется процесс принятия решений в хозяйственных организациях. Механизмы интеграции деятельности и мотивов членов организации (контроль, стимулирование, организационная культура).
Анализ взаимодействия двух механизмов координации - рынка и организации (с учетом роли институтов). Обобщение менеджерских концепций. Содержание программы исследования организации как процедуры координации вне рынка: 1) как обеспечивается единство структуры и принятия решений, наиболее соответствующих намеченным целям (анализ отношений между участниками, порожденных властью, иерархией и контролем; процедуры принятия коллективных решений); 2) как происходит восприятие, распределение информационных потоков внутри организации и распространение их вовне организации (проблема асимметрии информации и когнитивных ограничений на ее усвоение агентами); 3) как достигается гармония функций предпочтения (мотивов) участников организации (структуризация шкалы ценностей под воздействием механизма стимулирования и организационной культуры); 4) как классифицировать разнообразие организационных форм (внутренних структур) организаций (учет влияния на структурирование организации особенностей процедуры принятия решений, природы внутренних сетей коммуникации и механизмов стимулирования); 5) анализ критериев эффективности организаций; 6) исследование динамики организаций как процесса непрерывного изменения отношений внутри и между организациями.
Организации как структурированные совокупности, в которых принимаются решения, и основанные как на явно или неявно выраженном согласии между участниками, так и на внутренних процедурах координации.
Проблемы мотивации: организация как структурированное объединение агентов, которые в той или иной степени разделяют общие цели, но на базе разных мотиваций. Задача организационного механизма координации - формирование видов поведения, которые бы обеспечили согласование мотиваций. Организационная культура как механизм укрепления взаимодействия участников посредством подлинной экономической символики. Экономическая функция ритуалов - обеспечение стремления участников к единению, уменьшающему издержки механизмов стимулирования. Существование «зоны признания», в рамках которой агент признает первенство интересов организации над своими собственными. Процесс интериоризации правил под воздействие организационной культуры. Принцип взаимосвязанности трех измерений: стимулирующих механизмов,
упорядочения мотивов и внутренней структуры, обеспечивающий сплоченность и единство экономической организации, следовательно - координацию решений и деятельности участников.
Изменение характера рыночной координации в современных условиях, Соглашения как наиболее общая форма организации контрактных отношений. Возрастание роли институтов. Современные организации как сетевые образования, объединенные сложной системой участия в капитале и правовых отношений. Усиление роли горизонтальных взаимосвязей, обеспечивающих добровольность, взаимозависимость, коллективный характер деятельности участников сети.
Системно-интеграционная теория предприятия (Клейнер). Новая системная парадигма Я. Корнаи (генезис системных событий определяет будущее системы; системные дисфункции являются имманентными признаками существования системы и др.). Предприятие как многомерный мультипространственный объект. Двойственность отношений между предприятием и внешней средой (давление среды, давление внутренних ресурсов - давление на среду). Неопределенность внутренней среды предприятия для тех, кто находится вовне. Дисфункции, вызывающие необходимость их преодоления, как источник развития и многообразия систем. Классификация теорий предприятия (Ф. Махлуп,
0. Фавро, Н. Розанова, О. Уильямсон). Идентификация наиболее известных вариантов теории фирмы на основе матрицы пяти независимых двухполюсных континуумов, характеризующих взаимоотношения предприятий и окружающей среды.
Основная литература
1. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10. С.47-69.
2. Корнаи Я. Системная парадигма. Прояснение сути понятий // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4-22.
3. Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления// Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 77-87.
4. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. 2002. №1. С. 50-67.
Дополнительная литература
1. Корнаи Янош. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. Пер. с англ. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2000.
2. Менар К. Экономика организаций: Пер. с франц. / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996.
3. Уроки организации бизнеса. СПб.: Лениздат, 1994.
4. Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. 2000. № 5.
Раздел III. Современные управленческие концепции функционирования и развития организаций
Тема 10. Ситуационный и инвайронментальный подходы в менеджменте. Модели организаций посткапиталистического общества
Системный и ситуационный подходы в менеджменте (1960-е-1970-е гг.). Современные концепции (1980-е-1990-е гг.), описывающие организацию через ее взаимодействие с внешней средой: концепция социотехнических систем; концепция организационных популяций.
Посткапиталистическое общество (П. Друкер): знание как определяющий фактор производства. Модель предприятия в посткапиталистическом обществе знаний: федеративная организация с подразделениями-«трилистниками» (технические специалисты; внешние подрядчики; временно занятые работники) (Т. Питерз, Ч. Ханди).
Управленческие принципы, на которые опирается деятельность высокоэффективного предприятия: интрапренерство; адаптивность; преимущественное использование команд. Основные факторы, обеспечивающие повышение эффективности управления: отношения доверия в системах управления; расширение отношений кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей; трансформация путем приобретения нового знания; использование математических методов в управлении. Основные тенденции организационных трансформаций; сетевые организационные структуры взамен иерархических; делегированные полномочия вместо должностных обязанностей.
Основная литература
1. Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.
2. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. С. 8-24, 146-182.
3. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера, Ф Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001.
Дополнительная литература
1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг. М., 2001.
2. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой: Современная теория и практика. СПб., 1999.
3. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебн. пособие. М.: Дело, 1999.
4. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
5. Кунц Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. М.: Прогресс, 1981.
6. Менеджмент. Уч. пособие / Под ред. Ю.В. Кузнецова; В.И. Подлесных. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.
7. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1999.
8. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
9. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.
10. Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.70-100.
11. Попов С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной // Проблемы теории и практики управления. 1997. №6.
12. Рапопорт Б.М., Скубченко А.И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. М.: Тандем. 2001. (Инжиниринг как средство адаптации к внешней среде).
13. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
14. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.
15. Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. Радио, 1972.
16. Drucer P. F. The Post-Capitalist Society. N.Y. Harper Collins, 1993.
17. Handy C. The Age of Unreason. Boston. Harvard Businees Skhool Press, 1989.
18. Peters T. The Tom Peters Seminar: Crazy Times for Crazy Organizations. N.Y. Vintage Books, 1994.
Тема 11. Новая системная теория и внутрифирменные изменения. Модель организации как потока событий (Й. Рюэгг-Штюрм). Эволюционно-синергетическая теория
Предприятие как совокупность событийных систем, структурно связанных между собой и с другими событийными системами. Упорядоченность событийных систем на базе образования материальных и нематериальных структур. Материальные структуры как независимая от людей вневременная материализация. Нематериальные структуры как взаимно разделяемые ожидания, идеи, причинные представления и отношения, в которых все это находит свое специфическое языковое выражение и продолжение. Внутрифирменные изменения как преобразование не только материальных, но прежде всего нематериальных структур. Изменение нематериальных структур только в результате коммуникативной, коллективной рефлексии, в результате коллективного наблюдения собственных рутин, т.е. в результате коллективных усилий.
Нелинейность, неустойчивость, бифуркации и хаос в динамических экономических системах. Нелинейность и неустойчивость как источник многообразия и сложности экономической динамики в трактовке синергетической экономики. Природа и источники преемственности образцов поведения организации.
Основная литература
1. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 24-39.
2. Колесникова Л. Предпринимательство: от максимизации прибыли к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 40-54.
3. Рюэгг-Штюрм Й. Новая системная теория и внутрифирменные изменения // Проблемы теории и практики управления. 1998. №5.
Дополнительная литература
1. Алексеев Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. 1998. №4.
2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб: Лань, 1999.
3. Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. №1. С. 87-90.
4. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / Пер. с англ. М.: Мир, 1999.
5. Норберт Т. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998. №1.
6. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6.
7. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 1999. №3.
8. Сковрон С. Развитие теории эволюции / Пер. с польского. Варшава: Польское гос. мед. изд-во, 1965.
9. Соломкина М.М. Изменение как социологическая проблема и как системный феномен // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политология. 1998. №1. С. 93-101.
10. Хиценко В.Е. Эволюционный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 1.
11. Шпотов Б. Корпоративное управление в ХХ веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления 2000. №1.
12. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.
Раздел IV. Современные экономико-социологические концепции повседневной деятельности хозяйственных организаций
Тема 12. Перенесение принципов методологического индивидуализма и утилитаризма на уровень корпоративных акторов (социологическая теория рационального выбора)
Принцип методологического индивидуализма и принцип максимизации полезности в социологическом анализе экономических явлений. Комбинация предпосылки рациональности индивидов и замещение предпосылки совершенного рынка анализом социальной структуры как основное положение социологической теории рационального выбора. Расширение понятия рациональности социологической теорией рационального выбора. Перенесение принципов методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов.
Основная литература
1. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коумана: аналитический обзор // Социологический журнал. 1996. № 1-2.
2. Coleman J. 1990. Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press.
3. Collins R. 1988. Theoretical Sociology. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich. P. 415-419.
4. Vanberg V. 1983. The Rebirth of Utilitarian Sociology // American Journal of Sociology, July. Vol. 20. No 3. P. 71-78.
Дополнительная литература
1. Coleman, J. A Rational Choice Perspective on Economic Sociology / Smelser N., Swedberg R. (eds.) The Handbook of Economic Sociology / Princeton: Princeton University Press, 1994.
2. Coleman J. Introducing Social Structure into Economic Analysis // American Economic Review. Papers and Proceedings. 1984. May. Vol. 74. No 2.
Тема 13. Регулирование практики повседневной деятельности хозяйственных агентов системой формальных и неформальных правил (новый институциональный подход в экономической социологии)
Кризис теоретических подходов к объяснению повседневной хозяйственной практики. Новый институционализм в экономической теории и экономической социологии как попытка нового взгляда на объяснение основ макропорядка. Особенности экономического и социологического подходов в исследовании институтов. Социологические традиции изучения институтов и их переосмысление.
Экономико-социологическая картина деятельности хозяйственных агентов в современной России. Схема анализа взаимодействия хозяйственных институтов и повседневных практик хозяйственных агентов: институциональные образования - мотивационная структура агентов - концепции контроля.
Структура институциональных образований: права собственности; структуры управления для установления контроля над рыночным сегментом; правила обмена и деловые сети.
Элементы мотивационной структуры агентов: экономические интересы; культурно-нормативные схемы; принудительное воздействие.
Элементы операционализации концепций контроля: выработка агентами смыслов происходящего и трактовка рыночной ситуации; множественные оценки наличных и потенциальных ресурсов; выработка деловых стратегий, фиксирующих относительно постоянные интересы деловых агентов и превращающих хозяйственных агентов в действительных акторов; способы легитимации агентами предпринимаемых действий.
Типы деловых стратегий по отношению к формальным правилам: договор, лояльность, голос, выход. Деформация правил в процессе хозяйственной деятельности. Обоснование действий по деформализации правил хозяйственными агентами. Использование механизма деформализации правил в практике ухода от налогов.
Основная литература
1. Радаев В.В. Новый институциональный подход и деформализация правил в российской экономике: Препринт WP1/2001/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
2. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.
3. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
4. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002.
5. Fligstein N. Markets as Politics: A Political-Cultural Approach to Market Institutions // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. P. 656-673.
6. Fligstein N. The transformation of corporate control. Cambridge: Harvard University Press, 1993.
Дополнительная литература
1. Горан Терборн. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческая деятельность: объяснение в социологии и социальной науке.
2. Baker W.E. The Social Structure of a National Securities Market // American Journal of Sociology. 1984. Vol. 89. No. 4. P. 775-811.
3. Biggart N. Social Organization and Economic Development // Экономическая социология. 2000. Том 1. № 1. С. 6-12. http://www.escoc.msses.ru
4. Brinton M. and Nee V. (eds.). The New Institutionalism in Sociology. New York: Russell Sage Foundation, 1998. P. 1-14.
5. DiMaggio P. 1990. Cultural Aspects of Economic Action and Organization / Friedland R., Robertson A.F. (eds.) Beyond the Marketplace: Rethinking Economy and Society. New York: Aldine de Gruyter. P. 113-136.
6. Fligstin N. 2001. Fields, Power, and Social Skill: A Critical Analysis of the New Institutionalisms // Экономическая социология. Том 2. № 1. С. 4-25. http://www.ecsoc.msses.ru
7. Fligstin N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.
8. Powell W., DiMaggio P. (eds.) The New Institucionalizm in Organizational Analysis. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
Тема 14. Современное хозяйство как совокупность социальных сетей
Теоретические корни сетевого подхода в экономической социологии: структурная теория обмена (М. Мосс и др.). Дополнение предпосылки структурной укорененности экономического действия положением об экономических институтах как социальных конструкциях.
Тесное переплетение экономических отношений с социальными. Экономика как совокупность устойчивых формальных и неформальных отношений между индивидами и фирмами. Основные характеристики сетевых отношений и их функции. Сильные и слабые связи. Формы организации сетевых связей: бизнес-группы, стратегические альянсы, совместные предприятия.
Гетерархия как новый способ организации отношений, основанных на взаимозависимости, минимальной степени иерархичности и гетерогенности. Рекомбинированная собственность.
Основная литература
1. Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002. С. 47-95.
2. Granovetter M. Economic action and Social Structure: The problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91. No. 3.
3. Powell W., Smith-Doerr, L. 1994. Networks and Economic Life / Smelser N., Swedberg R. (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 368-402.
4. Ritzer George. Explorations in the Sociology of Consumption. Fast Food, Credit Cards and Cazins. L.: Sage Publications Ltd., 2001.
5. White H. Where Do Markets Come From? // American Journal of Sociology. 1981. Vol. 20. No. 3. P. 71-78.
Дополнительная литература
1. Радаев В.В. Сетевой мир // Эксперт. 2000. № 12. С. 34-37.
2. Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 4-24.
3. Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН. 2002. С. 96-118.
4. Biggart N. Charismatic Capitalism: Direct Selling Organization in America. Chicago: University of Chicago Press, 1998 (1989).
5. Burt R.S. Structural Holes: The Social Structure of Competition. Cambridge: Harvard University Press, 1995.
6. Perrow C. Small Firm Networks, in: Swedberg R. (ed.) Explorations in Economic Sociology. P. 377-402.
7. Uzzi B. The Sources and Consequances of Embeddedness for the Economic Performance of Organizations: The Network Effect // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. P. 674698.
8. White H. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. Princeton: Princeton University Press, 2002.
9. White H. Identity and Control: A Structural Theory of Social action. Princeton: Princeton University Press, 1992.