Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / КАПИТАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / СВОБОДНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаманский Д. А.

В статье исследуется влияние общественно-экономической формации на преступность. Автор приходит к выводу о том, что в основе детерминизма существующих экономических, социальных и нормативно-правовых причин коррупционной преступности лежит неэффективная общественно-экономическая формация. Автор отмечает, что неэффективная форма государственного управления, а также вид общественно-экономической формации не способны устранить причины коррупции, так как данная формация вовсе не предполагает устранения данных причин, а, наоборот, способствует их существованию и развитию. Это связано с тем, что форма государственного управления ограничивает возможность применения и реализации иной, более эффективной формы государственного управления и общественно-экономической формации.Коррупция как явление существует в такой общественно-экономической формации, в которой слабо организованы или отсутствуют социально полезные принципы, ориентиры и установки. Применение эффективных мер борьбы с коррупционной преступностью не представляется возможным в той общественно-экономической формации, в которой существуют или идеализируются основные пороки социума: эгоизм, алчность, корысть, жажда власти, чрезмерная эксплуатация личности и т.п. Коррупционная модель поведения становится нормой в ситуации, при которой государственная власть и государственная экономика имеют зависимость от частных капиталов и инвесторов.Автор приходит к выводу о том, что применение комбинированных форм государственного управления является эффективным и целесообразным. Эффективное применение комбинированных форм государственного управления способно устранить основную совокупность причин, обстоятельств и условий, которые способствуют возникновению, росту и развитию в стране как коррупционной деятельности, так и преступности в целом.Комбинированная форма государственного управления предполагает единообразное участие общества, субъектов предпринимательской деятельности и власти в реализации социально-экономической политики, которая имеет единые социально полезные цели, основанные на социально полезных установках и ориентирах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIO-ECONOMIC FORMATION: PROBLEMS OF EFFICIENCY AND LOW LEVEL OF ANTI-CORRUPTION SECURITY

The paper examines the influence of socio-economic formation on crime. The author comes to the conclusion that the determinism of the existing economic, social and regulatory causes of corruption is based on an inefficient socio-economic formation. The author notes that an inefficient form of public administration, as well as a type of socio-economic formation, are not able to eliminate the causes of corruption, since this formation does not at all imply elimination of these causes, but, on the contrary, contributes to their existence and development. This takes place due to the fact that the form of public administration limits the possibility of applying and implementing a different, more effective form of public administration and socio-economic formation.Corruption as a phenomenon exists in a socio-economic formation in which socially useful principles, guidelines and attitudes are poorly organized or absent. The use of effective measures to combat corruption is not possible in the socio-economic formation where the main vices of society still exist or are idealized: selfishness, greed, thirst for power, excessive exploitation of an individual, etc. A corrupt behavior model becomes the norm in a situation when the state power and the state economy are dependent on private capital and investors.The author comes to the conclusion that the use of combined forms of public administration is effective and expedient. An effective use of combined forms of public administration can eliminate the main set of causes, circumstances and conditions that contribute to the emergence, growth and development of both corruption and crime in the country as a whole.A combined form of public administration presupposes the uniform participation of society, business entities and authorities in the implementation of socio-economic policy, which has common socially useful goals based on socially useful attitudes and guidelines.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2022.188.7.040-050

Д. А. Шаманский*

Общественно-экономическая формация: проблемы эффективности и низкого уровня антикоррупционной безопасности

Аннотация. В статье исследуется влияние общественно-экономической формации на преступность. Автор приходит к выводу о том, что в основе детерминизма существующих экономических, социальных и нормативно-правовых причин коррупционной преступности лежит неэффективная общественно-экономическая формация. Автор отмечает, что неэффективная форма государственного управления, а также вид общественно-экономической формации не способны устранить причины коррупции, так как данная формация вовсе не предполагает устранения данных причин, а, наоборот, способствует их существованию и развитию. Это связано с тем, что форма государственного управления ограничивает возможность применения и реализации иной, более эффективной формы государственного управления и общественно-экономической формации.

Коррупция как явление существует в такой общественно-экономической формации, в которой слабо организованы или отсутствуют социально полезные принципы, ориентиры и установки. Применение эффективных мер борьбы с коррупционной преступностью не представляется возможным в той общественно-экономической формации, в которой существуют или идеализируются основные пороки социума: эгоизм, алчность, корысть, жажда власти, чрезмерная эксплуатация личности и т.п. Коррупционная модель поведения становится нормой в ситуации, при которой государственная власть и государственная экономика имеют зависимость от частных капиталов и инвесторов.

Автор приходит к выводу о том, что применение комбинированных форм государственного управления является эффективным и целесообразным. Эффективное применение комбинированных форм государственного управления способно устранить основную совокупность причин, обстоятельств и условий, которые способствуют возникновению, росту и развитию в стране как коррупционной деятельности, так и преступности в целом.

Комбинированная форма государственного управления предполагает единообразное участие общества, субъектов предпринимательской деятельности и власти в реализации социально-экономической политики, которая имеет единые социально полезные цели, основанные на социально полезных установках и ориентирах.

Ключевые слова: коррупция; коррупционная деятельность; причины коррупции; общественно-экономическая формация; форма государственного управления; капитализм; социализм; демократия; свободная рыночная экономика; социал-демократия; антикоррупционная безопасность.

Для цитирования: Шаманский Д. А. Общественно-экономическая формация: проблемы эффективности и низкого уровня антикоррупционной безопасности // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 7. — С. 40-50. — DOI: 10.17803/1729-5920.2022.188.7.040-050.

© Шаманский Д. А., 2022

* Шаманский Дмитрий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» Юридического института Северо-Кавказской государственной академии Ставропольская ул., д. 36, г. Черкесск, Россия, 369000 shama.80@mail.ru

A Socio-Economic Formation: Problems of Efficiency and Low Level of Anti-Corruption Security

Dmitriy A. Shamanskiy, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Law Institute, North Caucasus State Academy ul. Stavropolskaya, d. 36, Cherkessk, Russia, 369000 shama.80@mail.ru

Abstract. The paper examines the influence of socio-economic formation on crime. The author comes to the conclusion that the determinism of the existing economic, social and regulatory causes of corruption is based on an inefficient socio-economic formation. The author notes that an inefficient form of public administration, as well as a type of socio-economic formation, are not able to eliminate the causes of corruption, since this formation does not at all imply elimination of these causes, but, on the contrary, contributes to their existence and development. This takes place due to the fact that the form of public administration limits the possibility of applying and implementing a different, more effective form of public administration and socio-economic formation.

Corruption as a phenomenon exists in a socio-economic formation in which socially useful principles, guidelines and attitudes are poorly organized or absent. The use of effective measures to combat corruption is not possible in the socio-economic formation where the main vices of society still exist or are idealized: selfishness, greed, thirst for power, excessive exploitation of an individual, etc. A corrupt behavior model becomes the norm in a situation when the state power and the state economy are dependent on private capital and investors. The author comes to the conclusion that the use of combined forms of public administration is effective and expedient. An effective use of combined forms of public administration can eliminate the main set of causes, circumstances and conditions that contribute to the emergence, growth and development of both corruption and crime in the country as a whole.

A combined form of public administration presupposes the uniform participation of society, business entities and authorities in the implementation of socio-economic policy, which has common socially useful goals based on socially useful attitudes and guidelines.

Keywords: corruption; corruptive activity; causes of corruption; socio-economic formation; form of public administration; capitalism; socialism; democracy; free market economy; social democracy; anti-corruption security.

Cite as: Shamanskiy DA. Obshchestvenno-ekonomicheskaya formatsiya: problemy effektivnosti i nizkogo urovnya antikorruptsionnoy bezopasnosti [A Socio-Economic Formation: Problems of Efficiency and Low Level of AntiCorruption Security]. Lex russica. 2022;75(7): 040-050. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.188.7.040-050. (In Russ., abstract in Eng.).

В криминологической науке среди основных причин, обстоятельств и условий, способствующих возникновению, росту и развитию как преступности в целом, так и отдельных ее видов выделяются социальные, экономические и нормативно-правовые1. Устранение соответствующих причин является эффективной мерой, направленной на предупреждение, противодействие и пресечение преступности.

Для того чтобы устранить причину, необходимо ее выявить, а затем разработать и реализовать эффективный механизм по ее устранению. С выявлением всей совокупности причин коррупционной преступности криминологи-

ческая наука успешно справляется, а с вопросами реализации эффективных механизмов по их устранению она справиться не в силах. На существование проблемы реализации эффективных механизмов по устранению основных причин коррупции также указывают отдельные криминологи России2. Это связано с тем, что меры, направленные на предупреждение преступности, реализуют совместно государственные учреждения и органы государственной власти. Возможность реализации этих мер во многом зависит от выбранного политического режима, формы государственного управления и реализуемого на территории страны

1 См.: Криминология : учебник для вузов. 4-е изд. / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 217-408 ; Маслакова Е. А. Криминология : учебное пособие. Орел, 2014. С. 22.

2 См.: Дамм И. А. Предпосылки формирования антикоррупционной безопасности РФ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 14. № 11. С. 1690-1709.

вида общественно-экономической формации. Соответственно, неэффективная форма государственного управления, а также вид общественно-экономической формации является причиной возникновения, роста и развития коррупционной деятельности.

Например, в качестве основных причин коррупционной деятельности, которые необходимо устранить, следует назвать: низкий уровень оплаты труда госслужащих; девальвация национальной валюты; обеднение населения; отсутствие рабочих мест; санкции в отношении РФ; мировой финансовый кризис; высокий уровень безработицы; постоянный рост цен на товары и продукты первой необходимости; существенная разница между доходами бедных и богатых; отсутствие четко выраженного среднего класса; отсутствие доверия со стороны населения к органам государственной власти; отсутствие прозрачной и доступной кадровой политики; отсутствие в обществе системы раннего порицания коррупционной деятельности; отсутствие правовых норм, раскрывающих многоликость коррупции и предусматривающих ответственность за совершение коррупционной деятельности; низкий уровень антикоррупционного правосознания и т.п.

Названные социальные, экономические и нормативно-правовые проблемы являются основными причинами возникновения, роста и развития коррупционной деятельности на территории РФ. В свою очередь, указанные проблемы возникают на основании избранной формы государственного управления и вида реализуемой общественно-экономической формации. Более того, избранная форма государственного управления и вид общественно-экономической формации не способны устранить существующие проблемы, т.к. ими не предполагается возможность реализации иной общественно-экономической формации.

Прежде чем предлагать эффективные меры, гарантирующие антикоррупционную безопасность на территории РФ, представляется важным и необходимым выявить положительные и отрицательные характеристики актуальных

мировых общественно-экономических формаций.

Россия является демократическим федеративным правовым государством в силу требований ст. 1 Конституции РФ3. Положениями ст. 8 Конституции РФ на территории страны гарантируется свобода экономической деятельности, а также свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Таким образом, на территории РФ формой государственного управления является демократия, а общественно-экономическая формация — свободная рыночная экономика.

Следует пояснить, что общественно-экономической формацией является исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации4. В трудах В. И. Ленина свободная рыночная экономика в качестве общественно-экономической формации не называется, т.к., по его мнению, любая рыночная экономика неизбежно подвергается капитализации5. Действительно, в свободной рыночной экономике может и должен существовать капитализм на основании того, что он создает крупные организованные формы производства и развивает промышленность. На доктриналь-ном уровне под капитализмом следует понимать общественно-экономическую формацию, в основе которой лежат частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Для капитализма характерны кризисы, безработица, обеднение, конкуренция, войны6. По мнению В. И. Ленина, капитализм основан на создании производства и производстве орудий и средств производства. Капитализм — это присвоение частными лицами продукта общественного труда, организованного товарным хозяйством. Капитал подчиняет себе массу производителей и организует капиталистическую систему крупного производства. Затем окрепший капитал начинает давить на свое правительство7. Капитализм существует за счет

3 См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

4 См.: Розенталь М. М., Юдин П. Ф. Философский словарь. М., 1963. С. 319.

5 См.: Ленин В. И. Развитие капитализма в России. М., 1971. С. 1-791.

6 См.: Розенталь М. М, Юдин П. Ф. Указ. соч. С. 188.

7 См.: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1967. Т. 1. С. 1-662.

накопления и создания производств и средств производства, соответственно, без него невозможно существование производства, промышленности и рынка. Существование рыночной экономики создает необходимые условия для появления и развития мелкого и более крупного капитала, который скапливается в руках отдельных лиц или группы лиц. Следует также отметить, что капитализм основан на неизбежном поглощении мелкого капитала более крупным. Подобное поглощение чаще проявляется в период финансово-экономической нестабильности и кризиса. В результате возрастает уровень бедности и появляются крупные транснациональные компании, которые стремятся подчинить себе власть других государств. Соответственно, неизбежно появляется взаимная зависимость власти от частного капитала. Мировой капитализм вынужден вести экономические войны и завоевывать новые рынки и территории. Исторические события прошлых лет также указывают на экономические причины многих войн.

Например, по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шелкового пути. В Анапе находился крупнейший рынок работорговли и мощный морской порт. Для Российской империи победа в Кавказской войне XVIII в. предоставляла возможность не только укрепить и защитить свое государство от постоянных набегов, но и контролировать торгово-экономические маршруты. Война на Кавказе фактически велась не с коренными народами Кавказа, а с Великобританией, Османской империей и Персией. Ранее в разное время за возможность контролировать данные торгово-экономические маршруты между собой воевали Византия, Персия, Волжская Булгария, Хазарский каганат8.

Мировой капитализм и сегодня проявляет неприкрытый интерес к странам, рынок которых представляет какой-либо экономический потенциал. В целях подчинения мировому

капитализму властей этих государств, а также в целях завладения новыми рынками ведутся войны экономического и санкционного характера, поглощаются мелкие капиталы более крупными.

Благодаря социалистическому общественному строю Куба смогла справиться с испытаниями двойной блокады со стороны США. Кубинский социализм как общественный строй показал удивительную устойчивость на протяжении более чем шести десятилетий, меняясь и трансформируясь в соответствии с требованиями времени и стремительно меняющейся мировой реальности9. Аналогичную устойчивость к санкционному давлению со стороны США проявляет Республика Беларусь, которая имеет социально-правовое и демократическое государственное устройство.

Следует отметить, что в свободной рыночной экономике государство является пассивным регулятором, т.к. его участие в управлении экономикой минимально. В свободной рыночной экономике активными ее участниками и регуляторами являются субъекты предпринимательской деятельности, крупные инвесторы и их капиталы. В подобной общественно-экономической модели государственный политический режим направлен на защиту и охрану прав субъектов предпринимательской деятельности, крупных инвесторов и их капиталов. В этой связи антропоцентричность Конституции РФ, при которой человек есть мера всего, представляется второстепенной. На основании изложенного тезис профессора В. В. Лунеева о том, что коррупция стала нашей конституцией, а отсутствие ответственности за нее — повседневной практикой, сегодня приобретает иной смысл10. В своих трудах Ю. Н. Старилов также неоднократно указывает на нереализованность потенциала конституционно-правового регулирования как в прежней редакции Конституции РФ, так и в действующей11.

Субъекты предпринимательской деятельности, инвесторы, иной частный капитал для

Подробнее об этом; Кузнецов И. В. Крепость в степи. Ставрополь, 1987. 542 с. ; Кипкеева З. Б. Потомки Чингизхана в истории Северного Кавказа XVIII—XIX вв. Ставрополь, 2017. С. 64-92 ; Кавказская война // URL: https://encyclopaedia-russia.ru/article/kavkazskaya-vojna (дата обращения: 22.02.2022). См.: Сергеев А. Л. Политико-правовые трансформации экономики в концепции кубинского социализма // Lex russica (Русский закон). 2022. № 2 (183). С. 75.

См.: Лунеев В. В. Настоящей борьбы с коррупцией в России нет // Уголовное право. 2007. № 5. С. 105. См.: Старилов Ю. Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2020. № 1 (40). С. 29 ; Он же. Административные процедуры — неотъемлемая часть законо-

8

9

10

11

достижения цели подчинения власти используют коррупционную модель поведения. Соответственно, частный капитал не заинтересован в реализации эффективных мер, гарантирующих антикоррупционную безопасность. Обеспечение социального благополучия не относится к основным целям частного капитала, т.к. таковыми являются получение прибыли и подчинение власти. В этой связи утверждение К. Маркса о том, что экономика — это базис, а право — это надстройка, является вполне справедливым12. Ю. М. Козлов, Е. С. Фролов в своих трудах также отмечают, что производственные (экономические) отношения не создаются волей и сознанием людей, а определяются экономическим строем данного общества13. Таким образом, представляется очевидным, что при свободной рыночной экономике государственный суверенитет и независимость неизбежно подвергаются атаке как со стороны крупных национальных частных капиталов, так и со стороны международных транснациональных компаний — гигантов. Глубокая интеграция национальной экономики в экономику мирового капитала и транснациональных компаний-гигантов приводит к некой экономической зависимости от политических решений этих государств. В связи с тем, что к основным целям мирового капитализма следует относить подчинение власти и получение прибыли, то и политические решения этих государств будут соответствовать названным целям.

В целях предложения эффективных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, снижение степени возможного влияния мировых и частных капиталов на суверенитет, независимость и власть в России, представляется необходимым раскрыть положительные и отрицательные характеристики актуальных мировых общественно-экономических формаций.

Основные плюсы капитализма: необходимость капитализации ресурсов и наращивания прибыли; необходимость производства товаров и средств производства; необходимость развития промышленности; необходимость существования рыночной экономики.

Основные минусы капитализма: базируется на жажде наживы, алчности и эгоизме;

не предполагает социализацию граждан; низкий уровень морально-нравственных ценностей в обществе; в центре внимания, заботы и правовой охраны государства лица, имеющие капиталы; низкий уровень социального обеспечения; дефицит или отсутствие финансовых средств в региональных и федеральных бюджетах, необходимых для реализации национальных проектов, социального и пенсионного обеспечения; отсутствие собственных средств и орудий производства в органах государственной власти, необходимых для оперативной реализации национальных проектов (строительство объектов инфраструктуры, текущий и капитальный ремонт и т.п.); зависимость органов государственной власти от частных капиталов и инвесторов; ангажированность судебной власти; фактическая эксплуатация труда человека частными капиталами; самоуничтожение путем постоянного поглощения мелких капиталов крупными; неминуемое всеобщее обеднение населения; долговая кредитно-денежная зависимость граждан и регионов; существенная разница между доходами бедных и богатых; правовой нигилизм и общее недоверие к органам власти со стороны населения; капитализация системы общего и высшего образования; капитализация системы дополнительного образования (спорт, творчество, искусство и т.п.); наличие минимального количества социальных лифтов; наличие гражданского или классового противостояния.

Представляется очевидным, что отрицательные характеристики капитализма также являются социально-экономическими причинами возникновения и развития коррупционной деятельности. В связи с наличием бесспорных положительных характеристик капитализма, без которых не представляется возможным эффективно развивать экономику страны, отказ от использования подобной общественно-экономической формации не представляется целесообразным. Таким образом, лучшей и эффективной формой капитализма представляется государственный капитализм. Данная форма предполагает активное регулирование государством рыночной экономики путем создания

дательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2019. № 4 (39). С. 8-27.

12 См.: Маркс К. Капитал. М., 1949. Т. 1. С. 1-530.

13 См.: Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. М., 1986. С. 176.

государственной промышленности, создания производства, орудий и средств производства. Экономическое управление социально значимыми ресурсами и важнейшими объектами жизнеобеспечения граждан должно являться исключительной юрисдикцией государства. При названной общественно-экономической формации государство создает рациональный или разумный, управляемый государственный капитализм, не исключая возможности существования рыночной экономики, конкуренции, частных капиталов и различных форм собственности.

При государственном капитализме государство и регионы имеют возможность накапливать собственные капиталы, создавая собственные национальные резервные фонды. Более того, в подобной общественно-экономической формации власть в целом и отдельные регионы получают независимость от частных инвесторов и капиталов, а также возможность самостоятельно реализовывать крупномасштабные национальные проекты на территории своих субъектов. Кроме того, необходимо отметить, что существование крупномасштабной промышленности, производства и накопление капитала невозможно без эксплуатации человека и эгоизма. С названными пороками капитализма способен справиться лишь социализм, основой которого является разумный эгоизм14 и разумная, рациональная эксплуатация человека, направленная на благополучие гражданина, семьи, общества и государства. В своих трудах Л. Л. Попов совершенно справедливо отмечает, что от господства бюрократической олигархии вполне может погибнуть социализм15.

Основные плюсы социализма: семья является ячейкой общества; крепкие семейные ценности; граждане трудятся на благо человека, семьи, общества и государства; отсутствие правового нигилизма и высокий уровень доверия к органам государственной власти со стороны населения; высокий уровень патриотизма; всеобщее порицание эгоизма как основного порока частного капитализма; высокий уровень социального обеспечения; эффективное сельское хозяйство; доступное, бесплатное и качественное образование; доступные, имеющие низкую стоимость

социально значимые для жизнеобеспечения граждан товары и услуги; отсутствие существенной разницы между доходами бедных и богатых; крепкая и независимая судебная система; отсутствие гражданского или классового противостояния; независимость органов государственной власти от частных капиталов и инвесторов; наличие большого и многообразного количества социальных лифтов; сильная выборная система представителей власти.

Основные минусы социализма: система производства товаров и средств производства монополизирована государством; неорганизованная, слабая система накопления прибыли и обновления орудий и средств производства; отсутствие прозрачной системы капитализации ресурсов и наращивания прибыли; отсутствие свободной рыночной экономики; фактически власть обществу не принадлежит; чрезмерная эксплуатация труда человека органами государственной власти.

Представляется очевидным, что положительные характеристики социализма практически исключают коррупционную модель поведения путем осуществления социально полезной деятельности и минимизации распространения в обществе идей эгоизма. Кроме того, фактическое отсутствие реальной власти у народа не позволяет обществу бороться против чрезмерной эксплуатации государством трудовых ресурсов граждан. С названными отрицательными характеристиками социализма способна справиться лишь демократия, в основе которой лежит народовластие, охрана и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Основные плюсы демократии: власть принадлежит народу; прозрачная выборная система представителей власти; антропо-центричность основных законов; права и свободы человека являются высшей ценностью; защита и охрана прав и свобод человека и гражданина является приоритетной обязанностью государства.

Основные минусы демократии: неспособность противостоять капитализму; зависимость экономики и органов местного самоуправления от частных капиталов и инвесторов; некомпетентность и откровенная

14 Подробнее об этом: Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 2020 ; Розенталь М. М., Юдин П. Ф. Указ. соч. С. 382.

15 Попов Л. Л. Проблемы административных реформ в России // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА). 2018. № 1 (41). С. 28.

«токсичность» чиновников из народа; ангажированность судебной власти; высокий уровень коррупции; правовой нигилизм; наличие минимального количества социальных лифтов; слабая выборная система представителей власти.

На основании изложенного представляется, что производство, промышленность, рыночная экономика, по сути, представляют собой некий уровень экономического развития, которого достигли современные цивилизации. Без капитализма невозможно накопление капиталов, создание крупных производств, промышленности и требуемого количества рабочих мест, а также столь необходимого экономике товарооборота. Демократия без капитализма и экономики не является эффективной. В отсутствие социализма капитализм подавляет любые демократические принципы, в отсутствие демократии социализм подавляет капитализм, тем самым создавая благоприятные условия для самоуничтожения и возврата общества к прежней стадии общественно-экономического развития. Кроме того, социализм способен защищать бизнес и нивелировать коррупционную модель поведения.

Например, в капиталистическом государстве штраф является конечной целью контролирующего органа при выявлении нарушений во время проверки субъекта предпринимательской деятельности. Во время проверки государственными контролирующими органами штраф нередко подменяется взяткой. При социал-демократической форме государственного управления конечной целью контролирующего органа при проверке является соблюдение прав и свобод, а также общественно полезный результат — устранение выявленного нарушения.

Следует отметить, что использование комбинированных форм государственного управления декларирует гарантии экономической и антикоррупционной безопасности для национальных капиталов различных государств. Соответственно, глубокая интеграция других стран в российскую экономику возможна исключительно на принципах социал-демократии, которые смогут гарантировать безопасность их национальным интересам и капиталам.

Таким образом, пассивное участие государства в рыночной экономике, а также неконтролируемая и чрезмерно свободная деятельность частных капиталов в социально важных сферах неизбежно приводит к негативным экономиче-

ским последствиям и существенному снижению уровня антикоррупционной безопасности.

Например, гражданин К. решил реализовать бизнес-проект путем обучения детей футболу. Имея определенный опыт игры в футбол, но не имея соответствующего спортивного и педагогического образования, К. приобрел в коммерческом вузе необходимые документы. К. успешно реализует свой бизнес-проект, имеет контингент около 100 человек и общий доход 300 тыс. руб. при стоимости ежемесячного абонемента 3 тыс. руб.

На первый взгляд данный пример вполне безобиден. В целом бизнес-проект имеет социально полезные цели, несмотря на то, что на начальном этапе личность для самореализации избирает коррупционную модель поведения. На самом же деле бесконтрольность и хаотичное развитие системы дополнительного образования имеет массу негативных социально-экономических последствий: обеднение педагогического состава государственной системы образования; утечка качественных кадров из системы образования; возникновение теневого бизнеса; капитализация системы образования; недоступность детского дополнительного образования для многодетных семей и семей с низким уровнем дохода; дополнительные расходы граждан; отсутствие налоговых и пенсионных отчислений; наличие внутренней теневой экономики; снижение социально полезной мотивации; система государственного образования вынужденно становится рынком вакансий для маргинальных личностей; снижение качества системы образования; коррумпированность системы высшего образования и профессиональной переподготовки; превалирование в обществе негативных ценностных ориентиров и установок (корысть, эгоизм, алчность, зависть и т.п.). Подобные установки зачастую ставятся в пример и передаются следующим поколениям, т.к. благодаря данным установкам и ориентирам личность получила возможность самореализоваться. Выбор коррупционной модели поведения для удовлетворения основных потребностей личности становится повседневной практикой. Необходимо также отметить, что ценностные ориентиры и установки формируются у личности преимущественно в период получения образования, соответственно, качество и профессионализм педагога оказывают прямое или косвенное влияние на итоговое становление личности. Корме того, успешный и выгодный

бизнес-проект вовлекает всё больше граждан, соответственно, растет и количество негативных последствий. Неконтролируемая и нерациональная со стороны государства капитализация социально важных сфер общественной и государственной деятельности приводит к развитию в обществе негативных ценностных ориентиров и установок, которые имеют способность разобщать и разрушать семью, общество и государство. Сегодня существует большое количество подобных примеров неуправляемой капитализации социально важных сфер общественной и государственной деятельности, отдельных институтов или учреждений, которые приводят к аналогичным негативным последствиям. Это система образования, медицина, система общественного транспорта и пассажирских перевозок, строительство жилья, сфера энергоснабжения, сфера ресурсоснаб-жения и др.

Таким образом, отсутствие государственного регулятора в реализации отдельных социально значимых экономических проектов неминуемо приводит к появлению негативных последствий, при которых сегодня далеко не каждый гражданин желает организовывать свой быт на основании социально полезных ориентиров и ставить на первое место интересы семьи, общества или государства. В результате преобладания эгоистических установок и корыстных ориентиров личности, при которых первостепенными являются желания удовлетворять исключительно свои потребности, легко разрушается институт семьи, что приводит к существенному разложению как общества, так и государства.

Необходимо также отметить, что совокупность применяемых мер антикоррупционной безопасности и их эффективность во многом зависят от избранной общественно-экономической формации, в рамках которой формируется правовое поле. Например, в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» сформулировано понятие коррупции, которое представляется весьма неполноценным. В понятие коррупции законодатель включил отдельные виды преступлений, которые уже содержались в отдельных главах Уголовного кодекса РФ: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и «Пре-

ступления против государственной власти и интересов государственной службы». Таким образом, Федеральный закон «О противодействии коррупции» признает незаконными и коррупционными те деяния, которые ранее признал незаконными Уголовный кодекс РФ. По сути, в Федеральном законе «О противодействии коррупции» законодатель круг коррупционных деяний ограничил видами коррупционных преступлений. То есть это злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, взяточничество и т.п. Многие преступления, которые могут быть и являются коррупционными, в данном понятии не учтены. Например, мошенничество, вымогательство, присвоение и растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и т.п. Иная коррупционная деятельность вовсе законодателем не раскрыта. Кроме того, в Федеральном законе «О противодействии коррупции» законодатель существенно ограничил круг лиц, которые могут нести ответственность за коррупционную деятельность. Это либо должностные лица, либо лица, участвующие в подкупе и взяточничестве. В результате если лицо не принимает участия во взяточничестве и не является должностным лицом, но при этом совершает коррупционное деяние, то к уголовной ответственности привлечь его вряд ли удастся. В сложившейся ситуации и к иной ответственности привлечь коррупционера непросто, т.к. ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства также не регламентирована. Федеральный закон «О противодействии коррупции», в том виде, в котором он есть сегодня, является неким щитом для коррупционера. Данный правовой акт не раскрывает всё многообразие и многоликость коррупции. Таким образом, иные коррупционные деяния вовсе не попадают в данные официальной уголовной статистики.

Согласно официальным данным МВД РФ, в 2021 г. около 17,5 % всех зарегистрированных преступлений составили преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления и около 2 % — преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях16.

По данным судебной статистики, в 2020 г. было вынесено 12 669 обвинительных при-

16 См.: Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/28021552/ (дата обращения: 22.02.2022).

LEX RUSSCA

говоров по делам коррупционной направленности17.

Судами общей юрисдикции в 2020 г. по преступлениям против интересов службы в органах власти и местного самоуправления было рассмотрено 3 493 дела. В результате было осуждено 1 964 человека, производство было прекращено в отношении 1 323 человек по различным основаниям18. Таким образом, с учетом прекращенных производств и оправдательных приговоров более чем в 30 % случаев возбужденные уголовные дела не доводятся до логического завершения. Следует также отметить, что существующие меры противодействия коррупции не имеют единообразия, не охватывают все возможные формы коррупционного поведения. Единообразие отсутствует и в профессиональной среде. Процесс идентификации коррупционных преступлений является весьма сложным. Например, в целях возможности отграничения коррупционных от иных преступлений Генеральная прокуратура РФ и МВД РФ издают совместные локальные акты, которые содержат специальный перечень преступлений коррупционной направленности19.

На основании изложенного представляется, что основная проблема предупредительной работы и антикоррупционной безопасности заключается в том, что органы государственной власти не только не применяют всю совокупность мер, которая предложена криминологической наукой, но и не имеют возможности их применить. Это объясняется тем, что многие меры требуют серьезных финансовых вложений, к которым государство попросту не готово. Например, реализация только экономических мер предупреждения преступности предполагает: повышение заработных плат государственным служащим; создание новых рабочих мест, предприятий и производств; обеспечение финансовой стабильности; исключение девальвации национальной валюты и т.п.

Существующий государственно-правовой режим является некой надстройкой для обще-

ственно-экономической формации, которая реализуется цивилизацией, соответственно, антикоррупционная безопасность государства во многом зависит от эффективности национальной экономики. Более того, экономика становится национальной только в том случае, когда деятельность государственных и частных капиталов основана на социально полезных ориентирах и установках.

В этой связи видится эффективным и целесообразным применение комбинированных форм государственного управления. Социал-демократия вкупе с активно управляемой государством рыночной экономикой представляется эффективной и независимой ступенью общественно-экономического развития, к достижению которой движется наша цивилизация. Эффективное применение комбинированных форм государственного управления способно устранить основную совокупность причин, обстоятельств и условий, которые способствуют возникновению, росту и развитию в стране как коррупционной деятельности, так и преступности в целом. Коррупция как явление существует в такой общественно-экономической формации, в которой слабо организованы или отсутствуют социально полезные принципы, ориентиры и установки.

Активное участие государства и регионов в рыночной экономике предоставляет регионам возможность самостоятельно производить товары, осуществлять необходимые услуги и пополнять бюджеты, а также капитализировать средства в региональных национальных резервах. В подобных условиях реализация государственных и региональных национальных проектов путем использования накопленных средств в региональных национальных резервах исключает зависимость от частных капиталов и позволяет государству осуществлять независимую социально-экономическую политику. Комбинированная форма государственного управления создает благоприятные условия для эффективного социально-экономического

17 См.: Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2020 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 22.02.2022).

18 См.: Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в суде первой инстанции. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://http: // www. cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 22.02.2022).

19 См.: указание Генеральной прокуратуры России и МВД России от 24.01.2020 № 35/11/1 «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» (документ опубликован не был).

развития цивилизации. В подобных условиях органы государственной власти, общественные институты и субъекты предпринимательской деятельности солидарно реализуют социально-экономическую политику. Кроме того, именно экономическая самостоятельность, независи-

мость государственной и региональной власти от внешних капиталов вкупе с единой государственной социально-экономической политикой гарантирует антикоррупционную безопасность и дальнейшее социально-экономическое развитие государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дамм И. А. Предпосылки формирования антикоррупционной безопасности РФ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2021. — Т. 14. — № 11. — С. 1690-1709.

2. Кипкеева З. Б. Потомки Чингизхана в истории Северного Кавказа XVIII-XIX вв. — Ставрополь : СКФУ, 2017. — 330 с.

3. Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 247 с.

4. Криминология : учебник для вузов. 4-е изд. / под общ. ред. А. И. Долговой. — М. : Норма, 2010. — 1007 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кузнецов И. В. Крепость в степи. — Ставрополь : Книжное издательство, 1987. — 542 с.

6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 1. — М. : Политиздат, 1967. — 662 с.

7. Лунеев В. В. Настоящей борьбы с коррупцией в России нет // Уголовное право. — 2007. — № 5. — С. 104-108.

8. Маркс К. Капитал. Т. 1. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1949. — 530 с.

9. Маслакова Е. А. Криминология : учебное пособие. — Орел : РАНХиГС, 2014. — 228 с.

10. Попов Л. Л. Проблемы административных реформ в России // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА). — 2018. — № 1. — С. 24-30.

11. Розенталь М. М., Юдин П. Ф. Философский словарь. — М. : Политиздат, 1963. — 544 с.

12. Сергеев А. Л. Политико-правовые трансформации экономики в концепции кубинского социализма // Lex russica (Русский закон). — 2022. — № 2 (183). — С. 64-76.

13. Старилов Ю. Н. Административные процедуры — неотъемлемая часть законодательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». — 2019. — № 4 (39). — С. 8-27.

14. Старилов Ю. Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». — 2020. — № 1 (40). — С. 20-31.

15. Чернышевский Н. Г. Что делать? — М. : Эксмо, 2020. — 448 с.

Материал поступил в редакцию 10 марта 2022 г.

REFERENCES

1. Damm IA. Predposylki formirovaniya antikorruptsionnoy bezopasnosti RF [Prerequisites for the formationof the anti-corruption security theory in the russian federation]. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021;14(11):1690-1709. (In Russ.).

2. Kipkeeva ZB. Potomki Chingizkhana v istorii Severnogo Kavkaza XVIII-XIX vv. [Descendants of Genghis Khan in the history of the North Caucasus of the 18th-19th centuries]. Stavropol: NCFU Publ.; 2017. (In Russ.).

3. Kozlov YuM, Frolov ES. Nauchnaya organizatsiya upravleniya i pravo [Scientific organization of management and law]. Moscow: Publishing House of Moscow State University; 1986. (In Russ.).

4. Dolgova AI, editor. Kriminologiya: uchebnik dlya vuzov [Criminology: textbook for universities]. 4th ed. Moscow: Norma Publ.; 2010. (In Russ.).

5. Kuznetsov IV. Krepost v stepi [Fortress in the steppe]. Stavropol: Book Publishing House; 1987. (In Russ.).

6. Lenin VI. Polnoe sobranie sochineniy The complete works. Vol. 1. Moscow: Politizdat Publ.; 1967. (In Russ.).

7. Luneev VV. Nastoyashchey borby s korruptsiey v Rossii net [There is no real fight against corruption in Russia]. Criminal Law. 2007;5:104-108. (In Russ.).

LEX IPS«

8. Marx K. Kapital [Capital]. Vol. 1. Moscow: State Publishing House of Political Literature; 1949. (In Russ.).

9. Maslakova EA. Kriminologiya: uchebnoe posobie [Criminology: a textbook]. Orel: RANEPA Publ.; 2014. (In Russ.).

10. Popov LL. Problemy administrativnykh reform v Rossii [Problems of administrative reforms in Russia]. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2018;1:24-30. (In Russ.).

11. Rosenthal MM, Yudin PF. Filosofskiy slovar [Philosophical Dictionary]. Moscow: Politizdat Publ.; 1963. (In Russ.).

12. Sergeev AL. Politiko-pravovye transformatsii ekonomiki v kontseptsii kubinskogo sotsializma [Political and legal transformations of the economy in the concept of Cuban socialism]. Lexrussica. 2022;2(183):64-76. (In Russ.).

13. Starilov YuN. Administrativnye protsedury — neotemlemaya chast zakonodatelstva o gosudarstvennom i munitsipalnom upravlenii: problemy teorii, praktiki i zakonotvorchestva [Administrative procedures are an integral part of the legislation on state and municipal administration: problems of theory, practice and lawmaking]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2019;4(39):8-27. (In Russ.).

14. Starilov YuN. Gosudarstvennoe upravlenie v sisteme edinoy publichnoy vlasti: terminologicheskiy itog konstitutsionnoy reformy [Public administration in the system of unified Public Authority: terminological outcome of the constitutional reform]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2020;1(40):20-31. (In Russ.).

15. Chernyshevsky NG. Chto delat? [What should be done?]. Moscow: Eksmo Publ.; 2020. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.