Берта ТУАЕВА, Елизавета МАКИЕВА
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ГОРОДА В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
В статье рассматриваются факторы формирования социокультурной среды северокавказского города в конце XIX - начале XX в. на примере деятельности добровольных негосударственных ассоциаций культурно-просветительской направленности.
The factors of formation of the socio-cultural environment of the North Caucasus city in the end of the 19th - at the beginning of the 20th century are considered on the example of the activity of voluntary associations of cultural and educational orientation.
Ключевые слова:
Северный Кавказ, пореформенный период, городская среда, новации и традиции, культурно-просветительские общества; North Caucasus, post-reform time, urban environment, innovations and traditions, cultural and educational societies.
ТУАЕВА
Берта
Владимировна — д.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО — Алания
МАКИЕВА
Елизавета Георгиевна — соискатель СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева [email protected]
В конце XIX — начале XX в. в провинциальных городах доста -точно интенсивно шло формирование социокультурной среды как сферы существования и взаимодействия новаций и тради -ций. Северокавказские города оказывали разностороннее влияние на культурное развитие народов региона, привнося в него новые черты, отражающие те общие сдвиги, которые происходили в рус -ской и мировой культуре. Подъем культуры вел к объединению сил интеллигенции, к созданию различных добровольных негосудар -ственных просветительских, культурных, благотворительных объе -динений и клубов, организаций и кружков.
Особый вклад в этот процесс вносили культурно - просветительские общества. Одно из первых таких обществ возникло в Терской области. Оно было зарегистрировано как Общество по устройству народных чтений в городе Владикавказе и Терской области. Наряду с театральными, художественными, литературно -драматическими, артистическими обществами, предложение об организации публичных чтений неоднократно высказывали жители города через прессу: «В нашем Владикавказском обществе есть все необходи -мые условия для того, чтобы публичные чтения приобрели в его среде такое же право гражданства, как концерты и спектакли. У нас есть немало представителей ученого сословия, окончивших курс в университете, есть много специалистов военного дела, медицины, общественной гигиены, сельского хозяйства, промышленности, торговли и т.п. Все эти представители науки и практических знаний не откажутся хоть изредка делиться с публикой наиболее практиче -скими и пригодными для жизни выводами своей науки... Из сотни молодых и старых людей, убивающих теперь бесцельно свою жизнь в различного рода грубых удовольствиях, по крайней мере десятки воспользуются ими с выгодой для себя и общества»1.
В июле 1870 г. инициативная группа получила разрешение началь -ника Терской области проводить публичные чтения по средам и субботам в зале городского общественного управления. Тематика предлагаемых лекций была разнообразной: «О новой судебной реформе» (лектор И.И. Евлахов), «О крови и кровообращении» (лектор К.С. Козловский), «Об электричестве статистическом» (лектор Х.С. Антонов) и др.2 Все проводимые лекции были благо -
1 Статьи неофициальной части «Терских Ведомостей», 1870, с. 3.
2 Там же, с. 361.
творительными, сбор с них был использо ван в пользу бедных горожан.
В 1890 г. по инициативе небольшого круга лиц из интеллигентных представи телей города были предприняты первые попытки учреждения Общества народ ных чтений. Согласно Уставу (утвержден ному министром народного просвещения Боголеповым 24 июля 1899 г.), цель его заключалась в «развитии религиозно нравственных и патриотических чувств в народе, а также сообщение ему общеобра зовательных и полезных сведений по всем отраслям знания1. Председателем его стал известный лектор Г.Г. Тер - Барсегов.
Для достижения поставленных целей Общество по устройству народных чтений обязывалось по воскресным и празднич ным дням организовывать мероприятия с привлечением различных наглядных посо бий, использованием кинематографа. Оно имело несколько аудиторий: в женской прогимназии, в городской управе, в мещан ском и Николаевском училищах. В 1903 г. была открыта аудитория в Пушкинском училище, в 1906 г. — в Молоканской и Курской слободках. Лекционная деятельность была рассчитана на разные категории горожан. В программу входило чтение про -изведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других русских и зарубежных авторов, беседы на духовно - нравственные темы, лекции по общественно политическим и экономическим вопросам, по странове дению, по профилактике инфекционных заболеваний и т.п. Правление Общества устраивало чтения и на осетинском языке: врач Беликов во Владимирской слободке читал лекции о чуме и других инфекцион ных заболеваниях, горожанин Амбалов — о роли кооперативов2. Среди осетин было немало популярных лекторов. Местная пресса публиковала восторженные отзывы о лекциях И.В. Баева по биологическим, социально хозяйственным и нравственно религиозным аспектам брака, о мисти цизме, поэзии, сбор с которых шел в пользу Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области3. По просьбе различных промыш -ленных предприятий читались лекции для рабочих и мастеровых. Общество открыло
1 Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания (ЦГА РСО -А), ф. 199, оп. 1, д. 5, л. 7.
2 Терские Ведомости, 1914, № 112.
3 Терские Ведомости, 1913, № 64; 1916, № 74.
бесплатную библиотеку -читальню на Базарной площади.
В членах Общества могли состоять в «неограниченном количестве» лица, достигшие совершеннолетия, «обоего пола, христианских исповеданий». К 1909 г. в списках Общества значился 81 чел.4 Это были передовые люди, пред -ставляющие разные национальности и социальные слои горожан. Почетным членом являлся Г.Г. Тер - Барсегов, дей -ствительными — М.М. Архангельский, Г.А. Вертепов, Н.Г. Гасумянц, В.Г. Грозмани, М.А. Караулов, А.А. Микеладзе, И.И. Тус -каев, Л.А. Сидамонов, Н.Н. Шмидт, Е.И. Попов и др.5
Отчеты о регулярно проводимых меро приятиях Общества публиковались в местных печатных изданиях. Данные за 1907—1908 гг. фиксируют 79 аудито -рий по Терской области. Среди них зна чатся 25 владикавказских аудиторий, в слободе Нальчик — аудитория горской и церковно приходской школ, в городе Моздоке — 5- классного училища, в городе Георгиевске — резервного бата-льона и горского училища, аудитория в городе Кизляре, в Михайловской немец кой колонии, в Пятигорском обществе пособия бедным и в отделении «Союза русского народа», в городе Грозном, в Кисловодском обществе пособия бедным и в других «станицах, городах, селениях и слободах»6. В трех бесплатных владикав -казских аудиториях Общества — в женской прогимназии, Пушкинской аудитории и на Курской слободке при Вознесенской церковно - приходской школе — в тече -ние этого периода было устроено «114 чтений: по естествознанию, географии, русской истории, литературе и по брошю рам духовно нравственного содержания». Одни чтения предназначались для взрос лых, другие — для детей. Чтения посетили 13 700 чел., из них преобладающее боль -шинство составляли дети.
В 1911 г. в читальне и в аудитории Пушкинского училища были установлены сцены для постановки спектаклей с целью «дать народу разумное и дешевое развле чение». Члены Общества ставили пьесы
4 Отчет о деятельности Общества по устройству народных чтений в г. Владикавказе и Терской области за 1907—1909 гг. — Владикавказ, 1909, с. 25.
5 Там же, с. 24-25.
6 Там же, с. 3-5.
А. Островского, М. Горького, Н. Гоголя и других известных писателей.
Со временем в структуре Общества сформировались 6 отделов — духовный, литературный, исторический, географиче ский, естествоведческий и медицинский. В 1911 — 1912 гг. было организовано 1 083 мероприятия, привлекших 138 566 слушателей. Столь эффективная деятельность поощрялась субсидиями от администра ции. По инициативе Общества было при нято решение о строительстве Народного дома, в котором бы располагались сцена, аудитория, библиотека, областной музей1. Газеты сообщали о закладке здания Народного дома. Свидетелями этой акции были представитель начальника Терской области, его супруга Н.Я. Флейшер, городской голова Г. Баев, директора и учи теля местных учебных заведений, пред ставители общественных организаций, горожане; было совершено молебствие и закладка здания2.
В мае 1914 г. Общество обратилось к областной администрации с просьбой вне -сти дополнительный пункт в свой Устав — право приобретать в собственность или аренду движимое и недвижимое имуще -ство. Речь шла о Народном доме, который в случае закрытия Общества должен был перейти Владикавказскому городскому самоуправлению для тех же целей3.
Важная роль в просветительском деле Ставропольской губернии отводилась Обществу для содействия распростране нию народного образования, действовав шему в Ставрополе с 1878 г. Обществом организовывались народные чтения. Чтения играли важную роль в просвеще -нии и идеологическом воспитании насе ления. В 1899—1901 гг. их посетило около 5 000 чел. Для пополнения кассы обще ством устраивались народные гуляния с беспроигрышной лотереей4.
3 марта 1908 г. комиссия народных чтений
1 История Владикавказа (1781-1990 гг.) : сборник документов и материалов. - Владикавказ, 1991, с. 305.
2 Там же, с. 305; Терские Ведомости, 1906, № 36; 1915, № 36.
3 ЦГА РСО - А., ф. 199, оп. 1, д. 533, л. 1-3.
4 Отчет Общества для содействия распростра нению народного образования в г. Ставрополе за 1880-1881 уч. год. - Ставрополь, 1882, с. 2; Отчет общества образования в г. Ставрополе за
1899-1900 уч. год. - Ставрополь, 1901, с. 41; Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), ф. 101, оп. 4, д. 3425, л. 59.
была преобразована в Майкопский народ ный университет с целью распространения знаний среди населения. К 1910 г. было прочитано 35 лекций, которые прослушало 11 050 чел. В этом же году при народном университете были организованы вечерние курсы для взрослых. Но потом деятель ность народного университета, не получая поддержки, пошла на убыль.
Просветительские общества охватывали большой круг интересов. Свою деятель ность они направляли на изучение края, народных традиций, на распространение полезных знаний в различных областях жизнедеятельности общества: сельском хозяйстве, экономике, медицине и т.п. Также прививались новомодные культур ные развлечения, светское времяпрепро вождение. Они способствовали объедине нию большого круга единомышленников.
Общество изучения Северо Кавказского края, имея широкую аудиторию в просве тительском деле, располагало многочис ленными способами донесения инфор мации. Члены Общества устраивали выставки, собрания, благотворительные акции, где заслушивались доклады и сооб щения по различной тематике.
Позднее подобное общество возникает в городе Моздоке Терской области, хотя и с меньшим охватом единомышленников. Зарегистрировано оно было как Кружок изучения Северного Кавказа5.
Деятельность негосударственных культурно просветительских и других добровольных организаций стала неотъем -лемой частью общественной и культурной жизни России, в т.ч. и Северо - Кавказского региона, чрезвычайно пестрого по этниче скому составу населения. Общественные инициативы стали формой локальной коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов, осуществления назревших потребностей.
Подводя общий итог, можно утверждать, что многообразные формы функциониро -вания добровольных негосударственных объединений свидетельствовали о доста -точно высокой степени активности про винциальной общественности, формиро -вавшей единое поликультурное и социо -культурное пространство российского государства.
5 Кружок изучения Северного Кавказа. -Моздок, 1917, с. 1-7.