Научная статья на тему 'Общественная оценка состояния безопасности образовательной среды школы как социально-психологическая проблема'

Общественная оценка состояния безопасности образовательной среды школы как социально-психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION / SAFETY / SCHOOL ENVIRONMENT / HUMANITARIAN EXPERTISE / PUBLIC ASSESSMENT / MONITORING IN EDUCATION / PUBLIC ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Лариса Альфисовна

В работе рассматривается проблема участия общественности, рассматриваемой как группы людей, взаимосвязанной с деятельностью системы образования, в обеспечении безопасности образовательной среды школы. На основе теоретического анализа работ выявлено, что участие общества в оценке качества образования и состояния от дельных характеристик образовательной среды школы является неотъемлемой составляющей модернизации системы образования и реализации инновационных процессов в современной школе. На основе анализа исследований в области оценки качества образования, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинговых исследований в образовании, выявлено, что общественная экспертиза и мониторинг состояния безопасности образовательной среды школы могут выступать механизмом повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Assessment of School Educational Environment Safety as a Social and psychological Problem

This paper deals with the problem of public participation in its relation to the education system ensuring the safety of the educational environment of the school. Based on the theoreti cal analysis it is claimed that public participation in the evaluation of the quality of education and the state of the individual characteristics of the educational environment of the school is an integral part of the modernization of the education system and the implementation of innovative processes in the modern school. Based on an analysis of studies in the field of assessment of quality of education, social and professional expertise, and monitoring in education, it is ar gued public examination and monitoring of the safety of the educational environment of school can be regarded as a mechanism for increasing the effectiveness of the security the subjects of education.

Текст научной работы на тему «Общественная оценка состояния безопасности образовательной среды школы как социально-психологическая проблема»

15. Rossijskoe obshchestvo mezhdu mifom i religiej. Istoriko-sociologicheskij ocherk. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. 228 s.

16. Soldatova G U. Psihologija mezhetnicheskoj naprjazhennosti. M.: Smysl, 1998. 386 s.

17. Stroev S. K voprosu o tsivilizatsionnom krizise. — http://anti-glob.narod.ru/st/stroev.htm — Data obrashchenija: 16.02.2013.

18. Chaadaev P. Ja. Poln. sobr. soch. i izbr. pis'ma. M., 1991. T. 1. S. 324-326.

19. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii. M., 1993. T. 1. S. 345-388.

20. Shchepanovskaja E. M. Arhetipy Rossii // Metodologija i metody istoricheskoj psihologii: Materialy XXVI Mezhdunar. nauchn. konferentsii 14-15 dek. 2009. SPb., 2009. S. 58-64.

21. Wertsch J. V., Karumidze Z. Spinning the past: Russian and Georgian accounts of the war of August 2008, Memory Studies. 2009 2(3). P. 337-391.

22. WierzbickaA. Understanding Cultures through Their Key Words. New York, 1997. S. 142-143.

Л. А. Гаязова

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

(Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №12-06-00692).

В работе рассматривается проблема участия общественности, рассматриваемой как группы людей, взаимосвязанной с деятельностью системы образования, в обеспечении безопасности образовательной среды школы. На основе теоретического анализа работ выявлено, что участие общества в оценке качества образования и состояния отдельных характеристик образовательной среды школы является неотъемлемой составляющей модернизации системы образования и реализации инновационных процессов в современной школе. На основе анализа исследований в области оценки качества образования, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинговых исследований в образовании, выявлено, что общественная экспертиза и мониторинг состояния безопасности образовательной среды школы могут выступать механизмом повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности субъектов образования.

Ключевые слова: образование, безопасность, образовательная среда школы, гуманитарная экспертиза, общественная экспертиза, мониторинг в образовании, общественная оценка, качество образовательных услуг.

L. Gayazova

Public Assessment of School Educational Environment Safety as a Social and psychological Problem

This paper deals with the problem of public participation in its relation to the education system ensuring the safety of the educational environment of the school. Based on the theoretical analysis it is claimed that public participation in the evaluation of the quality of education and the state of the individual characteristics of the educational environment of the school is an integral part of the modernization of the education system and the implementation of innovative processes in the modern school. Based on an analysis of studies in the field of assessment of quality of education, social and professional expertise, and monitoring in education, it is argued public examination and monitoring of the safety of the educational environment of school

can be regarded as a mechanism for increasing the effectiveness of the security the subjects of education.

Keywords: education, safety, school environment, humanitarian expertise, public assessment, monitoring in education, public assessment of the quality of education.

Обеспечение безопасности детей является важнейшей задачей на всех уровнях общественной жизни; ее приоритетность и необходимые действия по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей и подростков, отражены в концепции Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указе «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы». Несмотря на то, что данная проблема и ее важнейшая составляющая — обеспечение безопасности образовательного пространства для подрастающего поколения — является актуальным направлением теоретических и прикладных исследований последних десятилетий, уровень рисков и количество ситуаций нарушения безопасности детей и подростков в современной школе продолжает оставаться на недопустимом уровне.

В подтверждение этого можно привести множество исследований, свидетельствующих о фактах физического и психологического насилия, преследования по национальным и социально-экономическим признакам детей и подростков в образовательной среде школы, статистику о самоубийствах и иных проявлениях аутоагрессивного поведения среди подростков и молодежи. В частности, в рамках пилотного проекта, реализованного в 2012 году в Москве и направленного на апробацию методики мониторинга безопасности образовательной среды, более 9% опрошенных подростков сообщили о фактах торговли на территории образовательного учреждения наркотиками, до 3% опрошенных респондентов готовы попробовать психоактивные вещества, если им представится такая возможность; до 9% учащихся сталкивались с фактами проявле-

ния насилия и жесткого обращения в школе со стороны одноклассников и учителей, 5,5% опрошенных подростков подвергались или подвергаются кибербуллингу; более 3% старшеклассников участвовали в течение учебного года в митингах социального протеста; крайне малая доля учащихся (менее 10%) готова обратиться в ситуациях нарушения их безопасности в школе за помощью к сотрудникам образовательного учреждения. По данным института им. Сербского, ежегодно кончают жизнь самоубийством 200 детей возрастной группы от 10 до 14 лет, 1800 подростков возрастной группы от 15 до 19 лет; ежегодно каждый 12-й подросток совершает попытку самоубийства.

В целом актуальность исследуемой темы обусловлена следующими группами социальных, психологических и организационно-управленческих факторов: это высокий уровень и разнообразие социальных проблем современного общества (уровень преступности, различные формы зависимости, безработица и др.), преобразующихся в непосредственные риски по отношению к благополучию и развитию детей и подростков; недостаток междисциплинарных исследований, направленных на выработку комплексных подходов к обеспечению безопасности образовательной среды с учетом активности субъектов образования. Сюда же относится и высокий уровень уязвимости детей и подростков под воздействием рисков нарушения безопасности в образовательной среде школы (физическое и психологическое насилие, наркомания, вовлечение в противоправную деятельность, иные риски) с наиболее тяжелыми последствиями для их здоровья и качества дальнейшей жизни. В частности, было доказано, что психологическое благополучие подростков

тесно связано с уровнем психологической безопасности образовательной среды; среда с высокими показателями психологической безопасности обусловливает эмоциональный комфорт, уверенность в себе и в своих возможностях, более высокий уровень познавательной активности детей и подростков [2].

Перечисленное выше говорит о необходимости выработки стратегий и механизмов снижения уровня опасностей и создания безопасного пространства для подрастающего поколения с учетом существующих противоречий. В качестве одного из направлений в решении этой проблемы представляется возможным рассмотреть привлечение потенциала общественности — группы людей, взаимосвязанной с деятельностью системы образования — к участию в обеспечении безопасности образовательной среды школы. Такое участие может быть реализовано при помощи разработки и реализации стандартизированных программ психо-лого-педагогического сопровождения безопасности среды школы, основанных на субъектном подходе, а также через создание механизмов общественной оценки состояния безопасности образовательной среды школы и эффективности реализуемых мероприятий.

Цель работы заключалась в изучении существующих социально-психологических и педагогических подходов, связанных с проблемой общественной оценки качества образования, и в теоретической проверке предположения о том, что участие общественности в управлении обеспечением безопасности образовательной среды школы может выступать условием повышения уровня ее безопасности. Рассмотрим основные предпосылки, подтверждающие правомерность выдвинутого предположения.

Первый момент, который хотелось бы отметить, связан с общими позициями, отраженными в программах развития сферы образования. Так, например, в Долгосрочной целевой программе «Приоритетные на-

правления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы» утверждается, что управление современной системой образования «... предполагает развитие процессов децентрализации управления образованием, развитие образования как открытой образовательной системы, включение через создание государственно-общественных структур заказчиков образовательных услуг в управление образованием и процедуры оценки качества образования» [5, с. 11].

Анализ документов, связанных с развитием образования в целом [7; 11], показывает, что модернизация системы общего образования требует создания новых подходов к организации системы управления и функционирования образовательных институтов; одним из существенных особенностей процесса модернизации является привлечение общества к управлению, в том числе к управлению системой образования, через участие граждан в оценке качества образовательных услуг и эффективности системы образования в целом.

Согласно данным Э. Н. Рычихиной, важной составляющей управленческой деятельности и условием повышения ее эффективности являются мониторинговые исследования состояния различных параметров объекта управления. Данное утверждение в полной мере относится и к сфере образования, и именно здесь возможность участия заинтересованных сообществ в оказании влияния на процессы развития образования может быть реализована в полной мере [10].

Поскольку мы рассматриваем участие общества через оценку параметров безопасности образовательной среды школы, остановимся на ряде исследований, связанных с проблемой экспертной оценки и мониторинговых исследований в образовании как составляющих процесса управления образованием. Анализ показал, что многие исследователи рассматривают общественную оценку состояния различных парамет-

ров образовательной среды как необходимое условие инноваций в образовании.

В работе Е. В. Рачковой, М. Н. Мельниковой, посвященной проблеме анализа инновационных проектов в образовании, отмечается, что ведущим основанием программы инновационного образования является принцип деятельности, согласно которому предполагается активная деятельность субъекта образовательного процесса по освоению материала, но никак не простая передача ученику суммы знаний. Потребность в мониторинге изменений, происходящих в рамках инновационной образовательной деятельности, является показателем зрелости и глубины программы. Еще один важный аспект, согласно авторам работы: инновационная образовательная деятельность отличается тем, что она отвечает на «глубинные общественно-гражданские потребности», выявляет их содержание и позволяет, в свою очередь, оказывать влияние на их развитие [1, с. 39].

Экспертиза в образовании рассматривается как способ изучения инновационных процессов с целью выявления их потенциала развития. Г. А. Мкртычян связывает задачи экспертизы с необходимостью оценки процессов, механизмов, средств и, что важно для нашего исследования, возможностей управления развитием образования. В число целей экспертизы входит создание информационной основы для принятия управленческих решений, связанных с развитием образования [8].

Представляется возможным дополнить выделенные в работе три группы заказчиков экспертизы в образовании — представители территориальных органов управления образованием, руководители и педагоги образовательных учреждений и отдельные группы педагогов и ученых, работающих в сфере образования, — еще одной группой, влияние которой не может быть не учтено в реалиях современного мира. Родительская общественность, как группа людей, непосредственно заинтересованная в качестве обра-

зовательных услуг и перспективных результатах образовательного процесса, может выступать инициатором и, в некоторых случаях, исполнителем оценки состояния образовательной среды школы.

Иванов Д. А., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н., изучая особенности общественно-государственной экспертизы экспериментальных площадок и инноваций в образовании, подчеркивают принадлежность экспертизы в образовании именно к проблематике развития и изменений в образовательном процессе, соответствующих современным требованиям; защищается идея об общественно-государственном характере экспертизы и необходимости открытости и прозрачности подбора экспертов и самой процедуры оценки.

В числе основных принципов экспертизы экспериментальных площадок в образовании первым называется именно общественно-государственный характер экспертизы, что подразумевает участие как представителей государственной власти, так и представителей профессионального сообщества, людей, компетентных в различных областях науки, культуры и образования, ученых и т. д. Отмечен авторами и тот факт, что проведение экспертизы специально организованными постоянно действующими экспертными советами далеко не всегда эффективно в силу нестандартного, инновационного предмета оценки [6].

В. А. Викторов, рассматривая проблему мониторинга в контексте системы общественно-государственной оценки деятельности образовательных учреждений, утверждает, что общественная оценка — ключевой показатель развития социального комплекса страны и оптимальная обратная связь в системе управления должна строиться на совмещении показателей мнения общественности и индикаторов государственной оценки. «Система образования как важнейший социальный институт может и должна применять рейтинг общественного мнения при лицензировании деятельности

учреждений образования, аттестации педагогических кадров. Объективная и репрезентативная призма общественных оценок качества образовательных услуг — стержень модернизации системы образования, так как система образования должна служить обществу, а не наоборот» [9; 3, с. 3].

Привлечение образовательного сообщества к соуправлению сферой образования может быть реализована через мониторинговые исследования, через привлечение общественности к экспертизе составляющих образовательного процесса, и все это становится принципиальным, по мнению В. А. Викторова, условием успешности развития современной школы. Для анализа результатов общественной оценки и повышения его репрезентативности и объективности требуется привлечение квалифицированных специалистов. Таким образом, общественная оценка, рассматриваемая совместно с индикаторами государственной оценки, является условием построения эффективной системы управления в любой сфере социальной деятельности, в образовании — в том числе.

Далее рассмотрим соотношение проблемы общественной оценки образовательной среды и обеспечения безопасности образовательной среды школы. Анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований [4], связанных с обеспечением безопасности образовательной среды школы, показал значительное разнообразие в понимании и подходах как к определению и содержанию модели безопасности образовательной среды школы, так и к методам и технологиям ее обеспечения в локальной образовательной среде общеобразовательного учреждения. В частности, было выявлено, что имеется ограниченность подходов, когда безопасность определяется через отсутствие ситуаций ее нарушения, отсутствие на территории школы запрещенных веществ, насилия, травм и т. п. Широкая вариативность представлений и взглядов различных исследователей включает как дихотомическую модель, когда рассматри-

ваются физические и социальные параметры среды, так и модели, содержащие сложную структуру со множеством элементов; распространенные попытки решения комплексной задачи по обеспечению безопасности образовательной среды школы отдельными мероприятиями вне системного подхода.

Эффективная система обеспечения безопасности образовательной среды школы, по нашему мнению, может быть сформирована только в соответствии с такими базовыми принципами, как:

- реализация комплексного подхода, объединяющего деятельность различных территориальных органов власти, имеющего отношение к таким аспектам безопасности, как физическая, антитеррористическая и противопожарная защищенность образовательного учреждения, продажа и употребление психоактивных веществ, нарушение дисциплины и правопорядка, вовлечение детей и подростков в противоправную деятельность и др.;

- интеграция междисциплинарных разработок и достижений в области профилактики нарушений безопасности образовательной среды школы и устранения негативных последствий кризисных ситуаций;

- создание условий для активного участия в обеспечении безопасности образовательной среды школы самих участников образовательного процесса — детей и подростков, их родителей, педагогов и администрации школы;

- создание механизмов участия общественности в управлении системой обеспечения безопасности образовательной среды школы через общественную оценку и контроль состояния безопасности образовательной среды школы и эффективности проводимых мероприятий.

Таким образом, предполагается несколько направлений работы, обеспечивающей повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды школы. Часть из них связана с интеграцией существующих достижений в об-

ласти организационных и психолого-педа-гогических аспектов обеспечения безопасности образовательной среды школы с учетом субъектно-деятельностного подхода, часть — с разработкой моделей и технологий общественной оценки безопасности образовательной среды школы.

Эффективность обеспечения безопасности образовательной среды школы зависит от возможности использовать при принятии управленческих решений наиболее полную, актуальную информацию о различных аспектах безопасности и о состоянии безопасности образовательной среды школы в целом. Такая задача может быть решена через создание системы, обеспечивающей реализацию механизма обратной связи между принятием управленческого решения и потребителями образовательных услуг общеобразовательного учреждения. Средствами реализации такого механизма могут выступать мониторинговые и экспертные оценки состояния безопасности образовательной среды школы.

Реализация предлагаемого подхода будет способствовать достижению таких результатов, как расширение теоретических знаний в области обеспечения безопасности образовательной среды школы, связанное с использованием интегративного подхода, аккумулирующего идеи и разработки, существующие в рамках различных дисциплинарных областей научного знания; получение новых научных знаний о представлениях субъектов образовательной среды о ее безопасности и направлениях деятельности по повышению уровня безопасности образовательной среды школы; теоретическое и методологическое обоснование принципов и путей создания и реализации механизма участия общественности в управлении безопасностью образовательной среды школы через создание механизма обратной связи и его реализации в технологии общественной оценки состояния безопасности образовательной среды школы и эффективности по ее обеспечению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитика и экспертиза инновационных проектов / Сост.: Е. В. Рачкова, М. Н. Мельникова. М.: Эврика, 2003. 80 с.

2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее пси-холого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3.

3. Викторов В. А. Деятельность мониторинговой службы в системе общественно-государственной оценки деятельности образовательных учреждений: Методические рекомендации / Авт.-сост. В. А. Викторов. М.: МГПУ, 2008. 46 с.

4. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2011. № 142. С. 27-32.

5. Долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы».

6. Иванов Д. А., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1998.

7. Концепция Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

8. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. 182 с.

9. Мониторинговая общественная оценка деятельности средних общеобразовательных учреждений: Методическое пособие / Авт.-сост. В. А. Викторов. М.: МГПУ, 2008. 218 с.

10. Рычихина Э. Н. Мониторинг в системе социального управления муниципальным образованием: Дис. ... д-ра социол. наук. М., 2010. 321 с.

11. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

REFERENCES

1. Analitika i jekspertiza innovacionnyh proektov / Sost.: E. V. Rachkova, M. N Mel'nikova. M.: Evrika, 2003. 80 s.

2. Baeva I. A., Gajazova L. A. Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy shkoly i jeje psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie PSYEDU.ru 2012. № 3.

3. Viktorov V A. Dejatel'nost' monitoringovoj sluzhby v sisteme obshchestvenno-gosudarstvennoj otsenki dejatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij: Metodicheskie rekomendatsii / Avt.-sost. V. A. Viktorov. M.: MGPU, 2008. 46 s.

4. Gajazova L. A. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i jeje psihologicheskoe soprovozhdenie // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. SPb., 2011. № 142. S. 27-32.

5. Dolgosrochnaja tselevaja programma «Prioritetnye napravlenija razvitija obrazovanija Leningradskoj oblasti na 2011-2015 gody».

6. Ivanov D. A., Ivanova E. L., Shestakova I. G., Tubel'skij A. N. Obshchestvenno-gosudarstvennaja eksper-tiza eksperimental'nyh ploshchadok i innovatsij v obrazovanii. M., 1998.

7. Kontseptsija Dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitija Rossijskoj federatsii na period do 2020 goda (Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r).

8. Mkrtchjan G A. Psihologija ekspertnoj dejatel'nosti v obrazovanii: Teorija. Metodologija. Praktika: Monografija. N. Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj tsentr, 2002. 182 s.

9. Monitoringovaja obshchestvennaja otsenka dejatel'nosti srednih obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: Metodicheskoe posobie / Avt.-sost. V. A. Viktorov. M.: MGPU, 2008. 218 s.

10. Rychihina Je. N. Monitoring v sisteme sotsial'nogo upravlenija munitsipal'nym obrazovaniem: Dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M., 2010. 321 s.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. N 761 «O Natsional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017gody».

Е. Б. Лактионова

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩЕГОСЯ КАК СУБЪЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с проблемой психологической экспертизы образовательной среды, обязательной составляющей которой является анализ влияния образовательной среды на развитие личности ученика. Раскрывается взаимосвязь показателей психологических характеристик образовательной среды и личностного развития учащихся. Обосновывается совокупность показателей личностных характеристик, определенных в качестве критериев психологической экспертизы образовательной среды для оценки эффективности личностного развития (или качеств личности) выпускника.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая экспертиза, комфортность образовательной среды, толерантность, смысложизненные ориентации, субъект-ность, волевой потенциал, креативность, направленность личности в общении, стратегии совладающего поведения.

Е. Laktionova

Personal Development of the Pupil as the Subject of Psychological Examination of the Educational Environment

The issues of psychological examination of the educational environment are discussed. It is argued that an obligatory component of psychological examination is the analysis of the in-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.