Таблица 5.
Как Вы считаете, каких внешнеполитических ориентиров должен придерживаться новый Президент РФ? (один ответ), %
Укрепления позиций на постсоветском пространстве 28
Интеграции России в Европу 17
Сближения с новыми экономическими лидерами: Китаем, Индией, Бразилией 17
Укрепления стратегического партнерства с США 9
Затрудняюсь ответить 29
Данные ВЦИОМ, февраль 2008 г.
акцентирует свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с уровнем жизни россиян.
Можно ли сказать, что запросы элит, различных политических групп и ожидания населения совпадают? В широком смысле — да. Желание видеть Россию богатой, сильной и мирной объединяет и примиряет всех. В понимании же приоритетов неизбежны расхождения и противоречия. Ожидания населения и бизнеса, населения и политических групп при иных условиях могли бы разойтись в разные стороны достаточно далеко.
Склонность элит к манипуляциям и стремление выдавать свои интересы за интересы всего общества в современной России в значительной степени нейтрализуются. Но не политической культурой или зрелостью этих элит, а верховной исполнительной властью, которая минимизирует расхождение между объективными запросами общества и запросами политических и экономических классов. Если бы власть в России не была достаточно сильной и централизованной, она не смогла бы выполнить эту функцию. Это хорошо понимают элиты. Это хорошо чувствует народ. Поэтому запрос на сильное и экономически успешное государство являет интегрирующим ожиданием всего российского общества.
Mikhail Bokov analyses what the Russian public expects from the newly elected President of the country. He structures these expectations by various ideological and political groups in the society/ and also compares the general public views with the expectations of the elite. He comes to the conclusion that the combining demand is to develop strong, socially oriented and economically successful state.
Е.А. Кулагина ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ ЦИК РФ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2007 Г.
Избирательная кампания 2007 г. стала пятой по счету в истории постсоветской России. За последние 15 лет в политическом и правовом сознании населения произошли большие изменения, связанные со сложным процессом адаптации к новым социально-политическим и экономическим реалиям. Однако
КУЛАГИНА Екатерина Анатольевна — руководитель отдела прикладных политических исследований ВЦИОМ.
эти изменения нельзя пока назвать кардинальными, многие из них есть не что иное, как продолжающие существовать в видоизмененных формах стандарты электорального поведения советского периода.
Неудачная реализация экономических реформ, вызвавшая резкое падение уровня жизни значительной части граждан, привела их к разочарованию и в существующем политическом режиме, и в демократии как таковой. Это способствовало неуклонному снижению доверия к власти и отстранению населения от демократических институтов. Стабилизация социально-экономической ситуации в стране позволила приостановить данный процесс, однако восприятие выборов с точки зрения понимания их важности и значимости для жизни страны и ее граждан, возможности участвовать в управлении государством осталось умозрительным для значительной части населения. В частности, в сознании российского избирателя сохраняется противоречие между принципиальным одобрением демократических форм жизни и принципов сменяемости власти, с одной стороны, и критически-недоверчивым отношением к конкретным формам избирательного процесса, а также слабым "встраиванием" себя в демократические процессы — с другой. Так, 66% россиян, по опросам ВЦИОМ, считают "важным существование в российском обществе выборности органов власти", придерживаются противоположной точки зрения гораздо меньше — 11%. Вместе с тем только 16% респондентов полагают, что могут влиять на формирование органов власти и на проводимую ими политику, 38% настроены пессимистически: "от простых избирателей практически ничего не зависит, все главные решения будут приняты без них". Часть респондентов придерживается мнения, согласно которому 40% от избирателей "кое-что зависит, но очень немногое". Соответственно, главными мотивами участия в выборах сами избиратели по-прежнему называют "гражданский долг, обязанность" (31%) и "привычку ходить на выборы" (21%), а не мотивы, свидетельствующие об осознанной политической позиции. Желание выразить свое отношение, стремление повлиять на формирование органов власти и участвовать в выработке политического курса называют своими мотивами не более 5% россиян.
Прослеживается ли схожее противоречие в оценках деятельности Центральной избирательной комиссии РФ (далее — ЦИК РФ), в ведении которой находится организация и проведение выборов в органы федеральной государственной власти? Существуют ли значимые различия в восприятии работы ЦИК РФ в целом и конкретными направлениями ее деятельности? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим восприятие населением правовых и информационно-разъяснительных аспектов деятельности избирательной комиссии в рамках прошедшей парламентской кампании, а также оценки работы ЦИК РФ в целом. Материалом для анализа послужат результаты исследований, проведенных ВЦИОМ по заказу РЦОИТ при ЦИК РФ в мае, сентябре 2007г. и январе 2008г. Исследования проводилось в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России по репрезентативной общероссийской выборке. Объем выборки в каждого исследования составляет 3000 человек в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 1,8%.
Правовой аспект деятельности ЦИК РФ
Одним из наиболее важных направлений работы ЦИК РФ является обеспечение соответствия выборов действующему законодательству. Для изучения оценок населения избирательных кампаний применялось несколько критериев: честность проведения выборов, соответствие выборов законодательным нормам
и доверие результатам выборов. Данные показатели рассматриваются как взаимодополняемые, изучение каждого из них позволит с нескольких сторон проанализировать соответствие выборов букве закона.
Опыт предшествующих кампаний сформировал у многих россиян негативные ассоциации с избирательным процессом: скандалы, связанные с фальсификациями, использование грязных политических технологий, административный ресурс и т.д. Все это привело к установкам избирателей о "непрозрачности" и "управляемости" избирательного процесса в России.
Оценки респондентов парламентских выборов посредством индикаторов "честные" — "нечестные" также поначалу, до старта избирательной кампании, демонстрировали достаточно скептическое к ним отношение: 39-40% респондентов считали их честными, 44% — нечестными. Результаты исследования, проведенного в январе 2008 г., после парламентских выборов, свидетельствуют о значительном улучшении оценок населением выборов в Государственную думу. Доля тех, кто стал придерживаться мнения, что выборы в Думу проходят "честно", увеличилась до 52%, а доля респондентов, считающих выборы нечестными, сократилась до 27% (рис. 1).
После выборов 2007 г. относительное большинство респондентов (45%) выразили убеждение, что "результаты выборов достоверны и соответствуют волеизъявлению избирателей". Еще 29% участников опроса дали условно положительные оценки, полагая, что хотя подтасовки на "местах", возможно, и были, но они не повлияли на результаты голосования в целом. Только 12% опрошенных заняли негативную позицию, придерживаясь мнения, что результатам выборов доверять нельзя (рис. 2).
Таким образом, уровень доверия избирателей к результатам выборов достаточно высок. В пользу этого утверждения выступает сравнение показателя достоверности итогов голосования в Думы третьего, четвертого и пятого созывов: в 1999 г. доля тех, кто считал, что результаты выборов достоверны и соответствуют волеизъявлению избирателей, составляла 31%, в 2003 г. таких было уже 39%, сейчас — 45%.
Рисунок 1.
Как Вы думаете, насколько честно обычно проходят избирательные кампании по выборам в Государственную думу РФ?, %
□ Безусловно честно □ Скорее честно □ Скорее нечестно
□ Безусловно нечестно □ Затрудняюсь ответить
Рисунок 2.
Как Вам кажется, в какой мере можно доверять результатам парламентских выборов?, %
Думаю, что результаты выборов достоверны, соответствуют волеизъявлению избирателей
Какие-то подтасовки на «местах», возможно, были, но они не повлияли на результаты голосования в целом по стране
Думаю, что результатам выборов доверять не следует
Затрудняюсь ответить
О достаточно высоком уровне доверия населения к выборам в Государственную думу говорят и оценки респондентов соответствия этих выборов законодательным нормам. Если в сентябре 2007 г. 55% опрошенных считали, что выборы в Думу в той или иной степени соответствуют законодательным нормам (не соответствуют — 16%), то в январской волне опроса позитивно настроенных респондентов было 65% (негативно — 11%) (рис. 3).
Рисунок 3.
В какой степени выборы в Государственную думу РФ обычно соответствуют законодательным нормам? (май, сентябрь) / В какой степени, на Ваш взгляд, прошедшие выборы 2 декабря 2007 года соответствовали законодательным нормам?,
% от числа всех опрошенных
январь 2008 г. 16 49 9 2І 23
сентябрь 2007 г. 10 45 13 3 I 29
май 2007 г. 10 47 15 4 | 24
□ Полностью соответствуют □ Скорее соответствуют □ Скорее не соответствуют
□ Полностью не соответствуют □ Затрудняюсь ответить
Схожая тенденция фиксировалась и ранее, практически на всех выборах последнего десятилетия: ожидания населения в законности проведения выборов, как парламентских, так и президентских, всегда были хуже поствыборных оценок данных показателей со стороны избирателей. Вместе с тем по истечении нескольких месяцев уровень соответствия в глазах электората прошедших выборов рамкам закона опять возвращается к довыборному периоду (табл. 1).
Таблица 1.
Выборы в Государственную думу РФ 1999 года. Как Вы думаете, выборы в Думу будут / были честными или нечестными? %
До выборов После выборов Спустя полгода после выборов
Честными 38 65 44
Нечестными 62 35 56
Объясняться это может тем, что избиратели в период политического затишья, как до проведения избирательной кампании, так и спустя несколько месяцев после нее, в своих оценках конкретных черт избирательного процесса руководствуются скорее стереотипным критически-недоверчивым отношением к ним в обществе. На этапе же активной фазы избирательной кампании, а также сразу по ее завершении респонденты находятся под влиянием в большинстве случаев позитивных оценок прошедших выборов, распространяемых в СМИ, что не дает им прямых оснований для негативного восприятия кампании и результатов голосования.
Таким образом, пока, похоже, преждевременно говорить, что данная парламентская избирательная кампания способствовала укреплению в сознании избирателей образа честных выборов и деятельности ЦИК РФ как органа, который добросовестно следит за проведением выборов в рамках закона.
Информационно-разъяснительный аспект деятельности ЦИК РФ
Рассмотрим теперь информационно-разъяснительный аспект деятельности ЦИК РФ в период прошедшей парламентской избирательной кампании: качество информирования избирателей о процедурах голосования и подсчета голосов, об основных нормах избирательного права и о нововведениях в системе выборов.
Информационные сообщения ЦИК РФ в ходе прошедшей парламентской избирательной кампании были замечены более чем половиной россиян (53%), 40% их не видели. Впрочем, можно предположить, что люди не знали, что призывы прийти на выборы исходили от ЦИК РФ, поэтому, возможно, доля увидевших их еще больше зафиксированного показателя. Сообщения от избирательной комиссии о выборах россияне в целом оценили со знаком "+". 64% опрошенных позитивно восприняли эти сообщения, и только на 14% опрошенных они произвели негативное воздействие. Полученные показатели могут свидетельствовать о том, что избирательная кампания была в целом достаточно успешной: охватила больше половины избирателей, и относительным большинством была воспринята позитивно. Содержательные моменты информационной кампании также не остались без внимания избирателей.
На протяжении трех волн исследования (две проводились до выборов, одна — после) респондентам задавались простые вопросы, касающиеся некоторых норм
избирательного права. В последнем исследовании показатели информированности населения заметно выросли. Количество правильных ответов респондентов увеличилось по всем задаваемым вопросам, а количество ошибочных сократилось. Так, на вопрос о периодичности проведения выборов в Думу правильные ответы дали 68% опрошенных, что на 7% выше показателя на сентябрь 2007 г. (61%). Одновременно ошибочные ответы сократились за тот же период с 19 до 12%. Как и в предшествующих волнах исследования, наиболее сложным для респондентов оказался вопрос о сроках завершения предвыборной агитации, хотя и здесь видна положительная динамика (рис. 4).
Изменилось и отношение к нововведениям в системе выборов. Если в первой и второй волнах опроса показатели информированности населения о новинках в избирательном законодательстве оставались на одном и том же уровне (43-50%), то в январском опросе уровень информированности существенно увеличился (52-71%). Больше всего — на 21% — вырос показатель осведомленности населения о 7% проходном барьере — с 50% в сентябре 2007 г. до 71% январе 2008 г. Однако и другие нововведения стали известны большему количеству избирателей.
Как и раньше, наиболее позитивно воспринимается избирателями мера, разрешающая судам и избирательным комиссиям снимать с выборов кандидатов, допускающих экстремистские высказывания, уровень ее поддержки оставался практически без изменений на протяжении всех исследовательских волн.
Заметно выросли показатели одобрения 7% проходного барьера — с 50% (в сентябре 2007 г.) до 61% (в январе 2008 г.) и голосования по партийным спискам — с 36% (в сентябре 2007 г.) до 46% (в январе 2008 г.). Позитивная динамика зафиксирована и в отношении отмены порога явки на выборы: 45% одобрения в январе 2008 г., 41% в сентябре 2007 г. и 36% в мае 2007 г. (рис. 5).
Рисунок 4.
Распределение ответов на вопросы, касающиеся некоторых норм избирательного права, %
Знаете ли Вы, как часто у нас в стране проводятся выборы депутатов в Государственную думу?
Как Вы считаете, с какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в выборах?
Как Вы думаете, за сколько дней до выборов, по закону, прекращается
предвыборная агитация?
Правильный
ответ
Неправильный
Затруднились
ответить
Правильный
ответ
Неправильный
Затруднились
ответить
Правильный
ответ
Неправильный
Затруднились
ответить
Щ2
119
117
-120
“121
□ 19
□ 1° 11
~| 28
ХеГ
] 68
] 63
153
_1_.4б
-----1 50
19
20
17
87
88
92
□ январь 2008 г.
□ сентябрь 2007 г.
□ май 2007 г.
6
2
3
2
Рисунок 5.
Как Вы относитесь к нововведениям в системе выборов, которые приняла Государственная дума РФ?, %
Разрешение судам и избирательным комиссиям снимать с выборов кандидатов, допускающих экстремистские высказывания
Избирательный барьер для прохождения в Государственную думу России - 7%, набравшие меньше партии не получают мест в парламенте
январь 2008 г.
сентябрь 2007 г.
май
2007 г.
январь
2008 г.
сентябрь 2007 г.
май 2007 г.
Переход к выборам в Государственную думу по партийным спискам
Отмена минимального порога явки на выборах всех уровней
январь 2008 г.
сентябрь 2007 г.
май
2007 г.
январь
2008 г.
сентябрь 2007 г.
май 2007 г.
33
33
16
30
30
29
18
I 7 |3| 29
27 I 9 ІІТ
30
10
25
16
23
16
38
30
□ Полностью одобряю
□ Полностью не одобряю
□ Скорее одобряю
□ Затрудняюсь ответить
□ Скорее не одобряю
36
27
6
30
27
6
24
37
23
36
17
30
37
15
21
45
41
16
29
14
10
31
13
31
14
22
21
14
На прежнем уровне за период избирательной кампании остался лишь показатель информированности о процедурах голосования и подсчета голосов: эти процедуры по-прежнему в целом понятны большинству опрошенных (53-55%). Количество опрошенных, которые указали на те или иные непонятные для них стороны выборов, также не изменилось, среди них основную группу (16%) составляют те респонденты, которые отметили, что им не понятно действие системы ГАС "Выборы" (до выборов таких было 18-19%). Для 7% не понятна "процедура установления итогов голосования в вышестоящих комиссиях" (в мае-сентябре данный показатель был практически на том же уровне — 7-9%) (рис. 6).
Анализ правовой и информационно-разъяснительной деятельности ЦИК РФ в период парламентской избирательной кампании 2007 г. свидетельствует о достаточно позитивных изменениях в восприятии избирателями отдельных аспектов организации и проведения выборов. Вместе с тем прошедшие 2 декабря 2007 г. выборы в Государственную думу существенно не повлияли на степень информированности населения о деятельности самих избирательных комиссий, кроме того, незначительно изменился и уровень одобрения их деятельности. Общая информированность о деятельности ЦИК РФ зафиксирована в этой волне на уровне в 53%, в мае прошлого года показатель составлял — 51%, в сентябре — 54%. Позитивное отношение к работе избирательной комиссии продемонстрировали 54% опрошенных, что на 5% выше, чем в сентябре 2007 г. — 49% (рис. 7-8).
Рисунок 6.
Что Вам не понятно в процедуре голосования и подсчета голосов?, % (возможно несколько вариантов ответа)
Установление итогов голосования с помощью ГАС «Выборы» и использование ее отдельных технических средств - для подсчета голосов избирателей
Процедура установления итогов голосования в вышестоящих комиссиях
Процедура подсчета голосов избирателей в территориальных избирательных комиссиях
Процедура голосования
Другое
Все понятно
Затрудняюсь ответить
Рисунок 7.
Что Вы знаете о работе ЦИК РФ?, %
январь 2008 г.
сентябрь 2007 г.
май 2007 г.
□ Я много знаю о ее работе □ Что-то мне известно
□ Я ничего не знаю о ее работе □ Затрудняюсь ответить
7 46 38 8
7 47 41 в
7 44 41 1 7
10
%
20
Ив
I18
□ 19
Иэ
117
Г16
30
40
50
60
□ январь 2008 г.
□ сентябрь 2007 г.
□ май 2007 г.
55
55
53
0
9
Рисунок 8.
Как бы Вы оценили работу ЦИК РФ?, %
январь 2008 г.
сентябрь 2007 г.
май 2007 г.
□ Безусловно положительно □ Скорее положительно □ Скорее отрицательно
□ Безусловно отрицательно □ Затрудняюсь ответить
Объяснение данному противоречию может заключаться в том, что, оценивая работу ЦИК РФ, большинство респондентов исходят из мотивов общей лояльности к избирательной системе, не связывая ее с отдельными аспектами деятельности. В восприятии электората, как мне кажется, не прослеживается линейной зависимости общего восприятия избирательной комиссии от оценки конкретных направлений ее работы. Таким образом, получается, что общая оценка работы ЦИК РФ не значительно зависит от высокого или низкого выборного сезона, она и в довыборный период, и в послевыборный оценивается практически одинаково в соответствии с общим уровнем одобрения или неодобрения демократических форм и процессов в стране. Что касается оценки отдельных направлений работы ЦИК РФ, то, конечно же, здесь большое значение имеет эффективность проводимых мероприятий в предвыборный период. Однако, как отмечалось ранее, по истечении нескольких месяцев, когда избирательная кампания и ее результаты уже забыты россиянами, оценка предпринимаемых действий меняется и подстраивается под существующие, как правило, негативные, стереотипы восприятия, возвращаясь на круги своя. Очевидно, что для создания условий для преодоления сформировавшихся установок необходима целенаправленная и кропотливая работа по улучшению базового восприятия как избирательного процесса в целом, так и отдельных его форм.
The article provides public evaluation of the Central Election Commission actions during election campaign to the State Duma in December 2007. In author's opinion the public tends to give a general positive assessments of the process of succession of the authorities but at the same time is critical of some concrete forms of the electoral process.
8 46 7 2 38
7 42 9 21 39
11 42 3 ся