Давиденко М.А.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Анализ критериев общественной опасности деяний, направленных на создание преступных сообществ с целью осуществления террористической и экстремистской деятельности.
Методология: Использовались общие, специальные и частно-научные методы исследования (сравнительно-правовой, системно-структурный, метод конкретно-социологического анализа изучения материалов уголовных дел и другие).
Результаты: В процессе исследования доказано, что деяния, предусмотренные ст. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладают повышенной общественной опасностью, что предполагает установление и применение мер государственного принуждения, отличающихся повышенной степенью строгости воздействия.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью и несет в себе большую практическую значимость. Положения, содержащиеся в материалах статьи, могут быть использованы при совершенствовании действующего уголовного законодательства РФ, а также в процессе квалификации преступлений террористической направленности.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, преступное сообщество, критерии общественной опасности, меры уголовно-правового воздействия, преступления террористического и экстремистского характера.
Davidenko М.А.
THE PUBLIC DANGER OF CREATING A CRIMINAL ASSOCIATION SPECIALIZING IN TERRORIST AND EXTREMIST ACTIVITIES
Purpose: This paper aims to analyze the criteria for the public danger of acts aimed at creating criminal associations in order to carry out terrorist and extremist activities.
Methodology: Common scientific and special research methods were used (comparative, systematic and sociological methods were used, as well as analysis of materials of criminal cases).
Results: In the course of the study it was proved that the acts defined by Art. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 of the Criminal Code of the Russian Federation have an increased public danger, which implies the establishment and application of measures of state coercion, characterized by a high degree of severity of exposure.
Novelty/originality/value: The article has a high scientific value and carries great practical significance. The provisions contained in the materials of the article can be used to improve the current criminal legislation of the Russian Federation, as well as to define crimes of a terrorist nature.
Keywords: terrorism, extremism, criminal community, criteria of public danger, measures of criminal legal influence, crimes of terrorist and extremist nature.
Общественная опасность определяется в качестве одного из основополагающих признаков преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), на основании которого осуществляется как межотраслевая, так и внутриотраслевая дифференциация ответственности за совершение запрещенных законом деяний. Современная дифференциация уголовной ответственности, проводимая в условиях политики общей либерализации законодательства, характеризуется непоследовательностью в определении общественной опасности, особенно для преступлений, отнесенных к категориям небольшой или средней тяжести [7].
Отдельные авторы в современной научной литературе пытаются отстоять суждения о фактическом отсутствии должной общественной опасности данных преступлений, что может рассматриваться в качестве предпосылки включения в действующее уголовное законодательства нового института уголовного проступка [3].
Однако данные сомнения абсолютно неуместны в части анализа уголовно-наказуемых деяний, представляющих собой группу преступлений террористического характера. Их общественная опасность, как правило, под сомнение не ставится. В то же время для обеспечения надлежащего качества дифференциации уголовной ответственности за их совершение, а также для определения симметричных мер уголовно-правового реагирования необходим анализ составляющих общественной опасности указанных преступлений.
Так, общественная опасность представляет собой совокупность характеристик деяния, к которым относятся:
- наличие в обществе объективной потребности в уголовно-правовом запрете совершения конкретного действия или отказа от совершения предписанных действий (общественно опасное бездействие);
- осознание опасности соответствующего деяния большинством представителей общества;
- наличие вины при совершении деяния [4].
Группа преступлений террористического характера за последние десять лет была существенно расширена за счет деяний, представляющих собой акцессорную преступную деятельность, ответственность за которую или уже предусмотрена общей нормой уголовного закона, или предполагается при реализации норм институтов Общей части УК РФ, например о неоконченном преступлении, соучастии и др. Поэтому, если традиционные преступления террористического характера (террористический акт или захват заложника) получили в современной научной литературе подробный социально-правовой анализ, то деяния этой же группы преступлений, предусмотренные нормами-новеллами (ст. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 УК РФ), до настоящего времени остаются предметом доктринальных обсуждений и дискуссий.
Итак, какова характеристика перечисленных элементов общественной опасности применительно к ответственности за организацию преступных сообществ, специализирующихся на осуществлении террористической и экстремистской деятельности? Для научно обоснованного ответа на этот вопрос необходимо изначально проанализировать терроризм и экстремизм как социально опасные явления.
Терроризм представляет собой посягательство на общественную безопасность, но в то же время ориентирован на причинение вреда государственной власти, властно-управленческой деятельности должностных лиц и т. п. По оценкам отдельных специалистов, террористическая деятельность в качестве одной из своих вредоносных целей преследует разжигание ненависти между представителями различных государств, национальностей, этнических и иных социальных
групп [9].
Экстремизм как уголовно-правовое явление представляет собой приверженность к провоцированию ненависти и вражды между представителями различных социальных групп, наций, конфессий и др. Любая экстремистская деятельность в конечном счете подрывает конституционный строй, оказывает негативное влияние на функционирование институтов государственной власти и гражданского общества [10].
Анализ содержания представленных определений позволяет заключить, что и терроризм, и экстремизм являются социально-опасными явлениями, способными причинить существенный
вред значительному кругу общественных отношений, представляющих собой объект уголовно-правовой охраны. Жертвами террористической и экстремисткой деятельности могут стать отдельный гражданин, а также общество и государство в целом.
Терроризм и экстремизм, как правило, являются высокоорганизованными формами противоправной (преступной) деятельности. Более того, в современной научной литературе уже предложены специфические классификации видов организаций, осуществляющих террористическую и экстремистскую деятельность [8]. Данный фактор уже указывает на наличие специфической общественной опасности, а точнее ее повышенной степени в сравнении с созданием иных преступных организаций, не специализирующихся на осуществлении террористической и экстремистской деятельности.
Еще одной особенностью деятельности рассматриваемых организаций, которая также влияет на существенное увеличение общественной опасности, признается профессиональное использование передовых информационных технологий и средств телекоммуникационного общения как для координации деятельности участников преступного сообщества, так и для пропаганды своих идей среди населения.
Некоторые авторы выделяют такую особенность террористических и экстремистских сообществ, как способность к воспроизводству. В принципе, любая форма организованной преступности и отличается от случайной преступности ориентиром на профессионализм, постоянное совершенствование квалификации участников и методов достижения преступных результатов. В части осуществления террористической и экстремистской деятельности их «преступное качество» способно породить крайне негативные социальные последствия, устранение которых потребует значительного времени, если их устранение вообще будет возможным без кардинального пересмотра государственного устройства, направлений национальной политики и др. По справедливому указанию исследователей, посягательства на основополагающие национальные, государственные и социальные ценности могут вызвать обратную преступную реакцию, в основе которой будет находиться глубоко уязвленное национальное самолюбие, чувство справедливого возмездия, солидарности и др. [2].
Все перечисленное позволяет дать однозначный утвердительный ответ о наличии в современном российском обществе объективной
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 6 (37) 2018 <
АДВОКАТУРА
потребности формирования отдельных уголовно-правовых предписаний, запрещающих деятельность по созданию террористических и экстремистских организаций, и об определении мер государственного принуждения, отличающихся повышенной строгостью, которые применяются к лидерам указанных преступных организаций.
Следующий элемент общественной опасности - осознание опасности соответствующего деяния большинством представителей общества -также присутствует в современном российском обществе по отношению к созданию преступных сообществ, специализирующихся на осуществлении террористической и экстремистской деятельности. Так, проводимые социологические исследования показывают, что значительное количество респондентов не сомневаются в актуальности проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации (86 % респондентов), и почти все респонденты признают наличие реальной угрозы от террористической и экстремистской деятельности для себя лично, для своих близких либо для всего российского общества [1; 5; 6].
Последняя составляющая общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 УК РФ, - наличие вины при совершении деяния - также не вызывает сомнения в наличности и действительности. На умышленный характер данных действий указывают законодательно определяемые мотивы и цели, преследуемые в процессе осуществления преступной деятельности.
Из содержания перечисленных выше уголовно-правовых норм следует, что рассматриваемые преступления, равно как и любые преступления террористического и экстремистского характера, совершаются по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении представителей какой-либо социальной группы. По мнению исследователей, данные мотивы определяются в качестве побуждений, которые ориентированы на обоснование превосходства (в любом его проявлении) представителей одной социальной группы над представителями иных социальных групп.
Лица, осуществляющие террористическую деятельность, дополнительно к перечисленным особенностям мотивации характеризуются повышенной агрессивностью к лицам, не разделяющим ультраправые методы достижения поставленных целей. Физическое уничтожение или причинение физических увечий неопределенно-
му количеству людей, причинение значительного материального ущерба является и криминообра-зующим признаком состава террористического акта (ст. 205 УК РФ), и стимулирующим обстоятельством для совершения иных преступлений террористического характера. Поэтому все совершаемые деяния, направленные на создание террористической или экстремисткой организации, могут совершаться исключительно с прямым умыслом, что также свидетельствует о повышенной общественной опасности деяний, запрещённых ст. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 УК РФ.
Таким образом, общественная опасность действий, направленных на организацию преступных сообществ, специализирующихся на осуществлении террористической и экстремистской деятельности (ст. 205.4, 205.5, 282.1, 282.2 УК РФ), является наличной и действительной. Данный вывод обусловлен наличием всех критериев общественной опасности, предложенных в современной уголовно-правовой литературе: наличие объективной потребности в криминализации деяния; осознание опасности деяния большей частью общественности; виновность совершения деяния.
Пристатейный библиографический список
1. Бозиев А.Т. Общественное мнение в парадигме борьбы с терроризмом и экстремизмом // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2016. № 1. С. 37-39.
2. Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б. Современный экстремизм и его социальные последствия // Наука. Культура. Общество. 2017. № 3-4. С. 121-122.
3. Епифанова Е.В. К вопросу о введении категории «уголовный проступок» // Очерки новейшей криминалистики. 2018. № 1. С. 26-34.
4. Жалинский А.Э. Общественная опасность преступления в структуре уголовно-правовой оценки деяния // Избранные труды: в 4 т. Т. 2. Уголовное право. М., 2015. С. 235.
5. Кирилина Т.Ю., Фомичева Т.В., Юдина Т.Н., Долгорукова И.В. и др. Оценка населением террористической угрозы в регионах Российской Федерации // Вестник Пермского университета. 2016. № 3. С. 143.
6. Лазарев Д.А., Полонец И.В. Социологический анализ общественного мнения россиян о проблеме экстремизма // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы II Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей. Краснодар, 2015. С. 356-360.
7. Лапшин В.Ф. Совершенствование уголовного законодательства в условиях либерализации уголовной политики России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 10. С. 8-9.
8. Латов Ю.В. «Интернетизация» как фактор молодежного экстремизма // Вестник Московского государ-
ственного областного гуманитарного института. История, философия, политология, право. 2014. № 1-1. С. 6.
9. Суворов В.А. Цель нарушения мирного сосуществования государств и народов как признак акта международного терроризма // Общество и право. 2018. № 3. С. 55-56.
10. Тяжкова И.М. Экстремистские преступления как посягательства на внутреннюю безопасность государства // Вестник Московского университета. Право. 2012. № 4. С. 83.
References (transliterated)
1. Boziev A.T. Obshhestvennoe mnenie v paradigme bor"by" s terrorizmom i e"kstremizmom // «Cherny"e dyry"» v rossijskom zakonodatel"stve. 2016. № 1. S. 37-39.
2. Grigor"ev N.Yu., Rodyukov E".B. Sovremenny"j e"kstremizm i ego sodakny'e posledstviya // Nauka. Kul"tura. Obshhestvo. 2017. № 3-4. S. 121-122.
3. Epifanova E.V. K voprosu o vvedenii kategorii «ugolovny"j prostupok» // Ocherki novejshej kriminalis-tiki. 2018. № 1. S. 26-34.
4. Zhalinskij A.E". Obshhestvennaya opasnost" prestu-pleniya v strukture ugolovno-pravovoj ocenki deyaniya // Izbranny"e trudy": v 4 t. T. 2. Ugolovnoe pravo. M., 2015. S. 235.
5. Kirilina T.Yu., Fomicheva T.V., Yudina T.N., Dol-gorukova I.V. i dr. Ocenka naseleniem terroristicheskoj ugrozy" v regionax Rossijskoj Federadi // Vestnik Permsk-ogo universiteta. 2016. № 3. S. 143.
6. Lazarev D.A., Polonecz I.V. Sociologicheskij analiz obshhestvennogo mneniya rossiyan o probleme e"kstre-mizma // Protivodejstvie e"kstremizmu i terrorizmu: fi-losofskie, sociologicheskie i politologicheskie aspekty": materialy" II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii: sbornik nauchny"x statej. Krasnodar, 2015. S. 356360.
7. Lapshin V.F. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel"stva v usloviyax liberalizacii ugolovnoj poli-tiki Rossii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, is-pravlenie. 2010. № 10. S. 8-9.
8. Latov Yu.V. «Internetizaciya» kak faktor molodezh-nogo e"kstremizma // Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. Istoriya, filosofiya, politologiya, pravo. 2014. № 1-1. S. 6.
9. Suvorov V.A. Cel" narusheniya mirnogo sosush-hestvovaniya gosudarstv i narodov kak priznak akta mezhdunarodnogo terrorizma // Obshhestvo i pravo. 2018. № 3. S. 55-56.
10. Tyazhkova I.M. E"kstremistskie prestupleniya kak posyagatel"stva na vnutrennyuyu bezopasnost" gosu-darstva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Pravo. 2012. № 4. S. 83.
EURASIAN LEGAL PORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Наш портал состоит из следующих разделов:
а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal.info
Целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.