С.И. Лесняк
Общественная опасность как основополагающий фактор криминализации регистрации незаконных сделок с землей
(ст. 170 УК РФ)
Одной из составляющих государственной политики в целом является уголовная политика. В юридической литературе выделяется несколько направлений уголовной политики, которые подразделяются на общие и специальные. К числу общих относятся перестройка законодательства в соответствии с современными общественными отношениями, установление оптимального соотношения уголовно-правовых и иных мер противодействия правонарушениям и т.д. Специальными же мерами признаются декриминализация и криминализация деяний, депенолизация и пенолизация, изменение и уточнение норм УК РФ и т.п. [1, с. 30; 2, с. 97-100].
При этом криминализация и декриминализация деяний выступают одними из важнейших компонентов уголовной политики. Им предшествуют (должны предшествовать) фундаментальные научные изыскания в соответствующих областях, основанные на изучении социально-правовой обусловленности конкретного уголовно-правового запрета. Вместе с тем представляется, что вследствие интенсивного развития общественных отношений такие исследования необходимо проводить регулярно с учетом существующего политического, экономического, социального положения в государстве. И только основанные на таких исследованиях результаты должны использоваться в законотворческом процессе, отражающем политику государства.
Теорией уголовного права выработаны критерии криминализации деяний, к числу которых относят: общественную опасность деяния, степень его распространенности, возможность и эффективность противодействия деянию уголовно-правовыми средствами. Отдельные авторы выделяют в качестве оснований криминализации деяния социально-экономические (причиняемый деянием ущерб, побочные последствия от криминализации, наличие у государства экономических возможностей для реализации уголовно-правового запрета) и социально-психологические факторы (уровень общественного правосознания, исторические традиции) [3, с. 69-88; 8, с. 17].
Итак, ст. 170 УК РФ предусматривается ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Традиционно основополагающим критерием криминализации деяния признается его достаточная общественная опасность. Так, Ю.И. Ляпунов подчеркивает, что отнесение того или иного деяния к категории преступлений допустимо при выявлении, установлении и оценке его опасности для интересов государства, общества и личности, а «объектом познания и оценки является, следовательно, материальное свойство, антисоциальная направленность и вредоносная сущность человеческого поведения определенного рода или вида, изначально заключающего в себе опасность причинения вреда (ущерба) правоохраняемым благам» [4, с. 4]. При этом, по мнению данного автора, ядром общественной опасности преступления является его способность причинить вред (ущерб) общественным отношениям, охраняемым уголовным законом [4, с. 39].
В.В. Кунц, кроме того, подмечает двойной характер общественной опасности, состоящий, с одной стороны, в общественной опасности самого преступления, запрещенного УК РФ, а с другой - в общественной опасности факта совершения такого деяния, так как в «в этом случае субъектом сознательно нарушается наиболее строгий запрет, исходящий от государства и влекущий уголовное наказание» [5, с. 18].
Антисоциальная направленность преступления, сформулированного в ст. 170 УК РФ, проявляется в том, что оно нарушает земельные отношения, признанные основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ). Вредоносная сущность регистрации незаконных сделок с землей как преступления по УК РФ заключается в том, что оно нарушает права и законные интересы отдельных граждан, юридических лиц, общества и государства.
По мнению Е.А. Суховой, общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, связана с тем, что оно способствует «необоснованному сосредоточению земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков», может причинять вред финансовым интересам государства [6, с. 65].
Однако такое понимание общественной опасности регистрации незаконных сделок с землей видится не достаточно полным, поскольку автор не учитывает, что совершено оно может быть только
должностным лицом с использованием своего служебного положения, а этот факт помимо прочего подрывает авторитет государственной власти. Поэтому Н.А. Лопашенко усматривает общественную опасность преступления, регламентированного ст. 170 УК РФ, в его способности причинять вред «законной деятельности в сфере совершения сделок с главной недвижимостью - землей; в произволе должностных лиц в области делегированных им государством полномочий в указанной сфере хозяйствования; в нарушении ими законодательства о земле, могущем повлечь широкий круг негативных последствий» [7, с. 266-267].
Особый правовой статус земли как предмета экономических отношений предопределил детальную регламентацию порядка пользования, владения, распоряжения данным имуществом. Кроме того, специфичен порядок регистрации сделок с землей, ее учета и налогообложения. В настоящее время целый ряд нормативно-правовых актов регулирует различные стороны земельных отношений - это Земельный кодекс РФ 2001 г., федеральные законы «О Государственном земельном кадастре» 2000 г., «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 2004 г., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 г., Постановление Правительства РФ «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю» 1995 г. и т.д. (всего более двух десятков действующих нормативно-правовых актов о земельных отношениях). При этом видно, что многие существующие нормативно-правовые акты в анализируемой сфере являются новыми, многие из них постоянно корректируются (только за 2006 г. в Земельный кодекс РФ изменения вносились девятью федеральными законами). Все это свидетельствует, с одной стороны, о том, что нормативно-правовая база РФ о земельных отношениях находится в стадии становления, с другой - о высокой значимости таких отношений в свете происходящих в РФ экономических реформ.
Указанные нормативно-правовые акты предписывают порядок осуществления земельных отношений и не допускают возможности правомерного совершения деяний, описанных в ст. 170 УК РФ. Законодатель, в свою очередь, учитывая, что норма, предусмотренная ст. 170 УК РФ, является новой для РФ, осмотрительно криминализировал регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю при условии, что они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Обобщая изложенное, можно обозначить следующие основные обстоятельства, обусловливающие достаточную общественную опасность преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ:
1) данное преступление нарушает общественные отношения, возникающие в сфере обращения специфичного вида недвижимого имущества, особо охраняемого государством, - земли;
2) оно содержит в себе угрозу нерационального использования земли, неблагоприятных экологических изменений;
3) такое преступление способно нарушить права и законные интересы как отдельных граждан, так и общества, государства в целом (например, право собственности);
4) анализируемое преступление может причинить вред финансовым интересам государствам;
5) данное преступление представляет собой произвол должностных лиц, действующих от лица государства, что подрывает авторитет государственной власти РФ.
Как известно, характер и степень общественной опасности деяния положены в основание их категоризации (ч. 1 ст. 15 УК РФ). Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ) отнесена законодателем к категории преступлений небольшой тяжести, так как санкция ст. 170 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов (ч. 2 ст. 15 УК РФ). В этой связи следует поддержать тех авторов, которые обращают внимание на несправедливо низкое наказание за исследуемое экономическое должностное преступление, которое явно не соответствует характеру и степени его общественной опасности. Например, максимальная санкция за злоупотребление должностными полномочиями составляет четыре года лишения свободы (ч. 1 ст. 285 УК РФ) и даже за служебный подлог предельно возможное наказание равно двум годам лишения свободы (ст. 292 УК РФ) [7, с. 285-286]. Такое положение, на наш взгляд, не соответствует принципу справедливости (ст. 6 УК РФ).
Таким образом, преступление, регламентированное ст. 170 УК РФ, характеризуется достаточной для криминализации общественной опасностью. В то же время законодателем неадекватно оценена общественная опасность регистрации незаконных сделок с землей, что находит отражение в несправедливо мягкой санкции ст. 170 УК РФ.
Литература
1. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана и Л.М. Колодкина. М., 1997.
2. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. 2-е изд., перераб. М., 2004.
3. Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987.
4. Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989.
5. Кунц В.В. Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
6. Сухова Е.А. Теоретические и практические проблемы уголовной ответственности за земельные преступления // Жилищное право. 2006. № 1.
7. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006.
8. Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.