ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ В МОНГОЛИИ
ДАМДИНСУРЭНГИЙН ГЭРЭЛБАА ТАР,
Адьюнкт Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Лебедев С.Я.
E-mail: Lebesem@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрены этапы появления и развития исторических источников права предупреждения борьбы с разбойными нападениями в Монголии.
Ключевые слова: Закон Монголии «О профилактике преступлений» от 5 декабря 1997 г., борьба с преступностью и правонарушениями, предупреждение, профилактика, система деятельности, экономические меры.
Annotation. The article describes the stages of development and the emergence and historical sources of law preventing combat robberies in Mongolia.
Keywords: Mongolian Law «On prevention of crime» of 5 December 1997, the main direction of the fight against crime and offenses was and remains their prevention, prevention, safety, warning, system activities, economic measures.
Задачи усиления борьбы с разбоями, поставленные правительством и властью, обусловливают необходимость выявления причин и условий этих преступлений и на основе этого разработки действенных мер по их предупреждению.
Для осуществления целенаправленной борьбы с разбойными нападениями в нашей стране существует целая система мер уголовно-правового воздействия, которая представляет собой не что иное, как основанную на законе деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению данной категории преступлений, а также по реализации ответственности лиц, их совершивших.
Многолетний опыт работы наших и зарубежных правоохранительных органов свидетельствует, что в борьбе с разбойными нападениями недостаточно лишь строгих мер уголовной ответственности. Необходима социальная профилактика данных преступлений как система мер, направленных на нейтрализацию и устранение негативных социальных явлений, их порождающих. К фактам, положительно воздействующим на преступность в целом и на разбойные нападения в частности, следует отнести такие общесоциальные меры, как стабилизация политической ситуации в стране, повышение жизненного уровня монголов, чтобы можно было беспрепятственно обеспечивать физические, интеллектуальные и духовные потребности человека.
После вступления в ООН (1961 г.), Монголия приняла на себя обязательство претворять в жизнь идеи, принципы и требования международных правовых актов, отражая их в положениях национального законодательства.
Криминологическая характеристика разбойных нападений в Монголии имеет высокие темпы роста,
вызванные изменениями в экономике страны. Наблюдается качественные изменения среди разбойников: преступления становятся все более организованными и профессиональными.
Важное значение имеет закон Монголии «О профилактике преступлений» от 5 декабря 1997 г. Ряд его положений сформулирован в строгом соответствии с нормами международных документов. В частности, закрепляется положение об участии общественности в профилактической работе (п. 5), об устранении условий и причин преступности (п. 6), об обязанностях телевидения и средств массовой информации в профилактической работе (п. 11) и др.
В стране главным направлением борьбы с преступностью и правонарушениями было и остается их предупреждение.
В науке криминологии принято делить меры предупредительной деятельности на общие и специальные.
Общие меры направлены на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью. Предупреждение преступности значимое для экономической, духовной и социальной жизни общества, способствует и решению проблем борьбы с преступностью. Скажем, меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, помощь, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям выступают и мерами профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы.
Специальными называются меры, направленные именно на решение проблем борьбы с пре-
ступностью. Они могут быть адресованы всему населению, т.е. неопределенному кругу людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку она нацелена на предупреждение именно преступности. Можно сказать, что специальные меры направлены на борьбу с преступностью в целом, с отдельными ее видами и на предупреждение преступного поведения отдельного человека.
Поэтому, в зависимости от целевой направленности и характера, меры предупреждения преступления принято делить на общие и специальные.
На наш взгляд, к общим мерам следует отнести планомерное повышение реальных доходов населения, постепенное поднятие доходов менее обеспеченной части населения путем выделения различных пособий многодетным семьям и нетрудоспособным, расширение материальной базы культурно-просветительных и воспитательных учреждений, воспитание граждан в духе уважения и строгого соблюдения законности и правопорядка, непримиримости к любым антиобщественным явлениям, обеспечение широкого участия общественности в охране общественного порядка.
Проведение комплексных мер по дальнейшему повышению культуры, сознательности и организованности людей является одним из главных направлений профилактики разбойных нападений1.
Важнейшей составной частью борьбы с преступностью является профилактика и предупреждение преступлений.
Предупреждение - достаточно важная информация, предоставляемая заблаговременно с целью оказать корректирующее воздействие на события будущего; профилактика (от греческого предохранительный, предупредительный), который означает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранения причин преступлений. Многие ученые отождествляют смысл этих двух понятий.
Основатель классического направления криминологии как науки, известный итальянский учёный Ч. Беккериа предположил совершенно новую в те времена концепцию теории о преступных деяниях. В своем труде «О преступлениях и наказаниях» он говорит о трех источниках, направляющих и руководящих человеком: открытие Бога, законы природы, добровольные общественные отношения.
Ч. Беккериа считал, что основой существования преступных деяний является именно антогонизм общества, результат всеобщей борьбы корысти и страсти человечества. Он также считал: «сам человек имеет выбор действовать или не действовать». Он написал дальше: «Поэтому и все зависит от того, какое поведение он выбрал в процессе воспитания.
Наказание, противопоставляемое преступлению не должно быть слишком жестким, однако оно должно быть непременным. Можно предупредить преступления, а это является самым главным и верным нашим путем. Намного лучше предупредить преступление, нежели наказать. Цель всяких разумных и хороших законов заключается именно в этом»2. Доктор юридических наук, академик Н. Жанцан отметил: «Под профилактикой преступности можно подразумевать систему деятельности, проводимую государством, общественными организациями, гражданами в целях снижения совершения преступных деяний, постепенного устранения причин и условий, проождающих преступность3».
В законе Монголии «О предупреждении преступности» от 1997 г. предусмотрено: «Профилактика и предупреждение преступности - это комплексные мероприятия, направленные на установление причин и условий преступления на основе изучения информации и сведений о преступлениях, устранение этих причин, предупреждение и пересечение пре ступлений4».
Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор В.Н. Кудрявцев определил виктимологическую профилактику, проводимую в рамках криминологической профилактики; это «особая деятельность общественных институтов, направленная на выявление, устранение, нейтрализацию факторов и ситуаций, обуславливающих совершение преступления, выявление определенных лиц и групп, имеющих высокий риск подвержения к преступлению, путем восстановления и активации их иммунных защитных функций, а также разработку специальных методики и средства для защиты граждан от преступлений5». Превенция имеет целью избежание повторности совершения преступлений, устранение ситуаций и условий, причин преступных деяний6.
Изучение вопросов предупреждения преступлений является самостоятельной составной частью криминологической науки. Преступные деяния как социальное явление тесно связаны с условиями и причинами на разных уровнях и сферах общественной жизни, свойственными им. Меры предупреждения и профилактики преступных действий, преступлений должны быть организованны таким образом, чтобы эти меры могли оказывать соответствующее влияние на такие ситуации, условия и причины преступлений; при этом решающим моментом профилактической деятельности является реализация мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, обуславливающих преступления, преступные деяния.
В ст. 3 закона Монголии о предупреждении преступлений деятельность по предупреждению преступлений охарактеризована следующим об-
разом: «предупреждение преступлений - это комплекс мер, направленных на установление и пересечение преступлений на основе изучения данных о преступлениях». Предупреждение преступлений неразрывно связано со всеми процессами и изменениями, происходящими в обществе, социально-экономической, идеологической других сферах жизнедеятельности и социальной жизни. Целью субъектов, реализующих меры предупреждения преступлений является выявление и устранение объективных и субъективных обстоятельств, влияющих на преступление. Каждый субъект имеет свои правила и порядок в борьбе с преступностью, в связи с чем к каждому из них необходимо подходить дифференцированно с учетом их специфических особенностей, и исходя из этого правильно организовывать силы и средства борьбы; социальное исследование и изучение при этом должно опираться на достижения науки и техники.
Система предупреждения преступлений - совокупность субъектов предупреждения преступлений, экономических, правовых, организационных и материально-ресурсных мер, осуществляемых на различных уровнях, по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также непосредственному профилактическому воздействию на объекты предупредительной деятельности.
Какие же меры предупреждения преступности имеются в распоряжении общества?
Это, в первую очередь, экономические меры - меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики преступности, оказывая, в то же время, психологический эффект. Например, в настоящее время экономические меры активно способствуют оздоровлению нашего общества, снятию глубокой депрессии, охватившей наше общество в первые пять-восемь лет постсоциа-листичекого развития. Тогда от нее пострадали не только действительно бедные слои населения, но и достаточно хорошо обеспеченные, скажем, предприниматели, которые жили в вечном страхе. Они боялись чиновников, вымогавших взятки, обиравших их рэкетиров, экономической нестабильности. Сейчас нравственно-психологический климат монгольского общества несколько улучшился. Если в середине 90-х годов социологи фиксировали в Монголии высокий уровень тревожности и беспокойства, то в 2012 г. социологические опросы в Монголии дали более обнадеживающие результаты: 90% опрошенных ответили, что хотели бы иметь спокойную совесть; 10% - получить доступ к власти; 65% - видеть равенство возможностей; 40% - интересную работу.
Социально-экономическое развитие страны в последние годы происходит под влиянием объек-
тивных внутрисистемных и внешнеполитических воздействий, сформировавшихся в посткризисный (после 2000 г.) период и связанных с ликвидацией накопившихся в отечественной экономике диспропорций. Отличительной чертой современной экономической ситуации является то, что развитие хозяйства происходит в условиях замещения внешнеэкономических источников внутренними. Совершенно закономерной при этом является активизация ряда негативных факторных тенденций.
Анализ текущего социально-экономического развития страны показал, что основными тенденциями стали:
• низкие темпы развития экономики;
• высокие издержки производства и ухудшение финансового состояния как отдельных групп предприятий, так и целых отраслей народного хозяйства;
• нарастание объема импорта, ухудшение его структуры, вытеснение отечественного производителя из многих секторов внутреннего рынка;
• замедление роста инвестиционной активности;
• повышение социальной и дотационной нагрузки на бюджеты всех уровней
Эти обстоятельства являются источником материального неблагополучия населения Монголии.
Меры социальной помощи и поддержки должны оказываться тем конкретным группам людей, семьям и отдельным личностям, которые в такой поддержке нуждаются. Помощь и поддержка нужна всем, кто беден, стар, выбит из жизненной колеи, кого преследуют неудачи, отчужден от нормальных связей и отношений. Это должна быть не только материальная, но и духовная помощь. К сожалению, сейчас подобные меры явно недостаточны, о чем свидетельствует, например, большое число попрошаек и бродяг в стране.
Педагогические меры направлены на воспитание людей, в необходимых случаях - на ресоциали-зацию, скажем, осужденных в местах лишения свободы. Особого внимания заслуживают подростки из неблагополучных семей, совершающие мелкие правонарушения и аморальные поступки.
Организационные меры должны реализовы-ваться ради улучшения деятельности предприятий и учреждений, в том числе правоохранительных, повышения их эффективности в борьбе с правонарушениями и преступлениями в пределах их компетенции и профессиональных обязанностей.
Можно также выделить медицинские меры предупреждения преступности. Они необходимы применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами и склонным к совершению преступлений. Принудительные медицинские меры применяются к преступникам, которые признаны судом нуждающимися в принудительном лечении от алко-
голизма и наркомании во время отбывания наказания. Кроме этого, они должны применяться к:
• подросткам из неблагополучных семей, ведущих антиобщественный образ жизни; как показывают выборочные исследования, среди них до 60-70% лиц с различными расстройствами психической деятельности;
• лицам, ведущим бездомное существование; среди них велика доля алкоголиков.
Отдельную группу людей, нуждающихся в медицинской помощи, составляют ранее судимые, больные туберкулезом. Большинство из них отбывали наказание в местах лишения свободы, многие утратили родственные связи, не имеют крыши над головой, трудоустроить их сложно.
Арсенал технических мер предупреждения преступности сейчас чрезвычайно обширен; сложилась даже особая индустрия производства соответствующих технических средств. Технические меры всеохватывающие - они могут быть применены для охраны жилищ, имущества, безопасности граждан, защиты ценных бумаг и т.д. Однако, в Монголии такие меры применяются реже, чем в западных странах: во-первых, они достаточно дороги, особенно наиболее эффективные из них; во-вторых, у нас просто не успела сложиться жизненная практика их широкого применения, люди не знают, как ими пользоваться, да и просто не привыкли к ним.
На любом этапе развития общества важны духовные меры, в том числе религиозного характера, которые поднимают духовность людей и, тем самым, могут обеспечивать их надлежащее поведение. Не менее нужны меры, направленные на повышение уровня образования и культуры людей, в том числе и отбывающих уголовное наказание. В связи с этим следует подчеркнуть исключительную роль гуманитарного образования в средней школе.
Необходимо отметить, что все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь тогда и там, где они нужны и могут принести наибольшую пользу.
Слабостью нашей системы борьбы с преступностью являются громкие, как и в социалистическое время, призывы к ее усилению. При этом стараются как можно меньше денег потратить на профилактику преступлений, а еще лучше вообще не выделять на это средств; но дешевизна предупредительной работы дает только дешевые результаты, которые обществу не очень-то и нужны. Пока общество не будет тратить на профилактику преступности достаточные материальные средства, значительных успехов в борьбе с преступностью быть просто не может. Останутся призывы, благие намерения, но не будет действительных результатов в обеспечении правопорядка, учитывая к тому же масштабы коррупции в правоохранительных органах.
Естественно ожидать, что законы, принимаемые в свете борьбы с преступностью, будут максимально содействовать ее профилактике. Для этого они должны отвечать следующим одинаково важным требованиям: соответствовать социальным реалиям и условиям существования данного общества, его мировоззрению, мировосприятию, традициям; развивать имеющиеся демократические и гуманистические основы правосудия; всемерно содействовать профилактике преступности; опираться на современные достижения науки и техники; обеспечивать справедливое и обоснованное, в соответствии с законом, разрешение уголовных дел, удовлетворяя общественное чувство справедливости. Только в этом случае, как представляется, можно говорить, что закон действительно «работает» на правосудие, на борьбу с преступностью.
Думаю, что именно с этой точки зрения следует оценивать новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Монголии, принятый в весьма сложных условиях, связанных с ростом преступности. Подразумевается не просто увеличение числа преступлений, но и их значительное усложнение из-за использования новейших технологий, переплетения разных видов преступности, роста организованной преступности, связанной со вполне законопослушными группами и социальными институтами. В настоящее время раскрытие и расследование преступлений, доказывание вины, в том числе в суде, требует самых разнообразных знаний, в частности психологических. Это обстоятельство также крайне важно при оценке нового уголовно-процессуального законодательства.
Крайне усложнилась работа по профилактике преступлений. Действовавшие в условиях тоталитарного режима профилактические институты и организации давно распались, и сейчас, в принципиально новых условиях, их ни в коем случае не следует восстанавливать в прежнем виде. Они попросту будут нежизненными. Поэтому возникает задача создания принципиально новых организаций, форм, мер и путей предупреждения преступлений. Важную роль в этом будут играть законы, в частности, уголовно-процессуальный, профилактическое значение которого трудно переоценить.
В названных аспектах следует освещать как несомненные достоинства нового УПК Монголии 2002 г., так и его весьма существенные недостатки и упущения, которые могут иметь далеко идущие последствия для всего общества, для его нравственности, состояния законности и правопорядка.
Предупреждение преступности представляет собой антикриминальную деятельность, направленную на поддержание правопорядка в обществе. Данная система включает в себя различные мероприятия, осуществляемые государственными и не-
государственными субъектами профилактики путем выявления, устранения или нейтрализации причин и условий преступности, в целях обеспечения упреждающего воздействия на криминогенные факторы и криминально опасные ситуации.
В настоящий момент в Монголии отсутствует эффективное целостное правовое регулирование предупреждения преступлений, что указывает на объективную необходимость принятия единого нормативно-правового акта, взяв за основу Проект закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», в текст которого, предлагается внести следующие дополнения:
• дать перечень основных субъектов государственной системы предупреждения преступлений и их конкретные задачи, за выполнение которых они будут нести ответственность;
• обозначить роль органов местного самоуправления как особого субъекта предупредительной деятельности;
• внести в перечень мер общего предупреждения преступлений виктимологическую профилактику.
Эффективность системы предупреждения преступности определяется не только необходимостью грамотной организации и совершенствования правового обеспечения деятельности по предупреждению преступлений, но и обязательным учетом существенных изменений, произошедших в экономической, политической и социально-культурной сферах жизни страны, а также использованием исторического опыта и передовых методов зарубежных стран в области предупреждения преступлений и правонарушений.
В целях повышения эффективности системы предупреждения преступлений, необходимо наравне с увеличением внимания со стороны государства посредством принятия социальных законодательных актов и программ способствовать развитию сотрудничества различных социальных институтов. Ключевым элементом данных отношений будут являться органы внутренних дел, основным критерием эффективности которых будет считаться предупреждение преступлений, а первоочередной задачей - ликвидация социальной изолированности.
Представляется целесообразным создать в системе предупреждения преступлений специализированную аналитическую службу, к основным задачам которой будет относиться изучение проблем, разработка мероприятий и рекомендаций по предупреждению преступности отдельно для каждого субъекта профилактики с учетом специфики территориальных, этнических, экономических особенностей региона.
Профилактика преступлений - одно из главных направлений деятельности органов внутренних дел; при этом успешность предупредительной деятельно-
сти зависит от информации об объекте профилактики, требуемой для соответствующего воздействия. Необходимо создание специализированной базы данных, где будут учтены не только факты совершения самих преступлений, но и будут накапливаться сведения о преступлениях по различным основаниям классификации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем в одном из первых, с учетом изменившихся условий существования современного общества, сформулированы положения, определяющие и раскрывающие роль и место предупреждения преступности как приоритетного направления борьбы с нею.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в противодействии преступности. Кроме того, материал, изложенный в работе, может быть использован сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющими на различных уровнях борьбу с преступностью, предупреждение преступлений. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности правоприменительных органов, а также в учебном процессе при чтении курсов по уголовному праву, криминологии, уголовно-исполнительному праву и другим дисциплинам, в подготовке и выпуске учебной, научной и методической литературы по указанным предметам.
Из 300 опрошенных, участвоваших в исследовании «какие меры необходимо принимать для того, чтобы предупредить преступления?» 43 респондента или 13,4% ответили: необходимо усилить политику наказания, 45 или 11,6% повышать бдительность граждан; 35 или 11,6% - улучшить деятельность правоохранительных органов, улучшить их взаимодействие; 34 или 11,3% указали на необходимость разъяснения законов; 33 или 11%
- на своевременное и оперативное выявление полицейскими органами преступлений; 29 или 9,6%
- на своевременное обращение в случае подверженности разбойным нападениям; 20 или 6,6% -на снижение уровня безработицы и бедности; 13 или 4,3% - повышение сознательности граждан; 28 или 9,3% - усиление борьбы с пьянством; остальные 3,3% назвали постановку на учёт и надзор лиц, совершающих разбой, правильную организацию полицейских нарядов.
На основе изучения и разработки криминологических признаков разбоя следует принимать следующие меры предупреждения преступлений по разбою.
1. Последовательно принимать комплексные социально-экономические меры по снижению таких негативных социальных последствий, как бедность, пьянство, безработица.
2. Разъяснение и пропаганда законов, агитация и реклама через СМИ; описание не преступлений
и их жестокие признаки, а условий и причин, обуславливающие эти преступления, а также мер предупреждения.
3. Совершенствование деятельности полицейских органов (учёта и регистрации сведений и данных о преступлениях, улучшения контроля, снижение количества нераскрытых преступлений).
4. Уделить особое внимание своевременному и оперативному выявлению полицейскими органами преступлений разбоя, резкое снижение количества нераскрытых преступлений, совершенствование методики и тактики раскрытия преступлений, внедрение в практику современных методов и методологий по раскрытию преступлений, формирование правовой и экономической среды.
5. Предупреждению преступлений разбоя способствует назначение справедливого наказания.
6. Повышение бдительности граждан, своевременное обращение в полицейские органы в случае разбойного нападения, усиление контроля и надзора над лицами, отбывшими наказания и условно осужденными лицами.
1 Закон о профилактике преступлений от 5 декабря 1997 г. // Вестник Правительства Монголии. 1998. № 1. С. 15.
2Беккериа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
3 ЖанцанН. Криминология. УБ., 2004. С. 86.
4 Статья 3 Закона Монголии «О предупреждении преступности» // Государственные информации, 1998, № 1.
5 Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1997.
6 Криминология. Словарь-Справочник / Сост. Х.-Ю. Кернер. М., 1997. С. 229.
УГРОЗА КИТАЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ
КАМИЛЛА КАРИМОВНА ДАВУДОВА,
адъюнкт Московского университета МВД России ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ФАДЕЕВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Эришвили Н.Д. E-mail: fadei87@mail.ru
Аннотация. Угроза китайской экспансии на Российские территории Сибири и Дальнего Востока, по сравнению с наступлением НАТО и исламского экстремизма, сегодня кажется малозначительной и менее заметной. Однако, проблема территориальных претензий со стороны нашего южного соседа существует не одно столетие и спор этот, как бы многие не надеялись, отнюдь не разрешен до конца.
На сегодняшний момент, вроде бы, до конца урегулирован и спор о границе. Однако, для правильного выстраивания антиколлапсических действий нужны не пустые прогнозы и «страшилки» и даже не эмоции первых лиц, а трезвые оценки сложившейся геостратегической, военно-политической, экономической, демографической обстановки, на основе которых только и можно выстроить реалистичные прогнозы развития мира в целом и России в частности.
Ключевые слова: угроза экспансии; территориальные претензии; военная агрессия; геополитические интересы; природные ресурсы; экономические, политические и военные конфликты; незаконные миграционные процессы; многонациональное государство; однополярный мир; экономическая и технологическая деградация; закат демократии.
Annotation. The threat of Chinese expansion on the Russian territories of Siberia and the Far East, in comparison with the NATO and Islamic extremism offence today seems insignificant and less visible.
But the problem of territorial pretensions on behalf of our southern neighbor exists for centuries and this dispute, however much most would hope, has not been resolved.
For the present moment, the dispute on the border seems to have been resolved.
But for the right planning of the anticollapsing actions it is necessary to make not the empty forecasts and «horrors», and even not the emotions of the first persons, but the sober estimates of the present geostrategic, military-political, economic, demographic situation, on the basis of which it is possible to make realistic forecasts of the development of world on the whole and Russia in particular.
Keywords: threat of expansion, territorial pretensions, military aggression, geopolitical interests, natural resources, economic, politic and military conflicts, illegal migration processes, multinational state, unipolar world, economic and technical degradation, demise of democracy