Научная статья на тему 'Общероссийская спортивная федерация: сущность деятельности, особенности маркетинга'

Общероссийская спортивная федерация: сущность деятельности, особенности маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5860
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТА / КОММУНИКАЦИИ / СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / ПРОПАГАНДА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА / МАССОВОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Любовь Алексеевна

Статья посвящена деятельности Общероссийских спортивных федераций: дана основная экономическая характеристика данных организаций, представлены источники их дохода, подробно рассмотрены направления деятельности и основные задачи в рамках каждого из них. Представлены данные экспертного опроса, позволяющие выстроить модель процесса развития вида спорта, осуществляемого федерациями. На основании углублённого рассмотрения деятельности федераций выделены отличительные черты их маркетинга, учитывающие некоммерческую направленность, уставные цели и задачи, а также, особенности сферы функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-Russian national sports federation: activities aim, special marketing aspects

The article is devoted to activities of The Russian National Sports Federations. The author gives its essential economic characteristics, analyzes the sources of their income and considers the directions of the activities and particular tasks at each of them. It offers the results of the expert poll that allows creating the model of the sports development process conducted by the federations. Based on the in-depth treatment of the federations’ performance, the author distinguishes the special marketing aspects, taking into account the non-profit nature of these organizations, their statute purposes and standing rules. This article lays the foundation for further researches in the sports science.

Текст научной работы на тему «Общероссийская спортивная федерация: сущность деятельности, особенности маркетинга»

9. Ustselemova, N.A. and Kozlov, R.A. (2015), "Pedagogical conditions of formation at the future bachelors of physical training of professional stability means of physical education in the process of formation", Modern problems of science and education, No. 2, available at: www.science-education.ru/122-19294.

10. Chesnokova, V.N., Zelyanina A.N. and Mishchenko I.V. (2012), "Development of professionally important qualities of the students by means of physical culture", Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences, No. 6, pp.154-160.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.11.2015

УДК 796.062

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА

Любовь Алексеевна Миронова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

Статья посвящена деятельности Общероссийских спортивных федераций: дана основная экономическая характеристика данных организаций, представлены источники их дохода, подробно рассмотрены направления деятельности и основные задачи в рамках каждого из них. Представлены данные экспертного опроса, позволяющие выстроить модель процесса развития вида спорта, осуществляемого федерациями. На основании углублённого рассмотрения деятельности федераций выделены отличительные черты их маркетинга, учитывающие некоммерческую направленность, уставные цели и задачи, а также, особенности сферы функционирования.

Ключевые слова: виды спорта, коммуникации, спортивная федерация, спортивный маркетинг, пропаганда и популяризация спорта, массовость, развитие спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p138-144

ALL-RUSSIAN NATIONAL SPORTS FEDERATION: ACTIVITIES AIM, SPECIAL

MARKETING ASPECTS

Lyubov Alekseevna Mironova, the post-graduate student, Saint-Petersburg State Economic University

Annotation

The article is devoted to activities of The Russian National Sports Federations. The author gives its essential economic characteristics, analyzes the sources of their income and considers the directions of the activities and particular tasks at each of them. It offers the results of the expert poll that allows creating the model of the sports development process conducted by the federations. Based on the in-depth treatment of the federations' performance, the author distinguishes the special marketing aspects, taking into account the non-profit nature of these organizations, their statute purposes and standing rules. This article lays the foundation for further researches in the sports science.

Keywords: sports, communications, Sports Federations, sports marketing, sports promotion, mass participations, sport development.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетние отмечается возрастающий научный и практический интерес к особенностям экономики и управления спортивными федерациями, выражающийся в появлении исследований, посвящённых различным аспектам их деятельности [1, 2, 4, 6, 8]. Необходимость функционирования в условиях рыночной экономики заставляет федерации уделять больше внимания экономическим аспектам своей деятельности. Важной составляющей рыночного взаимодействия субъектов является маркетинг. Цель ста-

тьи - рассмотреть деятельность Общероссийских спортивных федераций и выделить особенности их маркетинга, чтобы создать основу для дальнейшего развития его организационных основ в данных организациях.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Общероссийская спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, популяризация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации [9].

Спортивные федерации являются негосударственными, некоммерческими организациями, которые, в большинстве случаев, создаются в форме общественных организаций. Стоит отметить, что существует возможность получения федерациями статуса общероссийской спортивной федерации. Условия получения статуса прописаны в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 29.06.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 14 п.4, п.5.

Общероссийские федерации имеют два основных источника финансирования: федеральный бюджет и собственная деятельность. Средства из Федерального бюджета предоставляются в виде субсидий, которые направляются на организацию подготовки сборных команд непосредственно федерациями. Доход от собственной деятельности федераций складывается из членских взносов, пожертвований физических и юридических лиц и средств, полученных за счёт ведения коммерческой деятельности. Согласно Гражданскому кодексу, некоммерческие организации, к которым относятся и спортивные федерации, могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность, если это, во-первых, предусмотрено их уставами, а во-вторых, служит достижению целей, ради которых они созданы [5]. Соответственно, полученный доход Федерации направляют на осуществление своей деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ

Федерации осуществляют свою деятельность по ряду направлений, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Направления деятельности Общероссийской спортивной федерации Кратко рассмотрим сущность каждого из них.

Развитие вида спорта является главной уставной целью деятельности федераций. Оно подразумевает под собой, во-первых, развитие массового спорта («Спорт для всех», детско-юношеский спорта), а во-вторых, развитие спорта высших достижений (повышение результатов сборных команд на международных соревнованиях и Олимпийских Играх). Для развития массового спорта федерации осуществляют деятельность по его пропаганде и популяризации, что выделено в уставах большинства федераций в качестве од-

ной из их уставных целей.

Организация соревнований. Вся спортивная деятельность направлена на подготовку и участие в соревнованиях. Для целей проведения и организации соревнований федерации разрабатывают общие правила, обучают и выдают лицензии судьям, унифицируют требования к спортивным сооружениям и инвентарю. Для того чтобы соревнования осуществляли функцию популяризации вида спорта, федерации прилагают усилия по их рекламе и продвижению.

Международная деятельность. Являясь членами Международных федераций по видам спорта, Общероссийские федерации выполняют в них представительскую функцию, участвуя в управлении и защищая интересы спортсменов своей страны. Среди основных целей в этом направлении можно выделить: выдвижение представителей из России на руководящие должности в Международных федерациях, увеличение числа международных судей от нашей страны, участие в конкурсах на проведение международных соревнований.

Сотрудничество с другими организациями. Спорт является общественным явлением и для обеспечения его развития необходима координация усилий всех взаимодействующих сторон. К ним относятся государственные структуры, другие общественные организации, коммерческие структуры (производители инвентаря, транспортные организации, арендодатели, предприятия питания и т. п.). Федерация имеет право осуществлять коммерческую деятельность, то есть может сама выступать в качестве производителя товаров и услуг, взаимодействуя с их потребителями.

Противодействие нарушению антидопинговых правил является обязательным условием присутствия вида спорта в программе Олимпийских игр. Поэтому все без исключения федерации, как по олимпийским видам, так и по неолимпийским, которые стремятся попасть в программу Игр, уделяют пристальное внимание соблюдению антидопингового кодекса. Для обеспечения соблюдения антидопинговых правил федерации проводят специальные мероприятий совместно с соответствующими службами Мин-спорта, Международными спортивными федерациями и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА" и др.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ

Как уже отмечено выше, главная задача федераций - это развитие вида спорта, и для этого федерации осуществляют свою деятельность по всем перечисленным направлениям.

Развитие вида спорта начинается с его пропаганды и популяризации. Стоит отметить, что термины «пропаганда» и «популяризация» пришли в спорт и в деятельность федераций из советского прошлого, и, на данный момент, по своему содержанию соответствуют термину «продвижение», используемому в маркетинге. Это подтверждает и тот факт, что в уставах международных федераций в отношении вопросов «пропаганды и популяризации» применяется термин «promotion», несмотря на наличие в английском языке прямых аналогов: «propaganda», «popularization». Продвижение осуществляется путём использования методов и средств маркетинговых коммуникаций.

Как правило, деятельность по продвижению направлена на повышение осведомлённости о виде спорта и достижениях спортсменов на соревнованиях. Предполагается, что осведомлённость должна способствовать повышению уровня эмоциональной вовлеченности в процесс состязательности спортсменов, выраженного в увеличении числа болельщиков и росте числа занимающихся видом спорта. Таким образом, «пропаганда и популяризация» направлены на развитие массового спорта, который должен способствовать и развитию спорта высших достижений. Массовость и спорт высших достижений взаимосвязаны между собой, в то же время, некоторые исследователи рассматривают их как две, абсолютно разные задачи [1, 2]. Отмечается, что массовый спорт фактически за-

нимает вторичное место по отношению к спорту высших достижений. Автор, склонен к тому, что приоритетным направлением в развитии вида спорта, все-таки является развитие его массовости, это подтверждают и данные проведённого экспертного опроса. Экспертный опрос проводился с июня по сентябрь 2015 года, через портал http://webanketa.com , выборка: 82 человека, требования к экспертам: опыт работы в сфере спорта более 10 лет, участие приняли представители 22 видов спорта. По мнению большинства экспертов, повышение массовости вида спорта является фундаментом его развития, способствующим формированию сильного спортивного резерва, который, в свою очередь, стимулирует конкуренцию на соревнованиях разных уровней и за попадание в сборную команду страны. Высокая конкуренция становится решающим фактором, способствующим повышению общего уровня результатов на национальном уровне и вероятности завоевания медалей высшего достоинства на международном. Успехи сборных команд на международных соревнованиях привлекают внимание средств массовой информации и стимулируют интерес общественности к виду спорта [6]. Результаты экспертного опроса представлены в таблице 1.

Таблица1

Результаты экспертного опроса_

Ответы % Количество

Развитие массовости вида спорта способствует повышению уровня конкуренции среди спортсменов в

данном виде спорта

Абсолютно согласен 64,63 53

Скорее согласен 23,17 19

В некоторой степени согласен 9,76 8

Скорее не согласен 2,44 2

Абсолютно не согласен 0 0

Массовое развитие вида спорта способствует формированию качественного спортивного резерва

Абсолютно согласен 56,1 46

Скорее согласен 25,61 21

В некоторой степени согласен 9,76 8

Скорее не согласен 6,1 5

Абсолютно не согласен 2,44 2

Повышение конкуренции среди спортсменов на Всероссийском уровне ведёт к росту результатов сбор-

ной команды России на международном уровне

Абсолютно согласен 70,73 58

Скорее согласен 23,17 19

В некоторой степени согласен 6,1 5

Скорее не согласен 0 0

Абсолютно не согласен 0 0

Высокие результаты сборной команды России на Олимпийских играх и других крупных соревнованиях привлекают внимание общественности к виду спорта

Абсолютно согласен 70,73 58

Скорее согласен 20,73 17

В некоторой степени согласен 8,54 7

Скорее не согласен 0 0

Абсолютно не согласен 0 0

Для привлечения детей и молодёжи к занятиям отдельными видами спортом необходимы дополнитель-

ные усилия рекламно-информационного характера со стороны соответствующих Спортивных Федера-

ций

Абсолютно согласен 69,51 57

Скорее согласен 17,07 14

В некоторой степени согласен 9,76 8

Скорее не согласен 1,22 1

Абсолютно не согласен 2,44 2

Исходя из полученных данных, можно выстроить процесс развития вида спорта в виде логической модели. Разработав механизм воздействий на этот процесс инструментами маркетинговых коммуникаций, федерации способны комплексно стимулировать развитие вида спорта во всех его проявлениях.

Развитие вида спорта невозможно без стабильного финансирования. Потенциальным источником финансирования федераций является их коммерческая деятельность. Применительно к ней рассматривается и маркетинг как инструмент повышения экономической эффективности. Тем не менее, природа маркетинга некоммерческих организаций намного сложнее. Она не ограничивается лишь применением его отдельных элементов при осуществлении коммерческой деятельности, но в деятельности федераций его основы практически не разработаны, поэтому далее мы предприняли попытку выделить его основные особенности в деятельности данных организаций.

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ

Общероссийские спортивные федерации можно отнести к категории некоммерческих хозяйствующих субъектов [3]. Следовательно, к ним применимы все постулаты концепции маркетинга некоммерческих субъектов. Деятельность некоммерческих субъектов состоит из двух взаимосвязанных составляющих, одна из которых представлена коммерческой деятельностью, другая - некоммерческой. Некоммерческая составляющая является причиной их существования и выражается в положительном социальном эффекте, который они призваны обеспечивать. Именно путём обеспечения этого социального эффекта, данные субъекты оправдывают своё существование и могут рассчитывать на финансирование из различных источников [3]. В то же время, имея право ведения коммерческой деятельности, некоммерческая организация может получать экономический эффект (прибыль), который, не являясь целью её функционирования, сопровождается незначительным приращением общей эффективности организации, ввиду направленности на достижение уставных целей.

Соответственно функции маркетинга в деятельности федераций должны быть направлены на повышение результативности в достижении уставных целей и повышение социального эффекта.

Социальный эффект - это результат деятельности субъекта рынка, не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения. Так как, коммерческая деятельность федераций, по определению, должна способствовать выполнению уставных целей, то и социальный эффект от проводимой федерацией коммерческой деятельности усиливает общую эффективность в достижении уставных целей. Коммерческая деятельность федераций стоится на классической концепции маркетинга, с той лишь разницей, что полученная в результате её осуществления прибыль не распределяется между учредителями, а направляется на решение уставных задач. Ещё одной особенностью является направленность маркетинга на обеспечение симбиоза некоммерческой и коммерческой составляющих деятельности федераций, с целью создания синергетического эффекта за счёт их эффективного сочетания.

В качестве особенностей маркетинга в деятельности федераций, присущих всем некоммерческим организациям, стоит отметить многообразие целей и задач, в отличие от коммерческих организаций, деятельность которых направленна на единственную цель -извлечение прибыли. Аналогично с этим, имеет место многообразие взаимодействующих с федерацией сторон, среди которых, и другие спортивные объединения, и государственные структуры, коммерческие организации и физические лица.

Федерации осуществляют свою деятельность в сфере физической культуры и спорта. Это так же обуславливает особенности их маркетинга, главной из которых является особая структура комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга (модель 4Р, маркетинг-микс)- это набор переменных факторов маркетинга, влияя на которые можно управлять спросом на объект маркетинга. В классическом варианте он состоит из 4 элементов:

- товар (Product): ассортиментная политика, менеджмент качества;

- цена (Price): ценовая политика, скидки;

- «место» здесь сбыт (Place): распределительная политика, логистика;

- продвижение, маркетинговые коммуникации (Promotion): коммуникативная политика (политика продвижения).

Согласно уставам федераций центральной проблемой в деятельности федераций является развитие вида спорта и его массовых форм. Таким образом, одна из задач федераций состоит в содействии развитию спроса на физкультурно-спортивные услуги.

Основываясь на классической модели «4Р» и особенностях деятельности федераций мы разработали комплекс маркетинга, адаптированный к деятельности федераций. Рассмотрим его основные элементы:

• Особенности вида спорта: способность решать индивидуальные задачи ребёнка и его семьи (польза для здоровья, приобретение полезных навыков(плавание, лыжи, коньки, танцы, социализация ребёнка и т. п.).

• Кадровое обеспечение вида спорта (подготовка специалистов, наличие тренеров и их квалификация): повышение качества физкультурно-спортивных услуг.

• Издержки, связанные с занятиями видом спорта: стоимость занятий, инвентаря и формы.

• Стабильное финансирование: улучшение условий занятий, повышение качества услуг.

• Наличие инфраструктуры и материально-техническое обеспечение: повышение качества физкультурно-спортивных услуг и удобства их приобретения.

• Территориальная распространённость спортивных сооружений, наличие спортивных клубов: доступность и удобство получения физкультурно-спортивных услуг.

• Известность вида спорта, его популярность и имидж: повышение осведомлённости, доведение всех выгод, положительных сторон и особенностей вида спорта, наличие доступной информации, приверженность виду спорта.

Ввиду целей, задач и направленности деятельности федераций, особое значение приобретает последний элемент маркетинг-микса - аналог комплекса продвижения, представленный инструментами маркетинговых коммуникаций. Ключевой задачей коммуникаций федераций является продвижение вида спорта, однако, коммуникативная составляющая присутствует и в направлении организации соревнований, в том числе международных, в продвижении имиджа «чистых спортсменов», играет существенную роль в повышении экономической эффективности федераций и др.

Ввиду этой разносторонней направленности, видится актуальной разработка системы интегрированных маркетинговых коммуникаций, связывающей все направления коммуникаций и направляющей их на более эффективное достижение уставных целей спортивных федераций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Общероссийские спортивные федерации являются негосударственными, некоммерческими организациями, которые, в большинстве случаев, создаются в форме общественных организаций. Федерации могут финансироваться из двух основных источников - это средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, и собственная деятельность, представленная членскими взносами, пожертвованиями и доходами от коммерческой деятельности. Среди направлений деятельности федераций можно выделить развитие вида спорта, включающее в себя его пропаганду и популяризацию, которые направлены на повышение массовости, формирующей резерв для развития спорта высших достижений; организацию соревнований, предполагающую привлечение внимания широкой аудитории к виду спорта; взаимодействие с международной федерацией и другими организациями в целях координации усилий по развитию вида спора. В рамках последнего направления стоит отметить сотрудничество с коммерческими организациями в качестве продавца, производителя услуг, так как, строго гово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ря, его можно отнести к источникам доходов от собственной деятельности. Особенности маркетинга логически выходят из характеристик данных организаций. Среди них можно выделить, направленность маркетинга на достижение уставных целей, приоритет некоммерческих целей над коммерческими, осуществление коммерческой деятельности в соответствии с принципами классического маркетинга, особую структуру маркетинг-микса, высокую значимость элемента продвижения в комплексе маркетинга. Ввиду разносторонней сущности коммуникаций в деятельности федераций актуальна разработка системы интегрированных маркетинговых коммуникаций, направленной на выработку наиболее эффективного и универсального комплекса продвижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адельфинский, А.С. Социально-экономическая модель развития массовых видов спорта в России : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Адельфинский Андрей Станиславович. -Москва, 2014. - 29 с.

2. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Алиев Эмиль Гуметович. - Санкт-Петербург, 2010. - 49 с.

3. Андреев, С.Н. Некоммерческий маркетинг : учебное пособие / С.Н. Андреев. - Москва : Изд-во Рос. эконом. ун-та им. Г.В. Плеханова, 2012. - 244 с.

4. Глэд, Б. Руководство национальными федерациями : справочник / Билл Глэд. - М. : Терра-спорт, 2002. - 288 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/. - Дата обращения 30.10.2015.

6. Миронова, Л.А. Роль маркетинговых коммуникаций в развитии вида спорта / Л.А. Миронова // Креативная экономика. - 2015. - № 9 (8). - С. 1043-1060.

7. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. - Дата обращения 30.10.2015.

8. Филиппов, С.С. Спортивная федерация: управление, информация / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 172 с.

REFENENCES

1. Adelfiysky, A.S. (2014), The social-economic model of mass sports development in Russia, dissertation, Moscow.

2. Aliyev, E.G. (2010), Contents and an orientation of management of activity of sports federation (on the example of association of mini-soccer of Russia), dissertation, St. Petersburg.

3. Andreev, S.N. (2012), The non-profit marketing: manual, publishing house Russian Economic University, Moscow.

4. Glad B. (2002), National Sports Federation Management: Handbook, Terra-sport, Moscow.

5. The Civil Code Of The Russian Federation, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/.

6. Mironova, L.A. (2015), "The role of marketing communications in the development of sports", Creative economy, No. 9(8), pp. 1043-1060.

7. Federal Law dated 04 12 2007 №329 - FZ ( red. 29.06.2015) "About Physical Culture And Sport In The Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

8. Filippov, S.S. and Ermilova, V.V. (2008), Sports Federation: Management, Information: monograph, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.