УДК 37(09)
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВАСИЛИЯ КАРАЗИНА (1773-1842)
© 2014
О. Н. Майструк, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье освещены и проанализированы общепедагогические взгляды В. Каразина на основе его произведений. Выделены и охарактеризованы основные компоненты общепедагогических взглядов В. Каразина: воспитательный, образовательный, личностный, социальный.
Ключевые слова: В. Каразин, просветитель, общественный деятель, воспитание, образование, женское образование, патриотизм, просвещение, общепедагогические взгляды.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Становление новой культурно-образовательной парадигмы обусловливает обращение к забытым деятелям и педагогам в сфере образования, к творческому наследию которых относим просветительские, воспитательные, культурно-образовательные идеи, которые могут внести качественно новые данные теории и практики воспитания и обучения, национального образования и просвещения Украины. Такой подход относится и к деятелям в сфере образования первой половины XIX века, творческое наследие которых длительный период времени находилось вне научно-педагогического поля. Формирование их мировоззренческих позиций и взглядов происходило под влиянием традиций Казацкой эпохи или украинского барокко и западноевропейских идей гуманизма, реформации и раннего Просвещения.
Следовательно, украинская педагогическая мысль этого периода представлена плеядой выдающихся образовательных, культурных, общественных деятелей, среди которых важное место принадлежит Василию Назаровичу Каразину (1773-1842).
Отметим, что творческое наследие В. Каразина является многоаспектным. Так, к основным направлениям его научно-просветительской и управленческой деятельности относим: общественное, публицистическое, научное, образовательное, культурное, издательское, управленческое, благотворительное. Поэтому сделаем попытку раскрыть сущность и проанализировать образовательное направление творческого наследия В. Каразина, которое выражалось в общепедагогических взглядах.
Анализ последних исследований и публикаций. Научно-просветительские идеи и общепедагогические взгляды В. Каразина освещены в работах современных исследователей Н. Березюк, А. Болебруха, Ю. Грачёвой, Н. Евтуха, Т. Кочубей, С. Куделка, Н. Николаенко, Л. Пироженко, Н. Сейко, О. Узбек, А. Хридочкина и др.
Формирование целей статьи. Целью статьи является попытка осветить и проанализировать, на основе его главных произведений, общепедагогические взгляды В. Каразина, а также охарактеризовать их главные компоненты.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Характерной чертой научно-просветительских взглядов В. Каразина была мысль о распространении идей просвещения среди всех слоев населения. Так, к его главным просветительско-педагогическим произведениям можно отнести «О воспитании женского пола в низших состояниях», «Переход Харьковского Института благородных девиц», «Об ученых обществах и периодических сочинениях в России», «Чистая правда без малейшего украшения и увеличения», «Одна глава из рукописи», «Речь о истинной и ложной любви к отечеству» и др.
В частности, интересной выступает идея В. Каразина обучения и воспитания девушек из нижних слоев населения, которую он высказывал в своих трудах «О воспитании женского пола в низших состояниях», «Переход Харьковского Института благородных девиц», которая была практически реализована в 1812 г. Он впервые
поднял на первое место вопрос относительно получения систематического образования «в низших сословиях» и необходимости нравственного воспитания женщин. Ведь целью такого среднего учебного заведения было воспитание женщины - настоящей труженицы, независимо от её социального положения в обществе. Стоит отметить, что создание специального учебного заведения в Харькове для женщин разного социального статуса способствовало его дальнейшему развитию и дало толчок для развития первых официальных женских средних заведений в Украине - Полтавского (1818), Одесского (1829), Керченского (1836). Они стали важным фактором для реформирования женского образования в середине XIX века, а также создания женских школ - гимназий и прогимназий. Институты благородных девиц в Украине помогли женщинам самоутвердиться вне семьи, реализовать стремление к общественной деятельности, предоставили возможность и право самостоятельного существования. Следовательно, взгляды В. Каразина были вполне прогрессивными для XIX века, а создание ряда учебных заведений для женщин способствовало развитию женского образования и осознания положения женщины в обществе Русской империи.
Отметим, что кроме этих идей В. Каразина прослеживаются отдельные аспекты образования и воспитания во многих других произведениях. Его мысли, взгляды, убеждения, соответствующие эпохе жизни просветителя, проникнуты новаторскими идеями лучших Европейских культурных традиций образовательных учреждений. Однако в его творческом наследии не наблюдается отдельной работы, освещающей проблемы образования. Взгляды Василия Каразина на образование и воспитание прослеживаются во многих письмах, статьях, где он не отделял вопросы нравственности от социально-политических. Он утверждал, что и благородное юношество, и весь народ необходимо постоянно обогащать знаниями, культурой, опытом, воспитывать на принципах христианского монархического правления. Как отмечал В. Каразин, «истинное образование велит почитать всех людей, кто ее ищет, сограждан в большом царстве света, которое есть вечным царством мира и согласия» [1, с. 163].
Вместе с тем, В. Каразин поднял такую важную проблему того времени, как проблема материнского воспитания и образованности женщин и их роль в воспитании детей. Он подчеркивал, что влияние женщин на общественную жизнь и жизнь государства далеко превосходит все остальные, поскольку «оно начинается вместе с физическим бытием, вместе с зарождением человека в материнской утробе» [2, с. 597]. Придавая большого значения материнскому воспитанию, Василий Каразин утверждал, что стремление матери и ее труд влияют на ребенка уже в раннем возрасте и во многом определяют дальнейшее его существование на протяжении всей жизни. Именно государство должно брать на себя главную роль после материнского воспитания, поэтому В. Каразин называл матерей низшего сословия первыми учительницами своих детей. По этому поводу он писал: «женщинам не свойственно развращать умы и сердца: направлять их против существующего порядка, а воспитание в их нежных руках необходимо и естественно
для принятия умеренного, религиозного направления» [2, с. 597].
Мысли В. Каразина о необходимости воспитания ребенка еще до его рождения есть аналогичными со взглядами Г. Сковороды. По этому поводу Григорий Савич высказывался, что «родители суть божья, а чада являются родительским подобием, изображением, копией. Как от яблони соки движутся в ее ветви, так родительский дух и нрав переходит к детям, пока не отлучатся и заново не укоренятся» [3, с. 104].
Прогрессивность его педагогических взглядов проявлялась не только в вопросах женского образования, но и была направлена на воспитание российских детей отечественными учителями. Поэтому, когда общественность того периода радовалась воспитанию своих детей учителями-иностранцами, В. Каразин выступал против такого воспитания. В частности, вышли в свет его произведения «Чистая правда без малейшего украшения и увеличения», «Одна глава из рукописи», повлекшие негативные отзывы по поводу данного вопроса. Он писал: «наше дворянство начало доверять своих детей иностранцам, оно не бережет средства им на оплату и на заграничные путешествия ... Постоянный обычай превратился в страсть. Поэтому, изучая чужие языки с детства, дети удаляются от своего собственного» [4, с. 100].
В. Каразин убеждал, что если русские дети воспитываются учителями-иностранцами, тогда прекращается домашнее материнское воспитание и происходит навязывание чужих традиций, обычаев, убеждений, что негативно отражается на воспитании будущего гражданина своего отечества. Он пытался указать на ошибку богатых и известных родителей, которые доверяют воспитание своих детей наемным французским учителям и направить их на правильный путь. На личном опыте он познал иностранных учителей, которые, обучая, предоставляли ложные сведения, например вопросы русской истории, литературы, всегда вызывали у него возмущение и недовольство за недостоверность или искажение фактов. Ведь Василий Каразин пропагандировал идею получения образования именно отечественными учителями, поэтому он убеждал родителей не избегать ни организованных учебных заведений, ни материнского воспитания. Так, образованность женщин выступала главной составляющей воспитания настоящего патриота своего отечества.
Вместе с тем, на протяжении всей жизни В. Каразина, актуальным и болезненным оставался вопрос образования, который с годами приобретал все большей значимости для него. Он считал, что образование должно быть доступным и добровольным, но реализация этих задач возможна только через учебные заведения и общественность: «Свободные наши общества, в случае необходимости, должны состоять из мудрых, умных людей, или, по крайней мере, иметь опыт в просвещении, который является неиспорченным, доступным и благонамеренным воздействием на самого себя» [5, с. 331-332]. Для распространения образования, он стремился, чтобы образование, которое будут получать юноши, побуждало к укреплению человеческих взаимоотношений и способствовало формированию национально сознательного гражданина, истинного патриота, исповедующего христианскую веру, уважающего законы, стремящегося к самоотверженной службе на пользу Родины.
В наставительном произведении «Речь о истинной и ложной любви к отечеству» В. Каразин придавал большое значение важному чувству патриотизма. Он акцентировал внимание на том, что любовь к Родине необходима для общего блага, которую нужно проявлять не из-за мечты свободы и равенства, а на основе порядка и уважения к религии. В работе автор излагал свои взгляды на любовь к Родине как на добродетель, вызванную многообразием важнейших моральных составляющих. Он отмечал, что для воспитания в себе такого глубокого чувства, как патриотизм необходима всеобъемлющая
любовь Бога ко всей Вселенной. Таким образом, воспитание любви к Родине проходит через все произведение Василия Каразина и, бесспорно, занимает ведущее место в его мировоззрении.
Важным средством воспитания патриотических чувств, по мнению В. Каразина, были ученые общества и их периодические издания, которые способствовали распространению знаний среди народа. Так, в произведении «Об ученых обществах и периодических сочинениях в России» идет речь о необходимости предоставления полезной, интересной информации жителям провинциальных городов и сел, где отсутствует доступ к периодике. По мнению Василия Каразина, благодаря взаимопомощи общество стремиться к просвещении и будет способно выполнять «приятные обязанности гражданина и сына Отечества» [5, с. 330]. В. Каразин акцентировал внимание на необходимости просвещения среди народа. По этому поводу он отмечал, что вместо растления воображения бездействующих граждан, лучше пробуждать в их сердцах любовь к наукам, к простодушию во вкусах и обычаях, к жизни в городах и селах, «что присуще просвещенному обществу» [5, с. 333]. Таким образом, он чрезвычайно глубоко любил свой край и посвятил свою жизнь достижению социально-экономического и культурно-образовательного процветания государства.
Таким образом, на основе главных произведений В. Каразина, проанализировав общепедагогические взгляды, нами выделены их основные компоненты:
1) воспитательный: в семейном воспитании (для юноши - быть достойным отцом, семьянином, для девушки - быть, прежде всего, матерью, образованной женщиной, передавать детям нормы и ценности своего народа, уважать родителей, заботится о детях); в религиозном воспитании (любовь к Богу, любовь к истине и добродетели, иметь доброчесноты, обязательные молитвы, добрые дела, творение добра, милосердия); в нравственном воспитании (иметь нравственные принципы - нравственная чистота, доверие, человеколюбие, благонравие, совесть, уважение к вере, честность, приличное поведение, сосуществование в мире с различными народами и окружающими людьми, нравоучительные беседы, соблюдение законов человечности, применять физические наказания, опека сиротами. Негативными моральными качествами являются корыстолюбие, зависть, ненависть, эгоизм, разврат, упрямство, лживые поступки, кража, драки, оскорбления, неуважение к старшим, произвол, пренебрежение к порядку); в половом воспитании (обособленное воспитания мальчиков и девочек; воспитание с юноши воина, солдата, служителя церкви, необходимость мужских знаний и добродетели; воспитание с девушек народных учительниц, работниц, экономок, служанок, будущих матерей семейства «матери - первой учительницы своих детей»); в физическом (трудовом) воспитании (трудолюбие, изобретательность, ручная работа, гармония с природой, здоровый образ жизни, физические упражнения, закалка); в гражданском воспитании (быть истинным гражданином своего народа, уважать, быть достойным гражданского доверия, публичное наставление через книги, доклады и др., служение Родине); в национальном воспитании (необходимость обеспечения отечественными учительскими кадрами, учебными пособиями, учебными программами, которые предусматривают изучение истории, литературы, географии родного края, национальные традиции, обычаи, обучение родному языку); в патриотическом воспитании (патриот Родины, любовь к Родине на основе соблюдения порядка и религии, любви к семье, к окружающим, к старшим, любви к своему городу, родному краю, ко всему человеческому, патриотизм является благом Родины);
2) образовательный: пропаганда образования европейского уровня; образование укрепляет свое благосостояние, материальную и духовную жизнь, нравствен-
ность; осуществляет свое назначение в природе, сочетание с трудолюбием и стремлением к благу; получение высшего образования (подготовка интеллектуальной элиты для всех отраслей науки, образования, культуры), получение среднего образования (обучение в гимназиях, училищах, готовящих специалистов в практических сферах жизнедеятельности), получение элементарного образования (для крестьян); распространение женского образования, самообразование, получение образования начинать с изучения наук (язык, математика, естествознание, физика, география, история); получение знаний через периодические издания, необходимость создания обществ и содействие работе ученых обществ; получение образования в течение всей жизни;
3) личностный: разностороннее гармоническое развитие личности, развитие интеллектуальных умений и навыков (чтение книг, занятия научными исследованиями), развитие физических качеств и упражнений; занятия искусствами (рисование, музыка, танцы), развитие трудовой деятельности и ручного труда, развитие про-фориентационной работы среди юношей и девушек (выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями каждой личности), доступность образования и воспитания независимо от социального положения в обществе; личностными качествами личности являются: стремление к познанию, духовное и нравственное самосовершенствование, реализация собственного предназначения в обществе;
4) социальный: уважение к власти, подчинение власти, самоотверженная служба Отечеству; сосуществование и согласование своих действий с другими, выполнение своих обязанностей перед родиной, развитие женского воспитания, что влияет на общественную жизнь и жизнь государства; успех воспитания и образования народа зависит от монарха и его просветительской политики.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, общепедагогические взгляды В. Каразина можно обозначить достаточно прогрессивными, что проявляется в доступности, демократизации и индивидуализации образования, в основе что - принципы природосообразности,
культуросообразности, гуманизма, самосовершенствования, воспитывающего обучения, которые, вместе с тем, не воспринимались большинством представителей власти и ученых того времени. Его идеи были направлены на осуществление образовательных реформ Российской империи первой половины XIX века, которые побудили тогдашнее государство к качественным образовательным преобразованиям. Некоторые из них не теряют своей актуальности в XXI веке и предоставляют педагогам и историкам широкое поле научных исследований в их дальнейшей разработке в современном образовательном пространстве Украины.
Освещенные в статье позиции, не исчерпывают всего спектра проблем. Перспективными научными исследованиями считаем исследования роли В. Н. Каразина в основании Харьковского университета как образовательного центра образовательной деятельности первой половины XIX столетия, что будет предметом научного поиска в историко-педагогической науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каразинъ В. Н. Р^чь о пользу просв^щешя въ домоводству, говоренная въ Харькове, августа 18-го 1811 г. въ публичномъ собранши Филотехническаго общества Василиемъ Назаровичемъ Каразинымъ // Сочинешя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранные и редактированные проф. Д. И. Багал^емъ / В. Н. Каразинъ. X. : Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 216-228.
2. Каразинъ В. Н. О воспитанш женскаго пола въ низших состояшяхъ: (1 января 1841 г.) // Сочинешя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранныя и редактированныя проф. Д. И. Багал^емъ. Х.: Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 596-599.
3. Сковорода Г. Благодарный Еродш // Повне зiбрання творiв: в 2 т. К.: Наукова думка, 1973.Т. 2. С. 99-118.
4. Каразинъ В. Н. Чистая правда безъ мал^йшаго украшешя и увеличенiя // Сочинешя, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранныя и редактированныя проф. Д. И. Багал^емъ Х. : Изд-во Харьк. ун-та, 1910. С. 543-544.
5. Каразинъ В. Н. Объ ученыхъ обществахъ и перюдическихъ сочиненiяхъ въ Россш. Русская старина. 1871. Т. 3, март. С. 330-335.
GENERAL PEDAGOGICAL VIEWS VASIL KARAZIN (1773-1842)
© 2014
O. N. Maistruk, postgraduate student, lecturer of the chair Department of early childhood
education and psychology
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: In the article author analyzed and determine general pedagogical views of V. Karazin taking into account his own works. The main components of general pedagogical views were characterized and distinguished. Among them educational, personal and social views.
Keywords: V. Karazin, enlightener, public figure, educational, education, female education, patriotism, enlightenment, general pedagogical views.