Научная статья на тему 'ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экологическое образование / кластерный метод / школьники / программа / лабаратория / творческая команда. / Environmental education / cluster method / schoolchildren / program / laboratory / creative team

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д У. Закиров, Х С. Нурметов

В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане. Одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д У. Закиров, Х С. Нурметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY SCHOOL IS THE BASIC SOURCE OF ECOLOGICAL EDUCATION

The article describes the problems and solutions of environmental education in secondary schools in Uzbekistan. One of the most pressing issues is the education of the future generation, which will be committed to the social and economic development of a mature, patriotic, responsible country through the modernization of education in accordance with the modern spirit

Текст научной работы на тему «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Д. У. Закиров Х. С. Нурметов

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области, г.Чирчик, Узбекистан (111700, г. Чирчик, ул. Амира Темура, 104)

Email: d.zakirov_76@mail. ru

АННОТАЦИЯ

В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане. Одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом.

Ключевые слова: Экологическое образование, кластерный метод, школьники, программа, лабаратория, творческая команда.

SECONDARY SCHOOL IS THE BASIC SOURCE OF ECOLOGICAL

EDUCATION

D. U. Zakirov Kh. S. Nurmetov

Chirchik State Pedagogical Institute, Tashkent region Email: d.zakirov_76@mail.ru

ABSTRACT

The article describes the problems and solutions of environmental education in secondary schools in Uzbekistan. One of the most pressing issues is the education of the future generation, which will be committed to the social and economic development of a mature, patriotic, responsible country through the modernization of education in accordance with the modern spirit.

Keywords: Environmental education, cluster method, schoolchildren, program, laboratory, creative team.

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель развитие экологического воспитание и создание кластерной методики обучения в общеобразовательних школах - научить школьников быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. А также, при обучении экологии в общеобразовательных школах, участие студентов педогогических высших учебных заведений. Это окажет положительное влияние на их педагогическое будущее.

В статье освещяется в качестве проекта о создании кластерной методики обучения по развитию экологического воспитания в общеобразовательних школах является одним из механизмом Государственной программы к которому включили предотвращение экологических проблем, утвержденным Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». В статье предлагается проведение комплексных дополнительных задач к учебной программе по биологии в школьных условиях и сравнительно проверять навыки учащихся учеников школы-лабаратории. Основной задачей данного проекта - это развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления и повысить их экологическую осведомленность. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института.

МЕТОДОЛОГИЯ

Экологическое воспитание - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально -природной среде [1]. Экологическое образование и воспитание ответственны за формирование будущей экологической культуры и экологической этики будущих поколений, поэтому и возникает сегодня насущная необходимость с ранних лет развивать в школьниках сознательное отношение к окружающей среде. Для осознания ребенком сложности и комплексности существующих проблем необходимы опорные знания, сначала на уровне понятий и образов, затем причинно-следственных взаимосвязей и наконец, умений и навыков прогнозирования и управления ситуацией. Такой методологический подход заложен в образовательных стандартах нового поколения и должен быть реализован в современной школе [2].

Современная экология имеет разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, которая изучает закономерности взаимоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды [3].

С точки зрения факторов времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. Различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе. [4].

Общеобразовательная школа является одним из основных источников экологического воспитания для подрастающего поколения. Потому что в школьном возрасте человек развивается как личность, продвигается в учебе и в работе. Повышение качества образования в средних школах, укрепление материально-технической базы, вовлечение в чтение и дальнейшее укрепление чувства уважения к учителю перешли на уровень государственной политики.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 258 от 28 марта 2019 года «О мерах по совершенствованию деятельности Чирчикского государственного педагогического института в Ташкентской области», с совместным приказом ректора Чирчикского государственного педагогического института и руководством Ташкентского областного управления народного образования в октябре 2019 года был принят проект. В соответствии с совместным приказом "Школьная лаборатория" создала экспериментальное пространство и была создана творческая команда для

управления деятельностью. Творческой команде возложено - интеграция образовательного и научно-инновационного потенциала высшего, среднего образования и других ступеней образования в актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики, реализация инновационных проектов в процессе непрерывного педагогического образования, внедрение и апробация научно-методических разработок в педагогической практике, создание экспериментальных и инновационных платформ для внедрения инноваций в образовании, создание образовательной среды, включающей базу непрерывной педагогической подготовки, направленной на развитие и развитие профессиональных навыков молодых учителей, предоставление возможностей для профессиональной ориентации и отбора студентов, которые заинтересованы в педагогике и профессиональную подготовку, создание научно-образовательного пространства для учителей с целью повышения их личных и профессиональных навыков, консультации, методическая и организационная поддержка творческих инициатив [5,7,8].

Предоставляем вашему вниманию одного из проектов развитию экологического воспитания в школе, инициативой преподователей кафедры биологии Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области.

Кластерная методика обучения по развитию экологического воспитания и формирование экологической культуры школьников в общеобразовательних школах.

Основная цель данного проекта развитие экологического воспитание и создание кластерной методики обучения в общеобразовательних школах.

Для выполнения вышестоящей цели были назначены следующие задачи, организовать учебный процесс в кластере с экологическими понятиями и знаниями, привлеч студентов педагогического института к учебным и факультативным занятиям, в дальнейшем для развитии их педагогических навыков, в цели развитии способности самостоятельного мышления школьников и помощи им в развитии экологического сознания включая охраны окружающей среды, организовать разные научные экскурсии к природным объектам, а также при их участии провести научно-исследовательские работы, организовать научно-методические опыти в школах при участии студентов педагогического института направленные на повышение познавательных способностей школьников. Регулярно провести аналитические семинары о результатах научно-методических опытов.

Для выполнения этих задач было составлено рабочая группа состоящей из преподователей кафедры биологии, студентов и магистрантов факультета "Естественные науки" Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области, а также препадователей предмета биологии в общеобразовательных школ Ташкентской области.

ВЫВОДЫ

В осуществлении проекта было утверждено экспериментальная программа проекта "ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ" "О создании кластерного метода продвижения экологического образования у школьников" в которого было включено использовать все аспекты методов обучение естественных знаний, в том числе:

1. Углубление обучение предмета "Ботаника" в 5-х и 6-х классах школы;

2. Организовать факультативную работу "Эко-Мир" на основаниях практических занятий для учеников 6-х классов.

3. Провести научно-практическую конференцию на тему "Изучение природы - залог и забота природы"

4. Организовать экскурсионные работы к природным объектам реки Чирчик, горному району Бостанлык и адырним зонам поселка Май Кибрайского района.

5. Создать электронную базу видеоматериалов в направлении повышение экологических знаний. Контроль эффективности проекта осуществляется со стороны рабочей группы состоящей преподователей-профессоров Чирчикского государственного педагогического института и методическим советом преподавания естествознания при управлении народного образования Ташкентской области. Контроль проводится посредством тестов, собеседований и письменных экзаменов учащихся 5-х и 6-х классов школы.

В рамках проекта школьники получают глубокие навыки по предметам естественных знаний. Ожидается формирования у школьников экологического мышления и мировоззрения, а также навыки проведения научных исследований. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института. В целях повышения экологической сознательности будущего поколения за счет развития экологической осведомленности среди школьников, призиваем принять участие в создании экологических учебно-производственных проектов.

REFERENCES

1. Быкова Н.В. - "Особенности экологического воспитания в начальной школе" - Наука, техника и образование, 2018

2. М.Д. Харламова, М.М. Перевозчикова "Экологическое образование интегрированное пропедевтическое обучение основам экологии в младшем и среднем звене общеобразовательной школы" - "Вестник" РУДН серия Экология и жизнедеятельности, 2013, №4

3. О.А.Соломенникова - "Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду" - Педагогический практикум, 2010.

4. Рустамова Ф.Н. - "Формирование экологической культуры и образования у учащихся" - Hortus botanicus. 2014.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области» - № 258 от 28 марта 2019 года.

6. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). CLUSTER TEACHING METHOD FOR DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION AND FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS. Биология ва экология электрон журнали, 2(2).

7. Дониёр Уткирович Закиров, & Жасур Хабибуллаевич Гулямов (2020). ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛАХ. Science and Education, 1 (Special Issue 1), 37-44.

8. Закиров, Д. У. (2020). МАКТАБЛАРДА БИОЛОГИЯ ФАНИНИ УТКАЗИШДА УКУВЧИЛАРНИНГ МУСТАКДЯ ФИКРЛАШИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Science and Education, 1(7).

9. Закиров, Д. У. (2020). ЭКОЛОГИК ТАЪЛИМДА МАНТИЛИЙ ФИКРЛАШ ВА МУСТАКДЯ ТАЪЛИМДАН УНУМЛИ ФОЙДАЛАНИШНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).

10. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). Ekologik ta'limni rivojlantirish va umumiy o'rta maktablarida o'quvchilarning ekologik madaniyatini shakllantirish. Биология ва экология электрон журнали, 2(2).

11. Муталов, К. А., Рамазонов, Б. Р., & Закиров, Д. У. (2020). Полукустарничковая растительность Юго Западного Кызылкума Материалы международной научно-практической конференции «Охрана и рациональное использование природных ресурсов Южного Приаралья» г.

12. Муталов, К., Рамазонов, Б., Закиров, Д., & Гулматова, М. (2020). ПОЛУКУСТАРНИЧКОВАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПАРТЕКОВАЯ ФОРМАЦИЯ CONVOLVULETA HAMADAE. Academic research in educational sciences, (2).

13. Zakirov, D. (2020). ECOLOGICAL EDUCATION IN PRESCHOOL INSTITUTIONS. ACTA NUUz, 1(4), 72-74.

14. Хуршида Бахадировна Алимова, & Бахтиёр Рамазонович Рамазонов (2021). ИНТЕРФАОЛ ТАЪЛИМ ЁРДАМИДА МАКТАБ У^УВЧИЛАРИНИНГ КОБИЛИЯТЛАРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ. Academic research in educational sciences, 2 (1), 937-943. doi: 10.24411/2181-1385-2021-00121

15. Samanov, Sh & Amanov, Baxtiyar & Zakirov, D. (2020). Published By Chief Editor Managing Editor EDITORIAL ADVISORS EPRA International Journal of Research and Development (IJRD) FORMATION OF QUALITY INDICATORS OF COTTON LINES OBTAINED BY INTERGENOMIC INTROGRESSIVE METHODS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.