Научная статья на тему 'Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи'

Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ХУДОЖНИК НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ФЕДОСКИНО / GENERAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / ARTIST OF FOLK ART CRAFTS / LACQUER MINIATURE / FEDOSKINO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова М.В.

В статье рассматривается процесс постепенного внедрения общеобразовательной подготовки в контексте истории развития профессионального обучения художников народных художественных промыслов на примере федоскинской лаковой миниатюрной живописи, значение общеобразовательной подготовки в профессиональном образовании. Анализируется система государственных мер, направленная на ликвидацию безграмотности населения в 1920-е гг. и на поддержку и развитие общего образования в последующие годы. Представена эволюция учебного заведения по подготовке художников миниатюристов от профессионально технической школы до института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF VOCATIONAL TRAINING OF ARTISTS OF THE FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING

The article discusses the process of gradual introduction of general education in the context of the history of the development of vocational training of artists of folk art crafts on the example of Fedoskino lacquer miniature painting, the importance of general education in vocational education. The system of government measures aimed at eliminating illiteracy among the population in the 1920s and supporting and developing general education in subsequent years is analyzed. The evolution of an educational institution on the training of miniature artists from a vocational school to an institute is presented.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи»

Ермакова М.В., аспирант, заместитель директора по научно-методической работе, Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (академия), 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: ermakova-80@mail.ru

Ermakova M.V., postgraduate, deputy director for scientific and methodical work. Fedoskino institut of lacquer miniature painting - branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Moscow region, village Fedoskino, Lukutinskaya street, e-mail: ermakova-80@mail.ru

Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой

миниатюрной живописи General education in the context of the history of vocational training of artists of the Fedoskino lacquer miniature painting

Аннотация. В статье рассматривается процесс постепенного внедрения общеобразовательной подготовки в контексте истории развития профессионального обучения художников народных художественных промыслов на примере федоскинской лаковой миниатюрной живописи, значение общеобразовательной подготовки в профессиональном образовании. Анализируется система государственных мер, направленная на ликвидацию безграмотности населения в 1920-е гг. и на поддержку и развитие общего образования в последующие годы. Представена эволюция учебного заведения по подготовке художников миниатюристов от профессионально-технической школы - до института.

Ключевые слова: общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, художник народных художественных промыслов, лаковая миниатюра, Федоскино.

Abstract. The article discusses the process of gradual introduction of general education in the context of the history of the development of vocational training of artists of folk art crafts on the example of Fedoskino lacquer miniature painting, the importance of general education in vocational education. The system of government measures aimed at eliminating illiteracy among the population in the 1920s and supporting and developing general education in subsequent years is analyzed. The evolution of an educational institution on the training of miniature artists from a vocational school - to an institute is presented.

Key words: general education, vocational training, artist of folk art crafts, lacquer miniature, Fedoskino.

Развитие профессионального образования играет решающую роль в становлении экономики, производства и формировании структуры общества, что влечет за собой серьезные изменения в самом образовании, способствуя более качественному формированию профессиональных компетенций,

отвечающих современным требованиям социума. Всеобщая грамотность населения и актуальная профессиональная подготовка - обязательные условия экономической и социальной эволюции общества.

Формирование профессиональных качеств художника народных художественных промыслов напрямую зависит от уровня общеобразовательной подготовки. Общеобразовательная подготовка не всегда была частью профессионального обучения. Первичным было формирование профессиональных навыков и умений в процессе трудовой деятельности. Изменение в 20-х гг. XX социально-экономической и политической ситуации в стране повлекло и изменения в области профессиональной подготовки, в том числе и в подготовке художников миниатюрной живописи.

Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина, открытая в 1910 г, вынуждена была функционировать в совершенно новых социально-экономических условиях, которые требовали от мастеров гибкости и инициативности, особенно в условиях конкуренции с производством Вишняковых. Мастера артели поставили перед собой задачи сохранения высокого качества продукции, развития творческого начала и передачи бесценного опыта новым поколениям художников, которые успешно решили. Так, в подготовке кадров живописцы на первых порах вернулись к обучению «из-под руки» мастера, но социально-экономическое переустройство страны предъявляло иные требования к подготовке профессионалов. В 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все лица от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, обязаны были учиться грамоте [4]. Была развернута масштабная программа ликвидации безграмотности населения. В период с 1921-1928 гг. активно внедряются по всей стране школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), или школы рабочей молодежи, школы крестьянской молодежи, перед которыми были поставлены задачи: уменьшение срока овладения профессиональными навыками по специальности, развитие общей культуры молодых людей, обучение общеобразовательным, техническим дисциплинам. В этот период организуются художественные школы в местах расположения промыслов, обеспечивающие подготовку кадров. В 1926 г. в Московской области, в селе Хлебниково, была открыта Первая коммунистическая школа кустарного ученичества, обучавшая мастеров лаковой миниатюры.

Период 20-30-х гг. XX века отмечен серьезным подъемом профессионально-технического образования в стране, который способствовал выделению в самостоятельную отрасль знания профессиональной педагогики (М.Я. Басов, Н.А Бернштейн, П.П. Блонский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.). Такие вопросы как методика профессионального обучения, формы и методы подготовки, производственная культура, социализация личности вызывали дискуссии в среде ученых. Существенным сдвигом стала проработка вопросов организации и методики производственного обучения, определение критериев качества среднего профессионального образования.

В 1931 г. на основании постановления Правления Мособлсовета открывается Федоскинская школа ФЗУ для обучения молодежи искусству федоскинской лаковой миниатюры с целью сохранения уникального опыта, накопленного в предшествующие годы. Первыми руководителями школы становятся М.А. Боков и А.И. Кузнецов [5, с. 58]. В сентябре 1931 г. М.А. Боков назначен Мособлкультпромсоюзом заведующим учебной частью и преподавателем Федоскинской профтехшколы, а в 1933 г. - директором. С момента открытия школы молодежь готовили по двум специальностям: мастер по изготовлению полуфабриката (шпатлевщик, шлифовщик, лакировщик) и художник-миниатюрист. Срок обучения составлял соответственно 2 и 3 года. Но вскоре в школе отказались от подготовки мастеров по изготовлению полуфабриката и стали готовить их на фабрике. В 1934 г. первые выпускники школы получали удостоверение об окончании Федоскинской профтехшколы Мособлкульпромсоюза по специальности живописец. Программа обучения миниатюрной живописи предусматривала освоение теоретических дисциплин: композиция, технология, история искусств; а также таких предметов, как: обществоведение, русский язык, математика, физика, химия. Литература не входила в перечень изучаемых дисциплин. Обучающиеся первого набора имели различный уровень общей подготовки, в школу принимали детей, окончивших 6-7 классов.

Согласно Постановлению СНК СССР о мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик от 8 июня 1931 г. время на производственное и теоретическое обучение должно быть разделено на равные части. На специальные предметы отводилось не менее 25% от общего времени, посвященного теоретическим занятиям [7].

В 1930-е гг. творческий рост художников промысла рассматривался с разных позиций. Одни видели будущее промысла за художниками профессионалами, другие - в отказе от традиций и полного переучивания, добросовестного копирования картин [5, с. 44]. Большое внимание изучению и развитию промыслов уделил А.В. Бакушинский, который подчеркивал важность постепенного развития творческой инициативы мастера и сохранения его самобытности. А.В. Бакушинский выступал за творческую свободу мастера и выявление его внутренних творческих способностей [5, с. 44].

В значительной степени эти идеи были реализованы в работе с Научно-исследовательским институтом художественной кустарной промышленности, способствующей развитию творческой самостоятельности федоскинских мастеров, что оказало влияние не только на развитие промысла и деятельность художников, но и на процесс обучения, побуждая преподавателей развивать творческое начало в обучающихся. Миниатюрист федоскинской артели А.А. Кругликов отмечает, что работа с Институтом обеспечивала высокое художественное качество создаваемых образцов и постепенно приобщало художников к интерпретаторской, творческой работе [5, с. 45].

В 1940-е г. в Федоскинской школе начинают обучать художников для жостовского промысла. Также наблюдаются изменения в системе подготовки, методы обучения приближаются к методам академической художественной школы. Появляются первые программы по специальным дисциплинам [8, с. 287].

Великая Отечественная война прервала работу школы, многие преподаватели и ученики были призваны на фронт. Но уже в 1942 г. процесс обучения в Федоскинской профессионально-технической школы был восстановлен, и все дети, которые хотели получить художественное образование, смогли приступить к обучению.

В конце 1940-х гг. Федоскинская профтехшкола продолжает подготовку по профессиональным дисциплинам, а общеобразовательная подготовка проводится на базе вечерней (сменной) общеобразовательной школы, в которой лицам, окончившим семилетнюю школу, предоставлялась возможность получения полного среднего образования, что способствовало повышению их профессиональной квалификации.

Преподавателей профтехшколы волновал вопрос не только освоения учащимися особых технологий исполнения лаковой миниатюры, но и подготовка художников, способных разрабатывать собственные творческие композиции. А для этого требовалось расширение общих знаний, развитие личности учащегося, пробуждение в нем эстетического начала, основанного на глубоких знаниях истории, литературы и других видов искусства, чему в значительной мере способствовало обучение в вечерней школе. За эти годы советской власти удалось совершить существенный сдвиг в преодолении безграмотности населения и развитии профессионального обучения.

О конце 1950-х гг. Г.В. Марголин писал, что «в артели работают первоклассные художники, имеющие отличную общеобразовательную подготовку, обладающие высокоразвитым вкусом, изобретательностью, излюбленными приемами работы» [5, с. 56]. В этот период в профессионально-техническую школу поступали учащиеся на базе 7 и 10 классов. Те, кто окончил 7 классов, обучались в вечерней (сменной) общеобразовательной школе и получали аттестат о среднем образовании.

Изучение общеобразовательных, политехнических и специальных предметов в вечерних (сменных) средних школах должно основываться на опыте работы учащихся и способствовать их культурному росту, профессиональному развитию и социально-политической деятельности. Обучение в вечерних (сменных) средних школах проводилось в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством просвещения РСФСР [6].

После окончания учебного заведения выпускники работали на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи, поступали в высшие учебные заведения. Из талантливых выпускников этого периода можно назвать заслуженных художников и преподавателей В.Д. Антонова и Н.Г. Марчукова,

народных художников Н.М. Солонинкина, Ю.В. Карапаева, П.Н. Пучкова и др.

В целом изменения, произошедшие в системе среднего профессионального образования, способствовали повышению качества методического сопровождения процесса обучения, повышению общеобразовательного уровня, увеличению числа профессиональных учебных заведений, что позволило повысить качество профессионального образования. В Федоскинской профтехшколе появилось поколение молодых художников, увлечённых творческой деятельностью таких, как С.С. Рогатов, Д.В. Рогатов, С.А. Козлов, О.И. Шапкин, Н.А. Зотов, В.В. Святченков, М.С. Новикова, А.А. Корчагин и многих других.

Взаимосвязь профессионального и общего образования последовательно изучалась такими учеными, как С.Я. Батышев, А.П. Беляева, М.И. Махмутов и их учениками. Реализация принципа взаимосвязи профессиональной и общеобразовательной подготовки возможна при тесном сотрудничестве преподавателей общеобразовательных предметов и профессионального обучения [2, с. 107].

В эти годы в Федоскинской профтехшколе открывается отделение художественной росписи по эмали. Об этом ходатайствовал директор фабрики «Ростовская финифть», ему были нужны квалифицированные художники. Руководством профтехшколы преподаватель Александр Антонович Парфёнов, который до этого четверть века преподавал федоскинскую лаковую миниатюрную живопись, был направлен на фабрику «Ростовская финифть» перенимать опыт письма по эмали. Благодаря его усилиям было открыто отделение художественной росписи по эмали, которое действует по сей день. Сам он стал первым преподавателем профессиональных дисциплин по этому направлению в Федоскинской профтехшколе.

1970-е гг. в России отмечены переходом к всеобщему среднему образованию, гарантированному Конституцией СССР от 7 октября 1977 г. Профессионально-техническое образование становится проводником к широкому общему среднему образованию. В Федоскино строится новое здание Федоскинской школы миниатюрной живописи. Общеобразовательная подготовка проводится на базе художественной школы. До 15.00 велись занятия по спецдисциплинам, с 16.00 начинали работу преподаватели общеобразовательных дисциплин.

В этот период проводятся научные исследования в области профессионально-технического образования, создаются фундаментальные работы по теории содержания подготовки квалифицированных рабочих, организации проведения занятий теоретического и практического обучения, анализируются содержание образования, методы, средства, формы обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения [1, с. 21].

В 1986 г. произошла реорганизация профессионально-технической школы в среднее специальное учебное заведение - Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. С этого

момента профессиональная и общеобразовательная подготовка составляет единое целое в учебном плане училища. Статус учебного заведения меняется, выпускники получают диплом о среднем специальном образовании с квалификацией художник-мастер. Согласно учебному плану в это время изучались дисциплины: история изобразительного и прикладного искусства, композиция, мастерство федоскинской миниатюрной живописи, рисунок, живопись, пластическая анатомия, история народных художественных промыслов, история русского костюма, материаловедение и технология производства, история, советское право, человек и общество, эстетика, экономическая география. Срок обучения увеличивается на один год, помимо профессиональных вводятся дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла. Процесс обучения в этот период был в значительной степени ориентирован на формирование художника-миниатюриста как творца.

В 2002 г. процесс подготовки регулируется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0515, в котором содержатся требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Срок освоения программы составляет 3 года 10 месяцев [3].

В этом документе были сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускника и требования к уровню подготовки по дисциплинам, а также минимум содержания основной профессиональной программы. Программа включала освоение циклов: ОГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (508 час.), ОПД -общепрофессиональные дисциплины (1910 час.), СД - специальные дисциплины (2466 час.), СД.ДС - дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, ДР. - дополнительная работа (798 час.), ТО - теоретическое обучение (дисциплины национально-регионального компонента (216 час.), ДФ - дисциплины факультативные (516 час.).

В учебном плане Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи по специальности 0515 декоративно -прикладное искусство и народные промыслы 2003 г. теоретическое обучение представлено общеобразовательными дисциплинами: история, обществознание, русский язык, литература, химия, география, иностранный язык, история мировой культуры, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности - 1396 час. максимальной учебной нагрузки, что составляло 19% от всей учебной нагрузки этого периода.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) от 13 июля 2010 г. №773 нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования был изменен на 2 года и 10 месяцев, максимальная учебная нагрузка составляла 5184 часа [9]. В структуре ОПОП СПО базовой подготовки был выделен Федеральный

компонент среднего (полного) общего образования ОД.ОО, куда вошли базовые учебные предметы ОД.01 (обществоведение, математика и информатика, иностранный язык, география, естествознание, физическая культура, русский язык, литература, основы безопасности жизнедеятельности) и профильные учебные предметы ОД.02 (история, история мировой культуры, история искусств, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, перспектива, информационные технологии в профессиональной деятельности, правовые основы профессиональной деятельности). Максимальная учебная нагрузка обучающегося по федеральному компоненту среднего (полного) общего образования составляла 2106 час., из них максимальная учебная нагрузка базовых учебных предметов - 1204 час., что составляло 23% от всей учебной нагрузки; профильных учебных предметов - 902 час. Дисциплины базовой подготовки ориентированы стандартом на реализацию компетенции -ОК-11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности [9].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июля 2011 г. № 2141 о реорганизации ФГОУ СПО Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи, считать реорганизованным в форме присоединения к ВШНИ в качестве обособленного структурного подразделения - Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». В 2012 г. учебное заведение вошло в состав Высшей школы народных искусств (институт) и стало именоваться Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи ФГБОУ ВО ВШНИ (И).

Присоединение к ВШНИ позволило реализовать на практике многоступенчатую систему подготовки художника народных художественных промыслов. Выпускники филиала получили возможность продолжать обучение декоративно-прикладному искусству в единой системе, когда профессиональные знания, умения и навыки, полученные на уровне среднего профессионального образования, продолжают совершенствоваться на уровне высшего образования. Обучающийся имеет возможность стать по-настоящему высококвалифицированным специалистом в своей области. Отпала необходимость получения высшего образования по смежным профессиям в других вузах.

В 2014 г. был введен Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1389, предусматривающий срок обучения СПО по ППССЗ базовой подготовке в очной форме обучения 2 года и 10 месяцев. Максимальная учебная нагрузка составляет 5184 час., из них на общеобразовательный цикл отводится 2106 час.. Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин - 1168 часов (22,5%) и

профильных учебных дисциплин - 938 час. (18%), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [10].

В конце 2017 г. Высшей школе народных искусств присвоен статус академии в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2017 г. №1255 «О переименовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (институт) и его филиалов» и «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (институт)»».

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 октября 2019 г. №1073 «О переименовании Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Высшая школа народных искусств (академия)»» и «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)»» -переименован в Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи.

Вопрос подготовки художников в разные эпохи решался по-разному, но всегда наблюдались серьезная заинтересованность в качественной подготовке и стремление к развитию творческого потенциала художника. Современное общество и развитие системы образования предъявляют высокие требования к уровню подготовки художников. Востребованный художник имеет широкий кругозор, начитан, знаком с различными видами искусства, его жизнь разнообразна и интересна. Следовательно, и образование, которое получает художник должно способствовать развитию творческой личности.

Литература

1. Александрова Н.М. Практические занятия по профессиональной педагогике: методология и теория обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и научно педагогических работников профессионального образования. - Н. Новгород: Волжс. гос. инж.-пед. ун-т; Санкт-Петербург: Любавич, 2010. - 136 с.

2. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы (опят, поиски, задачи, пути реализации). - Москва: Высшая школа, 1987. - 343 с.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (базовый уровень среднего профессионального образования). [Электронный ресурс] / Единое окно доступа к информационным ресурсам. - URL: http://window.edu.ru/resource/447/51447/files/0515.pdf (дата обращения 20.05.2020).

4. Декрет СНК РСФСР от 26.12.1919 «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.» [Электронный ресурс] / Некоммерческая интернет версия консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=38091#025 79810984630968 (дата обращения 25.05.2020).

5. Марголин Л.Г. Звенья цепи золотой (Рассказ о старейшем мастере федоскинской миниатюры А.А. Кругликове). - Москва: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959 г. - 63 с.

6. Положение о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе. 29.12.1959 г. [Электронный ресурс] / Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. - URL: http://museumreforms.ru/node/13869#ref-6 (дата обращения 14.05.2020).

7. Постановление СНК СССР о мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик. 8.6.1931 г. [Электронный ресурс] / Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина. - URL: http://музейреформ.рф/node/14001 (дата обращения 14.05.2020).

8. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. - Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 320 с.: ил.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [Электронный ресурс] / Некоммерческая интернет версия консультант плюс.

- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106890/9a64a3d45c43a5196 54649623b6c145eac200b35/ (дата обращения 20.05.2020).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [Электронный ресурс] / Некоммерческая интернет версия консультант плюс.

- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119324/ (дата обращения 20.05.2020).

References

1. Aleksandrova N.M. Prakticheskie zanyatiya po professional'noj pedagogike: metodologiya i teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij i nauchno pedagogicheskih rabotnikov professional'nogo obrazovaniya. - N. Novgorod: Volzhs. gos. inzh.-ped. un-t; Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010. - 136 s.

2. Batyshev S.YA. Reforma professional'noj shkoly (opyat, poiski, zadachi, puti realizacii). - Moskva: Vysshaya shkola, 1987. - 343 s.

3. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya. Gosudarstvennye trebovaniya k minimumu soderzhaniya i urovnyu

podgotovki vypusknikov po special'nosti 0515 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (bazovyj uroven' srednego professional'nogo obrazovaniya). [Elektronnyj resurs] / Edinoe okno dostupa k informacionnym resursam. - URL: http://window.edu.ru/resource/447/51447/files/0515.pdf (data obrashcheniya 20.05.2020).

4. Dekret SNK RSFSR ot 26.12.1919 «O likvidacii bezgramotnosti sredi naseleniya R.S.F.S.R.» [Elektronnyj resurs] / Nekommercheskaya internet versiya konsul'tant plyus. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=38091#025 79810984630968 (data obrashcheniya 25.05.2020).

5. Margolin L.G. Zven'ya cepi zolotoj (Rasskaz o starejshem mastere fedoskinskoj miniatyury A.A. Kruglikove). - Moskva: Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo, 1959 g. - 63 s.

6. Polozhenie o vechernej (smennoj) srednej obshcheobrazovatel'noj shkole. 29.12.1959 g. [Elektronnyj resurs] / Muzej istorii rossijskih reform imeni P.A. Stolypina. - URL.: http://museumreforms.ru/node/13869#ref-6 (data obrashcheniya 14.05.2020).

7. Postanovlenie SNK SSSR o meropriyatiyah po uluchsheniyu raboty shkol fabrichno-zavodskogo uchenichestva, nahodyashchihsya v vedenii vysshih sovetov narodnogo hozyajstva Soyuza SSR i soyuznyh respublik. 8.6.1931 g. [Elektronnyj resurs] / Muzej istorii rossijskih reform imeni P. A. Stolypina. - URL: http://muzejreform.rf/node/14001 (data obrashcheniya 14.05.2020).

8. Suprun L.YA. Lakovaya miniatyura Fedoskino. - Moskva: Legprombytizdat, 1987. - 320 s.: il.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 072601 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (po vidam) [Elektronnyj resurs] / Nekommercheskaya internet versiya konsul'tant plyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106890/9a64a3d45c43a5196 54649623b6c145eac200b35/ (data obrashcheniya 20.05.2020).

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (po vidam) [Elektronnyj resurs] / Nekommercheskaya internet versiya konsul'tant plyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119324/ (data obrashcheniya 20.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.