Научная статья на тему 'Общеобразовательная подготовка – основа профессионального образования'

Общеобразовательная подготовка – основа профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная подготовка – основа профессионального образования»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Г. Апухтина, канд. филол. наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО»

Кафедра общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Кузбасского регионального института развития профессионального образования осуществляет свою деятельность по направлению - теория и методика преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Непосредственно деятельность кафедры отражает специфику начального и среднего профессионального образования, а именно - возможность получения параллельно с профессией или специальностью среднего (полного) общего образования.

До реорганизации 2012 года особое внимание уделялось кафедрой реализации принципа профессиональной направленности в преподавании общеобразовательных дисциплин. Сущность профессиональной направленности в нашем случае состоит в сохранении преподавания основ наук в том же объёме и глубине, что и в школе, но акцент делается на применимости получаемых знаний в процессе профессиональной подготовки посредством варьируемого по объёму и глубине учебного материала, наиболее важного для той или иной профессии. Безусловно, без качественной общеобразовательной подготовки нет качественного профессионального образования.

Одно из основных требований ГОС среднего (полного) общего образования - знание общеобразовательного предмета на функциональном уровне. Что есть функциональный уровень для выпускника образовательного учреждения профессионального образования? Всё-таки это уже не начальная профессиональная специализация в определённой предметной области. В данном контексте принцип функциональности - это

* До сентября 2012 года - кафедра общеобразовательных дисциплин

- 42

способность выполнять функциональные обязанности рабочего/специалиста, используя отобранный, функционально необходимый, имеющий прикладное значение в профессиональной сфере материал.

За пять лет по заявленной проблематике кафедрой было организовано повышение квалификации преподавателей всех дисциплин общеобразовательного цикла в рамках курсовой подготовки, формате и двухдневных семинаров, серий тематических консультаций и вебинаров. Также в этот период впервые были организованы курсы для заместителей директора, курирующих вопросы общеобразовательной подготовки.

Реализация государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах образовательных программ НПО/СПО с 1 сентября 2011 года осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом в редакции 2004 года. С целью оказания методической помощи образовательным учреждениям в процессе перехода на профильное обучение в течение всего 2010/2011 учебного года кафедрой общеобразовательных дисциплин был проведен ряд мероприятий. Итоги мероприятий были подведены на секции для преподавателей общеобразовательных дисциплин, в рамках августовских консультаций, и оформлены в виде методических рекомендаций «Разработка рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины».

Ещё одно направление нашей деятельности и остро резонансная тема последних лет - единый государственный экзамен. С 2008 года кафедрой общеобразовательных дисциплин начата работа по организационно-методическому сопровождению процесса подготовки обучающихся ОУ ПО к ЕГЭ. По поручению учредителя кафедрой были организованы курсы повышения квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по теме «Технологии подготовки к ЕГЭ обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования». Курсы проводились в очно-заочной форме в период с ноября 2008 г. по февраль 2009 г. одновременно на двух площадках в Кемерово (ГОУ «КРИРПО») и Новокузнецке (ГОУ НПО ПЛ № 21, ПЛ № 10). На

курсы были приглашены преподаватели русского языка, математики, физики, химии, биологии. Полный курс обучения (три сессии) прошли 166 преподавателей. В 2010 году кафедрой были проведены ещё одни курсы по этой же теме для всех преподавателей-предметников, но уже дистанционно.

С 2008 года по вопросам организационно-методического сопровождения процесса подготовки обучающихся ОУ ПО к ЕГЭ продолжается активное сотрудничество кафедры с ГУ «Областной центр мониторинга качества образования». Сотрудники кафедры ежегодно обучаются на семинарах для экспертов предметных комиссий ГЭК Кемеровской области и принимают участие в проверке тестовых заданий ЕГЭ по немецкому языку и истории.

С каждым годом неуклонно растёт уровень информатизации отечественного образования. На основе современных средств информационных и телекоммуникационных технологий разрабатываются и внедряются новые технологии обучения, постоянно повышаются требования к программным продуктам учебного назначения, которые используются в образовательном процессе. Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий преподавателю ОУ ПО необходимо постоянное повышение квалификации в этом направлении. Современный педагог не имеет права быть ИКТ-некомпетентным. С целью решения этой проблемы кафедрой реализуются образовательные программы для профессионально-педагогических работников ОУ ПО с различным уровнем подготовки: для начинающих пользователей - «Пакеты прикладных программ для начинающего пользователя»; для продвинутых пользователей - «Создание информационных ресурсов Интернет: Web-конструирование», «Создание электронных образовательных средств учебного назначения». Данные программы также доступны для повышения квалификации в дистанционной форме.

Также подопечной нам категорией являются обучающиеся и студенты. Работа с ними выстраивается через активное развитие конкурсного движения. С целью раскрытия и активизации творческих способностей, развития коммуникативной и ИКТ-компетенций, навыков исследовательской работы, формирования интереса к избранной профессии кафедрой ежегодно проводятся конкурсы творческих и исследовательских работ среди обучающихся и студентов учреждений профессионального образования. В период с 2007 по 2011 год проведено семь конкурсов: областной конкурс со-

чинений «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык...», посвящённый Году русского языка (2007); областной конкурс на лучшее художественное произведение «Моя семья», посвященное Году семьи (2008); областной конкурс исследовательских работ по истории Кузбасса, посвящённый 65-летию Кемеровской области (2008); областной конкурс творческих работ «Я горжусь своей профессией (специальностью)», посвященный Году молодежи (2009); областной фестиваль творческих работ «Если учитель - это Учитель.», посвящённый Году учителя (2010 г.); областной конкурс мультимедийных презентаций «Быть профессионалом - значит быть патриотом своей Родины», посвященный юбилейным датам в 2011 году: 70-летию начала Великой Отечественной войны; 50-летию первого полета человека в космос (2011). Общее количество участников конкурсов за пять лет составило 728 человек. По итогам конкурсов традиционно издаются сборники лучших работ. Обучающиеся и студенты - победители конкурсов, а также авторы работ, признанных лучшими, но не вошедших в тройку призёров, - приглашаются на итоговую конференцию вместе со своими педагогами. Руководство конкурсной работой обучающегося осуществляет преподаватель. Это обязательное условие, прописанное в положении. Благодаря подбору тематики конкурсов и новым форматам нам удалось вовлечь в конкурсное движение не только преподавателей-предметников, но и преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, педагогов-психологов, руководителей музеев, руководителей физического воспитания, воспитателей.

Одной из важных задач, которую решает конкурсное движение, является воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к истории, культуре и духовным традициям своего народа. Эффективно выстраивать свою деятельность в данном направлении педагогам ОУ ПО помогает реализуемая кафедрой дополнительная профессиональная образовательная программа «Деятельность учреждения профессионального образования по патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе».

Итак, кафедра общеобразовательных дисциплин занималась:

- реализацией федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обуче-

ние) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО;

- усилением профессиональной направленности преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях профессионального образования;

- технологиями подготовки к ЕГЭ;

- ИКТ-технологиями;

- активным конкурсным движением обучающихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования;

- патриотическим воспитанием обучающихся.

В 2012 году в связи с реорганизацией произошло объединение кафедр общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. В состав кафедры вошли лаборатории: лаборатория мониторинга внедрения ФГОС ПО, лаборатория профилактики и охраны профессионального здоровья.

Мы благодарим образовательные учреждения профессионального образования за плодотворное сотрудничество!

ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ИНФОРМАЦИОННОЙ И ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Павельева, начальник ЦМСИиИД ГОУ «КРИРПО»

В 2005 году в институте создан бизнесцентр, который в 2007 году переименован в центр международного сотрудничества и академической мобильности (ЦАМиМС), а в 2012 - в центр международного сотрудничества, информационной и издательской деятельности (ЦМСИиИД).

В работе центра выделено несколько крупных направлений: реализация международного сотрудничества, подготовка результатов деятельности к внешней экспертизе, реализация социально значимых проектов, позиционирование имиджа института на рынке образовательных услуг, построение единой информационной образовательной среды региона, поддержка и оптимизация ^-инфраструктуры института.

В настоящее время международное сотрудничество Кузбасского регионального института развития профессионального образования выходит на новый этап развития. Мы целенаправленно позиционируем себя в качестве научной площадки для реализации совместных международных проектов, удовлетворяющих интересы региона, в соответствии с приоритетными направлениями деятельности института, обозначенными планом перспективного развития ГОУ «КРИРПО». Развитие и реализация международного сотрудничества подробно описаны в статье данного номера ОКО «География внешних связей Кузбасского регионального института развития профессионального образования».

Одно из успешно реализуемых направлений работы центра - представление результатов де-

ятельности Института на внешнюю общественную экспертизу. Многочисленные победы института в международных выставках, форумах, конгрессах -это заслуга всего коллектива.

В 2012 году сотрудниками института разработаны инновационные проекты «Научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования взрослых в сфере ИКТ» (авторы: Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Павельева Н. В.); «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров рабочих и специалистов для экономически значимых отраслей Кузбасского региона» (авторы: Руднева Е. Л., Панина Т. С., Дочкин С. А.); «Научно-методическое обеспечение развития И-инфраструктуры начального и среднего профессионального образования Кемеровской области» (авторы: Руднева Е. Л., Павельева Н. В., Богданова Л. А.). Все проекты являются победителями и лауреатами конкурсов международных образовательных выставок.

Подробно о результатах участия института в выставочных мероприятиях рассказано в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.