Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КОМАНД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КОМАНД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мозговой / штурм / команда / группа / участник / задача / проблема / идея / критика / оценка / brainstorming / team / group / participant / task / problem / idea / criticism / evaluation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носов В.А.

В данной статье рассматриваются взгляды учёных, исследователей, и успешных топ-менеджеров на решение задач методом «мозгового штурма». Предлагаются рекомендации и правила использования данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION IN THE PROCESS OF "BRAINSTORMING" AS THE MOST EFFECTIVE WAY OF COMMUNICATION OF TEAM MEMBERS IN SOLVING PROBLEMS IN THE ERA OF CONVERGENCE OF TECHNOLOGIES

This article examines the views of scientists, researchers, and successful top managers on solving problems by the method of "brainstorming". Recommendations and rules for using this method are offered.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КОМАНД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ»

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КОМАНД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ЭПОХУ КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ Носов В.А. (Москва, РГСУ) nosov-va@list.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются взгляды учёных, исследователей, и успешных топ-менеджеров на решение задач методом «мозгового штурма». Предлагаются рекомендации и правила использования данного метода.

Ключевые слова: мозговой, штурм, команда, группа, участник, задача, проблема, идея, критика, оценка.

COMMUNICATION IN THE PROCESS OF "BRAINSTORMING"

AS THE MOST EFFECTIVE WAY OF COMMUNICATION OF TEAM MEMBERS IN SOLVING PROBLEMS IN THE ERA OF CONVERGENCE OF TECHNOLOGIES Nosov V.A. (Moscow, RSSU) nosov-va@list.ru

Abstract: This article examines the views of scientists, researchers, and successful top managers on solving problems by the method of "brainstorming". Recommendations and rules for using this method are offered.

Keywords: brainstorming, team, group, participant, task, problem, idea, criticism, evaluation.

Ещё в глубокой древности, во времена, когда человек был вынужден охотиться на диких животных для того чтобы прокормить себя, стало очевидным, что коллективный разум намного сильнее и продуктивнее в решении проблем чем интеллектуальные способности отдельно взятого индивида.

Народная мудрость, гласящая что одна голова хорошо, а две лучше означает, что двое (или коллектив) быстрее найдут решение проблемы, чем один человек. С этим сложно не согласиться, особенно сегодня, когда человечество находится на пороге очередного прогрессивного шага - Индустриальной революции 4.0. Концепция этой революции заключается в трансформации традиционных процессов с помощью конвергенции современных прорывных технологий.

Мировые лидеры, использующие современные технологии для трансформации своих технологических и бизнес-процессов, такие компании как Uber, Amazon, Alibaba и многие другие, в качестве основного инструмента поиска нестандартных решений в своей повседневной деятельности применяют метод «мозгового штурма». Компания Apple не исключение. Мозговые штурмы проводятся регулярно, и с обязательным участием руководителей высшего звена. На одном из таких сеансов ДжониАйв предложил разместить клавиатуру на экране, вместо того чтобы крепить её к экрану, так как это решение дешевле и компактнее. Все согласились, в том числе и Стив Джобс. Так появился планшетник (Стив Джобс, 2012, с. 559).

В компании Google также регулярно проводятся сеансы мозговых штурмов, и на них участники, в течение фиксированного временного интервала, должны предложить как можно больше новых идей. Встречи организованы так, что в обсуждение включаются все присутствующие, ежеминутно предлагая на основе предыдущей идеи не менее одной развивающую ее идею (Стать инноватором, 2018, с. 230)

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — способ решения различных задач, заключающийся в коллективном обсуждении вопроса, в процессе которого все участники предлагают как можно больше разнообразных вариантов решения проблемы, включая даже самые нереалистичные и абсурдные. Далее из списка выбираются наиболее подходящие варианты, которые можно применить на практике. (Стариков, 2011, с.74).

Несмотря на то, что данный метод был создан Алексом Осборном — творческим сотрудником американского рекламного агентства «BBD&O», ещё в 1941 году, в настоящее время данный инструмент используется не часто, и не всегда правильно.

Мозговой штурм лучше не проводить совсем, чем проводить его неправильно, так как это может только усугубить ситуацию и привести к разочарованию и безразличию членов команды.

Чтобы избежать данных проблем необходимо придерживаться определенного сценария и соблюдать ряд правил. Для качественного мозгового штурма обязательным условием является наличие в 3-х последовательных этапов.

Этап №1 — «Формулирование задачи».

На данном этапе необходимо сформулировать проблему, собрать команду из специалистов в области решаемой задачи, определить роль каждого участника и выбрать ведущего.

Задача ставится чётко и формулируется одним предложением, чтобы её понимал каждый присутствующий. Также необходимо позаботиться о том чтобы все участники мозгового штурма могли заблаговременно ознакомиться с решаемой задачей. Это позволит им лучше подготовиться к встрече и провести её более эффективно. Оптимально если группа будет состоять из 7-11 умных и позитивных участников.

Подбирается подходящее время и место проведения. Лучший вариант - комфортный кабинет.

Удаляются внешние отвлекающие раздражители, в том числе мобильные телефоны.

На роль ведущего назначается человек, с опытом управления рабочей группой, способный переформулировать идеи и мысли в чёткие тезисы, умеющий поддерживать и развивать дискуссию, а также направлять группу в нужное русло. Предпочтение отдаётся сильным красноречивым коммуникаторам. (Рисовый штурм, 2020, с. 341).

В обязанности ведущего входит чёткая установка правил проведения мозгового штурма, так как, зачастую, группы формируются из участников, занимающих разные должностные позиции, и обладающих разными психотипами. В дальнейшем он следит за тем, чтобы встреча двигалась в нужном направлении в соответствии с установленными правилами и регламентом.

Ведущий направляет участников к цели с помощью наводящих вопросов, стараясь изменить их привычный, стандартный подход к решению задач, активизирует их креативность и воображение, и в итоге помогает сгенерировать максимальное количество идей. (Рисовый штурм, 2020, с. 342).

Перед мозговым штурмом обязательно необходимо разогреться, иначе группа не сможет эффективно генерировать новые ценные идеи. Важно чтобы все участники разговорились и не чувствовали себя напряженно. Также, очень важно, чтобы во время мозгового штурма в группе установилось равенство иначе креативное настроение будет подавлено. (Рисовый штурм, 2020, с. 320).

Этап № 2- «Генерирование идей».

После того как задача уточнена и группа разогрелась, участники начинают высказывать свои мысли и идеи. В случае если в группе имеется формальная подчиненность среди участников, есть смысл высказываться по возрастанию должности, чтобы исключить конформность мышления и главенствование мнения руководства над мнением остальных. Как правило, в самом начале встречи, участниками предлагаются самые ти-

пичные идеи и версии решения задачи, но в последствие, в результате «разгона» креативного мышления и воображения стандартные решения вытесняются оригинальными и инновационными.

Обязательным условием продуктивности мозгового штурма является ведение записей всеми участниками встречи, та как один человек, например - ведущий, может упустить что-то важное из предложенного и финальный перечень идей не будет исчерпывающим. Наиболее удобными инструментами для ведения записей и осуществления пометок являются: флипчарты, стикеры, маркерные доски и т.д.

Для максимальной эффективности необходимо генерировать максимальное количество решений, без каких-либо рамок и барьеров, главное — количество, которое в последствие трансформируется в качество. Чем шире выборка, тем выше вероятность решения задачи наиболее оптимальным и верным способом. Приветствуются нетривиальные, амбициозные, нереалистичные и даже абсолютно нелепые предложения.

Критиковать или оценивать идеи, в том числе положительно, запрещено. Не стоит игнорировать даже самые абсурдные предложения. Нередко в них кроется здравое зерно, и после осмысления, обработки и перевода в практическую плоскость такие идеи наталкивают на искомый ответ. К критике относятся и невербальные сигналы, например, явно выраженное скептическое выражение лица. Любые критические суждения отрицательно воздействует на процесс творчества, разрушая его на корню.

Наиболее эффективным решением в процессе мозгового штурма является комбинирование различных идей и точек зрения, предложенных несколькими участниками.

Мозговой штурм не должен быть мрачным и депрессивным, приветствуется юмор и позитивное настроение на протяжении всего сеанса.

Этап №3 - «Оценка и выбор лучших идей».

Предложения структурируются, обрабатываются и ранжируются по значимости. Из общего перечня выбираются самые ценные идеи. На данном этапе, в отличие от предыдущего, приветствуется любая конструктивная критика и оценочные суждения.

Необходимо выделить достаточное количество времени чтобы успеть рассмотреть все идеи, только тогда оценка будет объективной. Иначе предпочтение будет отдано одному из последних вариантов или своему собственному.

У каждого участника должна быть возможность высказаться и поделиться своим мнением.

Как только будут определены основные идеи для разработки (оптимально - не более трёх), необходимо поделить всех на участников группы для каждой идеи так, чтобы в каждой группе были квалифицированные специалисты и разнообразие должностных уровней.

Перед тем как закончить сеанс мозгового штурма, группе очень важно договориться о следующих шагах. О конкретной цели и сроках её достижения, о времени и месте ближайшей встречи.

У мозгового штурма много преимуществ:

- командная работа не суммирует индивидуальные способности и опыт участников, а перемножает их, усиливая синергию эффекта и кратно увеличивая вероятность обнаружения наиболее эффективного и оптимального решения поставленной задачи;

- весь процесс проходит в увлекательной форме, напоминая игру, тем самым максимально широко раскрывая творческий потенциал каждого участника;

- здоровая и позитивная обстановка способствует конструктивной коммуникации, позволяет участникам чувствовать себя комфортно и даёт возможность им импровизировать, оказывая в результате положительное влияние на весь процесс решения задачи. (Стариков, 2011, с.82)

Эффективность мозгового штурма подтверждена практикой и временем. Благодаря ему появилось множество изобретений, опередивших своё время, и были сделаны мно-

гиеоткрытия. Этим и объясняется его популярность среди менеджмента компаний мирового уровня, учёных, политиков, военных и других специалистов из различных отраслей.

Командная работа в формате мозгового штурма позволяет достичь высочайших результатов при решении сложных и нестандартных задач.

Литература

1. Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно / пер. с англ. Ларисы Царук, Сергея Комарова. 6-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 416 с.

2. Стариков П. А. Пиковые переживания и технологии творчества: учеб. пособие. Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. 92 с.

3. Стать инноватором. 5 привычек лидеров, меняющих мир / ДжеффДайер, ХолГрегер-сен, Клейтон М. Кристенсен: [пер. с англ. И. Бокаревой]. М.:Эксмо, 2018. 320 с.

4. Айзенкон У. Стив Джобс / пер. с англ. Д. Горяниной, Ю. Полещук, А. Цырульнико-вой, А. Чередниченко. М.:Астрель: CORPUS, 2012. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.