Научная статья на тему 'Общение ребенка и трудности: проблемы и пути решения'

Общение ребенка и трудности: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / INTERNET COMMUNICATION / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / VIRTUAL COMMUNICATION / РЕБЕНОК / CHILD / ПОДРОСТОК / TEENAGER / СЕМЬЯ / FAMILY / ШКОЛА / SCHOOL / ТРЕНИНГ / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иксанова Гульнур Насибулловна

В пору смены эпох, развития цивилизации, в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности человека происходит трансформация социальных ценностей, формирование новых форм коммуникации, интересов и увлечений, не свойственных предыдущим поколениям детей и подростков. Активность в познании нового, неизведанного толкает ребенка на поиск новых возможностей. Виртуальное общение одна из форм коммуникации, дающая такие возможности. Но может ли оно заменить реальное общение? Какова роль педагогов и семьи в разрешении коммуникативных трудностей у ребенка и подростка? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication of the child and virtual reality: problems and solutions

At the time of the change of epochs, the development of civilization, in the conditions of informatization of all spheres of human life, the transformation of social values, the formation of new forms of communication, interests and hobbies that are not characteristic of previous generations of children and adolescents. Activity in the knowledge of the new, the unknown, pushes the child to seek new opportunities. Virtual communication is one of the forms of communication that gives such opportunities. But can it replace real communication? What is the role of educators and families in resolving communicative difficulties in children and adolescents? We tried to answer these and other questions in this article.

Текст научной работы на тему «Общение ребенка и трудности: проблемы и пути решения»

3. Формированию негативных изменений профессиональной деятельности способствуют состояния острого переживания стресса, агрессивные и деструктивные формы психологической защиты, ценностно-мотивационная неустойчивость, и порождаемый этими явлениями, внутриличностный конфликт.

4. Совокупность стрессогенных факторов детерминирует снижение надежности познавательной сферы личности, выраженной в снижении продуктивности когнитивной деятельности, деструкции качеств внимания, искажениях межличностного восприятия, эмоциональной и личностной ригидности.

5. Внимание к проблеме профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел является важной составляющей общей стратегии обеспечения надежности, качества и эффективности деятельности всей правоохранительной системы в целом. Поэтому о профессиональной деформации необходимо не только иметь представление, но и понимать ее сущность, факторы, детерминирующие ее проявления, маркеры, проявляющиеся в деятельности и методы профилактики и коррекции.

Литература:

1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Гончарова Н.А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. - С. 314-320.

3. Гончарова Н.А. Механизмы профессионального дизонтогенеза и профессиональные деформации личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. - С. 309-315.

4. Гончарова Н.А., Жидкова О.А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 11-15.

5. Гончарова Н.А., Калашник А.А. Лимитирующие свойства личности как объект психологического анализа, при профессиональном психологическом отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). - С. 206-209.

6. Гончарова Н.А., Фомина Т.Ф. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2 (58). - С. 182-189.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

Психология

УДК 159.9.072.

аспирант Иксанова Гульнур Насибулловна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА И ТРУДНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В пору смены эпох, развития цивилизации, в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности человека происходит трансформация социальных ценностей, формирование новых форм коммуникации, интересов и увлечений, не свойственных предыдущим поколениям детей и подростков. Активность в познании нового, неизведанного толкает ребенка на поиск новых возможностей. Виртуальное общение - одна из форм коммуникации, дающая такие возможности. Но может ли оно заменить реальное общение? Какова роль педагогов и семьи в разрешении коммуникативных трудностей у ребенка и подростка? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в данной статье.

Ключевые слова: общение, интернет-общение, виртуальная реальность, виртуальное общение, ребенок, подросток, семья, школа, тренинг.

Annotation. At the time of the change of epochs, the development of civilization, in the conditions of informatization of all spheres of human life, the transformation of social values, the formation of new forms of communication, interests and hobbies that are not characteristic of previous generations of children and adolescents. Activity in the knowledge of the new, the unknown, pushes the child to seek new opportunities. Virtual communication is one of the forms of communication that gives such opportunities. But can it replace real communication? What is the role of educators and families in resolving communicative difficulties in children and adolescents? We tried to answer these and other questions in this article.

Keywords: communication, internet communication, virtual reality, virtual communication, child, teenager, family, school, training.

Введение. Противостоять неожиданно нахлынувшей волне новых возможностей современному человеку уже невозможно. Преимущества и удобства Интернета, цифровых технологий оценили во всем мире, ничто не заставит человека, привыкшего облегчать свою жизнь, отказаться от имеющихся благ. Один из идеологов «нового мирового порядка» Жак Аттали описывает будущее как номадический мир - понятие, характеризующее будущие предметы, культуру потребления и определения стиля жизни. Основу человека будущего тысячелетия составят «информационные кочевники» без стабильного адреса и семьи: они будут носить на себе и в себе всё, что составит его социальное значение (смартфоны, аппараты самодиагностики и сменяемые органы) [5].

Изложение основного материала статьи. В работах отечественных ученых - Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, Е.П. Белинской, О.В. Смысловой, и других, рассматриваются преобразования, затрагивающие многие сферы: деятельность, культуру, психику человека в условиях распространения и использования цифровых технологий [2, 3, 6]. В проведенном Кузьминой А.С. анализе зарубежных работ в сфере виртуальной реальности (ВР) отмечаются работы Х.Лонгмана, Э.О'Коннера, П.Обста, которые выявили, что «...люди, чересчур увлеченные жизнью в ВР, сообщают о меньшей социальной поддержке и меньшем чувстве принадлежности, когда они находится в реальном мире» [11, 9 c. 104]. По данным зарубежных исследований С. Каплана, Д.Вильямса и Н. Йе, в условиях погружения в виртуальную реальность, игроки обнаруживают такие характеристики как - одиночество, интроверсия, агрессия, депрессия [12]. Как указывает Марцинковская Т.Д., «.возможно, что активное использование

интернета для коммуникации и получения информации приводит к некоторой переоценке реальности, точнее, к появлению нового взгляда на окружающий мир [10, с. 6].

Благодаря развитию цифровых технологий эффекты виртуальной реальности таковы, что человек ощущает чувство присутствия, модификации сознания и самосознания, что искажает действительность -чувствует и видит объекты так, как если бы он находился внутри. На какое-то время он перестает ощущать реальность, почти или полностью ее «забывает». Так происходит замещение реальной среды виртуальной [9]. Такая замена является способом компенсации внутренних переживаний человека, достижения целей, которые в реальности недостижимы или трудности непреодолимы. Сегодня учеными констатируется факт «ухода» в виртуальное пространство, в особенности подростков и юношей, где стираются грани бытия, и преобразуется система отношений, сознания и самосознания. Изменения касаются, прежде всего, самой личности, общения, что способствует возникновению самостоятельной стороны жизни личности -виртуальной [7].

Развитие новых технологий, современных условий жизни и общения происходит семимильными шагами. Современный подросток XXI века намного отличается от сверстника прошлого поколения. Психологический портрет молодого человека характеризуется разборчивостью в контактах, мобильностью, независимостью. Его круг общения значительно расширился, в том числе за счет социальных сетей. Сегодня уже невозможно представить учащегося без различного рода средств связи и коммуникаций (мобильные телефоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, айфоны, смартфоны и др.), имеющими выходы в виртуальное пространство - Интернет, что увеличивает коммуникативное и информационное пространство подростка. Не случайно, современные психологические исследования виртуального пространства и информационных технологий актуализируются в плане изучения воздействия интернета и интернет-коммуникаций, на возрастные и личностные особенности человека, в первую очередь, в плане общения.

Освоение информационного пространства, новых электронных технологий для современного ребенка и подростка, не составляет особых сложностей, в отличие от представителя старших поколений. Сегодня даже дошкольник как пользователь, владеет компьютером и способами поиска информации на достаточном уровне. Интернет, в свою очередь, оказывает, существенное влияние на интеллектуальное, нервно-психическое развитие ребенка. Новые технологии игр, в том числе компьютерных, современные игрушки, развивающие пособия - в основном иностранного производства - оказывают влияние на российских детей. Данная тема исследования требует детального изучения.

Интерес ученых к детям дошкольного возраста, воспитывающихся в новых условиях, устойчив. Современные экономические и политические преобразования в обществе в России, в частности, в области образования показали, что изменения коснулись семьи. Семья - как среда, в которой родился ребенок, получил опыт первого (эмоционального) общения, опыт общения с взрослым, сегодня также качественно отличается.

Нами был проведен опрос родителей дошкольников 5-6 лет о наличии у детей навыков работы на компьютере. Оказалось, что из 48 дошкольников, 34 (70,83%) ребенка владеют такими навыками. Активность детей в познании виртуального пространства очевидна. Современный дошкольник сегодня на «ты» с компьютером, умеет отбирать информацию в интернете (9%), игры (25%), музыку (7%), видео (4%), появляются определенные интересы. Например, интерес к созданию своего личного информационного (коммуникативного) пространства. Одна мама призналась, что у нее 5-летний сын - «блогер». Мальчик самостоятельно придумал свой канал, назвал его «Семья», научился записывать свои мысли, впечатления. Ребенок, обращаясь к виртуальным людям, развивает собственный монолог, эмоционально рассуждает, оценивает поступки других, хотя никто его этому специально не учил. Остается принимать факт значимости на психическое развитие детей дошкольного возраста виртуальных игр, обучающих программ и информации из интернета.

Педагогу, работающему с детьми, важно не только идти в ногу со временем, и уметь использовать новые возможности, но еще более важно в чем-то опережать детей - своих учащихся и воспитанников. Рассматривать Интернет, радио, телевидение как конкурентов в обучении и воспитании подрастающего поколения неправильно. Появление компьютеров способствовало тому, что они стали компонентом учебно-образовательного процесса, а также частью деятельности и общения [7]. Однако факторы и риски воздействия интернета сегодня таковы, что в образовании важно учитывать многое: индивидуальные и личностные особенности детей, семью, детско-родительские отношения, увлечения и интересы. В условиях реализации информатизации образования, актуальным является осуществление целенаправленных воспитательно-образовательных функций в данной области, привития культуры общения, в том числе виртуального.

Интерес к исследованию детского общения, выявлению факторов возникновения трудностей в коммуникации у подростков, изучение виртуального общения возник у нас не случайно. С ноября 2013 года на базе четырех образовательных учреждениях города Сибай Республики Башкортостан, специалисты государственного бюджетного учреждения Сибайская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия реализуют проект психолого-педагогического исследования, направленного на изучение сферы коммуникации подростков [1]. Вначале было проведено поисковое психолого-педагогическое исследование, направленное на выявление особенностей интернет общения.

Опросник, который был разработан нами для исследования различных сторон коммуникации, круга общения, трудностей во взаимодействии со сверстниками и с взрослыми, включал в себя 14 вопросов. Вопросы были подобраны с учетом возрастных особенностей. Всего было опрошено 368 подростков 11-15 лет. Анализ полученных эмпирических данных показал, что большинство подростков не подменяют реальное общение виртуальным, а лишь дополняют его. Однако для определенной категории детей, Интернет стал единственным местом, куда он уходит от проблем, забот, трудностей в общении. Наблюдения специалистов, психологов показали, что для детей и подростков виртуальное пространство - это место общения, социального развития, новых знакомств, место - в котором иногда ребенок ищет для себя уют и комфорт, который ему, к сожалению, не хватает в реальном окружении.

Изучение ответов на вопросы анкеты показали несколько фактов, заслуживающих внимания:

1. Подросток стремится к широкому кругу общения и особенно это проявляется в социальных сетях. Например, в ВК (В контакте) количество виртуальных друзей у испытуемых в среднем варьируется от 140 до свыше 500 друзей.

2. Среди близких друзей выделяются от 1 до 7, крайне редко отмечается 12-15 человек.

3. Несмотря на желание больше контактировать (со сверстниками прежде всего), иметь больше друзей - что естественно для данного возраста, подросток стремится к автономии. Он как бы «очерчивает» свое личное пространство, а общение с оставшимися сводится к поверхностному.

4. Ребенок честен с самим собой и открыто признает имеющиеся трудности, как в реальном, так и виртуальном общении. Возможно, ищет поддержки, помощи со стороны.

5. На предложение обозначить знаком «+» и «-» приятных собеседников и трудных партнеров в общении, подростки обозначили только положительных, остальных, чаще всего, предпочли игнорировать.

6. Как бы не стремился подросток к общению посредством интернет-коммуникаций, он признает ценность живого общения. Приведем примеры ответов на этот вопрос.

«В реальном общении общаться легко, потому что есть зрительный контакт и я вижу эмоции», «Без эмоций и речи сложно вести какой-то разговор, и уж тем более на сложные темы», «вживую проще», «в реале можно увидеть человека, какой он, понять врет ли», «в реальном легче, потому что можно рассказать что на самом деле с тобой и свое состояние», «так легче понять, каков человек, но с плохо знакомыми я бы все равно не встретился».

Как показали полученные результаты анкетирования, подростки младшего, 11-летнего возраста, испытывают больше трудностей в реальном общении и именно у них больше «друзей» в социальных сетях, где они чувствуют себя комфортно, а 15-летние подростки отличаются избирательностью, имеют стабильный круг общения и меньшее число, 1-5 близких друзей.

Повторный опрос, в виде контрольного среза, проведенного нами в 2017 году на общей выборке 30 подростков 16-17 лет, показал динамические изменения. Молодые люди признавались в улучшении качества общения со сверстниками. Живое общение обозначалось приоритетным (97%), в сравнении с виртуальным (3%). Тем не менее, виртуальное пространство увеличилось, в том числе за счет социальных сетей. Старшие школьники указали на трудности общения со взрослыми, причем отметили трудности в общении с педагогами (87,12% детей). В личных беседах дети определили следующий фактор изменения коммуникативных отношений с педагогами - предстоящую государственную итоговую аттестацию (ГИА), связанную с уровнем ожидаемого результата взрослыми. Данное направление изучения трудностей в общении у подростков заслуживает отдельного исследования.

Исследуемый нами, на данном этапе, возраст - подростковый, как переходный, характеризуется не только физиологическими изменениями, но и в большей степени психологическими. Л.С. Выготский писал: «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Эти движущие силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения» [4, с. 6]. Какие интересы у современных подростков в сети и не только?

В беседах с подростками, в опросах, мы узнали, что занимает их во Всемирной паутине, привлекает и интересует больше всего. Дети отметили следующие моменты (расположены по приоритетности):

- Переписываюсь с друзьями (65,25%);

- Слушаю музыку (64,91%);

- Смотрю видео (56,85%);

- Читаю новости (46,19%);

- Играю в игры (28%).

Интересы представлены по критерию большинства, список можно продолжать. Варианты увлечений разнообразны: «смотрю фильмы», «читаю электронные книги», «скачиваю нужную информацию, связанную с подготовкой к урокам и/или хобби». Были и нестандартные ответы: «зарабатываю деньги», «бесцельно брожу», «ищу родственников», «собираю лайки», «работаю над своей страничкой», «комментирую фото, инфу», «смотрю прически, маникюр», «покупаю вещи, одежду», «лечусь» и др.

Одной из многочисленных причин проявляемого интереса детей и подростков к интернет-коммуникациям, является веяние моды. «Быть в тренде» означает иметь хороший телефон, а лучше - айфон, последней модели. Как фактор влияния на общение в детской среде, современные и модные вещи, в том числе и средства коммуникации, имеют большую значимость. Суперсовременный гаджет, модный, со множеством дополнительных функций, имеет еще больше виртуальных возможностей, прежде всего в общении. Обладатель таких модных, современных вещей притягивает к себе внимание сверстников, пользуется популярностью в общении, социально значим. Однако, несмотря на имеющийся авторитет, такой подросток может иметь трудности в общении. И показатель материального благосостояния, в нашем случае, наличие современных средств интернет-коммуникаций, не является фактором отсутствия затрудненного общения ни с взрослыми, ни со сверстниками.

Выводы. Трансформация коммуникативных особенностей и интересов подростков в условиях глобализации интернет-общения происходит в направлении расширения коммуникативного пространства и социального взаимодействия, опосредованного информационно-компьютерными средствами. Современные исследования позволили определить факторы (внешние и внутренние) появления трудностей общения у детей и подростков, в том числе полная, или чаще всего частичная, замена реального общения виртуальным. Своевременное выявление трудностей в общении у подростка, оказание ему коррекционной помощи, путем воздействия на основные факторы влияния, по нашему мнению - залог успеха в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Литература:

1. Абуталипова Э.Н., Иксанова Г.Н., Усманова С.Н. «Социально-психологический тренинг развития коммуникативных способностей "ИнтерНЕТ"» (образовательная программа) [Электронный ресурс] Ы{р8://р8у.8и/р8усЬе/рго]ес18/1518/(дата обращения: 10.01.2018).

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Рос. Конф. по экологической психологии. М., 2000. С. 240-245.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.:Педагогика, 1984. — 432 с.

5. Жак Аттали: Наступает время глобального кочевничества [Электронный ресурс] http://fastsalttimes.com/sections/obzor/1613.html (дата обращения: 20.01.2018).

6. Жичкина, А.Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков - пользователей Интернет / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Образование и информационная культура ; под ред. В.С. Собкина. - М., 2000. - Т. 5. -Вып. 7. - С. 431 - 460.

7. Королева Н.Н. Экспансия виртуальности / Вестник Герценовского университета. 2011. №9. С. 76-78.

8. Кузьмина А.С. Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности [Текст] // Известия Российского университета Дружбы народов: Выпуск: № 2 (2014), С.102-112

9. Луценко Е.В. Блеск и нищета виртуальной реальности / Научный журнал КубГАУ. 2016. №124(10).

10. Марцинковская Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, №42. URL: httr://psustudi.ru (Дата обращения: 04.02.2018 г.)

11. Longman H., O'Connor E., Obst, P. The effect of social support derived from World of Warcraft on negative psychological symptoms // CyberPsychology & Behavior. - 2009. - № 12. - р. 563 - 566

12. Caplan S., Williams D., Yee N. Problematic Internet use and psychosocial wellbeing among MMO players // Computers in Human Behavior. - 2009. - № 25(6). - р. 1312 - 1319.

Психология

УДК: 159.9

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН)

Аннотация. В статье приведена сравнительная характеристика защитного поведения и смысложизненных ориентаций женщин и мужчин с нарушением здоровья, приведшего к установлению инвалидности. Достоверно доказано, что женщины характеризуются склонностью к использованию псевдокомпенсаций и механизмов психологической защиты, а также малопродуктивностью в использовании поведенческих стратегий, приводящие к низким адаптивным возможностям при нарушении здоровья. В отличие от женщин, мужчины склонны к высокопродуктивному использованию совладающих стратегий, не отказываются от решения проблем, активны в поиске информации, демонстрируют выраженную тенденцию к избеганию стрессовых ситуаций, что в конечном итоге повышает их адаптивные возможности.

Ключевые слова: защитное поведение, стратегия совладания, психологическая защита, псевдокомпенсация, инвалидность, пожилой возраст.

Annotation. The objective of this paper is the comparative characteristics of protective behaviors and orientations in meaning of life of women. They have health problems, which led to the disability. Authentically proved that women characterized by a tendency to use pseudo-compensations and mechanisms of psychological protection, as well as small efficiency in the use of behavioral strategies that lead to low adaptive abilities in violation of health. Unlike women, men inclined to be highly efficiency in the use of coping strategies and do not reject on solving problems. They are active in search for information, show the expressed tendency to avoiding of stressful situations and as a result these factors increase their adaptive capacity.

Keywords: protective behavior, coping strategies, psychological defense, pseudo-compensations, disability, old

age.

Введение. На сегодняшний день исследования личностных адаптивных возможностей в трудной жизненной ситуации являются пробелом в научном и практическом знании психологической науки. Под адаптивными возможностями понимается защитное поведение личности, включающее в себя стратегии совладания, психологические защиты. Рассматривая и анализируя исследовательский опыт отмечаем, что стратегии совладания обращены к раскрытию адаптационных возможностей человека, в результате чего происходит более глубокое осмысление собственных ресурсов, начинается осознанное переживание ситуации, усилия человека фокусируются на разрешении актуального затруднения и направлены на достижение желаемой цели. Психологические защиты столь существенно энергозатратны для личности, что могут привести к появлению специфических невротических симптомов и снижению приспособляемости и адаптивности к сложившейся ситуации [1, 2, 4, 7].

Целью исследования стало проведение сравнительного анализа защитного поведения и осмысленности жизни женщин и мужчин в трудной жизненной ситуации.

Эмпирическое исследование было проведено в 2017 году, в нем приняло участие 60 педагогов общеобразовательных школ Республики Татарстан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации нарушения здоровья. Все респонденты были инвалидами 3 группы, из них женщин (n=30), мужчин (n=30).

Для реализации исследовательского замысла были выбраны следующие методики:

1. «Копинг-тест». Методика предназначена для определения стратегий совладания или способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Методика состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирических шкал: конфронтативный копинг; поиск социальной поддержки; планирование решения проблемы; самоконтроль; дистанцирование; позитивная переоценка, прежде всего, собственных возможностей; принятие ответственности; бегство-избегание. Совладание направлено на активное изменение преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. Стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.