Научная статья на тему 'Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике'

Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4103
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / МЕТОД / METHOD / ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ / MODELLING PRINCIPLE / СТРУКТУРАЛИЗМ / STRUCTURALISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дорофеева Ирина Валентиновна

Статья описывает общенаучный метод моделирования, который является центральным методом в любой научной области. Моделирование в науке это выяснение свойств какого-либо объекта при помощи построения его модели. конструирование модели не только одно из средств отображения языковых явлений, но и объективный практический критерий проверки истинности знаний о языке. в единстве с другими методами изучения языка моделирование выступает как средство углубления познания скрытых механизмов речевой деятельности, причем движение от относительно примитивных к более содержательным моделям полнее раскрывает сущность языка. Метод моделирования в лингвистике позволяет изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. Философской основой применения моделей в языкознании является тезис о единстве теоретического и эмпирического уровней познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific method of modeling and specifics of its application in linguistics

The article describes scientific method of model creating which is the central method in any research field.Modeling in science is the clarification of the properties of any object with the help of constructing its model. Model designing is not only a means of representation of linguistic phenomena,but practical and objective criteria to validate the knowledge of the language. Together with other methods of languagelearning modeling serves as a means of understanding the hidden mechanisms of speech acts. Moreover movement from relatively primitive to more informative models helps to represent the essence of language better. Method of creating models in linguistics enables you to learn the facts of the language in conditions that a researcher can manage and control. The philosophical basis of the use of models in linguistics is based on the thesis of the unity of theoretical and empirical levels of knowledge.

Текст научной работы на тему «Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике»

УДк 81-116

Дорофеева и.В.

общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике

Статья описывает общенаучный метод моделирования, который является центральным методом в любой научной области. Моделирование в науке - это выяснение свойств какого-либо объекта при помощи построения его модели.

Конструирование модели - не только одно из средств отображения языковых явлений, но и объективный практический критерий проверки истинности знаний о языке. В единстве с другими методами изучения языка моделирование выступает как средство углубления познания скрытых механизмов речевой деятельности, причем движение от относительно примитивных к более содержательным моделям полнее раскрывает сущность языка. Метод моделирования в лингвистике позволяет изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. Философской основой применения моделей в языкознании является тезис о единстве теоретического и эмпирического уровней познания.

Ключевые слова: модель, метод, принцип моделирования, структурализм.

Dorofeeva I.V.

scientific method of modeling and specifics of its application in linguistics

The article describes scientific method of model creating which is the central method in any research field.Modeling in science is the clarification of the properties of any object with the help of constructing its model.

Model designing is not only a means of representation of linguistic phenomena,but practical and objective criteria to validate the knowledge of the language. Together with other methods of languagelearning modeling serves as a means of understanding the hidden mechanisms of speech acts. Moreover movement from relatively primitive to more informative models helps to represent the essence of language better. Method of creating models in linguistics enables you to learn the facts of the language in conditions that a researcher can manage and control. The philosophical basis of the use of models in linguistics is based on the thesis of the unity of theoretical and empirical levels of knowledge.

Keywords: model, method, modelling principle, structuralism.

Дорофеева И.В. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения.

М етод моделирования является центральным исследовательским методом в науке. Моделирование в науке - это выяснение свойств какого-либо предмета при помощи построения его модели.

Конструирование модели - не только одно из средств отображения языковых явлений, но и объективный практический критерий проверки истинности знаний о любом явлении и, в частности, о языке. В единстве с другими методами изучения языка моделирование выступает как средство углубления познания скрытых механизмов речевой деятельности, его движения от относительно примитивных к более содержательным моделям, полнее раскрывающим сущность языка.

Внутри языка как системы уже существует принцип моделирования, поскольку одни его подсистемы моделируют другие; например, система письменной речи является моделью устной речи; внутри письменной речи мы имеем дело с несколькими моделями (печатной, рукописной); план выражения является моделью плана содержания.

Метод моделирования обычно опирается на знаковые системы, но язык и сам по себе является знаковой системой, т.е. слова мы моделируем при помощи слов. Главная цель моделирования в лингвистике - это моделирование целостной языковой способности человека.

Понятие лингвистической модели возникло в структурной лингвистике, но вошло в научный обиход в 60-70 гг. 20 в. с возникновением математической лингвистики и проникновением в лингвистику математических методов.

Широкий спектр исследований, посвященных различным типам моделирования, с одной стороны, придает термину «модель» некую универсальность, с другой - позволяет ученым находить все новые грани данного понятия и использовать его неисчерпаемый потенциал [Ремхе 2007: 94].

Следует согласиться с мнением, что наименования «модель» заслуживает лишь такая теория, которая достаточно эксплицитно изложена и в достаточной степени формализована (в идеале каждая модель должна допускать реализацию на ЭВМ).

И.Н. Ремхе также отмечает, что «понимание модели многозначно в силу его широкого применения в различных науках, использующих данный термин в соответствии с областью исследования. Например. П.Н.Денисов, приводит несколько значений термина «модель»: 1) модель как синтаксический рисунок фразы; 2) модель как дедуктивная система; 3) модель как вспомогательный язык, созданный для какой-либо специфической цели; 4) модель как интерпретация формальной системы; 5) модель как подобие предмета в каком-либо масштабе [Денисов 1965: 113 - 114]. Все приведенные трактовки можно отнести к научным областям, занимающимся разработкой моделей для экспериментальных или теоретических нужд» [Ремхе 2007: 94].

С. Д. Мортенсен считает, что модель в широком смысле слова - это системное представление объекта, произвольное по своей сути. Абстрагирование исключает некоторые детали, чтобы сосредоточиться на важных факторах. ключевая польза модели зависит о той степени, в которой она соответствует в деталях основным определяющим факторам коммуникативного поведения. Он описывает модели как картины, притом искаженные картины, поскольку они превращают исключительно динамичный интерактивный или трансактивный процесс в статичную картинку. Но, с другой стороны, модели - это метафоры, которые позволяют нам рассматривать один объект в терминах другого [Мог1^еп 1972].

В чем же преимущества моделей? Во-первых, они позволяют задавать вопросы. Хорошая модель полезна, когда дает и общую перспективу и некоторые точки, отталкиваясь от которых можно задавать вопросы и интерпретировать сырой материал

лингвистические исследования

наблюдений. Чем более сложен объект, тем более аморфны его естественные границы, и тем большая потенциальная ценность построения модели. Поэтому, во-вторых, модели должны обладать свойством экспланаторности, т.е. объяснять сложности. Модели уточняют структуру сложных событий. Они это делают, как говорит Chapanis, [Chapanis 1961] «уменьшая сложные до более простых, известных терминов... т.е. цель модели не игнорировать сложность или оправдывать ее, а придать ей порядок и последовательность».

В-третьих, и это свойство С.Д. Мортенсен считает самым главным, они должны приводить к новым открытиям. Модели имеют эвристическое значение, давая новые способы постигать гипотетические идеи и отношения. С помощью хорошей модели мы отталкиваемся от традиционного образа мышления. В идеальном случае любая модель должна предлагать новые взгляды на объекты [Mortesen 1972].

одним из свойств моделей можно назвать условность. образ может быть не только материальным, но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы. Моделью может быть не только образ, но и праобраз оригинала. Модель чаще всего является гомоморфной оригиналу (то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма).

Ситуация моделирования всегда предполагает дуализм, т.е. наличие моделируемого объекта (воспроизводимой конструкции [Поспелов 1979] и модели (воспроизводящей конструкции). В языке моделируемым является окружающая действительность, моделью - тексты, ее описывающие.

Но у моделей есть и свои ограничения.

они могут привести к излишнему упрощению. Нельзя отрицать, что

42 Вестник МИЛ

большая часть работы по созданию моделей коммуникации, например, иллюстрирует часто повторяемое обвинение в том, что все, что в человеческой жизни можно смоделировать, по определению является слишком поверхностным для серьезного рассмотрения. Некоторые ученые [Duhem 1954] считают, что модели вообще не имеют никакого значения. Наука всегда все упрощает; ее цель - не воспроизвести реальность во всей сложности, а только сформулировать то, что важно для понимания, предсказания или контроля. То, что модель проще, чем объект, это неизбежно [Duhem 1954: 280]. «Под моделью понимается обобщенное описание объекта или класса объектов, при котором некоторые параметры остаются неопределенными» [Гузман 1975: 163].

Они могут привести к путанице между моделью и типом поведения, который она описывает. Модель функционирует как заменитель некоторого события, отображает его буквально. Но, что еще хуже, -одна форма неопределенности заменяется неопределенностью отображения, которое предназначено его минимизировать. Иными словами, карта - это не сама территория. Испания не является розовой только потому, что она таким цветом отмечена на карте [Mortesen 1972].

Использование модели может привести к непродуманному результату. Опасность состоит в том, что модель ограничивает наше знание о нераскрытых возможностях концептуализации. Мы возимся с моделью, когда, может быть, было бы лучше заняться самим объектом. Короче говоря, построение модели может кристаллизовать наши мысли на стадии, когда лучше их оставить на дальнейшее размышление, позволив возникнуть новым структурам [Kaplan 1964: 279].

качество модели. Модели могут воспроизводить моделируемое с различной степенью адекватности и полноты. качество модели помимо объективных факторов (например, свойство обобщения

Дорофеева и.В. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения.

и упрощения моделируемого) определяют также и субъективные факторы, обусловленные уровнем знаний и способностями создателей модели как в области моделирования, так и в области знания окружающего мира. Очевидно, однако, что наличие плохих моделей не может поставить под сомнение саму идею моделирования [Откупщикова 1999: 105].

Лингвистическое моделирование необходимо предполагает использование абстракции и идеализации. Отображая релевантные, существенные (с точки зрения исследования) свойства оригинала и отвлекаясь от несущественных, модель выступает как некоторый абстрактный идеализированный объект. Всякая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и представляет собой функциональный аналог оригинала, что позволяет переносить знания с модели на оригинал.

На вопрос о том, для чего нужны формальные модели языка, А.Е. Кибрик отмечает, что в отношении применимости формальных моделей к описательным лингвистическим задачам имеются две радикальные позиции:

(а) традиционная: формальные модели в описательной лингвистике есть нечто непонятное и ненужное;

(б) структурная: лингвистическое описание, не использующее формальных средств, является заведомо неточным и, скорее всего, ненаучным.

Отмечая, что формальные средства стали применяться в лингвистике весьма давно (словоизменительные парадигмы, лексикография), ученый указывает, что специальные интерес к формализации возник в недрах структурного подхода к языку (американская дескриптивная лингвистика). В настоящее время существует множество конкурирующих систем, значимость которых зачастую определяется популярностью их авторов.

Необходимость такого рода разработок не требует специальных обоснований.

Формальные системы суть метаязык лингвистических описаний, позволяющий эксплицитно представить информацию о языке в наглядной и математически строгой форме и облегчающий объективную проверку адекватности лингвистического описания.

Более того, формальные системы, удачно символизирующие языковые явления, позволяют ставить новые проблемы и открывать не замечавшиеся ранее явления.

Однако А.Е. Кибрик приходит к выводу, что формальные средства применимы лишь к тем аспектам языка, для символизации которых были разработаны. Иными словами, применение формализации само по себе не дает приращения принципиально новых знаний о языке [Кибрик 2003: 40 - 41].

В идеале модель должна быть формальной (т.е. в ней должны быть в явном виде и однозначно заданы исходные объекты, связывающие их отношения и правила обращения с ними) и обладать объяснительной силой (т.е. не только объяснять факты или данные экспериментов, необъяснимые с точки зрения уже существующей теории, но и предсказывать неизвестное раньше, хотя и принципиально возможное поведение оригинала, которое позднее должно подтверждаться данными наблюдения или экспериментов).

Модель в языкознании - «абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и пр.); представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы» [Марчук 1985: 25].

Суммируя точки зрения многих лингвистов, можно сказать, что модель в лингвистике - это искусственно создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее,

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение оригинала в лингвистических целях. Критерием адекватности модели является эксперимент. Активное обсуждение понятия модели и

возможностей применения моделирования в лингвистике свидетельствует о том, что метод моделирования находит все большее применение для изучения внутренних процессов, происходящих в языке.

Литература

Гузман А. Интегральные работы / Пер. с англ. Вып. 2. - М., 1975. - 528 с.

Денисов П.Н. Принципы моделирования языка. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - С. 113 -114.

Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. - СПб, 2003. - 720 с.

Марчук Ю. Н. Методы моделирования перевода. - М.:Наука, 1985. - С 25.

Откупщикова М.И. Моделирование языка // Прикладное языкознание. - Спб, 1996. - С. 100-112.

Поспелов Д.А. Профессионально и проблемно ориентированные интеллектуальные системы // Вопр. Философии. 1979 № 2. - С. 57-59.

Ремхе И. Н. Статус модели в лингвистических науках и ее реализация в когнитивном моделировании языка [Текст] / И.Н. Ремхе // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - №8 (86). - С. 89-94.

Duhem ZTheAimandStructureofPhysicalTheory. Princeton, 1954, - p. 34.

Chapanis, A. (1961). Men, machines, andmodels. AmericanPsychologist, 16, 113-131.

Kaplan, Morton A. (1964) Systems and Process in International Relations, New York: John Wilyand Son.

Mortesen C. David, Communication: StudyofHumanCommunication. - NewYork: McGraw-HillBookCo., 1972. Chapter 2 "CommunicationModels"

44 Вестник МИЛ

информация

московский институт лингвистики

высшие курсы иностранного языка

http://I-MIL.ru/

центр дистанционного образования www.mil-online.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.