Научная статья на тему 'Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в'

Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРА-ЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / UNIVERSAL CULTURAL COMPETENCES / INDIVIDUAL CULTURE / CONTINUOUS EDUCATION / LIFE-LONG-LEARNING / QUALITIES AND SKILLS OF A SUCCESSFUL PERSON / SOFT SKILLS / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванягина Марина Романовна

В высшем образовании на современном этапе уделяется пристальное внимание не только профессиональной подготовке обучающихся, но и формированию универсальных общекультурных компетенций, развитию «гибких» навыков, эмоционального интеллекта, умений эффективно обучаться и работать с технологиями. Развитие культуры личности способствует развитию всего общества и успешности отдельных людей. Навыками XXI в. признаются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Эти навыки важны для подготовки специалистов различных направлений: культуры, искусства, экономики, промышленности, военной сферы. Приводится авторский подход о важных областях, в которых проявляются ключевые качества успешного человека: поведение, речь, время, информация, понимание себя, эрудиция, экспертность, здоровье, деньги и право. С целью выяснить мнение обучающихся высшей школы о важных качествах и умениях успешного человека XXI в. был проведен письменный опрос обучающихся военного института. Результаты опроса показали, что курсанты стремятся саморазвиваться и ценят в людях решительность, широкий кругозор, здоровье, стрессоустойчивость и ответственность. Делаются выводы о значимости коммуникабельности, целеустремленности, инициативности, эрудированности, самоорганизованности и других общекультурных компетенций и универсальных умений, помогающих достигать успеха в обучении, профессиональной деятельности и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL CULTURAL COMPETENCIES OF A SUCCESSFUL SPECIALIST OF THE 21ST CENTURY

Tertiary education pays much attention not only to the vocational training of students, but also to the development of universal cultural multidisciplinary competences, soft skills, emotional intelligence, the ability to study effectively and to deal with technologies. The development of individual culture contributes to the development of the whole society and the success of persons. Communication, collaboration, critical thinking and creativity are recognized as 21st century skills. The author’s approach is given about important areas in which the key qualities of a successful person are manifested: behavior, speech, time, information, self-understanding, erudition, expertise, health, money and law. These skills are important for the training of specialists in various fields: culture, art, economics, industry, military sphere. In order to find out the opinion of students of higher school about important qualities and skills of a successful person of the 21st century, a written survey of cadets of the military institute was conducted. The results of the survey showed that students seek to develop themselves and value in people determination, broad outlook, health, stress resistance and responsibility. Conclusions are drawn on the importance of developing communicativeness, ambition, initiative, erudition, self-organization and other universal skills that help to achieve success in learning, professional activity and life.

Текст научной работы на тему «Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в»

УДК 378.03

М. Р. Ванягина

Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в.

В высшем образовании на современном этапе уделяется пристальное внимание не только профессиональной подготовке обучающихся, но и формированию универсальных общекультурных компетенций, развитию «гибких» навыков, эмоционального интеллекта, умений эффективно обучаться и работать с технологиями. Развитие культуры личности способствует развитию всего общества и успешности отдельных людей. Навыками XXI в. признаются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Эти навыки важны для подготовки специалистов различных направлений: культуры, искусства, экономики, промышленности, военной сферы. Приводится авторский подход о важных областях, в которых проявляются ключевые качества успешного человека: поведение, речь, время, информация, понимание себя, эрудиция, экспертность, здоровье, деньги и право. С целью выяснить мнение обучающихся высшей школы о важных качествах и умениях успешного человека XXI в. был проведен письменный опрос обучающихся военного института. Результаты опроса показали, что курсанты стремятся саморазвиваться и ценят в людях решительность, широкий кругозор, здоровье, стрессоустойчивость и ответственность. Делаются выводы о значимости коммуникабельности, целеустремленности, инициативности, эрудированности, самоорганизованности и других общекультурных компетенций и универсальных умений, помогающих достигать успеха в обучении, профессиональной деятельности и жизни.

Ключевые слова: универсальные общекультурные компетенции, культура личности, непрерывное образование, обучение на протяжении всей жизни, качества и умения успешного человека, мягкие навыки, эмоциональный интеллект

Marina R. Vanyagina Universal cultural competencies of a successful specialist of the 21st century

Tertiary education pays much attention not only to the vocational training of students, but also to the development of universal cultural multidisciplinary competences, soft skills, emotional intelligence, the ability to study effectively and to deal with technologies. The development of individual culture contributes to the development of the whole society and the success of persons. Communication, collaboration, critical thinking and creativity are recognized as 21st century skills. The author's approach is given about important areas in which the key qualities of a successful person are manifested: behavior, speech, time, information, self-understanding, erudition, expertise, health, money and law. These skills are important for the training of specialists in various fields: culture, art, economics, industry, military sphere. In order to find out the opinion of students of higher school about important qualities and skills of a successful person of the 21st century, a written survey of cadets of the military institute was conducted. The results of the survey showed that students seek to develop themselves and value in people determination, broad outlook, health, stress resistance and responsibility. Conclusions are drawn on the importance of developing communicativeness, ambition, initiative, erudition, self-organization and other universal skills that help to achieve success in learning, professional activity and life.

Keywords: universal cultural competences, individual culture, continuous education, life-long-learning, qualities and skills of a successful person, soft skills, emotional intelligence DOI 10.30725/2619-0303-2020-3-125-130

В XXI в. в высшей школе стали уделять пристальное внимание не только профессиональной подготовке будущего специалиста, но и развитию универсальных общекультурных компетенций, необходимых для эффективной деятельности в любой сфере. В наш информационно насыщенный век, когда данные быстро теряют свою актуальность и появление нового знания стремительно прогрессирует, на первый план выходят различные умения: адаптироваться к окружающему миру и среде, взаимодействовать и работать с информацией и технологиями и многие другие. В системе образования необходимы инновационные изменения, позво-

ляющие учитывать требования современного общества к специалистам.

В высшей школе недостаточно передать необходимые профессиональные знания и сформировать навыки работы в определенной сфере. Задачей высшего образования является также воспитание цельной всесторонне развитой личности, обладающей высокой культурой. В. А. Ремизов подчеркивает важность развития культуры личности, утверждая, что культурный ресурс личности - базовый ресурс общества [1]. Развивая свою культуру, человек не только вносит вклад в развитие общества, но и сам становится более счастливым и успешным.

Существует много теорий успешности человека в современном мире. Выделяются различные ключевые компетенции, влияющие на эффективность жизнедеятельности человека, которые необходимо развивать в процессе образования. Однако наибольший интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение данной проблемы с точки зрения самих обучающихся. В связи с этим целью нашего исследования было выяснение основных качеств и компетенций успешного человека в современном мире по мнению обучающихся вузов. Для этого был проведен письменный опрос курсантов Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ. Прежде чем представить задачи, методы и результаты данного исследования, необходимо рассмотреть теоретические предпосылки рассмотрения вопроса непрерывного образования и развития универсальных общекультурных компетенций XXI в.

Еще древние ученые говорили о необходимости постоянно обучаться, но концепция непрерывного образования в ее современном виде появилась в середине XX в., когда на заседании ЮНЕСКО было упомянуто «непрерывное образование». Тенденция постоянного образования и обучения на протяжении всей жизни (life-long-learning) нашла свое развитие в трудах разных ученых: «К перманентному образованию» французского исследователя А. Гар-тунга, «Последствия непрерывного образования» канадского ученого Дж. Р. Кидда, «Основы обучения на протяжении всей жизни» индийского мыслителя Р. Дейва. Пауль Ленгранд дал определение: постоянное образование - «процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека и охватывающий все формы, типы и уровни образования» [2]. Отечественные ученые Б. С. Гершунский, А. П. Владиславлев, В. Н. Про-свиркин, А. Н. Новиков и многие другие говорят о междисциплинарности научного знания и необходимости непрерывного обучения.

Стираются границы между профессиональными сферами, научные открытия приносят наибольшие результаты на стыке смежных областей. Президент Давосского форума Клаус Шваб заявляет, что «границы между секторами и профессиями носят искусственный характер и все в большей степени показывают свою контрпродуктивность» [3, с. 17]. Г. В. Варганова, В. А. Мутьев доказывают продуктивность междисциплинарного синтеза и показывают его «способность вызывать активное воздействие информационно-коммуникационных технологий, вошедших в социокультурную среду и стимулирующих процесс информатизации общества исследований в сфере информационного обеспечения» [4, с. 3].

Параллельно с идеями междисциплинарности и обучения на протяжении всей жизни стали рассматривать метанавыки, как навыки и умения XXI в. и будущего, как универсальные общекультурные компетенции, помогающие добиваться поставленных целей, сотрудничать, управлять временем, гибко и креативно мыслить, развиваться в разных направлениях. При этом необходимо понимать, что английский термин «skills», который часто употребляется в этом контексте и переводится, как «навыки», более общий по своему содержанию. Он включает и умения, и способности, и компетенции.

Кембриджский университет и организация «Партнерство для обучения в XXI в.» выделили четыре основных «навыка XXI в.» 4К ^s на английском языке): креативность, критическое мышление, коллаборация (сотрудничество), коммуникация. Позже список расширялся, к нему добавились еще такие умения и качества, как ответственность, инициатива и самоуправление, умение разрешать проблемы и конфликты и информационная грамотность [5].

Марти Ньюмейер, американский бизнес-консультант, предприниматель из Кремниевой долины, предлагает рассматривать следующие метанавыки:

•чувствование, или эмпатия и интуиция;

• видение, или системное мышление;

• умение мечтать, или прикладное воображение;

• умение воплощать, или талант к реализации;

• обучаемость, или способность приобретать новые навыки [6].

Т. В. Якубовская рассматривает «рейтинг образования разных стран, которые осуществляют стратегии развития навыков, ориентированных на будущее», в первую очередь Финляндии. Она предлагает термин «future-грамотность» (грамотность будущего), которая обеспечивается форсайт-методологией и «разрабатывается для обеспечения процессов принятия решений различного уровня» [7, с. 29].

Навыки XXI в. рассматривались на разных мировых дискуссионных площадках, в том числе на Всемирном экономическом форуме. Было отмечено, что эффект роста сложности общества увеличивает количество навыков, необходимых для работы в новом сложном мире. Ключевые навыки были разделены на три группы: элементы базовой грамотности, компетенции и качества личности. Классификация навыков XXI в. представлена на рисунке из доклада Всемирного экономического форума «Новое видение образования» (см. табл. 1) [8, с. 3].

Global Education Futures - международная платформа, объединяющая лидеров глобального

Таблица 1

Всемирный экономический форум: навыки XXI в.

Фундаментальная грамотность Компетенции Качества личности

Языковая грамотность Критическое мышление/ решение проблем Любознательность

Математическая грамотность Креативность Инициатива

Естественно-научная грамотность Коммуникация Настойчивость/ выдержка

ИКТ-грамотность Сотрудничество Лидерство

Финансовая грамотность Социальная и культурная осведомленность

Культурная и гражданская грамотность

образования. В России проект курирует профессор Павел Лукша, руководитель Московской школы управления Сколково. Доклад Global Education Futures «Образование для сложного общества» содержит следующие идеи: ««цифровая революция» в образовании является необходимым, но недостаточным условием перехода к новому образованию. Гораздо важнее условие «ученической самостоятельности» и «самоуправляемости»» [9, с. 8].

В докладе отмечается возросший интерес к компетенциям XXI в. «Глобальные изменения в отношении к работе и образу жизни означают растущий спрос на новые индивидуальные и коллективные компетенции. В сложном обществе исчезают универсальные знания и способы действия, и гораздо важнее конкретных компетенций (т. е. способности эффективно действовать в заданном контексте) становятся метакомпетенции, такие как творческие способности, умение договариваться и сотрудничать, эмпатия и др. Подобные «мягкие» навыки (soft skills) начинают иметь все большее значение для получения работы, построения успешной карьеры, профессиональной самореализации, повышения качества жизни и реализации активной гражданской позиции» [9, с. 29].

Soft skills - «мягкие» или «гибкие» надпро-фессиональные навыки, отвечающие за успешное участие в любой деятельности. Важность владения гибкими навыками отмечалась на Всемирном экономическом форуме. Ассоциация бизнес-образования США и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) придают огромное значение гибким навыкам как крайне важному фактору трудоустройства. Soft skills противопоставляются hard skills - «жестким» профессиональным навыкам. Совокупность soft skills и hard skills вместе с врожденными и приобретенными качествами личности и мотивацией рассматриваются как треугольник развития, который показывает, что для достижения целей и эффективной деятельности важно сочетание всех четырех элементов [10].

Многие российские университеты уже уделяют внимание развитию у своих студентов навыков Soft skills. Например, в университете ИТМО (Санкт-Петербург) блок дисциплин Soft Skills - обязательная часть всех программ для магистрантов. Там же были введены шесть

новых программ и модульных курсов: личная эффективность и управление временем, эффективное управление командой, деловая и научная этика, организация научных исследований, переговоры и управление конфликтами, научные исследования на международном уровне, эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence) - достаточно популярное направление в области развития метапредметных компетенций. Считается, что понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер и П. Саловей, опубликовав в 1990 г. статью «Эмоциональный интеллект. Воображение, познание и личность» [11]. В 1990-х гг. американский психолог и журналист Дэниел Гоулман предположил, что одно из основных качеств успешного человека -эмоциональный интеллект, который ценнее, чем высокий коэффициент интеллекта IQ [12].

В жизни и профессиональной деятельности человека большое значение имеет умение управлять своими эмоциями и принимать чувства окружающих. Эмоциональный интеллект помогает принимать себя и свои качества такими, какие они есть, распознавать настроение других людей, проявлять чувство эмпатии.

Д. В. Люсин определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Он разработал психодиагностику, которая позволяет измерить уровень эмоционального интеллекта. Люсин рассматривает компоненты эмоционального интеллекта, основываясь на модели Р. Бар-Она, и выделяет факторы, влияющие на эмоциональный интеллект: когнитивные способности, представления об эмоциях, особенности эмоциональности [13].

Таким образом, существуют различные точки зрения на качества и умения, позволяющие человеку быть успешным и эффективным в современном обществе. Их объединяет понимание того, что человеку необходимо нечто большее, чем знание своей профессии. Он должен обладать дополнительными качествами и стремиться развиваться. Мы предлагаем авторский подход, основанный на теории вышеупомянутых авторов и эмпирических наблюдениях в процес-

се профессиональной деятельности, в котором рассматриваем девять групп качеств и умений успешного человека XXI в.:

1) «Я и мой разум» - понимание и принятие себя, своих слабых и сильных сторон, своих потребностей, желаний и целей, адекватная самооценка, целеустремленность;

2) «Поведение» - знание психологии, особенностей характера и поведения людей, способов эффективного взаимодействия; сотрудничество; чувство юмора;

3) «Речь» - владение речью, умение говорить и писать грамотно, убедительно и красиво, умение общаться с людьми (риторика, коммуникация, копирайтинг);

4) «Эрудиция» - широкий кругозор, образованность, информированность, социокультурная грамотность, критическое мышление, стремление развиваться и узнавать новое, знание иностранных языков;

5) «Эксперт» - специальные знания, эксперт-ность в какой-либо сфере, любовь к своему делу;

6) «Время» - умение организовать себя и свое время, активность и последовательность в достижении своих целей, организаторские способности (сила воли, самодисциплина, организованность и тайм менеджмент);

7) «Информация» - владение навыками работы с информацией и применения технических средств, умение пользоваться компьютером и различными программами и платформами (информационная, техническая, цифровая грамотность);

8) «Здоровье и красота» - забота о своем здоровье и внешнем виде (правильное питание, спорт, гигиена, мода, стиль, красота, отсутствие вредных привычек);

9) «Деньги и право» - финансовая и правовая грамотность.

Элементы можно рекомбинировать, список можно расширять и дополнять, он не является истиной в последней инстанции. Однако, на наш взгляд, он содержит ключевые области, в которых успешный человек стремится развиваться.

Обучающиеся высшей школы имеют свой взгляд на успешность. Для того чтобы выяснить, какие основные качества и умения XXI в. необходимы человеку любой профессии и в любой сфере деятельности, нами был проведен письменный опрос мнения курсантов военного института.

Метод нестандартизированного открытого (без предоставления выбора вариантов) письменного опроса является достаточно эффективным вербально-коммуникативным методом, позволяющим провести диагностику мнений и выявить динамику оценок и ценностных ориентаций в заданной области. Задачами исследования было определить мнение обучающихся по поводу

универсальных компетенций и вовлечь их в размышления и дискуссии о необходимости формирования новых навыков XXI в., способствующих саморазвитию.

В опросе участвовало 125 курсантов первого и второго курсов Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Курсантам предлагалось написать от трех до десяти качеств и умений успешного человека в современном мире. При этом не предлагались варианты на выбор. Курсанты должны были сами указать «навыки XXI в.» человека любой сферы деятельности. После обработки опросных листов были выделены основные группы указанных качеств и умений и посчитана частота их упоминания. Идентичные качества и компетенции были сгруппированы по принципу синонимичности. Итоги опроса представлены в табл. 2.

Таблица 2

Качества и компетенции успешного человека XXI в.

Качества личности, умения и компетенции Кол-во упоминаний

1) коммуникабельность, умение общаться с 56

людьми

2)целеустремленность,целеполагание, умение 45

ставить цель и идти к ней

3) решительность, смелость, инициатива, амбициозность, уверенность в себе 32

4) грамотность (в языке, речи), умение правильно 31

читать,говорить,писать

5) широкий кругозор, эрудированность, образованность 29

6) самоорганизованность, дисциплина 26

7) экспертность в своей области, быть специалистом 24

в своем деле, любить свое дело

8) упорство, настойчивость, усидчивость 21

9) знание психологии и умение применить эти знания, умение разбираться в людях 20

10) самообладание, стрессоустойчивость, умение сдерживать себя 19

11) ответственность за свои действия 19

12) умение находить компромисс, выход из 18

сложной ситуации, решать проблемы

12) нестандартное, критическое мышление 16

13)хорошее физическое развитие,занятия спортом 16

14)стремление развиваться 15

15) трудолюбие 15

16) лидерские качества, организаторские способности 14

17) сотрудничество, умение работать в команде 13

18)умение эффективно планировать и 13

организовывать время

19)сила воли,сила духа 12

20)терпение 12

21) честность,справедливость 11

22) цифровая компетенция, умение пользоваться 10

компьютером и техникой

Качества личности, умения и компетенции Кол-во упоминаний

23) независимость, эгоизм 9

24) знание иностранных языков 8

25) информационная грамотность, умение работать с информацией 8

26) творчество, креативность 8

27) любовь и уважение к своей семье 7

28) выносливость, работоспособность 7

29) доброта,вежливость 7

30) мобильность, гибкость, адаптируемость 6

31) харизма 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32) высокие моральные качества 5

33) наличие хороших друзей 5

34) финансовая грамотность, знание экономики 5

35) чувство юмора 4

36)хорошее воспитание 3

37)объективность 3

38) помощь людям 3

39) правовая грамотность, знание законов 2

40) отсутствие вредных привычек 2

41) умение работать руками 2

42) умение принимать критику и признавать свои ошибки 2

43) лицемерие, умение обманывать 2

Мы выделили те качества и умения, которые указали в опросных листах более 20 % обучающихся. Таким образом, шесть самых необходимых качеств и компетенций успешного человека, по мнению обучающихся Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ: коммуникативность, целеустремленность, инициативность, грамотность, эрудиция и самоорганизованность.

Большая часть опрошенных считает, что человеку в наше время необходимо уметь общаться с людьми, развивать свой кругозор, быть решительным, обладать грамотной речью, а также уметь организовать себя и отвечать за свои поступки и действия. Некоторые подчеркнули важность цифровой и информационной грамотности в современный век технологий. Необходимость заниматься спортом также была отмечена. Отрадно заметить, что по-прежнему в человеке высоко ценятся моральные качества, доброта, способность оказать помощь людям, любовь к своей семье и друзьям. Некоторые, к сожалению, утверждают, что в наше время нельзя преуспеть, не лицемеря, и не имея чувства эгоизма.

Данный опрос побудил обучающихся задуматься над тем, какие качества и компетенции им необходимо развивать, чтобы быть не только профессионалами своего дела, но и успешными людьми, и цельной личностью. Полагаем, что подобный опрос можно провести в любом

вузе. Однако уверены, что он покажет значимость универсальных общекультурных компетенций для развития в различных областях: искусство, культура, техника, медицина и др.

Большинство педагогов признает необходимость развивать в обучающихся компетенции XXI в.. Однако встает вопрос: каким образом это надо делать? Здесь нет единого универсального рецепта. Необходимо провести теоретические и практические исследования и разработать систему обучения, которая охватывала бы все виды деятельности студентов и курсантов и была направлена на формирование жизненно необходимых новых компетенций. Большой потенциал для развития универсальных компетенций, на наш взгляд, имеют гуманитарные дисциплины, в частности иностранный язык.

Различные методы и приемы обучения, такие как метод проектов, развитие критического мышления, проблемно-поисковое обучение, а также применение лучших практик образовательных подходов: коммуникативного, личностно-ориентированного, когнитивного, системного, интегративного позволят придать новое направление образовательному процессу в целях развития универсальных компетенций обучающихся.

Как уже упоминалось, ведущие университеты России и мира уже развивают «гибкие» навыки своих студентов, вводя в учебный план новые дисциплины. Надо перенимать их опыт и распространять его. Многие исследователи и разработчики доклада о новом взгляде на образование Мирового экономического форума видят следующие пути развития универсальных компетенций XXI в.:

- индивидуализация обучения, адаптивность содержания обучения и учебного плана:

- использование открытых образовательных ресурсов;

- применение средств коммуникации и сотрудничества;

- интерактивные технологии и геймифика-ция обучения [8, с. 10].

Важно переосмыслить цели и методы обучения на этапе высшего образования, которое является одним из основных источников экономического роста и повышения качества жизни. «Современный информационный социум требует от выпускников вузов не только новых идей, знаний и информации, но и новых способов ускоренного получения и обновления знаний. Это предполагает формирование у будущих специалистов нового типа мышления, особых социально-значимых способностей, которые позволят молодым кадрам быть ак-

тивными, самостоятельными и инициативными» [14, с. 5].

Для того чтобы наша страна была преуспевающей и лидировала в эпоху современных технологий, необходимо целенаправленное развитие человеческого капитала. Системный подход к усовершенствованию системы образования и развитие когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков людей может стать ответом на вызовы нового времени.

Список литературы

1. Ремизов В. А. Культура личности как ресурс развития общества: к постановке проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5 (43). С. 13-18.

2. Lengrand P. An introduction to lifelong education. London: Doom Helm; Paris: Unesco Press. 1975. 99 p.

3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Москва: Эксмо, 2017. 207 с.

4. Варганова В. Г., Мутьев В. А. Междисциплинарный синтез в библиотечно-информационных исследованиях // Культура: теория и практика. 2019. № 1 (28). С. 1-4.

5. Frameworks & Resources // Battelle for kids. Partnership for 21st century learning. URL: http://www. battelleforkids.org/networks/p21/frameworks-resources (дата обращения: 4.11.2019).

6. Ньюмейер М. Нарушай привила! И еще 45 правил гения. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 100 с.

7. Якубовская Т. В. Понятие futures-грамотности в контексте непрерывного образования (на материале реформ образования Финляндии) // Работа с будущим в контексте непрерывного образования: сб. науч. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 39-45.

8. New vision for education: unlocking the potential of technology: report. 2015. 32 p. URL: http://www3.weforum. org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 4.11.2019).

9. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. 2018. 212 с. URL: http://www. edutainme.ru/post/global-education-futures-report/ (дата обращения: 4.11.2019).

10. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. URL: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtm (дата обращения: 4.11.2019).

11. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. № 9. P. 185211.

12. Goleman D. Emotional intelligence: why it can matter more tan IQ. New York: Bantam, 2005. 384 p.

13. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект:

теория, измерение, исслед. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва, 2004. С. 29-36.

14. Нагорнова А. Ю., Тарасенко А. А., Овчинников Ю. Д. и др. Современные направления развития вузовского образования: коллект. моногр. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Т. Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2019. 498 с.

References

1. Remizov V. A. Personality culture as a resource for the development of society: the problem statement. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2011. 5 (43), 13-18 (in Russ.).

2. Lengrand P. An introduction to lifelong education. London: Doom Helm; Paris: Unesco Press. 1975. 99.

3. Sсhwab K. The fourth industrial revolution. Moscow: Eksmo, 2017. 207 (in Russ.).

4. Varganova V. G., Mut'ev V. A. Interdisciplinary synthesis in library and information research. Culture: theory and practice. 2019. 1 (28), 1-4 (in Russ.).

5. Frameworks & Resources. Battelle for kids. Partnership for 21st century learning. URL: http://www.battelleforkids. org/networks/p21/frameworks-resources (accessed: Nov. 4.2019) (in Russ.).

6. N'yumeyyer M. Violate instilled! And 45 more rules of genius. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2015. 100 (in Russ.).

7. Jakubovskaja T. V. The concept of futures-literacy in the context of continuing education (on the material of Finland's educational reforms). Working with the future in the context of continuing education: proc. of II Intern. sci. conf. Moscow, 2019. 39-45 (in Russ.).

8. New vision for education: unlocking the potential of technology: report. 2015. 32. URL:http://www3.weforum. org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015. pdf (accessed: Nov. 4.2019).

9. Education for complex society: report Global Education Futures. 2018. 212. URL: http://www.edutainme. ru/post/global-education-futures-report/ (accessed: Nov. 4.2019) (in Russ.).

10. Shipilov V. The list of soft-skills and ways of their development. URL: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtm (accessed: Nov. 4.2019) (in Russ.).

11. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality. 1990. 9, 185-211.

12. Goleman D. Emotional intelligence: why it can matter more than IQ. New York: Bantam, 2005. 384.

13. Ljusin D. V. Modern provisions of emotional intelligence. Social intelligence: theory, measurement, research. Moscow, 2004. 29-36 (in Russ.).

14. Nagornova A. Yu., Tarasenko A. A., Ovchinnikov Yu. D. et al.; Nagornova A. Yu. (ed.), Mikheeva T. B. (ed.). Modern directions of university education development: collective monogr. Ul'janovsk: Zebra, 2019. 498 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.