Научная статья на тему 'Общегосударственные и территориальные цели развития в рамках реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результат'

Общегосударственные и территориальные цели развития в рамках реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВО / ТЕРРИТОРИИ / ЦЕЛЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н.А.

В статье рассмотрен вопрос о влиянии общегосударственных целей социально-экономического развития (в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат) на цели развития территорий. Раскрыт финансовый аспект такого влияния. Обоснована необходимость учета территориальной специфики при установлении общегосударственных целей развития. Подчеркивается важность обеспечения самостоятельности территорий в рамках результатного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общегосударственные и территориальные цели развития в рамках реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результат»

Бюджетная реформа

УДК 336.5.02

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ*

Н.А. ИСТОМИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: n_istomina_usue@mail.ru Уральский государственный экономический университет

В статье рассмотрен вопрос о влиянии общегосударственных целей социально-экономического развития (в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат) на цели развития территорий. Раскрыт финансовый аспект такого влияния. Обоснована необходимость учета территориальной специфики при установлении общегосударственных целей развития. Подчеркивается важность обеспечения самостоятельности территорий в рамках результатного подхода.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, расходы, государство, территории, цель, развитие

Достижение положительных социально-экономических изменений в масштабе государства на

* Статья подготовлена в рамках базовой части государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 2014/238 на выполнение работ в сфере научной деятельности. Проект «Трансформация и развитие методических основ формирования бюджета субъекта Федерации в контексте продолжающейся реформы результатного планирования и с учетом среднесрочных и долгосрочных рисков региональной, национальной и мировой экономики» на 2014-2016 гг.

-36 (222)

основе использования ресурсов, аккумулируемых в бюджетах различных уровней, в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, трактуется как главная цель деятельности органов государственной власти и управления. В свою очередь каждое направление (сфера) деятельности властных органов и институтов предусматривает свои цели, обеспечение которых организуется посредством разработки и реализации различных программ, предусматривающих объемы бюджетного финансирования, этапы достижения цели, ожидаемые результаты. В теории и практике бюджетирования, ориентированного на результат, прежде всего подчеркивается важность правильного формирования стратегических целей, которые должны описывать планируемые конечные результаты [2, с. 29] и будут получены в определенном периоде. Именно стратегические цели устанавливают тесную взаимосвязь между функциями государства и его стратегическими целями [3].

В соответствии с общим видением перспектив развития страны, угроз, с которыми государство может столкнуться в будущем, очевидно, что именно на государственном уровне должна проводиться

- 2014-

FINANCIAL ANALYTICS science and experience

основная работа по проектированию целей социально-экономического развития. Реализация программ, направленных на достижение данных целей, обеспечивается средствами государственного бюджета. Финансовые и отраслевые исполнительные органы власти на уровне страны обеспечивают контроль за целевым и эффективным использованием ресурсов, за достижением поставленных целей.

Особая важность в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, или, более конкретно, в рамках деятельности по проектированию и реализации целей социально-экономического развития придается вопросу взаимодействия органов государственной власти страны и органов власти (управления) отдельных территорий. Это связано с тем, что каждая территория страны (за исключением государств унитарного типа) обладает определенной степенью самостоятельности и правом собственного видения перспектив своего развития (с учетом важных территориальных особенностей). Следовательно, цели развития могут определяться как государством, так и территориями, обеспечиваться средствами как государственного бюджета, так и территориальных бюджетов. При этом, с одной стороны, должно, безусловно, обеспечиваться единство государственной политики, с другой - реализация территориальной самостоятельности.

Рассмотрим основные вопросы, возникающие при исследовании взаимосвязи общегосударственных и территориальных целей развития (как ключевого элемента концепции бюджетирования, ориентированного на результат).

Необходимость влияния государства на цели развития территорий. В сложных противоречивых процессах, характерных на современном этапе практически для любой отрасли мирового хозяйства и для любого государства мира, особое значение приобретает единая государственная политика. Любая страна прежде всего представляет собой единую территорию, в масштабе которой должны единым образом развиваться ключевые сегменты экономики и социальной сферы, в соответствии с едиными стандартами оказываться типовые государственные и муниципальные услуги, единообразным образом решаться важнейшие вопросы. Именно поэтому высшими органами власти ведется работа по влиянию на цели развития административно-территориальных единиц. Необходимо, чтобы ключевые вопросы решались в любом регионе, в любом муниципальном образовании единообразно.

Только на уровне государства в целом можно увидеть в комплексе все критические точки на карте страны, спрогнозировать развитие внешнеэкономических процессов, разработать общие рекомендации по корректировке социально-экономической политики в контексте новых вызовов и угроз. Провести такую работу органам власти и управления отдельных территорий страны практически невозможно. Этим также обусловлено влияние государства на цели развития территорий. Кроме того, через проведение работы по влиянию на цели территориального развития государство может контролировать текущую ситуацию на территориях, оценивать эффективность деятельности органов власти и управления, распределять финансовые ресурсы для стимулирования территориального развития.

В связи с тем, что в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, определение целей субъекта бюджетного планирования (в том числе территорий) отдано на усмотрение данных субъектов, как отмечает Н.В. Бакша, необходимо обеспечить соответствие этих целей приоритетам государственной политики [1, с. 138].

Направления влияния государства на цели развития территорий. В рамках работы по взаимодействию с территориями государство должно вести работу по трем направлениям (рис. 1):

1) определение целей развития территорий;

2) корректировка (изменение) внутреннего содержания отдельных целей развития территорий (или изменение периода их реализации);

3) принуждение и (или) стимулирование территорий к отказу от некоторых ранее выбранных целей развития.

Определение целей развития территорий. Достаточно часто в современных условиях встречается, что цели, определенные на уровне государства в той или иной области, становятся практически без каких-либо корректировок целями развития территорий. Например, для нашей страны это характерно для таких сфер, как образование (дошкольное, общее), дорожное строительство, экология, здравоохранение и пр. В этом случае можно наблюдать, как в региональных и муниципальных программах соответствующего профиля буквально повторяются цели, ранее заявленные или опубликованные как цели государственных программ (рис. 2).

Корректировка (изменение) внутреннего содержания отдельных целей развития территорий или периода их реализации. Необходимость

Рис. 1. Направления влияния государства на цели развития территорий

Цель государства 1

Цель 1 муниципалитета

Цель 1 региона 1 <

Цель 1 муниципалитета 2

Цель 1 региона 2 Цель 1 муниципалитета 3

Рис. 2. Отражение общегосударственных целей развития в целях развития территорий

корректировки может быть обусловлена следующими различиями:

- цель, поставленная на территории, не в полной мере отражает государственное видение определенного вопроса, хотя и соответствует ему;

- цель территории направлена на охват меньшего числа категорий населения, групп предприятий, чем аналогичная цель на уровне государства;

- одна цель развития государства органами власти (управления) территории разделена на несколько целей; одна цель развития территории частично присутствует в разных целях, определенных на уровне государства;

- цель, выбранная территорией для достижения в определенный период, на уровне государства запланирована к достижению в более короткий срок;

- цель развития территории является чрезмерно масштабной и не может быть достигнута за счет имеющихся финансовых ресурсов и в установленный срок;

- цель развития территории существенно менее значительна, а объем выделенных на ее достижение финансовых ресурсов является излишним.

Как правило, корректировка целей проводится в ходе встреч и консультаций в различных государственных структурах, куда приглашаются представители территорий.

Принуждение и (или) стимулирование территорий отказаться от некоторых ранее выбранных целей развития. Несмотря на то, что для большинства современных государств характерен высокий уровень взаимодействия органов власти государства с органами власти (управления) территорий, в определенных ситуациях может возникнуть проблема деструктивной политики территорий при проектировании целей территориального развития. Эта проблема проявляется в том, что территорией может быть выбрана одна или несколько целей развития, которые не отражают общую государственную политику в том или ином вопросе, возможно, даже полностью ее игнорируют. Не затрагивая наиболее острые причины возникновения такой ситуации (например, такие, как экстремизм), отметим, что объективными предпосылками деструктивной политики проектирования целей развития территорий могут быть следующие:

на территории существуют серьезные проблемы, на решение которых длительное время не направлялись финансовые ресурсы, в частности, в связи с тем, что средства бюджета территорий направлялись исключительно на достижение целей, определенных в соответствии с государственными решениями (например, допустим, на уровне муниципального образования много лет не осуществлялся ремонт моста через реку или не решалась проблема свалки отходов и пр.);

не выстроен нормальный диалог между представителями государственных органов на территориях и территориальными властными структурами; нет достоверной информации о государственной политике в отношении территорий данного типа (например, национальных образований, географически удаленных мест-

ностей, приграничных территорий и пр.).

Государство всегда заинтересовано в поиске возможных компромиссных путей решения такой проблемы, как деструктивные цели регионального развития. Это может быть проведение различных консультаций, выезды государственных чиновников на места, финансовое стимулирование (предоставление трансфертов на определенные проекты, программы), в результате чего органы власти или управления на территории отказываются от декларирования и (или) реализации конкретной цели.

В тех обстоятельствах, когда невозможно или нецелесообразно применение более мягких стимулов, чтобы исключить деструктивную цель из совокупности целей регионального развития, государство прибегает к жестким директивным мерам административного или финансового характера. В частности, может быть уменьшен поток финансовых трансфертов в бюджет территории, она может быть исключена из какой-либо государственной программы, предполагающей развитие в определенной ключевой области или подготовку к крупному событию государственного значения.

Важной задачей работы государственных структур, курирующих региональное развитие, должен быть постоянный мониторинг ситуации в стране, прогнозирование вероятности возникновения деструктивных процессов и целей на местах, превентивные мероприятия по недопущению развития ситуации в негативном для государства направлении.

Финансовый аспект влияния государства (общегосударственных целей развития) на цели развития отдельных территорий (в рамках каждого из

Государство

Определение цели развития 1 Расчет субсидий территориям в рамках реализации цели 1

О

Территории

Отражение цели развития 1, определенной государством как цели 1 развития региона Включение субсидии в доходы. Планирование расходов с учетом доли софинансирования

О

Достижение цели 1

На уровне государства На уровне территорий

Рис. 3. Субсидии как инструмент финансового влияния государства на цели развития территорий

трех рассмотренных направлений) прежде всего проявляется через механизм межбюджетных трансфертов (субсидий).

Субсидии, как вид межбюджетных трансфертов, имеют целевой характер, являются основным инструментом обеспечения достижения общегосударственных социально-экономических целей на уровне отдельных территорий.

Во-первых, если государство проектирует необходимость достижения определенной цели на всей территории страны за определенный период времени, в государственном бюджете на соответствующий период закладываются необходимые объемы субсидий, которые будут выделены регионам и муниципальным образованиям. Субсидии от государства на уровне территорий будут дополнены средствами территориальных бюджетов (пропорционально доле софинансирования конкретной территории или группы территорий) и направлены на реализацию проектов, которые обеспечат достижение запланированных изменений. Целевой характер субсидий обусловливает необходимость осуществления мер финансового контроля за целевым использованием средств, следовательно, повышается степень достижения запланированных результатов в установленные сроки.

Достаточно часто государство устанавливает на уровне страны такие цели социально-экономического развития, которые полностью принимаются территориями и даже, возможно, которые были ранее установлены территориями как цели собственного развития (например, развитие сети автомобильных дорог или обеспечение детей путевками в дошкольные образовательные учреждения). Кроме того, такие цели часто являются традиционными на протяжении длительного времени. Следовательно, ежегодно в государственном бюджете предусматриваются субсидии на реализацию соответствующей цели (программы) в очередном плановом периоде. Финансовые органы территорий учитывают плановые объемы субсидий в доходах территориальных бюджетов, а затем распределяют их в расходной части бюджетов по соответствующим направлениям финансирования, определенным при предоставлении субсидий органами государственной власти (рис. 3).

Во-вторых, если органы власти государства выходят с инициативой внести опре-

деленные коррективы в ранее установленные отдельными территориями цели социально-экономического развития (или периоды их реализации), именно субсидии становятся тем финансовым стимулом, который способствует максимально быстрому учету позиции государственных органов органами власти (управления) территорий. Например, если переселение граждан из ветхого (аварийного) жилого фонда уже было территориальной целью развития, за счет государственных субсидий переселение можно осуществить в более сжатые сроки.

По сути, территория вправе рассчитывать на субсидию от государства только в том случае, если ее проект (программа) в полном объеме соответствует государственной политике (программе) в конкретной сфере. Для увеличения доходной базы бюджета территории за счет государственных субсидий каждая территория объективно заинтересована в установлении целей собственного развития по методу прямой аналогии с целями развития, определенными государством.

В-третьих, если та или иная цель, установленная территорией самостоятельно, по мнению органов государственной власти страны должна быть исключена из приоритетов социально-экономического развития, этот вопрос также наиболее просто может быть решен за счет корректировки объемов и направлений субсидий, предоставляемых из государственного бюджета. Поскольку получение субсидии на любое направление, любую программу является признаком конструктивного взаимодействия между органами власти государства в целом и территориальными властными структурами, то на очередной бюджетный период одним из условий в принципе выделения субсидий может быть назван отказ территории от постановки той или иной цели развития. Если по каким-либо причинам территория отказывается учесть мнение органов государственной власти страны, она может потерять существенную долю доходной части бюджета, которую в современных условиях формируют государственные субсидии.

Одним из способов влияния государства на территории является установление доли софинанси-рования, которую обязаны обеспечить территории по конкретной программе. Достаточно часто на государственном уровне устанавливается минимальная обязательная доля софинансирования, в соответствии с которой территории должны предусмотреть средства собственных бюджетов как обязательное условие получения государственных

субсидий. Однако традиционной практикой также является установление доли софинансирования для каждой конкретной территории в соответствии с ее финансовыми возможностями. Следовательно, те территории, которые обладают низким финансовым потенциалом и заинтересованы в максимально низкой доле софинансирования по сравнению с долей государственного участия, в первую очередь учитывают государственные цели и приоритеты развития как собственные цели и приоритеты.

Безусловно, следует предусматривать плановые объемы субсидий из государственного бюджета таким образом, чтобы в совокупности с собственными средствами территориальных бюджетов создавались условия для решения проблемы в установленный срок. Также государство должно полностью исполнять свои обязательства по предоставлению субсидий. В противном случае цель достигнута не будет, а средства, выделенные из бюджетов территорий, будут использованы неэффективно. В свою очередь территории должны предусматривать в бюджетах суммы средств, выделяемые на решение проблемы, строго пропорционально доле, определенной при разработке схемы софинансирования, и обеспечивать их регулярное перечисление.

Кроме механизма межбюджетных трансфертов, государство может влиять на цели развития территорий через создание на территориях государственных учреждений различного профиля (например, образования, здравоохранения и пр.) посредством финансирования строительства или реконструкции соответствующих объектов из государственного бюджета. Например, если за счет государства на территории будет построен крупный медицинский центр, то будут созданы предпосылки для более быстрого и качественного решения проблем в сфере здравоохранения, следовательно, цели, связанные со здравоохранением, получат большее развитие. Если за счет государства будут спроектированы и построены новая дорога, мост, дорожная развязка, то на территории будут созданы предпосылки для развития широкого спектра направлений, что отразится на совокупности территориальных целей социально-экономического развития.

Самостоятельность территорий и учет территориальной специфики на уровне государства при проектировании целей развития. Индивидуальные характеристики каждой территории государства представляют собой ту основу, от которой так или иначе ведется проектирование

целей территориального развития. В рамках проектирования целей территориальная спецификация может получить развитие, конкурентные преимущества территории могут быть усилены, что станет одним из факторов роста, обеспечения стабильных поступлений в территориальный бюджет, залогом решения многих проблем. Если установленная органами власти (управления) территории цель развития не противоречит единой государственной политике, не наносит ущерба территориальной целостности страны, такая цель не встретит противодействия со стороны государственных структур.

Таким образом, самостоятельность территорий при проектировании целей развития выражается прежде всего в самостоятельном установлении целей собственного развития на основе территориальных особенностей, преимуществ, ограничений. В соответствии с бюджетным законодательством в этом случае необходимо будет предусмотреть выделение собственных средств территориального бюджета на достижение поставленной цели. Таким образом, многие территории ограничены в возможности выдвигать и реализовывать собственные цели развития именно потому, что для этого отсутствуют соответствующие финансовые возможности бюджета (рост реальной финансовой обеспеченности будет способствовать расширению возможного спектра целей развития, делать их достижение более реальным).

Следовательно, если на уровне государства имеется заинтересованность в развитии территорий за счет собственных ресурсов, аккумулируемых в территориальных бюджетах, рационально рассмотреть вопрос об изменении нормативов разграничения налоговых источников между бюджетами различных уровней, о расширении полномочий территорий в области мобилизации доходов и т.п.

Отметим также то, что цель развития, определенная самой территорией, может иметь отношение к решению одной или нескольких общегосударственных проблем. Поэтому вероятна ситуация, при которой первоначально исключительно территориальная цель может приобрести характер цели на уровне государства.

В связи с этим самостоятельность территорий может и должна выражаться в том, чтобы обосновывать утверждение как общегосударственной цели развития той, которая представляет первоначально интерес для одной территории или группы территорий. Органами власти или управления региона, му-

ниципалитета могут направляться соответствующие документы в различные государственные структуры для обозначения наличия острых проблем и обоснования необходимости выделения государственных ресурсов на их решение (через установление на уровне государства новых целей развития, сформулированных на основе предложений территориальных структур). Действительно, на общегосударственном уровне не всегда можно в полном объеме представлять те проблемы, которые существуют на местах, а также не всегда понимать, что конкретная проблема имеет значение для определенной (иногда значительной) совокупности территорий.

Следовательно, при проектировании общегосударственных целей развития целесообразно проводить консультации с территориями по поводу острых проблем, требующих решения в контексте задач устойчивого социально-экономического роста и развития страны в целом.

С точки зрения финансовых интересов территорий важно понимать, что, если цели развития, предложенные отдельными территориями или объединениями территорий, будут признаны как общегосударственные цели развития, они будут финансово обеспечены субсидиями из государственного бюджета, следовательно, будут способствовать финансовой устойчивости территориальных бюджетов и решению существующих проблем.

Еще одним важным моментом является то, что сами государственные институты должны проводить работу по изучению положения дел в различных областях экономики и социальной сферы в административно-территориальных единицах государства и учитывать территориальную специфику при проектировании целей государственного развития. На уровне страны могут формироваться программы долгосрочного развития территорий определенного типа (отдаленные, приморские, обладающие национальной спецификой), программы, предполагающие развитие одной конкретной территории под глобальный масштабный общегосударственный проект (например, развитие г. Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 г.), либо программы, предполагающие решение определенной проблемы на всех территориях страны. В каждой такой программе цель, определенная государством, будет отражать потребности и интересы административно-территориальных единиц.

При обеспечении логичного единства общегосударственных и территориальных целей раз-

вития создаются предпосылки для действительно эффективного использования бюджетных средств в масштабе страны, поскольку средства бюджетов различных уровней будут одновременно задействованы в решении комплекса актуальных для страны проблем, следовательно, будет обеспечиваться достижение необходимых социально-экономических результатов. Это наиболее яркая характеристика результатного подхода, или бюджетирования, ориентированного на результат.

Как подчеркивают Н.И. Яшина и С.П. Борисова, бюджетирование, ориентированное на результат, -не просто возможность разделить бюджет по-новому, не просто новый способ финансирования - это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении позволит повысить эффективность бюджетных расходов [4, с. 11].

Влияние государства на цели развития территорий - это не просто способ административного давления или принуждения. В соответствии с идеологией бюджетирования, ориентированного на результат, это возможность обеспечения необходимых социально-экономических изменений на всей территории страны на основе рационального

распределения и эффективного использования бюджетных средств.

Список литературы

1. Бакша Н.В. Экономическая и общественная результативность институциональных преобразований в сфере бюджетного планирования // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 3.

2. Бюджетирование, ориентированное на результаты: анализ мирового опыта и возможностей его распространения в России / Институт экономики города. URL: UrbanEconomics.ru/download. php?dl_id=2500.

3. Тишутина О.И. Реформирование бюджетного процесса: основные направления, проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики: евразийский международный научно-аналитический журнал. 2012. № 2. URL: http://www.m-economy. ru/art.php?nArtId=4069.

4. Яшина Н.И., Борисова С.П. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 13. С. 11-17.

Financial analytics: science and experience Budgetary reform

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

NATIONAL AND TERRITORIAL PURPOSES OF DEVELOPMENT WITHIN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF RESULT-ORIENTED BUDGETING

Natal'ya A. ISTOMINA

Abstract

The article considers the question of influence of the national purposes of the social and economic development (within the concept of the result-oriented budgeting) on the purposes of the development of territories. The author reveals the financial aspect of this influence. The paper substantiates the necessity of taking into account of the territorial specifics while establishing the national purposes of the development. The author emphasizes an importance of the ensuring of the self-sufficiency of the territories within the framework of the result-based approach.

Keywords: budgeting, budget, expenditures, State, territory, objective, development

References

1. Baksha N.V. Ekonomicheskaya i obshchestven-naya rezul'tativnost' institutsional'nykh preobrazovanii v sfere byudzhetnogo planirovaniya [An economic and social impact of institutional changes in budget planning]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tyumen State University, 2006, no. 3.

2. Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezul 'taty: analiz mirovogo opyta i vozmozhnostei ego raspros-traneniya v Rossii [Result-oriented budgeting: an analysis of world experience and opportunities of its proliferation in Russia]. Available at: UrbanEconomics. ru/download.php?dl_id=2500. (In Russ.)

3. Tishutina O.I. Reformirovanie byudzhetnogo protsessa: osnovnye napravleniya, problemy i puti ikh resheniya [Reforming the budget process: the main directions, challenges and their solutions]. Problemy sovremennoi ekonomiki: evraziiskii mezhdunarodnyi nauchno-analiticheskii zhurnal - Problems of modern economics: Eurasian international scientific and analytical journal, 2012, no. 2. Available at: http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=4069. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yashina N.I., Borisova S.P. Vnedrenie by-udzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat, kak kontseptual'nyi podkhod k povysheniyu effektivnosti byudzhetnykh raskhodov [Introduction of the result-oriented budgeting as conceptual approach to enhancing of the efficiency of budgetary expenditures]. Bukhgal-terskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh - Accounting in budget and not-profit organizations, 2007, no. 13, pp. 11-17.

Natal'ya A. ISTOMINA

Ural State University of Economics, Yekaterinburg,

Russian Federation

n_istomina_usue@mail.ru

Acknowledgments

The article was written within the framework of the basic part of the State Job to the institutions of higher education in the research activity (State Job 2014/238 on the job performance of the State works in the field of scientific activity as the base part of the State Job of the Ministry of Education and Science ofthe Russian Federation. Project "Transformation and development ofthe methodological foundations of formation of the budget of the territorial entity of the Russian Federation within the context of the ongoing reform of the result-based planning and taking into account the medium-and long-term risks of regional, national and world economy" for 2014-2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.