ОБЩЕГЕРМАНСКИЕ РУНЫ: СИМВОЛЫ МАГИИ ИЛИ АЛФАВИТА?
Карпушина Елена Евгеньевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: elena_karpushina@mail.ru
Микова Ильяна Сергеевна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: ilyanauchitel@gmail.com GERMANIC RUNES: SYMBOLS OF MAGIC OR ALPHABET?
Elena Karpushina, Ph.D
Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: elena_karpushina@mail.ru
Ilyana Mikova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: ilyanauchitel@gmail.com
Ключевые слова: руны, алфавит, системы письма, Футарк, магические символы, письменность.
В настоящее время развитие таких наук, как история и история языка, языкознание, право, экономика и многих других, раскрывающих особенности социальной жизни народов Европы, обусловливает необходимость исследования древней культуры, в частности, рунического письма древнегерманских племён, изучение которого делает возможным получение новых сведений о германской цивилизации.
Руническое письмо (готское runa - «тайна», древневерхненемецкое runon -«шептать») - древнегерманские линейные письмена, вырезавшиеся на камне, дереве или металле, зародившиеся и распространённые преимущественно в Северной Европе. По своей специфике руническое письмо является консонантно-вокалическим, а именно типом письма, знаки которого обозначают как гласные, так и согласные звуки [6]. Большинство памятников, найденных на территории Швеции, Дании, Румынии, Норвегии, Исландии и
43
Британских островов содержат рунические символы, без изучения которых дальнейшее развитие истории языка, письменной культуры и культуры в целом не представляется возможным.
В первые века нашей эры руническое письмо было доступно только жрецам, служило для гаданий и заклинаний. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. [5]. Однако стоит отметить, что руны использовались также для письменных сообщений. Следовательно, возникает вопрос, являлись ли руны только магическими символами или же служили и символами алфавита.
Первая попытка научного исследования рун была предпринята немецким языковедом Вильгельмом Карлом Гриммом в 1821 г., когда еще не было найдено ни одного германского рунического памятника. Он был убежден, что древние германцы (свебы, свеи, швабы) имели собственный, присущий им алфавит - рунический. Современники же Гримма видели в рунах священные, но еще не письменные знаки. На протяжении многих столетий вплоть до начала XX в. лингвисты пытались вывести общегерманские руны из разных древних алфавитов: древнееврейского, латинского, древнегречсеского и др.
Доисторические рунические и руноподобные знаки использовались не только жрецами и магами, но и простыми людьми. Суть магического применения рун заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. Например, в случае опасности можно было начертать руну Альгиз - руну защиты - в воздухе перед собой [4]. Использование рун в магических целях подтверждается находками таких артефактов, как оружие, украшения и камни, ритуальная посуда, многочисленные древние кельтские амулеты с начертанными рунами, причем особую роль играли имена собственные и различные заклинания, которые не подлежат истолкованию.
С другой стороны, нельзя отрицать значение рун как письменных символов архаического алфавита, используемых для закрепления информации, передачи сообщений. Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э. Мольтке и др.) выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функции рун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма [1].
Трудно безошибочно сказать, в какой мере рунические надписи использовались для письменных сообщений, однако доподлинно известно, что они встречались при начертании имени автора того или иного сочинения, изготовителя того или иного предмета, при «вырезании» писем и сообщений на деревянных дощечках или других материалах. Также встречается употребление рун в рукописях и протоколах позднего скандинавского Средневековья и Нового времени.
В качестве примера использования рун для передачи информации можно привести наиболее известную подпись выдающегося англосаксонского поэта Кюневульфа, автора нескольких поэтических переработок житийных сюжетов («Юлиана», «Елена» и др.). Руны, образующие его имя (собственно, поэтому мы и знаем его), последовательно включены в заключительные строфы четырех его поэм [3].
Так, на основе найденных рунических памятников можно сделать вывод о том, что данный вид письменности использовался древними германцами не только в тайных магических ритуалах. Несмотря на разнохарактерность сведений, которые черпались из рунических надписей, все они использовались одинаково - как наиболее ранние (или одновременные событию) свидетельства о неких фактах или реалиях прошлого, известных по другим источникам.
Понимание рун как символов алфавита также подтверждается особенностями рунических надписей, которые представляют собой особую форму письменности, основанную на закрепленном наборе знаков, для каждого из которых существует определенное фонетическое соответствие.
Самый древний законченный вариант известного рунического алфавита называется «Старший Футарк», или «общегерманский Футарк» (рисунок). Старшерунический алфавит начинался рунами £ и, ^ а, г, к отчего и получил своё название.
Этот рунический ряд имеет 24 знака, построенных по акрофоническому принципу, каждый из которых имел название, причем фонетическое значение
45
знака соответствовало первому звуку его названия [2, с. 248]. Данные знаки являются скорее символами, нежели буквами, и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Некогда несущие магическое значение, они до сих пор трактуются как символические. Более того, по своему начертанию руны схожи с первой буквой слов современного английского языка, обозначающих данные понятия.
В качестве примера можно привести несколько рун, подробно описанных в книге Ф. Асвинн «Руны и мистерии северных народов».
Руна * Совуло (Sowulo, Sol), имеющая традиционное значение «солнце», символизирует высшую волю или намерение, самосознание, озарение, жизненную силу, любовь, тепло и энергию. Современное английское слово sun (солнце) не утратило магический символизм, присущий данной руне, и трактуется в большинстве культур как основной символ созидательной энергии, жизненная сила, высшая мудрость, Бог, олицетворяющий любовь. Кроме того, первая буква слова sun имеет графическое сходство с руной Совуло, что подтверждает не только магическую природу рунических символов, но и их значимость как алфавитного письма.
Аналогичным примером может служить руна Беркана (Berkana, Beork) с традиционным значением «береза», которой, как и в современной культуре, приписывали символ женского начала, чистоты. Это руна роста, плодородного движения, приводящего к расцвету и созреванию. Так же, как и в предыдущем примере, прослеживается определенное графическое соответствие руны Беркана с заглавной латинской буквой B, встречающейся в современном английском слове birch (береза).
Исходя из вышесказанного с большой вероятностью можно предположить, что руны первоначально были магической системой. Но древние священные знаки такого рода в отдельных случаях сделались настоящими буквами и письменными знаками в более поздних германских алфавитах. Древние германцы не изобрели совершенно новый алфавит, а использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие, стали буквенными: знак стал буквой, передающей отдельный звук. В историческом контексте развития письменности руны имеют более важное значение как символы алфавита, тогда как использование рун как магических символов играло первостепенную роль в период их зарождения и использования древнейшими германскими племенами.
Не следует проводить строгого различия между руническим алфавитом, с одной стороны, как закрытого, жестко упорядоченного буквенного ряда,
и отдельными метками, знаками и религиозными символами, с другой стороны, как они могут быть определены с очень древних времен. Признание двойного происхождения рунических письменных знаков дает возможность смягчить противоречие между сторонниками автохтонной природы рун и приверженцами теории заимствования.
В качестве основы для компромисса можно процитировать слова немецкого германиста Густава Некеля: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качестве понятийных символов». Изучение исторических памятников: надгробных камней, оружия, предметов искусства и быта, содержащих рунические надписи, подтверждает использование рун и как магических символов, и как знаков алфавита. Данные исследования способствуют углублению знаний не только об исторической эпохе их существования и символах, в которых она отражена, но и современной культуре и социальной жизни стран европейской части континента.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Словарь средневековой культуры. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. - 631 с.
2. Истрин В.А. Развитие письма. - М.: Изд-во акад. наук СССР, 1961. -414 с.
3. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. - М.: Восточная литература, 2001. - 255 с.
4. Платов А.В. Магия рун [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asatru.ru/magic.htm (дата обращения: 11.05.2014 г.).
5. Соловьева Л.Н. Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 7-27.
6. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1990. - 485 с.
© Карпушина Е.Е., Микова И.С., 2014