Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРОСНИКОВ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ИНДИКАТОРЫ'

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРОСНИКОВ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ИНДИКАТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / мышление / саноген / возбудитель / статистика / образование / воспитание

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Абдурахманова Зухра

в данной статье представлены статистические данные научно-исследовательской работы по изучению развития саногенного мышления у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРОСНИКОВ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ИНДИКАТОРЫ»

Central Asian Journal of

Education and Innovation

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРОСНИКОВ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ИНДИКАТОРЫ

Абдурахманова Зухра

доцент кафедры психологии Ташкентского университета прикладных наук, (PhD) https://doi.org/10.5281/zenodo.11409625

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Qabul qilindi: 20-May 2024 yil Ma'qullandi: 25- May 2024 yil Nashr qilindi: 31- May 2024 yil

в данной статье представлены статистические данные научно-исследовательской работы по изучению развития саногенного мышления у подростков.

KEY WORDS

личность, мышление, саноген, возбудитель, статистика,

образование, воспитание

В процессе обучения большое значение в профилактике проблем, возникающих в процессе их обучения, имеет комплексное исследование вопросов, связанных с областью познавательных процессов человека, саногенного мышления учащихся раннего подросткового возраста. Вопрос психологического исследования социально-психологических особенностей саногенного мышления в образовательном процессе требует современных психологических исследований в основном актуальном направлении, перед которым стоят в настоящее время государственные образовательные учреждения и учреждения непрерывного образования, и сочетает в себе психологические факторы и особенности, служащие формированию саногенного мышления. Научно-практическая значимость подходов, обобщенных в теоретико-методологической части исследования, заключается в том, что они связывают такие направления, как психология развития, основы психологической службы, общая психология, психодиагностика, социальная психология, консультативная психология с новыми научно-теоретическими взгляды и исследования и служит их развитию.

Социально-психологические особенности развития саногенного мышления молодежи и обоснование его реализации через психологические закономерности служат анализу исследования как в теоретическом, так и в практическом плане. Кроме того, показана уникальность обучения саногенному мышлению у психологически старшеклассников и лицеистов и студентов, с индивидуально-психологической точки зрения, на примере школьников и студентов раннего подросткового возраста психологии развития и социальной психологии, основам психологической службы. Общая психология может служить вспомогательным элементом научных и практических исследований в областях науки.

На основе проведенных научно-практических исследований можно укрепить систему образования и сформировать здоровое мышление при подготовке личности

раннего подросткового возраста к будущему процессу учебной и профессиональной деятельности, наладить правильные межличностные отношения с другие - уметь понимать взрослых и конструктивно оценивать проблемные ситуации. Через социально-психологические особенности развития и формирования саногенного мышления у молодежи обеспечить дальнейшее усиление образовательного процесса в школьном образовании, лицее, профессиональных колледжах, системе высшего образования, стабилизировать систему учитель-ученик, повысить качество образования. , учитель и ученик, студент и педагог, отец - создает основу для умения правильно управлять взаимоотношениями матери и ребенка посредством здорового мышления и рациональной подготовки человека к дальнейшей деятельности. Кроме того, желательно учитывать роль психологических особенностей и факторов, направленных на психологическое развитие познавательных процессов, а также на закрепление умений и компетенций по изучению предметов в образовательном процессе.

Для теоретико-практического изучения проблемы познавательных процессов и типов мышления подбор методов и опросников, прошедших множество экспериментов в Соединенных Штатах Америки, Европе и России в соответствии с исследуемой темой и их реализация считается одним из основные проблемы и сложные задачи. Выбранная методология и анкеты поэтапно анализируются в исследовательской работе, выполняя роль уникальной научно-теоретической и практической основы нашей исследовательской работы.

Проблема изучения социально-психологических особенностей развития саногенного мышления у молодых людей ставит актуальные задачи перед областью психологии онтогенеза, социальной психологии, психодиагностики и психологической службы. Потому что до сих пор в нашей стране исследована область познавательных процессов человека раннего подросткового возраста, но на практике исследований и формирования психогенного мышления не проводилось. Поэтому, если использование опросников при психодиагностической оценке проблемы саногенного мышления у старшеклассников или лицеистов и совершенствование этих опросников будут систематически внедряться в системе народного образования и среднего специального образования, в процессе высшего образования, в будущей профессиональной деятельности будет сформирован механизм легкого решения этих проблемных ситуаций.

Для реализации исследования были отобраны учащиеся образовательной системы средней школы (10-11 классов), лицеев и профессиональных колледжей, молодежь, обучающаяся в системе высшего образования, а также контингент педагогов, работающих в системе общего среднего образования. В ходе исследования наряду с социально-психологическим аспектом уровня саногенного мышления человека раннего подросткового возраста учитывались его возрастные, индивидуальные и психологические особенности. В нашем исследовании с целью изучения социально-психологических особенностей развития саногенного мышления у ранних подростков мы использовали метод «Уровень тревожности», разработанный Спилбергером и Ханиным, опросник «Изучение мотива успеха» Элерса, «Исследование мотива успеха» Элерса. Анкета «Саногенное мышление» Морозюка, авторский

опросник «Социальная мысль» и разработанный Стефансоном. Мы использовали такие методы, как «Q-сортировка, т.е. определение поведения человека». Среди них также были определены факторный анализ, регрессионный анализ и корреляционные аспекты.

Объектом нашего исследования являются 472 респондента из числа учащихся 10 и 11 классов, обучающихся в школах города Карши, Ташкентской области и города Ташкента. Ниже представлен анализ результатов исследования. В первой таблице приведены общие средние показатели анкет личностных характеристик учащихся 1011 классов общей средней школы города Карши.

Результаты практического изучения социально-психологических особенностей развития саногенного мышления у ранних подростков и психологических факторов, обусловливающих его, показывают, что общесредние показатели опросников личностных характеристик старшеклассников общего среднего образования школ города Карши по первому опроснику, то есть тревожность у учащихся младшего подросткового возраста находится на среднем уровне. Результаты свидетельствуют о том, что уровень тревожности учащихся в системе строевого обучения умеренный и связан с этим. классная деятельность и семейные отношения. По шкале тревожности результаты респондентов находились в среднем значении, что свидетельствует о наличии у них субъективного локального контроля. Средний уровень тревожности школьников раннего подросткового возраста может быть связан с трудностями, возникающими в учебном процессе, и воздействием различных неблагоприятных ситуаций вокруг них на этом этапе.

Результаты, полученные по шкале мотива достижения, имели среднюю ценность. Согласно этому мотиву, результаты учащихся свидетельствуют о стремлении быть более успешными, чем результаты других. По шкале мотива достижения наблюдается среднее соотношение, что означает, что у них имеется характеристика, создающая чувство удовлетворенности своей учебной деятельностью. Шкала мотива достижения показывает, что учащиеся имеют средний уровень этой ценности, полны решимости добиваться поставленных целей, ставят новые, сложные задачи и стремятся их достичь. Средний уровень мотива успеха у респондентов означает, что они реже выполняют задачи, поставленные перед ними в системе школьного образования, устанавливают межличностные отношения с окружающими людьми, реже терпят неудачу. Шкала мотивации достижения показала средний результат среди респондентов, что свидетельствует о том, что уровень сложности этих задач средний.

По данным Sanogen Mindfulness анкеты установлено, что респонденты показали средний уровень осознанности и что у этих молодых людей высокий уровень развития здорового психического мышления. По шкале оценки уровня мышления Саноген данная шкала свидетельствует о высоком результате и высокой оценке состояния эмоционального поведения молодых людей. Высокий уровень шкалы саногенного мышления у респондентов свидетельствует о том, что конструктивные знания формировались на должном уровне в ходе образовательного процесса, а также о наличии у них высокого уровня эмоционального интеллекта. Саногенный уровень мышления означает, что в молодости оно выше размышляет и мобилизует силы для достижения результата. Согласно психологическим факторам социально-

психологических особенностей развития саногенного мышления у респондентов, стабильность уровня саногенного мышления у молодежи, правильная реализация обучения и воспитания в семейных отношениях, предоставление прочных знаний в образовательные учреждения и рациональное функционирование системы наставник-ученик могут быть связаны. По последней шкале, т.е. шкале общественного мнения, определяется, что ранние подростки достигают высокого результата, непосредственно учитывают свое и чужое мнение, действуют в соответствии с требованиями, предъявляемыми в обществе, следуют социальным нормам. , и формируется социальное восприятие. По опроснику черт личности по ^ критерию Стьюдента шкалы тревожности, саногенного мышления и общественного мнения имели значимые корреляционные связи, а мотив достижения имел низкий уровень. В следующей таблице представлены результаты, полученные от респондентов анкеты Стефансона.

Общий средний показатель респондентов по анкете Q-sort составляет 6,60 среди студентов по шкале «подчинение». Это средний показатель по стандартному показателю. Человек в раннем подростковом возрасте, имеющий этот показатель, может правильно принять ценности, социальные и морально-этические нормы. Склонен работать в сотрудничестве с группой, но часто учащимся бывает немного трудно работать в сотрудничестве из-за отсутствия уверенности в группе или в своих отношениях с другими. Респонденты с этим показателем не поддаются внешним воздействиям, редко наблюдают агрессивные ситуации, не хотят зависеть от других. Такие молодые люди опираются на мнение своих родителей и друзей в развитии саногенного мышления.

Средний балл респондентов по шкале «Независимый» — 6,93. Независимость наблюдается в поведении и действиях респондентов по этому показателю. Однако они недостаточно самостоятельны, из-за недостатка жизненных знаний им трудно самостоятельно принимать те или иные решения, твердо стоять в своем мнении, самостоятельно высказываться.

Средний показатель респондентов по шкале «доступность» составляет 6,45. Поскольку молодые люди с этим показателем эмоционально неустойчивы, у них часто меняется настроение, они быстро коммуницируют, им трудно устанавливать эмоциональные связи в небольшой группе и четко выражать свои мысли. Они стараются не показывать своих эмоций и производят хорошее впечатление на окружающих.

По шкале «Человеческая» респонденты показали средний балл 6,95. Респонденты с этим показателем показали трудности с выражением своих чувств и проявлением инициативы. Таким молодым людям сложно взаимодействовать с незнакомыми людьми, но они очень осторожны в принятии решений.

Средний балл респондентов по шкале «Боец» составляет 6,58. Студенты раннего подросткового возраста, имеющие этот показатель, активно участвуют в групповой жизни, имеют склонность к борьбе с членами группы. Они стараются занять высокое место в межличностных отношениях, добиться высоких результатов по сравнению со своими друзьями и сверстниками. Учащиеся в раннем подростковом возрасте всегда движутся вперед к поставленным целям, в результате работы над собственными

силами и интеллектом формируются особенности мышления.

Средний балл по шкале избегания для учеников младшего подросткового возраста составляет 6,55. Студенты с этим показателем затрудняются во взаимодействии, стараются сохранять нейтралитет в возникающих в группе ссорах. Часто при возникновении конфликтных ситуаций в группе они склонны первыми отстраняться или, если нет, идти на компромисс с членами группы. Также учащиеся в раннем подростковом возрасте избегают критики своих друзей, стараются не показывать своих чувств окружающим.

У ранних подростков опросник Саногенного мышления имеет высокий балл и высокую эмоциональную составляющую. Высокий уровень шкалы Саногенного мышления у ранних подростков свидетельствует о правильном уровне конструктивных знаний и эмоционального поведения у них. Согласно психологическим факторам социально-психологических особенностей развития саногенного мышления у ранних подростков, положительный уровень саногенного мышления у ранних подростков может быть связан с правильной реализацией обучения и воспитания в семейных отношениях.

Литература:

1. . Tursunovna, A. K. (2024). A THEORETICAL APPROACH TO THE INTERPRETATION OF LEXICAL UNITS OF TRANSLATOR, A GUIDE-TRANSLATOR AND A TOUR GUIDE. Western European Journal of Linguistics and Education, 2(4), 209-214.

2. Алимова, К. (2020). Feature of the guide-translator's rhetoric. in Library, 20(4), 242-245.

3. Алимова, К. (2024). Features of the speech of male and female translation guides. Зарубежная лингвистика и лингводидактика, 2(2), 85-90.

4. Алимова, К. (2021). Гид-таржимон нутцида риториканинг ахамияти. in Library, 21(4), 39-42.

5. Tolkinovich, U. J. (2023). Hazrati Imom (Hastimom) Me'moriy Majmuasinig Qayta Tiklanishi.

6. Tolkinovich, U. J. (2023). ARCHITECTURAL PRINCIPLES OF SHRINES IN UZBEKISTAN. Open Access Repository, 4(3), 1060-1064.

7. Tolkinovich, U. J. (2023). THE LEVEL OF SEISMIC RESISTANCE OF RESIDENTIAL BUILDINGS IN ARCHITECTURE. Open Access Repository, 4(03), 141-147.

8. Tolkinovich, U. J. (2023). MONUMENTS INCLUDED IN THE UNESCO LIST IN HISTORICAL CITIES OF UZBEKISTAN. Open Access Repository, 4(3), 1048-1053.

9. Tolkinovich, U. J. (2023). REPAIR AND RESTORATION OF ARCHITECTURAL MONUMENTS. Open Access Repository, 4(3), 1054-1059.

10. Tolqinovich, O. J. (2022). Modern Residential Buildings in the Historical Part of Samarkand Formation of Modern Typology. European Journal of Life Safety and Stability (2660-9630), 13, 87-92.

11. O'Sarov, J. T. L. (2022). TURARJOY BINOLARINI QAYTA TIKLASH VA SHAKLLANTIRISH MUAMMOLARI. Scientific progress, 3(2), 96-101.

12. Tolqinovich, O. J. (2022). Architecture of Traditional Residential Buildings in Historical Cities of Uzbekistan. EUROPEAN JOURNAL OF BUSINESS STARTUPS AND OPEN SOCIETY, 2(1), 65-69.

13. Tolqinovich, O. J. (2022). IT Has Not Been Saved to US in Bukhara" Madrasah's Cure". EUROPEAN JOURNAL OF BUSINESS STARTUPS AND OPEN SOCIETY, 2(2), 9-13.

CENTRAL ASIAN JOURNAL OF EDUCATION AND INNOVATION SJIF = 5.281

14. Qazaqovna, K. M. (2024). HEUTAGOGY: UNLEASHING LEARNER AUTONOMY AND SELF-DIRECTED LEARNING: AN IN-DEPTH EXPLORATION. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 12(1), 302-305.

15. Xidirova, M., & Abduvahobov, S. (2023). THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF PERSONAL CHARACTERISTICS. Modern Science and Research, 2(12), 397400.

16. Ergasheva, S. A. (2021). History of baisun silk knitting factory. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(5), 581-585.

17. Ergasheva, S. A. (2020). CRAFT OF SURKHANOAKH FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT. Theoretical & Applied Science, (7), 56-59.

18. Ergasheva, S. A. (2020). The history of surkhan doppies (skullcups) and the characteristics of this folk craft. American Journal of Social and Humanitarian Research, 1(6), 7-13.

19. Abdusoatovna, E. S. (2023). SURXONDARYO VILOYATI IQTISODIY RIVOJLANISHIDA BOYSUN AN'ANAVIY HUNARMANDCHILIGINING O 'RNI. PEDAGOGS jurnali, 31(1), 10-17.

20. Abdusoatovna, E. S. (2023). The Role of Crafts in the Economy of Surkhan Oakh (In the Example of Cosibility).

21. Abdusoatovna, E. S. (2022). BOYSUN-UMUMBASHARIY QADRIYATLAR BESHIGI. PEDAGOGS jurnali, 12(2), 114-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.