ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
С.М. Губжокова, студент
Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOr.10.244n/2500-m0-2022-7-1-44-47
Аннотация. В статье анализируется различные подходы и точки зрения к пониманию проблемы мнемонической деятельности. Проведена оценка основных проблем мнемонической деятельности с позиции различных психологических теорий. Сделан вывод о том, что трудно назвать хотя бы одно свойство, качество, характеристику человека, который не был бы в кругу этой проблемы. Усвоение знаний человека об окружающем мире и о самом себе, усвоение норм поведения, приобретение навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Данный вопрос позволяет скорректировать условия мнемонической деятельности, выявить характерные особенности памяти как формы сознательной деятельности человека.
Ключевые слова: память, мнемическая деятельность, мнемоника (иногда мнемотехника), ассоциативная теория, бихевиористическая теория, теория деятельности, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, зрительная память, слуховая память.
Память занимает особое место среди других психологических понятий. Возможно, это одно из наиболее часто используемых понятий в повседневной жизни. В психологии память называется мнемической деятельностью (по имени богини памяти и матери девяти муз Мне-мозины; древнегреческая мифология приписывает ей изобретение речи и света).
Память можно определить как способность приобретать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Различные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения - это не что иное, как запечатленный, унаследованный или приобретенный опыт в процессе индивидуальной жизни. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизведения в соответствующих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся жизненным событиям. Не помня о том, что с ним произошло, тело больше не могло совершенствоваться, потому что то, что оно приобретает, было бы не с чем сравнивать, и было бы безвозвратно потеряно [1, с. 198].
Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с
его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями [2, с. 87].
Результаты исследования. Мнемоника (иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древность. «Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний». Особенное развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях [3, с. 45].
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
- Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)
- Биохимики - с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
- Психологи подчеркивают «зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности» [4, с. 140].
Определение памяти в современной психологии остается прежним. Это процесс запоминания, хранения, воспроизве-
Двигательная память, которая запоминает, хранит и воспроизводит различные движения, является самой древней формой: она появляется первой и исчезает в конце. После 30-летнего перерыва человек может вполне успешно кататься на велосипеде, кататься на коньках или играть на пианино.
Формирование связей не происходит само по себе, а требует активного участия человека. Изначально их нужно идентифицировать, зафиксировать в образе восприятия, и только после этого они могут стать образами памяти.
Методы организации, используемые памятью, являются вторичными, то есть сначала они возникают как мысленные действия и операции, и только затем закрепляются в процессе повторения и становятся мнемическими действиями для организации и преобразования внутреннего опыта. Поэтому после подросткового
дения и забывания собственного опыта человека. Концепция памяти в различных направлениях психологии основана на принципах конкретной теории, объясняющей ее суть и формулы.
Человеческая жизнь и деятельность разнообразны, поэтому формы памяти также разнообразны: каждая форма умственной деятельности имеет свой собственный мнемический аспект (таблица). В этой классификации рассматриваются этапы развития памяти: от моторной до семантической [5, с. 491].
возраста, если человек хочет улучшить свою память, он должен заниматься мышлением, формированием мыслительных актов [6, с. 119].
Эти действия не предназначены для закрепления и сохранения, они необходимы для воспроизведения. Вербально-логическая память использует сложные семантические ассоциации. Они объединяют два или более явления, которые имеют единое происхождение, функционирование и т.д., то есть существуют такие связи части и целого, рода и вида, причин и следствий, которые не даны непосредственно с точки зрения восприятия, и для их выделения и исправления требуется адекватная умственная работа.
В дополнение к различным формам памяти, существует также несколько типов памяти, выделяемых в соответствии с критериями: время хранения информации,
Таблица. Классификация форм и видов памяти
Критерий Формы памяти Критерий Виды памяти
Характер психической активности Время сохранения информации Сенсорная
Кратковременная
Оперативная
Движение Двигательная Промежуточная
Долговременная
Эмоции Эмоциональная Цель Непроизвольная
Произвольная
Восприятие Вкус Вкусовая Средства Непосредственная
Обоняние Обонятельная Опосредованная
Осязание Осязательная
Способ Механический
Логический
Слух Слуховая Мнемотехнический
Зрение Зрительная
наличие целей, средств и методов запоминания [7, с. 114].
По времени хранения: сенсорные (мгновенные), кратковременные, долгосрочные.
Сенсорная характеризуется очень коротким периодом хранения материала. Это анализаторы информации мгновенного отображения, которые могут быть сохранены только в том случае, если они настроены на отображение. Мгновенная или иконическая память связана с сохранением точной и полной картины того, что только что было воспринято органами чувств, без какой-либо обработки полученной информации. Эта память является прямым отражением информации органами чувств. Мгновенная память - это полное остаточное впечатление, возникающее в результате непосредственного восприятия стимулов. Это картинка по памяти.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом хранения информации в такой памяти, по-видимому, являются мутации и связанные с ними изменения в генетических структурах. Генетическая память у людей - единственная, на которую мы не можем повлиять с помощью образования и воспитания.
По степени опосредования: произвольная, непроизвольная, метапамять.
Произвольным является генетическая память, не требующая внешних усилий для запоминания материала.
Непроизвольное предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
Метапамять - это самый высокий уровень развития памяти, наблюдаемый у людей с интеллектуальной работой. Это «память памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно использует эти знания [8, с. 184].
На производительность памяти влияют как объективные, так и субъективные причины. К первым относятся свойства усвояемой информации: ее количество, значение и способ представления материала, а также фон, на котором он воспринимается [9, с. 103].
Автор приходит к выводу о том, что мнемические способности как средства организации индивидуального опыта представляют собой многоуровневые свойства функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях предстоящей деятельности человека, проявляющиеся в запоминании, сохранении, забывании, узнавании и воспроизведении, имеющие индивидуальную меру выраженности и качественное своеобразие. Память как многоуровневая, развивающаяся, открытая по отношению к образованию новых связей система организации информации в целях предстоящей деятельности личности представляет собой единение мнемических способностей и той информации, которой владеет субъект.
Библиографический список
1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М: Прайм-Еврознак, 2009. - 433 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ. Р. Аткинсон. -М.: Прогресс, 2006. - 623 с.
3. Рикёр П. Память, история, забвение. Аристотель «О памяти и при поминании». (Французская философия XX века) / Пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.
4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 985 с.
5. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. 3. Психология личности: учебник для студентов высших педагогических заведений. - М.: «Юрайт», 2018. - 739 с.
6. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем. К.М. Шоломина; общ. ред. и предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 2011. - 312 с.
7. Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти. - М.: Логос, 2001. - 368 с.
8. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. - М., 2009. - 312 с.
9. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. - М.: Наука, 2009. - 386 с.
GENERAL CONCEPT OF MNEMIC PROCESSES IN THE SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL LITERATURE
S.M. Gubzhokova, Student
Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (Russia, Essentuki)
Abstract. The article analyzes various approaches and points of view to understanding the problem of mnemonic activity. The assessment of the main problems of mnemonic activity from the perspective of various psychological theories is carried out. It is concluded that it is difficult to name at least one property, quality, characteristic of a person who would not be in the circle of this problem. The assimilation of a person's knowledge about the world around him and about himself, the assimilation of norms of behavior, the acquisition of skills, habits - all this is connected with the work of memory. This question allows us to correct the conditions of mnemonic activity, to identify the characteristic features of memory as a form of conscious human activity.
Keywords: memory, mnemonic activity, mnemonics (sometimes mnemonics), association theory, behavioral theory, activity theory, emotional memory, figurative memory, verbal-logical memory, visual memory, auditory memory.