Научная статья на тему 'Общее и особенное в системах стандартизации России и Казахстана: сравнительный анализ'

Общее и особенное в системах стандартизации России и Казахстана: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1734
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДСТАНДАРТ / СТАНДАРТ КОНСОРЦИУМА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ / STANDARDIZATION / COMPARATIVE ANALYSIS / NORMATIVE AND TECHNICAL DOCUMENTS / NATIONAL STANDARD / STANDARD OF CONSORTIUM / PRINCIPLES OF STANDARDIZATION / PRE STANDARD / NONGOVERNMENTAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Найзабеков Абдрахман Батырбекович, Гун Геннадий Семенович, Данилова Юлия Владимировна, Полякова Марина Андреевна

Актуальным вопросом современного этапа развития стандартизации является внимательное изучение систем стандартизации различных стран, выявление их особенностей, общих и отличительных черт, тенденций развития, сравнительный анализ мирового опыта и традиций. Задачей сравнительного исследования является не только исследование и осмысление общих характерных черт национальных систем стандартизации, но и стремление воспринять основные достижения в данной области. Приведен краткий исторический обзор развития системы стандартизации в Республике Казахстан. Рассмотрены характерные особенности становления системы стандартизации в Республике Казахстан и Российской Федерации. Проведен анализ действующих нормативных документов, порядка и сроков их разработки на территории обоих государств. Отмечено, что системы стандартизации построены на четырех базовых принципах: консенсуса, вовлечения всех заинтересованных сторон, баланса интересов, открытости и прозрачности. Несмотря на существенную схожесть в формальных принципах, в практических методах работы в области стандартизации Российской Федерации и Республики Казахстан налицо явная разница. Прежде всего, это относится к видам нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Найзабеков Абдрахман Батырбекович, Гун Геннадий Семенович, Данилова Юлия Владимировна, Полякова Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and specific in standardization systems of Russia and Kazakhstan: comparative analysis

Important issue of standardization development at present time is careful study of the standardization systems in different countries, identify their characteristics, similarities and differences, development trends, comparative analysis of international experience and traditions. The object of comparative study is not only to study and understand the general characteristics of standardization national systems, but also the desire to perceive the main achievements in this field. A brief historical overview of standardization system in Kazakhstan Republic is outlined. The characteristic features of the standardization system formation in Kazakhstan Republic and the Russian Federation are analyzed. The analysis of existing normative documents, the order and terms of their development in these countries is carried out. It is noted that standardization systems are built on four basic principles: consensus, involvement of all interested sides, balance of interests, openness and transparency. Inspite of substantial similarity in the formal principles there is clear difference at working practices of standardization in the Russian Federation and Kazakhstan Republic. First of all it refers to kinds of normative documents

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в системах стандартизации России и Казахстана: сравнительный анализ»

Качество в обработке материалов

Pirogov, V.P. Fetisov. M.: In-t «Chermetin-formacija», ser. «Metiznoe proizvodstvo», 1976, vyp. 4. 21 p.

8. Kolmogorov V.L., Orlov S.I., Kolmogorov G.L. Gidrodinamicheskaja podacha smazki. - M.: Metallurgija, 1975. 256 р

9. Kolmogorov V.L. Gidrodinamicheskaja smazka pri obrabotke metallov davleniem. - M.: Metallurgija, 1986. 168 p.

10. Gmjanov G.N., Zuev B.M. Temperatura volochenija kak opredeljajushhij faktor upravlenija kachestvom provoloki otvetstvennogo naznachenija // Obrabotka sploshnyh i sloistyh materialov: mezhvuz.

mezhdunar. sb. nauch. tr. Magnitogorsk: MGTU [Processing of solid and laminated materials: intermniver. international collection scientific articles. Magnitogorsk: NMSTU], / pod red. prof. M.V. Chukina. 2012. no. 38. -pp. 89 - 102.

11. Gmjanov G.N., Zuev B.M. Kachestvo i tehnologichnost volochenija provoloki specialnogo naznachenija//Stal [Steel]. 2013. no. 3. pp. 78 - 80.

12. Gurjanov G.N. Sposob issledovanija deformacij pri kruchenii. A.S. 1717942. SSSR. Opubl. v B.I. no. 9, 1992

f N

УДК 006.013: 621.778

Найзабеков А.Б., Гун Г.С., Данилова Ю.В., Полякова М.А. ч_________________________________________________

( \

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СИСТЕМАХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

РОССИИ И КАЗАХСТАНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

V_______________________________________________________

Аннотация. Актуальным вопросом современного этапа развития стандартизации является внимательное изучение систем стандартизации различных стран, выявление их особенностей, общих и отличительных черт, тенденций развития, сравнительный анализ мирового опыта и традиций. Задачей сравнительного исследования является не только исследование и осмысление общих характерных черт национальных систем стандартизации, но и стремление воспринять основные достижения в данной области. Приведен краткий исторический обзор развития системы стандартизации в Республике Казахстан. Рассмотрены характерные особенности становления системы стандартизации в Республике Казахстан и Российской Федерации. Проведен анализ действующих нормативных документов, порядка и сроков их разработки на территории обоих государств. Отмечено, что системы стандартизации построены на четырех базовых принципах: консенсуса, вовлечения всех заинтересованных сторон, баланса интересов, открытости и прозрачности. Несмотря на существенную схожесть в формальных принципах, в практических методах работы в области стандартизации Российской Федерации и Республики Казахстан налицо явная разница. Прежде всего, это относится к видам нормативных документов.

Ключевые слова: стандартизация, сравнительный анализ, нормативно-технические документы, национальный стандарт, предстандарт, стандарт консорциума, неправительственный стандарт, принципы стандартизации.

В условиях рыночной экономики одной из ключевых задач является коренное повышение качества продукции [1-3, 19, 21-23]. Нормативные документы регламентируют технико-экономические характеристики продукции, ее надежность, долговечность, безопасность, экологическую чистоту при эксплуатации. Эффективность стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение

на международном уровне в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Во многих, в первую очередь в промышленно развитых странах созданы государственные системы стандартизации. Для развития и улучшения эффективности взаимовыгодного сотрудничества отдельных стран сформировалась и динамично развивается система международной стандартизации.

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного меха-

№2 2014

Страница 45

Качество в обработке материалов

низма управления качеством продукции (работ, услуг). Актуальным вопросом современного этапа развития стандартизации является внимательное изучение систем стандартизации различных стран, выявление их особенностей, общих и отличительных черт, тенденций развития, сравнительный анализ мирового опыта и традиций. Задачей сравнительного исследования является не только исследование и осмысление общих характерных черт национальных систем стандартизации, но и стремление воспринять основные достижения в данной области. Учёт зарубежного опыта дает новые идеи и направления для развития российской системы стандартизации. Сравнительный анализ различных национальных систем стандартизации позволяет создать системное видение общемировой и российской динамики развития данной области, что является необходимым условием модернизации отечественной практики в данном виде деятельности.

Республика Казахстан, являясь надежным партнером России, самостоятельно развивает национальную систему стандартизации, которая базируется на накопленном историческом опыте стандартизации СССР. До распада СССР общесоюзная государственная система метрологии и стандартизации распространялась на все союзные республики, включая Казахскую ССР [4].

Распад СССР 26 декабря 1991 года поставил перед стандартизацией такую задачу, как согласование политики стандартизации на территории СНГ. Чтобы избежать дезинтеграции системы стандартизации на постсоветском пространстве, государства-члены Союза Независимых Государств (СНГ), членом которого является Республика Казахстан, 13 марта 1992 г. приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, согласно которому государственные стандарты СССР.

Таким образом, Казахстан унаследовал от СССР более 20 тысяч ГОСТов, большинство из которых продолжает при-

меняться на территории республики. Кроме того, в соглашение вошло положение о том, что на территории государств-членов СНГ допускается использовать действовавшие до 1992 года отраслевые нормативные документы, утвержденные министерствами и ведомствами бывшего СССР, впредь до введения новых, национальных норм государствами, подписавшими соглашение [4].

За годы независимости в Казахстане были разработаны свои нормативнотехнические документы, которые заменили часть нормативов бывшего СССР. Кроме того, в условиях отсутствия собственной нормативной базы многие отраслевые министерства и ведомства республики иногда практикуют признание на территории Казахстана отдельных нормативных документов Российской Федерации. До недавнего времени все процессы разработки и утверждения нормативных документов, а также применение нормативов на практике и процедуры контроля за соблюдением нормативных требований базировались на принципах, унаследованных от системы социалистического хозяйствования [4, 20].

Для системы стандартизации Республики Казахстан в период 1992-2003 гг. характерны следующие направления развития [5]:

- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года;

- активизация работ по гармонизации казахстанских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению во Всемирную торговую организацию;

- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем менеджмента качества, соответствующих этим стандартам, и др.

В настоящее время деятельность по стандартизации в Республике Казахстан

№2 2014

Страница 46

Качество в обработке материалов

регулируется Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года № 603-II ЗРК и государственными стандартами по стандартизации [6]. Деятельность по стандартизации в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ [7]. Однако, несмотря на аналогичные названия, сущность работ по стандартизации в Республике Казахстан и Российской Федерации имеет свои специфические особенности.

Наиболее существенной точкой соприкосновения казахстанской и российской систем технического регулирования является их двухярусная структура. Верхний ярус - нормативно-правовой и правовой и надзорный - составляют законы и подзаконные акты центральных государственных органов и административные функции государственных органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства. Нижний ярус - нормативнотехнический - представляет из себя комплекс стандартов, технических условий, методической и справочной информации, производством и употреблением которой в той или иной форме занимаются все без исключения участники экономической деятельности [8].

Разница в употреблении терминов в РФ и республики Казахстан формальна. Принципиально, что законодательство обоих государств четко разделяет нормативную базу на две категории - технические регламенты и стандарты. Этому способствовало приведение иерархической структуры нормативных документов в соответствии с положениями Соглашения Всемирной торговой организации «О технических барьерах в торговле».

В обоих государствах требования, регламентированные в стандартах, являются добровольными к применению. При этом стоит отметить, что требования, предусмотренные в стандартах для изготовителя той или иной продукции, приобретают обязательную силу для производителя, который добровольно пожелал следовать

им, указав на это, например, при маркировании продукции.

В отличие от нормативных документов, действующих в Российской Федерации, в Республике Казахстан могут разрабатываться и приниматься в установленном порядке неправительственные стандарты и стандарты консорциума

Специфической особенностью нормативных документов республики Казахстан является существование стандартов консорциума. Стандарт консорциума -стандарт, разработанный и утвержденный консорциумом, применяемый его членами. Согласно определению «Консорциум - это временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач.

Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций. Отношения между участниками консорциума строятся на договорной основе». Таким образом, такой механизм позволяет в короткие сроки принимать стандарты, необходимые для эффективной деятельности консорциума, а также ускоряет процесс внедрения результатов научных разработок.

В настоящее время любой стандарт -это результат согласования мнений всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей): производителей, потребителей, общественных организаций в результате переговоров. Каждая из этих сторон отстаивает, прежде всего, свои интересы в процессе разработки стандарта, поэтому процесс разработки, согласования и принятия стандарта в Российской Федерации занимает достаточно долгое время [9, 10].

Последовательность работ по согласованию проектов национального стандарта и предстандарта в Республике Казахстан одинаковы. Срок согласования проектов стандарта, предстандарта или

№2 2014

Страница 47

Качество в обработке материалов

классификатора технико-экономической информации, в том числе размещенных на интернет-ресурсе уполномоченного органа, в Российской Федерации не превышает шестьдесят календарных дней со дня их поступления на рассмотрение [11]. После этого проект направляется в Государственный орган, ответственный за разработку такого технического регламента. Если недостатки в стандарте есть, то после их устранения разработчик формирует дело предстандарта и направляет на рассмотрение в Технический комитет по стандартизации (ТК). ТК передает дело предстандарта на рассмотрение и голосование полномочным представителям -членам ТК в течение пяти календарных дней со дня его предоставления. Общий срок рассмотрения и голосования составляет тридцать календарных дней. ТК после окончания голосования оформляет протокол голосования. В случае принятия предстандарта, дело по предстандарту передается на утверждение руководству ТК в течение двух календарных дней.

Однако, исходя из правил разработки и утверждения национального стандарта, можно установить, что в Российской Федерации период от выдачи уведомления о разработке стандарта до утверждения национальным органом по стандартизации может составлять минимум один год, для предварительного национального стандарта этот период составляет полгода [12]. В Республике Казахстан эти сроки в два раза короче.

Другой отличительной особенностью системы стандартизации Республики Казахстан является применение неправительственных стандартов. Неправительственные стандарты в Республике Казахстан разрабатываются для обеспечения безопасности продукции, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, обеспечения национальной безопасности, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции, услуги, устранения технических барь-

еров в торговле [6]. Отличительной особенностью неправительственного стандарта является то, что в процессе обсуждения и разработки стандарта принимают участие потребители продукции. Это позволяет в значительной степени сблизить потребителей и производителей, в максимальной степени учитывая их возможности. Это позволяет разрабатывать и утверждать стандарты на продукцию, которая действительно востребована на внутреннем рынке товаров и услуг. Кроме того, сроки проведения всех этапов разработки и утверждения неправительственного стандарта четко регламентированы, что позволяет с уверенностью судить о конкретном сроке разрешения стандарта к применению.

Опыт участия потребителей в разработке стандартов уже известен. Так, потребители были в числе первых инициаторов разработки стандартов по управления окружающей средой, в результате чего появилась серия стандартов ISO 14000, опубликованная в 1996 году [13]. В 2004 году они также были на передовой принятия решения ISO о разработке международного стандарта по социальной ответственности (ISO 26000), который привели к беспрецедентным усилиям по вовлечению потребителей и других заинтересованных сторон. Потребители также призвали к разработке стандартов и измеримой оценке соответствия программ, связанных с экологической маркировкой и другими «этическими указаниями» на этикетках продуктов. Сегодня стандарты разработаны и опубликованы в таких областях, как контроль выбросов парниковых газов, количественная оценка выбросов углекислого газа, энергетическая эффективность зданий, биотехнологии, управление водными ресурсами и нанотехнологии. Потребители серьезно заинтересованы в определении стандартов и внедрении передовых практик во всех этих областях, которые имеют непосредственное влияние на безопасность жизни и жизнедеятельности.

Еще одной отличительной особенностью работ в области стандартизации в

№2 2014

Страница 48

Качество в обработке материалов

Республике Казахстан является утверждение Правил разработки планов государственной стандартизации. План разрабатывается и утверждается на 3 года, ежегодно пересматривается с учетом вносимых изменений и/или дополнений и распространяются на государственные органы, технические комитеты по стандартизации, физические и юридические лица независимо от форм собственности. При разработке планов учитываются требования, установленные нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, планы социального и экономического развития Республики Казахстан и научноисследовательских работ. Участие заинтересованных лиц в разработке стандарта ведет к прогрессирующей стандартизации, повышению конкурентоспособности продукции

В Российской Федерации данной практики нет, что ограничивает реализацию принципа опережающей стандартизации.

На территории Российской Федерации и Республики Казахстан разрешено действие международных стандартов. В законодательства Российской Федерации и республике Казахстан допускает прямое действие иностранных стандартов на своей территории. Единственным необходимым условием для этого является наличие «ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах» (Ст. 24, п. 3) или в случаях, когда гражданско-правовые договоры требуют подтверждения соответствия на основе стандартов, указанных в договоре (Ст. 20, п. 1) [6]. Порядок применения международных и региональных стандартов в законодательствах обоих государств примерно одинаков. Законодательство Республики Казахстан предусматривает на территории республики прямое действие стандартов, выпускаемых международными и региональными организациями по стандартизации, членом которых является. При этом порядок применения таких стандартов определяется уполномо-

ченным государственным органом по стандартизации.

Законы обоих государств предусматривают использование норм и стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций «в качестве основы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования полностью или частично», если они соответствуют целям технического регулирования (Ст. 18, п. 4) [6], (Ст. 8, п. 4) [7]. В Российской Федерации и Республике Казахстан может применяться любой иностранный стандарт, если требования данного стандарта удовлетворяют требованиям потребителя и не противоречат требованиям законодательства обоих государств в отношении обеспечения безопасности продукции, услуг и процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды. При этом следует отметить, что закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» выделяет «нормативные документы по стандартизации иностранных государств» в отдельную группу (отличную от «международных» и «региональных» стандартов и «национальных стандартов иностранных государств») (Ст. 24) [6].

Выводы

Во всем мире системы стандартизации построены на четырех базовых принципах: консенсуса, вовлечения всех заинтересованных сторон, баланса интересов, открытости и прозрачности. Несмотря на существенную схожесть в формальных принципах, в практических методах работы в области стандартизации Российской Федерации и Республики Казахстан налицо явная разница. Наиболее заметна разница в сроках разработки и принятия решения об утверждении стандартов. Другая заметная разница - отсутствие в Российской Федерации нормативного документа, позволяющего в короткие сроки внедрять в производство результаты научных разработок. В СССР таким документом были технические условия. Они существуют и в настоящее время, однако не являются за-

№2 2014

Страница 49

Качество в обработке материалов

конодательно регламентированным видом нормативного документа.

В последнее время созрело понимание, что стандартизация выделяется не только практической деятельностью и частью системы управления, но и отдельным научным направлением [14]. С другой стороны стандартизация - это система идей, принципов, методов, правил, норм, которые образуют научно-теоретические основы стандартизации; совокупность документов по стандартизации - в первую очередь стандартов, создаваемых на основе этих идей и методов; это и комплекс учреждений, организаций, научных кадров, осуществляющих исследования в области стандартизации, разработку, экспертизу, утверждение стандартов и реализующих посредством документов по стандартизации систему идей и методов с последующим контролем за их соблюдением [15-18].

Одним из важнейших условий развития стандартизации является дальнейшая разработка ее научных основ, решение большого числа крупных и сложных теоретических проблем технического, экономического, социального и правового характера, определяющих стандартизацию как науку.

Список литературы

1. Научно-педагогическая школа Магнитогорского государственного технического университета по управлению качеством продукции и производственных процессов / Г.С. Гун, И.Ю. Мезин,

А.Г. Корчунов, М.В. Чукин, И.Г. Гун, Г.Ш. Рубин // Качество в обработке материалов. 2014. № 1. С. 5-8.

2. Генезис научных исследований в области качества металлопродукции / Г.С. Гун, И.Ю. Ме-зин, Г.Ш. Рубин, А.А. Минаев, А.Б. Найзабеков, Х. Дыя // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1. С. 92-97.

3. Актуальные проблемы квалиметрии метизного производства в период зарождения шестого технологического уклада / Г.С. Гун, М.В. Чукин, Г.Ш. Рубин, И.Ю. Мезин, А.Г. Корчунов // Металлург. 2014. № 4. С. 92-95.

4. http ://info .snip. kz/standards/kazakhstan/standa rds_history.php (дата обращения 26.09.14).

5. http://otherreferats.allbest. ru/manufacture/002 30060_0.html (дата обращения 27.09.14).

6. Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II «О техническом регулирова-

нии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2013 г.).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании».

8. А.Р. Серых. Сравнительный анализ систем технического регулирования Казахстана, России и США.

http://www.znaytovar.ru/gost/2/Sravnitelnyj_analiz_sis tem_tex.html (дата обращения 3.10.2014 г.).

9. Рубин Г.Ш., Полякова М.А., Чукин М.В., Гун Г.С. Протипология - новый этап развития стандартизации метизного производства. Сталь. 2013. № 10. С. 84 - 87.

10. Рубин Г.Ш., Полякова М.А. Развитие научных основ стандартизации. Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1. С. 97 - 102.

11. Приказ и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 декабря 2012 года №495 «Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения».

12. ГОСТ Р 1.16-2011. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены.

13. Гарин A. Стандарты работают лучше, когда потребители помогают разрабатывать их. http://www.klubok.net/pageid588.html (дата обращения 29.09.14 г.).

14. Полякова М.А., Рубин Г.Ш. Современное направление развития стандартизации как науки. Черные металлы. 2014. № 6. С. 32-37.

15. Разработка теории квалиметрии метизного производства / Г.Ш. Рубин, М.В. Чукин, Г.С. Гун, Д.М. Закиров // Черные металлы. Июль. 2012. С. 15-21.

16. Разработка теории квалиметрии производства металлоизделий / Г.С. Гун, М.В. Чукин, И.Г. Гун, А.Г. Корчунов, И.Ю. Мезин, Г.Ш. Рубин, Д.М. Закиров // Труды IX Конгресса прокатчиков. Том 1. Череповец, 16-18 апреля 2013. С. 237-244.

17. Разработка теории квалиметрии в металлургической отрасли / G.Sh. Rubin, G.S. Gun, M.V. Chukin, I.G. Gun, A.G. Korchunov // XIV International Scientific conference “New technokogies and achievements in metallurgy and material engineering”. Collective monograph ed. by Henryk Dyja, Anna Kovalek. Series: monographs. № 31. Czestochova. 2013. pp. 51-55.

18. Metallurgy qualimetry theory design and development / G.S. Gun, G.Sh. Rubin, M.V. Chukin,

I.G. Gun, I.Yu. Mezin, A.G. Korchunov // Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2013. № 5. pp. 67-69.

№2 2014

Страница 50

Качество в обработке материалов

19. Колокольцев В.М. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. История. Развитие // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1(45). С. 5-6.

20. Производство многофункциональных сплавов инварного класса с повышенными эксплуатационными свойствами / В.М. Колокольцев, М.В. Чукин, Э.М. Голубчик, Родионов Ю.Л., Бухвалов Н.Ю. // Металлургические процессы и оборудование, 2013. № 3 (33). С. 47-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Подготовка квалифицированных кадров в условиях университетского комплекса / Колокольцев В.М., Разинкина Е.М., Глухова А.Ю. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т. 12. № 1-2. С. 615-618.

22. Научная деятельность ГОУ ВПО «МГТУ» в условиях развития нанотехнологий / Чукин М.В., Колокольцев В.М., Гун Г.С., Салганик

В.М., Платов С.И. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2009. № 2. С. 55-59.

23. Колокольцев В.М. Пять лет от аттестации до аттестации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2008. № 1. С. 5-11.

References

1. Science and pedagogical school of Nosov Magnitogorsk state technical university for production and technological processes quality management. /

G.S. Gun, I.Yu. Mezin, A.G. Korchunov, M.V. Chukin, I.G. Gun, G.Sh. Rubin // Quality in materials processing. 2014. № 1. pp. 5-8.

2. Genesis of scientific researches in metal ware quality sphere / G.S. Gun, I.Yu. Mezin, G.Sh. Rubin, A.A. Minaev, A.B. Nayzabekov, H. Dyja // Vestnik of Nosov Magnitogorsk state technical university. 2014. №1. pp. 92-97.

3. Actual problems of metal ware qualimetry during conception of the sixth technological setup /

G.S. Gun, M.V. Chukin, G.Sh. Rubin, I.Yu. Mezin, A.G. Korchunov // Metallurg. 2014. № 4. pp. 92-95.

4. http ://info .snip. kz/standards/kazakhstan/standa rds_history.php (address data 26.09.2014).

5. http://otherreferats.allbest.ru/manufacture/002 30060_0.html (address data 27.09.2014).

6. The Law of Kazakhstan Republic 9 November 2004 № 603-II (with changes and additions on 03.12.2013).

7. The Federal Law 27.12.2002 N 184-FZ “About the Technical Regulation”

8. Serykh A.R. Comparative analysis of technical regulation systems in Kazakhstan, Russia and the USA.

http://www.znaytovar.ru/gost/2/Sravnitelnyj_analiz_sis tem_tex.html (address data 3.10.2014).

9. Protipolofy is the next stage of metalware standartization development / Rubin G.Sh., Polyakova M.A., Chukin M.V., Gun G.S. // Steel. 2013. №10. pp.

84 - 87.

10. Rubin G.Sh., Polyakova M.A. Creation of standardization scientific bases. Vestnik of Nosov Magnitogorsk state technical university. 2014. № 1. pp. 97-102.

11. The Order of acting Minister of industry and new technologies of Kazakhstan Republic 28 December 2012 №495 “Rules for the development, coordination, accounting statements, examination, modification, cancellation and enacting national standards, preliminary national standards, classifiers of technical and economic information, with the exception of military standards for goods (products), operations and services for military and dual-use items”

12. GOST R 1.16-2011. Standardization in the Russian Federation. Standards national preliminary. Rules for the development, approval, application and release.

13. Garin A. Standards work best when consumers help to develop them. http://www.klubok.net/pageid588.html (address data 29.09.2014).

14. Polyakova M.A., Rubin G.Sh. Modern trend of progress in standardization as a science // Ferrous metals. 2014. № 6. pp. 32-37.

15. Creation of metal ware qualimetry theory /

G.Sh. Rubin, M.V. Chukin, G.S. Gun, I.G. Gun, D.M. Zakirov // Ferrous metals. 2012. № 7. pp. 15-21.

16. Creation of metal ware production quali-metry theory / G.S. Gun, M.V. Chukin, I.G. Gun, A.G. Korchunov, I.Yu. Mezin, G.Sh. Rubin, D.M. Zakirov // Papers of IX Congress of roll manufactures. Vol. 1. Cherepovets, 16-18 April, 2013. pp. 237-244.

17. Creation of qualimetry theory in metallurgical sector / G.Sh. Rubin, G.S. Gun, M.V. Chukin, I.G. Gun, A.G. Korchunov // XIV International Scientific conference “New technokogies and achievements in metallurgy and material engineering”. Collective monograph ed. by Henryk Dyja, Anna Kovalek. Series: monographs. № 31. Czestochova. 2013. pp. 51-55.

18. Metallurgy qualimetry theory design and development / G.S. Gun, G.Sh. Rubin, M.V. Chukin,

I.G. Gun, I.Yu. Mezin, A.G. Korchunov // Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2013. № 5. pp. 67-69.

19. Kolokoltsev V.M. Nosov Magnitogorsk State Technical University. History. Development.

Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2014, no. 1(45), pp. 5-6.

20. Proizvodstvo mnogofunkcionalnyh splavov invarnogo klassa s povyshennymi jekspluatacionnymi svojstvami. / V.M. Kolokolcev, M.V. Chukin, Je.M. Golubchik, Rodionov Ju.L., Buhvalov N.Ju.//

Metallurgicheskie processy i oborudovanie [Metallurgical processes and equipment], 2013, no. 3, pp. 47-52.

21. Kolokolcev V.M., Razinkina E.M., Gluhova A.Ju. Podgotovka kvalificirovannyh kadrov v uslovijah

№2 2014

Страница 51

Качество в обработке материалов

universitetskogo kompleksa. // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2010, Т. 12, no 1-2, рр. 55-59.

22. Chukin M.V., Kolokolcev V.M., Gun G.S., Salganik V.M., Platov S.I. Nauchnaja dejatelnost gou vpo «mgtu» v uslovijah razvitija nanotehnologij. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of

Nosov Magnitogorsk State Technical University], 2008, no. 1, рр. 55-59.

23. Kolokolcev V.M. Pjat let ot attestacii do attestacii. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University], 2008, no. 1, рр. 5-11.

/---------------------------------------------------------------------------\

УДК 621.771

Гурьянов Г.Н., Смирнов С.В., Зуев Б.М.

ч______________________________________.____________________________________/

f У

ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ УПРОЧНЕНИЯ ДИСПЕРСИОННОТВЕРДЕЮЩЕГО СПЛАВА ЭП-543У НА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОВОЛОЧНЫХ ПРУЖИН

ч_____________________________________________J

Аннотация. Совмещение деформационного наклёпа при волочении с последующей термической обработкой сплава в проволочных пружинах из высокопрочного дисперсионно - твердеющего сплава ЭП - 543У (ХН40МДТЮ) обеспечивает высокую стабильность геометрических параметров пружин. Качество винтовых проволочных пружин сжатия после динамического старения выше, чем после статического старения.

Ключевые слова: проволока, волочение, пружины, методы упрочнения, деформация, термическая обработка, прочность, пластичность, качество.

Упругие элементы во многих случаях определяют надёжность и долговечность службы сложных и ответственных устройств, приборов и машин в целом. Поэтому для повышения качества указанных изделий при усложнении условий их эксплуатации необходимо обеспечить повышенные требования, предъявляемые к упругим элементам по точности их рабочих характеристик, по надёжности и долговечности их службы в разнообразных условиях - при коррозионном воздействии химически активных сред, при высоких напряжениях, при повышенных и сверхнизких температурах, при действии магнитных полей и т.п. [1].

Важным показателем качества упругих элементов является высокая прочность их материалов. Наиболее эффективный способ повышения свойств пружинных сплавов - сочетание различных методов упрочнения. Из комплексных методов упрочнения следует выделить термомеханическую обработку, которая совмещает, по крайней мере, два механизма упрочнения -

за счёт фазовых (или внутрифазовых) превращений и деформационного наклёпа. Эта обработка эффективна для пружинных сплавов всех классов: однофазных твердых растворов, дисперсионно-твердеющих или закалённых на мартенсит [1-3].

Цель работы: показать эффективность применения комплексных методов упрочнения дисперсионно-твердеющего сплава ЭП-543У (ХН40МДТЮ), используемого для изготовления винтовых проволочных пружин сжатия.

Высокопрочный коррозионно-

стойкий сплав на никелевой основе ЭП-543У разработан институтом ЦНИИЧМ [4, 5]. Сплав стойкий к коррозионному растрескиванию в растворах серной кислоты, в технологических растворах кислородных соединений хлора, в средах, содержащих сероводород и углекислый газ и имеет следующий химический состав в % по массе: С < 0,04; Si, Mn <0,80; Cr = 14,0 -17,0; Ni = 39,0 - 42,0; Ti = 2,5 - 3,2; Al = 0,7 - 1,2; Mo = 4,5 - 6,0; Cu = 2,7 - 3,3; S < 0,020; P < 0,035; Fe - остальное. Его ис-

№2 2014

Страница 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.