Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕАТРА'

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский театр / декоративно-прикладное искусство / дизайн / креативность / взаимодействие / художественное творчество / children’s theater / decorative and applied arts / design / creativity / interaction / artistic creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Лариса Леонидовна, Подковырова Мария Валериевна, Савенкова Любовь Григорьевна

В статье сделан акцент на важную особенность приобщения детей младшего школьного возраста к искусству театра, который рассматривается авторами через взаимодействие трех тесно взаимосвязанных между собой видов художественного творчества: театра, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Такое взаимодействие в настоящее время очень важно, поскольку современных детей отличает активный ритм жизни, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владение разнообразными способами коммуникации. Уникальная особенность представляемых видов искусства – это интерактивность и взаимодействие, что и определило разработки новых адекватных форм обучения в Детском образовательном театре, в котором творчество детей проявляется в самых разных его видах и направлениях художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Лариса Леонидовна, Подковырова Мария Валериевна, Савенкова Любовь Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON AND SPECIAL IN INTRODUCING CHILDREN TO ART IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S EDUCATIONAL THEATRE

The article focuses on an important feature of introducing primary school children to the art of theater, which is considered by the authors through the interaction of three closely interrelated types of artistic creativity: theater, decorative and applied arts and design. Such interaction is currently very important, since modern children are distinguished by an active rhythm of life, the ability to quickly switch from one type of activity to another, and mastery of various ways of communication. A unique feature of the presented types of art is interactivity and interaction, which determined the development of new adequate forms of education in the so-called Children’s Educational Theater, in which children’s creativity is manifested in its most diverse types and directions of artistic activity.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕАТРА»

БЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕАТРА

УДК 371.321

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-136-143

Л.Л. Алексеева

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: klara63@list.ru

М.В. Подковырова

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Российская Федерация, e-mail: mar4ullasun@gmail.com

Л.Г. Савенкова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: lgbloknot@mail.ru

Аннотация. В статье сделан акцент на важную особенность приобщения детей младшего школьного возраста к искусству театра, который рассматривается авторами через взаимодействие трех тесно взаимосвязанных между собой видов художественного творчества: театра, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Такое взаимодействие в настоящее время очень важно, поскольку современных детей отличает активный ритм жизни, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владение разнообразными способами коммуникации. Уникальная особенность представляемых видов искусства - это интерактивность и взаимодействие, что и определило разработки новых адекватных форм обучения в Детском образовательном театре, в котором творчество детей проявляется в самых разных его видах и направлениях художественной деятельности.

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА - доктор педагогических наук, доцент, эксперт Управления научной работой, Московский государственный институт культуры

ПОДКОВЫРОВА МАРИЯ ВАЛЕРИЕВНА - педагог-режиссер по актерскому мастерству, соискатель,

Институт стратегии развития образования, Российская академия образования САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА - доктор педагогических наук, доцент, эксперт Управления научной работой, Московский государственный институт культуры ALEKSEEVA LARISA LEONIDOVNA - DSc in Pedagogy, Associate professor, Expert, Scientific Work Management,

Moscow State Institute of Culture PODKOVYROVA MARIA VALERIEVNA - acting theater, Postgraduate Student, Institute for Strategy of Education

Development, Russian Academy of Education SAVENKOVA LUYBOV GRIGOREVNA - DSc in Pedagogy, Professor, Expert, Scientific Work Management, Moscow State Institute of Culture

© Алексеева Л. Л., Подковырова М. В., Савенкова Л. Г., 2024

Ключевые слова: детский театр, декоративно-прикладное искусство, дизайн, креативность, взаимодействие, художественное творчество.

Для цитирования: Алексеева Л. Л., Подковырова М. В., Савенкова Л. Г. Общее и особенное в приобщении детей к искусству в условиях детского образовательного театра // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №3 (119). С. 136-143. ЬИр:/Мо1. огд/10.24412/1997-0803-2024-3119-136-143

COMMON AND SPECIAL IN INTRODUCING CHILDREN TO ART IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S EDUCATIONAL THEATRE

Larisa L. Alekseeva

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: klara63@list.ru

Maria V. Podkovyrova

Institute for Strategy of Education Development of the RAE, Moscow, Russian Federation, e-mail: mar4ullasun@gmail.com

Luybov G. Savenkova

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: lgbloknot@mail.ru

Abstract. The article focuses on an important feature of introducing primary school children to the art of theater, which is considered by the authors through the interaction of three closely interrelated types of artistic creativity: theater, decorative and applied arts and design. Such interaction is currently very important, since modern children are distinguished by an active rhythm of life, the ability to quickly switch from one type of activity to another, and mastery of various ways of communication. A unique feature of the presented types of art is interactivity and interaction, which determined the development of new adequate forms of education in the so-called Children's Educational Theater, in which children's creativity is manifested in its most diverse types and directions of artistic activity.

Keywords: children's theater, decorative and applied arts, design, creativity, interaction, artistic creativity.

For citation: Alekseeva L. L., Podkovyrova M. V., Savenkova L. G. Common and special in introducing children to art in the conditions of children's educational theatre. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 3 (119), pp. 136-143. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-3119-136-143

В современной России и мире в целом произошли значительные перемены, которые характеризуются высокими темпами социальной динамики, что не может не отражаться на детях. Их сегодня отличает другой ритм жизни, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение «общаться» с современной техникой (интер-

нет, мобильный телефон, планшет) и владение разнообразными способами коммуникации. Такая ситуация провоцирует создание новых, адекватных времени, форм обучения. Исходя из этого, образовательные организации стараются находить и внедрять в практику разнообразные методы обучения, составляющей которых нередко становится искусство

и творческая деятельность детей в самых разных ее видах и направлениях. Многие школы при этом делают акцент на дополнительное образование, частью которого являются занятия разными видами творчества. Среди таких занятий, как показывает практика, все активнее используется театр, в основе которого лежит синтез искусств: художественного слова, декоративно-прикладного искусства (костюмы, реквизит) и дизайна (создание определенной предметно-пространственной среды).

В связи с этим нами проанализирован целый ряд размышлений известных театральных педагогов прошлого по освоению актерского мастерства, а именно К. С. Станиславского, П. М. Ершова, М. О. Кнебель, В. Э. Мейерхольда, Л. П. Новицкой, М. А. Чехова, М. С. Щепкина, с целью выявления возможностей адаптации актерского мастерства к детской театральной педагогике. Изучены современные педагогические исследования, связанные с театральным искусством: Е. А. Аккуратовой, В. М. Букатова, А. В. Гре-бенкина, А. П. Ершовой, А. Б. Никитиной, с опорой на которые, разработана адаптированная к детскому возрасту методика внедрения актерского мастерства в обучении детей младшего школьного возраста. При этом предполагается активное приобщение детей к разным видам художественной деятельности, в том числе - декоративно-прикладному искусству и дизайну.

В конце XIX - начале ХХ века ученые и педагоги всерьез задумались о значении игры в процессе обучения детей. Именно в это время была осознана существенная роль индивидуальности ребенка и этапов ее развития. Важным инструментом стала драматическая импровизация в образовании, основанная на игровых методах обучения. Драматизация часто становилась дополнительным предметом и была популярной в школах, о чем свидетельствуют архивные материалы педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского в Москве. Это было развитие детей через игровые перевоплощения по определённым правилам игры.

Следует заметить, что в истории педагогики искусства направление театральной деятельности в практике обучения детей не оставалось без внимания. Так, в середине прошлого века первый директор Института художественного воспитания АПН СССР В. Н. Шацкая писала: «Театральное искусство является одним из действенных средств эстетического воспитания в школе; оно призвано способствовать всестороннему развитию личности школьника, формированию его <.. .> мировоззрения. <.. .> эстетическое воспитание ставит перед собой задачу идейного и морального воспитания в единстве с задачей художественного развития детей, развития их эстетического восприятия, эстетического чувства, воспитания художественных вкусов и взглядов» [8, с. 5-6].

Этот факт имеет особое значение для нашего исследования, поскольку именно в детском возрасте, как правильно указывает В. Н. Шацкая, формируется художественный вкус и интересы ребенка. В данном случае следует отметить деятельность Центрального Дома художественного воспитания детей (ЦДХВД). Позднее, в конце 40-х годов ХХ века, он был преобразован В Институт художественного воспитания АПН СССР. Именно в тот период Е. П. Перельманом была поставлена задача выявления элементов системы Станиславского с целью их применения в качестве методов воспитания школьников в драмкружке. Сказанное способствовало тому, что ряд актеров и деятелей культуры в этот период стали приобщаться к детской аудитории. Часто это было в виде «игры в театр» или домашний театр, где проводились спектакли, созданные детьми для родителей или гостей.

Позднее выдающиеся деятели, такие как Н. И. Сац, С. А. Ауслендер, С. М. Бонди, Н. С. Шер, С. Г. Розанов, связали свою деятельность с художественным развитием личности ребенка через театральную деятельность. Они начинают заниматься театром с детьми в школе, чтобы помогать решать проблемы воспитания и образования. Следует добавить, что история педагогики искусства богата примерами разнообразных направлений в области приобщении детей к театральному творчеству.

Интерес вызывает работа В. Н. Гроховской «Художественное воспитание школьников младших классах средствами театра», где автор рассматривает проблему с позиций формирования у ребенка духовно-нравственной культуры, отзывчивости и развития вкуса к классической литературе и искусству в целом [5].

А. А. Антокольский-Фейгельман подчёркивал значение для детей театральной деятельности, доказывая, что эстетическое воспитание средствами театра, в частности, в единстве с умственным, нравственным и физическим воспитанием, является одной из сторон единого процесса воспитания всесторонне развитой личности [1].

В исследованиях Л. С. Выготского, который активно сотрудничал с Центральным домом художественного воспитания детей, было доказано, что ключевым аспектом детского развития является взаимодействие со взрослыми. Он выделил понятие "зоны ближайшего развития", подчеркивая важность взаимодействия ребенка со взрослым. Этот аспект мы подчеркиваем, поскольку театральные занятия, с точки зрения психологии и педагогики, обеспечивают ребенку "опору" и раскрывают перспективы его развития через социокультурное взаимодействие со взрослым педагогом-режиссером и группой детей [3, с. 241]. Важнейшей частью процесса обучения и воспитания ребенка, по словам Л. С. Выготского, является развитие его изначальных способностей: умения говорить, двигаться, слушать и слышать, видеть и действовать. Образование предполагает передачу знаний, умений, навыков, общечеловеческих ценностей и развитие индивидуальных способностей от взрослых к ребенку. Однако одним из самых эффективных и гармоничных средств формирования ребенка является игра. А. С. Макаренко, описывая роль игр в воспитании и обучении детей, подчеркивал: "Игра играет важную роль в жизни ребенка, аналогичную значению работы или службы для взрослого. То, как ребенок играет, во многом определяет, как он будет работать. Поэтому формирование будущего человека происходит, прежде всего, через игру..." [6, с. 34].

Д. Б. Эльконин в своей работе "Психология игры" также выделяет значимость детской игры, подчеркивая, что игровая техника, основанная на переносе значений с одного предмета на другой и сокровенности игровых действий, является ключевым условием для вовлечения ребенка в социальные отношения и их моделирование в рамках игровой деятельности [9, с. 5].

Ученые-педагоги, такие как Я. А. Комен-ский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, были среди первых, кто рассматривал детскую игру как важное педагогическое явление. Они подчеркивали, что именно в игре дети получают уникальную возможность для своего развития, активности и творчества, раскрытия личного потенциала.

Опираясь на сказанное, мы попытались выделить и апробировать на практике индивидуальный подход в различных видах театральной деятельности, и это в результате позволило нам сформулировать следующие выводы: 1) развитие ребенка представляет собой сложный процесс на протяжении всего детства, зависящий от его личностных особенностей; 2) индивидуальность каждого ребенка уникальна, и ее формирование во многом определяется окружающей социокультурной средой; 3) индивидуальный подход к ребенку способствует открытию его творческих способностей и позволяет сформировать гармоничную личность.

Помимо сказанного, на наш взгляд, важен факт объединения в театральной деятельности трех видов искусства. Это театр, декоративно-прикладное творчество и дизайн. Без указанного, во-первых, невозможно создать спектакль, во-вторых, их нельзя рассматривать вне взаимосвязи, так как каждый спектакль связан с созданием костюмов героев и общей организации сцены, то есть всей предметно-пространственной среды. Указанная идея не обосновывалась ранее. Потому попытаемся рассмотреть общее и особенное в каждом из них с разных сторон, что позволит продуктивнее использовать в процессе освоения театрального искусства декоративного-прикладное творчество и дизайн. Заметим, что направление в образовании под названием «полихудоже-

ственный подход», автор которого Б. П. Юсов [10], уже более 30 лет назад появился в словаре педагогики искусства и в последние годы начинает активно внедряется в практику обучения детей на занятиях искусством [7].

В первую очередь выделим особенности каждого из названных видов искусства с позиций функциональности, коммуникации, эмоциональности и коллективности - наиболее важных условий в приобщении детей к художественно-творческой деятельности, к развитию индивидуальной заинтересованности и желания ребенка проявлять себя в творчестве. Эти три искусства, во-первых, способствуют развитию креативности и самовыражению обучающихся. Педагогика в этой области обычно акцентирует внимание на стимулировании индивидуального творческого потенциала. Во-вторых, эти искусства часто предполагают интеграцию с другими изучаемыми предметами (дисциплинами), такими как история, литература, наука и технологии. Это помогает формировать более глубокое понимание искусства, его места в культуре. Как показывает практический опыт, обучающиеся обычно осваивают предмет не столько через изучение и дискуссии, сколько через активное самостоятельное или коллективное творчество, в том числе эксперименты с разными видами искусства.

Рассмотрим некоторые общие и специфические черты разных искусств, важные для педагогики искусства, например: а) одной из ключевых особенностей декоративно-прикладного искусства является его красота и функциональность, а также - разнообразие техник, технологий и материалов; б) в дизайне - это функциональность, эстетика и визуальная коммуникация, что помогает развивать навыки создания дизайн-концепций организации сцены, в том числе, передача информации через визуальные художественные средства; в) в искусстве театра - эмоциональное напряжение, включающее в себя еще и работу над голосом, интонацией, а также мимикой -способностью воспроизводить и передавать различные эмоции в условиях конкретной предметно-пространственной среды.

С другой стороны, в результате предлагаемого исследования нам удалось выделить следующие пять особенностей, характеризующих много общего у декоративно-прикладного искусства, дизайна и театра. Назовем лишь некоторые из них, которые очень важны, как в освоении искусства в школе, так и в подготовке будущего педагога в области искусства, а также режиссера, художника. С позиций эстетики объединяющим для разных видов искусства является следующее: все искусства стремятся к созданию гармоничных и привлекательных визуальных образов, в основе чего лежит художественная форма, цвет, пропорции и другие особенности, которые вызывают у зрителей эстетическое удовольствие. Относительно эмоциональной коммуникации можно сказать, что именно в выделенных нами искусствах коммуникация часто используется для передачи определенных чувств или идей, которые возможно передать не только с помощью актерского мастерства, но также с помощью цвета, формы, стиля. Третьим общим качеством является функциональность, которая даже в театре, искусство которого предназначено, в том числе, для развлечения и эмоционального возбуждения зрителей, очень важна; а вот в декоративно-прикладном искусстве и дизайне функциональные аспекты исключительно значимы. Доказательством являются театральные костюмы и декорации, с помощью которых можно создавать необходимую атмосферу и помогать в передаче сюжета, настроения, эпохи и многого другого.

Следует подчеркнуть, что каждое из искусств - это творческий процесс, к составляющим которого относятся исследование, экспериментирование, разработка и реализация идей. Не секрет, что художники, дизайнеры и актеры стремятся к инновациям и оригинальным подходам в своей работе. Наконец, еще одной общей особенностью этих искусств является способность воздействовать на аудиторию и вызывать у зрителей различные эмоции, мысли и реакции. Они могут вдохновлять, удивлять, провоцировать и поднимать вопросы, стимулируя диалог и обмен идеями. И это является очень важным в освоении искусства в любом

возрасте и именно это делает их уникальными и интересными для изучения и понимания.

Чтобы иметь более полное представление об общем и различном в этих видах искусства, рассмотрим театр, дизайн и декоративно-прикладное творчество еще и со следующих позиций: а) цель и функция; б) средства вира-в) интерактивность и взаимодействие. Начнем с цели и функции. В декоративно-прикладном искусстве целью является создание самого предмета, который может быть применим в повседневной жизни (керамическая посуда, текстиль, мебель и украшения). Но такие предметы сочетают в себе одновременно эстетическую привлекательность и функциональность. Само название этого вида искусства включает слово «прикладное», что указывает на использование в некоторой деятельности. Дизайн фокусируется на создании функционально значимых объектов или систем, которые удовлетворяют определенным потребностям и целям человека. К ним относится все - от промышленного дизайна и предметов интерьера до графического дизайна и веб-дизайна. Целью искусства театра является создание эмоционального и интеллектуального опыта у зрителей. Это может быть представление спектакля, в котором актеры передают определенные сюжеты, идеи и эмоции через актёрское мастерство и сценические элементы. В театре ключевыми средствами выражения являются актерское мастерство, сценическая речь, музыка, свет, звук, костюмы и декорации. Все это опирается на атмосферу спектакля на сцене, что помогает передаче содержания и вызову определенных эмоций у зрителей.

Еще одна общая особенность представляемых нами видов искусства - это интерактивность и взаимодействие. В дизайне и декоративном искусстве это выражается в основном в контакте со зрителем, который может наблюдать и восхищаться работой художника или дизайнера, не взаимодействуя напрямую с произведением искусства, с которым он встречается, например, в музее или на выставке. Этот контакт часто становится более тесным, а предметы приобретают функциональную значимость

и одновременно создают определенную атмосферу и настроение. Театр же в этом плане - вид и форма искусства, которые не обходятся без контакта как с создателями спектакля (режиссером и актерами), так и со зрителями, то есть включает в себя активное участие зрителей, которые смотрят представление, реагируют на действия на сцене, часто смеются, плачут или переживают вместе с персонажами.

Оглядываясь на сказанное выше, следует подчеркнуть, что в истории педагогики искусства всегда уделялось важное внимание декоративно-прикладному искусству, где особое место занимает народное искусство, разнообразием направлений и видов промыслов которого славится Россия. В современный период это относится и к дизайну, его роль чувствуется буквально во всем. Можно сказать, что дизайн и декоративно-прикладное искусство нередко объединяются в руках мастеров, художников, архитекторов и дизайнеров. Вот почему так важна методика обучения, при которой концентрация внимания детей происходит не только на театре, но еще и на декоративно-прикладном искусстве и дизайне. И это стимулировало и стимулирует методистов и учителей к созданию разнообразных форм и методов обучения, направленных на формирование креативности и самовыражения обучающихся именно таким путем. В качестве примера можно представить социоигровой стиль обучения, авторами которого являются известные ученые Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Его основой является внедрение в систему организации урока в школе театральных технологий, предлагаемых как «режиссура» урока. Суть здесь в работе в малых группах, направленной на самообучение [2, с. 39].

«Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, - пишет В. М. Букатов, -учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается

оно с появления участников чувства ровесни-чества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной» [2, с. 39].

В настоящее время в сфере декоративно-прикладного искусства наблюдаются новые подходы к использованию материалов к внедрению разнообразных культурных традиций. В дизайне такие обновления были всегда, и сегодня они развиваются достаточно быстро и часто неожиданно, особенно в области создания предметно-пространственной среды. Что касается театра, то здесь могут происходить различные события: премьеры новых постановок, фестивали, интересные перформансы и эксперименты в театральном искусстве, которые требуют оригинальных форм и представлений. В этом случае именно дизайну и декоративно-прикладному искусству принадлежит важная роль, например, использование виртуальной реальности или интерактивных элементов.

Хочется выделить характерные направления работы с детьми младшего возраста, так как именно в этом возрасте приобщение к искусству театра - это уникальная возможность вдохновлять ребенка на разнообразный творческий процесс и формировать таким образом способности к самостоятельной творческой деятельности. Здесь следует выделить факт обучения через игру и экспериментирование (с игрой актера, настроениями, ситуациями, предметами, костюмами и многим другим), поскольку это способствует активному привлечению ребенка к процессу создания чего-то нового в увлекательной форме в контакте с другими детьми, а также в сотворчестве с педагогом. С другой стороны, важен процесс развития фантазии и воображения - основной задачи в приобщении ребенка к искусству, развития его умения соотносить свои знания и представления с созданием чего-то необычного и в то же время своего, понятого в процессе коллективного сотрудничества. Развитие воображения в младшем школьном возрасте наиболее важно,

поскольку именно в этот возрастной период ребенок, по словам Л. С. Выготского, синкретичен, то есть способен воспринимать и действовать одновременно в разных видах деятельности [4]. А искусство театра как раз и опирается на разные виды творческой деятельности и разнообразие работы с различными материалами.

Следует добавить, что такой подход к приобщению детей к театральному искусству был вызван следующими обстоятельствами: современные дети очень рано становятся самостоятельными, что предполагает изменение форм обучения, разнообразие предлагаемого материала и репертуара спектаклей, направленности на индивидуальное обучение каждого ребенка и его творческого развития. Именно в таких обстоятельствах создатель Детского образовательного театра М. В. Подковырова разработала и внедрила в практику педагогическую технологию творческого развития детей младшего возраста в рамках специальных занятий актерским мастерством в детском образовательном театре на основе дополнительного образования.

М. В. Подковыровой были созданы оригинальные технологии обучения и формы организации самого обучения, где все необходимые атрибуты, предметы, костюмы, оформление сцены создавалось всеми участниками, в котором дети-актеры были главными. Современный репертуар на основе классической, отечественной и зарубежной литературы, учитывающий психолого-педагогические особенности возраста детей; программа творческого развития и рабочая тетрадь; технология организации образовательного процесса, направленная на творческое развитие ребенка в рамках детского образовательного театра, также были разработаны автором М. В. Подковыровой.

На основе педагогического исследования с детьми младшего школьного возраста в рамках детского образовательного театра были выявлены базовые качества, которые необходимо формировать у детей в процессе освоения актерского мастерства: а) культурно-творческие -основаны на работе с качественным репертуаром (развитие критического мышления и эмпа-тии к персонажам, а также к различным людям),

благодаря общей командной работе, дети стали более пунктуальными и дисциплинированными; б) коммуникативные - дети научились эффективно взаимодействовать в команде, у них развивались лидерские качества, умение слушать других и проявлять осознанность, они научились управлять собой и ориентироваться на результат; в) эмоционально-образные - работа над ролью способствует развитию эмоционального интеллекта детей, в результате они становятся более раскрепощенными, учатся выражать свои чувства как на сцене, так и в жизни; развивается воображение и фанта-

зия; г) социально-личностные - работа в спектаклях формирует у детей командный дух, дружелюбное отношение друг к другу, они учатся решать, самоорганизовываться и помогать друг другу; д) художественно-эстетические - работа над спектаклями позволяет детям знакомиться с различными культурами и эпохами, что способствует их эстетическому и духовному развитию. А в итоге, как показала практика, это позволяет пробудить у детей художественный интерес в более глубоком и синтетическом качестве: они начинают интересоваться музыкой, живописью, скульптурой и кинематографом.

Список литературы

1. Антокольский-Фейгельмман А. А. Некоторые вопросы специфики к педагогический направленности в спектакле для детей среднего возраста /Фонд ГПБ им. К. Д. Ушинского № 40, опись № 3, ед. хр. № 15. 23 с.

2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебное пособие. Москва.: Флинта, 1997. 93 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика. 1991. 480 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. 96 с.

5. Гроховская В. Н. Художественное воспитание школьников младших классах средствами театра / Фонд ГПБ им. К. Д. Ушинского. Из архивного материала 225, Ф. 40, оп.1. т. 1 1931-1977].

6. Макаренко А. С. О воспитании молодежи Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство «Трудрезервиздат». 1951. 396 с.

7. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Москва: МАГМУ-РАНХиГС, 2014, 156 с.

8. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание в советской школе: драматические кружки и театр для детей. Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР. 1954. 125 с.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

10. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» // Взаимосвязь культу-рогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Москва: 2004. С. 54-68.

*

Поступила в редакцию 19.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.