Научная статья на тему 'Общее и особенное в мировом экономическом кризисе и технологиях борьбы с ним'

Общее и особенное в мировом экономическом кризисе и технологиях борьбы с ним Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкина М.Ю.

В статье дается анализ различных причин мирового экономического кризиса, обосновывается его связь с цикличностью мирового экономического развития. Рассматриваются общие и особенные технологии борьбы с кризисом в различных странах, а также наднациональные меры антикризисного регулирования. Статью завершает анализ уроков мирового экономического кризиса и перспектив институциональных изменений в глобальном экономическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в мировом экономическом кризисе и технологиях борьбы с ним»

Финансовый кризис

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

и технологиях борьбы с ним

м.Ю. МАЛКИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории экономики Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

В статье дается анализ различных причин мирового экономического кризиса, обосновывается его связь с цикличностью мирового экономического развития. Рассматриваются общие и особенные технологии борьбы с кризисом в различных странах, а также наднациональные меры антикризисного регулирования. Статью завершает анализ уроков мирового экономического кризиса и перспектив институциональных изменений в глобальном экономическом пространстве.

Ключевые слова: экономический кризис, глобализация, цикличность, регулирование, институциональная среда.

Настоящий экономический кризис - проявление мировой цикличности. В то же время он тесно связан с особенностями современной глобализации и имеет ярко выраженную институциональную природу. В ходе борьбы с кризисом страны вырабатывают общие и особенные методы регулирования, которые дополняются наднациональными методами регулирования. Кризис обнаружил существенность глобальных структурных сдвигов и глобальных взаимосвязей в мировой экономике, мировую «финансовую хрупкость», потребность в «грубой настройке» институтов, акцентировал внимание на диспропорциональности в развитии реального и финасового секторов экономики, выявил ошибку некритического копирования опыта развитых стран и недостаточность мониторинга экономических процессов.

В российской литературе выдвигаются разные причины мирового экономического кризиса. Все они в той или иной степени объясняют его институциональную природу. Рассмотрим эти причины в порядке движения от частного к общему.

1. Первопричиной мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, развитых европейских странах, Японии и др. Он развивался в особой институциональной среде, характеризующейся: доступностью и дешевизной ипотечных кредитов; низким качеством обеспечения, в том числе по причине недооценки «ценового пузыря» на рынке недвижимости; высоким риском, основанным на избыточном доверии к самим институтам, обеспечивающим ипотеку; переоценкой предстоящих доходов, объясняемой как информационной неопределенностью принятия решений, так и близорукостью агентов, их чрезмерным оптимизмом.

2. В качестве причины мирового экономического кризиса рассматриваются также рисковые финансовые инновации. Такие как дефолтные свопы по договорам ипотечного кредитования и секью-ритизация. Дефолтные свопы использовались как механизм хеджирования кредитных рисков. Застраховав себя подобным образом (продав риск), банки стали снижать уровень ответственности по отношению к своим вкладчикам - фактическим кредиторам банковских операций. Возникла проблема «морального риска» как разновидности постконтрактного оппортунизма. Секьюритизация активов — инструмент, позволяющий превратить долгосрочные вложения в ликвидные активы (деньги). Механизм сделки таков: банком, выдавшим кредиты под залог прав собственности, формируется пул обязательств из закладных. Этот пул продается некоей финансовой компании (посреднику), которая под данное диверсифицированное обеспечение выпускает однородные и высоколиквидные

ценные бумаги (обычно акции) и размещает их на фондовом рынке. Продав собственные акции, финансовый посредник привлекает деньги, на которые приобретает у банка новый пул закладных, предоставляя ему очередную порцию финансовых ресурсов для ипотечного кредитования. В результате банк избавляется от долгосрочных пассивов (что позволяет ему выдерживать норматив долгосрочной ликвидности Н4), получает постоянный источник финансирования кредитных договоров, а посредник диверсифицирует собственный риск и повышает ликвидность финансовых инструментов. Секьюритизация активов также означает, что фондовый рынок превращается в источник кредитных ресурсов банковской системы. Банк, вовлеченный в схему секьюритизации, является заложником настроений инвесторов на мировых фондовых рынках, что снижает его устойчивость.

Заметим, что секьюритизация активов стала распространяться также на договора лизинга, автокредитование и кредитование под залог коммерческой недвижимости. Правда, из-за опережающего финансового кризиса в развитых странах данная деятельность в России не успела приобрести массового распространения. Казалось, что финансовые инновации, подобные дефолтным свопам и секью-ритизации, можно рассматривать как инструменты развития финансовой системы, изменения структуры и качества активов и пассивов, подстройки предложения финансовых ресурсов под спрос на них. В то же время риски подобных инновационных институтов оказались сильно недооцененными, а «хрупкость» мировой финансовой системы (термин Х. Мински) стала еще более очевидной.

И, конечно, более общей проблемой является существование в мировой экономике достаточно большого объема спекулятивного капитала, который готов в поисках арбитража кочевать из одной экономики в другую, переливаться из одних инструментов в другие, усиливая финансовую неустойчивость как в национальном, так и в мировом масштабе. Мировой финансовый рынок становится объектом внимания не только владельцев избыточных сбережений, но и полем увлекательной азартной игры, в которую втягивается определенный слой населения, делающий ставку на расчет и на удачу. Действие финансовых спекулянтов, с одной стороны, гасит текущую волатильность и стабилизирует рынки в краткосрочном периоде, с другой — деформирует долгосрочный тренд («медвежьи» и «бычьи» ралли и т. п.), вызывая большие финансовые циклы. Таким образом, финансовый

цикл сам по себе имеет поведенческую, а значит, институциональную природу.

3. Мировой финансовый кризис связан также с предшествующим ему формированием «ценовых пузырей». Любой ценовой пузырь означает нереальное «раздувание» цены того или иного актива, поддерживаемое массовым однонаправленным поведением инвесторов, делающим невыгодным индивидуальную игру «против рынка». В финансах для объяснения подобных стратегий даже есть собственная теория - «теория большего дурака» (Greatest fool theory). При следовании массовой стратегии поведения важно предсказать момент, когда в рыночной игре наступит перелом, и тогда новая совместная игра, теперь уже игра на понижение, обрушивает рынок. Можно выделить, по крайней мере, три «финансовых пузыря», сформировавшихся в российской и зарубежной экономике в предкризисный период:

а) рост курсовых стоимостей ценных бумаг и, соответственно, биржевых индексов;

б) рост цен на недвижимость, связанный с опережающим предложение увеличением спроса на жилье, вследствие развития ипотеки;

в) рост мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.

Мировая экономика столкнулась с феноменом инфляции активов, поддерживаемой накачкой ликвидности, в том числе денежных суррогатов. Между тем рост цен акций и недвижимости не учитывается при расчете показателей инфляции, которые традиционно определяются на основе изменения стоимости потребительской корзины. Поэтому рост денежной массы не вызывал адекватного изменения уровня потребительских цен, что наблюдалось в предкризисный период не только в России, но и за рубежом, где монетизация экономики также увеличивалась.

Сферы, в которых формируются «финансовые пузыри», выступают в качестве мощных абсорбентов ликвидности. «Сдувание» финансовых пузырей сокращает спрос на ликвидность, на что финансовый сектор отчасти реагирует автоматическим сокращением предложения ликвидных инструментов обращения. В то же время часть сбережений спекулятивного характера, выведенных из падающих активов и обретших ликвидную форму, находит «временное пристанище» на других рынках, например на валютном рынке, где формируется очередной «финансовый пузырь» среднего масштаба. В силу «эффекта гистерезиса», самоподдерживающегося тренда, падение рыночной стоимости активов

происходит ниже их инвестиционной стоимости. Это гарантирует новую повышательную волну финансового цикла.

В данной схеме именно поведение инвесторов, его логика становятся важным финансовым институтом, способствующим назреванию и разрешению кризиса, поддержанию финансового цикла.

4. Иногда в качестве причины экономического кризиса в российской и зарубежной литературе называются необоснованно высокие зарплаты топ-менеджеров ведущих компаний финансового и реального секторов экономики. Действительно, эти выплаты можно рассматривать как вычеты из инвестиционного потенциала компании. Превращаясь в индивидуальные доходы, они теряют свою связь с породившим их бизнесом и не факт, что косвенным способом они используются на инновационное раз -витие данных компаний, например будут потрачены на приобретение бумаг этого бизнеса. Скорее всего, выплаты превращаются в паразитический потребительский спрос (по Т. Веблену), либо в спекулятивные капиталы, либо в капиталы, предназначенные для передела собственности, монополизации бизнеса, горизонтальных и вертикальных слияний и поглощений. Утрачивая собственные источники развития, бизнес вынужден идти на привлечение более дорогих ресурсов через фондовый рынок. Для первичного размещения ценных бумаг на рынке (IPO) важны кредитные рейтинги, что делает его в институциональном плане более уязвимым. В основе рейтингов лежит рыночная оценка бизнеса, которая определяется на основе капитализации компании (то есть рыночной стоимости всех выпущенных акций). Поэтому компании заинтересованы в росте курсовых стоимостей обращающихся ценных бумаг — это гарантирует стабильность внешних источников финансирования. Таким образом, «ценовые пузыри» вполне вписываются в логику современного крупного бизнеса. В итоге возникает зависимость крупного бизнеса от фондового рынка, а значит, и от самоподдерживающихся финансовых циклов. Зарплаты менеджеров, конечно, сами по себе не формируют этой зависимости, но в той или иной степени усиливают ее. Поведение, когда крупные компании растрачивают свои инвестиционные ресурсы, привлекая для развития гораздо более дорогие и рисковые внешние источники, является институциональной реалией функционирования современного крупного бизнеса как в России, так и за рубежом.

5. Определенная группа экономистов выдвигает идею, что кризис напрямую связан с экономи-

ческой геополитикой США, что именно Америка виновата в его мировом проявлении. И дело тут не только в копировании инструментов лидера или в его главенствующей роли на финансовых рынках. Обычно речь идет о создании под эгидой США мировых финансовых организаций, типа МВФ, которые проводят политику в интересах лидера. Усилению мировой нестабильности в последнее время, по мнению многих экономистов, способствует использование доллара США в качестве международной резервной валюты. Поскольку сама эмиссия долларовых обязательств включена в механизм финансирования дефицита федерального бюджета США, выдвигается идея, что страны, приобретающие государственные облигации США, de-facto выступают в качестве кредиторов американского правительства, обеспечивая его непомерные расходы. В рамках мир-системного анализа И. Валлерстайна такие отношения между центром и периферией вполне могут рассматриваться как отношения эксплуатации, если у периферии нет доступной и безопасной альтернативы им.

Интересен и механизм размещения части официальных международных резервов государств на депозитах в иностранных банках. Фактически именно эти инвалютные ресурсы российского государства использовались для представления международных кредитов российским коммерческим банкам. Иными словами, Россия занимала свои же деньги, оставляя банковскую маржу в финансовой системе развитых стран, в первую очередь США и Западной Европы. Ясно, что мировая финансовая система подобного типа может оставаться устойчивой только при сохранении прежнего диспаритета сил в мировом масштабе. Ожидание изменений в соотношении мировых сил трансформируется в ожидание падения курса доллара США и изменение системы резервных валют, что само по себе становится фактором дестабилизации мировой экономики.

6. Существует мнение, что мировой экономический кризис является кризисом рыночной системы хозяйствования в целом. В качестве аргументов в пользу этой гипотезы приводится как собственно возникновение кризиса, его глубина, так и используемые идеология и методы борьбы с ним: усиление идей госкапитализма, национализация банков, государственное финансирование крупных компаний реального сектора экономики. Конечно, кризис выявил противоречия в эволюции рыночных систем, но он не доказал, что сами противоречия достигли своего антагонизма. Да и внутри рыночных систем не вызрела альтернатива, которая могла

-Мир -■-США —л— Великобритания

—х— Швейцария —*— Япония —•— Германия

—|— Франция -Канада —о— Италия

Темпы экономического роста в мире и развитых странах в 1980 — 2008 гг., прогноз МВФ на 2009 г., %

бы прийти им на смену. Этот кризис уникален тем, что он не будет способствовать воспроизводству старого, а должен создать новую экономику, основанную на институтах стабильного развития.

7. Одним из наиболее достойных объяснений мирового экономического кризиса является интерпретация его с позиций цикличности мирового развития и особенностей глобализации мировой экономики. Действительно, за последние 40 лет можно обнаружить следующие кризисы в мировой экономике, повторяющиеся каждые 10 лет (см. рисунок)1:

- стагфляционный кризис 1974-1975 гг., связанный с повышением цен на нефть ОПЕК;

- стагфляционный кризис 1980-1982 гг.;

- инвестиционный кризис 1990-1991 гг., связанный с падением фондовых индексов, пересмотром ожиданий инвесторов;

- схлопывание «пузыря» «доткомов» (компаний, связанных с Интернет), обвал индекса высокотехнологических компаний NASDAQ в 2000 г., последовавший инвестиционный кризис и мировая рецессия 2002-2003 гг.;

- современный мировой экономический кризис 2007-2008-2009..., отличается глубиной спада, глобальным характером и целым комплексом причин.

Мировой экономический кризис 2007-2009 гг. по своим причинам и характеристикам похож на проявление разных типов цикличности, что дает основание предполагать: мировая экономика имеет дело с наложением низших точек спада разных циклов.

1). Поскольку кризис обнаруживает связь с изменением запасов и движением относительных цен (неравномерным изменением цен различных товаров и активов), он вполне может быть объяснен циклами У. С. Митчелла-Дж. Китчина. Но эти циклы носят краткосрочный характер (2-4 года) и имеют незначительную амплитуду колебаний.

2). Поскольку кризису предшествовали инновации в банковском секторе и он связан с резким

1 Для построения рисунка использованы данные МВФ. 2009 год — прогноз.

падением объемов предоставляемых кредитов, увеличением кредитных рисков, данный кризис вполне подпадает под теорию цикла К. Жугляра (продолжительностью 7-12 лет). Такие же по продолжительности — десятилетние циклы описывал и К. Маркс, объясняя их с точки зрения вызревания и разрешений противоречий рыночной экономики, особенностей товарно-денежного обращения.

3). Поскольку кризису предшествовал строительный бум, он вполне вписывается в среднесрочные строительные циклы С. Кузнеца (17-25 лет).

4). Что касается теории длинных волн конъюнктуры Н. Д. Кондратьева (продолжительностью 48-55 лет), механически продолжая предложенную им динамику, можно прийти к выводу, что в настоящее время экономика развитых стран должна переживать подъем (стадию повышательной конъюнктуры). Такой результат получается, если не учитывать того факта, что две мировые войны могли внести сбой в Кондратьевский цикл, а сам цикл под влиянием особенностей мирового экономического развития в XX в. мог «сузиться». Поскольку наблюдаемый кризис, очевидно, несет серьезные социально-экономические потрясения, связан с появлением новых стран-лидеров, он похож на нисходящую Кондратьевскую волну.

При разной степени релевантности всех этих теорий можно утверждать, что мировая экономика, скорее всего, имеет дело с еще более продолжительными циклическими колебаниями, объясняемыми институциональными и структурными изменени-

ями в глобальном экономическом пространстве и сменой парадигм государственного регулирования и саморегулирования рынков. Поскольку сегодняшний кризис аналогичен «великой депрессии» в США (1929-1933 гг.) и кризисам в Западной Европе в конце 1920 — начале 1930-х гг., он, очевидно, вписывается в некую волну продолжительностью около 80 лет.

Проанализируем общее и особенное у современного кризиса и «великой депрессии».

1). На первой своей стадии, в период вызревания (до середины 2008 г.), мировой экономический кризис в США, Японии и Западной Европе по своему характеру был схож с очередной стагфляцией. Наблюдалось усиление инфляционных процессов по разным, отчасти связанным друг с другом, причинам: увеличение денежной массы; рост издержек вследствие колоссального повышения цен на нефть и другие минералы; удорожание продовольствия. Усиление инфляции происходило на фоне общего замедления темпов экономического роста в развитых странах, что и позволяло характеризовать данное явление как стагфляцию. Так, в США в первой половине 2008 г. инфляция в годовом исчислении достигла 5,5 %, в Германии — 3,4 %, в Японии в сентябре 2008 г. — 1,7 % (при том, что в этой стране до 2006 г. вообще была дефляция), в Великобритании в сентябре 2008 г. — 5,2 % (при целевом ориентире Банка Англии 2 %).

На второй стадии кризис стал походить на классический кризис перепроизводства, аналогичный «великой депрессии», превратился в типичную дефляцию спроса. При значительных отрицательных темпах экономического роста началось падение цен: как вследствие удешевления реальных активов, снижения издержек производства (по причине падения мировых цен на нефть), так и сокращения совокупного спроса на продукцию. По прогнозам МВФ, падение реального ВВП в 2008 г. составило: в Японии — 5,8 %, в США - 2,6 %, в ЕС - 3,2 %, в мире - 0,6 %. В начале 2009 г. кризисные явления достигли своего пика. Наблюдалось значительное сокращение экспорта. В частности, в Японии уменьшение экспорта составило 23,1 % за октябрь — декабрь 2008 г. (по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), а уже в январе 2009 г. экспорт равнялся всего лишь 55 % от данного показателя января 2008 г. В то же время в конце 2008 - начале 2009 г. развитые страны столкнулись со снижением темпов инфляции. В частности, в США в январе 2009 г. наблюдалась нулевая инфляция. В Германии в январе 2008 г. рост потребительских цен в годовом исчислении

составил только 0,9 %. В марте 2009 г. в Японию вернулась дефляция (рост цен составил 0,1 % по сравнению с мартом 2008 г.). Аналогичная картина наблюдалась в других развитых странах.

При всей похожести на типичный кризис перепроизводства настоящий мировой экономический кризис, в отличие от «великой депрессии», является кризисом не абсолютного, а относительного перепроизводства. Перепроизводство возникло из-за изменения поведения населения, которое в условиях неопределенности будущего увеличивает сбережения и сокращает покупки дорогостоящих товаров длительного пользования (в частности, автомобилей, бытовой техники). Пессимистические прогнозы порождают осторожное поведение, спад потребительской и деловой активности, что приводит к рецессии и косвенно подтверждает правильность пессимистических прогнозов.

2). Как и «великой депрессии», современному кризису предшествовал инвестиционный бум. Но, в отличие от «великой депрессии», он сопровождался ростом не реальных, а финансовых активов. Как и «великая депрессия», кризис 2008-2009 гг характеризуется существенным обесценением этих активов.

3). Методы борьбы с кризисом похожи на методы «великой депрессии»: прямое вмешательство государства в экономику, национализация активов, государственные субсидии и кредиты, распространение общественных работ.

В ходе кризиса страны вырабатывали как единые (похожие) способы борьбы с ним, так и собственные, обусловленные особенностями его протекания в национальных экономиках и спецификой их развития. Сгруппируем основные антикризисные регуляторы и рассмотрим их влияние на изменение институциональной среды.

а) Последовательное снижение ставокрефинан-сирования (ключевых ставок) в развитых странах. Европейский центральный банк за 7 решений снизил ключевую ставку с 4,25 % (действовала до 9 октября 2008 г.) до 1 % (действует с 13 мая 2009 г.); ФРС США за 10 решений — с 5,25 % (действовала до 18 сентября 2007 г.) до 0-0,25 % (с 16 декабря 2008 г.); Банк Англии за 9 решений — с 5,75 % (действовала до 5 декабря 2007 г.) до 0,5 % (действует с 8 января 2009 г.). Банк Японии в 2001-2006 гг. проводил политику нулевых процентных ставок, в период усиления инфляции повышал их, а в период кризиса снизил: с 0,5 до 0,3 % (с 31 октября 2008 г.) и до 0,1 % (с 19 декабря 2008 г.). В России эта мера стала использоваться с некоторым опозданием. В разгар кризиса Банк России даже повысил учетную ставку

до 13 %, используя ее как меру борьбы с инфляцией. Правда, позднее, начиная с 24 апреля 2009 г., он ее трижды снижал на 0,5 % и с 5 июня 2009 г. установил в размере 11,5 %.

Российский кризис повторяет кризис в развитых странах с некоторым опозданием. Изначально демонстрируя стагфляционный характер, весной 2009 г. он также стал проявлять черты слабой дефляции. Поэтому мера по снижению учетной ставки Банком России выглядит вполне адекватной. Между тем кризис показал, что такие методы «тонкой настройки», как ставка рефинансирования, оказываются весьма слабыми регуляторами, и необходимы меры «грубой настройки».

б) Национализация. Первым шагом на пути к национализации активов стал выкуп государством части «токсичных» активов организаций — потенциальных банкротов, в основном ипотечных агентств и банков. Позднее некоторые структуры были подвергнуты полной национализации. В США сначала были объявлены банкротами, а потом национализированы ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, страховая группа AIG. В Аргентине национализированы все частные пенсионные фонды.

В Ирландии еще в конце сентября 2008 г. были введены гарантии по вкладам во всех частных банках, без ограничений (эти вклады составляли около 500 млрд евро, или 3 ВВП Ирландии). Это обеспечило приток капиталов из соседних стран, в частности Великобритании2, Исландии, породило у данных стран нежелательный эффект бегства капитала. Позднее в Ирландии был национализирован третий по величине финансовый институт страны -коммерческий банк Anglo Irish Bank (AIB)3. В Исландии, где кризис оказался наиболее тяжелым и привел к отставке правительства, национализированы 3 крупнейших банка (Glitnir, Landsbanki Islands и Kaupthing Bank). Активы этих банков в 7 раз превышали ВВП страны, а ресурсы в основном были сформированы за счет колоссальных внешних заимствований. В докризисный период приток иностранных инвестиций в Исландию сначала обеспечивал высокие темпы роста (7,7 % в 2004 г., 7,5 % в 2005 г.), выход в 2005 г. на третье место в мире по ВВП на душу населения по курсу исландской кроны к доллару США и на пятое место —

2 КокшаровА. Стабилизация кризиса // «Эксперт», № 41(630). 20 октября 2008 года. Эксперт «Online». URL: http://www.expert. m/printissues/expert/2008/41/stabilizaciya_krizisa/.

3 Кокшаров А. Разница в одну букву // «Эксперт», № 3(199). 26 января 2009 года. Эксперт «Online». URL: http://www.expert. m/printissues/kazakhstan/2009/03/ekonomika_irlandii/.

по паритету покупательной способности кроны к доллару США. Но в последующем темпы роста стали замедляться (4,4 % в 2006 г., 4,9 % в 2007 г. и 0,3 % в 2008 г.). А приток капитала стал сказываться в большей степени на росте цен (4,1 % — в 2005 г. 7 % — в 2006 г., 5,9 % - в 2007 г., более 12 % - в 2008 г.).

В Великобритании была проведена частичная национализация трех крупных коммерческих банков: Royal Bank of Scotland (RBS) — государству отошло сначала 60 %, потом еще 10 % собственного капитала банка; HBOS и Lloyds TSB - после их слияния государство получило в собственность 43,5 % акций. Государство осуществило финансовые вливания в эти банки в размере 64 млрд дол. США4.

В Германии использовали обширный пакет мер по стабилизации, вплоть до гарантий по межбанковским кредитам. Однако позднее перешли к прямому финансированию и национализации: сначала был приобретен блокирующий пакет акций (25 %+1) Commerzbank, а позднее был объявлен выкуп у акционеров государством акций банка Hypo Real Estate, по достаточно выгодной цене5. Между тем закон предполагает последующую приватизацию национализированного банка. В Латвии государство приобрело контрольный пакет (51 %) второго по капиталу банка страны Parex Banka.

Другие страны (Франция, Нидерланды, Испания, Италия, Португалия и Австрия) не шли на национализацию, посчитав ее опасной, а помощь банковскому сектору была представлена в форме банковских гарантий и кредитов для рекапитализации. В США удалось избежать национализации банковского сектора, хотя в феврале 2009 г. всерьез вставал вопрос о выкупе государством 32 % активов Citigroup6, в добавление к 8 %, приобретенным государством в ноябре 2008 г. Между тем уже к лету 2009 г. разговоры о национализации в развитых странах прекратились, а некоторые банки США и Англии вовсе заявили о намерении вернуть правительству ранее полученную помощь. В США об этом высказались 10 крупных финансовых групп, которых не устраивают установленные для получателей государственной помощи ограничения по найму персонала и выплате бонусов7. Между тем

4 Эксперт «Online». URL: http://www.expert.ru/printissues/ expert/2008/41/stabilizaciya_krizisa/.

5 Куц К. В Германии началась национализация // Взгляд. Деловая газета. 9 апреля 2009 года. URL: http://vz.ru/ economy/2009/4/9/274644.html

6 Под крылом государства // Эксперт «Online» news. 27 февраля 2009 года. http://www.expert.ru/news/2009/02/27/citigroup/.

7 Госпомощь не нужна // Эксперт «Online» news. 11 июня 2009

года. URL: http://www.expert.ru/articles/2009/06/11/emissia_lloyds/.

идеи национализации к этому времени породили вторую волну интереса - в странах, где кризис повторяется с опозданием: России (о чем свидетельствуют, в частности, высказывания мэра Москвы Ю. Лужкова), Казахстане, Украине.

в) Государственные кредиты. Эта мера использовалась в большинстве стран, наряду с правительственной помощью. Так, в Ирландии в рамках рекапитализации банковской системы кредитным учреждениям были предоставлены заимствования в размере 7,7 млрд дол. США8. В России Центральный банк Российской Федерации, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) и Агентство по страхованию вкладов оказались ключевыми игроками в борьбе с кризисом, рефинансирование банковского сектора стало самой популярной мерой поддержки финансового и реального секторов экономики. На первом этапе кризиса наибольшую роль в поддержании банковской ликвидности сыграли кредиты без обеспечения ЦБ РФ, а в увеличении капитализации банковской системы - субординированные кредиты ВЭБа. Однако далеко не все банки имели доступ к такой помощи. Особенно избирательными оказались субординированные кредиты, которые выдавались по распоряжению Правительства РФ. На втором этапе Банк России в большей степени стал практиковать кредитование под обеспечение кредитными договорами, векселями и поручительствами других банков, а также под залог расширенного ломбардного списка ценных бумаг, в том числе облигаций и акций крупных банков.

г) Субсидирование наиболее важных отраслей. Как свидетельствует история, наиболее уязвимой перед кризисом оказалась автомобильная отрасль. Именно она претерпела наибольший спад. И именно в ней можно наблюдать значительный передел рынка и собственности, в том числе в международном масштабе. Эта отрасль оказалась под пристальным вниманием правительств развитых стран.

В Германии с целью поддержки отечественного производителя правительство объявило о выдаче компенсации в размере 2 500 евро каждому гражданину, сдающему в утиль старый автомобиль и приобретающему новый. На эти цели выделено 5 млрд евро. Однако данная мера привела к массе злоупотреблений. В частности, некоторые фирмы, принимающие в утиль практически новые автомобили, стали наживаться на перепродаже их

8 Эксперт «Online». URL: http://www. expert.ru/printissues/ kazakhstan/2009/03/ekonomika_irlandii/.

в африканские страны9. Правительство Франции выделило субсидии в размере 6 млрд евро автомобильным компаниям «Рено-Ниссан» и «Пежо-Ситроен» при условии сохранения рабочих мест во Франции, а Банк Франции предоставил финансовым подразделениям этих компаний кредиты на общую сумму 1 млрд евро по ставке 8 % годовых. Под видом борьбы за окружающую среду были увеличены бонусы с 300до 1 000 евро за сдачу в утиль автомобиля старше 10 лет и приобретение вместо него более экологичного транспортного средства. В США на поддержку автомобильной отрасли в 2009 г. было выделено 35,3 млрд дол. госфинансирования. Китай для помощи автопрому использовал в основном косвенные методы: снизил налог на покупку малолитражек и налог на имущество граждан, предоставил субсидии фермерам на обновление техники, уменьшил цены на топливо, расширил автокредитование, увеличил автомобильный госзаказ. В России объявлена программа субсидирования 2/3 процентной ставки по кредитам на покупку автомобилей отечественного производства стоимостью до 350тыс. руб., увеличен госзаказ. Главная роль в поддержке отечественного автопрома на первом этапе отводилась повышению пошлин на ввоз иномарок, но это мало содействовало решению проблем отрасли, в которой назрела существенная реорганизация. В США и России правительственные меры не смогли сдержать катастрофического падения продаж, в то время как во Франции, Германии, и особенно Китае, они привели к положительным результатам. В начале 2009 г. мировым лидером в продаже автомобилей впервые оказался Китай10.

д) Возврат к протекционизму в международных экономических отношениях. Для борьбы с кризисом страны пытаются использовать теорию «третьих лиц», смысл которой заключается в предотвращении импорта кризиса из других государств и стимулировании его экспорта. Для этого вводятся разнообразные ограничения на движение товаров, капиталов и рабочей силы. Всемирный банк в своем исследовании обнаружил 47 различных способов протекционизма, проявивших себя в период кризиса. Сюда относится и описанное выше субсидирование значимых отраслей хозяйства. Рассмотрим три основных формы протекционизма.

— Ограничения на ввоз товаров.

Эту меру в условиях кризиса начали практиковать почти все страны. В ходе кризиса Аргентина

9 Авто-Мото новости. 20 апреля 2009 года. URL: http://www. kalugaauto.ru/198.html.

10 Зюзяев А., Шевцов О. Почему Россия выбрала свой путь спасения автопрома // Комсомольская правда. 13 мая 2009 года. URL: http://www.kp.ru/daily/24292/486682/.

ввела прямые ограничения на ввоз автозапчастей, телевизоров, текстиля. Индонезия ограничила ввоз импортных товаров пятью портами. Китай запретил импорт свинины из Ирландии, молочных продуктов из Испании, яиц из Голландии, некоторых видов шоколада из Бельгии, итальянского бренди, английских соусов. В плане установления торговых барьеров отличился Эквадор, который повысил импортные пошлины на 600 видов товаров (прежде всего одежду и обувь), ввел прямые ограничения на импорт предметов роскоши (дорогих автомобилей и мобильных телефонов, духов и косметики) 11. Россия, помимо традиционного увеличения пошлин на ввозимые иномарки, повысила импортные пошлины на сельхозтехнику, сократила импортную квоту и повысила пошлины на ввоз мяса птицы и свинины.

В марте 2009 г. США запретили въезд в страну большегрузных мексиканских автомобилей под предлогом, что они не соответствуют нормам безопасности. В ответ Мексика ввела адресные импортные пошлины на 90 промышленных и сельскохозяйственных товаров, ввозимых из США12. В Соединенных Штатах был также введен прямой запрет на использование компаниями, получающими госфинансирование, иностранной стали из стран, с которыми у США нет международных соглашений в этой области, за исключением ситуаций, когда это способствует уменьшению издержек производства на 25 % или более13.

В то же время в целях содействия продвижению своих товаров на иностранные рынки некоторые европейские страны ввели субсидии на экспорт зерна, мясных и молочных продуктов.

— Ограничения на движение капиталов.

Например, Аргентина объявляет налоговые

льготы при репатриации капиталов (их декларировании, возврате в страну и инвестировании).

— Ограничения на движение рабочей силы.

Австралия сокращает иммиграционную квоту,

британский премьер Гордон Браун провозглашает тезис «Британские рабочие места — британским рабочим», что вызывает волну протеста в стране. В США банкам, увольняющим американских служащих, запрещается нанимать высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в

11 Кокшаров А., Сумленный С., Завадский М. Если это не протекционизм // «Эксперт», №15(654). 20 апреля 2008 года. Эксперт «Online». URL: http://www.expert.ru/printissues/ expert/2009/15/esli_eto_ne_protekcionizm/.

12 Финансы и экономика. World press. 20 марта 2009 года. URL: http://no-f. ru/meksika-vvela-poshliny-na-tovary-iz-ssha.htm.

13 Эксперт «Online». URL: http://www.expert.ru/printissues/

expert/2009/15/esli_eto_ne_protekcionizm/.

финансовых службах. В России квота для трудовых мигрантов в начале 2009 г. была снижена на 50 %.

Протекционистские меры касаются также запретов на покупку национальных активов иностранными компаниями. В частности, правительство Китая запретило сделку по приобретению компанией Coca-Cola национального производителя соков Huiyuan14.

В борьбе с кризисом используются и национальные технологии:

1). Великобритания - уменьшение НДС на 2,5 % (до 15 %).

2). Общественные работы получили распространение во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Германии, Чили, Бразилии, Аргентине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3). Китай: создание фонда помощи малому и среднему бизнесу; государственная поддержка базовых отраслей экономики, организация 2,6 млн новых рабочих мест; инвестиции в инфраструктуру (дороги, транспортные пути, электро- и водоснабжение, жилищное строительство для неимущих, социальную сферу, развитие сельской местности и т. п.) в размере 586 млрд дол. США15; покупка иностранных активов, прямые зарубежные инвестиции в высокотехнологичные отрасли.

4). Венгрия (план Байнаи): первоочередной задачей является сокращение текущего дефицита бюджета. Это требование МВФ необходимо выполнить для получения антикризисного кредита. В связи с этим предпринимаются следующие меры: замораживание государственных расходов на 2 года, запрет выплаты 13-й зарплаты, приостановка государственных субсидий на новое строительство, сокращение на 10 % выплат по болезни, снижение помощи аграрному сектору экономики. Программа правительства вызывает массовый протест населения.

5). Латвия с целью получения кредита МВФ также предпринимает жесткие фискальные меры: повышение НДС с 18 до 21 % (в декабре 2008 г.); урезание расходов бюджета на 15 %.

К борьбе с кризисом подключаются международные организации. МВФ в разгар кризиса выделяет кредиты в размере 50 млрд дол. США Исландии, Украине, Латвии, Венгрии и другим странам. Указанная группа стран также получает кредиты Всемирного банка. В марте 2009 г. МВФ пересматривает правила кредитования в период

14 Там же.

15 Миркин Я. Экономика просит рубля // Российская газета. 20 января 2009 года. URL: http://www.rg.ru/2009/01/20/statistika. html.

кризиса, вводит гибкие кредитные линии, которые не предусматривают определенных требований и условий для получения кредита нуждающимися странами, а также не лимитируют суммы кредита. О взносах помощи в МВФ для борьбы с кризисом из собственных международных резервов заявляют Япония и ЕС (по 100 млрд дол. США), Китай (40 млрд дол. США). Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания предоставляют межгосударственный кредит Исландии в размере 2,5 млрд дол. США. На саммите G20, состоявшемся в Лондоне в апреле 2009 г., общий объем помощи определен в размере 1,1 трлн дол. США.

Подводя итог исследованию, определим уроки мирового экономического кризиса.

1. Мировой кризис обнаружил реальность значительных изменений в глобальной экономике. Во-первых, он более четко высветил уже произошедшие и, вероятно, еще предстоящие глобальные структурные сдвиги в мировом производстве и спросе, появление новых стран-лидеров (в частности Китая), которые стали претендовать на новую роль, в частности на участие в формировании институтов мировой экономической системы. Во-вторых, он выявил сильную взаимозависимость стран, наличие глобальных каналов передачи возмущений. В ходе кризиса первичные импульсы порождали вторичные эффекты. Так, некоторые страны пострадали от сокращения экспорта вследствие уменьшения внешнего спроса (прежде всего страны Азии: Тайвань, Япония и др.), другие — от невозврата предоставленных международных кредитов банкам стран Центральной и Восточной Европы (Австрия), третьи - от бегства капиталов в соседние страны (Исландия). Настолько отчетливо глобальная связь, мировая финансовая и экономическая «хрупкость» не проявлялись ни в одном кризисе.

2. Кризис обнаружил консерватизм мировых регуляторов, в частности системы резервных валют. Накопление валютных резервов в Китае, Японии, России, Тайване, Индии, Бразилии, Южной Корее, Гонконге, Сингапуре и других странах, номинированных в основном долларах, евро, можно рассматривать в качестве одного из существенных факторов рецессии в США и странах, входящих в зону евро. Внешние сбережения — это всегда вычет из спроса. Стали еще более очевидными кризис институтов мировой валютной системы и

необходимость поиска их эффективной альтернативы, что в будущем может повлиять на изменение геополитической системы, баланса сил в мировой экономике.

3. Кризис доказал низкую эффективность методов «точной настройки», выявил потребность в методах «грубой настройки» рыночной экономики.

4. Кризис выявил противоречие, диспропорциональность (вплоть до дихотомии) развития финансового и реального секторов экономики, возможность «отрыва» первого от второго.

5. В ходе кризиса обнаружилась ошибка некритического копирования опыта более развитых стран, который a-priori рассматривался как положительный.

6. Кризис поставил перед большинством стран важную проблему, связанную с необходимостью мониторинга экономических процессов, выявления проблем на этапе нарастания кризисных явлений, принятия превентивных мер. Мировой кризис — время серьезных структурных сдвигов в мировой экономике, появления новых институтов, призванных обеспечить устойчивое развитие как национальных экономических систем, так и мировой экономики в целом. Он предоставляет государствам выбор: с одной стороны, дает шанс для инноваций, которые могут обеспечить будущее процветание, с другой — возможность для институциональной деградации, возврата к «устойчивому застою».

список литературы

1. Несветайлова А. Экономическое наследие Хаймана Мински (глобальная финансовая хрупкость и кризис: уроки для России) // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 99-117.

2. Полтерович В. М. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 4-23.

3. Взгляд. Деловая газета. URL: http://www. vzglyad.ru.

4. Комсомольская правда. URL: http://www. kp. ru.

5. Российская газета. URL: http://www.rg.rul.

6. Эксперт «Online». URL: http://www.expert.ru.

7. Авто-Мото новости. URL: http://www. kalugaauto.ru.

8. Финансы и экономика. World press. URL: http://no-f.ru.

9. Международный валютный фонд. Официальный сайт. URL: http://www.imf.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.