Научная статья на тему 'Общее и особенное в круговых танцах тюркских народов'

Общее и особенное в круговых танцах тюркских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1104
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ / ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ / ПОКЛОНЕНИЕ ОГНЮ / ПРАЗДНИК "НОВРУЗ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиева Фазиля Рамиз

В статье обращено внимание на характерные черты общих и особенных сторон тюркских круговых танцев. Автор, ссылаясь на существующее источники, отметил о поклонении древних людей на «Синего Создателя», пришел к выводу в том, что тюркские народы имеют общий корень, обладают общей культурой и ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в круговых танцах тюркских народов»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Общее и особенное в круговых танцах тюркских народов

Набиева Ф. Р.

Набиева Фазиля Рамиз / Nabiyeva Fazile Ramiz - докторант, Институт архитектуры и искусства Национальная академия наук, г. Баку, Республика Азербайджан

Аннотация: в статье обращено внимание на характерные черты общих и особенных сторон тюркских круговых танцев. Автор, ссылаясь на существующее источники, отметил о поклонении древних людей на «Синего Создателя», пришел к выводу в том, что тюркские народы имеют общий корень, обладают общей культурой и ценностью.

Ключевые слова: тюркские народы, круговые танцы, поклонения Солнцу, поклонение огню, праздник «Новруз».

Тюркские народы, разделяющиеся по своему языку и происхождению на четыре ветви, относятся к Алтайской языковой группе. Шаманы якуты и долганы, исповедующие ислам карачаевцы, балкары, татары, анатолийские турки, башкиры, являющиеся последователями христианской религии долганы, татары-кряшены проживают в различных географических регионах. Объединяющими их схожими чертами являются не только общность языка, историко-географическое пространство, схожие топонимы, обычаи и традиции, народные промыслы, устное народное творчество, музыкальная культура, но и круговые танцы.

В источниках имеются сведения о том, что до возникновения мировых религий люди в ранних исторических периодах поклонялись «Солнцу» и являющемуся его земным эквивалентом огню. Можно встретить мысли о том, что в культуре азербайджанских тюрков существовало «Приветствие Солнцу». Эту традицию называли «Будущее Солнца». Это является другим названием церемониального спектакля по метанию, проводящегося в канун Новруза в связи с восходом и приветствием Солнца. Его также называли «Приглашением Солнца» [1, с. 125]. Шакир Ибраев сообщает, что казахские тюрки принимали солнце в качестве матери, считали его несущим тепло и доброту на землю, символом жизненной силы. По его мнению, казахские тюркские женщины «Первого января» ждали восхода солнца и с его появлением поклонялись и приветствовали его [4, с. 189-190].

По нашему мнению, празднование тюркскими народами связанного с культом солнца праздника «Новруз» под различными названиями, является одним из важных фактов, показывающим обладание ими едиными корнями. Существование этого праздника в текущем времени сообщает о том, что тюрки имеют древнюю историю.

Нам известно, что поклоняющиеся солнцу, верующие в его силу в ранний исторический период древние люди считали его священным. Мы бы хотели сообщить, что культ огня в различных церемониях и обрядах имел многочисленные выражения. Известно, что одним из символов огня является его очищающая сила. Древние тюрки верили в чудесную очищающую силу огня и называли его «от ана» - «огонь-мать». По верованиям казахских тюрков огонь является хранителем домашнего очага. По традиции невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню, полить на него нефть и принести жертву. Сообщим и то, что у казахов древняя церемония очищения огня (Н. Ф.: происходит от древнего слова «алас» и означает «алас тау - ночной свет, священный огонь») сохранилась до наших дней.

Время проходит, меняются даты, но огонь продолжает оставаться священным. Он живет в шаманских обрядах, а также в современный период в зажигании

костра, считающегося неотделимым атрибутом праздника Новруз, прыжках через него, создании круга и танцах вокруг него. Отмечающие в конце мая праздник весны под названием «Сабантуй» или же «Хабантуй» башкирские тюрки во время этого праздника зажигают огонь и прыгают через него. А хакасы на празднике под названием «Чыл Пазы» по традиции зажигают три костра. Азербайджанцы тоже сохраняют эту традицию во время праздника «Новруз». Исполнение ими кругового танца «яллы» вокруг огня, держась за руки, считается неотделимым атрибутом этого праздника.

Не случайно, что среди наскальных рисунков, существующих в местах, где исторически проживали тюркские народы, можно встретить пиктограммы, отражающие солнце и небесные тела. Отсюда можно прийти к такому выводу, что поклонение солнцу являлось самой ранней формой мировоззрения древних людей, поселившихся в различных частях мира. И поэтому, выражение мышлений людей, живших в этот период и тесно связанных с культом солнца, пустило глубокие корни не только в наскальных рисунках, но и также в различных сферах культурного наследия.

В представленной статье мы попытались исследовать общие и характерные особенности круговых танцев, существующих в культуре тюркских народов. Мы исследовали сущность круга в таких танцах. По верованиям башкирских тюрков, круг отдаляет злые силы, болезни, несчастья. Считаем, что существование круга является необходимым для начала, конца и нового начала. Это является живым процессом, соответствующим закономерности природы и жизни. Эта закономерность образует круговой цикл. Представим на один миг, что с прекращением движения прекращается развитие и все в мире находится в инертном состоянии. Мы думаем, что если не будет кругового цикла, то не будет существовать ни вселенная, ни биовселенная, ни человеческие поколения. В таком случае закономерность может быть нарушена. По нашему мнению, основной функцией круга в круговых танцах является выражение им целостности и бесконечности посредством движения толпы.

В круговых танцах тюркских народов вращение в какую-то сторону имело важное значение. Во время исследования мы обнаружили в источниках интересные мысли об этом. В представлениях узбекских и киргизских тюрков круговое вращение служит устранению злых духов, приносящих людям болезни. По мнению Тамары Бадмаевой, калмыцкие тюрки во время исполнения круговых танцев двигаются слева направо. В терминологии народных танцев именно такое движение считается соответствующим «зов ергне». А по их верованиям, движение справа налево может принести несчастья [5, с. 360]. При исследовании современных круговых танцев, существующих в культуре тюркских народов, мы встречались с образцами танцев, исполняющихся в направлении часовой стрелки и против нее. Анатолийские тюрки исполняют круговой танец под названием «Халай», азербайджанцы «Яллы», балкары и карачаевцы «Тугерек тепсеу» в направлении против часовой стрелки. Должны отметить и то, что в образцах круговых танцев тюркских народов мы можем встретить такие фигуры, как полукруг, круг, двойной или тройной круг, спираль. Балкары и карачаевцы при исполнении танца под названием «Чоппа» образуют двойной круг, а башкиры «Тунерек уйыны» тройной круг. Есть и такие кругообразные танцы, во время исполнения которых участники образуют двухрядный круг. Например: у азербайджанцев танцы «Газы-Газы», «Гечдю балабан», а у балкар и карачаевцев танец «Элия» может служить примером этому.

Одной из своеобразных особенностей круговых танцев тюркских народов является то, что они бывают в сопроводительной форме, в том числе состоят из двух или же трех частей. При проведении исследований мы встречались с образцами круговых танцев, исполняемых с инструментальным, вокально-инструментальным сопровождением, пением и рукоплесканием, постукиванием ног, покрикиванием. Хотели бы довести до сведения, что существуют круговые танцы, которые

53

исполняются не только женщинами, мужчинами или же обоими. По нашему мнению, виды исполняемых именно женщинами и мужчинами круговых танцев появились в связи с процессами социального расслоения в обществе.

«Яллы» коллективно исполняется азербайджанцами и отражает единство и солидарность. Только на территории Нахичеванской АР было зарегистрировано до 100 видов этого танца. Во время его исполнения число исполнителей бывает от 10-15 до 100 человек. «Яллы» начинается в тяжелом темпе и постепенно ускоряется. Во время исполнения из женщин и мужчин образуются группы. Стоящий во главе танцор, т. е. «яллыбашы» выполняет важную функцию. Руководитель группы, махая находящимся в его руке платком красного цвета, ведет других танцоров за собой. А стоящего в конце танцора называют «айакчы». Можно увидеть, что исполняющие «Яллы» участники, танцуют, раскрыв руки и держа друг друга за мизинцы, или же кладут руки на плечи друг друга. Такие общие черты мы можем наблюдать и в танцах других тюркских народов.

В источниках, связанных с этимологией слова «Яллы», можно встретить различные мнения. Его корень связывался со многими значениями. Нам известно, что исполняемый в Азербайджане танец яллы непосредственно связан с культом огня. Исрафил Багиров так писал о «яллы». «Яллы» на самом деле образовался от слова «Ян» (гореть, огонь, пламя). Он возник в период появления огня с целью защиты и сохранения огня путем создания кругового забора вокруг него. В древности люди, следящие за огнем, защищающие его, как мы сказали становились вокруг огня, очага, пламени и постепенно это достигало такого уровня, что приобретало форму организованной игры» [2, с. 13]. По мнению Мирали Сеидова название танца «Яллы» тесно связано с «высоким именем», т. е. солнцем. В этом случае «Яллы» означает «ял-лы», «алов-лу», «од-лу», «гюнеш-ли». Вероятно, что древние азербайджанцы в обряде в честь огня, пламени исполняли первичный вариант этого танца. И поэтому этот танец назывался «огненным», «пламенным» [3, с. 79-80].

«Тензере», «Шарейи», «Урфани», «Галадан-галая», «Ики айаг» и другие яллы входят в ряд круговых танцев, исполняемых азербайджанцами на праздниках и знаменательных датах.

Анатолийские тюрки эмоционально исполняют танец «Халай». Этот танец широко распространен в Восточной, Юго -Восточной и Средней Анатолии. В некоторых регионах число танца «Халай» уменьшилось, он упростился и даже получил название «алай». В некоторых регионах халай произносится, как «Алай», «Халей», «Алей», «Хаму» и тому подобных формах, но отмечается, что он происходит именно от «Алай». В турецком языке слово «Алай» используется в значении «толпа», «церемония», «военный полк». В Турции определены названия сотен сопровождающихся песнями танцев халай, которые носят названия событий, мест или же мужчин. Танцы халай исполняются на церемониях в честь свадеб, помолвок, ночей хны, религиозных или же официальных праздниках. Танцы Халай состоят из 1, 2, 3, и 4 частей. В основном исполняются в сопровождении таких инструментов, как барабан, флейта, тростник, свирель, чыгыртма, баглама, пением и исполнением народных песен. Исполнение танца халай как в форме прямого ряда, так и круга говорит о его разнообразии. Этот танец женщины и мужчины исполняют, образовав круг и держась за руки, и регулярно стуча ногами по земле. Число участников танца халай может составлять от трех до двенадцати человек. Участники двигаются, подчиняясь командам халайбаши. При исполнении танца темп постепенно ускоряется.

«Чорум Халайы», «Кёй Халайы», «Токат Халайы», «Йозгат Халайы», «Агыр Халай» и т. д. являются танцами халай, которые Анатолийские тюрки исполняют в форме полукруга.

«Тунерек уйыны», «Кор уйыны», «Ос таган», «Лебедь», «Голубь», «Фазан» входят в число исполняемых башкирами круговых танцев. Людмила Нагайцева

54

писала, что хороводные танцы под названием «Тунерек уйыны», «Ос таган» исполняется только девушками. В этих танцах, исполняемых раз в году на празднике «Воронья каша» (Н. Ф.: Праздник весны, отмечаемый в связи с приходом весны), принимают участие все женщины [8, с. 37]. По сведениям Лидии Нагаевой в «Тунерек уйыны» подражают птицам и животным [7, с. 53]. Ученый также отмечает, что различные варианты «Тунерек уйыны» исполняются на кольцевой линии. Общий круг всех исполнителей, сольное или же парное вращение солиста в центре, круговой ход является своеобразным балансом сцены. Игры (тунереп, ероу, айланеу, оролоу, ойоролоу) имели в своей основе круговое движение. Эти танцевальные термины у тюркских народов обладают волшебным значением. Можно предположить, что «Тунерек уйыны» в древности был связан с волшебным движением. Это подтверждается материалами церемониальных танцев тюркских народов в Средней Азии [7, с. 61]. Отметим и то, что слово «Тунерек» на башкирском языке означает «круг». Танец исполняется в достаточно быстром темпе радостным, жизнелюбивым образом. Его музыкальный размер 2/4.

Танец «Тугерек уен» (Н. Ф.: Круговой танец) исполняется татарами. Это является современным сельским танцем, исполняемым ими в клубах, площадках, вечерних играх. Размером этого танца, имеющего оживленный темп, является 2/4. В «Тугерек уен» нет ограничений на количество пар. Участники танца стоят в общем кругу парами.

«Эйлен-Бейлен уен» («Тимпаира-Тиратур») тоже является круговым танцем, исполняющимся татарами. Сопровождающийся музыкой, имеющий размер 2/4 и состоящий из двух частей этот хоровод обладает тяжелым темпом. А его припев исполняется в оживленном темпе. В танце «Эйлен-Бейлен уен» число участников может быть любым. Во время исполнения они находятся в общем круге, держатся за руки, поют песню, простыми шагами движутся в направлении против часовой стрелки.

«Чыра яндыру» («Зажигание Чыры»), «Ша», «Лысьва су буйлары» («На берегу реки Лысьва») и «Йолдызым» («Звезда»), «Чылбыр» («Цепь») входят в группу круговых танцев, исполняющихся татарами.

«Тюз-тепсеу» (Н.Ф.: Приглашение на танец, знакомство), «Тугерек тепсеу» являются круговыми танцами, исполняющимися балкарами. Они обычно исполняются на праздниках и свадьбах. «Тюз-тепсеу» имеет лирическую особенность. Это название переводится, как приглашение на танец, знакомство. «Тюз-тепсеу» являлся обрядом, имеющим волшебную особенность. В источниках мы встречались со сведениями об исполнении его народом на курганах в идолопоклонческий период во время жертвоприношений [6, с. 9]. Этот танец имеет несколько вариантов. Более широко распространенным танцем является «Тугерек (Тегерек) тепсеу». Девушки и мальчики стоят парами, создают круг и исполняют его. Все участники двигаются в направлении против часовой стрелки» [9, с. 64-65].

А у карачаевцев исполняется три различных танца. «Тегерек», «Тюз тепсеу», «Сандырак». При исполнении танца «Тегерек» мужчины и женщины берутся за руки под локти и таким образом создают круг. В этом круге они под музыку «Тегерек» кружатся то в одну, то в другую сторону.

«Осуохай» же является священным и национальным танцем, исполняющимся якутами. В каждой части Якутии появились ее различные варианты. Этот танец, организуемый с участием толпы, обычно исполняется в летний сезон в канун нового года, во время праздника Ысыах. Держащиеся за руки участники, двигаясь в направлении солнца, повторяют свои молитвы посредством пения. Они передают друг другу положительную биоэнергию. В танце может принимать участие любое количество участников. Этот танец якутов начинается в тихом темпе с «хааму енкюю», т. е. «танца шагами», темп постепенно ускоряется и завершается прыжками в высоту «кётюю». Музыкальным размером танца «Осуохай» является 4/4. Танцы «Дерйоде» и «Хееро» тоже входят в кругообразные танцы, исполняющиеся якутами.

Круговые танцы долган имеют церемониальный характер. К ним относятся танцы «Хейро», «Охуокай» и «Ункуу», исполняющиеся вокруг шеста. Когда Солнце показывается на горизонте, долганы исполняют танец «Хейро» (Н. Ф.: в переводе означает «встреча солнца»). Сейчас можно увидеть, что он исполняется на открытом воздухе на праздниках и свадьбах. Обычно мужчина запевает одно слово «хейро». Другие участники танца подпевают ему. Женщины и девушки не принимают участия в пении, они молчаливо ходят по кругу. Танец «Хейро» имеет оптимистическое настроение.

Опираясь на все сказанное, мы бы хотели отметить, что существование круговых танцев в культуре тюркских народов показывает, что они обладают единым корнем, древней историей, общими нравственными ценностями и культурой.

Литература

1. Aslanov E. M. El-oba oyunu xalq tama§asi. B.: i§iq, 1984. 275 s.

2. Bagirov i. «Yalli» haqqinda bazi qeydlar // «Odabiyyat va incasanat» qaz. Baki, 1972.

3. SeyidliM. M. Azarbaycan xalqinin soykökünü dü§ünarkan. B.: Yazigi, 1989. 485 s.

4. Ibrayev S. i. «Kazak Folklorunda Nevruz», (Aktaran: Medine Ahmetova), Nevruz ve Renkler // Türk Dünyasinda Nevruz ikinci Bilgi §öleni Bildirileri. (Ankara, 19-21 Mart 1996) (Yayina Hazirlayan: Sadik Tural-Elmas Kilig). AKM Yay, 1996. P. 189-190.

5. Бадмаева Т. Б. Танцевальная культура Калмыки. Серия «Народы и культуры». М.: Наука, 2010. С. 358-364.

6. Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886. СПб. Т. 1. С. 83-112.

7. Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. М.: Наука, 1981. 126 с.

8. Нагайцева Л. Г. Адыгские народные танцы. Н.: Эльбрус, 1986. 141 с.

9. Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев. // Русский антропологический журнал, 1913. № 1-2. С. 29-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.