Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)'

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / танцевальные предпочтения / культура / молодежь / choreography / dance preferences / culture / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Редько Юлия Александровна

В статье рассматриваются различия в предпочтениях между танцевальными направлениями среди молодежи в сельской и городской местности. Авторами выполнен критический обзор публикаций ученых по данной теме, а также представлены результаты собственного исследования предпочтений молодых людей из возрастной когорты 15-25 лет в Ставропольском крае. Проведен анализ танцевальных предпочтений, сопоставлены мнения сельской и городской молодежи. Результаты исследования представлены в виде выводов, статистических данных и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The General and the Specific in Dance Directions of Young People in Rural and Urban Areas (On the Example of Stavropol Krai)

The authors of the article analyse the general and specific features of preferences in dance directions among young people in rural and urban areas. The study of this issue aims to identify the existing differences and the features of the positions of the younger generation. The data for the study were obtained from surveys, questionnaires, and interviews of young people aged 15 to 25 living in rural and urban areas. The study was conducted on the territory of Stavropol Krai, and has territorial conditionality. In the course of the study, the features of the youth positions were identified and structured, based on the preferences in dance activities of modern youth. The study also takes into account the positions of researchers in relevant issues. The authors analyzed dance preferences and compared the positions of rural and urban youth. The results are presented in the form of charts and statistics. The study results in a number of conclusions that outline important aspects for a further study of the problem of the functioning of various dance trends in the modern youth community. The authors of the article made a step towards understanding and transforming the cultural confrontation in rural and urban areas. Thus, this article can serve as an initial stage in the study of not only dance preferences among young people in rural and urban areas, but also youth culture in general.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)»

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНОВ

УДК 37.02

Б01: 10.24412/2070-075Х-2020-10018

В.Н. Карпенко, Ю.А. Редько

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

В статье рассматриваются различия в предпочтениях между танцевальны -ми направлениями среди молодежи в сельской и городской местности. Авторами выполнен критический обзор публикаций ученых по данной теме, а также представлены результаты собственного исследования предпочтений молодых людей из возрастной когорты 15-25 лет в Ставропольском крае. Проведен анализ танце -вальных предпочтений, сопоставлены мнения сельской и городской молодежи. Результаты исследования представлены в виде выводов, статистических данных и диаграмм.

Ключевые слова: хореография, танцевальные предпочтения, культура, моло-дежь.

В современном мире человек получил доступ к мощному потоку информации практически в любой сфере деятельности, в том числе и в хореографии. XXI век провозгласил свободу мысли, ее выражения. Это мы можем наблюдать в сфере искусства . Безусловно, развитие творческих категорий невозможно без информационной свободы, но важным, на наш взгляд, навыком является умение качественно ее использовать. Умение качественно использовать новую информацию, анализировать и формировать на ее основе базу для обучения, на наш взгляд, является необходимым навыком хореографа.

Вопрос о выборе танцевальных направлений для молодого поколения приобретает актуальность в связи с тем, что вкус, сформированный молодежью в настоящем, будет напрямую устанавливать тенденции в культуре на ближайшие десятилетия. Обзор статей по хореографическому творчеству показывает, что современные хореографы, занимающиеся теоретическими разработками, подчеркивают необходимость изучения танцевальных тенденций [1. С. 12-17]. Неслучайным в нашей работе является и сопоставление предпочтений направлений танцевального искусства в сельской и городской местности. Тем самым мы можем выявить отличия между ними, а также определить масштаб этих отличий.

Вопросам социальной ориентации и активности молодежи посвящается в наше время немало работ. Так, права участия в культурной жизни общества освещаются в работе В.П. Мошняги [2], а В.Ц. Худавердян пишет о причинах и следствиях расслоения молодежных течений, а также разнообразии выбора деятельности в зависимости от миграции молодежи в современном мире [3. С. 142-148]. Ключевым для понимания социальной активности выступает при этом «...потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта, в новых актуальных условиях, а также процесс познания объективной реальности» [4. С. 85]. При этом вопросу предпочтений направления танцевальной культуры, тем более в сравнении города и села, работ нет. Поэтому данная статья, на наш взгляд, может внести вклад в изучение хореографического вкуса молодежи нашего времени.

Для исследования предпочтений танцевальных направлений нами был использован метод социологического опроса молодежи в возрасте от 15 до 25 лет, непосредственно занимающихся хореографическим творчеством (участники самодеятельных коллективов, ученики танцевальных школ, обучающиеся детских школ искусств). Им предлагалось ответить на вопросы анкеты, посвященные современной танцевальной культуре. Всего в выборку вошли 200 респондентов. Географические рамки исследования включали в себя муниципальные образования Ставропольского края: Новоалександровский городской округ, Ипатовский район, Шпаковский район и г. Ставрополь.

Для нашего исследования наибольшую значимость имеет различение респондентов по признаку места проживания: сельская местность/город. Итак, всего респондентов из сельской местности - 90 человек (45%), из городской - 110 человек (55%). Анкета включала 6 вопросов, ответы на которые, на наш взгляд, дают представление об особенностях и различиях в танцевальных предпочтениях изучаемой категории людей. В выборку для изучения не попадали гендерные признаки и возрастные характеристики, так как половая дифференциация не дает в данном исследовании значимых результатов, а в возрастной диапазон попадает исключительно изучаемая категория людей. Первым вопросом анкеты являлся: «Каким танцевальным направлениям вы обучаете / обучаетесь?» При ответе на него можно было выбрать несколько вариантов.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Каким танцевальным направлениям вы обучаете / обучаетесь?» среди респондентов из сельской местности

Народный Классичркий Эстрадный Бальный Современный Уличный танец танец танец танец танец танец

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Каким танцевальным направлениям вы обучаете / обучаетесь?» среди респондентов из городской местности

Данные, представленные на диаграммах на рисунке 1 и рисунке 2, демонстрируют различия в изучаемых танцевальных направлениях среди молодежи. Мы видим, что практически не отличается показатель обучения в бальном направлении: оно не явля-

ется популярным у молодежи в настоящее время. Классическому танцу обучаются в большей мере в городской местности, в то время как популярными направлениями у сельчан являются эстрадное и народное. Горожане же в большинстве занимаются современными и уличными танцевальными направлениями.

Вместе с тем в Ставропольском крае образовательными учреждениями ведется большая работа по возрождению традиций казачьей культуры. Она осуществляется через дополнительное образование: секции, кружки, клубы патриотического воспитания. Нередко в общеобразовательных школах открываются специальные классы. Как пра-вило, в них обучаются дети, посещавшие детские сады, в которых образовательные программы ориентированы на изучение казачьих традиций. Такие классы (и даже отдельные учебные заведения) есть как в городской, так и в сельской местностях [5; 6]. Актуальным является вопрос, влияет ли такая специализированная подготовка на танцевальные предпочтения молодежи.

Следующий воп рос анкеты : «Какому тан цевальном у направлению вы хотели бы научиться?». Особый интерес для нашего исследования представляет распределение ответов респондентов из сельской местности. Если городские жители в большинстве ответили практически так же, как на первый вопрос, то ответы сельчан показали принципиальную разницу по сравнению с первым вопросом. Так, 67% сельской молодежи ответили, что хотели бы обучаться современным и уличным танцам. Следовательно, большинство сельских респондентов не может в полной мере удовлетворить свои предпочтения в хореографии.

Третий вопрос анкеты: «Какие стили уличных танцев вам известны?». Обе изучаемые группы назвали: хип-хоп, вог, брейк-данс. Ответы городских респондентов оказались более разнообразными и включали в себя такие варианты, как дэнсхолл, крамп, джаз-фанк. Таким образом, молодежь, занятая изучением уличных стилей, оказалась и более осведомленной в их разновидностях.

Далее следовал вопрос: «Знакомы ли вы с терминологией и главными представителями изучаемого направления?».

Рисунок 3. Диаграммы ответов на вопрос: «Знакомы ли вы с терминологией и главными представителями изучаемого направления?» в сельской

и городской местности

Данные диаграмм, представленных на рисунке 3, позволяют сделать вывод о том, что более осведомленными в изучаемых направлениях являются сельские жители. Это позволяет сделать вывод о том, что изучение народного и эстрадного танца более теоретически обусловлено, нежели изучение уличного и современного танца. Отличия невелики, но все же есть.

На следующий вопрос: «Какое из направлений не вызывает интереса?» 68 % сельчан ответили «бальный танец», и 41 % назвал «классический танец». Горожане в

"Культурная жизнь Юга России" 154 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

большинстве ответов выделили бальный (78 %), эстрадный (54 %), классический (43 %) и народный (39 %) танцы. Таким образом, мы видим схожее отношение к бальным танцам. Большинство сельчан занимается народным и эстрадным направлением, в то время как горожане не проявляют к этим направлениям интереса.

На последний показатель может влиять востребованность тематических номеров. В городе, например, возможным является участие в уличных чемпионатах и соревнованиях. В селе коллективы ограничены выступлениями на сцене домов культуры, в которых у зрителей преимущественно пользуются популярностью номера народного жанра. К тому же городская среда формирует вкус молодежи посредством массовой культуры, магазинов одежды, парков, кинотеатров и т.д., тогда как возможности сельского жителя принимать участие в разнообразных мероприятиях ограничены.

Последним вопросом анкеты был следующий: «Чувствуете ли вы удовлетворение от занятий танцами?».

100%

90% Г

30%

70%

60% ■ Нет

50% - ■ Дл

40% 4

30% -

20%

10% ■ ш

Сельская мссшйс|ь Городским ГЛСС111й£|Ь

Рисунок 4. Соотношение ответов на 6-й вопрос

Данные ответов на последний вопрос, представленные на рисунке 4, показывают, что удовлетворение от занятий танцами в большей степени испытывает городская молодежь (78%). Лишь 36% сельской молодежи довольны своими занятиями. Никитин В.Ю. в своем исследовании тенденций и перспектив в современном танце также затрагивает тему удовлетворенности занятиями хореографией у молодого поколения [7]. Этот вопрос находится в сфере компетенции представителей культуры, составляющих учебные программы для занятий танцами [9]. На наш взгляд, важным является своевременное создание комфортных условий для выбора занятий и пропаганды различных танцевальных направлений. Причем такая работа должна проводиться и в городской, и в сельской местностях.

Какова причина разрыва между предпочтениями сельчан и горожан, нам предстоит выяснить в ходе дальнейшего исследования. В рамках данной статьи сделаем следующие выводы:

1. Направления, изучаемые в сельской и городской местности, отличаются. В селе преобладает народное направление, в городе - уличное и современное.

2. Классический танец изучается небольшим количеством молодых людей, бальный танец не пользуется популярностью у современной молодежи, эстрадный танец изучается в большей степени в сельской местности.

3. Современная молодежь проявляет большой интерес к современной урбанистической культуре, но при этом ее изучение осуществляется поверхностно.

4. Занятия танцами не приносят должного удовлетворения жителям сельской местности, в отличие от горожан.

Нами выделены важные направления дальнейшего изучения проблемы функционирования различных танцевальных направлений в современном сообществе молодежи.

Только выяснив, какие проблемы существуют в преподавании и изучении танцевальных направлений, можно вести поиск путей их решения. Очевидно, что необходимо переосмысление преподавания классического направления, привлечение к нему внимания молодого поколения [10]. Также, по всей видимости, недостаточно действенной в культурном аспекте является программа по возрождению казачьей культуры. Необходимой представляется разработка совершенно новой парадигмы к составлению и реализации подобных программ в образовании. Кроме того, при изучении современных уличных танцев недостаточно поверхностного подхода. Как правило, занятия современным танцем ограничиваются разучиванием какой-либо комбинации движений, без должного внимания к базе, технике исполнения, истории стиля. Каждое направление, на наш взгляд, должно изучаться в комплексе теории и практики. Только тогда молодежь сможет объективно оценивать возможности и перспективы своего развития в хореографии, выбирать по достоинству танцевальное направление для себя или же совмещать несколько, при этом получая удовлетворение от проделанной работы.

Литература

1. Костина У. Как привести коллектив к успеху // Хореограф. № 2. М., 2014.

2. Мошняга В.П. Политика ЮНЕСКО в области реализации права свободно участвовать в культурной жизни общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. М.: МГУП, 2012.

3. Худавердян В.Ц. Молодежная миграция в современном мире: причины и следствия // Знание. Понимание. Умение. № 2. М. : МГУП, 2012.

4. Арсеничева Н.С. Социализация городской и сельской молодежи. М., 2009, 180 с.

5. Особенности хореографии Ставропольского края. Ставрополь: СКФУ, 2013 г.

6. Слава тебе, Господи, что мы казаки!: материалы выставки Историко-литера-турного музея казачества. Ставрополь, 1992 г.

7. Никитин В.Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы // Вестник МГУКИ. М., 2013. 234 с.

8. Материалы фольклорной практики студентов СГУ в с. Новомарьевской Ставропольского края. 2010 г.

9. Яковенко Н.О. Потенциал танцевального искусства в решении проблем досу-говой занятости молодежи. Белгород, 2016.

10. Пермякова Ю.А. Искусство как фактор социализации студенческой молодежи. СПб.: Питер, 2015. 965 с.

The General and the Specific in Dance Directions of Young People in Rural and Urban Areas (On the Example of Stavropol Krai)

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 3 (78), 151-156. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-10018

Victor N. Karpenko, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: nikita-61@mail.ru

Yulia A. Redko, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: yulya9121990@mail.ru

Keywords: choreography, dance preferences, culture, youth.

The authors of the article analyse the general and specific features of preferences in dance directions among young people in rural and urban areas. The study of this issue aims to identify the existing differences and the features of the positions of the younger generation. The data for the study were obtained from surveys, questionnaires, and interviews of young people aged 15 to 25 living in rural and urban areas. The study was conducted on the territory of Stavropol Krai, and has territorial conditionality. In the course of the study, the

"Культурная жизнь Юга России

№ 3 (78), 2020

features of the youth positions were identified and structured, based on the preferences in dance activities of modern youth. The study also takes into account the positions of researchers in relevant issues. The authors analyzed dance preferences and compared the positions of rural and urban youth. The results are presented in the form of charts and statistics. The study results in a number of conclusions that outline important aspects for a further study of the problem of the functioning of various dance trends in the modern youth community. The authors of the article made a step towards understanding and transforming the cultural confrontation in rural and urban areas. Thus, this article can serve as an initial stage in the study of not only dance preferences among young people in rural and urban areas, but also youth culture in general.

1. Kostina, U. (2014) Kak privesti kollektiv k uspekhu [How to Bring the Team to Success]. Khoreograf. 2.

2. Moshnyaga, VP. (2012) The Policy of UNESCO in the Realization of the Right to Participate Freely in the Cultural Life of Society. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. 1. pp. 302-307. (In Russian).

3. Khudaverdyan, V.Ts. (2012) Youth Migration in Contemporary World: The Causes and Consequences. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. 2. pp. 142-148. (In Russian).

4. Arsenicheva, N.S. (2009) Sotsializatsiya gorodskoy i sel'skoy molodezhi [Socialization of Urban and Rural Youth]. Moscow: Akademiya.

5. North-Caucasus Federal University. (2013) Osobennosti khoreografii Stavropol' skogo kraya [Features of the Choreography of Stavropol Krai]. Stavropol: North-Caucasus Federal University.

6. Anon. (1992) Slava tebe, Gospodi, chto my kazaki!: materialy vystavki Istoriko-literaturnogo muzeya kazachestva [Glory be to Thee, O Lord, That We Are Cossacks!: Materials of the Exhibition of the Historical and Literary Museum of the Cossacks]. Stavropol: [s.n.].

7. Nikitin, V.Yu. (2013) Sovremennyy tanets v Rossii: tendentsii i perspektivy [Contemporary Dance in Russia: Trends and Prospects]. Vestnik MGUKI - Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2 (52). pp. 232-238.

8. Stavropol State University. (2010) Materialy fol'klornoy praktiki studentov SGU vs. Novomar 'evskoy Stavropol'skogo kraya [Materials of Folklore Collecting Session of Stavropol State University Students in the Stanitsa Novomaryevskaya of Stavropol Krai]. S.l.: [s.n.].

9. Yakovenko, N.O. (2016) Potentsial tantseval 'nogo iskusstva v reshenii problem dosugovoy zanyatosti molodezhi [The Potential of Dance Art in Solving the Problems of Youth Leisure]. [Online] Available from: https://interactive-plus.ru/e-articles/4/Action4-80905.pdf.

10.Permyakova, Yu.A. (2015) Iskusstvo kak faktor sotsializatsii studencheskoy molodezhi [Art as a Factor in the Socialization of Student Youth]. St. Petersburg: Piter.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.