Научная статья на тему 'Общечеловеческое содержание в западных и незападных ценностях'

Общечеловеческое содержание в западных и незападных ценностях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ / MODERNIST VALUES / ЭКСПАНСИЯ / EXPANSION / РЫНОЧНАЯ КУЛЬТУРА / MARKET CULTURE / КАПИТАЛИЗМ / CAPITALISM / НЕЗАПАД / NON WEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Атаян Владимир Владимирович

Мировая культура и международные отношения демонстрируют, что разные культуры при всем многообразии имеют общие ценности, к числу которых относятся: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязанность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Атаян Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общечеловеческое содержание в западных и незападных ценностях»

11.Gapurov Sh.A., Akaev V.H., Chernous V.V.

Naucnaâ mysl' Kavkaza, 2015, no. 2, pp. 79-82.

12.Gapurov Sh.A., Bugaev A.M., Chernous V.V. Naucnaâ mysl' Kavkaza, 2014, no. 4(80), pp. 90-100. 13.Sm.: Gapurov Sh. A. Social'no-politicheskoe razvi-tie Severnogo Kavkaza v nachale XIX v. Monografiya [The socio-political development of the North Caucasus at the beginning of the 19th century]. Ed. by S.S. Ma-gamadov. Grozny, AO "Izdatel'sko-poligraficheskiy kompleks "Groznenskiy rabochiy", 2015, 480 p., p. 476.

14.Hasbulatov A.I. Ustanovlenie rossijskoy adminis-tracii v Chechne (II pol. XIX - nach. XX v.) [Establishment of the Russian administration in Chechnya (II half of the 19th - the beginning of the 20th century)]. Moscow, RUS', 2001, 240 p.

15.El'buzdukaeva T.U. Chechnya i Ingushetiya v 2030 gody XX veka: opyt modernizatsii [Chechnya and Ingushetia in the 20-30 years of the 20th century: the experience of modernization]. Moscow, Parnas, 2011, 464 p.; El'buzdukaeva T.U. Kul'tura Chechni: XX vek [Chechen Culture: 20th Century]. Grozny, Academy of Scientific of Chechen Republic, 2012, 410 p.

16.Narody Chechenskoy Respubliki v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 godov: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyashhennoy 65-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. [The people of the Chechen Republic in the Great Patriotic War of

1941-1945: The peoples of the Chechen Republic in the great Patriotic war of 1941-1945: Proc. All-Rus. Sci.-Prac. Conf. dedicated to the 65th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Grozny, 18-19 May 2010. Grozny, Academy of Scientific of Chechen Republic, 2010, 634 p.

17. Vosstanovlenie Checheno-Ingushskoy ASSR (1953-1962) [Restoration of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic (1953-1962)]. Sbornik dokumentov i materialov. Vol. 1. Nalchik. OOO "Pechatny dvor", 2013, 496 p.

18. Gakaev Dzh. Dzh. Ocherki politicheskoy istorii Chechni (XX vek) [Essays on the political history of Chechnya (the 20th century).]. In 2 ch. Moscow, ChKC, 1997, 474 p.

19.Kramarova E.N. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2012, no. 1, pp. 189-195.

20.Polyakov Ju. A. Istoricheskaya nauka: lyudi i problem [Historical science, people and issues]. In 3 books. Book 2. Moscow, "Rossiyskaya politicheskaya jencik-lopediya" (ROSSPEN), 2004, 352 p., p. 208.

21. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Filosofiya prava, 2012, no. 2(51), pp. 70-75.

22.Akaev V.H. Naucnaä mysl' Kavkaza, 2015, no 3, pp. 82-87.

23. Tkhagapsoev Kh.G., Kalmykova A.R., Chernous V.V. Naucnaä mysl' Kavkaza, 2016, no. 1, pp. 21-27.

4 апреля 2016 г.

УДК 316

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И НЕЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЯХ

В.В. Атаян

DOI 10.18522/2072-0181-2016-86-2-13-16

Взаимное влияние одной цивилизации на другую возможно, пожалуй, лишь при наличии общечеловеческого содержания в ценностях. Именно в связи с существованием общезначимых ценностных качеств (содержаний) стала возможна коммуникация в древнейшие времена, возможна она и теперь - в эпоху распространения и все большего укоренения "универсальных" (западных) ценностей.

Попытаемся выявить механизмы функционирования общечеловеческих ценностей. Для реализации поставленной цели решают-

Атаян Владимир Владимирович - кандидат философских наук, ведущий специалист Управления дополнительного и непрерывного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, e-mail: vvatayan@mail.ru, т. 8(495)9392256.

ся задачи, направленные на осуществление анализа и описания конкретных видов общечеловеческих ценностей.

Подтверждением существования общечеловеческого содержания в западных и незападных ценностях становится их закрепление в нормах международного права, принимаемых совместно странами, являющимися весьма отличными по экономическим и мировоззренческим основаниями. Так, "Декларация тысячелетия организации объединенных наций" от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН,

Vladimir Atayan - Moscow State University named by M.V. Lomonosov, 1, Leninskie Gory Street, Moscow, 119234, e-mail: vvatayan@mail.ru, tel. +7(495)9392256.

включает в себя главу I - "Ценности и принципы". Данная международная декларация весьма показательна для исследования общечеловеческого содержания в западных и незападных ценностях. Появилась она благодаря усилиям глав государств и правительств, собравшихся в период с 6 по 8 сентября 2000 г. чтобы вновь подтвердить, как подчеркивается в преамбуле документа, веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.

Главы государств и правительств подчеркивают следующее: "Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будут иметь ряд фундаментальных ценностей" [1]. К ним относятся: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязанность. В названой декларации прописываются и раскрываются содержательно общечеловеческие ценности.

Весьма важной для избегания "столкновения цивилизаций", как нам представляется, является такая законодательно прописанная ценность как терпимость, содержанием которой является понимание того, что при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Более того, в Декларации подчеркивается, что различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями [1].

Нынешнее же неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков. Расширяется и пространство общих ценностей: происходит интернализация принципов и норм свободы, демократии и прав человека различными государствами, народами и культурами. Об этом же говорит, опять-таки, международное право. Так, под ценностью "свободы", в международных нормативно-правовых источниках, понимается то, что мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. При этом пропи-

сывается, что лучшей гарантией свободы является демократическая форма правления [1]. Последнее положение подтверждает факт интернализации принципов и норм свободы, демократии и прав человека различными государствами, народами и культурами.

Важным в данном контексте становится процесс распространения ценностей. Необходимо отметить, что особым образом происходит распространение общих ценностей. При этом распространение общих ценностей зависит от того, в какой мере они становятся результатом принятия в качестве "своих", учитывают "автохтонную" культурную среду, а не являются итогом навязывания, тем более силового, извне. Что должно укладываться, по мнению членов международного сообщества, в принцип терпимости, призванный способствовать мирному обмену ценностями и сохранению диалога между культурами. Иначе говоря, как отмечает П.А. Цыганков, принятие субъектами мировой политики общих ценностных принципов и норм неотъемлемо от их борьбы за свою культурную идентичность и отстаивание специфических ценностей. В значительной мере она инсти-туализируется в рамках ООН, региональных международных организаций, других наднациональных институтов. Более того, в документах ООН отмечается центральная роль ООН в деле устранения угроз международному миру и безопасности, управления глобальным экономическим и социальным развитием, формализуюсь в принципе под названием общая обязанность [1]. Вместе с тем, как показывает практика, государства все активнее опираются на и внеинституциональные возможности, задействуют soft power, оказывают давление друг на друга, используют для этих целей частные СМИ, неправительственные организации, сетевые структуры, транснациональные движения Интернет, СМС, и прочие "гаджеты" XXI в.

Наличие общечеловеческого в содержании западных и незападных ценностей интересует, разумеется, не только политиков, но и ученых. Так, вопросом о наличии общего содержания в западных и незападных ценностях (и возможности на этой основе построения интегрального общества) задавался один из крупнейших социологов XX в. П. Сорокин.

Тенденция взаимного проникновения и объединения западных и восточных цен-

ностей может прийти к тому, что произойдет сохранение эклектичных скоплений из элементов восточных и западных цивилизаций. Или данная интеграционная тенденция имеет законный шанс интегрироваться в новое объединенное, как отмечал П.А. Сорокин, Weltanschauung (мировоззрение) и социокультурный порядок, созданный из элементов и ценностей и Запада, и Востока. Именно изменение содержания ценностей западной и восточной цивилизаций делает возможным построение нового интегративного строя. Для этого, как отмечал П.А. Сорокин еще в первой половине прошлого столетия, Запад должен отказаться от "чувственных псевдореальностей". Восток же должен всячески повышать материальный стандарт жизни людей, который остается чрезвычайно низким, "их бедность и физическая нищета настолько отталкивающие, а их основные биологические потребности удовлетворяются так скудно, что никакой интегральный порядок не может быть построен без заметного улучшения материальных условий существования населения восточных стран" [2].

Отметим, что в значительной степени ситуация с уровнем жизни в некоторых частях Незапада продолжает оставаться тяжелой. Особенно это видно на примере стран Южной Азии, а также в Африке и в Латинской Америке, где по-прежнему остается декларируемой международно прописанная ценность солидарность [1], призванная сориентировать и направить участников международных отношений по пути решения глобальных проблем на справедливое распределение издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости. Более того, международным сообществом отмечается, что те, кто находятся в неблагоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в благоприятном положении [1].

Однако подмена содержания "общечеловеческих ценностей" на содержание западных ценностей может стать основой новой тоталитарной идеологии. В частности, США или их союзники, обвиняя кого-либо в несоблюдении общечеловеческих ценностей, автоматически выводят эту страну в разряд "изгоя" [3]. Проявляется это и в русофобии при проведении Россией суверенной политики [4].

Таким образом, наличие общего в содержании западных и незападных ценностей дает

основание говорить о том, что существуют общечеловеческие ценности [5]. Необходимо, как нам представляется, согласиться с представлением об универсальных ценностях как о представляющих собой нормы и принципы бытия, отражающих насущные интересы человеческого сообщества и воспринимаемые как общезначимые для всех людей планеты, а также объекты природы, результаты материальной и духовной деятельности человека, уникальность и всеобщее значение которых признается во всем мире [6].

Отметим при этом, что содержание общечеловеческих ценностей носит динамический характер, постоянно изменяющееся и движущееся. Другими словами, ценностная сторона глобализации заключается в интенсивном (постоянная динамика) обмене материальными и духовными ценностями, созданными в локальных общностях людей. В то же время в обнаружении и возникновении общечеловеческого начала в ценностном богатстве мира, создаются, как предвидел П.А. Сорокин, предпосылки для новой эпохи человеческой цивилизации.

При этом практика демонстрирует, с одной стороны, что в новом столетии и тысячелетии различного рода религиозные течения, убежденные в незыблемой истинности своего учения, готовы физически расправляться со всем тем, что они считают куфром (неверностью) и тагутом (нечистым, ложным). С другой стороны, пресловутая "Арабская весна" демонстрирует, что в мире действуют не только исламистские силы (умеренные и салафитские), но и силы, стремящиеся к ценностям, свойственным, быть может, за исключением жителей Папуа-Новой Го -винеи и Меланезии, в той или иной степени всем культурам - свобода, равенство, терпимость...

ЛИТЕРАТУРА

1. Международное публичное право. Сборник документов: В 2 ч. Ч. 1 / Сост. и авт. вступит статьи К. А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М.: Проспект, 2006. 1500 с.

2. Сорокин П.А. Возможность возникновения нового интегрального строя на западе и востоке // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. И.И. Абылгазиева и И.В. Ильина. М.: Изд-во ФГП МГУ, 2008. 394 с.

3. Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Credo New. Теорети -ческий журнал. 2005. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/510/30/

4. Дегятерев А.К., Черноус В.В. Западная философская мысль: комплекс культурного расизма и русофобии // Философия права. 2012. № 2. С. 70-75.

5. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. 2000. № 4. С. 58-68.

6. Чумаков А.Н. Ценности общечеловеческие // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред И.И. Ма-зур, А.Н. Чумаков. М.: Диалог, 2003. 1328 с.

REFERENCES 1.Mezhdunarodnoe publichnoe pravo. Sbornik dokumentov [Public international law. Collection of documents]: in 2 ch. Ch. 1. Compilers K.A. Bekyashev, D.K. Bekyashev. Moscow, Prospekt, 2006, 1500 p.

2.Sorokin P. A. Vozmozhnost' vozniknoveniya novogo integral'nogo stroya na zapade i vostoke [The possibility of a new integrated building in the West

and East]. In: Globalistika kak oblast' nauchnykh issledovaniy i sfera prepodavaniya [Globalistics as a field of scientific research and teaching]. Ed. by I.I. Abylgazieva and I.V. Il'ina. Moscow, Moscow State Univ. Press, 2008. 394 p.

3.Baydarov E.U. Vliyanie globalizatsii na kul'turu i tsennosti cheloveka [Influence of globalization on culture and human values], available at: http:// credonew.ru/content/view/510/30/

4. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Filosofiya prava, 2012, no. 2, pp. 70-75.

5.Fedotova N.N. Filosofskie nauki, 2000, no. 4, pp. 58-68.

6.Chumakov A.N. Tsennosti obshchechelovecheskie [Value universal]. In: Globalistika: Entsiklopediya [Globalistics: the encyclopedia]. Ed. Bny I.I. Mazur, A.N. Chumakov. Moscow, Dialog, 2003, 1328 p.

31 марта 2016 г.

УДК 332.1

"МОРСКОЙ ФАКТОР" В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ (взгляд географа-обществоведа)

А.Г. Дружинин

Б01 10.18522/2072-0181-2016-86-2-16-26

Мировой океан, его ресурсный потенциал (по самой консервативной оценке эквивалентный 24 трлн. долл. США [1]) продолжает все масштабнее вовлекаться в глобализирующуюся и, одновременно, асимметричную, фрагмен-тированную [2] систему общественного воспроизводства, а экономическая активность, подчиняясь рыночным импульсам, - являть агломерационные эффекты [3, 4], концентрируясь, преимущественно, у морских побережий [5, 6].

Для Российской Федерации, ее "калей-доскопичной" (по выражению П.А. Минакира [7]) экономики, характеризуемой, в том числе, и стихийным процессом "стягивания" в наиболее жизнеспособные ареалы [8], роль "морского фактора" - многопланова, существенна. Тем не менее, обсуждается она пре-

Дружинин Александр Георгиевич - доктор географических наук, профессор, директор Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail alexdru9@mail.ru, тел. 8(863)2560849.

имущественно лишь в рамках узкого сегмента общественно-географического дискурса [9, 10] и экономическим научным сообществом, к сожалению, полномасштабно пока не осмыслена. Цель данной статьи - анализ "морской составляющей" развития современной российской экономики, выявление ее тренда, важнейших пространственных (акваториально-территори-альных) форм, учет геоэкономических и геополитических детерминант.

"Морской сегмент" экономики России: масштаб, структура, постсоветские тренды

Стремление оценить "морской сегмент" экономики нашей страны приводит к существеннейшей вариации искомого показателя. Согласно уже имеющихся расчетов [11], суммарный вклад морских видов деятельности

Alexander Druzhinin - North Caucasus Research Institute of Economic and Social Problems of the Southern Federal University,160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail alexdru9@mail.ru, тел. +7(863)2560849.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.