Научная статья на тему 'Общечеловеческие ценности как инструмент анализа языкового сознания членов общества'

Общечеловеческие ценности как инструмент анализа языкового сознания членов общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНЦЕПТОСФЕРА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LANGUAGE COMPETENCE / CONCEPTUAL SPHERE / INTERCULTURAL ANALYSIS / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / PURPOSEFUL ACTIVITY / LANGUAGE SIGN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синячкин Владимир Павлович

В статье обсуждается междисциплинарный и межкультурный аспект исследования категории общечеловеческих ценностей с точки зрения введения их в концептосферу человека и языкового представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Panhuman Values as an Instrument to Analysis of the Language Perception by Members of the Society

The article deals with interdisciplinary and cross-cultural aspect of studying the panhuman values as a category being introduced into the meaningful conceptual sphere of a man and the means of their language presentation.

Текст научной работы на тему «Общечеловеческие ценности как инструмент анализа языкового сознания членов общества»

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЯЗЫКА И СОЦИУМА

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА

В.П. Синячкин

Кафедра русского языка и литературы Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье обсуждается междисциплинарный и межкультурный аспект исследования категории общечеловеческих ценностей с точки зрения введения их в концептосферу человека и языкового представления.

Ключевые слова: языковая компетенция, концептосфера, межкультурный анализ, межкуль-турная коммуникация, целенаправленная деятельность.

Общечеловеческие ценности — это некоторые сущности, изучаемые в философии, политологии, психологии, культурологи и языкознании. С позиции человека, действующего в мире и обществе, — это содержание, формируемое отдельным членом общества, при помощи которого он ориентируется относительно ус-пешности/неуспешности своей целенаправленной деятельности, согласует правила достижения этих целей с ограничениями, существующими в конкретном обществе.

Феномен общечеловеческих ценностей в разных научных дисциплинах описывается, естественно, при помощи различных понятийных систем. Наиболее удобным подходом к изучению содержания общечеловеческих ценностей является межкультурный анализ [1; 2].

При межкультурных исследованиях общечеловеческих ценностей аналитик сталкивается, по справедливому мнению Т.В. Емельяненко, с тремя основными проблемами: одной из них является задача выбора оснований сравнения при кросс-культурном изучении ценностей. Следующая проблема, которая стоит перед исследователем ценностей в разных культурах, — это выбор основного метода исследования. Еще одна важная проблема, которая касается не только исследований

ценностей, связана с обеспечением адекватной передачи смысла при работе с людьми в разных культурах.

Даже беглый анализ этих проблем показывает, что в первую очередь речь идет о содержательных основаниях сравнения в межкультурном общении, обслуживаемом языковыми разносистемными знаками и неязыковыми знаками отдельных этнических культур. Это, следовательно, упирается в решение проблемы взаимопонимания. Поиск оснований для межкультурного анализа общечеловеческих ценностей базируется на убеждении, что любое сравнительное исследование должно обладать универсальными категориями: универсальность должна сочетаться с возможностью адекватного понимания одних и тех же оснований в разных этнических культурах. Убежденность в наличии универсальности покоится отчасти на представлениях об универсальности в определенных пределах физических условий существования человека на нашей планете и об универсальных принципах деятельностного освоения природы, необходимого для жизни.

Теперь попытаемся поставить вопрос и ответить на него: «Почему в последнее время, особенно в России, стала актуальной проблема общечеловеческих ценностей?» Представляется, что можно дать следующий ответ на этот вопрос. Актуальность проблемы общечеловеческих ценностей в России напрямую связана со стремительным изменением социума, который внес резкие изменения в отношение и осмысление жизненных целей членов общества.

В межкультурном анализе роль исследования общечеловеческих ценностей изменилась в связи с процессами глобализации.

Новые тенденции методики преподавания русского языка как родного и как иностранного предъявляют более высокие требования к семантизации единиц, обозначающих общечеловеческие ценности.

Интенсивный поиск общих оснований для межкультурного анализа общечеловеческих ценностей начался с пионерских работ К. Клакхона. Он выделил три группы культурных ценностей — «человек и природа», «человек — человек», «о человеке и природе».

Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек пошли по пути минимизации списка К. Клакхона и выделили следующие основания для исследования общечеловеческих ценностей:

«1) Каково отношение человека к природе?

Подчинение природе — гармония с природой — подчинение природы.

2) Каков временной фокус человеческой жизни?

Прошлое — настоящее — будущее.

3) Какова модальность человеческой активности?

Существование — становление — делание.

4) Какова модальность отношения человека к человеку?

Подчинение — сотрудничество — автономность» [2. С 2].

Методики анализа К. Клакхона, Ф. Клакхона и Ф. Стродтбека дают представление о селекции оснований для межкультурных исследований общечеловеческих способностей.

Роль теоретических и прагматических задач данного исследования важна для осмысления образа России в целом.

Проблема общечеловеческих ценностей — это обширное и чрезвычайно важное направление анализа языкового сознания членов любого общества. Имея представление о номенклатуре и содержании общечеловеческих ценностей, можно делать выводы о деятельности, практикуемой конкретным этносом, обитающим в определенном ландшафте, и о системе жизненных целей, достигаемых в рамках социальной организации этноса, о развитии нравственных норм и ориентиров.

Ответить на эти вопросы можно только потому (позволяет то обстоятельство), что общечеловеческие ценности формируются при деятельностно заинтересованном отношении человека-деятеля к миру, природе, которую он осваивает в процессе своей жизнедеятельности.

Таким образом, общечеловеческие ценности — это отношение и содержание, формируемое действующим в определенном обществе человеком, обеспечивающим свою жизнедеятельность: проживание в конкретном социуме вынуждает каждого члена общества формировать свой набор общечеловеческих ценностей с учетом общественных нравственных ориентиров. Легко сделать вывод, что анализ общечеловеческих ценностей конкретного социума в определенный исторический период неизбежно приводит к вскрытию номенклатуры и содержания общечеловеческих ценностей.

Какие цели может поставить перед собой лингвист, приступающий к анализу общечеловеческих ценностей своей этнической культуры? Для лингвиста анализ общечеловеческих ценностей — это, прежде всего, инструмент доступа к содержанию идеальной культуры, зафиксированной и овнешненной при помощи языковых знаков. Как это ни покажется странным, материалом для анализа и вскрытия содержания общечеловеческих ценностей служат не только речевые высказывания, но и в немалой степени невербальное знаковое поведение членов общества.

Анализ общечеловеческих ценностей означает для лингвиста доступ к одному из источников идеального ценностного освоения действительности, результаты которого образуют систему нормативных регулятивов, степень интегрированности в которую определяет в значительной мере ценностную позицию носителя определенного этнического языка.

Содержание общечеловеческих ценностей интересуют лингвиста, в первую очередь, естественно, не как содержание ценностных регулятивов, а как содержание языковых единиц, которое вскрывается только при анализе внешнего вербального и невербального поведения членов общества. При анализе общечеловеческих ценностей лингвист сталкивается с феноменом, от которого обычно отвлекается, пользуясь методическим приемом идеализации исследуемых объектов: содержание общечеловеческих ценностей, как и любые значения языковых единиц, изменяются во времени. Скорость этого изменения зависит, прежде всего, от социальных процессов и в меньшей мере от культурных трансформаций общества. Культура в отличие от социальной организации общества обладает

большей устойчивостью и служит средством стабилизации и сохранения общества при любых социальных потрясениях. Анализируя общечеловеческие ценности в разные периоды жизни общества, лингвист, стремясь к адекватному описанию содержания языковых единиц, неизбежно фиксирует (при наличии соответствующего инструментария) неполную идентичность содержания одних и тех же языковых единиц.

После первичного знакомства с проблемой общечеловеческих ценностей может быть поставлен вопрос о связи анализа общечеловеческих ценностей с лингвокультурологическими исследованиями. Анализ общечеловеческих ценностей является частью лингвокультурологических исследований, одним из возможных способов вскрытия и исследования содержания языковых единиц. Для анализа общечеловеческих ценностей может быть с успехом применен понятийный аппарат, сформированный в лингвокультурологии: концепт, концептосфера, линг-вокультурема и др.

Какие цели могут быть поставлены перед исследователем общечеловеческих ценностей? Эти цели могут быть следующими:

— сформировать представление об общечеловеческих ценностях как особом классе концептов, описывающем ценностные регулятивы общества;

— сформировать понятийный аппарат и методический инструментарий для вскрытия и фиксации содержания общечеловеческих ценностей;

— вскрыть и зафиксировать содержание группы языковых единиц, описывающих общечеловеческие ценности современного русского языка;

— выявить возможность лингводидактического приложения комплексного лингвокультурологического описания группы общечеловеческих ценностей для целей преподавания русского языка как родного и как иностранного.

Проблема адаптации требует некоторого пояснения. Психосемантические исследования языковых и неязыковых знаков, овнешняющие языковое сознание испытуемых и делающие его объектом анализа, получили достаточно большое распространение в психологии (Артемьева, Петренко и др.) и отчасти в психолингвистике. Этот эксперимент характеризуется как контролируемый и ассоциативный эксперимент, в ходе которого устанавливаются семантические связи между языковыми и неязыковыми знаками, хранящимися в языковом сознании испытуемых и отображающими отношения в реальном мире между означенными словами объектами. Исследователь в результате предварительного анализа языкового сознания испытуемых формирует систему категорий, при помощи которых испытуемые оценивают и описывают исследуемые объекты.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований и ценностей // Социология. —

1977. — № 9.

[2] Albert E.M., Kluckhohn C.A. Selected Bibliography on Values, Ethics and Esthetics. — IL,

1959.

PANHUMAN VALUES AS AN INSTRUMENT TO ANALYSIS OF THE LANGUAGE PERCEPTION BY MEMBERS OF SOCIETY

V.P. Sinyachkin

Russian Language and Literature Department Institute of Foreign Languages Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russsia, 117198

The article deals with interdisciplinary and cross-cultural aspect of studying the panhuman values as a category being introduced into the meaningful conceptual sphere of a man and the means of their language presentation.

Key words: language competence, conceptual sphere, intercultural analysis, cross-cultural communication, purposeful activity, language sign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.