Научная статья на тему 'Общая валюта ЕАЭС: фактор снижения рисков и развития сотрудничества'

Общая валюта ЕАЭС: фактор снижения рисков и развития сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общая валюта / ЕАЭС / фиктивный капитал / санкции / индустриализация / природные ресурсы / доллар / Common currency / EEU / fictitious capital / sanctions / industrialization / natural resources / dollar
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая валюта ЕАЭС: фактор снижения рисков и развития сотрудничества»

АНАЛИТИКА

УДК 336

А. НИКИТИН,

д. э. н., депутат Моссовета

E-mail: Sokolnikovmaxima@gmail.com

Д. ДИНЕЦ,

к. э. н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и управление на железнодорожном транспорте» Иркутского государственного университета путей сообщения SPIN-код: 2607-3650 E-mail: dardinets@gmail.com

М. СОКОЛЬНИКОВ,

экономист, научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ SPIN-код: 6704-0554 E-mail: Sokolnikovmaxima@gmail.com

Ключевые слова:

Общая валюта, ЕАЭС, фиктивный капитал, санкции, индустриализация, природные ресурсы, доллар

A. NIKITIN,

doctor of Economics, member of the Moscow Council

D. DINEC,

Ph. D., associate Professor, head. Department of Economics and management on railway transport, Irkutsk State University of railway engineering

M. SOKOLNIKOV,

economist, researcher of Department of economic research, Institute of CIS countries

Keywords:

Common currency, EEU, fictitious capital, sanctions, industrialization, natural resources, dollar

ОБЩАЯ ВАЛЮТА ЕАЭС: ФАКТОР СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Введение

При проведении анализа геополитических и экономических интересов стран, прямо или опосредованно принимающих участие в формировании

инфраструктуры общих энергетических рынков, был сделан вывод о необходимости формирования расчётной валюты для отстаивания интересов евразийского партнёрства в глобальной экономике и противостояния засилью фиктивного капитала1, который с неизбежностью возникнет, если базисом общего рынка станет торговля «бумажной» нефтью2.

Непоследовательная и содержащая массу двойных стандартов политика Бреттон-Вудских институтов дошла в настоящее время до того, что помимо либерализации торговли и движения капиталов в неявном виде требует от стран периферии мировой финансовой системы также и либерализации производственных отношений, подчиняя цепочки добавленной стоимости транснациональным корпорациям.

При этом развивающимся странам активно навязывается позиция того, что они «сидят на нефтяной игле», а транснациональные корпорации якобы позволят с неё «слезть» и направить ресурсы в производство и обрабатывающую промышленность. Однако даже самые радужно настроенные в отношении применения политики Вашингтонского консенсуса страны уже начали понимать, что «игла» является не нефтяной, а долларовой3. Разумеется, Россия выступает за индустриализацию, технологическое развитие и повышение числа переделов в национальной экономике, но не видит ничего дурного в том, чтобы использовать для этого доходы, получаемые от экспорта природных ресурсов.

Однако для того, чтобы такая модель стала реализуемой на практике, необходимо решить следующие важнейшие задачи:

• свести к нулю зависимость национальной экономики от курса доллара и евро;

• сформировать институты, изымающие часть ренты для возможного реинвестирования её в индустриализацию производства;

• ввести жёсткие запреты на финансовые спекуляции, возникновение и развитие рынков производных финансовых инструментов на базе общего рынка энергии;

• создать возможность формирования эффективных схем управления издержками.

1 Динец Д. А. Фиктивный капитал как продукт финансового капитала и самостоятельное явление современного капитализма // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 65—70.

2 Конотопов М. В., Динец Д. А., Сокольников М. А.. Международный транспортные коридоры и участие стран ЕАЭС в условиях трансрегионализации // Постсоветский материк. Специальный выпуск. Геоэкономика энергетики. 2018. № 1. С. 125—141.

3 Динец Д. А.. Пороки мировой финансовой системы как тормоз экономического прогресса: пути преодоления // Инновации и инвестиции. 2018. № 8. С. 57—62.

Анализ динамики поступлений и платежей по внешнеторговым операциям

В последнее время опубликовано достаточно много научных работ, обосновывающих тот или иной вариант формирования общих рынков ЕАЭС на базе общей валюты. Некоторые из учёных предлагают использовать в расчётах российский рубль, поскольку после введения санкций доля рублёвых платежей в структуре торговли ЕАЭС, в частности, и в СНГ, в целом, постоянно возрастает (табл. 1, 2).

Таблица 1

Динамика валютной структуры поступлений от внешней торговли в Россию 4

%

Поступления Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Поступления, всего 100 100 100 100 100

в российских рублях 10,2 13,2 12,3 14,8 14,3

в долларах США 79,6 76,0 72,9 69,2 68,2

в евро 9,1 8,4 13,1 14,1 15,6

в иных валютах 1,1 2,4 1,7 1,8 1,9

Страны дальнего зарубежья 100 100 100 100 100

в российских рублях 5,5 6,4 6,8 8,6 7,9

в долларах США 84,2 82,0 77,5 74,3 73,2

в евро 9,2 9,0 14,0 15,2 16,9

в иных валютах 1,1 2,6 1,7 1,9 2,0

Страны ЕС 100 100 100 100 100

в российских рублях 6,8 8,3 9,8 10,7 10,5

в долларах США 73,0 65,6 59,0 54,6 51,7

в евро 18,1 19,7 27,6 30,7 34,0

в иных валютах 2,1 6,4 3,6 3,9 3,8

Страны БРИКС 100 100 100 100 100

в российских рублях 1,3 1,6 3,4 8,7 11,7

в долларах США 96,2 96,6 92,8 82,7 78,5

в евро 1,2 1,2 2,4 4,2 3,5

в иных валютах 1,3 0,6 1,4 4,5 6,3

4 Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=üm_9828#CheckedItem

Таблица 1 (окончание)

Поступления Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Китай 100 100 100 100 100

в российских рублях 1,2 1,4 1,9 6,8 9,5

в долларах США 96,2 97,1 94,2 83,3 79,2

в евро 0,9 0,8 2,2 4,2 3,3

в иных валютах 1,7 0,7 1,7 5,6 8,0

Индия 100 100 100 100 100

в российских рублях 1,1 3,0 14,8 16,2 20,5

в долларах США 96,6 94,3 81,6 80,1 75,6

в евро 2,2 2,7 3,6 3,7 3,9

в иных валютах 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Страны СНГ 100 100 100 100 100

в российских рублях 47,0 65,3 56,7 61,3 62,1

в долларах США 44,4 30,0 36,0 31,5 30,4

в евро 7,7 3,9 6,0 6,2 6,0

в иных валютах 0,8 0,8 1,3 1,1 1,5

Страны ЕАЭС 100 100 100 100 100

в российских рублях 53,8 71,8 66,2 68,1 69,4

в долларах США 36,4 22,6 25,7 24,1 22,6

в евро 8,8 4,6 6,7 6,5 6,3

в иных валютах 1,0 1,0 1,4 1,3 1,7

Таблица 2

Динамика валютной структуры российских платежей по внешнеторговым операциям5

%

Платежи Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Перечисления, всего 100 100 100 100 100

в российских рублях 28,0 30,2 28,0 29,4 30,7

в долларах США 40,6 39,6 41,4 36,7 36,3

в евро 29,9 28,1 28,4 31,1 30,1

в иных валютах 1,5 2,0 2,2 2,7 2,9

5 Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_9828#CheckedItem

Таблица 2 (окончание)

Платежи Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Страны дальнего зарубежья 100 100 100 100 100

в российских рублях 23,7 25,9 24,2 25,1 26,5

в долларах США 41,4 41,1 42,4 37,6 37,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в евро 33,4 30,9 31,1 34,4 33,3

в иных валютах 1,5 2,1 2,3 2,9 3,0

Страны ЕС 100 100 100 100 100

в российских рублях 25,3 27,6 25,6 26,7 29,0

в долларах США 27,4 27,3 29,7 22,7 22,0

в евро 46,1 43,6 43,2 49,1 47,7

в иных валютах 1,2 1,5 1,5 1,4 1,3

Страны БРИКС 100 100 100 100 100

в российских рублях 5,3 4,5 3,4 3,2 3,9

в долларах США 88,2 88,8 84,9 79,2 76,2

в евро 4,3 2,2 3,5 5,0 5,7

в иных валютах 2,2 4,5 8,2 12,6 14,2

Китай 100 100 100 100 100

в российских рублях 3,9 3,7 2,6 2,1 2,8

в долларах США 90,1 89,3 84,8 78,8 75,6

в евро 3,8 1,9 3,1 4,7 5,5

в иных валютах 2,2 5,0 9,5 14,4 16,1

Индия 100 100 100 100 100

в российских рублях 24,1 20,9 18,9 21,3 21,6

в долларах США 61,8 67,2 70,0 67,6 66,4

в евро 7,7 7,0 7,6 7,6 6,9

в иных валютах 6,5 5,0 3,5 3,5 5,1

Страны СНГ 100 100 100 100 100

в российских рублях 58,5 65,4 60,1 64,3 64,8

в долларах США 34,9 27,5 32,6 29,2 28,8

в евро 5,2 5,3 5,2 5,0 4,7

в иных валютах 1,4 1,7 2,1 1,5 1,7

Страны ЕАЭС 100 100 100 100 100

в российских рублях 60,7 70,3 68,5 77,4 78,1

в долларах США 33,4 23,5 25,0 16,7 16,1

в евро 4,2 4,1 4,0 4,0 3,6

в иных валютах 1,7 2,1 2,5 1,9 2,2

Данные табл. 1 и 2 в свидетельствует о правомерности вывода о «долларовой игле» — если платежи из России распределены равномерно по трём валютам (рубль, доллар, евро), то в поступлениях явно превалирует доллар США, а поскольку доля поступлений от продаж нефти и газа достаточно велика, постольку необходимость изменения принципов осуществления платежей именно в этом секторе не должна вызывать сомнений.

В операциях со странами ЕАЭС главным образом используются российский рубль, однако представляется, что это не может служить основанием для придания рублю статуса общей валюты всех стран ЕАЭС. Тому есть две причины.

Во-первых, формирование архитектуры и составаучастников ЕАЭС ещё не окончено, а валютный союз является завершающим этапом международной интеграции, только после успешного становления союза экономического, о котором пока рано говорить.

Во-вторых, существует понятие «оптимальной валютной зоны»6, для которой должны выполняться обязательные условия, например:

• схожесть темпов инфляции и экономического роста, структуры экономик и уровня развития, величины внешнего долга, условий конкуренции;

• высокая взаимная зависимость во внешней торговле;

• развитые финансовые рынки;

• согласованная бюджетная и фискальная политика;

• совместимая или единая платёжная система и т. д.

Если эти условия не выполняются, то более сильная в экономическом отношении страна станет постоянным донором финансовых ресурсов (и зачастую политической воли), что можно наблюдать на примере ЕС,

Несмотря на то что большая часть расчётов осуществляется в рублях, сами эти расчёты на сегодняшний день не превалируют в структуре российской внешней торговли, а потому использование рубля как единой валюты ЕАЭС по меньшей мере преждевременно.

Определение доли национальной валюты по ликвидности валютного курса

Ещё одной точкой зрения на формирование общей валюты или расчётной единицы для ЕАЭС является подход, согласно которому доля каждой из национальных валют в общей расчётной единице, или в корзине, на базе которой будет сформирована общая валюта, должна учитывать ликвидность валюты и волатильность (изменчивость) валютного курса.

6 Mundell R.. A. Theory of optimum currency areas // American Economic Review. 1961. № 53. P. 657-665.

Ликвидной считается такая валюта, которая не меняет курс при осуществлении крупных сделок с ней, т. е. ликвидная валюта способна выдержать «атаки» без изменения курса.

Изменчивость валютного курса принято считать мерой вязкости валютного рынка, и чем она ниже, тем более ликвидной считается валюта.

По этому принципу осуществляются расчёты, которые позволяют сформировать базис общей валюты ЕАЭС по принципу обеспечения минимальной волатильности, а, следовательно, ожидается, что такая валюта окажется ликвидной.

К примеру, в одной из работ приведена следующая примерная структура корзины, составляющей базу общей валюты (пересчитано по курсу в российские рубли) на основе расчёта сводного мультипликативного индекса Джевонса: армянский драм — 1,35 руб., казахский тенге — 5,36 руб., киргизский сом — 1,09 руб., российский рубль — 1,036 руб., белорусский рубль — 8163 руб.7

Для обоснования структуры единой валюты ЕАЭС такая методика представляется неприменимой, поскольку, во-первых, валюты региона не являются полностью независимыми от рубля; а, во-вторых, применение такой методики определения структуры валютной корзины можно считать про-цикличным — если ликвидность рубля (оцененная по западным методикам) сокращается, то сокращается и доля рубля в структуре общей валюты, следовательно, рубль девальвируется, обесценивая весь объём региональной торговли, что, в свою очередь, может привести к дальнейшему ослаблению рубля, а за ним — и всех остальных валют региона.

Кроме того сама методика оценки вклада в общую валюту на основании строго рыночных данных об изменчивости валютного курса представляется синтетической и оторванной от модели воспроизводства как в стране, так и в регионе в целом. Если объединение в валютном секторе совершается для обеспечения индустриализации производства, то фиктивные показатели ликвидности не могут быть основой для принятия столь важных экономических и политических решений, как определение структуры единой валюты.

Переводный рубль с частичной монетизацией

Перед построением валютно-финансовой системы общего рынка ЕАЭС стоит важнейшая стратегическая задача — придание геополитическим мотивам формирования общих рынков способности приносить экономическую выгоду сторонам, т. е., возможность формирования ресурсной базы

7 Назарова Ю. А. Построение коллективной валютной корзины стран ЕАЭС // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/postroenie-kollektivnoy-valyutnoy-korziny-stran-eaes

для индустриализации, управление издержками за счёт эффекта масштаба, сокращение трансакционных затрат от изменчивости курса доллара и последующего бегства ликвидности.

Кроме того валютная инфраструктура должна устанавливать такие принципы взаимоотношений с третьими странами, которые позволят пресечь сепаратистские модели установления финансовой и инфраструктурной зависимости, используемые восточными странами в операциях со странами ЕАЭС.

Более состоятельной и обоснованной с методологической и практической точек зрения выглядит идея о возможности использования опыта СЭВ в формировании коллективной расчётной единицы — переводного рубля с частичной монетизацией золота в валютной системе ЕАЭС8. В указанной работе предлагается введение расчётной валютной единица — еакю* (по принципу и подобию экю) на основе возможности конверсии внешних официальных пассивов в золото, что обусловлено наличием золотодобывающих стран в ЕАЭС. В дальнейшем предполагается введение и реальной общей валютной единицы (евраза), а также расширение сферы применения данной валюты от ЕАЭС к странам БРИКС и другим стратегическим партнёрам Союза.

При этом в работе также содержится ремарка о необходимости формирования резервного валютного фонда, поскольку привязка национальных валют к золоту запрещена действующей ныне ямайской валютной системой, а, следовательно, может спровоцировать отказ МВФ от кредитования стран, поддержавших данную инициативу.

В этом контексте можно вспомнить Пул условных валютных резервов (БРИКС), а также Многостороннюю инициативу Чианг Май (АСЕАН+3). Фонд первого резерва составляет 100 млрд долл., второго — 240 млрд долл. Средства обоих фондов могут быть представлены участникам в соответствии с размерами их квот в форме своп-линий в случае временных трудностей с ликвидностью или спекулятивных атак на национальные валюты.

Обе инициативы являются зависимыми от политики МВФ, и в случае несоответствия страны требованиям МВФ для получения финансирования может быть предоставлено лишь 30% от общей суммы лимита финансовой помощи. Покупка свопа фактически означает обмен своей валюты на доллары США для поддержания необходимого уровня ликвидности. В этом проявляется элемент процикличности, т. е. в случае возникновения спекулятивных атак на национальные валюты или при возникновении возможности такой атаки (в случае предупредительных своп-линий) в качестве

8 Кузнецов В. С. Валютный союз — будущее ЕАЭС // URL: https://cyberlenmka.ru/artide/v/ valyutnyy-soyuz-buduschee-eaes

* Eurasian currency unit.

меры реагирования выступает операция, направленная на изменение уровня волатильности, а, следовательно, ликвидности национальной валюты. Такой «косметический ремонт» может привести только к усугублению фундаментальных валютных проблем и не может быть в действующем виде положен в основу функционирования валютной системы общих рынков ЕАЭС.

При функционировании валютной расчётной единицы ЕАЭС атаки на национальные валюты следует не отражать, а исключать как таковые, поэтому на первом этапе развития общей экономики ЕАЭС, а именно — на этапе формирования общих энергетических рынков, предлагаем локализовать систему взаиморасчётов, исключив или сведя к минимуму возможность влияния на не спекулянтов извне. Иными словами необходимо сформировать «инкубатор» для общей расчётной единицы до тех пор, пока не появится возможность широкого использования полноценной валюты на базе укрепившейся расчётной валютной единицы.

Модель общей валюты

Модель общей валюты в рамках этапа евразийской интеграции, соответствующего развитию общих энергетических рынков, может быть дана следующим образом.

Для обеспечения экономической целесообразности введения общей валютной расчётной единицы — еакю в валютно-финансовую модель общего рынка должны быть вписаны не только преимущественные продавцы энергетических ресурсов из стран ЕАЭС, но и их ключевые покупатели. Поскольку интересы России и Китая в вопросе максимально возможного исключения долларов из международных расчётов сходятся, то на первоначальном этапе развития следует ориентироваться на восточные страны, а, следовательно, доступ к формированию базы еакю должны получить также страны-покупатели энергетических ресурсов в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта ЭПШП (Экономический пояс Шёлкового пути). В качестве претендентов на включение в новую валютную систему могут выступать страны ШОС и БРИКС с возможностью будущего полноправного членства стран АСЕАН, МЕРКОСУР, а также ЕС в создаваемой валютной системе.

Валютная система должна быть основана на возможности конвертации принявших её стран в золото. Существует два возможных варианта: в первом варианте золото физически перемещается в хранилище формируемого фонда, во втором — золото депонируется на счётах центральных банков и может быть использовано только для обеспечения исполнения принятых обязательств по конвертации валюты в золото. Второй вариант представляется менее затратным и более безопасным в современных условиях.

Золотой резерв, предоставленный каждой из стран-участников валютной системы (независимо от принадлежности к ЕАЭС), определяет размер квоты на использование еакю в расчётах на общих энергетических рынках Союза. Квоту получает правительство каждого государства-участника валютного союза с возможностью последующей перепродажи её в своей стране с использованием национальной валюты. Курс каждой национальной валюты должен быть фиксированным по отношению к еакю, зависеть от уровня инфляции в стране, доходов на душу населения, индекса производства промышленной продукции и прочих макроэкономических параметров. Должна быть установлена периодичность пересмотра курсов национальных валют. Привязка к показателям МВФ представляется ненужной. Обратная продажа квоты еакю извне системы общего рынка может осуществляться только в валютах, конвертация в золото возможна только по результатам участия в совершении операций на общих энергетических рынках, то есть «внутри системы».

Включение конкретного участника в валютную систему осуществляется путём внесения записи на его счёт в соответствии с количеством имеющихся у него еакю. Все совершаемые расчёта осуществляются с применением клиринговой палаты сальдированием операций за расчётный период и отражением результатов на счетах участников.

Обеспечивается мгновенный информационный обмен между конкретной биржей, на которой фиксируются сделки, и клиринговой палатой валютной системы для своевременного списания средств со счёта контрагента.

Поскольку валютная система должна быть развитой, то должна быть обеспечена возможность постоянного обращения валюты. Если же еакю будет обслуживать лишь операции экспорта энергетических ресурсов, то их движение будет однонаправленным, что противоречит самой идее рыночного обращения. По этой причине, если счёт компании в еакю был увеличен в результате продажи любого сырьевого товара, то эти средства могут быть использованы для приобретения в странах-партнёрах, либо внутри страны оборудования, материалов и технологий, необходимых для опережающего промышленного развития. Иными словами валютная система, основанная на общих энергетических рынках, должна использоваться для индустриального развития общества, а в противном случае её введение останется лишь геополитическим манёвром, не имеющим под собой экономического основания.

Кроме того квоту еакю для страны увеличивает и та часть вывозных таможенных пошлин, которая формирует резервный фонд и фонд реинвестирования ренты. Эти средства также могут быть направлены на развитие промышленности в соответствии с утверждаемым планом технического перевооружения и модернизации.

Таким образом, архитектура валютной системы должна поспособствовать отказу от доллара и ренты в чистом виде как источников финансовой нестабильности в мире и способствовать максимальному производительному использованию полученных средств для формирования для индустриализации экономики.

Компании, получающие доходы в еакю и не осуществляющие расходов в данной валютной системе, могут продать причитающуюся им сумму в национальной валюте по заранее установленному фиксированному курсу. Для сохранения золотых запасов представляется необходимым устанавливать фиксированный курс на несколько завышенном по сравнению с рыночной ценой золота уровне. Для предупреждения негативного влияния спекулятивных атак на золото и формирования «широких спредов» при обменах необходимо законодательно ограничить возможность спекуляций с еакю. Для этого расчётная единица должна быть совершенно бесполезной вне валютной системы. Возможность конвертации еакю должна предоставляться лишь при условии получения дохода в данной валюте, т. е. для того, чтобы обменять расчётную единицу на золото, эта расчётная единица должна быть заработана. Такая ситуация обеспечит стимулирование страны к предоставлению льгот и субсидий на поставки высокотехнологичного оборудования и услуг для нефте- и газодобывающих стран.

В свою очередь, эти льготы должны стать стимулом для компаний-поставщиков энергетических ресурсов, сохранять средства в валютной системе и не использовать активно операции по конвертации в золото. При этом обмен еакю на национальные валюты должен осуществляться беспрепятственно, поскольку в национальных валютах по-прежнему осуществляются текущие расходные операции (выплата заработной платы, приобретение комплектующих и сырья и т. д.)

Следует ввести полный запрет на использование еакю для покупок первичных и производных финансовых инструментов. Более того на энергетических биржах и энергетических хабах предлагается полностью отказаться от применения производных финансовых инструментов. Вместо этого следует использовать систему штрафов и динамического ценообразования по долгосрочным контрактам. Иными словами при возникновении дисбалансов между спросом и предложением или при возникновении перегрузок, потерь или сбоев в поставках необходимо обеспечить автоматическую корректировку в операциях по счетам агентов в валютной системе с отнесением всех спорных сумм в соответствующий резервный фонд, откуда выплачиваются компенсации сторонам, чьи интересы оказались ущемлены. Таким образом, принцип использования производных финансовых инструментов для балансирования энергетического рынка сохраняется, но использование средств этих рынков осуществляется более адресно.

Для осуществления операций купли-продажи еакю, обменных, конверсионных и прочих операций между конкретными компаниями или органами государственной власти и валютной системой в каждой стране-участнице один или несколько банков должны получить разрешение на осуществление соответствующих операций. Аккредитованные в системе банки также могут осуществлять кредитно-депозитные операции в еакю, однако средства, полученные в кредит, не могут быть конвертированы в золото до полного погашения кредита. При этом погашение кредита может осуществляться в национальной валюте или еакю по выбору заёмщика, процент на заимствования при условии погашения в еакю должен быть снижен.

Иные финансовые агенты не могут быть допущены на общий валютный рынок, во всяком случае на начальных этапах его функционирования.

Если третьи страны, например, страны Евросоюза, будут приобретать энергетические ресурсы на общих рынках ЕАЭС, то для них возможно открытие транзитных счетов в обслуживающих валютную систему банках. Для открытия транзитного счёта третья страна должна приобрести в валюте страны-экспортёра определённую сумму еакю под конкретную биржевую операцию купли-продажи энергетических ресурсов. После совершения операции счёт закрывается. Если же третьи страны проявят интерес к полноправному участию в валютной системе с возможностью осуществления поставок оборудования и услуг через механизм общего рынка, то они должны подписать и ратифицировать соответствующее соглашение и принять на себя обязательства по конвертации национальной валюты в золото по установленному курсу.

В случае вступления новых членов в валютную систему курсы могут быть пересмотрены с учётом изменения валютной корзины еакю.

Отсутствие в системе финансовых посредников, кроме минимально необходимых банков, позволит сократить уровень трансакционных издержек и повысит уровень прозрачности совершаемых операций.

Предлагаемая архитектура обусловлена необходимостью обеспечения возможности:

а) обхода антироссийских санкций на поставки высокотехнологического оборудования;

б) продуктивного использования рентных доходов;

в) противостояния фиктивному капиталу в целом и доллару США как его символу, в частности;

г) грамотного управления издержками — стимулированием продавцов технологического оборудования и услуг к предоставлению скидок;

д) подключения к системе стран со всего континента и формирования устойчивого спроса на еакю со стороны стран, не входящих в валютный союз ЕАЭС.

Список литературы

Динец Д. А. Пороки мировой финансовой системы как тормоз экономического прогресса: пути преодоления // Инновации и инвестиции. 2018. № 8. С. 57—62.

[Dinec D. A. Poroki mirovoj finansovoj sistemy kak tormoz ehkonomicheskogo progressa: puti preodoleniya // Innovacii i investicii. 2018. № 8. S. 57-62]

Динец Д. А. Фиктивный капитал как продукт финансового капитала и самостоятельное явление современного капитализма // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 65-70.

[Dinec D. A. Fiktivnyj kapital kak produkt finansovogo kapitala i samostoyatel'noe yavlenie sovremennogo kapitalizma // Innovacii i investicii. 2017. № 6. S. 65-70]

Конотопов М. В., Динец Д. А., Сокольников М. А. Международный транспортные коридоры и участие стран ЕАЭС в условиях трансрегионализации // Постсоветский материк. Специальный выпуск. Геоэкономика энергетики. 2018. № 1. С. 125-141.

[Konotopov M. V., Dinec D. A., Sokol'nikov M. A. Mezhdunarodnyj transportnye koridory i uchastie stran EAEHS v usloviyah transregionalizacii // Postsovetskij materik. Special'nyj vypusk. Geoehkonomika ehnergetiki. 2018. № 1. S. 125-141]

Кузнецов В. С. Валютный союз — будущее ЕАЭС // URL: https://cyberleninka. ru/article/v/valyutnyy-soyuz-buduschee-eaes

[Kuznecov V. S. Valyutnyj soyuz — budushchee EAEHS // URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/valyutnyy-soyuz-buduschee-eaes]

Назарова Ю. А. Построение коллективной валютной корзины стран ЕАЭС // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-kollektivnoy-valyutnoy-korziny-stran-eaes

[Nazarova YU. A. Postroenie kollektivnoj valyutnoj korziny stran EAEHS // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-kollektivnoy-valyutnoy-korziny-stran-eaes]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_9828#CheckedItem

[Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. Statistika vneshnego sektora // URL: http:// www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_9828#CheckedItem]

Mundell R. A. Theory of optimum currency areas // American Economic Review. 1961. № 53. P. 657-665.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.