УДК 004.942 DOI: 10.17213/0321-2653-2018-4-11-18
ОБЩАЯ СХЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
© 2018 г. Д.В. Гринченков, А.С. Гончаров
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
A GENERAL SCHEME OF SOLVING THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF LOGISTICS ON THE BASIS OF COGNITIVE MODELING
D.V. Grinchenkov, A.S. Goncharov
Platov South Russian State Polytechnical University (NPI), Novocherkassk, Russia
Гринченков Дмитрий Валерьевич - канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: [email protected]
Гончаров Александр Сергеевич - аспирант, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: goncharov_a_c @mail.ru
Grinchenkov Dmitriy Valerievich - Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Head of Department «Software Computer Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
Goncharov Alexander Sergeevich - Graduate Student, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
Анализируется эффективность постановки задачи управления развития в условиях влияния внешней среды с использованием SWOT-анализа на когнитивной модели ситуации и общая схема их решения. Смоделирована схема плана мониторинга развития системы с включением данных задач. Описана общая схема управления и мониторинга слабоструктурированной ситуации с поддержкой ее отдельных этапов подходами и методами на основе когнитивных карт. Рассматривается возможность применения в решении практических задач анализа и прогнозирования динамики так называемых формальных когнитивных карт. Анализируется практическое применение функциональных когнитивных карт в виде графа причинно-следственных влияний между факторами ситуации, где все факторы представлены переменными и всем зависимым факторам приписаны функции агрегирования влияний. Смоделирована схема когнитивной карты развития кадрового состава университета.
Ключевые слова: постановка задач управления; когнитивная карта; формализованный мониторинг; диагностирование проблем; образовательные программы; учебно-методический комплекс; когнитивная модель ситуации; функциональные когнитивные карты; причинно-следственные влияния; функции агрегирования; схема когнитивной карты развития; целевой образ системы.
The article analyzes the effectiveness of the problem of development management under the influence of the environment using SWOT-analysis on the cognitive model of the situation and the General scheme of their solution. The scheme of the plan of monitoring of development of system with inclusion of these tasks is simulated. The General scheme of management and monitoring of a semi-structured situation with support of its separate stages by approaches and methods on the basis of cognitive maps is described. The possibility of application, in
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
the solution ofpractical problems of the analysis and forecasting of dynamics, so-called formal cognitive maps is considered. The practical application of functional cognitive maps in the form of a graph of causal effects between the factors of the situation, where all factors are represented by variables and all dependent factors are assigned to the function of aggregation of effects, is analyzed. Simulated diagram of the cognitive maps the development of the staff of the University.
Keywords: setting management tasks; cognitive map; formalized monitoring; diagnosing problems; educational programs; educational-methodical complex; cognitive model of the situation; functional cognitive maps; causal effects; aggregation functions; scheme of cognitive map of development; target image of the system.
Введение
В ходе поддержки формирования, реализации и изменения стратегии развития материально-технического обеспечения образовательных программ, реализуемых в университете, одну из главных ролей играет стратегический анализ и мониторинг, основное назначение которого состоит в отслеживании достижения стратегических целей развития системы образования в условиях изменяющейся внешней среды.
При этом стратегический мониторинг ориентирован на своевременное выявление:
1) благоприятных и негативных изменений среды;
2) изменений свойств самой системы (ее преимуществ и недостатков), которые могут повлиять на реализацию принятой стратегии развития.
Современные ситуации существенно усложнились, они характеризуются быстрой изменчивостью, взаимодействием множества разнородных и междисциплинарных факторов (внутриполитических, социально-экономических, научно-технических и технологических и др.). Существенная часть таких факторов трудно формализуема, так как их измерение является сложной проблемой, а их взаимодействие в ситуации зачастую носит неочевидный характер (такие ситуации будем называть слабоструктурированными).
Схема организации стратегического управления и мониторинга слабоструктурированной ситуации с поддержкой отдельных этапов подходами и методами с применением когнитивных карт может быть реализована на основе анализа прикладных российских публикаций в области стратегического управления (труды З.К. Авдеева, С.В. Ковриги, И.А. Лаврова, В.А. Садовниче-го, подробно описанные в [1 - 3]. Такая схема включает:
- подход к диагностированию проблем развития системы, результатом которого является диагностическая карта проблемной ситуации [2], в которой определены проблемные факторы ситуации и факторы - причины проблем, а также
активные субъекты, связанные с проблемной ситуацией;
- подход к SWOT-анализу на когнитивной модели ситуации [4].
Учитывая сложность, трудную формализуемость современных требований, целесообразно использовать для решения зарекомендованные методы анализа и прогнозирования развития систем на основе моделирования ситуаций, представимых в виде когнитивных карт.
Формализованный план мониторинга ситуации
На рис. 1 приведена общая схема управления и мониторинга слабоструктурированной ситуации с поддержкой его отдельных этапов подходами и методами на основе когнитивных карт. В основе предложенной процедуры лежит когнитивная модель ситуации, в которой проблема представлена в виде структуры причинно-следственных влияний между факторами внутренней среды развития материально-технического обеспечения образовательных программ, реализуемых в университете X"' (с выделением целевых факторов развития системы и желательным направлением их изменения, С= (Xе, ЩХС)) и факторами внешней среды Xе*'. Модель строится и корректируется в ходе наблюдения и анализа ситуации с учетом значимых изменений в ней [2].
Процесс мониторинга ситуации состоит из следующих этапов:
Этап 1. Определение и диагностирование проблемной ситуации на базе предложенного подхода, который включает следующие шаги:
1. Определение проблемной ситуации, которая представляется набором проблемных факторов Р={р,}, Рс Xе с Хм, по которым происходит анализ развития, заданного вектором оценок динамики на целевых факторах.
Под набором проблемных факторов будем понимать наличие информационного обеспечения, вычислительных мощностей объекта, а также учебно-методический комплекс рассматриваемого объекта образовательного процесса.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
Когнитивная модель ситуации
Когнитивная карта ситуации К (X, А, /)
Целевой образ развития СЭС, С(ХС , Й(ХС))
Множество активных субъектов ситуации {AS}
Начальное состояние ситуации Х(0)
Построения и редактирование когнитивной модели ситуации
Диагностическая карта проблемной ситуации
DC = (P, X,eg (P, Lreas), T(P), ASP
Факторы Х р05 , воздействия на которые способствует достижению У, ХТр05 =иТр05 и Отро» где Иро - факторы активного управления, ОТр05- факторы пассивного управления
Ситуация определена
Ситуация не определена
Постановка и решение задач управления
Задачи управления с учетом влияния внешней среды
Другие задачи
Х
Y
pos
Определение достижимого состояния ситуации относительно Y при найденных XY pos
1Z
[ Коррекция стратегии развития СЭС
Плановая реализация стратегии развития СЭС
Рис. 1. Общая схема управления и мониторинга / Fig. 1. General management and monitoring scheme
На когнитивной модели ситуации, описывающей причинно-следственные связи между факторами ситуации и функцией динамики факторов, отклонения определяются относительно установившегося состояния из заданного Х(0). При этом данный подход предполагает использование линейной, асимптотически устойчивой когнитивной модели ситуации.
2. Диагностирование факторов - причин проблем Х^, из числа факторов внутренней среды X"' и внешней среды Xх'.
3. Уточнение типа проблем, связанных с взаимодействием и неблагоприятным влиянием внешней среды. При этом проблемная ситуация является однородной, если обусловлена причинами одного типа, или разнородной - при их сочетании.
4. Определение структуры проблемной ситуации с учетом структуры когнитивной карты ситуации, связанной с прямым и опосредованным (косвенным) взаимодействием проблемных факторов между собой и факторами - причинами проблем.
В результате выполнения этапов мониторинга формируется диагностическая карта проблемной ситуации, в которой сводятся результаты 1 - 4 этапов идентификации и диагностирования.
При отсутствии проблем проводится плановая реализация стратегии развития материально-технического обеспечения образовательных программ, продолжаются наблюдения и анализ ситуации с целью выявления значимых изменений для последующей коррекции модели ситуации. В рамках данной работы задача стратегического мониторинга сводится к обеспечению отклонений (в требуемых направлениях) в установившихся значениях проблемных факторов от их значений в начальном состоянии модели. Это допустимо только когда когнитивная модель, построенная по когнитивной карте, является линейной и асимптотически устойчивой [4].
Этап 2. В зависимости от типа выявленных проблем могут ставиться разные задачи управления.
Независимо от вида решаемой задачи общая схема постановки состоит в следующем: в зависимости от типа проблемной ситуации найти такие факторы позитивного исхода Х7^ на выделенный локальный вектор непротиворечивых целевых факторов У с Р, чтобы совокупные исходы ХГро$ на У превышали негативные совокупные исходы Xпея на У.
В общем случае допускается, что ХГрШ может частично способствовать достижению целей
ситуации или ХГрШ = 0, что свидетельствует о невозможности достижения У.
Этап 3. Моделирование определения достижимого состояния ситуации относительно У при найденных X Уро$. Полученные результаты передаются в блок коррекции стратегии развития образовательных программ, а также на новый цикл процедуры формализованного мониторинга [5].
Когнитивная модель ситуации
Модель представляет собой когнитивную карту, дополненную начальными условиями и некоторыми другими параметрами.
Когнитивные карты являются продуктом когнитивных преобразований первичного (внутреннего) представления людей на формальный язык. Значимое представительство среди них образуют функциональные карты.
Функциональная когнитивная карта - модель ситуации в виде графа причинно-следственных влияний между факторами ситуации, где все факторы представлены переменными и всем зависимым факторам приписаны функции агрегирования влияний. Вид этой функции различен в разных моделях, но во всех случаях параметрами функции являются веса влияний.
Для решения практических задач анализа и прогнозирования динамики слабоструктурированных ситуаций, как правило, применяются так называемые формальные когнитивные карты. Такие карты вычислимы и позволяют использовать формальные методы (имитационное моделирование, аналитические методы) [6, 7].
Когнитивная карта может включать входные условно независимые факторы, динамика которых определяется только внешним воздействием, и зависимые факторы [5]. Среди зависимых факторов выделяют (/) пассивные, динамика которых определяется причинно-следственным влиянием факторов-причин, и (») смешанные, динамика которых определяется причинно-следственным влиянием факторов-причин и внешним воздействием (например, управлением).
На рис. 2 представлен фрагмент когнитивной карты развития кадрового состава университета (КСУ). Пунктирными стрелками обозначены границы выделенного фрагмента. Входные факторы выделены прямоугольниками. Факторы с входящими пунктирными стрелками отнесем к смешанным.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
Рис. 2. Фрагмент когнитивной карты развития КСУ / Fig. 2. Fragment of the cognitive map of the University staff development
Когнитивная модель ситуации включает кортеж параметров [8]: Мх =<К/ (X А, /); С(ХС, Я(ХС)); {АХ}(И}С, Ни)}; Х(0); 0(0), где К/(X, А, / - когнитивная карта ситуации, в которой X = (х1,..., хп) = (X"íuXX) - множество факторов внутренней (X"*) и внешней среды (Xх) системы; А = [%] - матрица ЫхМ взаимовлияний факторов, в которой ще [-1; 1] - вес влияния фактора х, на фактор х/,/ - функция, определяющая правило изменения значений факторов.
Необходимо отметить, что принадлежность факторов к внутренней или внешней среде исследуемой ситуации является лишь признаком, по которому они разделяются в когнитивной карте; функция динамики факторов от этого не меняется. Среди факторов внешней среды могут быть также зависимые факторы смешанного типа [9]; С= (Xе, ^(ХС)) - целевой образ системы, характеризующий желательные направления изменения системы, где ХС - подмножество целевых факторов, X с X"*; Я(ХС) - вектор оценок динамики факторов (ОДФ), определяющих желательные направления изменения целевых факторов с позиции субъекта управления и формально представляется как
r (X)=
+1, если желателен рост xf, 1-1. если желательно падение значений xf;
{АХ} - множество активных субъектов, влияющих на ситуацию; каждый АХ, задан на подмножестве факторов X, включая факторы Иаж, характеризующие область его интересов, и факторы ИАж, которыми он управляет; Х(0) - начальное состояние, в котором
¡Ф 0, если х, е X', X'СХ, * (0)= \ '
{= 0, если х, е X / X';
где X - подмножество факторов из числа входных и/или смешанных факторов карты (принадлежащих внутренней и/или внешней среде), в которых в момент времени * = 0 наблюдаются начальные изменения, а остальные факторы X /X равны 0. Значение 0 - это условное модельное значение фактора. Содержательно X(0) характеризует состояние ситуации, в которой в момент времени * = 0 в каждом факторе из X наблюдается скачок, отражающий прирост значения фактора [3]. При этом предполагается, что до X(0) достаточно долгое время значения всех факторов Х не изменяются (или их изменением в грубом приближении можно пренебречь), условно обозначим XI-!) = 0.
И наконец, 0(0) - вектор дополнительных внешних воздействий [10] (например, управлений), подаваемых на некоторый набор факторов из числа входных или смешанных, в случае
моделирования различных вариантов изменения ситуации в состоянии Х(0).
В карте Kf функция f задает правило изменения произвольного фактора Xi в любой дискретный момент времени t> 0:
f: х^ (t + 1) = x (t) + ^^flj (Xi (t) - Xj (t -1) + gi (t)), (1)
где gi(t) = gi(0) при t = 0, а gi(t) = 0 при t > 0; Xj(t) = 0 при t < 0; Xi(0), gi(0) e [-1, 1].
C учетом заданной функции (1) состояние ситуации в любой дискретный момент времени t > 0 определяется по формуле
X(t +1) = Q(t)X(0) + Q(t)G(0),
где Q(t) = EN + A + A2 + ... + A' [4].
Ограничимся рассмотрением таких карт, у которых собственные значения матрицы A содержатся внутри окружности единичного радиуса на комплексной плоскости, тогда
Q = Нт^ Q(t) = (En - A)-1.
Матрицу Q назовем матрицей интегральных влияний, так как ее элементы характеризуют все прямые и опосредованные влияния, которым подвержен каждый фактор когнитивной карты с функцией вида (1).
В рамках описанной модели задача формализованного мониторинга рассматривается в асимптотической постановке, когда проблемные факторы определяются как отклонения от установившего состояния ситуации.
Исходя из этих предположений расширяется диапазон анализа вариантов возникновения проблемной ситуации. Полученные решения целесообразно использовать при выявлении значимых изменений в ситуации при текущем мониторинге. Это открывает дополнительные возможности своевременного пересмотра и коррекции стратегии развития системы.
Постановка задач управления развитием системы на основе SWOT-анализа когнитивной модели ситуации
В общем виде SWOT-анализ (Strengths -сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) сводится к экспертному определению сильных и слабых сторон СЭС, возможностей и угроз (опасностей) внешней среды и формированию матрицы «Окно возможностей». В этой матрице на пересечении строк и столбцов экспертно оценивается значимость каждого сочетания возмож-
ностей и сильных сторон, угроз и сильных сторон и т.д. На основании полученных оценок вырабатывается комплекс стратегических мероприятий по развитию СЭС [4].
SWOT-анализ проводится как на основе неформальных процедур (мозговых штурмов), так и формальными методами с привлечением теории экспертного оценивания, теории нечетких множеств и т.д. При этом практики и исследователи отмечают ряд недостатков этой методологии.
С точки зрения прогнозирования развития учебного процесса, существенные недостатки SWOT-анализа для целей стратегического планирования и управления состоят в следующем:
- результатом ситуационного анализа являются статические характеристики, тогда как для формирования и коррекции стратегии развития объекта в цикле управления важен анализ динамических характеристик ситуации;
- как правило, SWOT-матрица включает множество разнородных факторов, однозначно оценить природу связей между которыми разнопрофильным специалистам, привлекаемым к анализу, затруднительно;
- стандартная процедура SWOT-анализа предполагает, что внешняя среда влияет на объект, но не учитывает:
а) возможность влияния самого объекта на среду;
б) опосредованное влияние объекта самого на себя через внешнюю среду;
в) взаимодействие между факторами внешней среды (возможностями и угрозами) в интересах развития объекта.
Для преодоления указанных недостатков будем проводить SWOT-анализ на когнитивной модели ситуации, включающей факторы внешней и внутренней среды системы. Данный подход опирается на анализ структурных свойств когнитивной карты ситуации. В основе этого анализа лежит:
а) определение интегральных (непосредственных и опосредованных) влияний изменения одних факторов на изменения других факторов в карте;
б) выявление характера (благоприятного или негативного) интегрального влияния текущей динамики факторов (в состоянии Х(0)) на желательную динамику факторов для выделения факторов, относящихся к сильным и слабым сторонам системы, возможностям и угрозам внешней среды, и весов интегральных влияний факторов из различных групп друг на друга [2].
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
В результате возможно формирование разных вариантов достижения желательной динамики по факторам, определяющим цели развития системы, путем сочетания факторов из разных групп (сильные или слабые стороны системы, возможности, угрозы внешней среды) с наибольшим весом интегрального влияния на достижение целей развития.
Постановка задачи
Пусть даны:
Q - матрица интегральных влияний факторов когнитивной карты;
У - вектор целей, УсРсХСсХ*"'; Я(У) - вектор ОДФ; ХТ"ег - факторы - причины негативного влияния на У, с Х.
Требуется найти такие факторы Х
с X,
воздействия на которые могут противодействовать нежелательным изменениям факторов - причин Х Уе и/или способствовать изменению У в желательном направлении (в соответствии с Р(У)) [10].
В зависимости от используемого механизма достижения целей - противодействие и/или компенсация - могут уточняться постановки задач управления развитием системы с учетом выявленных факторов негативного влияния.
При механизме противодействия ищутся
такие факторы хр^п С Х^ох, воздействие на которые способствует желательному изменению У путем устранения негативного воздействия факторов ХУтг на У, т.е. являются факторами прямого влияния на ХУЖЯ.
При механизме компенсации возможно лишь нивелирование действия негативных факторов. В этом случае ведется поиск таких факторов хрЦп С Х^ох, воздействие на которые способствует желательному изменению У в условиях сохраняющегося негативного изменения факторов-причин ХТ"ег.
Смешанный вариант предполагает сочетание обоих механизмов достижения целей при нахождении Х^.
Задача считается решенной, если находится такое множество факторов Х^, воздействие на которые способствует изменению всех У в желательном направлении и при этом суммарный вес интегральных влияний превышает суммарный вес интегральных влияний ХУЖЯ.
В общем случае допускается, что Х
мо-
жет частично способствовать достижению целей ситуации или ХГрШ Ф 0, что свидетельствует о
невозможности достижения У. Это может быть обусловлено как наличием противоречий между целевыми факторами, так и слабым влиянием или отсутствием в когнитивной карте факторов, способных
а) противодействовать Хтшг или
б) компенсировать своим влиянием на У негативное влияние Хтшг. (Принципиально возможность достижения вектора целей при наличии противоречий допускается под действием механизма компенсации).
Если возможность достижения целей не найдена (ХУо =0), то полученные результаты включаются в диагностическую карту для последующего анализа с целью поиска дополнительных факторов в проблемной ситуации в соответствии с предложенным подходом к диагностированию. При частичном достижении целей либо проводится дополнительное диагностирование проблемной ситуации (как в первом случае), либо могут приниматься компромиссные решения, которые учитывают интересы субъекта управления (ЛПР) системой. Например, в случае ограниченных ресурсов управления можно принять стратегию частичного достижения целей с последующим анализом и диагностированием ситуации уже в новых условиях.
Заключение
Возможности формализованного плана мониторинга ситуации не ограничиваются только выявлением и диагностированием проблем, вызванных текущими изменениями в ситуации. Допускается возможность анализа потенциальных проблем в достижении стратегических целей при различных предполагаемых вариантах изменений во внешней среде. В ходе решения предполагаемых задач можно искать не только способы разрешения проблемных ситуаций с учетом известных исходных данных, но выдвигать различные гипотезы о динамике факторов ситуации, по которым отсутствуют наблюдаемые данные. Исходя из этих предположений расширяется диапазон анализа вариантов возникновения проблемной ситуации. Полученные решения целесообразно использовать при выявлении значимых изменений в ситуации при текущем мониторинге. Это открывает дополнительные возможности своевременного пересмотра и коррекции стратегии развития системы в целях достижения оптимального результата.
роз
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
Литература
1. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. М.: ИСПИ РАН, 2012. 359 с.
2. Авдеева З.К., Коврига С.В. Диагностирование проблемных ситуаций в развитии сложных систем на основе когнитивных карт // Управление большими системами. 2013. № 42. С. 5 - 28.
3. Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. ФИЗМАТЛИТ: 3-е изд., 1995. С. 10 - 81.
4. Коврига С.В. Методические и аналитические основы когнитивного подхода к SWOT-analysis // Проблемы управления. 2005. № 5. С. 58 - 63.
5. ИАрт //суЬег1етпка.ги/аг11с1е/у/роЛо^к-ро81йпоуке-7а11асЬ-uprav1eniya-na-kognitivnoy-mode1i-strategicheskogo-monito-п^а (дата обращения 13.09.2018)
6. Мохов В.А., Сильнягин Н.Н. Интегрированный алгоритм когнитивной оценки и выбора оптимального варианта онтологической модели // Инженерный вестн. Дона. 2011. Т. 18. №. 4. С. 351 - 356.
7. Клишина Ю.С., Мохов В.А., Наугольнов О.А. Система интегрированной оценки и сравнения онтологических моделей // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2018. №. 3 (199). С. 34 - 41.
8. https://studme.org/1186112625057/menedzhmen1/osnovnye_zad achi_mode1i_metody_1ehno1ogii_kognitivnogo_mode1irovaniya (дата обращения 13.09.2018)
9. Ланкин В.Е., Горелова Г.В., Сербин В.Д., Арутюнова Д.В. Исследование и разработка организационных систем управления в высших учебных заведениях: монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 178 с.
10. Григорьев В.В., Быстров С.В., Бойков В.И. Цифровые системы управления. СПб., 2011. С. 20 - 36.
References
1. Sadovnichii V.A., Akaev A.A., Korotaev A.V. Modelirovanie i prognozirovanie mirovoi dinamiki [Modelling and forecasting world dynamics]. Moscow: ISPI RAN, 2012, 359 p.
2. Avdeeva Z.K., Kovriga S.V. Diagnostirovanie problemnykh situatsii v razvitii slozhnykh sistem na osnove kognitivnykh kart
[Diagnosing the problem situations in the development of complex systems based on cognitive maps]. Upravlenie bol'shimi sistemami, 2013, no. 42, pp. 5 - 28. (In Russ.)
3. Lavrov I.A., Maksimova L.L. Zadachi po teorii mnozhestv, matematicheskoi logike i teorii algoritmov [Problems in set theory, mathematical logic and algorithm theory]. Moscow: FIZMATLIT, 1995, 246 p.
4. Kovriga S.V. Metodicheskie i analiticheskie osnovy kognitivnogo podkhoda k SWOT-analysis [Methodical and analytical bases of cognitive approach to SWOT-analysis]. Problemy upravleniya, 2005, no. 5, pp. 58 - 63. (In Russ.)
5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/podhod-k-postanovke-zadach-upravleniya-na-kognitivnoy-modeli-strategicheskogo-monitoringa. (accessed 13.09.2018)
6. Mokhov V.A., Sil'nyagin N.N. Integrirovannyi algoritm kognitivnoi otsenki i vybora optimal'nogo varianta ontologicheskoi modeli [The integrated algorithm of cognitive evaluation and selection of the optimal variant of ontological model]. Inzhenernyi vestnik Dona, 2011, Vol. 18, no. 4, pp. 351 - 356. (In Russ.)
7. Klishina Yu.S., Mokhov V.A., Naugol'nov O.A. Sistema integrirovannoi otsenki i sravneniya ontologicheskikh modelei [The integrated evaluation and comparison of ontological models]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2018, no. 3, pp. 34 - 41. (In Russ.)
8. Available at: https://studme.org/1186112625057/menedzhment/osnovnye_zadachi_modeli_ metody_tehnologii_kognitivnogo_ modelirovaniya. (accessed 13.09.2018)
9. Lankin V.E., Gorelova G.V., Serbin V.D., Arutyunova D.V. Issledovanie i razrabotka organizatsionnykh sistem upravleniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Research and development of organizational management systems in higher educational institutions]. Taganrog: Publ. TTI YuFU, 2011, 178 p.
10. Grigor'ev V.V., Bystrov S.V., Boikov V.I. Tsifrovye sistemy upravleniya [Digital control system]. Sankt-Peterburg, 2011, 133 p.
Поступила в редакцию /Receive 29 октября 2018 г. / October 29, 2018