Научная статья на тему 'Общая панорама педагогического исследования: постановочный этап'

Общая панорама педагогического исследования: постановочный этап Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROGRESSIVE EDUCATION / ПАНОРАМНЫЙ ПОДХОД / PANORAMIC APPROACH / КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH CONCEPT / ИДЕЯ И ЗАМЫСЕЛ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / IDEA AND PLAN OF REORGANIZATION / ЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH LOGICAL OUTLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загвязинский Владимир Ильич

Цель статьи представить основные составляющие логической канвы педагогического исследования: выбор и обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, ведущих ориентиров, понятийной системы, целей и задач предстоящей работы, ее творческого ядра, включающего идею (мысль о преобразовании, замысел и гипотезу). Методы: используется панорамный подход, направленный на выявление последовательности работы, ее предполагаемое содержание и характер результатов. распространенные ошибки в этом процессе и способы их предупреждения. Приводятся варианты конструирования моделей исходного (не отвечающего современным требованиям) и желаемого (потребного) состояния объекта (чаще всего процесса), а также способы перехода от первой модели ко второй. Научная новизна. В качестве ориентира разработки концепции педагогического исследования, обоснования его теоретической новизны и практической значимости утверждается идея опережающего образования на основе конструктивного предвосхищения запросов общества и предвидения сценариев развития самого образования, а также использования позитивных традиций и возможностей инновационных информационно-коммуникативных технологий. Практическая значимость. Тщательная, продуманная реализация постановочного этапа исследования во многом обеспечивает его успешность и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General View on Pedagogical Research: Preliminary Stage

The aim of the publication is to identify and outline the basic components of pedagogical research: selection and substantiation of research topic; setting the problem and research object, defining the key points, conceptual system, research goals and objectives, its creative core including the main idea of transformation, conception and hypothesis. The method is based on the panoramic approach focused on identification of research sequence, anticipated content and outcomes. The research findings include the outline of elements and stages of the roadmap, relevant to intended investigation, as well as the most common mistakes in research process along with the ways out. The author demonstrates the model construction options regarding the initial and desired state of the object or process, and indicates the transition ways from the first model to the second one. Scientific novelty is related to the idea of progressive education, based on the constructive apprehension of the future society demands and education development scenarios, and combining both the positive traditional and new information communications technologies. Practical significance results from the careful implementation of the preliminary stage components guaranteeing the research effectiveness.

Текст научной работы на тему «Общая панорама педагогического исследования: постановочный этап»

Образование и наука. 2014. № 8 (11 7)

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

ОТ РЕДАКЦИИ

Анализ выполненных в последние годы прикладных и теоретических социально-педагогических, педагогических и психолого-педагогических исследований свидетельствует о недостаточной методологической подготовке педагогов-исследователей. В связи с этим редакция инициирует серию призванных способствовать модернизации образования публикаций по практической методологии поисковых работ.

В основу публикаций положены материалы Урало-Сибирского методологического семинара, который уже более 10 лет проводится на базе Тюменского государственного университета.

УДК 37.01

Загвязинский Владимир Ильич

академик РАО, заведующий кафедрой теории и методологии социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета. E-mail: education@utmn. ru

ОБЩАЯ ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОСТАНОВОЧНЫЙ ЭТАП1

Аннотация. Цель статьи - представить основные составляющие логической канвы педагогического исследования: выбор и обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, ведущих ориентиров, понятийной системы, целей и задач предстоящей работы, ее творческого ядра, включающего идею (мысль о преобразовании, замысел и гипотезу).

Методы: используется панорамный подход, направленный на выявление последовательности работы, ее предполагаемое содержание и характер результатов.

Результаты. Намечены и раскрыты этапы и элементы составления «дорожной карты» (маршрута) планируемых изысканий. Показаны наиболее рас-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом унивеситетском образовании» (регистрационный номер НИОКР 11407/440036).

пространенные ошибки в этом процессе и способы их предупреждения. Приводятся варианты конструирования моделей исходного (не отвечающего современным требованиям) и желаемого (потребного) состояния объекта (чаще всего процесса), а также способы перехода от первой модели ко второй.

Научная новизна. В качестве ориентира разработки концепции педагогического исследования, обоснования его теоретической новизны и практической значимости утверждается идея опережающего образования на основе конструктивного предвосхищения запросов общества и предвидения сценариев развития самого образования, а также использования позитивных традиций и возможностей инновационных информационно-коммуникативных технологий.

Практическая значимость. Тщательная, продуманная реализация постановочного этапа исследования во многом обеспечивает его успешность и эффективность.

Ключевые слова: опережающее образование, панорамный подход, концепция исследования, идея и замысел преобразований, логическая канва исследования.

Zagvyazinsky Vladimir I.

Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Theory and Methodology of Social Educational Research, Tyumen State University, Tyumen. E-mail: education@utmn.ru

GENERAL VIEW ON PEDAGOGICAL RESEARCH: THE PRELIMINARY STAGE

Abstract. The aim of the publication is to identify and outline the basic components of pedagogical research: selection and substantiation of research topic; setting the problem and research object, defining the key points, conceptual system, research goals and objectives, its creative core including the main idea of transformation, conception and hypothesis.

The method is based on the panoramic approach focused on identification of research sequence, anticipated content and outcomes.

The research findings include the outline of elements and stages of the roadmap, relevant to intended investigation, as well as the most common mistakes in research process along with the ways out. The author demonstrates the model construction options regarding the initial and desired state of the object or process, and indicates the transition ways from the first model to the second one.

Scientific novelty is related to the idea of progressive education, based on the constructive apprehension of the future society demands and education development scenarios, and combining both the positive traditional and new information communications technologies.

Practical significance results from the careful implementation of the preliminary stage components guaranteeing the research effectiveness.

Keywords: progressive éducation, panoramic approach, research concept, idea and plan of reorganization, research logical outline.

Успех социально-педагогического исследования во многом предопределяется содержанием его первого - постановочного - этапа, тем, насколько актуально, глубоко, корректно, обоснованно и с какими элементами новизны будут представлены тема, проблема, объект, предмет, цель и задачи, исходная концепция, идея и замысел планируемой работы. Очень полезно, если уже накоплен материал, наметить содержание основных элементов исследования, представить, хотя бы в общем виде, всю его панораму, маршрут поиска, своего рода «дорожную карту» предстоящих изысканий. Кратко поясним реализацию панорамного подхода и особенности постановочного этапа научной работы.

Данный этап должен завершиться представлением и апробацией двух документов - проспекта, или «дорожной карты», исследования и примерного плана (содержания) изложения его процесса и результата - отчета, статьи, книги, диссертации с обозначением темы, глав, разделов, подразделов, желательно с кратким тезисным изложением содержания.

Полезно вместе с руководителем, консультантом или самостоятельно определить общую методику создания итогового текста. Она может быть либо целостной, либо фрагментарной. В первом случае исследователь идет от краткого проспекта (с обозначением всей панорамы, всех этапов поиска) к реферату (примерному, предварительному раскрытию содержания каждого этапа и элемента поиска) и затем к итоговому тексту (отчету, книге, диссертации и др.). В случае, если исследователь пока не готов выполнить целостную процедуру создания итогового продукта, возможен второй вариант - фрагментарная методика, когда сначала намечается выполнение отдельных блоков, например изучение и обзор литературы по теме, изучение и анализ опыта, исторический экскурс, обоснование и проведение эксперимента и т. д. При этом, правда, возникают дополнительные трудности по соблюдению единства в концептуальных подходах, в проведении «сквозных линий» в процессе исследования и изложения результатов поиска, в обнаружении и использовании «стыковочных узлов» для разных аспектов рассмотрения и отдельных фрагментов наработанного материала.

Уже на постановочном этапе, как и на всех последующих, нужно различать два взаимосвязанных, но не идентичных аспекта исследовательской деятельности:

• практический (условия протекания и результаты обучения, воспитания и развития личности, достижения обучаемых и воспитанников, состояние их здоровья, характер отношений и т. п.)

• теоретический (подходы, концепции, модели, технологии и методики, новизна, теоретическая и практическая значимость результатов и рекомендаций и т. д.).

Обязательно нужно доказать, что практические улучшения получены полностью или частично за счет новых, предложенных автором подходов и предложений.

Любое педагогическое исследование должно быть актуальным, отвечать на насущные проблемы и вызовы сегодняшнего дня и опережать, предвосхищать вызовы завтрашнего дня, способствовать становлению образования будущего (опережающему образованию). Для выбора и уточнения темы, определения актуальной проблематики необходимо провести анализ современной образовательной ситуации, сегодняшних трудностей и достижений, их истоков, возможных сценариев будущего образования - т. е. провести ретроспективный, актуальный и перспективный поиск. Естественно, для этого целесообразно использовать результаты уже проведенных в этом направлении исследований, внеся в них необходимые коррективы в связи с возможными изменениями на последнем отрезке времени и учитывая обусловленный выбором темы аспект конкретного исследования.

Для проведения такого предварительного поиска нужно уточнить, четко и однозначно обозначить исходные позиции - контуры основной рабочей концепции исследования, его парадигмальные основания, ведущие методические позиции и теоретические подходы, которые могут совершенствоваться, дополняться и углубляться (а иногда и меняться) на всем протяжении исследовательского поиска.

Только после этого можно утвердиться в правильности выбора темы, определения проблемы и наметить общую схему работы, ее логические звенья, своего рода «дорожную карту» и те результаты, которые предполагается получить.

Как было сказано выше, чтобы выявить и уточнить проблемы, подлежащие анализу, нужно оценить ситуацию в отечественном образова-

нии. На первый взгляд, она представляется достаточно благополучной. Расширяется охват детей дошкольным образованием, появились новые улучшенные стандарты дошкольного, начального, основного общего и профессионального образования, профильное обучение, повышается заработная плата учителей, успешно идет процесс информатизации учебных учреждений, принимаются меры по оптимизации сети средних и высших учебных заведений и повышению качества научных исследований в сфере образования. В ряде регионов в рамках федеральных проектов и нормативных документов последних лет («Образование», «Наша новая школа», «Закон об образовании в Российской Федерации»), инициатив и поручений Президента положительно решаются вопросы строительства и оборудования образовательных учреждений, растет количество мест в детских садах, модернизируется учебно-воспитательный процесс, совершенствуется социальное обустройство работников образования. Несколько увеличился приток молодых кадров в школу.

Однако в целом состояние российского образования следует охарактеризовать как перманентно-кризисное. Факты, подтверждающие такую оценку, общеизвестны. Напомним только некоторые из них, которые должны быть учтены при определении исходных позиций исследователей:

• потеря мирового лидерства в сфере образования, низкие места в мировых рейтингах среднего и высшего образования (по данным PISA - 2009) [4];

• кадровый голод: одаренные молодые люди предпочитают идти в другие сферы; не хватает учителей начальных классов, учителей математики, физики, иностранных языков, особенно в сельских школах, воспитателей; в образовательных учреждениях существенно сокращены ставки психологов, логопедов, социальных педагогов, всех, кто не ведет уроки в классе, - все это очень обедняет возможности развития и воспитания детей;

• традиционное, хроническое недофинансирование образования, вследствие чего педагоги вынуждены вести большое количество часов, работая нередко на 1,5 или 2 ставки, что снижает качество педагогической деятельности, но вуалирует ситуацию, позволяя представлять для отчетов растущие средние цифры зарплаты педагогов и «закрытые» кадровые вакансии. Давно доказано, что экономия на образовании - один из самых опасных для будущего страны вид экономии;

• многообразные ошибки в образовательной политике: директивное излишество, соревнование за лучшие показатели, непродуманное и оттого постоянно, уже более 10 лет, требующее улучшений проведение ЕГЭ, гигантомания (слияние образовательных учреждений, строительство школ на тысячу и более учеников), нормативное финансирование, приведшее к ликвидации многих тысяч сельских школ, чисто декларативное признание приоритета воспитания и т. д.;

• особо следует обратить внимание на меры, угрожающие потерей педагогического профессионализма: речь идет о ликвидации значительной части педагогических вузов и переводе обучающихся в них студентов на университетские программы;

• тенденция ограничения гуманитарного образования и его эстетической и духовной составляющих на всех уровнях обучения, что чревато серьезными издержками в приобщении молодого поколения к культуре;

• явно выраженное усиление административного регулирования в образовании; засилье контроля «сверху» и увеличение объема отчетности по процессу модернизации образования, что уже привело к угасанию творческой инициативы педагогов «снизу».

Указанные (и неуказанные) издержки в организации образовательного процесса, сливаясь с «долгоиграющими» проблемами образования: недостаточным здоровьесбережением, перегрузками детей, абсолютизацией классно-урочной системы в школе и лекционно-семи-нарской системы в вузе, нестабильностью учебников и программ, слабым освоением развивающих возможностей новых информационно-коммуникативных технологий, недостаточной квалификацией педагогов и др. - сильно осложняют ситуацию.

Традиционные (но требующие новых решений в изменившихся социокультурных условиях) и вновь возникающие вызовы и проблемы нельзя во всей полноте выявить, осознать и тем более решить без опоры на научные знания, на достижения целого цикла наук, на которых основывается педагогический процесс. Задача начинающего исследователя - найти свою точку приложения сил и свой способ соединения теории с практикой модернизации педагогического процесса или его отдельных звеньев и элементов. Именно с этого начинается обоснование актуальности предстоящей работы, выделение круга проблем, которым она будет посвящена и решение которых обеспечит последующую востребованность результатов поиска.

В качестве ориентиров, источников актуальной проблематики педагогических исследований необходимо назвать:

• затруднения практики;

• классическое наследие философии, этики, социологии, психологии, педагогики, предметных методик обучения, логики, культурологии, лингвистики, статистики и других наук;

• отечественный и мировой опыт образования;

• гуманистические традиции отечественного образования;

• резервы новых подходов и образовательных систем, в том числе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и сетевой организации образовательных систем.

Проследим теперь движение по логической канве (маршруту) исследования, представив признанный в практике вариант последовательности элементов, но допуская возможность и иных авторских вариантов осуществления поисковых процедур (рисунок).

Подготовка к защите Отчеты - публикации Выводы и рекомендации

Мониторинг Процесс внесения новшеств Прогнозирование - моделирование - проектирование Инструментарий проверки гипотезы Идея - замысел - гипотеза Диагностика ситуации Теоретическая платформа Понятийная система

Исходная концепция Эмпирическая база (факты) Цель - задачи Объект - предмет Тема Проблема Предметная область

Схема логической канвы (маршрута) исследования

Выбор темы обусловлен, прежде всего, ее научной и практической актуальностью, которая связана с реальными проблемами педагога, например с невозможностью выполнить требования стандартов, программ, удовлетворить запросы общества, семьи, родителей. Следует выяснить, с чем связаны затруднения, чего именно не хватает для их преодоления. Возможно, в науке и практике уже есть необходимые знания, методы, технологии, образцы опыта, каким образом с ними можно справиться. Тогда необходимо овладеть этими знаниями, методами и умениями. Но если таковые отсутствуют или в изменившихся условиях они стали неэффективны, то тогда и проявляется актуальность научной проблемы, требующей решения. Проблем-ность - второе требование к избираемой теме.

Необходимо также выбрать теоретический ориентир, исходную концепцию как основу постановки и анализа темы, ведущий аспект ее рассмотрения, например: личностно-ориентированное обучение и воспитание, социально-ориентированная педагогическая система, социально-личностная или личностно-деятельностная ориентация и др.; а также подход, в русле которого предполагается найти и представить результат, скажем: компетентностный подход, управленческая система и др.

Формулировка темы должна быть по возможности лаконичной и четкой. Для этого необходимо ограничение рамок исследования, выделение изучаемого объекта, направления (или средства) его преобразования. Таким требованиям отвечает, например, формулировка темы «Развивающее влияние новых информационно-коммуникативных технологий в процессе гуманитарной подготовки студентов технического вуза». Здесь указан объект изучения (новые информационные технологии), цель (обнаружение и использование предмета как инструмента развития) и «поле» поиска (гуманитарная подготовка студентов технического вуза). В формулировке просматривается проблема - потенциал и возможности гуманитарного мышления студентов технического вуза, где традиционно развиваются инженерное, техническое мышление. Приведем еще несколько актуальных и проблемно-содержательных, на наш взгляд, тем:

• «Определение и оценка социальной эффективности образовательных нововведений»;

• «Изменение требований к учебной литературе в условиях форсированной информатизации»;

• «Сравнительная эффективность бюджетного и оплачиваемого потребителями образования»;

• «Социальная, экономическая и личностная эффективность образования»;

• «Соотношение государственного регулирования и творческой инициативы педагогов в процессе модернизации среднего образования»;

• «Модернизация региональной системы образования в условиях социальных трансформаций конца XX - начала XXI в. в России».

Итак, тема должна содержать проблему, но как раз выделение проблемы вызывает обычно особые затруднения. Суть проблемы философы определяют как знание о незнании, как предположение о возможном действии каких-то еще не познанных факторов, зависимостей, условий, закономерностей. На основе выявленных противоречий делается вывод о процессах, составляющих основу решения проблемы. Во многих случаях это поиск меры, вариантов сочетания или даже интеграции внутренних процессов и способов внешней активизации и регулирования внутренних факторов и условий их выявления и использования. Например, способы так называемого «витагенного обучения» (А. Белкин) заключаются в перестройке структуры жизненного (витагенного) опыта, актуализации его положительных сторон и наращивании на этой основе опыта позитивной мотивации и полезных дел. Тогда проблема тем, связанных с использованием витагенного опыта де-виантных подростков, будет связана со способами и механизмами обнаружения, переструктурирования, переоценки и оформления общественно-одобряемой мотивации учащихся (воспитанников).

При локализации темы всегда необходимо из объектной области («математическое образование в начальной школе», «формирование читательской культуры в семье» и др.) выделить объект и предмет исследования.

Объект исследования - это выделенный из объектной области процесс (реже - феномен), который будет изучаться, например «формирование нравственных норм в процессе изучения математических дисциплин в основной школе» или «профилактика правового нигилизма молодежи». Из объекта изучения на основе проблемного анализа

вычленяются аспекты (познавательные позиции, ракурсы наблюдения и оценки), связи, отношения, факторы для более тщательного и глубокого специального изучения, иначе говоря, выделяется предмет исследования, например «соотношение системы научного изложения и логики развития школьника при выявлении нравственного смысла изучения математики» или «условия эффективного взаимодействия цели и мотивации в формировании правосознания подростков». Предмет не должен повторять тему, а должен показать те пласты отношений, возможных факторов, исследуя которые станет возможно обнаружить путь решения проблемы. Все исследование должно протекать в рамках его предмета, а выходы за его пределы должны каждый раз обосновываться.

Следующий шаг - определение цели и задач поиска. Цель есть целостное предвосхищение результата, а задачи - поэтапная конкретизация общей цели, ступени восхождения к ней, позволяющие ее осуществить или, по крайней мере, приблизиться к ее осуществлению. Задача есть цель, заданная в конкретной ситуации.

Обычно в педагогическом исследовании фигурируют четыре типа задач:

• установочно-диагностические - определяют поиск исходных методологических, концептуальных и методических установок, а также изучение истории вопроса, накопленного российского и зарубежного опыта и диагностики современной образовательной ситуации (в плане состояния теории и практики, относящихся к предмету исследования);

• конструктивно-аналитические - охватывают построение моделей, принципов, методик и технологий преобразовательной деятельности, новых программ преобразующей деятельности;

• преобразующего характера - направляют преобразования, предполагают организацию и анализ передового педагогического опыта, или опытно-экспериментальной работы с выходом на более совершенные модели, методики, технологии;

• обобщения, систематизации и выхода в практику - связаны с анализом и интерпретацией полученных результатов. Эти задачи требуют адресной разработки рекомендаций. Они могут быть адресованы руководителям образования всех уровней, авторам стандартов, учебных планов, программ, учебников и пособий, администрации об-

разовательных учреждений и систем, родителям, учителям, школьникам, студентам и педагогам-исследователям. Тут много нерешенных задач, связанных с научным опережением управленческих решений, а также сопровождением уже принятых решений и их необходимой коррекцией.

Далее необходимо обозначить теоретическую и опытно-эмпирическую базу исследовательского поиска.

Исследовательская (теоретическая) платформа, как и многие другие компоненты исследования, сначала определяется как исходная база, а потом уточняется, дополняется, обогащается на протяжении всей работы. Она включает методологические установки (в том числе парадигму современного образования), концепцию (теоретические установки, цели, идеи, принципы, подходы к развитию и модернизации образовательных систем и критерии успешности результатов).

По ходу исследования нарастает потребность зафиксировать понятийно-терминологический каркас - своего рода категориально-понятийную матрицу или, если возможно, понятийную систему. Здесь должна отражаться совокупность подходов, значений и смыслов, которыми оперирует исследователь, а быть может, и система продвижения к цели, если иметь в виду логику выделения категорий как ведущих, ключевых, системообразующих понятий и их раскрытие через другие важные понятия. В систему ведущих категорий педагогики как науки входят образование, социальный заказ образованию, воспитание, обучение, развитие качеств человека, а важнейшими понятиями, отражающими логику развития научно-педагогического знания, являются: педагогический процесс, социализация и индивидуализация, методы и технологии обучения и воспитания, педагог, педагогическая деятельность, образовательное пространство, педагогическое творчество и ряд других. Многие понятия и даже ведущие категории педагогики многозначны и трактуются по-разному. В таких случаях необходимо четко обозначить их толкование, что предохраняет от ненужных споров и облегчит понимание содержания работы.

Эмпирическая база включает анализ и обобщение уже известного опыта: исторического и современного, отечественного и зарубежного, личностного и коллективного; результаты предваряющей диагностики, в том числе установленные факты и зафиксированные явления.

В данной статье мы не будем касаться решающего для успеха исследования его творческого ядра - рождения идеи преобразования, его замысла, конструирования гипотезы, а затем процедуры ее проверки. Они раскрыты в ряде изданий [1-3] и будут предметом анализа в следующей сатье.

Нам важно, чтобы исследователь в плане панорамного подхода представил запланированные, ожидаемые результаты исследования и общий маршрут движения к цели, осознал необходимость овладения ведущими исследовательскими процедурами - прогнозированием, моделированием, проектированием, экспериментированием, анализом и обобщением передового и новаторского опыта, встраиванием полезных рекомендаций в действующие педагогические системы.

В последующих публикациях пойдет речь и о требованиях к четкому изложению и представлению к защите продуктов инновационного поиска.

Пока же остановимся на формулировании перспективной (опережающей) установки на результаты исследования и способе их доступного, не в ущерб научному содержанию, изложения. При этом нужно различать пять основных типов результатов, связанных с ведущими функциями образования:

• индивидуально-личностные (развивающие, формирующие личность) ;

• социальные (влияющие на общественное сознание, отношения в социуме);

• экономические (их принято именовать «человеческим капиталом», точнее - это экономический потенциал человека в общественном воспроизводстве);

• культуросообразные (культуроемкая среда и воспитание «человека культуры»);

• здоровьеохранительные и здоровьесозидающие.

Нужно стремиться, чтобы результаты (продукты) исследования не только обнаруживали эрудицию автора, владение признанными методиками научного поиска, но и привносили нечто новое в методику исследования, в науку и практику отечественного образования.

Ключевое проверочное слово на наличие новизны - «впервые» (в данной сфере, в новой социокультурной ситуации, но не в данном

учреждении, городе, районе). Обозначим примерные виды новых результатов:

• вскрыты и сформулированы проблемы;

• установлены и описаны новые педагогические факты;

• раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления или новые существенные признаки известных научных понятий;

• установлены новые закономерности, причинно-следственные связи;

• выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т. д.);

• обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи, выдвинуты оригинальные идеи и замыслы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и спрогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания);

• выявлены проблемы, которые предстоит решать;

• сконструированы методики и технологии;

• разработаны обоснования новых установочных документов и управленческих решений.

Обратим внимание на специфическую «новостную» лексику для обоснования новизны результатов. Примерные вводные термины

для описания «новизны»: Установили... Обнаружили... Выявили... Уточнили... Дали новые толкования... Конкретизировали... Доказали эффективность... Дополнили... Раскрыли... Развили... Опровергли... Важно отметить и изменения в процессах образования, и новизну результатов.

Помимо новизны требуется обозначить теоретическую и практическую значимость выполненной работы:

• как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы, определения, системные связи с учетом специфики предметной области исследования?

• как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий?

• какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты?

• как могут повлиять новые результаты исследования на стратегию развития образования и политику его модернизации?

Обозначим терминологическую специфику для выявления теоретической значимости итогов работы. Термины для ввода положений о теоретической значимости: выявили (проблемы, закономерности, возможности...); сформулировали (теорию, концепцию, подходы, принципы.); ввели в теорию (определения, понятия, термины, уточнения.) адаптировали для педагогики (подходы, принципы, термины.); создали предпосылки для решения ... (проблем, задач, управленческих решений).

Наконец, следует заранее предусмотреть, насколько это возможно, и адресно обозначить практическую значимость предстоящего исследования. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

• каковы пути, способы использования результатов исследования в практике?

• где можно применить результаты и какова их эффективность?

• какие внедренческие материалы (программы, пособия, методики, рекомендации и т. д.) должны быть использованы?

• что может быть предложено для совершенствования управления, организации, содержания, методов и технологий образования?

Литература

1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3-е изд. Москва: Академия, 2010.

2. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-17.

3. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование. 2012. № 5.

4. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации «сверху» // Вопросы образования. 2011. № 3.

5. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва, 2012.

References

1. Zagvjazinskij V. I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' pedagoga. [Research activity of a teacher]. Moscow: Publishing house Academy. 2010. (In Russian)

2. Zagvjazmskij V. I. Strategicheskie orientiry razvitija otechestvennogo ob-razovanija i puti ih realizacii. [Strategic guidelines for development of national

education and ways to implement them]. Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2012. № 4. P. 3-17. (In Russian)

3. Zagvjazinskij V. I. Sovremennaja obrazovatel'naja situacija i zadachi modernizacii rossijskogo obrazovanija. [Modern educational situation and the problems of modernization of Russian education]. Narodnoe obrazovanie. [Education]. 2012. № 5. (In Russian)

4. Kuz'minov Ja. I., Frumin I. D., Zaharov A. B. Rossijskaja shkola: al'ter-nativa modernizacii «sverhu». [Russian School: an alternative to the modernization «from above»]. Voprosy obrazovanija. [Education issues]. 2011. № 3. (In Russian)

5. Putin V. V. Rossija sosredotachivaetsja. [Russia is concentrating]. Moscow: Mir, 2012. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.