Научная статья на тему 'Общая и профессиональная педагогика: грани различия'

Общая и профессиональная педагогика: грани различия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3029
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДЫ / ПРЕДМЕТ / THE GENERAL PEDAGOGICS / PROFESSIONAL PEDAGOGICS / OBJECTIVE OF RESEARCH / METHODS / SUBJECT MATTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Наталия Владимировна

В статье говорится о профессиональной педагогике как самостоятельной педагогической науке и основных отличиях ее от общей педагогики. Общая и профессиональная педагогика имеют разный предмет и методы исследования, а главное, конечные цели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION:THE VERGE OF DIFFERENCES

In article it is spoken about professional pedagogics as an independent pedagogical science and its basic differences from the general pedagogics. The general and professional pedagogics have different subject matter and investigative techniques, and the main thin, the ultimate aims of education.

Текст научной работы на тему «Общая и профессиональная педагогика: грани различия»

УДК 37.01

ББК 74

Ронжина Н. В.

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ГРАНИ РАЗЛИЧИЯ Rondhina N. V.

GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION:THE VERGE OF DIFFERENCES

Ключевые слова: общая педагогика, профессиональная педагогика, цель

исследования, методы, предмет.

Key words: The general pedagogics, professional pedagogics, objective of research, methods, subject matter.

Аннотация

В статье говорится о профессиональной педагогике как самостоятельной педагогической науке и основных отличиях ее от общей педагогики. Общая и профессиональная педагогика имеют разный предмет и методы исследования, а главное, конечные цели образования.

Abstract

In article it is spoken about professional pedagogics as an independent pedagogical science and its basic differences from the general pedagogics. The general and professional pedagogics have different subject matter and investigative techniques, and the main thin, the ultimate aims of education.

Человечество стремительно переходит в постиндустриальную, информационную эпоху своего развития, ситуация в мире быстро меняется, меняется и профессиональное образование. Переход на результативно-модульно-компетентностный подход в построении содержания профессионального образования, развитие новых форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся1, становление новых типов профессиональных образовательных учреждений, разработка Федеральных государственных образовательных стандартов для общей и профессиональной школы -все это требует существенной переработки подходов к системе профессионального образования и профессиональной педагогики как методологической и теоретической основы профессионального образования в Российской Федерации.

Переосмысление теоретических и методологических оснований образования вызвано двумя основными причинами: внутренней и внешней. Внешняя причина обусловлена вступлением России в Болонский процесс, провозглашением открытости российской образовательной системы, интеграционными процессами во всех сферах общественной жизни, в том числе, в образовательной сфере. К внутренним причинам можно отнести несоответствие качества образования выпускников, несоответствие форм, методов обучения требованиям современного общества, в частности, современной экономики. В связи с этим встает важный вопрос, как в теоретическом, так и практическом смысле, - каким должно быть образование XXI века, как построить систему общего и профессионального образования, чтобы они органично дополняли друг друга, выполняя при этом свое истинное предназначение. Но, выстраивая данную систему, невозможно обойтись без научного, методологического основания общей и профессиональной педагогики, выявления их сущности и взаимосвязи.

1 Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышва и А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Эгвес, 2010. - С. 5.

О сущности, структуре и специфике общей педагогики представлено множество исследований, которые сходятся во мнении, что общая педагогика, как базовая научная дисциплина, изучает общие закономерности воспитания человека, а также разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Отмечается, что традиционно общая педагогика содержит в себе четыре раздела: общие основы педагогики, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания и школоведение, что сегодня называют управлением образовательными системами.

Что касается профессиональной педагогики, то статус ее сегодня еще не определен. Авторы весьма робко пытаются выделить ее из рамок общей педагогики, называя профессиональную педагогику, в лучшем случае, ветвью общей педагогики, на чем более подробно мы остановимся в дальнейшем.

В настоящее время делаются попытки рассмотреть профессиональную педагогику как целостную систему, включающую все ее подсистемы от профессиональной ориентации школьников, начальной профессиональной подготовки молодежи до высшего и послевузовского профессионального образования. Становление и развитие профессиональной педагогики обусловлено прежде всего общественной потребностью (а значит и государственной) в развитии единой преемственной системы профессионального образования, которая включает в себя создание современных преемственных стандартов профессионального образования, организацию профессиональных образовательных отношений в стране с целью подготовки профессионально компетентной личности, способной реализовать себя в современной профессиональной сфере.

Хотя сразу следует заметить, что ориентация исключительно на системный подход в определении роли, места, специфики профессиональной педагогики в системе педагогических наук не плодотворна. Весьма актуальным в развитии современного профессионального образования представляется синергетический подход, одним из принципов которого является нелинейное развитие. Достаточно привести такой пример, как развитие нового направления высшей школы - высшего рабочего образования -прикладной бакалавриат. Это одно из направлений исследований научной школы академика Г.М. Романцева. Авторы данного подхода обобщили и систематизировали противоречия, проблемы и выявившиеся тенденции развития не только в отечественной, но и в европейской системе подготовки рабочих кадров. Они впервые в отечественной профессиональной педагогике предложили в качестве средства преодоления кризисных социально-профессиональных явлений, ведущих к стагнации и даже снижению квалификационного потенциала рабочих кадров, развивать направление высшей школы -высшее рабочее образование. Данный вид профессиональной подготовки актуален не только для вступившего в искусственный период девальвации профессиональной культуры российского общества, но и внешне благополучной объединенной Европы. В одном из выступлений Г.М. Романцев обозначил смысл концепции высшего рабочего образования, как создание стабилизационного квалификационного фонда, который бы позволял смягчать для конкретной личности удары кризисных явлений в условиях снижения количественной потребности в рабочих кадрах, с одной стороны, а также создавал бы на предприятиях кадровый потенциал для успешного развития в условиях повышения требований к качеству и производительности труда, в условиях необходимости освоения новых производств - с другой. В 2008г. директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Российской Федерации И.М. Реморенко выступил с заявлением о необходимости организовать новую систему подготовки высококвалифицированыых рабочих - рабочих с высшим образованием - прикладной бакалавриат. Таким образом, линейная схема: школа - НПО - СПО - ВПО претерпевает качественные и структурные изменения. Все эти проблемы должны быть осмыслены, обобщены в такой педагогической науке профессиональная педагогика.

Современные ученые обращают свое пристальное внимание на сущность, предназначение профессиональной педагогики1, пытаются определить ее место в современной педагогической науке, выявить специфику по сравнению с другими отраслями педагогического знания, но пока четкой позиции в этом вопросе не прозвучало. На наш взгляд, в определении места и роли профессиональной педагогики актуален вопрос соотношения общей и профессиональной педагогики.

В современных педагогических исследованиях профессиональная педагогика в основном рассматривается как направление (ветвь) общей педагогики , - как педагогика профессионального образования. В рамках современной образовательной парадигмы данная трактовка носит узкий характер, и это уже начинают постепенно признавать в научном педагогическом сообществе. Говоря о внутреннем развитии науки, можно сказать, что профессиональная педагогика уже прошла стадию зарождения в рамках общей педагогики, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Кроме этого, профессиональная педагогика не может являться частным приложением педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую3. Центральной фигурой педагогики в новых социально-экономических условиях должен стать обучающийся: ученик, студент, слушатель и т.д., его образовательная деятельность4. Хотелось бы предложить решение обозначенной проблемы сквозь призму идеи целеполагания.

Деление наук в современном науковедении осуществляется по разным основаниям, одно из них берет за основу цель исследования. Но, как известно, цель приобретает законченную форму и становится действенным фактором человеческой деятельности тогда, когда она получает определение через конкретное средство в процессе целеполагания. Целеполагание выступает в качестве реального интегратора различных действий в конкретную систему, включающую цели, средства и результат. Целеполагание предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т.д.5. Данные факторы важно учитывать при сравнительном анализе целей общего и профессионального образования, а, соответственно, и педагогических наук - общей и профессиональной педагогики.

Обращаясь к историческому наследию отечественной педагогики, можно вспомнить учение С.И. Гессена, который исходил из идеи целеполагания и делил науки на теоретические - науки о сущем (цель: установление законов сущего) и практические -науки о должном (цель: сделать нашу безотчетную деятельность - сознательной, безыскусственную работу - искусной6. С учетом накопленного практического и теоретического материала о развитии наук за истекшее столетие необходимо внести определенные коррективы в данную посылку: есть науки, которые можно отнести к наукам и о сущем, и о должном. Одной из таких наук является педагогика, поскольку

7

педагогика имеет цель изучения развития жизненного опыта человека в прошлом и настоящем, а также и определения перспектив развития этого человека. Педагогика и

1 Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышва и А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Эгвес, 2010. - С. 5.

2 Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. С. 77.

3 Романцев, Г.М., Вербицкая Н.О. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2006 г.: В 3-х ч. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. Ч. 1. - С. 16.

4 Новиков, А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010.

5 Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. - С. 435.

6 Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. С. 24.

7 Новиков, А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - С. 25.

образование, а потому теория и практика образования личности находятся в неразрывном единстве, что позволяет говорить о педагогике как науке о сущем и должном одновременно. Исходя из цели образования, С.И. Гессен выделял научное, экономическое, правовое и другие виды образования. В частности, для того, чтобы выработать у обучающихся научный стиль мышления, нужно осуществлять научное образование; чтобы сформировать нравственную личность, реализуется нравственное образование и т.д. Не вдаваясь в дискуссию по поводу правомерности подмены некоторых педагогических понятий (в частности, отождествление понятий воспитание и образование и т.д.), данный подход представляется весьма плодотворным и на сегодняшний день.

Образование, будь то общее или профессиональное, имеет совершенно определенную, специфическую цель, средства и методы ее достижения, на что до последнего времени не обращали пристального внимания. Казалось бы, это очевидные вещи. Действительно, в качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Цель как философская категория означает идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека. Соответственно, цель и ее реализация (проектирование деятельности для достижения поставленной цели) лежат в основе любого вида образования.

Анализ граней различия общей и профессиональной педагогики приводит к важному выводу, что учение как процесс состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знания, но и овладевает деятельностью. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие обучающегося, развитие интеллекта. Выработка ключевых компетенций, универсальных учебных действий - это задача общего образования. Овладение способами предметной деятельности непосредственно связано с овладением практическими умениями (компетенциями), в том числе трудовыми, профессиональными. Эта сторона образовательного процесса практически раньше не учитывалась. Развитие компетентностного подхода связано с осознанием в обществе необходимости придания образованию деятельностной направленности. А это уже прерогатива не общей, а профессиональной педагогики, выделение специфичности ее предмета и задач перед личностью и обществом. Несмотря на то, что деятельностная направленность присутствует и на уровне общего образования, но она не является ведущей среди других видов деятельности. На уровне профессионального образования, напротив, деятельностная направленность должна быть ведущей, а все остальные вспомогательными, инструментальными видами деятельности. И хотя сегодня содержание профессионального образование в большей своей части представляет собой занятия в аудиториях для теоретического изучения необходимого учебного материала, но главная цель - научение профессии является определяющим.

Нам представляется, что цель и задачи профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки не выделялись особым образом в силу того, что общая педагогика считалась некой универсальной педагогической наукой, отвечающей запросам как общего, так и профессионального образования в том числе. Нужно заметить, что и весь категориальный аппарат педагогики развивался в рамках общей педагогики, что на сегодняшний день уже недопустимо. Политика страны долгие годы была направлена на развитие обязательного общего образования (что весьма правильно и было объективно необходимо), поэтому большинство научных разработок в сфере образования осуществлялось в рамках общего образования и общей педагогики. Создавалось ложное представление, что общая педагогика может охватить и, по сути, охватывала все уровни образования, что цель, задачи, методы общей педагогики применимы и к профессиональному образованию. Это напоминает аксиому силлогизма в формальной логике: то, что истинно для общего суждения, то истинно и для частного суждения. Сегодня это правило применительно к сущности профессиональной педагогики уже не действует.

Кроме этого, профессиональная педагогика имеет сферы проникновения на уровень общего образования в виде уроков технологии, изобразительного искусства, внеурочных мероприятий и т.д. В действительности, это уже допрофессиональная подготовка учащихся, и это сфера профессиональной педагогики, так как обучение «деланию» есть определенная предпосылка будущей профессиональной деятельности, которая, возможно, будет приносить индивиду доход. Аналогично, ряд общеобразовательных дисциплин проникает и имеет продолжение на уровне профессионального образования: иностранный язык, русский язык, история, математика - и это сфера действия общей педагогики. Но идея различия целеполагания общей и профессиональной педагогики все ставит на свои места. Общая педагогика является методологией общего образования, как на уровне общего, так и профессионального образования, соответственно, профессиональная педагогика -методологией профессионального образования на всех уровнях образования и самообразования личности на протяжении всей жизни.

Таким образом, цели общей и профессиональной педагогики разные и средства достижения этих целей имеют свою специфику. В приведенной таблице сделана попытка выявить грани различия общей и профессиональной педагогики по ряду основных критериев.

Критерии Общая педагогика Профессиональная педагогика

определение наука об основных закономерностях воспитания наука, изучающая профессиональное бытие человека в пространстве и времени

объект вся целостная система образования вся целостная система образования

предмет личность в системе общеобразовательных общественных отношений личность в системе профессиональнообразовательных общественных отношений

цель умственное развитие, развитие интеллекта, социализация обучающейся личности овладение практическими умениями (компетенциями), профессионализация личности

интегральный показатель достижения цели образованность - качество личности, формируемое у человека в процессе трансформации социального опыта в личный (В.В. Краевский). профессиональная компетентность, профессиональное мастерство

основная задача трансляция знаний формирование вектора направленности профессионального становления обучающейся личности

направленность образования знаниевая деятельностная

освоение предшествующего опыта человечества теоретическое теоретико-практическое и собственно практическое

доминирующие виды формируемых компетенций ключевые компетенции профессиональные компетенции

Исходя из того, что общее образование является «сквозным» видом образования (В.С. Леднев), а влияние общей педагогики распространяется на все уровни образования, в том числе и на профессиональное образование, в настоящее время данный вектор

направленности необходимо менять. Поскольку профессиональное образование на его начальной стадии уже присутствует (а дальше еще более будет присутствовать) в системе общего образования со специфическими средствами, формами, а главное - целями достижения конечного результата, поэтому и применение методов профессиональной педагогики необходимо там и тогда, где и когда речь идет о развитии профессиональных компетенций обучающейся личности.

Основная задача профессиональной педагогики как науки - сформировать вектор направленности профессионального становления обучающейся личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий, условно говоря, всю жизнь индивида от рождения до конца жизни. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенном смысле практической сферы деятельности.

Профессиональная педагогика должна рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний, не сводящаяся к узкопрофильной подготовке рабочего или специалиста конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, должны пронизывать всю образовательную систему, систему непрерывного образования. Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его как личности.

Подводя итог, следует сказать, что всю педагогическую проблематику по целевому назначению можно разделить на две большие группы:

1) «встраивание человека в общество» - проблемы социализации обучающейся личности (как универсальные, так и частные) - их решает система общей педагогики и ее частных проявлений;

2) «встраивание человека в профессию» - проблемы профессионализации конкретных социально-профессиональных групп - их решает система профессиональной педагогики и ее частных проявлений.

Таким образом, всю педагогику можно разделить всего на две отрасли: общую педагогику и профессиональную педагогику. А все иные виды педагогики являются конкретизацией данных видов педагогики.

Библиографический список

1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

2. Новиков, А.М. Основания педагогики. / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

4. Профессиональная педагогика (проект) / Под ред. С.Я. Батышва и А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Эгвес, 2010. - 456 с.

5. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

6. Романцев, Г.М., Вербицкая Н.О. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2006 г.: В 3-х ч. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. Ч. 1. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.