Научная статья на тему 'Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО'

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3296
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / РАЗДЕЛЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / DESCRIPTION OF THE GRADUATE / EDUCATIONAL TASKS / PARTS AND CONTENT OF THE SUBJECT / PHYSICAL TRAINING LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Рассматриваются образовательные задачи предмета «физическая культура» в современной начальной школе, его место в общем развитии ребенка. Выделены содержательные линии и типы уроков, охарактеризован деятельностный подход к уроку и занятию по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE COURSE “PHYSICAL TRAINING” IN THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS

The article deals with the educational objectives of the subject “Physical Training” in modern elementary school, its place in the overall development of the child. The author highlighted content lines and types of lessons, characterized the activity approach to lessons and classes in physical training.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО»

УДК 37.037.1

С. И. Поздеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В СВЕТЕ НОВОГО ФГОС НОО

Рассматриваются образовательные задачи предмета «физическая культура» в современной начальной школе, его место в общем развитии ребенка. Выделены содержательные линии и типы уроков, охарактеризован деятельностный подход к уроку и занятию по физической культуре.

Ключевые слова: портрет выпускника, образовательные задачи, разделы и содержание предмета, урок физической культуры.

Известно, что составной частью основной образовательной программы начального общего образования является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Неслучайно в «портрете выпускника начальной школы» [1] есть такая личностная характеристика, как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Примечательно, что в «портрете выпускника» эта характеристика обозначается последней, что говорит о ее взаимосвязи с другими личностными характеристиками младшего школьника. Например, такая особенность, как «уважающий и принимающий ценности семьи и общества», означает и принятие ценностей здорового образа жизни всеми членами семьи, и оформление соответствующих семейных традиций (например, совместные походы, лыжные прогулки, катание на коньках и т. д.) Неслучайно в начальных классах городских и сельских школ стали востребованы совместные мероприятия «День семьи», «Спортивная семья», «Папа, мама, я - дружная семья» и др., на которых взрослые и дети имеют возможность поучаствовать в различных спортивных соревнованиях и укрепить «командный дух» семьи. Такую характеристику, как «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности», можно трактовать как сформированный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха; дру-

гими словами, это способность к организации двигательной деятельности в разных ее формах.

Таким образом, можно констатировать, что новые требования к личностным характеристикам выпускника начальной школы и актуализация формирования ориентиров и норм поведения в аспекте здоровья всех членов общества усиливают внимание к учебному предмету «физическая культура» в современной начальной школе, реализующей новый ФГОС. Данный учебный предмет нацелен на решение следующих задач [2]: укрепление здоровья детей посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей организма; совершенствование жизненно важных навыков посредством обучения физическим упражнениям, подвижным играм; формирование общих представлений о физической культуре, ее значимости в жизни отдельного человека и общества в целом. Решение данных образовательных задач будет способствовать гармоническому физическому, нравственному и социальному развитию, а также успешному обучению детей.

Структура и содержание предмета «физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО включают три раздела (см. таблицу).

Как видно из таблицы, в содержании курса сочетаются знаниевый (раздел 1) и деятельностный компоненты (разделы 2, 3), что характерно для всех учебных предметов в современной начальной школе с учетом требований системно-деятельностного

Структура и содержание предмета «физическая культура»

Название раздела Его содержание Базовый тип урока

1. Знания о физической культуре Знания о природе, человеке, обществе (связь с учебным предметом «окружающий мир»). Работа с учебником Урок с образовательно-познавательной направленностью

2. Способы двигательной деятельности Организация предметной деятельности для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок Урок с образовательно-предметной направленностью (организация, исполнение, контроль)

3. Физическое совершенствование Гармоническое физическое развитие, всесторонняя физическая подготовленность. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная деятельность Урок с образовательно-тренировочной направленностью (физическая подготовка, физическая нагрузка, способы ее регулирования)

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2013. 12 (140)

подхода как основы ФГОС НОО. Специфика знаний по физической культуре состоит в том, что это знания о способах деятельности, а не просто какие-то новые факты и сведения (по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, полезных и вредных привычках и т. п.). Поэтому темы уроков с образовательно-познавательной направленностью формируются либо в деятельностном залоге («Как собраться в поход?», «Как оборудовать дома спортивный уголок» и т. п.), либо в смысловом залоге («Зачем делать утреннюю зарядку?», «Зачем нужно закаляться?», «Зачем заниматься спортом?»). Это очень важно, так как у современных детей не системно-структурное, а системносмысловое сознание: им очень важно понимать смысл того, что они делают, того, чему они учатся -в противном случае овладения соответствующими знаниями и действиями не происходит. Подчеркнем, что системно-смысловое сознание проявляется в стремлении детей к самореализации, проявлению своей деятельной натуры, в том числе в сфере физической активности [3]. Например, на уроке на тему «Зачем делать утреннюю зарядку?» детям будет интересно не просто прочитать информационный текст в учебнике (примечание: наличие учебников по физической культуре - это одна из особенностей новых учебно-методических комплексов, соответствующих ФГОС), но и продемонстрировать упражнения из собственного комплекса зарядки, подключив к его выполнению всех детей, объяснить назначение отдельных упражнений, показать свое любимое упражнение. На таком уроке можно провести конкурс на лучшую зарядку, орга-

низовать взаимообмен интересными физическими упражнениями. А в конце урока дети могут составить синквейн («пятистрочие») со словом зарядка. Например:

Зарядка

Веселая, полезная

Бодрит, развивает, укрепляет

Люблю делать под быструю музыку

Здоровье.

Согласно новому ФГОС НОО, к формам организации двигательной деятельности относятся не только уроки, но и внеурочные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Эти формы могут быть организованы как разновозрастные, где старшие ребята будут учить младших (например, на занятиях какой-либо секции); как взросло-детские общности (например, дети - родители - педагоги): туристические походы, оздоровительные программы, соревнования, игры-кругосветки. Подчеркнем, что все это - не какой-то «довесок» к урокам, не «развлекаловка», а такие же значимые образовательные формы, как урок. Участие ребенка в уроках и внеурочных занятиях по физической культуре способствует пробуждению желания заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, использовать оптимальные двигательные режимы, противостоять вредным привычкам.

Таким образом, учебный предмет «физическая культура» в современной начальной школе уже давно перестал быть второстепенным, потому что собственное здоровье - такая же ценность, как знания, кругозор и интеллект.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

2. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008. Ч. 2. 232 с.

3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.

Поздеева С. И., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: svetapozd@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.12.2013.

S. I. Pozdeeva

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE COURSE “PHYSICAL TRAINING” IN THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS

The article deals with the educational objectives of the subject “Physical Training” in modem elementary school, its place in the overall development of the child. The author highlighted content lines and types of lessons, characterized the activity approach to lessons and classes in physical training.

Key words: description of the graduate, educational tasks, parts and content of the subject, physical training lesson.

References

1. Federal State Educational Standard Primary Education. Ministry of Education and Science. Ministry of Education and Science of RF. Moscow, 2010, 31 p. (in Russian).

2. Exemplary Primary Education Program: in 2 parts. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. Part 2. 232 p. (in Russian).

3. Pozdeyeva S. I. Open joint programme of teacher and child: content, evidence, results. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: svetapozd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.