УДК 338.24
Астапенко Максим Сергеевич
Федеральная служба по тарифам Россия, Москва1 Ведущий специалист-эксперт E-Mail: max.91@live.ru
Общая характеристика теоретико-методологической основы национальной инновационной системы России
Аннотация. В статье автором исследованы методологические основы инновационного механизма, а также эволюция понятия «национальная инновационная система» (далее НИС). Выявлены проблемы, связанные с развитием НИС в России. Излагается авторская концепция утверждающая, необходимость создания целостной системы, которая эффективно преобразует новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Автор предполагает решение проблемы с помощью создания центра маркетинговых исследований для повышения заинтересованности инвесторов во вложении денежных средств в инновационные разработки проектов, с нечеткой перспективой окупаемости. В данном исследовании рассмотрен вопрос отнесения к понятию «инновационный механизм» разнообразных объективных и субъективных экономических законов способствующих развитию производительных сил и производственных отношений на этапе научных исследований, опытно-конструкторских работ по созданию, производству и распространению инновационного продукта. Автор определяет инновационный механизм как составную часть процесса инновационного развития. Обоснованно, что инновационный механизм есть ресурсное обеспечение взаимосвязи экономических ресурсов, "настроенных" на выполнение определённых функций инновационного процесса в рамках национальной инновационной системы с учетом системного подхода.
Ключевые слова: инновации; инновационный механизм; национальная инновационная система; диффузия нововведений; институциональные риски; рамочные условия; финансовые институты; интеллектуальный продукт; инновационная экосистема; возмущающее воздействие.
Идентификационный номер статьи в журнале 124БУЫ414
мкр. Школьный д. 4 кв. 98, п. Власиха, Московская область, 143010
Полномасштабное развитие национальной инновационной системы возникло в начале 20 века, однако как концепция национальная инновационная система (далее НИС) зародилась в начале 1990-х годов. За это время сформировались научные направления, разработана методология изучения НИС, сложился понятийный аппарат и структура категории НИС на макро-и микроуровне. При этом концепция НИС опирается на понимание и исследование инновационного развития, связывающего всевозможные экономические процессы, и механизмы, преобразующие новые знания в технологии, продукты и услуги, качественно меняющие свойства выпускаемых товаров.
Во многом появлению концепции НИС предшествовали Кондратьевские волны, теории больших и малых циклов. В процессе экономической эволюции происходит смена «повышательных» и «понижательных» технологических инноваций, то есть волн со значительными техническими изобретениями и открытиями. На основе идей, выдвинутых Н.Д. Кондратьевым, австрийский экономист и социолог Й.А. Шумпетер сформулировал базовые моменты теории инноваций, связывал научно-технический прогресс с понятием инновационного процесса, который представляет собой процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конечный продукт) и его дальнейшего распространения (диффузии нововведений).
Согласно теории инноваций Й.А. Шумпетера, диффузией нововведений является процесс нарастающего увеличения числа имитаторов (внедряющих нововведения), вслед за новатором (создающим новшество) в ожидании получения более высокой прибыли [13]. Й.А. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей основной движущей силой принятия нововведений. Среди российских ученых теории инноваций необходимо отметить следующих: В.Г. Медынский, подразумевает под инновацией объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. При этом отмечается, что инновация -это не просто объект, внедренный в производство, а внедренный успешно и приносящий прибыль [1., С.12]. Однако назрела проблема в конкретизации того, что необходимо подразумевать под конечным результатом, и в итоге В.Л. Бешенковский охарактеризовал конечный результат как интеллектуальный продукт, предназначенный для рыночной реализации, т. е. как продукцию научно-технического назначения, которая своим появлением совершает количественный и качественный прыжок, ломающий рамки сложившейся системы [1., С.12].
В период 80-х - 90-х годов начинают интенсивно вестись поиски определения инновационной системы, а также стало формироваться понятие экономики, базирующейся на знаниях. Последовательность определения понятия НИС демонстрирует путь накоплений сведений об объекте исследования. Так, К. Фриман сформулировал, что НИС - это «сеть институтов в государственном и частном секторах, чья активность и взаимодействие создают, импортируют, модифицируют и распространяют новые технологии» [8., С. 279]. Следует отметить, что в данной формулировке отсутствует в явном виде термин «знания». В определении другого учёного - Б.А. Лундела расширено определение НИС, подразумевая, что НИС - это «элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании при производстве, распространении и использовании экономически полезных знаний» [12]. В частности,
Р. Нельсон обратил внимание на экономическую полезность знаний в том, что их применение позволяет обеспечить эффективность инновационной деятельности.
По Р. Нельсону НИС - «система национальных институтов, чьё взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм». Система национальных институтов «представляет собой элементы и связи, которые функционируют в процессе производства продукции, диффузии и использования экономически полезных знаний».
Отличительным признаком этого утверждения является то, что элементы НИС не просто располагаются в национальных (государственных) границах, а представляют собой национальные институты. П. Патель и К. Павит делают попытку детализировать роль национальных институтов и утверждают, что инновационная система состоит «из национальных институтов со своими стимулирующими структурами и уровнем компетенции, определяет скорость и направление технологического познания». В итоге С. Меткалф выдвигает наиболее полное определение НИС и предлагает рассматривать её как «совокупность различных институтов, которые по отдельности и во взаимодействии вносят вклад в развитие и передачу технологий и обеспечивают рамки для формирования государственной политики, оказывающей влияние на инновационные процессы [14]». Из этого вытекает,
что НИС - это система различающихся взаимосвязанных и (или) взаимозависимых институтов, создающая, передающая и хранящая новые знания, а также производящая на основе полученных знаний новые технологические продукты и в дальнейшем используемая при разработке новых технологий.
В последние годы появилось понятие инновационной экосистемы. Понятие экосистемы впервые было предложено К. Веснером [15]. Экосистема, с одной стороны, включает в себя понятие классического представления (определения) об инновационной системе. С другой стороны, был сделан шаг в пользу отказа от статической концепции в пользу динамической, то есть перехода от рассмотрения только взаимосвязей объектов и институтов НИС не только между собой, но и с окружающим миром, т.е. в инновационную экосистему входит не только НИС, но и рамочные условия функционирования.
Таким образом, в большинстве случаев НИС определяется как совокупность взаимодействия государственных, частных, общественных организаций, в рамках которой осуществляется деятельность по созданию, развитию, сохранению, распределению новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги [9., С.27]. Следовательно, в современном понимании национальная инновационная система - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [5., С.48]. Поэтому необходимо эффективно выстроить НИС, чтобы она обеспечивала потребности в инновационном развитии и служила основой развития экономики и общества.
Ключевыми факторами стимулирования и определения важнейших направлений развития научной деятельности выступают экономические и общественные потребности. Качество развития национальной инновационной системы зависит от правильности выстраивания взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом. Немаловажное значение уделяется роли государства как участника НИС. Оно не только создает рамочные условия работы системы, но и во многом формирует мотивационную основу деятельности элементов системы, многие ресурсы и институты НИС, предоставляет доступ к ним, выступает как катализатор процессов, снижающий инновационные риски [3., С.1]. Стало быть, каким образом функционирует система, таким образом, она и воздействует на механизм развития НИС, определяет ее динамику, содержание и выступает питающим стержнем экономической системы. Поэтому НИС носит системный характер, так как инновационный процесс представляет собой механизм взаимодействия всех комплексов: экономических, социальных, политических, организационно правовых и других факторов, определяющих создание инновационного продукта. В связи с этим механизм НИС представляет собой совокупность институциональных рычагов с обратными связями, при взаимодействии которых создаются стимулы, обеспечивающие трансфер знаний, их распределение и трансформацию в предконкурентные технологии для предпринимательской
среды, стимулирование хозяйственной деятельности по средствам обратной связи, предполагает ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих потребностей.
В хозяйственной практике возникает необходимость разработки «инновационного механизма», который позволит перевести экономику Российской Федерации на инновационный путь развития, что в свою очередь позволит перестроить все сферы общественно-экономических отношений для содействия развитию инновационной экономики. Поэтому основной проблемой в контексте исследуемой тематики является построение эффективного механизма модели инновационной системы, адекватной реальному миру и решаемым задачам. А поскольку механизм построения модели НИС непосредственно связан с интеллектуальной деятельностью, то решение задачи разработки адекватной модели национальной инновационной системы приобретает особую важность исследования в области экономики знаний.
В научной литературе под экономическим механизмом понимается совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования [11]. Однако возникает необходимость применения и конкретизации понятия для сферы инновационной экономики. Выделяется ряд определений механизма национальной инновационной системы, к которым необходимо относится с определенной долей скептицизма. Так, в это понятие вложено разное сочетание природы объективных и субъективных экономических законов способствующих развитию производительных сил и производственных отношений на этапе научных исследований, опытно-конструкторских работ, создания, производства и распространения инновационного продукта. В своей работе В.А. Колоколов под инновационным механизмом понимает организационно-экономическую форму осуществления инновационной деятельности и способствования её проведению, поиска инновационных решений, а также рассматривает его как рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [6]. В данном определении инновационный механизм понимается как некая самодвижущаяся форма, в пространственно-временном интервале созданная для поиска оптимального решения по созданию инновационного продукта в соответствии с определенными закономерностями. Данная формулировка не определяет, какой продукт должен быть получен на «выходе» системы, а указывает на некий «рычаг» регулирования и стимулирования деятельностью по созданию инновационного продукта. В то же время В.А. Колоколов сформулировал систему инновационных механизмов: механизм организации, механизм разработки и внедрения, механизм финансирования и стимулирования, механизм технологического трансфера и механизма интеллектуальной собственности. Также он допускал возможность появления новых механизмов, но в пределах названных групп. Данные механизмы «включаются», когда необходимо осуществить разработку и внедрение инноваций или в более общем виде - обеспечить эффективное протекание инновационных процессов. В работе И.А. Кузовлева добавлено понятие механизм управления инновационным развитием, под которым понимается совокупность приёмов, методов, инструментов воздействия на систему (предприятие), учитывающая инновационную составляющую с целью достижения результатов прогрессивного развития [7].
Рассматривая инновационный механизм как систему, исследователи не определяют его как составную часть процесса инновационного развития, то есть инновационный процесс представляет собой любое изменение данного логического объекта х во времени с одними характеристиками (на входе), который преобразуется в новое состояние х + Дх (на выходе) при наличии необходимых механизмов (ресурсов) в управляемых условиях [2]. Отсюда следует, что механизм есть ресурсное обеспечение процесса, его вещественная часть и включает совокупность взаимосвязанных экономических ресурсов (показателей), "настроенных" на выполнение определённых функций инновационного
процесса (преобразовать "вход" в "выход"), которые могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования, и экономической эффективности результатов для реализации данного инновационного процесса (рисунок 1).
Рис. 1. Структурная схема модели механизма инновационного развития как составляющий элемент процесса изготовления высокотехнологического продукта
У3, У — соответственно заданное и текущее значение выходной (регулируемой) переменной;
X — входная (регулирующая) переменная
Рисунок 1 показывает, что идентификация инновационного процесса с состояния «входа» позволяет решить методологическую проблему оценки эффективности механизма инновационной деятельности на всех уровнях экономики путём соизмерения финансовых и временных затрат, осуществляемых на «входе», с результатами, получаемыми на «выходе» [9., С.81]. Следовательно, механизм определяет совокупность стимулов (потребностей) и издержек (противовесов), ограничивающих свободу взаимным сопротивлением. Приведение в действие механизма производится стимулом (потребностью, желанием, интересом) осуществить изобретение (превратить в овеществленный продукт) с целью коммерциализации своей деятельности (своего изобретения). Государство выступает в позиции, направленной на стимулирование социально-экономических последствий (эффектов) внедрения инноваций в жизнь общества в виде изменения макроэкономических показателей системы национальных счетов (ВВП, ЧВП, ВНД, ЧНД, ВРП, НД), т.е. осуществляемое государством стимулирование инноваций должно приводить к увеличению доходной части государственного бюджета в долгосрочной перспективе. Государство может выступать как рычагом управления, создавая стимулирующие рамочные условия, так и связующим элементом функционирования, выступая «деловым партнером» (в качестве заказчика или контрагента).
Инновационным механизмом на государственном и муниципальном уровне является выстроено-связующая и равновесная система элементов. Воздействуя на установленные элементы «с определенной силой», будет устраняться «возмущающее воздействие»
(возмущение), вызванное негативным влиянием внешней среды (напр. социально-экономическими, экологическими, политическими и др. факторами) на объект управления, препятствующее достижению цели управления (отклоняющее процесс создания инновационного продукта от запланированного периода времени). Управляя процессом воздействия на возмущение с помощью установленных средств и методов, происходит устранение равновесного противодействия. Первоначальное воздействие на инновационную деятельность осуществляется с такой степенью силы, которой будет достаточно для осуществления качественного скачка в процессе перехода от количественного эффекта в качественный с кумулятивной энергией. Иными словами, воздействуя финансовыми и социальными ресурсами на инновации, с определенной долей (силой) будет возникать сопротивление (возмущающее воздействие) в виде нежелания, нехватки управленческих и научных кадров. В зависимости от степени воздействия на сдерживающие факторы, механизм переходит в динамическое положение, снимая напряжение, производимое возмущающим воздействием. Оказанный совокупный эффект постоянного внедрения инноваций в корне меняет социально-экономическую жизнь государства, а происходящие изменения невозможно свести к количественным показателям числа и объема. Сюда относятся изменения в технике производства, в организации хозяйства, в составе и характере потребностей и т.д. На практике происходит следующая ситуация: «новейший» (инновационный) продукт начинает удовлетворять новые потребности, а «старый» уже не в состоянии удовлетворить всех потребностей и занимает свою небольшую нишу, например, в обслуживании инновационного продукта, это в корне может пересмотреть структуру и экономики при внедрении и производстве уникальных технологий. Для её безопасности нет необходимости отказываться от «старых» технологических отраслей, обеспечивающих базовую инфраструктуру и технологическую поддержку всей экономики. В частности, производство большинства материальных затрат в иностранном государстве приводит страну к потере экономического суверенитета.
Обобщая вышесказанное, можно отметить:
• механизм НИС представляет собой совокупность институциональных рычагов с обратными связями, при взаимодействии которых создаются стимулы, обеспечивающие трансфер знаний, их распределение и трансформацию в новые технологии для стимулирования хозяйственной деятельности по средствам обратной связи, предполагает ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих потребностей при создании инновационного продукта.
• присутствует недостаток концепций изучения механизма функционирования НИС. В полной мере не определены и не исследованы, научные приоритеты развития модели инновационной системы России.
• установлена необходимость сформировать целостную систему, эффективно преобразующую новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках.
Одной из основных функций НИС является обеспечение согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых институтов и финансовых инструментов в виде привлечения банков для развития высокотехнологичных производств и сокращения временных этапов жизненного цикла производства нового продукта от возникновения идеи до его разработки и дальнейшего коммерческого распространения. Это, в свою очередь, предполагает новый вид исследования по созданию конкурентоспособного коммерческого
продукта с четко определенными характеристиками и высоким качеством, привлекающим будущего потребителя.
Большинство фундаментальных исследований и разработок направлено на удовлетворение любопытства и осознание у ученого, что его результат создает потенциал для технологического прорыва, но нет желания для коммерциализации изобретения, тем более, если это не связано с характером его исследования. Так и у корпораций, венчурных фондов, банков нет стимулов для вложения денежных средств в проекты с нечеткой перспективой окупаемости [5., С.401]. Для этого государству необходимо создать научный (мозговой, интеллектуальный) центр, способный проводить маркетинговые (рыночные) исследования фундаментальных и прикладных работ, анализировать преимущества и недостатки при выведении инновации на технологический рынок, осуществлять помощь в производстве опытного образца с целью коммерческой реализации потенциальному инвестору прав собственности на изобретение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаева Н.П. Бабкина Е.В. Механизмы и инструменты инновационного развития региона. Ульяновск: Типография УлГТУ, УлГТУЕ., 2012. 179 c.
2. Астапенко М.С. Модель инновационного процесса от создания научно-исследовательских разработок до внедрения в производство и в бизнес / Креативная экономика 2014. №8. С. 59-65 http://www.creativeconomy.ru/articles/33050/ (доступ свободный).
3. Астафьев Е.В. современные тенденции в развитии инновационной системы отечественной экономики http://www.teoria-practica.ru/rus/flles/arhiv_zhumala/2014/3/ekonomika/astafiev.pdf
(доступ свободный).
4. Барышева А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособ. 3-е изд. М.: : Дашков и Ко, 2013. 384 с.
5. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России М.: Наука, 2011. 640 с.
6. Колоколов В.А., Инновационный механизмы функционирования предпринимательских структур Корпоративный менеджмент. Библиотека управления. www.cfin.ru/press/managment/2002-1/08.shtml (дата обращения: 18.05.2014).
7. Кузовлева. И.А., Кузнецов С.Г. и Кураленко О.Г. Механизм управления инновационным развитием предприятий промышленности // «Управление экономическими системами», 2011. № 9 www.uecs.ru/ uecs -33-332011/item/611-2011-09-14-40 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Маркеев А.И. Национальная инновационная система России: период становления // Инновации РАН: Мат. ежегодной науч.-практ. конф. Томск: 2009. www.cfin.ru/press/managment/2002-1/08.shtml (дата обращения: 18.05.2014).
9. Никитская Е.Ф. Развитие инновационного потенциала России: региональный аспект: монография. Ярославль: ООО Аверс Плюс, 2012. 192 с.
10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики М.: Начала, 1997. 240 с.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 2006. 496 с.
12. Шапкин И.Н. Бондаренко Н.Е. Создание национальной инновационной системы как условие повышения конкурентоспособности стран в глобальной экономике // «Журнальный клуб Интелрос» Век глобализации» 2012. №2. http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18429-sozdanie-nacionalnoy-innova-cionnoy-sistemy-kak-uslovie-povysheniya-konkurentosposobnosti-stran-v-globalnoy-ekonomike.html (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Шумпетер Й. перевод с нем. В. С. Автономова и др. Теория экономического развития Исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
14. Metcalfe S. The economic foundations of technology policy: Equilibrium and evolutionary perspectives Handbook of the economics of innovation and technological
change. Oxford (U.K.); Cambridge (US) : Blackwell, 1995. Р. 48. http://www.oecd.org/mena/47563588.pdf. (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. англ.
15. Wessner K. Charles W. Ed. By David B. Audretsch, Heike Grimm Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem Local Heroes in the Global Village: Globalization and the New Entrepreneurship Policies. N.Y.: Springer, 2005. Р. 196
Рецензент: Данченок Л.А., доктор экономических наук, профессор, директор института Менеджмента ФГБОУ ВПО Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики.
Maxim Astapenko
Federal Tariff Service Moscow, Russia E-Mail: max.91@live.ru
General characteristic of theoretical and methodological of the basis of national innovative system of Russia
Abstract. The author of this article, investigates methodological foundations of the innovation mechanism, the evolution of the concept of "national innovation system". Also he identifies the problems associated to the development of the national innovation system in Russia. The author outlines the concept asserting the necessity to create an integrated system that efficiently converts new knowledge in new technologies, products and services that find their real consumers on the national or global markets. The assumed solution of this problem is the creation of Marketing Research Center, that would increase investor interest in investing money to the innovative developments projects with the prospect of fuzzy payback. One of the main issues, discussed in this article, refers to the notion of "innovative mechanism" of various subjective and objective economic laws, contributing to the development of productive forces and productive relations at the stage of research, development work on the creation, production and distribution of innovative product. The author interprets this definition as part of the process of innovation. To sum up, we can concluded, that the innovative mechanism is a resource provision of the relationship between economic resources, "tuned" to perform certain functions of the innovation process within the national innovation system based on a systematic approach.
Keywords: innovations; innovative mechanism; national innovative system; diffusion of innovations; institutional risks; frame conditions; financial institutions; intellectual product; innovative ecosystem; revolting influence.
Identification number of article 124EVN414
REFERENCES
1. Abaeva N.P. Babkina E.V. Mehanizmy i instrumenty innovacionnogo razvitija regiona. Ul'janovsk: Tipografija UlGTU, UlGTUE., 2012. 179 c.
2. Astapenko M.S. Model' innovacionnogo processa ot sozdanija nauchno-issledovatel'skih razrabotok do vnedrenija v proizvodstvo i v biznes / Kreativnaja jekonomika 2014. №8. S. 59-65 http://www.creativeconomy.ru/articles/33050/ (dostup svobodnyj)
3. Astafev E.V. sovremennye tendencii v razvitii innovacionnoj sistemy otechestvennoj jekonomiki http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/3/ekonomika/astafiev.pdf(dostup svobodnyj).
4. Barysheva A.V. Innovacionnyj menedzhment: ucheb. posob. 3-e izd. M.: : Dashkov i Ko, 2013. 384 s.
5. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitija nacional'noj innovacionnoj sistemy: uroki dlja Rossii M.: Nauka, 2011. 640 s.
6. Kolokolov V.A., Innovacionnyj mehanizmy funkcionirovanija predprinimatel'skih struktur Korporativnyj menedzhment. Biblioteka upravlenija. www.cfin.ru/press/managment/2002-1/08.shtml (data obrashhenija: 18.05.2014).
7. Kuzovleva. I.A., Kuznecov S.G. i Kuralenko O.G. Mehanizm upravlenija innovacionnym razvitiem predprijatij promyshlennosti // «Upravlenie jekonomicheskimi sistemami», 2011. № 9 www.uecs.ru/ uecs -33-332011/item/611-2011-09-14-40 (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
8. Markeev A.I. Nacional'naja innovacionnaja sistema Rossii: period stanovlenija // Innovacii RAN: Mat. ezhegodnoj nauch.-prakt. konf. Tomsk: 2009. www.cfin.ru/press/managment/2002-1/08.shtml (data obrashhenija: 18.05.2014).
9. Nikitskaja E.F. Razvitie innovacionnogo potenciala Rossii: regional'nyj aspekt: monografija. Jaroslavl': OOO Avers Pljus, 2012. 192 s.
10. Nort D. Instituty, institucional'nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki M.: Nachala, 1997. 240 s.
11. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj jekonomicheskij slovar'. INFRA-M, 2006. 496 s.
12. Shapkin I.N. Bondarenko N.E. Sozdanie nacional'noj innovacionnoj sistemy kak uslovie povyshenija konkurentosposobnosti stran v global'noj jekonomike // «Zhurnal'nyj klub Intelros» Vek globalizacii» 2012. №2. http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/ya2-2012/18429-sozdanie-nacionalnoy-innova-cionnoy-sistemy-kak-uslovie-povysheniya-konkurentosposobnosti-stran-v-globalnoy-ekonomike.html (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
13. Shumpeter J. perevod s nem. V. S. Avtonomova i dr. Teorija jekonomicheskogo razvitija Issled. predprinimat. pribyli, kapitala, kredita, procenta i kon#junktury. M.: Progress, 1982. 455 s.
14. Metcalfe S. The economic foundations of technology policy: Equilibrium and evolutionary perspectives Handbook of the economics of innovation and technological change. Oxford (U.K.); Cambridge (US) : Blackwell, 1995. R. 48.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
http://www.oecd.org/mena/47563588.pdf. (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. angl.
15. Wessner K. Charles W. Ed. By David B. Audretsch, Heike Grimm Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem Local Heroes in the Global Village: Globalization and the New Entrepreneurship Policies. N.Y.: Springer, 2005. R. 196