Научная статья на тему 'Общая характеристика системы законодательного регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры по кодексу Юстиниана'

Общая характеристика системы законодательного регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры по кодексу Юстиниана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
821
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТ / ДРЕВНИЙ РИМ / КОДЕКС ЮСТИНИАНА / CORPUS JURIS CIVILIS / АДВОКАТ ФИСКА / КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ / ПРИВИЛЕГИИ АДВОКАТОВ / СТАТУС АДВОКАТА / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АДВОКАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Сергей Юрьевич

Цель: Осуществить исследование законодательного регулирования адвокатуры Поздней Римской империи в соответствии с нормами Кодекса Юстиниана. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: В статье представлена систематизация норм Кодекса Юстиниана, в котором соединены воедино нормативные правила, относящиеся и к адвокатской деятельности (включая положительные условия для получения статуса адвоката и привилегии адвокатов), и к организации адвокатуры (например, установленное количество адвокатов в каждой части Римской империи, а также регулирование статуса и деятельности особой категории адвокатов Древнего Рима адвокатов фиска). Благодаря всеохватывающему характеру самого законодательного акта предлагаемый обзор норм дает представление обо всем спектре законодательного регулирования различных аспектов адвокатуры Поздней Римской империи. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristic of system of legislative regulation of advocate activity and organization of legal profession for Justinian’s Code

Purpose: To carry out research of legislative regulation of legal profession of the late Roman Empire according to standards of the Code of Justinian. Methodology: The historical-legal and formal-legal method were used. Results: Systematization of standards of this act in which the standard rules relating and to lawyer activity are connected together (including positive conditions for obtaining the status of the lawyer and the privilege of lawyers), and to the organization of legal profession is presented in article (for example assigned amount of lawyers in each part of the Roman Empire, and also regulation of the status and activity of special category of lawyers of Ancient Rome lawyers of a fisk). Thanks to comprehensive character of the act Justinian’s Code the offered review of norms gives an idea of all range of legislative regulation of various aspects of legal profession of the Late Roman Empire. Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual problem.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика системы законодательного регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры по кодексу Юстиниана»

Макаров С.Ю.

общая характеристика системы законодательного регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры по кодексу ЮСТИНИАНА

цель: Осуществить исследование законодательного регулирования адвокатуры Поздней Римской империи в соответствии с нормами Кодекса Юстиниана.

Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты: В статье представлена систематизация норм Кодекса Юстиниана, в котором соединены воедино нормативные правила, относящиеся и к адвокатской деятельности (включая положительные условия для получения статуса адвоката и привилегии адвокатов), и к организации адвокатуры (например, установленное количество адвокатов в каждой части Римской империи, а также регулирование статуса и деятельности особой категории адвокатов Древнего Рима - адвокатов фиска). Благодаря всеохватывающему характеру самого законодательного акта предлагаемый обзор норм дает представление обо всем спектре законодательного регулирования различных аспектов адвокатуры Поздней Римской империи.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной проблемы.

Ключевые слова: адвокат, Древний Рим, Кодекс Юстиниана, Corpus juris civilis, адвокат фиска, коллегии адвокатов, привилегии адвокатов, статус адвоката, вознаграждение адвоката.

Makarov S.Yu.

GENERAL CHARACTERISTIC OF SYSTEM OF LEGISLATIVE REGuLATION OF ADVOCATE ACTIVITY AND ORGANIZATION OF legal PROFESSION FOR JuSTINIAN'S CODE

Purpose: To carry out research of legislative regulation of legal profession of the late Roman Empire according to standards of the Code of Justinian.

Methodology: The historical-legal and formal-legal method were used.

Results: Systematization of standards of this act in which the standard rules relating and to lawyer activity are connected together (including positive conditions for obtaining the status of the lawyer and the privilege of lawyers), and to the organization of legal profession is presented in article (for example - assigned amount of lawyers in each part of the Roman Empire, and also regulation of the status and activity of special category of lawyers of Ancient Rome - lawyers of a fisk). Thanks to comprehensive character of the act - Justinian's Code - the offered review of norms gives an idea of all range of legislative regulation of various aspects of legal profession of the Late Roman Empire.

Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual problem.

Keywords: advocate, Ancient Rome, Justinian's Code, Corpus juris civilis, lawyer fisk, Bar, privilege of lawyers, status of the lawyer, remuneration of the lawyer.

До настоящего времени нередко встречается мнение, что адвокатура - это свободная профессия. Это утверждение верно, но лишь для времени возникновения и существования адвокатуры в Древнем Риме периода Республики. За исключением обстоятельства, что еще в 204 г. до н.э. был принят легендарный закон Цинция, устанавливающий общие правила гонорара адвоката, во всех остальных аспектах адвокатская деятельность была поистине свободной профессией, так как для занятия ею не требовалось соблюдения каких-либо положительных условий (то есть условий допуска к профессии). Образно говоря, любой римлянин, считающий себя готовым к осуществлению защиты или представительства в судебном разбирательстве, мог выйти на Форум, обозначить себя как адвоката и оказывать соот-

ветствующую судебную юридическую помощь тем лицам, которые к нему обратятся. Имелось лишь несколько обстоятельств физического (слепота, глухота) и юридического характера (статус вольноотпущенника), которые препятствовали выступлению в суде в интересах широкого круга граждан.

Тем не менее, наступил момент, когда и такие положительные условия были законодательно установлены, и различные аспекты адвокатской деятельности и организации адвокатуры были законодательно урегулированы. Апогей законодательной активности в данном направлении пришелся на 460-е гг., период правления восточно-римского императора Льва I Великого (император Восточной Римской империи в 457-474 гг.), который сам или вместе со своим западно-рим-

ским соправителем Антемием издал несколько эдиктов, регулирующих и организацию адвокатуры, и (особенно) порядок и условия допущения к адвокатской деятельности. Справедливости ради нужно отметить, что многие иные императоры, особенно в III—IV вв., также уделяли значительное внимание законодательному регулированию сферы адвокатуры.

Спустя 50 лет после правления императора Льва I все установления римских императоров в отношении адвокатуры были наряду с иными законодательными положениями Римской империи систематизированы в Кодексе императора Юстиниана, ставшем частью знаменитого свода Corpus juris civilis.

В свете преобразования адвокатуры из свободной профессии в законодательно-урегулированную профессиональную деятельность необходимо отметить точность указания Е.В. Васьковского на то, что «было бы крайне утомительно и для нашей цели бесполезно следить за долгим процессом превращения свободной адвокатуры в организованную. Несравненно интереснее и целесообразнее сразу обратиться к окончательному результату этой двухвековой эволюции и рассмотреть адвокатуру в том виде, какой она имела по Юстиниановым кодексам, представляющим собою, так сказать, законодательную кристаллизацию всего предшествующего развития римского права» [1]. В связи с вышеизложенным именно материал кодификации Юстиниана имеет важнейшее значение для изучения истории адвокатуры Древнего Рима.

Однако совершенно справедливо замечание А. Стоянова о том, что «в кодексе Юстиниана находится твердая историческая опора для обычаев адвокатуры во многих государствах нового мира» [3]. Несомненно, в Римской империи были наработаны - и, соответственно, в итоговой форме зафиксированы в Кодексе Юстиниана - принципиальные требования к осуществлению адвокатской деятельности и основы организации адвокатуры, которые сохраняют свое значение вплоть до настоящего времени.

В связи с этим можно привести мнение наиболее известного исследователя эпохи Юстиниана Ш. Диля, который интуитивно точно определил суть важнейшего значения проведенной под руководством этого императора кодификации. «Corpus juris civilis есть последний продукт римской науки, высшее усилие концентрации права в борьбе против медленного распадения его, чувствовавшегося уже с III века. Но в нем есть и нечто другое, и, быть может, еще более важное.

В «Corpus juris civilis» вложены существенные принципы права, действующего в современном обществе, и его изучение, скрытно продолжавшееся в первые века отдаленного Средневековья и с XI века получившее чрезвычайное развитие, внушило варварским народам Запада идею государства, основанного на праве. Именно этим отражением, проходящим через всю историю Запада, - чего, несмотря на необходимое критическое отношение, никогда не следует забывать, - воля Юстиниана довершила дело, наиболее плодотворное для прогресса человечества» [2].

Подобную точку зрения высказывал и известнейший русский византинист Ф.И. Успенский: «Заслуга Юстиниана состоит, впрочем, не в творчестве, не в составлении новых законов, а в кодификации дошедшего до него римского права. При нем и при его содействии памятники римского права были собраны, проверены и сопоставлены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе драгоценный и незаменимый источник, из которого полной рукой черпали и средневековые ученые, и новейшие юристы. Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов, - в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана» [4]. Адвокатура Римской империи, регулирование которой в западных частях Римской империи сохранилось, несмотря на падение самой империи, стала прообразом адвокатуры Франции, которая в XIX веке, в свою очередь, в значительной степени стала прообразом присяжной адвокатуры в России. Уже этот историко-правовой ряд обосновывает важность изучения истории адвокатуры Поздней Римской империи на основании исследования ее законодательства.

В отличие от Дигест Кодекс Юстиниана не переведен еще на русский язык, в связи с чем настоящая статья является одним из первых опытов введения положений данного законодательного акта в современную науку адвокатуры.

В настоящей работе использован перевод Кодекса Юстиниана, осуществленный О.В. Ауро-вым, Д.В. Зайцевым, Л.Л. Кофановым, Е.В. Ляпу-стиной, А.В. Мареем, Д.Ю. Полдниковым, В.В. Серовым, А.М. Сморчковым, А.А. Шевченко.

Ознакомление с нормами Кодекса Юстиниана дает основания для обособления таких основных направлений законодательного регулирования, как: а) статус адвоката и б) организация адвокатуры.

Законодательное регулирование обоих ука-

занных направлений было новеллой правового регулирования императорского периода Римской истории, поскольку ранее, в период Республики, а также в период Ранней Империи (то есть эпохи принципата) допуск к адвокатской профессии являлся, как уже отмечалось выше, практически совершенно свободным, и при этом адвокаты не были никак объединены организационно. Римское законодательство периода Поздней Империи (то есть эпохи домината) обратилось к регулированию обоих направлений, и это регулирование оказалось довольно обстоятельным и подробным. Были предусмотрены положительные условия, необходимые для допуска к осуществлению адвокатской деятельности, и создано и оформлено сословие адвокатов как лиц, имеющих фактически монопольное право на оказание юридической помощи.

Законодательное регулирование статуса адвоката включает такие аспекты, как положительные условия, необходимые для допуска к осуществлению адвокатской деятельности, отрицательные условия, препятствующие допуску к осуществлению адвокатской деятельности, основания лишения статуса адвоката, привилегии и обременения, имеющиеся у носителей адвокатского звания, процессуальные требования к адвокатам, финансовые аспекты адвокатской деятельности.

Законодательное регулирование организации адвокатуры включает в себя такие аспекты, как выравнивание статуса адвокатов в различных префектурах, количественный состав штатных адвокатов в каждой префектуре, ранжирование адвокатов, регулирование статуса адвокатов фиска.

Следует отметить, что в законодательном регулировании вопросов адвокатуры существенно проявлялась административно-территориальная специфика Восточной Римской империи. Административно-территориально империя представляла собой две части - префектуру Иллирик и префектуру Восток, а также обособленную столицу, Константинополь (тоже руководимый префектом); кроме того, особый статус имел второй крупный город империи - Александрия Египетская. В то время как законодательное регулирование статуса адвоката было унифицированным для всех частей империи, законодательное регулирование организации адвокатуры различалось в отношении Иллирика, Востока, Константинополя и отчасти Александрии, и эдикты императоров были направлены на возможное выравнивание вопросов адвокатуры в различных частях империи.

Перед тем, как перейти к систематизации законодательного регулирования вопросов адво-

катуры в Кодексе Юстиниана, можно отметить еще персоналии императоров, обративших наибольшее внимание на эту сферу законодательного регулирования. В целом анализ норм Кодекса Юстиниана создает представление о том, что законодательное регулирование сферы адвокатуры было начато в III в. Общие положительные условия для поступления в адвокатуру были установлены при императоре Льве I Великом в 460-х гг., а условия для назначения адвокатов фиска - при императоре Анастасии I в 505 и 517 гг. Также Ана-стасием I в начале 500-х гг. были установлены многие привилегии и награды для адвокатов; кроме того, регулирование этой сферы ранее было начато императорами второй половины IV в. - Вален-тинианом I, Валентом, Грацианом, Феодосием I Великим и позднее, во второй четверти V в., внуками Феодосия I - императорами Феодосием II и Валентинианом III. Организационные основы адвокатуры, включая создание сословия адвокатов, в основном были оформлены в V в. в две стадии: сначала уже упомянутыми императорами Фео-досием II и Валентинианом III в 420-450-е гг., затем - императором Львом I и его соправителем Антемием в 460-470-е гг. Получение вознаграждения адвокатами было в значительной степени урегулировано императорами Анастасием I и Юстином I.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующую структуру законодательного регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры в соответствии с нормами Кодекса императора Юстиниана (курсивом выделены непосредственно нормы Кодекса Юстиниана, цифры указывают книгу, титул, норму (императорскую конституцию) и, при необходимости, параграф нормы):

1. Законодательное регулирование статуса адвоката

1.1. Положительные условия, необходимые для получения статуса адвоката (для допуска к осуществлению адвокатской деятельности):

1.1.1. Общие условия для допуска к адвокатской деятельности:

1.1.1.1. Наличие католического вероисповедания (1.4.15,2.6.8);

1.1.1.2. Непринадлежность по статусу и имущественному положению к преторианской свите, то есть свите префекта претория (2.7.11);

1.1.1.3. Подтверждение учителями и знатоками права того, что они являются сведущими в праве (2.7.11);

1.1.1.4. Ревностное изучение законов в течение установленного времени (2.7.22);

1.1.1.5. Установление преимущества сыновей адвокатов в получении статуса (2.7.11, 2.7.22);

1.1.1.6. Наделение лиц, облеченных почетом, правом вести практику в городе Риме (2.6.6);

1.1.1.7. Наделение вольноотпущенников правом вести адвокатскую практику (2.6.2);

1.1.1.8. Разрешение совмещения статусов куриала и адвоката (2.7.2);

1.1.2. Условия для осуществления деятельности в качестве адвоката фиска:

1.1.2.1. Назначение адвокатов фиска из числа первенствующих адвокатов (2.7.22);

1.1.2.2. Назначение адвокатов фиска сроком на два года (2.7.22);

1.1.2.3. Ограничение коллегии первенствующих адвокатов, из которых назначаются адвокаты фиска, количеством 40 (позднее 30) человек (2.7.22);

1.1.2.4. Ревностное изучение законов в течение установленного времени (2.7.22);

1.1.2.5. Установление преимущества сыновей адвокатов в получении этого статуса (2.7.22).

1.2. Отрицательные условия, препятствующие допуску к осуществлению адвокатской деятельности

1.2.1. Недопущение совмещения адвокатской деятельности и госслужбы (1.51.14рг);

1.2.2. Недопущение соединения деятельности адвоката и судьи в одном деле (2.6.6);

1.2.3. По истечении срока временного исключения из адвокатуры не считаются бесчестными (10.61.1).

1.3. Основания лишения статуса адвоката

1.3.1. Возможность запрещения ведения адвокатской практики по судебному решению (2.6.1);

1.3.2. Лишение адвокатов Константинополя статуса при нарушении обязанности проживать в городе - при непроживании в течение трех лет; позднее - если адвокат отсутствовал более двух лет без разрешения или более пяти лет с разрешением (2.7.26, 2.7.29).

1.4. Привилегии, имеющиеся у носителей адвокатского звания

1.4.1. Награждение почетными званиями и отличиями:

1.4.1.1. Награждение адвоката фиска по окончании двух лет исполнения обязанностей эксконсуль-ским званием правителя провинции и предоставление ему возможности заниматься адвокатурой (2.7.13);

1.4.1.2. Сохранение за теми, кто был в списках адвокатов, звания светлейшего правителя (2.7.20);

1.4.1.3. Получение адвокатами фиска префектуры Востока вознаграждения в январские календы из рук императора наряду с членами императорского совета (2.7.23);

1.4.1.4. Зачисление сыновей адвокатов в коллегию светлейших трибунов и императорских секретарей (2.7.23);

1.4.1.5. Выплата адвокатам фиска ежегодно 60 фунтов золота, дарование им статуса светлейшего мужа преторианских трибунов и императорских секретарей на два лица (на самого адвоката и его одного человека), а также предоставление права ежегодно выдвигать двух людей на награждение (2.7.25);

1.4.2. Освобождение от повинностей:

1.4.2.1. Недопущение навязывания адвокатам должностей на провинциальном уровне (2.7.3);

1.4.2.2. Полное освобождение адвокатов от наложения любых обязанностей (2.7.6);

1.4.2.3. Освобождение адвокатов фиска от обязанностей императорских служащих (2.7.21);

1.4.2.4. Освобождение детей адвокатов фиска от обязанностей императорских служащих (2.7.21);

1.4.2.5. Привилегии для завершивших адвокатскую службу: освобождение одного дома от постоев, необременение закупками зерна или масла и надзором за работами, ни судебными защитами, ни попечительством продовольствия, ни повинностью отца города или куратора, ни командованием службой у ворот (10.56.0);

1.4.3. Особый процессуальный статус:

1.4.3.1. Право наказания адвокатов принадлежит лишь префекту претория (2.7.18);

1.4.3.2. Рассмотрение уголовных дел в отношении адвокатов фиска производится наместниками провинций (2.7.21, 2.7.24);

1.4.3.3. Рассмотрение гражданских дел в отношении адвокатов производится адвокатами фиска, то же самое - в отношении признания детей (2.7.23);

1.4.4. Особые наследственные права:

1.4.4.1. Наличие у адвокатов особых наследственных прав (2.7.4);

1.4.4.2. Возможность наследования жалованья умершего адвоката фиска за год (2.7.15-1);

1.4.4.3. Возможность наследования жалованья умершего адвоката фиска его наследниками (2.7.21);

1.4.4.4. Освобождение наследников адвоката фиска от повинностей государственных дел (2.7.21);

1.4.5. Иные привилегии:

1.4.5.1. Право лиц, облеченных почетом, вести практику в городе Риме (2.6.6.5);

1.4.5.2. Разрешение совмещения статусов куриала и адвоката (2.7.2);

1.4.5.3. Право после исполнения власти и обязанности управления провинцией вернуться к занятию адвокатской практикой (2.7.9).

1.5. Обременения, имеющиеся у носителей адвокатского звания

1.5.1. Сохранение бремени обязанностей муниципального сенатора (10.32.35.1).

1.6. Процессуальные требования к адвокатам

1.6.1. Отсутствие адвоката не является основанием для пересмотра законченного разбирательства (2.6.4);

1.6.2. Требование к адвокатам воздерживаться от брани (2.6.6.1);

1.6.3. Недопущение затягивания адвокатами процесса (2.6.6.4);

1.6.4. Необходимость равного распределения именитых адвокатов между сторонами одного процесса (2.6.7);

1.6.5. Тайное содействие адвоката другой стороне как основание для пересмотра дела (2.7.1);

1.6.6. Недопустимость затягивания двумя адвокатами решения дела под предлогом ожидания третьего адвоката (2.7.19);

1.6.7. Возможность для бывшего адвоката фиска вести дела против фиска лишь при прекращении прежнего дела (2.8.2);

1.6.8. Запрет адвокату фиска скрывать выгоды фиска и выдвигать ложные обвинения против частных лиц (2.8.3);

1.6.9. Необходимость участия адвокатов фиска в рассмотрении дел управляющими делами частного императорского имущества и начальниками священной казны (2.8.4);

1.6.10. Обязательность принесения адвокатами клятвы на Евангелиях как условие начала разбирательства дела (2.10.2.58.2рг);

1.6.11. Запрещение адвокатам затягивать процесс под угрозой штрафа (2.10.3.1.13.9);

1.6.12. Обязанность адвоката довести процесс до конца, если только этому не воспрепятствует закон или правомерное основание (2.10.3.1.13.9);

1.6.13. Обязанность адвоката принести клятву вести только правые дела (2.10.3.1.13.9);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.6.14. Запрещение осуществления адвокатской деятельности в воскресные дни (2.10.3.12.9.1);

1.6.15. Возможность судебного обжалования ущемления со стороны адвоката фиска (2.61.1);

1.6.16. Запоздалое обращение адвоката к отлагательной оговорке влечет штраф в 1 фунт золота (8.35.12);

1.6.17. Обязательность присутствия адвоката фиска при предъявлении заявления обвинителем (10.11.5pr).

1.7. Финансовые аспекты адвокатской деятельности

1.7.1. Гонорарные вопросы:

1.7.1.1. Недопущение назначения гонорара по выигрышу (2.6.5);

1.7.1.2. Необходимость одобрения тому, как велось дело, как условие выплаты гонорара (2.6.3);

1.7.1.3. Обозначение гонорара как дара клиента (2.6.6.2-3);

1.7.1.4. Обязательность выплаты гонорара клиентами, которые могут его дать, а если они не в состоянии этого сделать, то он выдается назначенными по делу судебными исполнителями (2.10.3.1.13.9);

1.7.1.5. Адвокату фиска за время процесса выплачивается не более 1/3 солида (12.25.4.4);

1.7.2. Вопросы вознаграждения от государства:

1.7.2.1. Обязанность выплаты жалованья адвокатам фиска (2.7.22);

1.7.2.2. Получение вознаграждения адвокатами фиска префектуры Востока в январские календы из рук императора наряду с членами императорского совета (2.7.23);

1.7.2.3. Выплата адвокатам фиска ежегодно 60 фунтов золота (2.7.25);

1.7.2.4. Выплата жалованья (адвокатам Константинополя) в размере 4.600 золотых (2.7.26).

2. Законодательное регулирование организации адвокатуры

2.1. Выравнивание статуса адвокатов в различных префектурах

2.1.1. Приравнивание адвокатов Константинополя (по привилегиям и льготам) к адвокатам префектуры Востока (2.7.5);

2.1.2. Приравнивание адвокатов префектуры Ил-лирик (по привилегиям и льготам) к адвокатам префектуры Востока (2.7.7).

2.2. Количественный состав штатных адвокатов в каждой префектуре

2.2.1. Ограничение количеством 150 адвокатов, выступающих перед судом префекта претория; адвокаты сверх 150 могут выступать в суде перед проконсулом, префектом августалов, правителем Востока, иными правителями провинций (2.7.11);

2.2.2. Ограничение количества адвокатов в префектуре числом 150 адвокатов (2.7.8);

2.2.3. Установление количества адвокатов в адвокатуре Александрии - 50, в официальном списке, члены которого будут выступать как перед префектом августалов, так и перед предводителем египетских границ, прочие - в других судах (2.7.13);

2.2.4. Установление количества адвокатов в префектуре Иллирика - 150 адвокатов, и порядок их пополнения (2.7.17);

2.2.5. Установление количества адвокатов в Константинополе (Феодот - Константинополь?) -80 адвокатов (2.7.26).

2.3. Ранжирование адвокатов

2.3.1. В префектуре (Диоскор - Восток?) первые 64 адвоката имеют статус, следующий за двумя адвокатами фиска, и получают гА благодеяний (2.7.15);

2.3.2. В префектуре Города (Юстиниан - Константинополя?) 15 адвокатов имеют первый ранг, позднее коллегию первенствующих составляют 30 адвокатов (2.7.16, 2.7.26).

2.4. Регулирование статуса адвокатов фиска

2.4.1. Адвокатами фиска назначаются два адвоката вместо ранее одного адвоката (2.7.10);

2.4.2. Адвокаты назначаются адвокатами фиска на два года вместо ранее одного года (2.7.12).

В завершение следует отметить, что совершенно справедливо вознесенное на пьедестал в XIX веке сравнение адвокатов и воинов также происходит из Кодекса Юстиниана, то есть имеет законодательную основу. В эдикте императоров Льва I и Антемия, датированном 469 г. и обращенном к префекту претория Иллирика Калликрату, указано: «Адвокаты, которые разрешают сомнительные случаи судебных тяжб и часто силой своей защиты в частных и публичных судебных делах исправляют ошибки и избавляют от бед, не меньше заботятся о человеческом роде, чем если бы спасали отечество и родителей от сражений и смертельных ран. Ведь Мы считаем, что за нашу империю воюют не только те, кто блистает мечами, щитами и медными панцирями, но также и адвокаты: ибо они воюют как патроны тяжб, которые, рассчитывая на свои славные речи, защищают надежду, жизнь и потомство тех, кто находится

в беде» (перевод Л.Л. Кофанова). Весьма примечательно, что законодательство Римской империи, кодифицированное при императоре Юстиниане Великом, столь подробно (можно даже сказать, практически досконально) регулируя все аспекты адвокатской деятельности и организации адвокатуры, так высоко оценивало деятельность адвокатов и ее значение для государства.

Пристатейный библиографический список

1. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории адвокатуры. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1893. С. 63.

2. Диль Ш. Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. Минск: МФЦП, 2010. С. 269-270.

3. Стоянов А. История адвокатуры. Вып. 1. Древний мир: Египет, Индия, Евреи, Греки, Римляне. Харьков, 1869. С. 117.

4. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Становление. Смута. Македонская династия. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 355.

References (transliterated)

1. Vas'kovskij E.V. Organizacija advokatury. Ch. 1. Ocherk vseobshhej istorii advokatury. SPb.: Tipografija P.P. Sojkina, 1893. S. 63.

2. Dil' Sh. Imperator Justinian i vizantijskaja civilizaci-ja v VI veke. Minsk: MFCP, 2010. S. 269-270.

3. Stojanov A. Istorija advokatury. Vyp. 1. Drevnij mir: Egipet, Indija, Evrei, Greki, Rimljane. Har'kov, 1869. S. 117.

4. Uspenskij F.I. Istorija Vizantijskoj imperii. Stanovle-nie. Smuta. Makedonskaja dinastija. M.: AST: Astrel', 2011. S. 355.

ИшВ|дВ0|||мщ|1|1

уважаемые читатели!

Мы рады представить вашему вниманию

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ П101Л1М П1А1А

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация: website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.