ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПОДРОСТКА
Е. В. ГРУЗДОВА, Л. В. АБДАЛИНА
В статье на основе анализа актуальной психологической и педагогической литературы представлен авторский вклад на феномен «профессиональный выбор учащегося».
Ключевые слова: выбор, профессиональный выбор, самоопределение.
Оптимизация системы профессиональной подготовки молодежи является одной из наиболее значимых задач российского образования. Особую актуальность она приобрела в последние годы в связи с нарастанием негативных явлений в сфере профессиональной занятости. Речь идет, в первую очередь, о явном дисбалансе между объективными потребностями общенационального рынка труда и его региональных сегментов и тем учебнопрофессиональным выбором, который осуществляет значительная часть российской молодежи.
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику школы, особенно касающиеся его готовности осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, в чем он также испытывает потребность.
Отсутствие эффективной системы социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся на начальных этапах профессионального самоопределения приводит к тому, что многие молодые люди оказываются психологически неподготовленными к активному и ответственному выбору профессии (В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон).
В отечественной педагогике и психологии выбор профессионального пути рассматривается в совокупности проявлений личностного и профессионального самоопределения учащегося, которое важно представить более целостно.
Исследованиям сущности и закономерностей профессионального самоопределения посвящено значительное количество трудов, как отечественных, так и зарубежных ученых: К. А. Абульхано-ва-Славская, О. С. Газман, М. Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е. И. Головаха, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Е. И. Рогов и др. Мы остановимся на наиболее значимых, с точки зрения нашей проблемы, исследованиях.
В педагогическом словаре Б. М. Бим-Бада профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Как считает автор, профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.
Достаточно емкую психологическую характеристику профессионального самоопределения дает М. Р. Гинзбург. Автор понимает его как способность человека строить самого себя, умение переосмысливать свою собственную жизнь в профессиональной деятельности. М. Р. Гинзбург также отмечает, что «в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования». Он считает, что личностное самоопределение имеет природную предрасположенность, которая определяет развитие всех других видов самоопределения (социального, профессионального, жизненного) [2]. Это также учитывалось нами при изучении и разработке структуры и содержания профессионального выбора подростка.
Е. А. Климов понимает профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов - и более широко - социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, на-
правленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. Последовательно в течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения социально-экономических факторов оценки труда, в большей или меньшей степени определяется спектр возможных выборов. Нередко такие решения осуществляются по форме «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Важной составляющей профессионального самоопределения выступает формирование профессионального сознания. Другой важной составляющей профессионального самоопределения является профессиональная пригодность.
Н. С. Пряжников отмечает, что профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:
- профессиональное самоопределение более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение это более сложное понятие.
- профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение от самого человека.
Изучение сущности профессионального выбора учащихся опиралось на основные моменты процесса профессионального самоопределения, описанные Э. Ф. Зеером:
- избирательность отношения человека к миру профессий;
- осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессий и социально-экономических условий;
- постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;
- инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др.);
- восприятие самоопределения как самореализации и самоактуализации, как проявление социальной зрелости личности.
Ученые, занимающиеся изучением профессионального выбора, часто обращаются к факторам, способствующим (препятствующим) успешности данного процесса.
Так, например, Н. Г. Каунова выявляет следующие факторы, лежащие в основе личностно-
го самоопределения: уровень самоотношения, осмысленности жизни, локуса контроля, личностной тревожности, особенности структуры ценностных ориентаций, которые можно рассматривать как показатели психологической готовности к личностному самоопределению старшеклассников.
В ходе эмпирических исследований автором выявлены и описаны четыре варианта личностного самоопределения в старшем школьном возрасте: «самообвиняющий», «самоуверенный», «конфликтный», «успешный». Предложенные автором варианты дают основания для разработки дифференцированных психолого-педагогических программ оказания индивидуальной психологической помощи в развитии личностного самоопределения старшеклассников и оптимизации индивидуального подхода в воспитании [4].
Предметом внимания М. В. Даниловой в профессиональном самоопределении является роль личностных особенностей и социально-семейной ситуации развития. В результате исследований автор пришла к выводу, что развитие структуры профессионального самоопределения проявляется в усилении влияния жизненных ориентиров и дифференциации связей между различными его сторонами. Возрастное направление развития профессионального самоопределения связано с углублением значимости эмоционально-нравственных ориентиров, увеличении степени выраженности профессионального типа личности и познавательных интересов.
Выделенные факторы учитывались нами в процессе научно-практического поиска и понимания сути профессионального выбора учащегося.
Профессиональный выбор в рамках профессионального самоопределения учащегося может быть рассмотрен:
- как самостоятельное распоряжение собственной судьбой по собственному выбору (В. И. Даль);
- в виде процесса и результата выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосу-ществления в конкретных обстоятельствах жизни (А. А. Грицанов);
- как центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений (Б. М. Бим-Бад);
- в виде выбора и утверждения собственной позиции в проблемных и критических социально значимых ситуациях (М. И. Еникеев).
Очевидно, что успешный профессиональный выбор позволяет человеку более успешно реали-
зовывать свои физические, умственные и духовные силы (потенциал), помогают осознать, найти свое место в жизни и нести ответственность за свой выбор. Психологи отмечают, что успешный выбор является показателем личностной зрелости человека (Э. Ф. Зеер, И. С. Кон, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников).
«Выбор» в определении С. В. Кульневича представляет собой моральное право и психологическую готовность осознанно проявлять свободу воли в конкретных актах поведения и деятельности, в определении целей и средств их достижения, а также возможных путей решения проблем.
В таком понимании выбора мы опираемся на один из основных принципов личностноориентированного образования, всецело направленного на внутренние резервы и душевный потенциал личности подростка и юноши, которые в преодолении своих проблем ищут адекватные способы самовыражения и самореализации в обществе [5].
Психологи отмечают, что выбор профессии есть сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеривается овладеть и длительно заниматься (Л. В. Абдалина, Ю. В. Кобазова, Л. М. Митина, М. В. Паромонова). При выборе профессии учитывается ее социальная значимость, престижность, человек взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успеха, оптимально самовыразиться.
При выборе профессии проявляются: интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, его самооценивание и ответственность. Мотивы профессионального выбора обусловлены социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, информацией о ней, состоянием здоровья. Но на выбор профессии могут влиять и ситуационные, нередко случайные причины, природа которых различна. Это увлечение внешней стороной профессии, неверное представление о содержании будущего труда [3; 1].
Исследуя проблему профессионального самоопределения и выбора, ученые Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников раскрывают и многие факторы, которые могут привести к ошибкам и затруднениям. К основным причинам ошибочного профессионального выбора авторы относят:
- отношение к выбору профессии как к единственному и неизменному варианту;
- отношение к выбору сквозь призму престижности-непрестижности профессиональной
деятельности;
- ошибки влияния (родителей, друзей, других значимых людей);
- перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию;
- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;
- отождествление школьного предмета с профессией;
- слабая информированность о выбираемой профессии;
- слабая осведомленность о собственных психофизиологических возможностях и способностях.
Проведенный теоретический анализ психологической, педагогической литературы и практического опыта работы (Е. А. Климов, С. В. Кульне-вич, В. В. Сериков и др.) позволяет говорить о том, что профессиональный выбор является по-лимотивированным сложным новообразованием личности, в котором интегрируются влияния социально-экономических условий, пример значимых взрослых и личностные качества индивида. Среди мотивов профессионального выбора учащегося в условиях кризисной ситуации часто преобладает стремление к материальной обеспеченности и экономической независимости, а мотивы самореализации способностей и интересов отходят на второй план.
Анализ понятий «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение» позволил констатировать, что на успешный профессиональный выбор подростка оказывают влияние различного рода ситуации: социальные, психологические, культурные, политические, психологопедагогические. Последние, на наш взгляд, должны быть предметом особого исследования.
На основе вышеизложенного под профессиональным выбором мы будем понимать психологическую готовность учащегося осознанно, самостоятельно и ответственно определять цели, средства и реализовывать профессиональные планы и намерения.
Дальнейший научно-практический поиск будет направлен на выявление структурносодержательных характеристик профессионального выбора учащегося и определение психологопедагогических ситуаций, обеспечивающих его эффективность.
Литература
1. Абдалина Л. В. Психологические аспекты профессионального самоопределения. Воронеж, 2004. С. 77.
2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. М., 1988. № 2. С. 19-26.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Минск, 2004. С. 576.
4. Каунова Н. Г. Особенности личностного самоопределения старших школьников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2006.
5. Кульневич С. В. Менеджмент профессионального самоопределения. Воронеж, 1998. С. 198.
* * *
GENERAL CHARACTERISTIC OF JUVENILE’S PROFESSIONAL CHOICE
E.V. Gruzdova, L.V. Abdalina
This article represents, on the basis of the analysis of actual psychological and pedagogical literature, the author’s contribution to the phenomenon «student’s professional choice».
Key words: choice, professional choice, self-determination.